Сообщение о подвиге молодого киевлянина. Сочинение по картине «Подвиг молодого киевлянина…

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины - 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.

Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции - фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель - переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.

Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног - умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему - лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.

На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.

Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

1 марта 2016

Многие из нас знакомы с монументальными полотнами русского художника А. Иванова. Но есть среди его трудов картины, малоизвестные широкой публике. Одна из них - «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины будет рассмотрено в данной статье.

Что изображено на полотне?

На картине художник в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку.

Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва.

Многое может рассказать зрителям полотно «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши.

Что же это за момент? Разберем его более подробно.

Сюжет произведения

Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе.

Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня.

С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. С помощью его поступка Киев был спасен.

Видео по теме

«Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и ее жанр

Данное полотно сегодня хранится в Русском музее. Зрители всегда обращают на него внимание, ведь выполнено оно в характерной манере романтизма.

Следует отметить, что это достаточно ранняя работа художника. Написана она в 1810 году.

Тогда много силы и романтического восторга вложил в свое произведение молодой А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина» являет собой пример его ранних творческих исканий.

Смысл произведения заключается в характерной для художника убежденности в том, что человек, если он смел и уверен в успехе своего предприятия, может очень многое преодолеть.

Эта картина о любви к своему народу и любви к своей Родине, поэтому она всегда остается актуальной. Робкий юноша превращается в настоящего воина, который смог совершить подвиг и спас своих соплеменников.

Многое может рассказать нам работа «Подвиг молодого киевлянина», описание картины свидетельствует о ее художественной ценности.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Пара взяла напрокат игру за 2 доллара и обнаружила внутри "бонус" от экс-владельцев на 18 тысяч Разное

Пожалуй, трудно поспорить с тем, что искусство во многом порождено историей – ведь она пород подбрасывает творцам такие сюжеты, которые сложно придумать, даже обладая крайне богатой фантазией.

В российской живописной традиции особое место занимает направление исторической живописи – картины, запечатлевающие те или иные сюжеты, знакомые по летописям, дневникам, легендам и т.д. Признанным мастером исторического полотна стал художник, живший в 19 веке, Андрей Иванов. К сожалению, о его происхождении ничего не известно, так что сложно сказать, кто именно привил юному Гению любовь к изобразительному искусству.

При создании полотей А. Иванов руководствовался прежде всего собственными патриотическими убеждениями, острым чувством гражданского долга. Его мировоззрение отразилось и в сюжетах его картин, например, в одной из самых знаменитых: «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году». Как и в других работах, художник-классицист придерживался норм и принципов академизма, что отразилось в общем стиле полотна, во многом близкого античным образцам.

Сюжет полотна «Подвиг…» был заимствован живописцем из летописи. Согласно ей безымянный киевлянин, живущий в осаждённом печенегами в 968 году городе, стал добровольцем и решил привести на помощь Киеву русскую дружину. Для этого он, знавший язык захватчиков, вышел за ворота города, держав руках уздечку.

Герой притворился, будто ищет своего сбежавшего коня, и никто из врагов не обратил на него внимания. Добравшись до берега Днепра, юноша сбросил с себя одежду и ринулся в воду. Он сумел переплыть реку и привёл русское войско на помощь киевлянам. К сожалению, не сохранилось более подробных сведений об этом событии, однако легенда настолько полюбилась художнику, что он создаёт монументальное полотно, сложное в своей композиции и несущее большую смысловую нагрузку и эмоциональный посыл.

Несомненно, центром композиции является фигура молодого киевлянина. Андрей Иванов изображает прекрасного белокурого юношу, чья нагота лишь слегка прикрыта алым платьем, расшитым золотом, которое он перебросил через плечо. Фигура запечатлена в движении: отчётливо видны мускулы, напряжённые от бега; свет отражается от лощёного тела красивого юноши.

Реалистично и живо выглядит поза героя: он бежит, он почти у цели. Лишь одной ногой он стоит на земле, а другая отставлена назад – он не успел опустить её после очередного шага. Рука занесена назад, чтобы помочь киевлянину удержать равновесие; голова юноши повёрнута в сторону города, а взгляд устремлён на врагов: уж не преследуют ли его? В руках безымянный герой держит уздечку, которая помогла ему обмануть печенегов.

Интересно, каким прекрасным изображает киевлянина художник. Его тело, лицо написано только с использованием светлых тонов, в то время как для заднего плана картины выбраны исключительно мрачные: оттенки серого, коричневого, болотно-зелёного.

Кажется, будто за образец живописец взял фигуру какого-то олимпийца – столь красив в своей наготе юноша. Интересно, что некоторые искусствоведы считают, что цветовое решение картины обусловлено её замыслом: светлые тона, которыми написана фигура киевлянина, противопоставлены тёмным тонам, соответствующим мерзости, жестокости злобных захватчиков.

Помимо этого существует теория, будто нагота юноши объясняется его беззащитностью и чистотой среди этого хаоса, где господствует оружие вместе со стальными панцирями. Образ киевлянина нарочно облагорожен автором: тот наделяет героя тонкими и изящными чертами лица и внешней красотой, чтобы подчеркнуть значимость его подвига, его безграничную любовь к Родине, ради которой вчерашний мальчишка готов пожертвовать собственной жизнью.

Совсем иначе на картине изображены захватчики-печенеги, «населяющие» задний план. Они также изображены в движении, однако все они верхом на конях. Эта деталь подчёркивает варварскую натуру завоевателей, стремящихся заполучить всё чужим трудом. Печенеги хорошо вооружены; кажется, они догадываются о том, что юноша хочет позвать на помощь, и пытаются выстрелить в него, однако стрела попадает в их же соратника.

Это мужчина, изображённый практически карикатурно: у него нарочно гипертрофировано выражение боли на лице; его поза не выглядит красивой. Печенега Иванов пишет в тёмных тонах, являя его низменную натуру. Даже вражеских коней художник изображает гнедыми либо чёрными, подчёркивая их злобность и чужеродность этой земле.

Особого внимания заслуживает небо, разверзнувшееся на полотне. Оно угольно-чёрное, покрытое клубящимися мрачными тучами. Однако над головой молодого киевлянина тучи вдруг рассеиваются, пропуская немного света. Эта композиционная деталь подчёркивает обретение городом надежды на спасение благодаря самопожертвованию юного героя.

В целом же картина проникнута патриотическим пафосом. Художник стремится передать воодушевляющее настроение зрителям этой картины, вызвать у них эмоциональный подъём, заключающийся в ощущении гордости за собственную страну, за её безымянных героев.

Описание картины подвиг молодого киевлянина

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Войти Зарегистрироваться

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей. Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников. Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу. На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки. Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

Отправить

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей. Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников. Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу. На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.

/ / Сочинение-описание по картине А.И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»

Вековая «Повесть временных лет» очень часто являлась мощным вдохновением для великих художников, которые желали запечатлеть фрагменты из ее содержания. Не остался в стороне и всеми известный А.И. Иванов. Именно из-под его кисти вышла в свет картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году».

В центре картины изображен молодой юноша. Он обнажен, его тело слегка прикрыто красной тканью. Образ наполнен светом, изображен в ярких тонах, которые прекрасно гармонировали с окружающим полчищем печенегов.

А.И. Иванов любил эпоху античности, поэтому, особое внимание уделил образу юноши. Он рисует его мощное, мускулатурное тело, с сильными ногами, с крепкими руками. Парень бежит к реке, на его ногах нет обуви. Он спешит вскочить на своего коня и позвать на помощь. Знание языка печенегов позволяет ему тайком прокрасться сквозь вражеское войско и осуществить задуманное.

Глядя на картину, перед нами открывается явная борьба добра и зла, противостояние хорошего и плохого. Юноша стремительно бежит вперед. У его ног лежит умирающий печенег. На лице врага недовольство от поражения. Он сер и озлоблен. Его борода потрепана, а тело измазано. Образ юноши совершенно противоположен. Его черты лица утонченные и благородные. Его поступок можно назвать настоящим подвигом.

На заднем плане картины мы видим разбитый Киев. Жители города измучены военными действиями. Они ожидают помощи и освобождения. И вся надежда на этого молодого парня, который, не смотря ни на что, спешит выполнить свою миссию. Красный шарф на шее киевлянина символизирует его внутренний порыв, его стремление к победе.

Картина А.И. Иванова наполнена волевыми, благородными качествами человека, который пытается спасти остальных жителей города.