Война в произведении шолохова судьба человека. Влияние войны на судьбу человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект на конкурс: «Певец земли донской» Тема: Человек на войне в произведениях М. Шолохова. Муниципальное образовательное учреждение лицей «Политэк» Автор: Шепетина Ксения Юрьевна ученица 10 А класса. Адрес: пр-т Мира д. 31, кв. 135. Телефон: 89185377196 Руководитель: Миронова Елена Ивановна, Учитель русского языка и литературы. г. Волгодонск-2015

2 слайд

Описание слайда:

С историей надо обращаться осторожно, по правде исследовать и писать. М. Шолохов.

3 слайд

Описание слайда:

Содержание: 1. Введение 2. 2.1. М. Шолохов – продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы 19 века. 2.2. Человек на войне в произведениях М. Шолохова - «Донские рассказы» - «Тихий Дон» - «Наука ненависти» - «Они сражались за Родину» - «Судьба человека» 2.3. Особенности гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в произведениях М. Шолохова 3. Вывод. 4. Использованные ресурсы.

4 слайд

Описание слайда:

Введение: Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что произведения М.А. Шолохова были написаны в советскую эпоху. За последние десятилетия изменилось отношение и к самой эпохе, и к произведениям, написанным в это время. Но именно М.А. Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях сумел так отразить серьезные проблемы своего времени, что они не утратили своей актуальности и в наши дни. Цель работы: исследовать произведения М.А. Шолохова, в которых выражено отношение писателя к войне. Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова. Предмет исследования: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова. Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критических статей, интернет ресурсов. Гипотеза: тема человека на войне в произведениях Шолохова – это «поклон народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору». Произведения М. Шолохова о войне - свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к людям, как следование традициям классической литературы 19-го века.

5 слайд

Описание слайда:

Главное в этой летописи жизни – судьба народа. Шолохов учит понимать и ценить людей, знать их бытие, души, высокие стремления и неисчислимые страдания. Он стал примером поиска истины в ее главнейшем содержании – гуманистическом. Самым высоким определением писателя в устах В.Г. Белинского было – «адвокат человечества». Шолохов воспринял, продолжил, развил эту устремленность, благородный пафос деятелей эпохи Возрождения, Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького. Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды. И Шолохов близок нам теперь именно тем, что он был правдивым с начала творчества до конца. Это была его сознательная творческая установка, близкая той, которую определил для себя Л.Н. Толстой в конце рассказа «Севастополь в мае»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Ф.Г. Бирюков

6 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Больше всего Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается братоубийственная война. Даже звери кажутся более милосердными, им не нужно, например, выбирать, кого из детей оставить жить («Семейный человек»), стоит ли спасать брата ценою жизни отца («Бахчевник»), убить ребенка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых («Шибалково семя»). Они живут по привычным законам своего мира. И этот упорядоченный мир живых существ Шолохова противопоставлен изуверству людей. Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Шибалково семя», сын отца и брата в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в «Обиде», лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».

7 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего, пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»). Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает и выход из кровавого месива человеческой жестокости.

8 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Трагедия Григория Мелехова. Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. На широком эпическом фоне движения народных масс в революции особым смыслом наполняются противоречивые искания и трагическая судьба Григория Мелехова, подлинно философская проблема взаимоотношения личности и народа, места личности в революционной борьбе. В его сложном пути с крутыми поворотами, с муками и сомнениями - не путь отщепенца, а путь самого народа. В Григории Мелехове сильнее, чем в других, воплотилась гуманистическая сущность, которая постоянно, на всем протяжении произведения, подвергается труднейшим испытаниям. Так, еще в самом начале войны с Германией Григорий глубоко, до боли переживает, что он убил человека. "Я, Петро, уморился душой," - говорит он брату. И далее: "Меня совесть убивает... Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой". Именно Григория так возмутило, когда казак Чубатый убил пленного. Человеческое начало не позволяет шолоховскому герою принять чью-то правду - правды он не находит ни у белых, ни у красных. И там, и здесь его отталкивает жестокость, бесчеловечность.

9 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Насилие рождает другое насилие. М. Шолохов раскрыл свой взгляд на историю, показал ее страшную правду, заглянул в глаза беспощадной истине: не было и не могло быть правых в той войне, было зло, братоубийство, утрата человеческого в людях. И всего этого не может принять душа Григория Мелехова. "...Людей стравили; и не попадайся! Хуже бирюков стал народ. Злоба кругом". Эти слова говорит шолоховский герой еще во время войны 1914 года. Но еще страшнее и лютее проявляется злоба во время гражданской войны. Эта война была страшна и тем, что она сделала врагами близких людей, породив недоверие друг к другу, вражду и ненависть. Сам Григорий Мелехов, бывший активным участником той войны, ощущает в себе это зло и глубоко его переживает. Бесконечным отчаянием наполнены его слова, когда он, пройдя такой трудный путь, сам себе признается: "Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал... В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе".

10 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. В конце произведения герой окончательно постигает, что нет той правды, которой стоит служить, жертвуя жизнью своей и других людей: "Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить... нехай оно все идет пропадом!". Знаменательно и то, что Григорий идет домой, в свой хутор, не дожидаясь обещанной амнистии. Он не сломался во всех испытаниях, его личность не разрушена. Он готов понести наказание – «согласен отсидеть за восстание», не ждет себе прощения. В его судьбе выразилась одна из самых значительных философских проблем бытия – проблема личности и истории, судьбы отдельного человека, семьи в переломный момент. Писатель сравнивает судьбу Григория с выжженной весенними пожарами, зловеще черной, мертвой, обуглившейся степью, вокруг которой «весело зеленеет молодая трава», ключом бьет жизнь. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория… Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Так, несмотря на желание многих видеть благополучный конец судьбы Григория Мелехова, Шолохов предпочел сказать читателю правду, как бы она горька ни была. И это судьба не только Григория Мелехова, это судьба народа.

11 слайд

Описание слайда:

Наука ненависти. Великий сын России М. Шолохов в годы Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом. В очерке «Наука ненависти» он раскрывает характер русского человека, проходившего в боях «науку ненависти». Рассказ о судьбе Герасимова начинается метафорой: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Могучий дуб, в который попал вражеский снаряд, весною ожил. Рано поседевший лейтенант Герасимов, глядя на него, улыбнулся «простой и милой, ребяческой улыбкой». Автор сравнивает своего героя с могучим дубом, обращает внимание на тесную связь русского человека с родной землёй. Лейтенант Герасимов надломлен страданиями в плену, но не сломлен морально. Его могучий дух помогает справиться с тяжкими испытаниями и трудностями. В самые суровые дни Великой Отечественной войны Шолохов утверждал: народ, проникнутый священной ненавистью к врагу и сыновней любовью к Родине, непобедим.

12 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. В романе «Они сражались за Родину» М. Шолохов обращается к самым горьким страницам истории Великой Отечественной войны – отступлению армии. Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции «по степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок... И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!». И вместе с тем - о подвиге на передовой. Шолохов тогда так его написал, что стал виден не только пламень души, но и реальная мука, и весь ужас разъятой смертельным металлом человеческой плоти». Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества - М.: Воениздат, 1974. - С. 20..

13 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью... Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев... И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла...» Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове...

14 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. - «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики - шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов... Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых... Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни - весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

15 слайд

Описание слайда:

Судьба человека. «Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. М. Шолохов обращается к теме фашистского плена. Для того времени это была запретная тема. И писатель заставил читателя не жалеть своего героя, а восхищаться им. Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Это обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. В поединке с Мюллером перед лицом смерти он думает о том, как сохранить честь русского солдата: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

«Судьба человека» (1956) относится к военной прозе писателя. Он повествует о том, как сильно это жестокое событие меняет жизнь человека, а также закаляет его характер.

Когда начинается война, главный герой произведения Андрей Соколов буквально на второй день получает повестку из военкомата, а на следующий - уже едет на фронт. Дома у мужчины остается любимая жена Ирина и трое детей.

За время службы Соколову приходится «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и пережить множество тяжелых моментов. Самым сложным испытанием для героя становится то, что он попадает в немецкий плен.

Люди, оказавшись в подобной ситуации, балансируя на грани жизни и смерти, демонстрируют свою истинную сущность. Многие из них становятся предателями, как, например, некий Крыжнев, который хотел сдать своего боевого товарища-коммуниста, поскольку «своя рубашка к телу ближе». Но многие ведут себя поистине достойно: поддерживают и спасают своих соотечественников, делятся с ними последним куском хлеба, мужественно выносят все физические истязания и смотрят своему страху прямо в лицо.

Именно из числа таких людей был солдат Андрей Соколов. Даже тогда, когда его по доносу вызвал к себе комендант немецкого лагеря, чтобы в дальнейшем расстрелять, мужчина был готов «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

Со второй попытки герою удается сбежать из плена, но, конечно, это испытание не могло не оставить серьезный след в его душе. «Тошное время было», - говорит Андрей Соколов, вспоминая о войне. Душу мужчины тогда грела лишь одна мысль: после окончания боевых действий он мечтал вернуться к своим близким. Но этой мечте не суждено было сбыться…

Война изменила не только судьбу главного героя, но и судьбу его жены и детей. Еще в 1942 году на дом Андрея Соколова упал снаряд, в результате чего Ирина погибла вместе с дочками. Старшему сыну в тот день удалось выжить, но смерть все равно настигла молодого человека уже в самом конце войны: «аккурат девятого мая» он был убит немецким снайпером.

Таким образом, война не только заставила Андрея Соколова пройти через весь ад и ужас немецкого плена, но и унесла жизни всех его родных, и, казалось бы, лишила последней надежды на счастье. Но, несмотря на всю тяжесть сложившихся обстоятельств, у этого мужественного человека остались силы не замыкаться в своем горе. И он нашел в своей жизни новый смысл, увидев его в маленьком мальчике по имени Ваня .

Война также сыграла трагическую роль в судьбе этого ребенка: она лишила Ваню обоих родителей. Вспоминая об этом, мальчик, несмотря на свой юный возраст, уже громко вздыхает и печально смотрит на Андрея Соколова своими «светлыми, как небушко» глазами. И мужчина решает для себя: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» Поэтому герой берет маленького сироту «к себе в дети».

­­ ­И вот теперь два человека, которых война лишила всего, что им было когда-то дорого, пережив горе и страдания, наконец, нашли друг друга. Автор не знает, что ждет мужчину и мальчика в будущем, но ему хочется верить, что из Вани тоже вырастет человек «несгибаемой воли», который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути».

Сочинение

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым...». Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины», зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.

В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом - на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.

Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. «В судьбу каждого из нас, - писал Шолохов, - война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след...

В первую годовщину войны Шолохов напечатал в «Правде» проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ «Наука ненависти». Давая высокую оценку этому про«ведению, «Правда» спустя несколько дней писала: «Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести «Наука ненависти» писатель Михаил Шолохов». В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти»,

писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.

«Наука ненависти» и «Наука побеждать» органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.

Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.

Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг «простой и милой, ребяческой улыбкой», Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его «добытая большими лишениями седина», не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны

В годы войны Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет, был тяжело контужен при авиакатастрофе. При обстреле Вёшенской погибла его мать.

С фронта Шолохов писал репортажи, в 1942-м был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину» (1943).

После войны Шолохов продолжал активную общественную работу, писал публицистические произведения.

В 1956 годуШолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне. В нём писатель впервые обратился к теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в 1956 году не могла ещё быть освещена, но даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно.

Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. (Вспомните, как изображали человека в художественных произведениях во время Великой Отечественной войны и чем это было вызвано.)

В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает - в последний день войны - 9 мая.

Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.

В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается один и тот же конфликт. Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории - борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам.

В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же - не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет - хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, - не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».

Спустя 25 лет после создания романа «Тихий Дон» - в 1965 году Михаилу Александровичу Шолохову за роман, переведённый к тому времени на многие языки, была присуждена Нобелевская премия.

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов скончался. Похоронен он в станице Вёшенской на крутом берегу Дона, как сам того пожелал.

Влияние войны на судьбу человека - тема, которой посвящены тысячи книг. Что собой представляет война, теоретически знает каждый. Тех, кто ощутил на себе ее чудовищное прикосновение, значительно меньше. Война - постоянный спутник человеческого общества. Она противоречит всем нравственным законам, но, несмотря на это, с каждым годом число людей, пострадавших от нее, растет.

Судьба солдата

Образ солдата всегда вдохновлял писателей и кинематографистов. В книгах и фильмах он вызывает уважение и восхищение. В жизни - отстраненную жалость. Государству солдат нужен в качестве безымянной живой силы. Его искалеченная судьба может волновать лишь близких. Влияние войны на судьбу человека неизгладимо, независимо от того, что послужило причиной участия в ней. А причин может быть много. Начиная от желания защитить родину и заканчивая стремлением заработать. Так или иначе, выиграть в войне невозможно. Каждый ее участник заведомо побежден.

В 1929 году в свет вышла книга, автор которой за пятнадцать лет до этого события мечтал во что бы то ни стало попасть в На родине ничего не будоражило его воображения. Он хотел увидеть войну, поскольку считал, что лишь она сможет сделать из него настоящего писателя. Мечта его сбылась: он получил множество сюжетов, отразил их в своем творчестве и стал известен на весь мир. Книга, о которой идет речь, - «Прощай, оружие». Автор - Эрнест Хемингуэй.

О том, как влияет война на судьбы людей, как убивает и калечит их, писатель знал не понаслышке. Людей, имеющих к ней отношение, он подразделял на две категории. К первой относил тех, кто сражается на передовой. Ко второй - тех, кто разжигает войну. О последних американский классик судил однозначно, полагая, что зачинщиков следует расстреливать в первые дни военных действий. Влияние войны на судьбу человека, по мнению Хемингуэя, убийственно. Ведь она является не чем иным, как «наглым, грязным преступлением».

Иллюзия бессмертия

Многие молодые люди начинают воевать, подсознательно не догадываясь о возможном финале. Трагический конец в их мыслях не соотносится с собственной судьбой. Пуля настигнет кого угодно, но не его. Мину он сможет благополучно обойти. Но иллюзия бессмертия и азарт рассеиваются как вчерашний сон в ходе первых боевых действий. И при удачном исходе домой возвращается иной человек. Возвращается он не один. С ним война, которая становится его спутницей до последних дней жизни.

Жажда мести

О зверствах русских солдат в последние годы стали говорить почти открыто. Переведены на русский язык книги немецких авторов, очевидцев марша Красной Армии на Берлин. Чувство патриотизма на некоторое время ослабло в России, что дало возможность писать и говорить о массовых изнасилованиях и нечеловеческом зверстве, производимом победителями на территории Германии в 1945 году. Но какова должна быть психологическая реакция человека после того, как на родной земле объявился враг, уничтоживший его семью и дом? Влияние войны на судьбу человека беспристрастное и не зависит от того, к какому лагерю он принадлежит. Жертвами становятся все. Истинные виновники подобных преступлений остаются, как правило, безнаказанными.

Об ответственности

В 1945-1946 годах в Нюрнберге состоялся процесс, призванный судить руководителей гитлеровской Германии. Осужденные были приговорены к смертной казни либо длительному заключению. В результате титанического труда следователей и юристов были вынесены приговоры, соответствующие тяжести совершенного преступления.

После 1945 года войны продолжаются по всему миру. Но люди, развязывающие их, уверены в своей абсолютной безнаказанности. Более полумиллиона советских солдат погибло во время Афганской войны. Приблизительно четырнадцать тысяч российских военнослужащих составляют потери в Чеченской войне. Но за развязанное безумие никого не наказали. Из виновников этих преступлений никто не погиб. Влияние войны на человека от того страшнее, что в некоторых, хотя и редких случаях, оно способствует материальному обогащению и укреплению власти.

Война - благородное дело?

Пятьсот лет назад предводитель государства лично вел своих подданных в атаку. Он рисковал так же, как и рядовые бойцы. За последние двести лет картина изменилась. Влияние войны на человека стало глубже, оттого что нет в ней справедливости и благородства. Военные вдохновители предпочитают отсидеться в тылу, спрятавшись за спинами своих солдат.

Рядовые бойцы, оказавшись на передовой, руководствуются стойким желанием спастись любой ценой. Для этого существует правило «выстрели первым». Тот, кто стреляет вторым, неизбежно погибает. И солдат, нажимая на курок, уже не задумывается о том, что перед ним человек. В психике происходит щелчок, после которого жить среди людей, не сведущих в ужасах войны, тяжело, почти невозможно.

В Великой Отечественной войне погибло более двадцати пяти миллионов человек. Каждая советская семья познала горе. И это горе оставило глубокий болезненный отпечаток, который передался даже потомкам. Женщина-снайпер, на счету которой 309 жизней, вызывает уважение. Но в современном мире бывший солдат не найдет понимания. Рассказы о его убийствах, скорее, вызовут отчуждение. Как влияет война на судьбу человека в современном обществе? Так же, как и на участника освобождения советской земли от немецких оккупантов. Разница лишь в том, что защитник своей земли был героем, а кто воевал с противоположной стороны - преступником. Сегодня же война лишена смысла и патриотизма. Не создана даже вымышленная идея, ради которой она разжигается.

Потерянное поколение

О том, как влияет война на судьбы людей, писали Хемингуэй, Ремарк и другие авторы XX столетия. Человеку незрелому чрезвычайно сложно в послевоенные годы адаптироваться к мирной жизни. Они еще не успели получить образование, их нравственные позиции до появления на призывном пункте были неокрепшими. Война разрушила в них то, что еще не успело появиться. И после нее - алкоголизм, самоубийство, безумие.

Эти люди никому не нужны, они потеряны для общества. Есть только один человек, который примет искалеченного бойца таким, каким он стал, не отвернется и не откажется от него. Этот человек - его мать.

Женщина на войне

Мать, которая теряет своего сына, не способна смириться с этим. Как бы героически ни погиб солдат, с его смертью никогда не сможет смириться женщина, которая его родила. Патриотизм и высокие слова теряют смысл и становятся нелепыми рядом с ее горем. Влияние войны на становится невыносимым тогда, когда человек этот - женщина. И речь идет не только о солдатских матерях, но и о тех, кто наравне с мужчинами берет в руки оружие. Женщина создана для зарождения новой жизни, но не для ее уничтожения.

Дети и война

Чего не стоит война? Она не стоит человеческой жизни, материнского горя. И она не способна оправдать ни единой слезы ребенка. Но тех, кто зачинают это кровавое преступление, не трогает даже детский плач. Мировая история полна ужасных страниц, которые повествуют о зверских преступлениях против детей. Несмотря на то что история является наукой, необходимой человеку во избежание ошибок прошлого, люди продолжают их повторять.

Дети не только гибнут на войне, они погибают и после нее. Но уже не физически, а морально. Именно после Первой мировой войны появился термин «детская беспризорность». Это социальное явление имеет разные предпосылки для возникновения. Но самая сильная из них - война.

В двадцатые годы осиротевшие дети войны наполнили города. Им пришлось учиться выживать. Делали это они с помощью попрошайничества и воровства. Первые шаги в жизни, в которой их ненавидят, превратили их в преступников и безнравственных существ. Как влияет война на судьбу человека, который только начинает жить? Она лишает его будущего. И только счастливый случай и чье-то участие могут сделать из ребенка, лишившегося родителей на войне, полноценного члена общества. Влияние войны на детей имеет столь глубокое действие, что стране, которая участвовала в ней, приходится страдать от ее последствий десятилетиями.

Воюющих сегодня подразделяют на «убийц» и «героев». Они не те и не другие. Солдат - это тот, кому не повезло дважды. Впервые - когда он попал на фронт. Во второй раз - когда оттуда вернулся. Убийство угнетает человека. Осознание приходит иногда не сразу, а значительно позже. И тогда в душе поселяется ненависть и желание мести, что делает несчастным не только бывшего солдата, но и его близких людей. И судить за это необходимо организаторов войны, тех, кто, по словам Льва Толстого, будучи самыми низкими и порочными людьми, получили в результате осуществления своих планов власть и славу.