Культурное развитие древней руси кратко. Кратко о культуре в древней руси

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - "Остромирово евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.

В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству.

Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.

В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: "Повесть временных лет", "Поучения Владимира Мономаха", "Моления Даниила Заточника" и др.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными.

Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач. XII вв. подобного стиля.

В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.

Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской богоматери", выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Таким образом, IX-XIII века стали периодом складывания русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей СевероЗападной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

Лекция III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV - XVI вв.).

Древняя Русь существовала с 9 века. В социально-экономиче­ском и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирования славянских этносов, одним из которых являлся русский.

Начало становления русского этноса восходит к 1 веку н.э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов, в ходе которого они, находясь первоначально между Вислой и Тисой, распространились затем на огромные территории - от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании русского этноса принимали участие не только собственно славянские племена, но и древние русичи (русы), балтийские, угро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена. К 9 веку русские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства: большая численность населения, огромная территория, тесные социально-экономические связи и т.д. Инициативу его создания взяли на себя древние русы, которые под водительством варяга Рюрика одержали верх над славянами и в 862 г. в Новгороде основали державу, к которой в 882 г. был присоединен Киев, где такжежили славяне.

Так возникла Киевская Русь - первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос.

К этому времени, наряду с государственностью, Русь имела все статусные элементы древней цивилизации. Основой эконо­мики были земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка, гончарное производство и вышивка, изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений. Высочайшего мастерства достигли наши предки в обработке дерева. Благодаря славянским просветителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода - главных административных и культурных центров - строились другие города.

До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята.

13 век в истории Руси оказался исключительно, сложным и трудным. Его можно назвать даже судьбоносным. Он стал последним веком существования Киевской Руси. В это время она оканчательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, между которыми шли бесконечные усобицы, все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимо и с Запада - от литовцев, немцев и шведов, и с Востока - со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные и поистине исторические решения пришлось принимать Александру Невскому - великому князю Новгородскому, а позднее Владимирскому.

Он пришел к выводу, что угроза с запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами в Невской битве (1240) и немецкими рыцарями в Ледовом побоище (1242) подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.

Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александр Невский и его преемники использовали другие политические способы и средства: искусная дипломатия, компромиссы, личные дружеские связи с Батыем и другими ханами. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 - 1480). Эта зависимость, конечно, нанесла большой вред Руси. Она затормозила ее социально-экономическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран. Однако материальные, денежные и иные потери позволили Руси сохранить свое существование и относительную свободу.

В 14 веке на развалинах Киевской Руси шло строительство новой Руси, в ходе которого Москва постепенно выдвигается на ведущие позиции. В 1380 г. Дмитрий Донской - великий князь Московский - одержал победу на Куликовом поле над монголо-татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды стала во многом номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию 1 без санкции Золотой Орды. 15 веке Русь получает название «Святая», что свидетельствует о том, что на месте прежней возникла новая Русь - Московская. В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре», когда по берегам реки Угры с лета до конца осени стояли лицом к лицу, не решаясь вступить в прямые военные деиствия войска хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III - в связи с отказом последнего (1476) платить Орде очередную дань. В ноябре месяце войска хана отступили и ушли, или, вернее, «бежали никем не гонимы», что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически, и юридически. В 15 столетии из общерусского этноса выделяются три новых: великороссы, украинцы и белорусы. С конца 15 века Русь называется Россией.

В 16 веке Россия становится единым централизованным царством со столицей в Москве. Поэтому уже в начале столетия Иван III имел все основания именовать себя «Великим князем всея Руси». Россия приобретает все большую экономическую и политическую стабильность.

В начале 17 века Россия переживает смутные времена. Она отражает польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине столетия (1654) Украина воссоединяется с Россией. До этого Украина с середины 14 века находилась под властью Литвы и Польши.

Становление и самобытность древнерусской культуры. Не менее сложным был процесс становления и развития древне­русской культуры. Она склады­валась под влиянием культур Ви­зантии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с ними.

Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб - двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости церкви и царства.

При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наивысшего уровня средневековой культуры. Так что влияние было самым благотворным. К тому же через нее Русь осваивала богатейшее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее своей и неповторимой.

Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Ру­си доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык, что сделало идеи и содержание христианства более доступными и понятными простому народу. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня.

В архитектуре византийское воздействие продолжалось главным образом с 10 века до середины 12 века. По-особому ярко оно проявилось в храмовом и дворцовом строительстве Киева, который поддерживал самые тесные связи с Константинополем и даже соперничал с ним. Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий.

В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось во фреске и особен­но в иконографии. Однако, хотя иконопись пришла на Русь из Византии, именно на Руси она достигла наивысшего уровня и непревзойденных форм. В иконописи Древняя Русь не знает себе равных.

Западная Европа также играла весьма важную роль в куль­турном развитии Древней Руси. Причем в данном случае вполне можно говорить о взаимодействии, ибо в домонгольский период Русь находилась примерно на том же уровне, что и европейские страны. Культурному взаимодействию способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В частности, предметы работы западноевропейских ремесленников и мастеров прикладного искусства- подсвечники, водолеи, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости - обнаружены во многих городах Древней Руси. В свою очередь, изде­лия древнерусских мастеров пользовались широким спросом в западных странах.

В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в 11 веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры, затрагивающие главным образом внешний облик зданий: украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т.д.

В 12-13 веках воздействие романского стиля становится гораздо более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Данная тенденция заметно усиливается в 17 веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687).

Что касается контактов и связей Древней Руси с Востоком, то они в домонгольский период носили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи существенно меняются, становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни.

Несмотря на тесное взаимодействие с другими народами и государствами, древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповторимую и самобытную культуру. С самого начала рус­ская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты и западной и восточной культур. В то же время она существенно отличается от той и другой. По сравнению с западной русская культура менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало. Вместе с тем в ней нет растворения личности в коллективе.

Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Она отмечена крайностями, которые, как отмечает С.Аверинцев, не опосредованы духом юридической цивилизованности. Так, для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. Запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские предпочитают иной принцип: казнить - так казнить, миловать - так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение - то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость - то до исступления. В русской культуре, видимо, наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием.

Русского человека отличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатству, а если таковое возникает, он с легкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпимость и редкое терпение ко злу, хотя это долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку «русской души».

Эволюция древнерусской культуры. Языческий период . В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (9-10 века).

Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта - многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных - конь, медведь.

В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях, и потому не известны четкое распределение ролей между божествами и строгая иерархия. Тем не менее, более поздний бог Грозы Перун в 9 веке стано­вится главой языческого пантеона, а также покровителем князя и его дружины.

Поклонения и жертвоприношения языческим культам про­ходили в специальных культовых святилищах - капищах, ко­торые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества - идол, вокруг которого горели жертвенные костры.

Самым знаменитым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9-10века) - четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Затем идут еще три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном мире.

Из последних памятников язычества заслуживает выделения турий рог из княжеского курганного погребения «Черная могила» в Чернигове (9-10 века). На серебряной оковке рога и с помощью чеканки изображен полусказочный звериный мир, а также эпизод из жизни былинного героя Ивана Годиновича: показана похожая на орла «вещая птица», а рядом с ней - две бегущие фигуры: длиннокосая девица с луком и колчаном - видимо, невеста Ивана Годиновича, и бородатый мужик – скорее всего, Кощей Бессмертный.

В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное икусство. Многие изделия - браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки - в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины - эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т.д.

Болыиое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.

Культура Киевской Руси . Второй этап эволюции древне­русской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца 10 века и до середины 13 века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монголо-татарскому нашествию и приходится на время существования Киевской Руси, когда та, в течение полутора веков, была единым и процветающим государством, а затем постепенно распалась на отдельные княжества.

Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византийского православия не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, и ему предшествовала большая и серьезная подготовительная работа.

Князь Владимир и его окружение подвергли критическому изучению и сопоставлению католицизм, ислам и хазарский иудаизм. Владимир также предпринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над всеми другими. Однако эта попытка потерпела неудачу. Только после этого выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщает, что на решение Владимира заметно повлияли красота и великолепие богослужения и Константинопольском храме св. Софии, а также возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на родном славянском языке.

Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архи­тектуре и градостроительстве.

В домонгольский период на Руси - наряду с традиционным деревянным зодчеством - невиданный размах получает каменное строительство. Ведущие позиции в этом деле занимает Киев, который бурно растет и не без успеха соперничает с Константинополем. Наряду с Киевом быстро растут другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль. Судя по летописям, если в 9-10 веках в Древней Руси было около 25 городов, то в 11-12 века их насчитывалось уже более 200. Поэтому не случайно иностранцы называли Русь «страной городов» - «Гардарик». Среди монументальных городских по­строек преобладали культовые - храмы и церкви.

Первым выдающимся памятником древнерусского камен­ного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989 - 996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Она представляла собой величественный трехнефный крестово-купольный храм.

Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии (11 век), сооруженный Ярославом Мудрым. Он является грандиозным пятинефным крестово-купольным храмом с 13 куполами, гармоничное расположение которых делает все сооружение удивительно стройным и прекрасным. «Софии Киевская» перекликается и явно соперничает с Константинопольской, ни в чем ей не уступая. Этот шедевр зодчества оказал влияние на другие архитектурные произведения, в частности Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В этих сооружениях сказалось влияние не только Византии, но и европейского романского стиля. В то же время в них ярко проявилась неповторимая самобытность именно русского зодчества, главными чертами которого являются суровое величие, эпически-былинное спокойствие и торжественность.

Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева (11 век), построенные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной Церковью Благовещения.

В 12 веке ведущие позиции в зодчестве переходят к Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева. Сначала развитие архитектуры идет здесь под влиянием Киева, но затем складывается вполне самостоятельное и неповторимое белокаменное зодчество.

Одним из замечательных его памятников является Успенский собор (12 век) во Владимире, представляющий собой пятинефное, шестистолпное сооружение с пятью главами. Вторым знаменитым памятником во Владимире является Дмитриевский собор (12 век) - четырехстолпный одноглавый храм. Он отличается редкой стройностью и пропорцией частей, его стены с внешней стороны покрыты великолепной резьбой. Исключительным шедевром владимиро-суздальской школы является небольшая Церковь Покрова на Нерли (12 век), возведенная при впадении реки Нерли в Клязьму. Этот одноглавый крестово-купольный храм покоряет редчайшим изяществом и поразительной гармонией форм. Он удивительным образом сливается с природным ландшафтом. Принятие христианства способствовало возникновению и быстрому развитию на Руси литературы. Одним из первых литературных памятников стало «Слово о законе и благодати» (11 век) митрополита Иллариона, где прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». В начале 12 века монах Нестор написал первую летопись – «Повесть временных лет», раскрывающую вопрос – «откуда есть пошла Русская земля». Еще одним великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» (12 век), повествующее о причинах бед и неудач Руси.

Наряду с архитектурой и литературой не менее успешно развивается изобразительное искусство - монументальная и станковая живопись. Первую из них представляют мозаика и фреска. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в «Софии Киевской». Ее полы покрыты мозаичной смальтой. Центральный купол и подкупольное пространство собора, центральная часть алтаря, восточны столбы, паруса и подпружные арки украшены драгоценной мозаикой, а все остальные части стен - фресковой росписью В технике мозаики выполнен погрудный Христос - Все­держитель, находящийся в куполе в окружении четырех архангелов; апостолы - между окон; евангелисты - в парусниках, а также монументальное изображение Богоматери Оранты в алтарной апсиде. В технике фрески выполнены сцены из жизни Христа, Богоматери, архангела Михаила, а также групповые порт­реты семьи Ярослава Мудрого, светские сюжеты и т. д.

В 12 веке мозаика на Руси сходит на нет, возможно, из-за слишком сложной и трудоемкой технологии. Зато фреска заметно расширяет свои владения. В ней все меньше ощущаете и византийское влияние, она все более становится русской по стилю и духу. Об этом свидетельствуют прекрасно сохранившиеся фрески в Новгородской церкви Спаса Нередицы (Спас на Нередице) и особенно фресковые росписи Дмитровского собора во Владимире, которые сохранились лишь отчасти.

Станковую живопись представляет икона. В домонгольский период русские мастера осваивают трудные канонические формы византийской иконографии и ищут свой, неповтори­мый стиль, соответствующий духу русского гения. Но и на этом этапе им удается создавать настоящие шедевры. К их числу относится икона «Ангел Золотые власы» (12 век), в которой уже вполне видны особые черты русской иконописи. Русская икона преодолевает излишнюю суровость и холодность византийских икон, в ней гораздо больше человеческой жизни, теплоты и грусти. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские, и прежде всего икона Владимирской Богоматери (12 век), которая стала на Руси одной из главных святынь и остается таковой до наших дней.

Монголо-татарский период . Третий - монгольский период охватывает время монголо-татарского нашествия. Он продолжался около двух с половиной столетий - с 1243 г. до 1480 г. В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Некоторые из них – производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали - исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие - с середины 13 века до середины 14 века – почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

В монгольский период главными центрами русского зодчества становятся Новгород и Псков, а также Москва и Тверь. Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые - храм и церковь. Классический стиль новгородского храма, сложившийся во второй половине 14 века, сохраняет традиции русского деревянного зодчества, его отличают на­родность, праздничность и живописность. Именно такими предстают Церковь Федора Стратилата на Ручье и Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. В псковских творениях омеченные черты еще более усиливаются. Московская архитектура складывается в 15 веке и достигает своего расцвета концу века, вместе с избавлением от монголо-татарской зависимости.

Наиболее успешно в монгольский период развивается иконопись. К 14 веку русская иконография завершает освоение византийской живописи и становится вполне зрелой и самостоятельной. В ней складывается множество оригинальных школ - новгородская, псковская, московская, тверская, ростовская, вологодская, каждая из которых создает выдающиеся произведения.

Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек, переселившийся в 70-е годы 14 века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые рос­писи в Церкви Спаса на Ильине. В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы «Донская Богоматерь», «Святые апостолы Петр и Павел» в Успенском соборе Московского Кремля. Его произведения отличаются внутренним напряжением и драматизмом, яркой выразительностью.

Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева (ок. 1360 - ок. 1430 гг.). Помимо упомянутого выше участия в росписи Благовещенского собора в московском Кремле, он вместе с Даниилом Черным участвовал в создании росписей и икон Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского собора Андроникова монастыря в Москве.

Высшим достижением творчества Андрея Рублева стила знаменитая «Троица», написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит какое-то благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.

Андрей Рублев оказал огромное воздействие на всю последующую иконопись. Его влияние проявилось в творчестве одного выдающегося живописца - Дионисия, который участвовал в росписи Успенского собора в Московском Кремле, написал иконы митрополитов Петра и Алексия, «Спас в Силах», создал прекрасные фрески в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.

Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом - в рельефе, Древней Греции - в скульптуре, Винизантии - в мозаике. Основная тема русской иконы - Богоматерь, имеющая множество вариантов: «Милостивая», «Утешительница», «Нечаянная Радость» и т. д. Всего насчитывается около 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.

Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. Здесь главными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с мон­голо-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе. Именно это составляет содержание поэтической повести «Задонщина», а также «Сказания о Мамаевом побоище», посвященных Куликовской победе. В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321-1391) - выдающийся церковный деятель и мыслитель.

Развитие культуры России. Четвертый - последний - этап в эволюции древнерусской культуры приходится на 16-17 века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России.

В 16 веке в русской культуре возникают совершенно новые явления. Главное из них - книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетие. И вот в 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу – «Апостол». Оказавшись во Львове, он издает первый русский букварь (1574) – «для пользы русского народа». Всего в 16 веке в Москве вышло 20 книг - в основном богословского содержания.

В 16 веке происходит резкий подъем национального са­мосознания русского народа. Россия разрабатывает политическую концепцию происхождения Российского государства, его места и роли в мире. В «Сказании о князьях Владимирских» излагается основанная на легендах история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.

Возникает идея о Москве как о «третьем Риме», сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию III (1510- 1511), где он, в частности, пишет: «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Согласно Филофею, центр христианства последовательно перемещался от Рима «ветхого» во «второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, согласившись в 1439 г. на унию с католической Церковью. Только Москва осталась верна Православию и потому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны.

В середине 16 века наблюдается мощный всплеск русской общественной мысли, который вызвал появление в литературе нового жанра - публицистики. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение «церкви» и «царства», духовной и светской власти. О природе самодержавной власти идет спор между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

В целом в 16 веке происходит оживление во всех облас­тях жизни, включая художественную культуру.

В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль вхо­дят три великолепных собора. Первый из них - пятиглавый Успенский собор (1475 -1479), построенный итальянским ар­хитектором Аристотелем Фиораванти, служил местом возведе­ния на великокняжеский престол. Он поражал современников «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и простран­ством». Его отличают парадность, строгость и сдержанность.

Второй - трехглавый Благовещенский собор (1484 - 1489) - изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 - 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал - Грановитая палата (1487 -1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.

Третий - Архангельский собор (1505 - 1509) - был построен с использованием светских элементов и служил велико­княжеской усыпальницей. Ансамбль включает также высокий и внушительный столпообразный храм - колокольню «Иван Великий» (1500 - 1508). Кроме этого, Кремль был обнесен но­выми кирпичными стенами длиной более двух километров с 18 башнями, ставшими не только надежными укреплениями, но и настоящими произведениями искусства.

Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал и себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил осно­вы для дальнейшего подъема русского зодчества, для форми­рования общерусской национальной архитектуры.

К числу новых явлений относится шатровый стиль, воз­никший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.

Прекрасным памятником каменной шатровой архитектуры явилась Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532). Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на Рву, известный также как храм Васи­лия Блаженного (1555 - 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани. Ансамбль римского собора состоит из 9 столпообразных храмов, размещенных на общем основании. Центральный храм увенчан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства. Покровский собор стал также величественным символом объединения русских земель и княжеств в единое государство.

Не менее богатым на события в истории русской культуры был и 17 век. В это столетие завершается эволюция средневековой культуры и в ней рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления. Одним из важных событий в духовной жизни стал раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриарха Никона (1653 - 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми методами. В результате иозникло старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии.

К числу важных явлений следует также отнести начало формирования системы образования. В стране появляются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

В художественной культуре также происходят важные изменения. Литература обогащается целым рядом новых жанров. Один из них - сатира. Тематика сатирических произведений весьма разнообразна. В «Повести о Шемякином суде» и в «Повести о Ерше Ершовиче» изобличаются порядки в суде. В «Азбуке о голом и небогатом человеке» осуждается падение нравов среди горожан, а в «Празднике кабацких ярыжек» - государственная монополия на торговлю водкой.

Среди новых видов и жанров искусства - театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как «Трагедия о Навуходоносоре царе», «Комедия притчи о блудном сыне». Он явился также зачинателем стихосложения, создав «Псалтырь рифмотворную» и два рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Первые театральные представления состоялись в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 г.

Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.

По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчество. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 - 1668), в ко­тором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности.

К середине 17 века широкий размах получает светское каменное строительство. Ярким образцом в этом плане является построенный в Московском Кремле Теремной дворец, сочетавший в себе традиции деревянных сооружений с новейшими мотивами каменной архитектуры. Другим примером гражданской постройки стал Гостиный двор в Китай-городе (1668 - 1684).

Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения также становятся все более праздничными, нарядными, мно­гоцветными, украшенными богатым декором. Воздействие гражданской архитектуры оказалось настолько сильным, что патриарх Никон, стремясь сохранить канонические традиции, в середине 17 века запретил строительство шатровых храмов и модернизацию культовых сооружений. Однако этот запрет не соблюдался, и популярный шатер широко использовался для венчания колоколен и крылец.

В конце 17 века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный «московским» или «нарышкинским барокко», поскольку большинство таких храмов строилось для бояр Нарышкиных. Сходство этого стиля с европейским ба­рокко проявляется главным образом во внешнем декоре. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, много ярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 - 1694).

В живописи 17 века - особенно в иконописи - произошла наиболее глубокая ломка устоявшихся традиций. Уже в начало века здесь сложились два соперничающих направления. Одно них, представленное «годуновской школой», стремилось сохранить классические формы и каноны, доказать их жизненность. Другое же, представленное «строгановской школой», не ограничивало себя рамками древнего канона, придавало большое значение чисто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма. Это направление во второй половине 17 века становится преобладающим.

Происходящие изменения ярко проявились в творчестве Симона Ушакова (1626- 1686). Первые его работы выполнены в традационной иконописи. Однако уже в 50-е годы в его искусстве заметно усиливаются реалистические тенденции. Он пишет свои иконы, учитывая анатомическое строение лица, опираясь на тонкий рисунок, широко используя светотень, придавая большое значение богатству цветовой гаммы. Именно в такой манере написаны его иконы «Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный».

С. Ушаков полагал, что высокое искусство должно соответствовать правде жизни. В его поздних работах реалистические тенденции еще более усиливаются, что особенно проявилось в «парсунах», то есть портретах реальных лиц. Парсуна еще сохраняет некоторые черты иконописи и в то же время выступает первым чисто светским жанром русской живописи. Возникнув в начале 17 века, она достигла к его завершению значительных успехов, вплотную подойдя к знаменитому рус­скому портрету 18 века.

К целом же 17 век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры 18 века.

Культура Древней Руси, как и культура любой другой страны, - совокупность духовных ценностей и материальных, которые создало человечество в процессе своей общественно-трудовой практики. Материальная культура — это развитие техники, машин, орудий труда, строительства и т.д. Духовная культура — литература, наука, идеология, искусство, образование.

Культура отличалась высоким уровнем развития. К сожалению, многие памятники не дошли до нас, а погибли в огне пожаров, войн, нашествий. Сохранились преимущественно литература, соборы, иконы, предметы религиозных культов. Основа культуры — культурное наследие, оставшееся от Большое влияние на нее оказали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны и, конечно, Византия.

Появилась еще до принятия христианства. К этому моменту уже сложился алфавит. А само принятие христианства лишь способствовало развитию письменности, просвещению, распространению грамотности.

Об очень широком развитии в Древней Руси письменности свидетельствуют надписи на различных ремесленных изделиях: пяльцах, глиняных сосудах, сапогах. Со временем, при открыли даже школу в Киеве.

Наряду с развитием письменной литературы широко распространялось и, в первую очередь, былины, повествующие о созидательном и ратном труде нашего народа.

Материальная культура Древней Руси

Высокого уровня в развитии достигла архитектура. Сохранилось около 60 архитектурных памятников домонгольского периода. До середины X в. постройки были исключительно деревянными. Именно дерево было главным строительным материалом. Оно использовалось для возведения жилых домов, дворцовых зданий, городских укреплений, церквей. В этих деревянных постройках планировочно-объемная структура определялась крепкой бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами. Но даже при "жесткости" строительной деревянной системы мастера умудрялись пластически ее оживить и композиционно разнообразить.

Одним из самых первых каменных зданий была Позже из камня были сооружены Золотые ворота и Софийский собор, другие храмы. Стены внутри храмов богато украшали фресками, мозаиками, иконами. Во многих землях основным стройматериалом выступал белый камень. Характерными его чертами являются изысканность, богатая декоративность, стройность зданий, устремленность ввысь. Из него строили и жилые дома. С 14 века начали возводить и оборонительные стены в городах.

В каменном культовом строительстве навеки утвердился тип ровного кубического храма с параллельными четырьмя нефами во внутреннем пространстве, шестью крещатыми опорными столбами, что поддерживают купола и своды. При наличии конструктивной и сходной объемной структуры, культовые русские сооружения представляют картину разнообразных объемных форм и размеров, средств обработки декора сооружений. Большинство зданий отличались единством конструктивного решения и органичностью, внутренняя их структура последовательно и четко выражалась во внешних формах.

Древней Руси

Музыкальная культура Древней Руси развивалась в двух направлениях: народное творчество, фольклор, и церковная музыка.

Древние славяне поклонялись идолам, были язычниками. Они совершали в их честь обряды, сопровождающиеся плясками, песнями, игрой на различных музыкальных инструментах (гуслях, свирели, трещотках).

Яркие представители народного творчества — скоморохи. Это профессиональные странствующие актеры, которые потешали народ песнями и танцами. Своим искусством они активно способствовали развитию некоторых литературных жанров— эпос, драма, поэзия. Скоморохи владели безупречным мастерством затейников — организаторов праздников, народных потешников, выступали в роли актеров или музыкантов. Конечно же, важнейшей областью в музыкальном искусстве того времени оставалась народная песня, особенно та, что связана с праздниками земледельческого календаря. Основной жанр эпоса — былины.

С принятием христианства пришло из Византии. Тогда церковная музыкальная культура древней Руси представлялась одноголосным пением. Мелодия песни записывалась сверху над строкой текста при помощи системы особых условных знаков, которые указывали лишь направление мелодии, но не точную высоту звуков.

Христианство отыграло большую роль в формировании как музыкальной, так и всей культуры Древней Руси в целом. Оно определило перспективу ее развития на много веков вперед.

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока. Идеологически она всё более подчинялась феодальным порядкам, набирающим силу в обществе. И конечно, определяющую роль в её формировании играло христианство, которое, собственно, и задало модель русской культуры, определило перспективу её развития на многие века.

  1. Необходимость письменности и её появление.

Ключевым моментом в развитии русской культуры, давшим возможность накопления колоссального культурного фонда, стало введение единой письменности. Отдельные письменные системы существовали на территории Руси издавна, однако только с созданием единого государства возникла необходимость в едином алфавите. В письменности равно нуждались и государство, и население. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием частной собственности и торговли необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли ни общество, ни тем более усиливающееся государство.

Единая система письма была перенесена на Русь из Болгарии в X в. вместе с принятием христианства Первоначально распространялись два алфавита: глаголица и кириллица. Впоследствии возобладал и закрепился второй. Вместе с алфавитом и системой пунктуации на Русь были перенесены технические элементы и приёмы книжного дела.

  1. Литература и распространение грамотности.

В литературе древней Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием Повесть временных лет (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX-XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о её языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.п. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона (XI в.); знаменитое Поучение к детям Владимира Мономаха (XII в.). Самыми знаменитыми произведениями древнерусской художественной литературы являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, Моление Даниила Заточника и Слово о полку Игореве.Популярна на Руси была и мировая литература переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы и византийские хроники. Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в основном при монастырях. Картину массовой грамотности даже в среде простых горожан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

III. Зодчество и живопись.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятинной церкви в Киеве. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые ворота во Владимире, многие другие замечательные памятники древнерусской архитектуры. О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI начала XIII вв. Под византийским влиянием развивались здесь её основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

  1. Прикладное народное искусство.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах. Накануне татаро-монгольского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени.

Культура древней Руси - это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.

Скоморохи - бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции. Так, в летопись вошли предания о мести Ольги древлянам, о борьбе русского народа с печенегами и т. д.

Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нём народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне ещё не были зависимы. Крестьянин-богатырь Микула Селянинович рисуется в эпических произведениях свободным и богатым. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины; воплощён глубокий патриотизм народа. Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской
и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы. Другим источником, определившим самостоятельность и художественную выразительность литературы, была культура устной, ораторской речи - воинской, посольской, судебной, - достигшей высокого совершенства, лаконизма и образности.

Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами). Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» - пряность, «Горух» - имя, «псал» - писал и т. п.). Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.

Древнерусские писатели высоко ценили книгу и знания. Летописец подчёркивает пользу «книжного учения» и сравнивает книги с «реками, напояющими вселенную», с «источниками мудрости». Высокого уровня достигло искусство оформления древнерусской рукописной книги. Такие памятники письменности XI в., как Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира, или «Изборник» князя Святослава Ярославича, богато украшены заставками и миниатюрами.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Для оригинальной литературы Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Самому Феодосию - игумену Печерского монастыря - принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Ко времени около 1113 г. относится замечательный памятник древнерусского летописания-«Повесть временных лет…». Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов - исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Незаурядным писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя - феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.). «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский. Эта переводческая работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы, были переведены исторические произведения - византийские хроники, воинские повести и т. д. Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.

Большой интерес представляют памятники древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Русские мастера деревянного зодчества, имена которых, большей частью не сохранились, создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции господские хоромы, возводили крепости и замки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники.

В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные деревянные колонны конца X в., украшенные резным «звериным» орнаментом, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилищ.

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружён 25-главый обширный собор - Десятинная церковь. На площади около этой церкви были поставлены вывезенные князем Владимиром из Херсонеса античные скульптуры.

При Ярославе Мудром Киев был расширен и обнесён могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений сохранились лишь остатки главной башни - Золотые ворота. В центре города зодчие воздвигли Софийский собор - величественное 13-главое здание, пышно украшенное внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена. В другом большом городе Киевской Руси - Чернигове был построен Спасский собор, в Полоцке и Новгорода возведены Софийские соборы.

В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт.. Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»). Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследства. Выдающимся памятником является грандиозный мозаичнофресковый ансамбль Софийского собора в Киеве, созданный византийскими и русскими мастерами. В росписи Софийского собора были помещены портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущие на хоры, украшены изображениями светского характера.

Княжеские дворцы и храмы резко отличались своими размерами и богатством от жилищ городского люда. Монументальное искусство было одним из сильных средств идеологического укрепления феодального строя. Но в то же время в величественных и торжественных образах архитектуры нашла отражение творческая сила русского народа, подлинного создателя материальных и культурных ценностей. Во второй половине XI в. возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве - Выдубицком, Дмитриевском, Печерском. В Вышгороде был сооружён огромный собор, соперничавший по величине с Киевским Софийским собором. Продолжалось и светское строительство.

Важной областью художественного творчества в IX-XI вв. было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие. В этом орнаменте находили отражение мотивы народных преданий, появлялись характерные для дохристианских верований и культов образы птиц, древа жизни и пр. Быстрый путь развития проделало тесно связанное с потребностями и вкусами знати ювелирное искусство. Вместо характерного для X - начала XI в. сурового убора знати, состоявшего из тяжёлых кованых серебряных и золотых вещей, во второй половине XI в. русские ювелиры создают изысканные и утончённые золотые украшения, диадемы, колты, богато расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом и тончайшей сканью. Работа русских ювелиров изумляла иноземцев своим техническим и художественным совершенством.

В процессе наметившегося феодального дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры. Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.