Алексей Кортнев и Камиль Ларин: «Когда нас не держат, мы не стремимся убежать. – Почему вы в свое время решили побриться наголо? Веселье гарантируете

За час до выступления на сцене Екатеринбурга, после прогулки по «Ельцин-центру» лидер группы «Несчастный случай» рассказал Порталу сайт, почему не стоит бояться прослушки разговоров, что общего между британским Brexit и революцией 1917 года, и как Россия в случае чего будет подавлять сепаратистские настроения.

Вчера приняли «пакет Яровой», жесткие поправки в законодательстве, по которым будут уголовно наказывать за недоносительство, по которым операторов связи, мессенджеров и соцсетей обязали хранить всю информацию о содержании разговоров и переписки пользователей. Допустимо нарушать основы Конституции под предлогом защиты общества от терроризма?

Мне трудно дать однозначный ответ. Весь мир сейчас напуган тем, что происходит вокруг. Это же чудовищный разгар терроризма! Я активно жил в эпоху Бориса Николаевича и Михаила Сергеевича (Ельцина и Горбачева - прим. ред.). Тогда у нас была куча всяких вызовов: и чеченская война, и экономическая разруха, и все, что угодно. Но о подобном разгуле терроризма мы даже не слышали. Эти судорожные меры, которые идут вразрез с Конституцией, созвучны тому, что происходит во всем мире. И на страшные отступления от демократических свобод идут практически все страны. Это ужасно. Это очень противно. Но, к сожалению, это необходимо.

- То есть нам остается держаться?

Нам нужно держаться. Понимаете, почему я об этом так легко говорю? Мне особенно нечего скрывать от своего государства. Да, мне неприятно, что за мной будут наблюдать. Но я знаю, что за мной уже наблюдают. Вот держишь ты эту штуку в руке (показывает на телефон - прим. ред.) и ты уже находишься под пристальным изучением. И даже не наших спецслужб, а международных корпораций. Это известно.

Конечно, ты можешь от этого отказаться, отписаться. Лично мне отписываться не от чего. Я не запрещаю доступ к местоположению таким программам, как Яндекс, Гугл и так далее. Стало быть, про меня знают все и всё. Ну не всё может быть. Но уже почти. Поэтому сделать еще маленький шаг - разрешить КГБ наблюдать за мной - не считаю это чем-то трагическим.

- А вы же на днях играли концерт в Лондоне?

Да, позавчера вернулся.

- Какая в городе была атмосфера? Почему ?

Понятия не имею. Я был там накануне референдума. И мы общались с русской диаспорой, а это огромное количество людей, тысячи человек. Так вот, ни один человек не верил, что произойдет Brexit. Ни один человек. Весь Лондон был оклеен агитацией «I" m in», то есть «я остаюсь», «я внутри». Хотя то, что весь Лондон был так оклеен, уже многим говорило, что, скорее всего, происходит самое ужасное. Вообще, я должен сказать, что это чудовищно.

- Чудовищно?

Потому что ослабление Европы - это очень плохо для России. Потому что у нас есть внешнеполитические и геополитические враги, которые отнюдь не в Европе располагаются. И поэтому каждый удар по Европе - это и удар по будущему России. По экономике России, уж точно. Чем большее ярмо ляжет на плечи Германии, Франции и той же Великобритании, тем хуже придется нам. Ой, блин, это конечно все ужасно. И главное настолько неожиданно…

- Должны же быть какие-то причины. Как так получилось, что никто не ожидал и - бабах?

Это так же безумно спрашивать, как спрашивать, почему в 1917 году получилась революция. Ее сделали несколько сотен очень активных фанатиков. Которые сагитировали, убедили, обманули, подкупили уже сотню тысяч человек, которых было достаточно, чтобы обмануть сто миллионов и привести их к катастрофе. Я думаю, что в случае с Brexit, случилось то же самое. К этому привела некоторая группа из нескольких тысяч человек.

Вы три года назад говорили, что когда обвалятся цены на нефть, в России произойдет переоценка ценностей, что будут большие изменения. Обвалилась, и ничего.

За это время, слава богу, и страна, и экономика адаптировались. Катастрофа не наступила. Никаких голодных бунтов, забастовок и восстаний нет и не будет. К тому же за те годы, что прошли, мы наблюдали за Украиной.

Наша страна напугана на долгие десятилетия вперед. Ведь при помощи агитационной машины, частью которой вы, например, являетесь, народу было объяснено, что будет. Если вы будете вякать, будет кошмар, отъем частей страны, развал, гражданская война. И по сути это правда.

Потому что если бы что-то подобное произошло у нас, то жесткость и быстрота подавления была бы еще более высокой, чем на Украине. Если бы какая-нибудь Брянская или Белгородская область решила бы вдруг отсоединиться, то там бы была не такая война как на Донбассе, а гораздо хуже. Поэтому сейчас никто даже рта не откроет. И слава Богу.

У тебя сейчас вышел новый альбом, будут концерты, интервью. Что помогает тебе поддерживать себя в рабочем состоянии?

Самое главное - это правильный мужской распорядок дня. Утром – физические упражнения, вечером – алкоголь в нужном количестве. И еще меня бодрит мысль о том, что скоро это кончится. Вот сейчас каждый день загружен, но я-то знаю, что это ровно до 19 числа. Потом отдых. Потом снова работа. Мысль о будущих перерывах меня очень поддерживает и заставляет выкладываться.

Твоя жена - известная спортсменка (жена музыканта Амина Зарипова – шестикратная чемпионка мира по художественной гимнастике). Наверняка очень собранный и сильный человек. Тебя не пугает такая расстановка сил в семье?

Я бы не сказал, что Амина физически сильный человек. Она занималась не тем видом спорта, который подразумевает наращивание безумной мышечной массы. Так что с этим у нас проблем точно не возникает. И женщина остается хрупкой, как и должна быть. Хотя профессиональный спорт очень воспитывает человека, организует его. Вот в семье она как раз организацией и занимается – строительство дома, взаимодействие со всякими нянечками... Это ей отлично удается.

А за физподготовку в семье тоже она отвечает? На правах спортсмена?

Нет, ее это вообще не интересует сейчас, ей вполне хватает ее воспитанниц - она заслуженный тренер Российской Федерации. За своей формой и за сыновьями слежу я, заставляю их ходить в разные секции. Более того, я занимаюсь спортом намного больше чем она, просто потому что ей это уже надоело. Так что со стороны жены – абсолютно никакого давления или советов на этот счет. Меня это очень устраивает.

Итак, какой должна быть настоящая женщина?

В первую очередь - преданная. И желательно умная. Я очень не люблю глупых, хотя признаю их право на существование. Но я бы никогда не смог связать жизнь с такой женщиной. Кстати, среди моих подруг и знакомых все отличаются большой живостью ума.

Сколько лет твоему старшему сыну?

А он сильно отличается от тебя в 23 года?

В 23 года все прежде всего балбесы. Я балбесничал, писал песни, занимался постановкой спектаклей... Артем балбесничает, занимается фотографией, что-то пишет. Меняются мужские игрушки, интересы смещаются, но это по мелочи... А образ жизни, мышление, идеи – все почти такое же, я не вижу сильных различий.

У тебя четверо сыновей от трех разных женщин, а сколько женщин тебе надо для абсолютного счастья?

Ну тут как ответить... Сейчас я знаю, что одной достаточно. Но до того, как я встретил Амину, я вел довольно расслабленный образ жизни, сожительствовал с прекрасными женщинами и совершенно не парился. Это не значит, что женщин надо много, это означает, что пока ты ищешь, их может встретиться две, а может двадцать две. А потом ты встречаешь свое, уже набравшись жизненного опыта и тогда эти мужские заморочки – жениться или быть холостяком – исчезают! Если все эти сомнения еще вертятся в голове, значит в отношениях что-то не так.

То есть ты считаешь, что мужчина обязательно должен нагуляться, прежде чем жениться?

Конечно! Нет, если появляется желание строить семью в 20 лет, можно и попробовать. Но велика вероятность, что все это кончится, как только захочется новых впечатлений.

19 ноября в клубе Arena Moscow состоится концерт группы «Несчастный случай». Концерт приурочен к презентации нового альбома - «Тоннель в конце света».

Российская рок-группа "Несчастный случай" отмечает свой 35-й день рождения. Свою историю коллектив отсчитывает от 13 сентября 1983 года, когда артисты Студенческого театра МГУ Алексей Кортнев и Валдис Пельш решили создать музыкальный дуэт.

В юбилейном интервью ТАСС фронтмен "Несчастного случая" Алексей Кортнев рассказал, почему не разрешает "отделять" себя от группы на афишах, как на спор родился один из главных хитов - "Что ты имела в виду?" - и почему свои самые популярные песни музыканты сначала не хотели исполнять.

- Алексей Анатольевич, на сайте группы в разделе для организаторов концертов указано , что писать на афише "Алексей Кортнев и группа "Несчастный случай" недопустимо. В противном случае организаторы должны оплатить два гонорара. Чья идея, ваша лично или других участников коллектива?

Это было наше совместное решение и ощущение, потому что я себя чувствую крайне неловко в такой ситуации. Мы совершенно искренне исповедуем принципы театральной студийности, то есть мы делаем почти все вместе. Я являюсь фронтменом группы, поэтому более известен, плюс телевизионная и киноактивность. Но в ансамбле мы действительно работаем на равных. Просто объем проделанной работы не всегда виден зрителю: на сцене могут стоять авторы песни, а все лавры собирает солист.

А что за история с "Частным случаем", где вы выступаете с Сергеем Чекрыжовым? Другие участники группы не в обиде?

Они периодически к нам присоединяются: "Частный случай" не всегда играет вдвоем, у нас бывают и концерты втроем, вчетвером.

На самом деле, это была вынужденная мера, поскольку довольно часто площадки, на которых нам предлагают выступить, не могут принять весь ансамбль. Условно говоря, если концерт для 20 человек в небольшом помещении, то поставить шесть человек с барабанами, со звукоусилением - можно, но это значит мучить людей излишне громкими звуками.

У вас очень ироничные, часто саркастические тексты песен. То, что вы выросли в профессорской семье, как-то повлияло на ваше творчество, на стихи?

Я думаю, что да, потому что у людей хорошо образованных - именно образованных в самых разных областях знания, - как правило, формируется самоироничный склад ума. Они очень хорошо знают, что мало чего знают. Те, кто много знает, представляет себе и объем неизведанного. Я унаследовал от своих родителей самокритичное и самоироничное жизненное ощущение. А это, естественно, потом транслируется в тексты и даже в мелодии.

Всегда было интересно, под каким впечатлением можно было написать песню "Что ты имела в виду?" Кто-то из ваших приятелей вас вдохновил?

Нет, но это был совершенно отчетливый случай. Я находился в кабинете у своего товарища и по совместительству человека, который выпустил несколько наших первых альбомов, Андрея Феофанова. Андрей приехал с презентации первого альбома группы "Иванушки International" - еще с кассетой, даже не с диском. И вот он ее вставил в магнитофон, включил и говорит: "Послушай, вот это - будущее музыки". А там вот эти все "на небе тучи" и так далее.

Я не могу сказать, что мне это не понравилось, это было сделано крепко. Я говорю: это здорово, но рок-н-ролл будет всегда, потому что это как частушки, как рэп, как блатная песня, - это очень легко сочинить по любому поводу. Песню "На небе тучи" ты не напишешь по поводу того, что тебя толкнули в трамвае. А рок-н-ролл напишешь. В этот момент его секретарша, которая сидела в полутора метрах от нас, разговаривала со своей подругой по телефону и сказала именно эту фразу: "Что ты имела в виду?" И Феофанов тут же сделал стойку и говорит: "Вот, напиши песню по этому поводу". Я с ним поспорил и на следующий день принес ему готовую песню, спел под гитару в этом же офисе, в присутствии той же секретарши.

Самое интересное, что мы с ребятами из "Несчастного случая" долго дискутировали о том, стоит ли ее вообще записывать и выпускать.

- Почему?

Потому что она была написана за 30 минут, очевидно капустного содержания и настроения. Шутка, которая сделана по щелчку пальцев без малейших усилий. И мы совершенно искренне говорили: "Да ну, зачем?"

Интересно, что подобные споры у нас вспыхивали вокруг почти всех песен, которые потом стали популярными.

- Например?

- "Генералы песчаных карьеров", "Если б не было тебя", "Песня о Москве", "Овощное танго".

- Чем не угодили "Генералы" и "Если б не было тебя"?

Потому что "Генералов песчаных карьеров" не мы сочинили. "Если б не было тебя", опять же, потому что это музыка Тото Кутуньо, это попсятина, французская эстрада, Джо Дассен. А мы - рок-н-ролл - не хотим этого петь. Слава богу, нам каждый раз не хватало брутальности сказать: "Да, мы не будем это публиковать - и все". Поэтому мы издали эти песни, которые, в общем-то, приносят нам основные заработки.

- Хотела выразить вам респект за концепцию альбома "Кранты" - "саундтрек кино, которого не будет". Это же настоящий аудиоспектакль. Чья была идея?

Идея была моя. Второй раз мы подобное делать не будем, конечно. Сейчас мы пишем полноценный спектакль, который будет называться "В городе Лжедмитрове". Этот мюзикл выпускаем 25 февраля. Сейчас начинаем репетировать, и я очень волнуюсь по этому поводу.

Что касается "Крантов", там была очень интересная история. Для меня это был вызов. Песни же не писались как саундтрек, они сочинялись разрозненно. Причем я сначала их расставил в той последовательности, в которой они бы стояли на пластинке, даже если бы между ними не было связок. У песен на диске одинаковая последовательность с минимальными вариантами: хиты, которые точно должны быть услышаны первыми, потом провис, затем опять что-то посильнее. Чередуешь лирические и развлекательные номера, нельзя ставить подряд две длинные минорные песни... Поэтому последовательность песен выстроилась без учета какого-либо сюжета. И было ужасно интересно потом их соединять каким-то якобы сюжетом. Мне очень понравилась эта работа.

Я, как правило, ориентируюсь на концертный опыт, потому что сам ничего в этом не понимаю - что выстрелит, что нет. Я люблю определенную музыку, достаточно сложную, и мне кажется, что именно так написанные песни хороши. Народу это обычно не очень нравится. Поэтому мы уже долгие десятилетия практикуем такую последовательность: пишем песни, играем их на концертах, и в зависимости от того, что нравится, а что нет, ставим в альбом.

- Вы упомянули "В городе Лжедмитрове". Можете рассказать о сюжете?

Это такая фантасмагорическая история, много раз уже появлявшаяся и в литературе, и в кино, и в театре. История человека, который возвращается в родной город, которого он совершенно не помнит. Он попадает в герметичный городок, из которого он сбежал 25 лет назад. Но он не помнит, от чего он сбежал. Музыкант, поехал на заработки в Москву... Тут его пригласили на День города, и он только в этот момент вспомнил, что он же родом из Лжедмитрова! Он туда приезжает, и начинается катавасия, потому что город этот очень-очень необычный, и не случайно он оттуда удрал.

Больше я рассказывать не буду. Приходите и смотрите.

- Это политическая или больше социальная история?

Мне кажется, социальное и политическое сейчас разделять вообще нельзя, потому что политика диктует законы, по которым живет социум. Это политическая сатира и социальная сатира. Надеюсь, что она будет достаточно острой.

Это почти герметичная работа, потому что на сцене будет почти только "Несчастный случай". Плюс два артиста.

- Кого зовете?

Сережу Белоголовцева и Кристину Бабушкину из МХТ. Все остальные драматические роли будут играть музыканты.

- Музыканты к этому готовы?

Да. Все к этому готовы, кроме зрителей (смеется).

- У вас лично на счету очень успешное сотрудничество с МХТ, которое было отмечено и "Золотой маской", и "Турандот". Сейчас какие-то совместные проекты планируются?

К сожалению, нет. Уже после сотрудничества с МХТ мы сделали две, как мне кажется, очень значимые работы.

Это спектакль "Акбузат" в Уфимском русском драматическом театре - рок-опера по мотивам башкирского народного эпоса.

И музыкальный спектакль "Поколение Маугли" с Костей Хабенским и его фондом - благотворительная история с кучей детишек на сцене. Там играли интересные люди: сам Костя Хабенский, Диана Арбенина, Тимур Родригез. Саша Кержаков играл Каа. В нашей версии он был спортивным тренером, который постоянно тренировал бандерлогов. Я играл Шерхана в очередь с Гошей Куценко. Сейчас этот спектакль не идет, к сожалению. Я думаю, что временно.

Когда я звонила с вопросом об интервью, группа вроде бы была на Дальнем Востоке. Как активно вообще гастролируете? Где чаще всего выступаете?

Да, мы были в Южно-Сахалинске. График невероятно плотный, я вам могу перечислить сейчас. После летних каникул уже был Южно-Сахалинск, на следующий день Павловский Посад, потом Пермь. Будет Барнаул, через день - Саратов, Кишинев дважды, Москва, Ульяновск, Москва опять - трижды. На следующий день Томск, Новосибирск. Перелет во Владивосток. Второго октября концерт в Сочи...

- Это из-за юбилейного года?

Во многом - да. За месяц даем где-то 15 концертов в разных городах.

- Если я правильно поняла, не прозвучало ни одного крымского города?

Нет. Нас не зовут в Крым. У нас какие-то странно запутанные отношения и с Украиной, и с ее бывшими территориями.

- Вас это обижает?

Нет, меня это радует. Иначе пришлось бы принимать очень сложные этические решения. Я, слава богу, освобожден от принятия этих решений.

На афише юбилейного концерта в "Крокусе" 25 ноября с вами изображен Валдис Пельш. Не решит ли он, наконец, вернуться в группу навсегда?

Нет, я не думаю, что он вернется. И главное, что я не думаю, что это нужно ему, что это нужно нам. Он возвращается на эти юбилейные концерты, будет много с нами ездить. Вот снимали ролик для этих концертов и радовались как дети. Был очень смешной сценарий: мы с Валдисом дрались, гонялись друг за другом... Когда мы встречаемся в этих работах, мы совершенно счастливы. И я не хочу омрачать это счастье постоянной рутинной работой. И потом, у Валдиса очень серьезные большие проекты, не связанные с "Несчастным случаем". Скажем, после нашего юбилейного концерта в Москве он уже 26-го улетает в Антарктиду на два месяца снимать очередное документальное кино, в чем он, совершенно очевидно, нашел свое призвание.

Я ужасно рад, что мы с Вадькой время от времени сотрудничаем, что-то делаем. Мы с ним хотим потом сделать разговорный спектакль на двоих.

- Без группы?

Наверное, да. Просто как актеры. О жизни, о каких-то историях, которые с нами случались, о ссоре. Нет, не о ссоре, а о человеческой ревности, совместных проблемах. Потому что мы же прожили не безоблачную жизнь. Мы ближайшие друзья, которые вместе 35 лет. За это время многое происходило.

- Какие-то конкретные планы по срокам есть?

Пока нет. Сначала надо "Лжедмитров" выпустить, а потом, где-нибудь через год, можно будет делать работу с Валдисом.

- Та же юбилейная афиша обещает рассказать, что же вы имели в виду. Так что вы все-таки имели в виду?

Для этого приходите на концерт, там мы пытаемся рассказать максимально доходчиво.

Самое главное, что мы имели в виду, - это то, что свободные люди должны быть свободными в выражении своих мыслей и чувств. И если они: а) не боятся; б) не алчут, то их будут слушать. Мы за 35 лет не написали ни одной песни по заказу дня, чтобы подлизаться к кому-то. Не написали ни одной песни, которая прославляла бы какие-то политические тренды в стране или мире. И при этом собираем "Крокус" - шесть с половиной тысяч человек! Не будучи популярной группой, которую показывают по телевизору и постоянно крутят по радио... Но люди хотят общения, и для меня это чрезвычайно ценно.

Наверное, именно это мы и имели в виду.

Беседовала Анастасия Силкина

Алексей Кортнев - о своей гражданской позиции, грядущем юбилее «Несчастного случая» и отказе «Первому каналу».


2 февраля в столичной «Арене Moscow» популярный московский бэнд «Несчастный случай» сыграет большой сольный сейшен, который должен был состояться еще в прошлом году, но сорвался по уважительной причине. Перед концертом с лидером НС Алексеем Кортневым душевно пообщался обозреватель «Известий» Михаил Марголис.

- Ты минувшей осенью прихворнул так, что «Несчастному случаю» пришлось отменить с десяток запланированных выступлений, в том числе большой московский сольник.

- Это тот же специалист, что лечит Валерия Кипелова, Пелагею?

Ты, видимо, о Льве Борисовиче Рудине говоришь. Он первоклассный терапевт, и у него в кабинете мы действительно нередко пересекаемся с той же Пелагеей. Он меня и направил к Иванченко, поскольку терапевтическими методами мою проблему решить не удалось. Я летом, видимо, перепел, да еще основательно простудился под кондиционерами и добил свой голос на лондонской Олимпиаде, где орал на трибунах, как настоящий фанат.

- Концерт в «Арене» это в сущности ваше «возвращение долгов»?

Да, и для тех, кто собирался на него в ноябре, действительны купленные тогда билеты. Хотим показать несколько новых песен, но немного. На мой взгляд, устраивать премьеры в большом зале не совсем правильно. Тут надо играть то, что людям уже известно.

- Пока ты лечился, в нашей стране произошла серия событий, принят «закон Димы Яковлева», например. Настроения и нравы этой зимы могут отразиться в твоих ближайших сочинениях?

Знаешь, я понял, что не могу так быстро реагировать на текущие обстоятельства. Вот для спектакля сделать какие-то жесткие куплеты и вставить их, скажем, в песню «Снежинка» - это, пожалуйста. Скоро у нас будут очередные показы «Дня радио», и там я про Госдуму, ее деятельность и законы что-нибудь напишу обязательно. Это фельетонный жанр. А серьезные песни оперативно у меня не сочиняются. Очень завидую способности Васи Обломова или Димы Быкова мгновенно и качественно реагировать на события.

- Но я говорю не столько о фельетонных сочинениях, сколько о твоей узнаваемой грустноватой философичности. Той, что, например, вновь объемно проявилась в последнем альбоме НС «Тоннель в конце света». Условно говоря, ты созрел для песен «Шла Саше по шоссе-2» или «Слезы мужчин-2»?

Да, я работаю над такой вещью. Она, скажем так, накапливается во мне как лавина. Поскольку уровень идиотизма в стране, к сожалению, растет с каждым месяцем.

- Твоя супруга, многократная чемпионка мира по художественной гимнастике Амина Зарипова , солидарна с тобой или ей все равно? Скажем, она может выйти на оппозиционный митинг?

Она все прекрасно понимает. Хотя изначально Муся достаточно нейтрально относилась к моей «гражданской активности». Впрочем, какая уж там у меня особая активность... Я ж не организатор протестного движения, а так - вялотекущий в нем человек. Но вот на недавнее шествие 13 января против «закона подлецов» Муся уже пошла вместе со мной. В нашей компании собралось человек 30, и фактически половина из них вышла на митинг впервые, при этом человек семь - мои друзья, конкретно занимающиеся темой детских домов, благотворительностью. Их просто шокировало то, что сотворили думские депутаты.

- Сергей Никитин , как ты наверняка знаешь, отказался участвовать в юбилейном вечере Юрия Башмета после определенных публичных высказываний известного альтиста. Ты готов в подобной для себя ситуации отреагировать похожим образом?

Да. Например, буквально час назад я отказался от предложения попробовать себя в качестве ведущего одной из популярных информационных программ на «Первом канале». Мне, правда, говорили, что «у нас совершенно аполитичная программа». Но я ответил: извините, ребята, не могу. Появляться на «Первом» в качестве кривляющегося артиста - пожалуйста. Но становиться ретранслятором мнения руководства канала - это идет в разрез с моими принципами. Я так и написал в письме тем, кто меня пригласил, и подчеркнул, что конкретно на них мое отношение к этому ТВ не распространяется.

- Кто-нибудь уже сказал тебе: «Ну, все, Леша, после такого ответа ты себе все «мосты сжег» на «Первый»?

А никто пока не знает. Тебе первому говорю. Морально я в принципе готов к расставанию с «Первым каналом», если там как-то ревностно отреагируют на этот мой отказ. Не скажу, что сильно пострадаю, хотя будет, конечно, немного жаль некоторых больших гламурных передач, в которых там время от времени можно принимать участие. Но у всего, как говорится, есть стоимость. И платить столь высокую моральную цену за то, чтобы оставаться в обойме «Первого канала», я не готов.

- Зато сейчас ты играешь в мюзикле «Растратчики», созданном по произведению отъявленного конформиста своего времени Валентина Катаева, в театре преуспевающего ныне культурного чиновника Михаила Швыдкого.

Со Швыдким я начал сотрудничать пару лет назад и сошелся с ним довольно близко, но исключительно на театральной почве. Про его жизнь вне театра я реально ничего не знаю и никогда ею не интересовался. Поэтому к Михаилу Ефимовичу у меня абсолютно позитивное отношение.

- Не любопытствовал у него: зачем вы, Михаил Ефимович, «съели «Горбушку»?

Это не он ее съел, а предприятие, которому она принадлежит, - завод имени Хруничева. И произошло это задолго до того, как Швыдкой договорился об устройстве там своего театра. Несколько лет «Горбушка» пустовала. Мне даже предлагали в какой-то момент стать художественным руководителем данного ДК.

- С какой миссией?

Чтобы делать там то, что я придумаю. А владельцы «Горбушки» готовы были вложить деньги в новую световую и звуковую аппаратуру, переоборудовать обветшалый зал и т.п. Но все осталось на уровне разговоров.

- Нынешний год станет для тебя в большей степени годом твоих самостоятельных проектов: в театре, кино, на ТВ или все же годом «Несчастного случая»?

Конечно, второе. Ибо в этом году НС празднует свое 30-летие, к которому мы потихоньку начинаем готовиться уже сейчас. Не уверен, что мне удастся написать какие-то новые яркие песни непосредственно к юбилею, но, может, для такого праздника они и не требуются. Лучше обратиться к истокам, поднять что-то позабытое или неизданное.

- Вспомнился твой дуэтный этюд с Андреем Макаревичем «Ломами бьют». Ходовая ведь сегодня фишка для резонансных выступлений или видеороликов в Сети? Не хочешь еще попробовать? Тот же Вася Обломов поет с Нойзом и Шнуром, с Ксенией Собчак и Леонидом Парфеновым.

К 30-летию НС мы замыслили сделать кучу смешных дуэтов в духе как раз упомянутой тобой «Ломами бьют». Бог даст, это сложится в некий капустник минут на сорок в начале нашего юбилейного концерта. Макс Леонидов, Таня Лазарева, Нонна Гришаева , Андрюша Макаревич обещают в нем поучаствовать. Это будет оригинальная история, а не переработка в кавээновском духе наших старых песен. Может, выйдет а-ля мюзикл, по форме напоминающий наши «Последние деньки в раю». Если получится талантливо, возможно, впоследствии это разойдется на самостоятельные короткие номера.

Хотелось бы верить. Вскоре после релиза «Тоннеля в конце света» я бы, наверное, горделиво согласился: «О, да-да! Я тоже так чувствую». Но сейчас меня сильно тревожит, что прошло уже два с половиной года с момента выхода этого альбома, а я ничего сопоставимого с ним пока не сочинил. Конечно, любого писаку преследует страх утраты писательского дара. Но меня он сейчас прямо поддушивает. Надеюсь, его преодолеть.

Беседа с Алексеем Кортневым у нас прошла в пресс-зале Тульской областной филармонии. Музыкант вышел на интервью в хорошем настроении, с улыбкой на лице.

— Алексей «халатный концерт» — это абсолютный интерактив, кому пришла в голову эта идея?

У нас, как правило, идеи рождаются совместно. Эту штуку мы придумали давно, лет 15 назад, на мозговом штурме. Может, лет 10 назад — я плохо помню временные отрезки. Мы их играли, потом нам надоело и мы это дело забросили. И вот полтора года назад опять возродили этот жанр, сейчас он очень хорошо идёт. в наши дни люди хотят не просто слушать, но участвовать, и чтобы всё это было не оглушающе громко и по-домашнему. Понятно, почему: мы этого практически лишились в быту, таких вот посиделок с гитарой. Думаю, поэтому этот жанр и пользуется спросом.

— Ну это же всегда некий риск?

У нас сначала были ошибки в организации, но сейчас мы всё это преодолели. Раньше мы не ограничивали количество людей, которые выходят на сцену, сейчас понимаем, что это не больше двух человек и не дольше, чем на одну песню. А что касается риска… Среди нашей публики никто никогда не шёл на скандал и вообще неадекватных зрителей на сцене не было. Впрочем, если подобное случится, будет даже интересно.

— Группе 33 года, успех доказан. Кто сейчас ваша публика, и что может удивить группу «Несчастный случай»?

Удивить могут какие-то внешние события. Но то, что происходит на наших концертах, меня уже не удивляет. С другой стороны — ждём, может, случится что-то экстраординарное. А публика наша — всё те же образованные, интеллигентные люди от 25 до 55 лет. Но видим на концертах и совсем молодых людей, что очень приятно. Конечно, на выступлениях бойз-бенда больше 15-летних девочек, но и у нас такие встречаются.

Пока не знаю — от меня всё скрывают, как от тяжелобольного. Знаю, что мы куда-то поедем с моей женой и мамой. Я подозреваю, что с нами поедет ещё целая толпа народу, но мне ничего не говорят. А ещё 10 числа мы зачем-то едем в Шереметьево, может, просто там пообедаем. Подарков я никаких не жду. Мне везло, и у меня всегда было то, что мне хотелось. О материальных благах я вообще не мечтаю. Я мечта о мире во всём мире, чтобы прекратилась вся эта хе***ня, которая происходит вокруг России и прочих стран.


Алексей Кортнев и Камиль Ларин.

У нас будет спектакль-шоу «Два по 50». Уже написан сценарий. Мы пригласили кучу друзей, с которыми прошли вместе полжизни. Это «Квартет И», Валдис Пельш, Андрюша Макаревич, Женя Маргулис, «Би 2», Макс Леонидов, Ира Богушевская, Таня Лазарева, Диана Арбенина… Это люди, с которыми мы взаимодействовали в кино, в театре, на эстраде.

— Что для вас цифра 50? Время подводить итоги или это только самое начало?

Эта цифра для меня совершенно ничего не значит. Это половина от сотни, но понятно, что большая часть населения земли не живёт сто лет. Поэтому это отнюдь не половина жизни, а существенно больше. 35 или 40 лет значат для человека гораздо больше.



Валдис Пельш и Алексей Кортнев, середина 1980-х.

— Группу «Несчастный случай» вы организовали вместе с Валдисом Пельшем. Как часто удаётся видится сейчас?

Видимся мы гарантировано раз в месяц — мы вместе играем спектакль. Плюс вместе делаем какие-то проекты. Мы с Серёжкой Чекрыжовым, нашим основным композитором, пишем для него музыку и тексты. Мы Валдиса привлекаем ко всем нашим значимым мероприятиям, например, на концерты к нашему 30-летию. Сейчас на праздновании моего 50-летия он будет блистать на сцене. Так что в основном мы общаемся по делу, но эти дела придумываем себе с большим удовольствием.

— Из времён СССР по чему больше всего ностальгируете?

По собственной юности. А ещё было очень мало машин на дорогах — это было приятно. Всё остальное было хуже.

— У Вас за плечами более 40 ролей в кино. Как удаётся всё совмещать?

Съёмок у меня сейчас совсем нет. Я очень много отказываюсь, не могу и не хочу менять сценическую деятельность на съёмки. Если бы мне предложили предложили сняться у Андрона Кончаловского, то я бы более внимательно к этому подошёл и наверняка освободил бы время для съёмок. Предложения о работе в различных сериалах или малоинтересных фильмах не стоят того, чтобы отказываться от концертов и спектаклей.



Алексей Кортнев и команда «Салтыков-Щедрин шоу».

— Вы сейчас ведёте на НТВ «Салтыков-Щедрин шоу». Что нам ждать от новых выпусков?

Будут очень интересные сюжеты. Мы уже наснимали довольно много программ вперёд. Некоторые вещи будут очень острыми, песни — смешными и опять же острыми, что приятно. Я думаю, что шоу вряд ли просуществует слишком долго, потому что её круг тем очень ограничен. Через сезон народу надоест смотреть про проблемы ЖКХ, хотя эти проблемы никуда не уйдут. Но невозможно один и тот же анекдот талдычить каждый вечер. Так что я понимаю, что это временный проект, а может быть — стартовая площадка для чего-то новаторского.

— А какие эмоции Вам приносит ещё одно шоу НТВ «Устами младенца»?

Исключительную радость! Там же общение с этими чудесными детишками — чистый восторг! Думаю, что эта программа буде жить вечно, хотя и не сможет завоевать широкую аудиторию. Но интерес родителей к этой программе будет всегда. И неважно, кто её будет вести.

— У вас пять личных консультантов по этой программе. Чем увлечены Ваши дети?

Мой старший сын Тёма. намыкавшись на разных должностях, пришёл ко мне работать старшим администратором в нашу Школу Трёх Искусств (школа под руководством актрисы Нонны Гришаевой, хореографа Егора Дружинина и музыканта Алексея Кортнева. — Прим. авт.), которую мы открыли в Химках. Никита учится в институте радиоэлектроники и автоматики. Сеня и Афоня учатся в школе, Ася ходит в садик. Пока так.

— Ваши пожелания нашим читателям.

Здоровья, денег побольше, экономического чуда и мира!



Алексей Кортнев с женой Аминой, сыновьями Арсением и Афанасией, дочкой Аксинией.

Досье

Первые песни написал в седьмом классе английской спецшколы в Москве.

Учился на механико-математическом факультете МГУ, но не окончил вуз.

В 1983 г. вместе с Валдисом Пельшем создал группу «Несчастный случай».

Переводчик текстов популярных зарубежных мюзиклов, поставленных в России («Кошки», «Иствикские ведьмы», «Mamma Mia!», «Красавица и чудовище»).

Ведущий на НТВ шоу «Устами младенца» и «Салтыков-Щедрин шоу».

Семья: третья жена Амина Зарипова, сын Артемий (от первой жены Ирины Богушевской), сын Никита (от Елены Ланской), от Амины — сыновья Арсений и Афанасий, дочь Аксиния.

Избранная фильмография: «Московская сага», «Ночные сёстры», «День выборов», «Ветка сирени», «День радио», «О чём говорят мужчины», «Точка кипения», «Была любовь», «Дежурный ангел», «Ржевский против Наполеона», «Кукушечка».