Особенности жанра и композиции романа обломов. Особенности композиции романа «Обломов

Особенности композиции романа. Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и не­редко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под компози­цией иногда понимают чисто внешнюю организацию произве­дения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. - «внешняя композиция»); иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлека­тельно-занимательными произведениями находит свое выра­жение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психоло­гическими средствами, путем углубления характеров и идей­ного заострения произведения; в этом случае обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изобра­жения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с на­туры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа « Обломов « нужно составить опорную схе­му. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть со­поставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторо­на. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гон­чаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написа­но«. Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А мо­жет, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивает­ся композиция романа. Таким образом, уже достаточно дока­зательств, что художественное произведение - это «чудо искусства «, это особый мир, живущий по своим, художествен­ным законам. Одним из главных законов композиции являет­ся отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Чернышев­ского, дает писателю возможность «безукоризненно группи­ровать фигуры», т. е. самой группировкой персонажей отразить жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню ге­роя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстанов­ку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и за­пустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество раз­ных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжи­ровку, которая задаст общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне ху­дожественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и уг­лубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обуслов­ливается материалом, объектом изображения, мировоззрени­ем писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленны­ми автором. Казалось бы, в романе почти ничего не происхо­дит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторже­ния внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не мо­жет заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски но­вой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к сво­им гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломо­вым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появля­ется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических геро­ев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовско­го дивана? Да затем лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выра­жена достаточно ясно.

Композиция - это определенная после-
довательность изложения частей произведе-
ния, принятая автором. Мы не только видим,
как и в какой последовательности развива-
лись те или другие действия, но и понимаем
отношение к ним самого автора.
В 1849 году опубликовал пер-
вый отрывок из романа - «Сон Обломова».
Надо сказать, что сюжет «Обломова» заду-
мывался как обобщенное жизнеописание из-
жившего себя помещичьего класса на приме-
ре одного из помещиков - Обломова. Но ро-
ман писался много лет, и автор переменил
к нему свое отношение. Современники Гон-
чарова вспоминают, что он негативно отно-
сился к первой части и советовал прочитать
вторую и третью части, написанные гораздо
позднее.
«Сон Обломова» показывает детство Ильи.
Он раскрывает суть той среды, в которой
воспитывался и рос маленький Обломов. Гон-
чаров рисует картину райской размеренной
жизни. Даже природа в имении какая-то осо-
бенная, созданная для блага человека: «Небо
там… как родительская надежная кровля…»,
«солнце там светит ярко и жарко около по-
лугода и потом удаляется оттуда не вдруг,
а словно нехотя…», «все сулит там спокой-
ную, долговременную жизнь до седых волос
и незаметную, сну подобную смерть». Жите-
ли тоже не такие, как все, они вроде бы что-
то и делают, да как-то нехотя. Главной забо-
той Обломовки была еда и сон. Трудиться
здесь не привыкли и привыкать не хотели.
Так жили их отцы и деды. За них кто-то ра-
ботал, этот чужой труд воспринимался как
само собой разумеющееся. Естественно, что
в этой среде человек мог вырасти только та-
ким, каким и вырос Обломов, - инертным
и бездеятельным. Сном Обломова заканчива-
ется первая часть романа.
По мере написания следующих частей
меняется позиция автора по отношению
к своему герою. поселяет Обло-
мова в городе среди высшего общества и по-
казывает отношение героя к этому общест-
ву. В дальнейшем сюжетная линия услож-
няется.
Вернемся к первой части. Обломов про-
сыпается и находит у себя в гостях друга
Штольца. Это человек, с которым Илья был
знаком еще в детстве. В романе он противо-
поставлен Обломову. Штольц находится в
постоянном движении, что обусловлено сре-
дой, в которой он воспитывался. На примере
Штольца автор показывает передового чело-
века, в котором сочетается гибкий ум с по-
стоянной жаждой действия. Ему суждено
сыграть в романе немаловажную роль.
Обратимся к последующим частям рома-
на. Сюжетной линией здесь является разви-
тие взаимоотношений между Ольгой Ильин-
ской и Ильей Ильичом Обломовым - так
называемый прием испытания любовью.
Именно Штольц познакомил Ольгу с Обломо-
вым, рассказав ей о нем как об удивительном
человеке с кристальной душой. Теперь собы-
тия в романе развиваются своим ходом. Мы
видим, как зарождается и развивается лю-
бовь Ольги и Обломова. Вначале девушка
старается пробудить Обломова к жизни. Это-
го же хочет и Штольц. Но все ее попытки
в конце концов терпят крах. В Илье Ильиче
так сильно живет обломовщина, что отка-
заться от нее и изменить образ жизни он уже
не в силах. К Ольге автор относится, несо-
мненно, доброжелательно. Она наделена таки-
ми чертами, как проницательность, уравнове-
шенность, гордость. Автору нравится чувство
долга, которым руководствуется Ольга в жиз-
ни, возвышенность ее души. Вместе с тем Гон-
чаров показывает, что миссия Ольги была
изначально обречена на неудачу.
Разрыв отношений между Ольгой и Обло-
мовым - это кульминация романа. Ольга по-
нимает, что оставаться дальше с Ильей Иль-
ичом она не может. Любовь Ольги и Обломо-
ва - это яркая полоса как в’романе, так и в
жизни Обломова. В ней раскрылись все луч-
шие качества главного героя. Ну при каких
других обстоятельствах «чистое, верное серд-
це» Ильи Ильича смогло бы себя так про-
явить! После разрыва с Ольгой Обломов ме-
няет место жительства. С улицы Гороховой,
где жили аристократы, он переезжает на
Выборгскую, мещанскую. Тем самым автор
показывает нравственное падение героя. Об-
ломов поселяется в домике Пшеницыной и
продолжает жить по-старому: лежит на ди-
ване и ничего не делает. Здесь автор награж-
дает своего героя еще одной любовью, тихой
и незаметной, которая никак не изменяет
жизнь героя и вялое течение сюжета романа.
Обломов, ощущая неотступную заботу Ага-
фьи Матвеевны, влюбляется в эту женщину.
Он любит ее за то, что она олицетворяет со-
бой его прошлую жизнь - Обломовку. Пше-
ницына же с ее неуемной жаждой деятельно-
сти находит главное для себя - объект за-
боты. Прожив с Пшеницыной однообразную,
бесцветную жизнь, Обломов умирает. Роман
заканчивается так же, как и начался, - сном
Обломова.
Итак, в первой части романа один ге-
рой - Обломов; во второй и третьей частях
производится сопоставление Обломова сна-
чала со Штольцем, затем с Ольгой. В первой
части повествуется о жизни героя среди та-
ких же, как он, помещиков и прочих пред-
ставителей высшего общества на Гороховой.
В четвертой части представлена другая сре-
да - мещане. Автор показывает, как герой
постепенно опускается вниз.
Роман можно разделить и на смысловые
части. Здесь первая часть будет представлять
собой жизнь Обломова до встречи с Ольгой.
Вторая часть - это любовь Обломова и Оль-
ги, их разрыв. А третья часть начинается с
момента переезда на Выборгскую улицу и за-
канчивается смертью Обломова.
Примечательно в романе то, что историю
Обломова рассказывает Штольц своему зна-
комому писателю. Наверное, в роли писателя
и выступает сам . Этим приемом ис-
тория как бы повторяется по кругу, Это то-
же несет в себе двойной смысл: с одной сто-
роны - история Обломова, с другой - обло-
мовы и обломовщина, как вечные понятия.

Композиция – это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались те или другие действия, но и понимаем отношение к ним самого автора. В 1849 году Гончаров опубликовал первый отрывок из романа – “Сон Обломова”. Надо сказать, что сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание изжившего себя помещичьего класса на примере одного из помещиков – Обломова. Но роман писался много лет, и автор переменил к нему свое отношение.

Современники Гончарова вспоминают, что он негативно относился к первой части и советовал прочитать вторую и третью части, написанные гораздо позднее. “Сон Обломова” показывает детство Ильи. Он раскрывает суть той среды, в которой воспитывался и рос маленький Обломов. Гончаров рисует картину райской размеренной жизни. Даже природа в имении какая-то особенная, созданная для блага человека: “Небо там… как родительская надежная кровля…”, “солнце там светит ярко и жарко около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, а словно нехотя…”, “все сулит там спокойную, долговременную жизнь до седых волос и незаметную, сну подобную смерть”. Жители тоже не такие, как все, они вроде бы что-то и делают, да как-то нехотя. Главной заботой Обломовки была еда и сон. Трудиться здесь не привыкли и привыкать не хотели. Так жили их отцы и деды. За них кто-то работал, этот чужой труд воспринимался как само собой разумеющееся. Естественно, что в этой среде человек мог вырасти только таким, каким и вырос Обломов, – инертным и бездеятельным. Сном Обломова заканчивается первая часть романа.

По мере написания следующих частей меняется позиция автора по отношению к своему герою. Гончаров поселяет Обломова в городе среди высшего общества и показывает отношение героя к этому обществу. В дальнейшем сюжетная линия усложняется. Вернемся к первой части. Обломов просыпается и находит у себя в гостях друга Штольца. Это человек, с которым Илья был знаком еще в детстве. В романе он противопоставлен Обломову. Штольц находится в постоянном движении, что обусловлено средой, в которой он воспитывался. На примере Штольца автор показывает передового человека, в котором сочетается гибкий ум с постоянной жаждой действия. Ему суждено сыграть в романе немаловажную роль.

Обратимся к последующим частям романа. Сюжетной линией здесь является развитие взаимоотношений между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым – так называемый прием испытания любовью. Именно Штольц познакомил Ольгу с Обломовым, рассказав ей о нем как об удивительном человеке с кристальной душой. Теперь события в романе развиваются своим ходом. Мы видим, как зарождается и развивается любовь Ольги и Обломова. Вначале девушка старается пробудить Обломова к жизни. Этого же хочет и Штольц. Но все ее попытки в конце концов терпят крах. В Илье Ильиче так сильно живет обломовщина, что отказаться от нее и изменить образ жизни он уже не в силах. К Ольге автор относится, несомненно, доброжелательно. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Автору нравится чувство долга, которым руководствуется Ольга в жизни, возвышенность ее души. Вместе с тем Гончаров показывает, что миссия Ольги была изначально обречена на неудачу. Разрыв отношений между Ольгой и Обломовым – это кульминация романа. Ольга понимает, что оставаться дальше с Ильей Ильичом она не может. Любовь Ольги и Обломова – это яркая полоса как в романе, так и в жизни Обломова. В ней раскрылись все лучшие качества главного героя. Ну при каких других обстоятельствах “чистое, верное сердце” Ильи Ильича смогло бы себя так проявить! После разрыва с Ольгой Обломов меняет место жительства. С улицы Гороховой, где жили аристократы, он переезжает на Выборгскую, мещанскую. Тем самым автор показывает нравственное падение героя. Обломов поселяется в домике Пшеницыной и продолжает жить по-старому: лежит на диване и ничего не делает. Здесь автор награждает своего героя еще одной любовью, тихой и незаметной, которая никак не изменяет жизнь героя и вялое течение сюжета романа. Обломов, ощущая неотступную заботу Агафьи Матвеевны, влюбляется в эту женщину. Он любит ее за то, что она олицетворяет собой его прошлую жизнь – Обломовку. Пше-ницына же с ее неуемной жаждой деятельности находит главное для себя – объект заботы. Прожив с Пшеницыной однообразную, бесцветную жизнь, Обломов умирает. Роман заканчивается так же, как и начался, – сном Обломова.

Итак, в первой части романа один герой – Обломов; во второй и третьей частях производится сопоставление Обломова сначала со Штольцем, затем с Ольгой. В первой части повествуется о жизни героя среди таких же, как он, помещиков и прочих представителей высшего общества на Гороховой.

В четвертой части представлена другая среда – мещане. Автор показывает, как герой постепенно опускается вниз. Роман можно разделить и на смысловые части. Здесь первая часть будет представлять собой жизнь Обломова до встречи с Ольгой. Вторая часть – это любовь Обломова и Ольги, их разрыв. А третья часть начинается с момента переезда на Выборгскую улицу и заканчивается смертью Обломова.

Примечательно в романе то, что историю Обломова рассказывает Штольц своему знакомому писателю. Наверное, в роли писателя и выступает сам Гончаров. Этим приемом ис-тория как бы повторяется по кругу, Это тоже несет в себе двойной смысл: с одной стороны – история Обломова, с другой – обло-мовы и обломовщина, как вечные понятия.

(No Ratings Yet)

Краткая композиция романа “Обломов”

Другие сочинения по теме:

  1. Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения “Обыкновенной истории”, где основным мотивом, по словам автора,...
  2. Роль художественной детали в романе “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” – это роман о движении и покое. Автор, раскрывая...
  3. “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”...
  4. Изначально сюжет “Обломова” задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора...
  5. Вечные образы в романе “Обломов” Вечные образы – персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других...
  6. Необоримая лень и апатия, присущие Обломову, в доме Пшеницыной нашли благодатную почву. Здесь “нет никаких понуканий, никаких требований”. Предметной деталью...
  7. Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова “Обломов” Я считаю, что “Обломов” Гончарова – это роман-трагикомедия: в...
  8. Избитая точка зрения учителей и профессоров литературы – что Гончаров “великий стилист и великий Объективный живописец реальности” – до смешного...
  9. Сочинения по литературе: Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова Обломов Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность...
  10. Роман И. А. Гончарова “Обломов” исследовался в различных аспектах, с разных точек зрения многими литературными критиками. Действительно, этот роман многопланов,...
  11. Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли...

Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” (1859) пишет о сюжете и композиции романа: “Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Ни каких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действий во всей его истории”.
Композиция романа в самом деле немного “рыхлая”, За это писатель неоднократно подвергался критике. Роман неоднороден в композиционном отношении.
Начало романа, как мы видели, выдержано немного в гоголевском духе: изображается “галерея типов”, все эти герои приходят один за другим к Обломову. У них в основном “говорящие” фамилии. У Обломова на все, что он слышит от них, однотипная реакция: их стремления кажутся ему “суетой”, они все – “несчастными”. Затем описывается положение героя на момент повествования: взаимоотношения с Захаром, дается экспозиция, воссоздающая более ранние этапы жизни Обломова, помогающая понять психологические истоки его теперешнего состояния. “Сон Обломова”, опубликованный отдельно до завершения всего романа, обладает композиционной самостоятельностью и законченностью мысли. Содержание сна можно отнести и к нему лично, и ко всей старой дворянской России, символом которой является Обломовка. Этот сон занимает в идейном отношении, может быть, центральное место в романе, так как показывает, что стоит за понятием “обломовщина” – ключевым словом в романе.
Заканчивается первая часть появлением Штольца – это появление производит впечатление завязки.
Однако в действительности после этого ничего не меняется, развития действия не происходит. Такая композиция, полная “ложных ходов”, соответствует содержанию романа: Обломов постоянно говорит и думает о том, как начать новую жизнь, и даже делает попытки в этом направлении, но они ни к чему не приводят. Любовная коллизия “Обломов – Ольга” включает несколько важных моментов, которые можно лишь условно назвать кульминационными: например, письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за которым следует еще несколько встреч и объяснений. Это своего рода растянутая кульминация, которую трудно даже назвать кульминацией – жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать усилия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жизни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому Обломову (“Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй… и обмер: “Поблекло, отошло!” – раздалось внутри его”). Обратите внимание, как незаметно возникает тема Пшеницыной, как побочная тема в музыкальном произведении, – сначала тихо, но впоследствии она должна вытеснить главную тему: “Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…” – говорил он сам себе и погружался в мысль… об Ольге.
Посещение Обломова Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь (“Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко! Теперь я ожил, воскрес” и т. д.).
Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце третьей части (глава XI) неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка не вызвана какими-то кульминационными событиями, она как бы медленно подготов:лена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как “устроились” дела в имении (при помощи Тарантьева), и Ольга, все поняв, падает в обморок. Ее надежды на “новую жизнь” рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых “маниловских” планов переустройства дел, выслушивает ее “приговор”: ” ..Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер”.
Странно было бы представить себе, что причиной столь судьбоносного решения Ольги явилось сообщение, что в имение вместо Ильи Ильича едет Исай Фомич Затертый; вряд ли это событие можно считать кульминационным для любовного конфликта (именно г поэтому еще через полчаса Ольга снова делает попытку: “Спроси же строго у своей совести и скажи – я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизнь? Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?.. Если ты скажешь смело и обдуманно да: я беру назад свое решение: вот моя рука и пойдем, куда хочешь…”). Поэтому мы подчеркиваем, что кульминация и развязка здесь выделяются условно, а настоящий конфликт – это конфликт глубинных жизненных установок, философий героев, и этот конфликт обнаруживается постепенно, не в одном разговоре, назревает и проступает все отчетливей, подчиняя себе перипетии чисто любовного конфликта.
Однако оказывается, что именно теперь наступает настоящее, поворотное изменение в жизни героя – сближение с вдовой Пшеницыной. Композиционно выглядит как новый сюжет, но начинается он исподволь, незаметно для самого героя. Две любовные истории, таким образом, перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия “Обломов – Пшеницына” рисуется совсем иными средствами, чем линия “Обломов – Ольга”. Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына – не описываются так подробно и последовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, – обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. Тем не менее можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета. Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) Обломов теперь участвует в некоем новом, малом, сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке.
Фраза “Вдруг все это переменилось” выглядит как завязка. За этим следует сообщение об апоплексическом ударе, перенесенном Ильей Ильичом, после которого Агафья Матвеевна переменила режим и распорядок дня в доме.
Приезд Штольца и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сюжете. После этой встречи становится понятно, что больше изменений и событий в жизни героя не последует. Поэтому смерть Обломова, которую можно считать раз – вязкой и этой новой истории, и всего романа, хотя и закономерна, но тоже не вызвана никакими конкретными событиями, а просто жизнь его идет к закату.
В какой-то момент автор оставляет Обломова и обращается к этим героям. У каждого из них есть свой духовный путь, своя эволюция, и этому в романе уделяется отдельное внимание. Ольга и Штольц, несомненно, занимают в системе персонажей место типов, призванных оттенить образ главного героя путем антитезы.
Образ немца Штольца был первоначально задуман как альтернативный, цельный характер, противопоставленный Обломову, и даже как образ положительного героя, с которого следовало бы брать пример. Отсюда некая идеализация. “Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!” – пишет Гончаров. Но к концу, романа получается, что все же с ним не пришло спасение России. Добролюбов объясняет это тем, что “теперь. пока для них нет почвы” в российском обществе. Возможно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, – отсюда сюжетный ход, имеющий символическое значение: Штольц берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него. Необходимо отметить, что в таком романе, где явно недостает внешних событий, особое значение приобретает художественная деталь (чего стоит один пресловутый “халат”, который приобретает едва ли не символическое значение для обломовского бытия!). Сам Гончаров называл себя “рисовальщиком”. В романе много быта, большое количество интерьеров, портретов и других описаний, которые нередко преобладают над повествованием, задерживают ход событий. Как пишет Добролюбов в той же статье: “Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета.
Важна также языковая индивидуализация образов героев. Композиция романа, таким образом, чрезвычайно своеобразна и уникальна в русской литературе. Композиция сюжета выглядит растянутой, нединамичной, осложнена и нагружена параллельными сюжетными линиями, деталями. Добролюбов пишет, что как раз эти композиционные вставки, которые замедляют действие (например, “Сон Обломова”), имеют важнейшее значение в романе. Возможно, именно такая композиция, несмотря на упреки некоторых критиков, в большей степени соответствует авторской идее, служит задаче ее выражения. Композиция “Обломова” интересна даже своим несовершенством, своей расплывчатостью, соответствующей характеру главного героя.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Причиной написания письма для Обломова стали слова Ольги, которые она Сказала ему. После ее признания в любви, он долго размышляет об этих Словах. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что она не любит его. Read More ......
  2. Читая роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, мы следим за поведением главного героя, его деятельностью или бездействием. Мы видим отношения Обломова с разными людьми, которые большей частью ему неинтересны. Отмечаем глубокую привязанность Ильи Ильича к своему другу Андрею Штольцу. Но особенно Read More ......
  3. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений. Его Read More ......
  4. Уже само название “Отцы и дети” подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории Read More ......
  5. В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи Read More ......
  6. Гончаров назвал роман “Обломов – “романом-монографией”. Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: “У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени Read More ......
  7. В центре романа Гончарова “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают гоголевске традиции в изображении героя, автор акцентирует внимание на деталях Read More ......
  8. “Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию…” – такой видится писателю эпоха, изображаемая в “Петре Первом”. Read More ......
Сюжет и композиция романа “Обломов”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Показать условия, порождающие лень и апатию человека на примере главного героя, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу; развитие аналитических способностей учащихся, нравственное воспитание учащихся

3 слайд

Описание слайда:

Замысел романа возник в 1847 году. Роман был напечатан в 1859 году. Главная тема- судьба поколения, ищущего место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. В первой части романа мало действия. Начинается с описания главного героя, который лежит в постели в своей квартире. Проживает по улице Гороховой на одной из центральных улиц. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

4 слайд

Описание слайда:

Образ Обломова Главному герою 32 года, среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами. Его любимая вещь – халат, который имел несколько достоинств: мягок; тело не чувствовало его на себе. В комнате стояло бюро красного дерева, 2 дивана, обитые шёлковой материей, красивые ширмы с вышитыми небывшими в природе птицами и плодами.

5 слайд

Описание слайда:

На что обращает внимание писатель при описании комнаты Ильи Ильича Обломова? Ковры, но в пятнах, на диване лежит забытое полотенце. На столе стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка с солянкой и обглоданной косточкой. Зеркала покрыты пылью и вместо того чтобы отражать предметы, они могли служить для записывания каких-то заметок.

6 слайд

Описание слайда:

Сон Обломова Во сне перед нами предстаёт Обломовка и её жители. Семья Обломовых любила собираться на кухне, после обеда спали. Отец читал изредка, считал это роскошью. Писателей считал гуляками, пьяницами. Всем семейством решали, что будут готовить на обед или ужин, какой соус будут подавать. Они думали лишь о том, чем накормить, напоить ребёнка. Насчёт денег были скаредными, рано ложились, чтобы не тратить свечей. Илью не заставляли трудиться, жизнь их текла вяло.

7 слайд

Описание слайда:

Привлекательные черты Обломова: мягкость, простота, великодушие, доброта. Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни. Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли.

8 слайд

Описание слайда:

Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем. В нём нет деспотизма, наоборот, он кроток и благодарен. Писатель с симпатией относится к герою, но в то же время осуждает, разоблачает его, выносит приговор обломовщине.

9 слайд

Описание слайда:

Захар, его слуга, под стать своему хозяину. Лежит в другой комнате и ничего не делает. Если от него требовали сметания пыли и мытья полов, он начинал доказывать о необходимости громадной возни в доме, тогда всё это приводило в ужас самого барина. Вставка рисунка

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Обломов и Ольга Штольц Андрей был репетитором в пансионе. Окончив университет, едет в Петербург делать карьеру. Ему за 30, служил, вышел в отставку, занялся своими делами, нажил денег и дом. Настойчив в достижении цели. Штольц знакомит Илью с Ольгой Сергеевной Ильинской. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

12 слайд

Описание слайда:

В 3 и 5 гл. второй части завязывается узел события- знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Ильи к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11-12 главы 3 части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

13 слайд

Описание слайда:

В 4 части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер.