Уроки-практикумы в линии учебников по литературе под ред. В

План-конспект урока по родному языку в 7 классе

по теме «Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение»

Подготовила Пронина Татьяна Тимофеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нагорьевская средняя

общеобразовательная школа»

Тема: Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение

Тип урока: урок развития речи

Цель урока.

Образовательная: сформировать представление о метафоре и олицетворении как изобразительных средствах языка; научить составлять метафоры и находить их в тексте; научить раскрывать смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения), познакомить учащихся с понятием «метафорические загадки»;

Развивающая: развивать письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус, коммуникативно-речевые умения, углубить представление школьников о художественных изобразительно-выразительных средствах поэтического языка;

Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к художественному слову Оборудование урока: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация

Планируемые результаты:

Познавательные- формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал;
– через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: метафору, олицетворение, эпитет, сравнение, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы.

Регулятивные - определять цели деятельности, последовательность действий --умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные- осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в совместной деятельности, обсуждениях .

Ход урока

I . Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

II .Формулировка темы урока.

За окном зима, мы поплотнее закрываем окна, чтобы в доме стало тепло и уютно. А за окном удивительный мирволшебный мир зимы, и я предлагаю наш урок начать с чтения стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».

1) Чтение подготовленным учеником стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою». (Слайд)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет.

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

- Почему поэтов и писателей называют художником слова?

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?

(Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?

(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?

(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо с помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

-Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете?

-Попытайтесь сформулировать тему нашего урока? (Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение)- откройте тетради и запишите тему урока (слайд)

III .Формулировка целей урока

Сформулируйте цели нашего урока

Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте .

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?

Изображают;

Рисуют словами картины жизни;

Отличают один предмет от другого;

Передают отношение, чувства автора. (слайд)

IV .Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

1.Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре. (слайд)

- Что такое метафора?

Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения (слайд)

-Какие части речи могут выступать в роли метафор?

Примеры метафор(слайд)

существительное:

утро года

в багрец и золото одетые леса

прилагательное

золотые руки

золотое сердце

глагол

блистать эрудицией

рябина зажглась

-В чем выразительная сила метафор?

Выразительная сила метафоры(слайд)

    Подчеркивает самый существенный признак

    Создает индивидуальный образ

    Производит эмоциональный эффект

    Требует духовного усилия, воображения, работы ума

2.Задание .-В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами метафоры. Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос, подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.

Распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим признакам:

По форме: (лента дороги)

Цвету: (костер рябины красной, золото волос)

Размеру, количеству: (гора книг, море слёз)

Расположению: (голова и хвост поезда, подошва горы)

Производимому впечатлению: (зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев)

Задание

Найдите в примерах метафоры, определите их роль.

1. В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

2. Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет , так тихо, так согласно.

3. На миг умолкли разговоры;

уста жуют . Со всех сторон

гремят тарелки и приборы

да рюмок раздается звон.

3.Метафоричные загадки.

Метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении.

Большинство загадок построено на метафоре.Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другими делает более ярким, отчетливым. Например, Цветное коромысло над лесом повисло

Что такое загадка? (небольшое сообщение ученика)

Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет

Вам было дано задание подобрать загадки о зиме, приведите примеры загадок.

По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)

(Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

4.Олицетворение

Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых

Метафора как правило представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение.

Какие примеры олицетворений из народных и литературных сказок вы нашли дома? (Проверка домашнего задания)

Чуковский «Федорино горе»

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Печка, яблоня, речка)

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? -

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка - скажу. -

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... -

Печка ей не сказала.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- "Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил".

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет - Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?

(Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает сказочного героя. Еще одна важная задача олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» : «сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»; «закручинилась берёзонька»).

Задание

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1. В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа .

Снег выпал только в январе.

2. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

5.Тренировочные упражнения

Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его. (Слайд)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в синей тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

Фрагмент анализа стиха: (Слайд и у каждого ученика на парте)

В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)

Проверим, что у вас получилось.

6. Проверочная работа

Сегодня на уроке мы закрепили знания о средствах художественной выразительности. А сейчас я проверю, как вы усвоили данный материал.

Работа в группах с пазлами из открыток.

(На них определение изученных тропов с примерами каждого из них)

Вам необходимо собрать правильно пазлы, чтобы каждому тропу соответствовало точное его определение и пример из художественного произведения.

Метафора – это … это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения

В багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин)

Скинуло кафтан зеленое лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

(Д. Кедрин)

Олицетворение - это … это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых

Но струя бежит и плещет,

И на солнце мечась, блещет

И смеется над тобою.

(Ф.И. Тютчев)

Эпитет – это … слова, которые художественно определяют предмет или действие

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

(Н.А. Вяземский)

Сравнение - это … выражения, основанные на сопоставлении двух предметов.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк.

(И. Бунин)

VI .Поведение итогов. Вывод:

Что такое метафора? На чем основаны большинство загадок? Что такое олицетворение? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

VII . Выставление оценок.

VIII . Домашнее задание. Подготовить монологическое высказывание о метафоре и олицетворении. Из художественных текстов выписать примеры метафор и олицетворения.

IX . Рефлексия. - Закончи фразу: «Сегодня на уроке я…»

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Как вы оцениваете результаты своей работы

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать Козлов Николай Иванович

Метафора жизни

Метафора жизни

Рассказ Василия

Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…

Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.

Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на вершине и чувствую, что рядом со мной стоят десятки и десятки людей. Часть из них мне видна, но это предрассветный час, поэтому в тумане либо в ночи остальные скрываются. Перед собой я вижу, как склон уходит далеко вдаль, он покрыт лесом, и впереди далеко-далеко до самого горизонта уходит поросшая лесом равнина. Потихоньку, где-то вдали, начинает сквозь туман брезжить рассвет, медленно светает, и я уже могу разглядеть, что только часть людей остается на месте, как и я. Остальная часть, как на какое-то массовое шествие, прет вниз по холму, натыкаясь в этом тумане на деревья, спотыкаясь о коряги, натыкаясь на сучки, и, кто стоя, кто на четвереньках, кто как, кто просто катится, – они идут вниз, особо не сознавая, куда они идут. Те люди, которые стоят на месте вместе со мной, – они стараются понять хоть какой-то маршрут, и когда наконец светлеет, когда деревья из черно-белых приобретают цвет и зеленеют, уже можно разглядеть, что там, внизу, на равнине лежит и клубится плотный туман, в который ныряют спускающиеся люди. Но это не обычный туман, который рассеется днем, а что-то такое, напоминающее химическое оружие – в высоту человеческого роста, что-то очень белое и плотное, и понятно, что если ты входишь в него, то поплутаешь-поплутаешь и там тебе конец настанет. Нам, стоящим наверху, видно, что в этом тумане пропадают все, и чтобы помочь людям найти дорогу в обход этого тумана, мы все вместе начинаем движение вниз. И пока мы спускаемся по этому огромному склону, впервые выглядывает восходящее солнце, навстречу нам луч солнца пересекает всю эту равнину и освобождает прямой путь от этого тумана…

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

МЕТАФОРА Метафоры – очень важная часть нашей работы. «Когда покупаешь дом, осматриваешь балки, когда выбираешь женщину, смотришь на ее мать». Это и метафора, и аналогия. Может быть, мы ее используем несколько позже, когда будем говорить о том, как наш мозг обрабатывает

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 16 Терапевтическая метафора Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Система как метафора Система взаимодействия, возникшая между супругами на основе симптома, носителем которого стал один из них, может быть рассмотрена как аналогия той жизненно важной борьбы, которую супружеская пара не в состоянии привести к благополучному разрешению.

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Метафора, или Перенос по сходству Там речь гудит, как печь. Красна и горяча. Левитанский Лингвистический комментарий Теоретически, метафора - перенос значения по сходству. У чайника не бывает, конечно, носа. Но некоторое сходство с частью человеческого лица - по

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Компьютерная метафора В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. В наши дни механистическая модель и соответствующий ей

Из книги Терапевтические метафоры автора Гордон Дэвид

Бессознательное /сознательное/ метафора. В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Раздел 1 Метафора, "Метафора" Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и "бессознательных"

Из книги Пикап. Эффективные практики съема автора Скляр Саша

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Метафора на создание доверия Жила когда-то скрипка, старинная и благородная. Она очень красиво звучала, и играть вместе с ней одну музыку хотели многие другие инструменты. Она многим отказывала, но с некоторыми соглашалась. Прежде чем ответить, она оценивала другой

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Метафора дерева В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Монстры и волшебные палочки автора Хеллер Стивен

Игра как метафора Можно привести ещё множество интереснейших примеров игр с буквенными (графемными и фонемными) и словесными множествами - скажем, поиски закономерности в последовательности слов, букв, рисунков. Во всех случаях анализируются структура и характерные

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ /СОЗНАТЕЛЬНОЕ/ МЕТАФОРА В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так называемую

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

Что есть метафора? О, братья и сестры по духу, мы – создатели трансформации в те священные моменты, которые проводим вместе друг с другом. О, позвольте нам рассказывать наши истории, чтобы вести самих себя вперед. Позвольте почувствовать, как наши сердца открываются

Из книги автора

2.8. Метафора Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней. В. Шекспир Метафора как прием остроумия является продуктом речевой и материальной культуры. Вместе с тем метафора является средством ее формирования, так как ее генезис восходит к когнитивной