“Охлажденный ум” героя (по роману “Евгений Онегин”). Cочинение ««Охлажденный ум» героя (по роману «Евгений Онегин»)

Портрет Евгения Онегина
Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражительная странность И резкий, охлаждённый ум.

А.И. Герцен о Евгении Онегине

"...Онегин - это русский, он возможен только в России; в ней он нужен, и его встречают на каждом шагу. Онегин - это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек лишний в той сфере, в которой находится, и не имеющий достаточной силы характера, чтобы из неё выйти... Он не начинал и ничего не доводил до конца, он думал тем больше, чем меньше делал; он в двадцать лет уже стар, а, начиная стареть, молодеет через любовь. Он всегда чего-то ожидал, как мы все, потому что человек не настолько безумен, чтобы верить в продолжительность теперешнего положения в России... Ничего не пришло, а жизнь уходила...

Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И, однако, в этом-то обществе он осужден жить, так как народ ещё более от него отдалён..."


Два взгляда на характер и личность Онегина в "Рабочей книге" В.В. Голубкова

Взгляд Белинского Взгляд Писарева
1. Онегин- выдающаяся, недюженная натура:
а) он способен к чувствительности, к сочувствию людям, к дружбе, любви и поэзии;
б) у него есть "преданность мечтам" (правда, неясным) о другой, лучшей жизни;
в) "он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность, пошлость жизни душат его";
г) он очень требователен к себе и людям: оттого - недоволен собой и разочарован в жизни; его тоска - "страдание истинное, без фраз и драпировки";
д) он -умный, понимающий других и себя человек.

2. То, в чём обвиняют Онегина некоторые критики, говорит не о чёрствости и эгоизме его, а лишь о том, что он - не герой:
а) он испытывает к Татьяне "сильную и глубокую страсть"...
б) Онегин виноват в убийстве Ленского, он испугался "общественного" мнения, но ведь "деспотизм предрассудков требует для борьбы с собой героев";
в) притворство с больным дядей объясняется не чёрствостью Онегина, а его светской деликатностью.

3. Онегин не занимается плодотворной полезной деятельностью не потому, что не способен к ней, а оттго, что такая деятельность в обществе его времени невозможна. Сама судьба осудила его на личную жизнь и скуку. Он - "эгоист поневоле, эгоист страдающий".

1. Онегин- обыкновенный пустой светский человек, дюжинная натура:
а) он не способен ни к каким чувствам...
б) мечтает он не о лучшей жизни, а о женской красоте;
в) скучает в свете..., его скука - "простое физиологическое последтвие его беспорядочной жизни..."
г) разочарованность в жизни - напускная...
д) умственные способности его очень не блистательны...

2. То, в чём Белинский оправдывает Онегина, не может быть оправдано...
а) Онегин, объясняясь в любви к Татьяне, "добивается только интрижки"...
б) согласившись на дуэль с Ленским он проявил "безхарактерность"...
в) притворство пред больным дядей доказывает способность Онегина "подличать из выгод..."

3. Онегин - эгоист по природе - светский туниядец.


Образ Евгения Онегина в оценке Белинского

"Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человеа холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствоал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самими собою".

"Онегин - не Мельмот, не Чайлд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не великий человек, а просто - "добрый малый, как вы да я, как целый свет"... Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность".

"Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист,- так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum"(рок,судьба)".




Портрет Татьяны Лариной
Итак, она звалась Татьяной, Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто, целый день одна, Сидела молча у окна. *** Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалось девочкой чужой. От природы она одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем, пламенным и нежным. *** Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя.

Образ Татьяны в оценке Белинского

"...Среди этого мира нравственно увеченых явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства... Такова Татьяна Пушкина. Вы коротко знакомы с почтенным семейством Лариных. Отец не то, чтобы уж очень глуп, да и не совсем умен; не то, чтобы человек, да и не зверь, а что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы - растительному и живому..."



Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далёкий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. "Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни.

По шутливому замечанию Пушкина, "его стихи Полны любовной чепухи". Ленский молод. Ему "без малого... осьмнадцать лет". Ленский мог сохранить жар, сердца , но мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, "носил бы стёганый халат" и завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

Пил, ел скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лакерей..

Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский- отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём:

Я модный свет ваш ненавижу, Милее мне домашний круг.

Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, роиантическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнём. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается "строгому разбору". И ему не нравились пиры господ соседственных селений.

А.И.Герцен о Владимире Ленском

"Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского - другую жертву русской жизни..."

"Пушкин изобразил характер Ленского с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения".

Из статьи "О развитии революционных идей в России"

"Пушкин в "Онегин" представил отрадное явление во Владимире Ленском, да и расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением? Через десять лет он отучнел бы, стал бы умнее, но был бы Манилов".

Из "Дневника"

В.Г. Белинский о Владимире Ленском

"Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического... В Ленском Пушкин изобразил характер... совершенно отвлечённый, совершенно чуждый действительности...

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в тоже время "он сердцем милый был невежда", вечно толкуя о жизни, никогда не знал её. Действительность на него не имела влияния; его радости и печали были созданием его фантазии... В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах... Поэт любил свой идеал, осуществлённый им в Ленском, и в прекрасных стихах оплакал его падение...

В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперёд. Это - повторяем, - был романтик, и больше ничего".



Портрет Ольги Лариной
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

«С ним подружился я в то время» – Под этой строкой в черновой рукописи Пушкин начертил свой собственный несколько обезьяний профиль – с длинной верхней губой, острым носом и круто вывернутой ноздрей.

«черты» - галлицизм.

Итак: портрет «молодого повесы», появившегося во второй строфе, написан. Появился симпатичный молодой человек, который – несмотря на равнодушие к поэзии и отсутствие каких-либо творческих способностей – более правят мечты … чем разум; крайне странный – хотя в чем именно его странность заключается автор нигде прямо не объясняет; наделенный холодным и язвительным умом – вероятно более тонким и зрелым, чем тот, что диктует ему резкие, вульгарные слова в разговоре с Ленским (гл. 3, V); мрачный, углубленный в себя, скорее разочарованный, нежели ожесточенный; еще молодой, но весьма изощренный в «страстях»; чувствительный и независимый юноша, от которого отвернулись – или вот-вот отвернуться – и Фортуна, и Человечество.

…описание онегинского характера … все дальнейшие подходы к его раскрытию, представленные в романе … будут либо вариациями на эту тему, либо медленным, как во сне, дроблением ее истинного смысла.

Теперь поэт встречается со своим героем на равных и, перед тем как отмежеваться от него… показывает то, что их роднит.

«Я был озлоблен, он угрюм» - Сиюминутное дурное настроение автора (в беловой рукописи еще более свойское «я был сердит») противопоставляется типической угрюмости его старшего приятеля, Онегина.

ПИСАРЕВ:
Демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике. Как только бумажник опустеет, так Онегин тотчас пойдет в чиновники и превратится в Фамусова.

Итак, Онегин скучает не оттого, что он не находит себе разумной деятельности … а просто оттого, что у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить…

Ум его ничем не охлажден, - он только совершенно нетронут и неразвит.
«науку страсти нежной» … О существовании других, более сильных страстей, - страстей, направленных к идее, он даже не имеет никакого понятия.

Жар своего сердца Онегин истратил на будуарные сцены и на маскарадные похождения.

ЛОТМАН:
Условий света свергнув бремя- Тема замены большого света дружеским кругом разрабатывается в поэзии Пушкина этих лет и отражает биографическую реальность.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

В эклектике первой главы это особенно не заметно – но вообще этот способ оживления полудохлого персонажа через «свидетельство очевидца» можно оценить как признание неудачи в его создании.

Этим схождением в зал хозяина заведения для оживления бизнеса, Пушкин, во-первых – косвенно подтверждает это, во-вторых – «понижает ставки». Дескать, никакого особого «героя нашего времени» он и не думал писать, а так, изобразил знакомца-оригинала, - и ничего более.

Пушкин понял, что из-под Байрона ему не выбраться, и – бросает Онегина, каков он в первой главе, такой же и в восьмой – оболочка без сердцевины. Пушкин обращается к созданию других, более «перспективных», оригинальных персонажей, и - находит свою Татьяну.

Она, конечно, тот еще образ («немыслима и невыразительна» В.Розанов), но, по крайней мере, Байрон про таких ничего не писал.

ЕЩЕ МНЕНИЕ О СТРОФЕ:
Пишет petrazmus : Еще одно лирическое отступление, доказывающее интерес Пушкина к самому себе, в положительном значении этот слова. И, одновременно, в строфе описывается нечто нереальное, точнее, несоответствующее времени, несинхронизированное. Все вроде понятно и можно объяснить. Но есть и ньюанс.
Встретились два молодых человека. Оба испытывают определенное разочарование в атмосфере или обстановке их окружающей, Оба принадлежат одному кругу, оба уже испытали игру страстей и у обоих уже «жар угас». И все это происходит на самом утре дней.
Но если посмотреть на ось времени, то выяснится, что период, в который молодые люди могли встретиться, познакомиться, подружиться, совместно разочароваться в окружающем, очень короток. Пушкин выпушен из лицея в 1818, а уже в 1820 был отослан из Петербурга. А ведь в это время он и стихи писал, и «гусарствовал», и в литературных обществах принимал участие, и досаду царя вызывал. И у него есть время для тонкого анализа Онегина и сближения с ним?
Нету времени. Поворот такой – чистый вымысел. Как и кино – не показывают же все 9 месяцев между свадьбой и рождением наследника….
Пушкину в этот его момент жизни нужен персонаж, с помощью которого он обрел бы собственное внутреннее равновесие. Он молод, по-хорошему неопытен, испытывает полярные впечатления от знакомства со светом (общественной жизнью), испытывает полярные же оценки себя обществом. Ему нужно на кого-то опереться, но не в смысле защиты, а в смысле «почувствовать спину или локоть соратников». Среди бывших лицейских друзей он не решается открыто их в романе обрести, ведь у них может и не быть такого желания, они могут не испытывать такой потребности. Да и дружба эта хоть и рождалась годами, но годами иной, детско-юношеской жизни. Не со всеми же будет и далее близость по жизни. Александр Сергеевич тактично их не зовет.
Онегин же не связан никакими прошлыми или настоящими условностями. Ему можно легко приписать симпатичные (себе) и близкие (себе) черты. Придуманному герою можно рассказать о своих сомнениях или колебаниях, не боясь непонимания, равнодушия, злорадства или даже насмешек. Ведь сам-то поэт был весьма резок на язык, как и легкораним. Если же кто-то из реальной жизни разгадает автора и попытается поиронизировать, то всегда можно защититься ссылкой на выдуманность, литературность.
Онегин в этой(!) строфе - фон, но не выявляющий, а маскирующий Пушкина. Онегин – это демонстрация не своей (Пушкина) исключительности, а своей (Пушкина) массовости, неединичности. Демонстрация того, что скепсис и критические (а по сути своей ИНЫЕ) взгляды – существуют. И с этим нельзя не считаться. За это нельзя карать и преследовать. А ведь именно так и произошло с поэтом - выслали то его не за критику или протест, а за другое видение. По молодости своей не может он спокойнее воспринимать это.
Как бы не был талантлив и велик Пушкин, он понимаете, что голос одного всегда тише, чем голос двоих-троих-многих. И эти голоса многих услышать легче. Онегин своеобразный усилитель, и одновременно опора для автора.
В сегодняшних реалиях - Пушкин великолепный политтехнолог и знаток методов СМИ.

Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер – “француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…” В результате “Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, имел достаточное представление о литературном процессе, чтобы поддерживать светский разговор: “…помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха”, “бранил Гомера, Феокрита”, хотя “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Столь же неглубоки были его познания в мировой истории, “но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей”. Правда, Евгений “…читал Адама Смита и был глубокий эконом”, но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых.

Одним словом, образованность Онегина была поверхностной, несистематичной, и только “…счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре” позволяли ему в глазах окружающих выглядеть достаточно просвященным, критически мыслящим человеком. К тому же требования аристократического общества были весьма низкими, и Онегина охотно принимали в свете:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно: Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.

Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять… умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:

Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… …русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “…но труд упорный ему был тошен…” Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. Ограниченные, недалекие помещики дали ему нелестную характеристику “опаснейшего чудака”, подчеркивающую отчужденность Евгения, непохожесть на стереотипы “светской черни” его поведения:

“Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с”. Таков был общий глас.

Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось. В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы… Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились…

Но дружба эта закончилась трагически: “всем сердцем юношу любя”, Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли. Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной. Евгением действительно овладел “чувствий пыл старинный”, душевная опустошенность готова была дрогнуть под впечатлением нахлынувшего потока настоящего чувства, но Онегин не нашел в себе достаточно эмоциональных сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что “вольность и покой замена счастью” была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен:

Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.

(No Ratings Yet)

“Охлажденный ум” героя (по роману “Евгений Онегин”)

Другие сочинения по теме:

  1. 1. Евгений Онегин – выразитель особенностей содержания жизни всего русского общества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает...
  2. Сочинение по русскому языку 10 класс. Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до...
  3. Евгений Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нем...
  4. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на...
  5. Татьяна не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее...
  6. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
  7. Глава открывается лирическим отступлением о поэзии, о музе и о поэтической судьбе Пушкина. На светском рауте автор встречает Онегина. Онегин...
  8. Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до...
  9. В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина воссоздает русская жизнь XIX столетия. Поэт показывает пробуждение интересов у передовых людей в...
  10. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,...
  11. Особое место в творческом наследии поэта занимает роман в стихах “Евгений Онегин” (9 мая 1823 года – 5 октября 1831...
  12. Среди жемчужин русской поэзии есть строки, которые особенно ярко запечатлелись в памяти читателей и начали жить своей собственной жизнью. Кто...
  13. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период...
  14. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...

«Думай головой», «О чем только твоя голова думала?», «Чем ты вообще думаешь?», «Где была твоя голова?» - часто слышим мы с самого детства. А между тем, женский внутренний мир состоит, в основном, из чувств, эмоций, переживаний.

Конечно, на разум полагаться проще (на первый взгляд), и как бы безопасней (а именно о безопасности пекутся наши родители, когда говорят подобные фразы). Чувства ассоциируются с роковыми ошибками , сделанными в нездоровом порыве страстей.

Да, безусловно, что-то в этом есть. Но вот такое, систематическое низведение чувств до уровня мешающей и непрактичной роли, приводит к девушку к тому, что заглушается и сама женственность , с ее богатейшими ресурсами и энергиями - интуитивностью, чуткостью и безмерной мудростью, которая растет не из ума, а из самых глубин знающего сердца.

Чувства содержат не только балласт ненужных, пустых переживаний, но и ценнейший дар - голос Души (а ведь именно Душа, как божественный навигатор, помогает нам в принятии самых значимых решений, в выборе истинного Возлюбленного, в определении своей миссии, предназначения и т.д.)

Просто слышать голос Души гораздо сложнее, чем ум . Для этого требуется не заглушить чувства, а напротив, быть очень чувствительной и наблюдательной к себе. Развернуться к чувствам и пройти сквозь них, сквозь ту пену, которая, конечно, в изрядной примеси в них содержится…

Незнание своей эмоциональной составляющей, незнание законов, по которым живут чувства, приводит к тому, что женщина не умеет с ними обращаться . Или кидается в них с головой, о чем потом жалеет, или прерывает с ними контакт. И складирует их в самых тайных местах - далеко и надолго. И тогда ей остается жить в уме и слушать свои внутренние диалоги…

Лабиринт внутренних диалогов - так можно охарактеризовать то состояние, в котором мы находимся, как в трансе, 90% нашего бодрствующего времени. Это сон наяву - на самом деле глаза у нас повернуты в бегущую строчку ума и постоянно читают, что там сейчас. Иногда читают, в миллионный раз, одно и то же. Чувства же со временем атрофируются, из них уходит яркость и вкус. А вместе с этим уходит и женский магнетизм, спонтанность, легкость, игра, капризы, текучесть, плавность, внутренний эротизм.

По велению волшебной палочки мысли не остановить, и ум не прекратит вырабатывать их. Что может помочь?

Женские практики, которые помогают нам замедлиться, расслабиться и войти во внутреннее Царство Сакральной Женственности. Там - бесконечный ресурс целительных энергий и состояний, которые возвращают женщину к ее природному состоянию, центрированному не на деятельности ума, а на внутреннем присутствии. Именно из этого состояния. Свободного от суеты и анализа, женщина творит большие и маленькие чудеса своей жизни, как Волшебница и Жрица.

Огромный ресурс для этого - женские практики на основе Арт-терапии , где мы соприкасается со своей силой, узнаем ее вкус и привыкаем к нему, закрепляем его в душе и теле. Пятна, линии, формы, цвета отражают не только наши осознаваемые мысли и чувства, но и подводную часть айсберга — неосознаваемые процессы, которые бывает трудно выразить словами.

Эти практики помогают остановить суету ума и погрузиться в другое измерение - туда, где живет Внутренняя Женщина.

Если вы чувствуете, что живете «в голове», если вам трудно слышать свои истинные желания, если вы устали от зацикленных внутренних диалогов без начала и конца, если вы стали терять женский вкус жизни, если вас поглотило «надо», а «хочу» где-то затеялось, мы приглашаем вас на женский Арт-марафон Пробуждение Шакти . Это мощный внутренний рефреш своего женского состояния, своих возможностей и пути. Специальные арт-терапевтические практики этого курса обеспечивают мягкий и целительный доступ к глубинному слою личности, откуда можно черпать силу и энергию.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум, -

Так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта... везде является... по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина - практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они - мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал - а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна...

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, -

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей,
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим;
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...

Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
И после сытного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу...

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!..

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение - свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.
После описания дуэли Пушкин заявляет:

Я сердечно
Люблю героя моего...

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света...

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, - говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему.

Посредственность одна
Нам по плечу и не странна, -

пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, - сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.