Почему классика лучше современной литературы. Польза классической литературы

Чем классика объективно лучше современной литературы? (с)
она старше.

Почему к первой относятся с трепещущим благоговением, а ко второй – с презрением и неуважением, называя ее поклонников быдлом, а авторов в большинстве своем бездарями? (с)
не отношусь с благоговением, не отношусь с презрением, не называю быдлом, не называю бездарями.
хотя порой все так и есть, да

Ведь современная беллетристика на самом деле лучше классики. (с)
спорно. ниже вы не сумели это доказать.
в качестве аксиомы же принимать это не вижу смысла.
а до вашего персонального выбора в целом никому дела нет.

Во-первых, в ней, в отличие от классики, используются современные и понятные нам слова и выражения. (с)
нет.
если вы начнете читать киберпанк, то увидите там айти-сленг; в книгах про мир высокой моды в глазах рябит от неизвестных мне брендов; а романы про современную индию все равно пестрят многочисленными терминами из буддизма-индуизма-джайнизма.
во-вторых, в классической литературе 19 века не так уж и много непонятных слов и выражений: на один "гамбурга пирог нетленный" (пушкин) приходится 2000 вполне привычных слов.
кстати, лексикон переведенных куртуазных романов 13 века тоже не шибко утомляет.
а самое главное - по такой логике дальше букваря не стоит идти.

Во-вторых, в отличие от классической литературы, современная описывает более актуальные проблемы. (с)
нет.
проблемы все те же (исключение - твердый скай-фай), просто исторические декорации разные. жрать-любить-путешествовать-мечтать хочется всегда

Кого сейчас волнует крепостное право, которого уже давно и в помине нет? (с)
вообще-то конкретно к.п. в рф проступает то тут, то там по сей день.
например, на прошлой неделе чиновники из министерств спорта высказались в духе "запретить одним нашим спортсменам уезжать в америку, а другим - вовсе запретить играть при достижении определенного возраста".
если вас не волнует - не читайте.

В-третьих, современную литературу и описываемые в ней вещи куда проще отнести к нашему быту и условиям жизни. (с)
нет.
жизнь современной норвежской деревни, бразильских фавел или японского мегаполиса ко мне не имеет никакого отношения.
жизнь гомосексуалистов-дизайнеров, капитанов дальнего плавания и сборщиков чая на плантациях тоже.

И почему классику считают обязательной к прочтению? (с)
кто?

Мы же с вами не читаем труды Гомера, так почему должны читать Пушкина и Достоевского? (с)
см.выше: не читайте.
если перевести в килобайты, то лично я гомера прочел больше, чем достоевского. кстати, понравилось.

«Нет, добрых чувств в тебе не воспитать, ты гнусный раб, в пороках закостеневший! Из жалости я на себя взял труд тебя учить. Невежественный, дикий, ты выразить не мог своих желаний и лишь мычал как зверь. Я научил тебя словам, дал знание вещей, но не могло ученье переделать твоей животной, низменной природы»

Прошло уже не одно столетие, а слова великого Вильяма Шекспира, словно услада, они льются нескончаемым потоком проникая в самое сердце и радуют, словно музыка. Отличия классической литературы от современной, весьма очевидны, это как наслаждаться Капризами Никколо Паганини и тут же, без видимой остановки, услышать современную музыку. Приготовьтесь, она повергнет вас в бездну хаоса, низкочастотную, жесткую, пропитанную инфекциями зла. И тоже самое происходит с литературой, разница лишь в том, что музыкальный звукоряд слов начинает звучать в вашей голове и слышать его способны только вы.
Как «Моцарт и Сальери», так прост на первый взгляд, но так глубок, правдив, наполнен до краев любовью. Отчего одно цепляет, а другое оставляет равнодушным? Ответ очевиден, всегда были и будут вечные темы, актуальные, рожденные великим духом и мимолетные, низкопробные шаблоны рождённые в потребительских муках.
Классика - источник вдохновения, алтарь сакральных знаний и глубоких мыслей, на ней растем, учимся мыслить, ею духовно питаемся, она воспитывает в нас Человека с большой буквы, но к сожалению, человечество претерпевает изменения невидимые глазу, результатом чего становится необходимость адаптировать классические произведения для сознания современного учебника. Современный ребенок читая классику, пришел к столь шаблонному пониманию окружающей его действительности, что ему требуются вводные пояснения, снимающие один исторический слой за другим, что бы он понял – Обломов, это современный герой, нежелающий трудиться и мечтающий о легкой прибыли, которому претит происходящее, ибо он много учился и работал, но все ему опостылело. Очень важно научится доносить до «нового» ребенка ценную информацию, ибо современная литература, это сплошные аллюзии из Пушкина, Толстого, мировой классики. Классика была, есть и будет.
«Я слабый, грешный человек, не служат духи мне как прежде и я взываю к вам в надежде, что вы услышите мольбу, решая здесь мою судьбу. Мольба, душевное смиренье, рождает в судьях снисхожденье, все грешны, все прощенья ждут, да будет милостив Ваш Суд.»
Вильям Шенкспир «Буря» 1612г.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Эти книги не оставляют равнодушными. С ними светло, грустно, смешно, волнительно, интересно… Кого же литературные критики всего мира могут назвать современными классиками?

Россия: Леонид Юзефович

Что читать:

авантюрный роман «Журавли и карлики» (премия «Большая книга», 2009)

– историко-детективный роман «Казароза» (номинация на премию «Русский Букер», 2003)

– документальный роман «Зимняя дорога» (премия «Национальный бестселлер», 2016; «Большая книга», 2016)

Чего ждать от автора

В одном из интервью Юзефович сказал о себе так: его задача как историка – честно реконструировать прошлое, а как литератора – убедить тех, кто захочет его слушать, что так и было на самом деле. Поэтому грань между вымыслом и достоверностью в его творчестве зачастую неощутима. Юзефович любит сочетать в одном произведении разные пласты времени и планы повествования. И не делит события и людей на однозначно плохих и хороших, подчеркивая: он рассказчик, а не учитель жизни и судья. Размышления, оценки, выводы – за читателем.

США: Донна Тартт

Что читать:

– остросюжетный роман «Маленький друг» (литературная премия WNSmith, 2003)

– роман-эпопея «Щегол» (Пулитцеровская премия, 2014)

– остросюжетный роман «Тайная история» (бестселлер года по версии The New York Times, 1992)

Чего ждать от автора

Тартт любит игру с жанрами: в каждом ее романе есть и детективная составляющая, и психологическая, и социальная, и авантюрно-плутовская, и интеллектуальная в духе Умберто Эко. В творчестве Донны заметна преемственность традиций классической литературы XIX века, в частности таких ее титанов, как Диккенс и Достоевский. Процесс работы над книгой Донна Тартт сравнивает по длительности и сложности с кругосветным плаванием, полярной экспедицией или… картиной во всю стену, написанной кисточкой для туши. Американку отличает любовь к деталям и подробностям, явным и скрытым цитатам из великих произведений литературы и философских трактатов, а второстепенные персонажи ее романов не менее живые и сложные, чем главные герои.

Великобритания: Антония Байетт

Что читать:

– неовикторианский роман «Обладать» (Букеровская премия, 1990)

– роман-сага «Детская книга» (шорт-лист Букеровской премии, 2009)

Чего ждать от автора

Если вы как читатель в восторге от Льва Толстого, осилили хоть что-то у Пруста и Джойса, то и многослойные эпичные интеллектуальные романы британки Антонии Байетт вам придутся по душе. Как признается Байетт, ей нравится писать о прошлом: действие романа «Обладать» происходит в наши дни, но погружает и в викторианскую эпоху, а семейная сага «Детская книга» охватывает наступивший затем эдвардианский период. Труд писателя Байетт сравнивает с коллекционированием – идей, образов, судеб, чтобы изучить и рассказать о них людям.

Франция: Мишель Уэльбек

Что читать:

– роман-антиутопия «Покорность» (участник рейтинга The New York Times «100 лучших книг 2015 года»)

– социально-фантастический роман «Возможность острова» (премия «Интералье», 2005)

– социально-философский роман «Карта и территория» (Гонкуровская премия, 2010)

– социально-философский роман «Элементарные частицы» (премия «Приз Ноября», 1998)

Чего ждать от автора

Его называют enfant terrible («несносное, капризное дитя») французской литературы. Он самый переводимый и самый читаемый из современных авторов Пятой республики. Мишель Уэльбек пишет о скором закате Европы и крахе духовных ценностей западного общества, смело высказывается об экспансии ислама в христианских странах. На вопрос, как он пишет романы, Уэльбек отвечает цитатой Шопенгауэра: «Первое и практически единственное условие хорошей книги – когда есть что сказать». - Houellebecq, « C"est ainsi que je fabrique mes livres». И добавляет: писателю не нужно пытаться все понять, «лучше всего наблюдать факты и не обязательно опираться на какую-либо теорию».

Германия: Бернхард Шлинк

Что читать:

– социально-психологический роман «Чтец» (первый роман немецкого писателя в списке бестселлеров The New York Times, 1997; премия Hans-Fallada-Preis, 1997; литературная премия журнала Die Welt, 1999)

Чего ждать от автора

Главная тема Шлинка – конфликт отцов и детей. Но не столько вечный, вызванный недопониманием старшего и младшего поколений, а вполне конкретный, исторический – немцев, принявших идеологию нацизма в 1930–1940-е, и их потомков, которые разрываются между осуждением страшных преступлений против человечества и попыткой понять их мотивы. «Чтец» поднимает и другие сложные темы: любовь между юношей и женщиной с большой разницей в возрасте, неприемлемую в консервативном обществе; неграмотность, которой, казалось бы, нет места в середине ХХ века, и ее роковые последствия. Как пишет Шлинк, «понять не значит простить; понять и при этом осудить – возможно и необходимо, однако это очень тяжело. И эту тяжесть приходится нести».

Испания: Карлос Руис Сафон

Что читать:

– мистико-детективный роман «Тень ветра» (премия Joseph-Beth and Davis-Kidd Booksellers Fiction Award, 2004; Borders Original Voices Award, 2004; NYPL Books to Remember Award, 2005; Book Sense Book of the Year: Honorable Mention, 2005; Gumshoe Award, 2005; Barry Award for Best First Novel, 2005)

– мистико-детективный роман «Игра ангела» (премия Premi Sant Jordi de novel.la, 2008; Euskadi de Plata, 2008)

Чего ждать от автора

Романы знаменитого испанца нередко называют неоготическими: в них есть и пугающая мистика, и детективный сюжет с интеллектуальными загадками во вкусе Умберто Эко, и страстные чувства. «Тень ветра» и «Игра ангела» объединяет место действия – Барселона – и сюжет: второй роман – приквел первого. Тайны Кладбища забытых книг и хитросплетения судеб увлекают и героев Карлоса Руиса Сафона, и читателей. «Тень ветра» стала самым успешным романом, изданным в Испании со времен «Дон Кихота» Сервантеса, а «Игра ангела» – самой продаваемой книгой за всю историю страны: за неделю после выхода в свет было раскуплено 230 тысяч экземпляров романа.

Япония: Харуки Мураками

Что читать:

– философско-фантастический роман «Хроники Заводной Птицы» (премия «Ёмиури», 1995; номинация Дублинской литературной премии, 1999)

– роман-антиутопия «Охота на овец» (премия «Нома», 1982)

– психологический роман «Норвежский лес» (участник рейтинга «Топ-20 самых продаваемых книг на Amazon.com», 2000 [год, когда книга была полностью переведена на английский], 2010 [год, когда книга была экранизирована])

Чего ждать от автора

Мураками называют самым «западным» писателем Страны восходящего солнца, но повествование в своих книгах он ведет как истинный сын Востока: сюжетные линии возникают и текут, как ручьи или реки, а сам автор описывает, но никогда не объясняет, что происходит. Вопросы есть, а ответов на них нет, главные герои – «странные люди», которые явно не отвечают представлениям большинства о нормальности и благополучии. Мир персонажей похож на сюрреалистический коллаж яви со снами, фантазиями, страхами, протестами подавляемой воли. «Литературный труд – это всегда немножко обман, – подчеркивает Мураками. – Но писательская фантазия помогает человеку взглянуть на окружающий мир по-другому».

Пошелов Павел Викторович
Омская юридическая академия, г. Омск
Научный Карабыков Антон Владимирович, доцент кафедры иностранных языков ОмЮА, кандидат филологических наук, доцент

В 1953 году Рэй Брэдбери пишет роман «451 градус по Фаренгейту», где показано общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению, а хранение таких книг является преступлением. Становится грустно, когда писатель антиутопии оказывается пророком. Только одного Брэдбери не предугадал: того, что мы сами начнем отказываться от классической литературы. Нет надобности запрещать чтение серьезных книг, если их и так почти никто не читает. Многие уже начали сжигать их своими силами.

Английский моралист Карлейль говорил: «Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания - это книги. Все, что человечество совершило, все, чего оно достигло, - все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг». Классическая литература представляет собой наследие, оставленное нам предыдущими поколениями. И так же, как мы не должны забывать историю, мы не должны забывать и классическую литературу. История всегда представляет собой вечный урок, где, как и на уроке в школе, бывают свои двоечники, которые не учатся на ошибках прошлого, и отличники, не наступающие дважды на одни и те же грабли.

Есть такое мнение среди молодежи, что только студенты-гуманитарии должны читать классику, а «технарям» от этого нет пользы. Однако это не так. Мой классный руководитель рассказывал о том, как их поколение воспитывали, когда они учились в школе. Как только ухудшались оценки по негуманитарным предметам, как только становилось сложно решать математические задачи, родители предлагали им (как вариант) чтение классики. И, что самое удивительное, чтение помогало! И это не единичный случай.

Еще один аргумент против классической литературы - ее неактуальность. Представим себе разговор отца с сыном.

Знаешь, отец, я давно думаю, что классику надо запретить. Во всяком случае, в школе. Взрослые пусть читают, а вот детям голову морочить не надо.

Почему это?

А вот почему. Выходит молодой человек в жизнь с какими-то дикими представлениями. Нет таких мужчин, таких женщин, таких отношений. Может, когда-то были… Но сейчас точно нет. Человека, который поверил во все эти идеалы, ничего, кроме разочарования, в жизни не ждёт. Не бывает таких святых, как князь Мышкин, таких порядочных, как Татьяна Ларина.

Однако и эту точку зрения легко опровергнуть. Кто решает, какими должны быть сегодняшние мужчины и женщины? Сами мужчины и женщины. Кто решает, как строить свою жизнь и какими принципами руководствоваться в жизни? Сам человек. И почему мужчины и женщины стали отличаться от тех же самых князя Мышкина и Татьяны Лариной? Да потому что люди перестали читать классику. Либо они взяли себе новые идеалы, почерпнутые их современных книг и СМИ.

Что же сегодня заменяет классическую литературу? Телевидение со своими бесчисленными ток-шоу, неделями моды и боевиками. Интернет, предоставляющий практически безграничные возможности, которые далеко не все используют правильно. «Возникает иллюзия истинности, мы перестаем воспринимать интернет как простое техническое средство, расширяющее возможности наших психических функций» . С экранов нам подаются ценности и стереотипы, становящиеся всеобщими ввиду отсутствия альтернативы на этих же экранах. Американский журналист Уолтер Липпман писал: «Самые тонкие и самые распространенные механизмы воздействия - это те, что создают и поддерживают репертуар стереотипов. Нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если полученное нами образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия» . И снова приходится вспоминать антиутопию - на этот раз это книга Хаксли «О дивный новый мир». Людей там производят на конвейерах, равномерными и одинаковыми порциями. Уже в бутылках зародышам прививают определенные склонности к одному роду деятельности и, наоборот, отвращение к другому. Не ту же самую стандартизацию и стереотипизацию делают сегодня СМИ?

С малых лет детям надо разъяснять, как важна в жизни человека книга, как много надо читать, чтобы жизнь стала по-настоящему интересной. Однако нужно именно убеждать, а не принуждать. В школе на уроках литературы подростка насильно заставляют читать книги. Толку от такого прочтения немного. Ведь какова его цель? Узнать что-то новое, скрасить свой досуг? Цель - просто не сплоховать на уроке литературы и написать очередное сочинение по уже готовому шаблону. Наша молодежь умна. Она тянется к знаниям. Но она не хочет делать это в том виде, в каком мы подаем ей сейчас великие произведения. Отвращение к чтению у миллионов граждан - вот, чего добились с помощью «репрессивной машины» на уроках литературы.

Учителя должны не вбивать нам в голову знания, а прививать любовь к знаниям. Разница между этими двумя понятиями огромная. В первом случае подросток просто прочитает книги писателя, какие ему скажут. Это будут знания. Во втором же случае он сам будет искать и читать произведения даже сверх школьной программы. На уроках литературы он будет высказывать свою точку зрения, а не мнения русских критиков 19-го века. Это будут творческие знания.

Чтобы убедить молодежь в полезности чтения книг, нужна также правильная государственная политика в области СМИ. Ученых, учителей, в общем, всех читающих людей, сейчас выставляют неудачниками, которым можно платить зарплату такого размера, что ее можно разглядеть только под микроскопом. Как однажды пошутил на эту тему известный сатирик Михаил Задорнов: «ЦБ РФ собирается изъять из оборота 1- и 5-копеечные монеты. Многие губернаторы выразили обеспокоенность, что теперь им нечем будет платить зарплату врачам и учителям». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Где научные достижения и открытия? Их либо вообще нет, либо СМИ не уделяют им свое внимание. Полосы газет, новостные ленты интернета и сюжеты современных книг захватили банкиры и бизнесмены, криминальные авторитеты и политики, ощущение такое, что никто больше не выполняет простую повседневную работу, не изобретает, не работает в сфере науки — все лишь продают и развлекаются.

Эти слова как нельзя лучше подтверждает известный российский искусствовед Вячеслав Павлович Шестаков: «Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством, искусством для народа, хотя на самом деле прививает читателям и зрителям нормы пассивного, некритического мышления, ориентированные на буржуазно-потребительское сознание» .

СМИ нужно поменять ориентир, и государство должно это проконтролировать.

Возможно, некоторые скажут, что государству это не выгодно. Об этом писал, например, советский математик Владимир Арнольд: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни - вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)» . Даже если так и есть у нас в стране, мы должны стремиться к лучшему. Если государство не желает принимать меры, мы сами можем противостоять навязываемому нам образу жизни.

Вы замечали, что в школе многие дети читать не любят, особенно классическую литературу, а во взрослом возрасте это восприятие меняется (ну только, если все желание читать не было отбито учителями). Классическая литература притягательна тем, что описывает ситуации и людей так, что приходит понимание об «одинаковости» человека в любые времена. Удивительно, что любовь, дружба, предательство, подвиг существовали всегда. Поведенческая линия любого здорового, как умственно, так и физически, человека не должна меняться со временем.

Классическая литература, да и вообще литература в целом, является самым лучшим зеркалом исторических, политический событий, простой жизни и быта. Можно изучить кучу учебников, энциклопедий по истории Отечественной Войны 1812 года с Наполеоном и ничего не понять, а можно просто внимательно прочесть «Войну и Мир» Л.Н Толстого и так проникнуться ко всей той атмосфере, что уже никогда из памяти не выкинешь.

Как уже говорилось выше, люди одинаковы всегда. Да, немного меняются обстоятельства, язык, манеры, но поступки и реакция одна и та же. Например, нечестный бизнесмен, наживший свое богатство путем убийств, напоминает нам Макбета. Или ревнивый муж, убивший свою неверную супругу в пятиэтажке в Подмосковье мало чем отличается от всем известного Отелло. Вывод то нужно делать один, прочитав эти классические произведения: если ты будешь убивать, изменять, то закончишь плохо.

В классических произведениях можно найти массу знаний, которые в современном мире получили названия и по которым пишутся учебники, проводятся курсы. Например, язык жестов. Сейчас очень модно смотреть сериалы на эту тему, угадывать о желаниях по мимике и т.д. Но, читающий классическую литературу человек, а именно Лермонтова или Бунина, уже давно стал экспертом в этом виде «наук». Тонкие психологи, каковыми были эти гении, без всяких сериалов и учебников, так тонко чувствовали людей, что нам бы у них только поучиться.

Классическая литература учит понимать людей вокруг и самого себя. И что самое интересное - перечитывая классику, вы открываете все новые и новые грани человеческого поведения. Литература способна научить действовать тем или иным образом в различных ситуациях. Причем, в произведении эти ситуации могут быть доведены до своего пика, а разрешение конфликта происходит кардинально, зачастую трагически. Лучше об этом узнать заранее, нежели чем попасть в подобное.

Современная литература (если речь идет не о бульварных книжонках) тоже не так плоха, она просто другая. Она отражение сегодняшнего дня. Классику же можно считать своеобразной точкой опоры в мире человеческих ценностей.


Сюжеты классической литературы настолько разнообразны, что подобрать интересующий жанр не сложно. Прочитать все, конечно, не получится, но уделить внимание мировым шедеврам надо, особенно, если речь идет о подрастающем поколении. Конечно, школьники читают классиков не потому что им интересно, а потому что надо. Если вы, как взрослый и читающий человек ответственны за воспитание своих детей, не ленитесь, обсуждайте прочитанное в школе. Поверьте, это придаст сил и желания молодежи продолжать читать.

Кстати, еще один балл в корзину классики. Британские ученые доказали, что мозг человека работает по-разному при чтении серьезной классической литературы и простой легкой бульварной или адаптированной. Группа студентов читала разные произведения во время проведения МРТ, где отслеживалась активность работы мозга. Так вот, эксперимент показал, что при чтении современной литературы мозг не так старается, а вот для восприятия художественных образов классики требуется гораздо больше мозговых усилий. Как известно, чем лучше работает голова, тем лучше жизнь! А ливерпульские ученые утверждают, что никаких учебников по самосовершенствованию человеку не надо, если он является заядлым читателем классической литературы. И это немудрено, классики, как правило, были гениями, чей язык был богат и красноречив. Художественные образы мировой литературы настолько многогранны, что каждый человек воспринимает их по-разному. Обсуждая то или иное произведение, люди, споря, приходят к пониманию и, наконец, истине.

Обсуждение статьи «Польза классической литературы»

Вася

"вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите" - простите, это автоматический перевод чьей-то крылатой фразы?

02.01.2016 (03:20)

Сергей

Ваш текст о том, как прекрасна классическая литература и к много она может дать, но ни слова о том, к все таки добиться ее прочтения. Все, о чем Вы пишите, верно только в одном случае: читающей перенесен читаемый текст. Интерес - вот альфа и омега возможности впитать бесценные знания. Если интереса нет, то и не впитать ничего. Более того: заставляя читать недозревшего до произведения человека вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите. Потом эту книгу человек в руки не возьмет. Я например уже давно взрослый, читать люблю, но на моей книжной полке нет классической литературы, кроме может быть Мертвых душ да Булгакова.