Подложить свинью это. Подложить свинью

Многие поговорки вошедшие в обиход сегодня - имели свою предысторию. Давайте посмотрим откуда берёт своё начало выражение «Подложить свинью» .

В далёкие времена, ещё до нашей эры, Творец неба и земли, дал одному из народов законы, по которым они должны были жить! Один из пунктов этих законов говорил о пище, то-есть, что можно есть, а что употреблять в пищу запрещалось.

Этим народом были Израильтяне. Свинья считалась у них нечистым животным, мясо которого нельзя было употреблять в пищу:

2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
(Лев 11:2-7).

8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь
(Втор 14:8).

Она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести:

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная
(Пр 11:22).

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас
(Мф 7:6).

22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи
(2 Пет 2:22).

Принесение свиньи в жертву и употребление свинины в пищу приравнивалось к идолослужению:

3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него
(Ис 65:3-4).

17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь
(Ис 66:17).

По этим то причинам, пасти свиней, считалось презренным занятием для иудея (см. Лк 15:15).

В конце 60-х годов до н. э. произошла гражданская война в иудеи. Две противоборствующие партии сражались между собой за власть. Вот что по этому поводу мы имеем в письменных источниках:

«…пока священнослужители и Аристобул подвергались осаде, наступил праздник Пасхи, в который, по нашему обычаю, приносятся Предвечному обильные жертвы.

Тогда товарищи Аристобула, нуждаясь в материале для жертвоприношений, обратились к единоверцам с просьбою снабдить их таковыми за какие угодно деньги. Несмотря на то, что единоверцы назначили за каждую голову [жертвенного животного] по 1000 драхм, Аристобул и священнослужители охотно согласились заплатить эту цену и выплатили деньги, спустив их на ремнях со стен.

Однако осаждающие, взяв деньги, и не думали отдать за них жертвенных животных, и даже дошли при этом до такой гнусности, что нарушили данное слово и глумились над Предвечным, не выдав просителям нужного для жертвоприношения…»

(Флавий, И. «Иудейские древности» // том 2; кн. 14; гл. 2; п. 2; ст. 75).

Похожую историю мы находим и в Талмуде. При этом мудрецы добавляют несколько деталей, не упомянутых Флавием:

«…во время войны между хасмонейскими принцами, Гиркан осадил в Иерусалиме своего брата Аристобула.

Каждый день осажденные спускали со стен корзину с динариями, и осаждавшие клали в нее жертвенное животное. Один старик, изучавший греческую мудрость, намекнул осаждающим с помощью греческой мудрости: «Пока продолжаются жертвоприношения, вам не взять город».

На следующий день вместо жертвенного животного осаждавшие положили в корзину свинью…»

(Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 49 б. //

Не каждый день можно услышать это словосочетание "подложить свинью "
Как часто вам "подкладывали свинью " в вашей жизни?
Это крылатое выражение известно каждому российскому гражданину.Когда вы делаете,какую нибудь гадость своему ближнему,это происходит,как правило втихомолку и скрытно.Это значит,что вы "подложили свинью " и скорее всего весьма довольны этим обстоятельством.Звучит весьма иронично,но смысл довольно негативный.Вообще заниматься такими мелкими гадостями дело недостойное.Оно не украшает того,кто занимается этими подлостями.

История возникновения выражения "подложить свинью"

Первый вариант.
Зачем обидели свинью,придумав такую поговорку?Ведь по сути,начиная еще с давних времен свинья является преданным другом человека.
Все дело в том,что во времена Александра Невского граждане из Евросоюза решили,как обычно зайти в гости не спросив на то разрешение.Это событие произошло на Чудском озере,когда вооруженные(отнюдь не толерантностью) немецкие рыцари выстроились в боевые порядки,которые носили название "построение свиньей ". Если на такое построение посмотреть сверху,то оно было похоже на треугольник.На самом острие треугольника находились самые сильные рыцари полностью закованные в доспехи.Такой порядок был очень эффективным и грозным.Вот из тех далеких времен до нас и дошла эта крылатая фраза "подложить свинью ",которая означает сделать кому то большую неприятность.
Стоит отметить,что в данном конкретном случае свинья это не доброе домашнее животное,а боевой порядок толерантных немцев.

Второй вариант.
Этот вариант выражения "подложить свинью " произошёл не от воинского умения европейских граждан,а от вкусовых пристрастий восточных народов.Многие знают,что некоторым народам религия запрещает подавать на обеденный стол свинину. Бывали ситуации,когда чем то разозленные люди сидевшие за одним столом,подкладывали в тарелку кусочки свинины.Тем самым они оскверняли это блюдо.Если человек обнаруживал кусочки нечистого животного в своей тарелке,то ослепленный яростью,он мог начать совершать непродуманные поступки.В редких случаях это приводило к продолжительной болезни,скорее психологического характера.

Третий вариант.
На Руси существовала игра,которая называлась "в свинки ". Бывали случаи,когда ради забавы игроку меняли "свинку",с которой совершенно невозможно было играть.

Фразеологизм «Свинью подложить» значение

Слыша слово «свинья», каждый из нас тотчас рисует себе всем известное домашнее животное. Образ этот давно приобрел не слишком почетное значение, и многие удивляются, скажем, когда встречают в истории знатную боярскую фамилию «Свиньины». Что за фантазия была у людей называться «свинским» именем!

Между тем предок Свиньиных получил эту фамилию в награду за воинскую заслугу: он первый построил велико — княжеское войско «свиньею», то есть «клином». Известно также, что Александр Невский сумел разгромить на Чудском озере рыцарскую «свинью».

Треугольный боевой порядок «свинья» считался весьма грозным.

Возможно, потому-то слова «подложить свинью» (кому-либо) и стали означать: устроить крупную неприятность. Любопытно, что в немецком языке идиоматическое выражение «иметь свинью» означает «везение». «Эр хат швайн» («он имеет свинью») – ему везет.

Интересным для объяснения оборота «подложить свинью» может считаться и эпизод из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» о хитрости, к которой прибег брат Жан, готовясь к битве с колбасами. Повторив уловку древних греков при осаде Трои (см. «Дары данайцев»), он приказал соорудить огромную свинью и вместе с поварами спрятался внутри нее. В решающую минуту предводительствуемые братом Жаном повара выскочили из укрытия и обратили ошеломленного противника в бегство.

Слыша слово «свинья», каждый из нас тотчас рисует себе всем известное домашнее животное. Образ этот давно приобрел не слишком почетное значение, и многие удивляются, скажем, когда встречают в истории знатную боярскую фамилию «Свиньины». Что за фантазия была у людей называться «свинским» именем!

Между тем предок Свиньиных получил эту фамилию в награду за воинскую заслугу: он первый построил велико — княжеское войско «свиньею», то есть «клином». Известно также, что Александр Невский сумел разгромить на Чудском озере рыцарскую «свинью».

Треугольный боевой порядок «свинья» считался весьма грозным. Возможно, потому-то слова «подложить свинью» (кому-либо) и стали означать: устроить крупную неприятность. Любопытно, что в немецком языке идиоматическое выражение «иметь свинью» означает «везение». «Эр хат швайн» («он имеет свинью») - ему везет.

Интересным для объяснения оборота «подложить свинью» может считаться и эпизод из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» о хитрости, к которой прибег брат Жан, готовясь к битве с колбасами. Повторив уловку древних греков при осаде Трои, он приказал соорудить огромную свинью и вместе с поварами спрятался внутри нее. В решающую минуту предводительствуемые братом Жаном повара выскочили из укрытия и обратили ошеломленного противника в бегство.

Впрочем, следует сказать, что объяснения эти не могут быть признаны бесспорными. Не исключена возможность, что основанием для них послужило непобедимое отвращение некоторых восточных народов (в частности, татар) к свиному мясу. Магометанин, которому «подложили свинью» за трапезой, то есть угостили обманным способом свининой, приходил в величайший гнев и чуть ли не заболевал. Весьма вероятно, что наше выражение пошло отсюда.

    Борис

    Совсем недавно узнал, что «свинью подложить» — это банальная кастрация кабанчика. Как Вы это прокоментируете?

    Шухрат

    «Не исключена возможность, что основанием для них послужило непобедимое отвращение некоторых восточных народов (в частности, татар)» — да тут дело не в отвращении, а скорей в религии, кстати в Библии написано, что свинью есть нельзя, т.к. она не жует жвачку. Автор книги явно не знал этого. И тем фактом что хрестьяне гордятся что они едят свинину, я бы не стал расбрасываться. Надеюсь я не кого не обидел.

    Айсберг

    Любопытно, что в немецком языке идиоматическое выражение «иметь свинью» означает «везение». «Эр хат швайн» («он имеет свинью») – ему везет.

    Я понял почему это выражение не прижилось в русском языке))

    Роковая Женщина

    Лично я не понимаю,откуда у восточных народов это непобедимое отвращение свинье. Чем им свинья так подложила свинью?

    Ди

    По поводу того, что некоторые религии запрещают есть свинину. И почему.

    Какие религии строго запрещают? Ислам и Иудаизм. Что в них общего? Они все родом из аравийских пустынь. Откуда то из Палестины. Там жарко, там очень жарко. А на жаре постоянно жрать жирную пищу вредно. Свинана очень жирная и народ это интуитивно подметил и запретил.

    В протиововес, на севере, свинина очень почитаема. В той же Германии, например.

    Аноним

    Айсберг,что немцу хорошо-то русскому смерть

    Михаил

    Свиньи же, когда их выпускали, сразу лезли в эти лужи и там лежали и когда коляска подъезжала – вынуждена была останавливаться. И даже после того, когда свиней кнутом выгоняли из луж, в результате потери скорости, проезд становился крайне проблематичным и в большинстве случаев приходилось разворачиваться и ехать назад.
    И придраться было не к чему – улица, лужа, свинья – дело обычное для села или деревни.

Подложить свинью - серия мини-квестов , состоящая из 4 частей:

  • подложить свинью → деньги/золотой кирпич;
  • пустить петуха → трофей/опыт;
  • дать краба → трофей/деньги;
  • отвесить леща → золотой кирпич/группа монстров

Существует древняя легенда о том как один герой , движимый жалостью, решил помочь своему приятелю, а в результате впутался в целое приключение. Итак, давным-давно, кажется, в прошлую пятницу…

Как один отзывчивый герой свинью подкладывал

Так вот, был у него друг - торговец. Имя его уже и не вспомнить, давно это было, для краткости, назовем его Иа. Наш герой приносил купцу трофеи, тот давал ему пару монет сверх обычной цены, да ещё и скидку на снаряжение . Поэтому наш герой приходил к нему снова и снова. Только вот торговец был грустным, вздыхал всё время, на вопросы о причинах своей грусти отвечал расплывчато, вытянуть из него ничего обычно не получалось, пока… Пока наш Винсент не притащил из похода особо крупную кучу трофеев, да ещё и монет мешок приличный. Разобравшись с трофеями, радостный Винни уговорил Иа пойти с ним в таверну . Там они посидели немного, потом ещё немножечко, потом ещё чуть-чуть, пока…

Пока, уже за полночь, порядком захмелевший торговец не поведал свою историю. Оказалось, в стародавние времена он сам был героем и занимался обычными геройскими делами. Однажды мчался он по сельской местности на ездовом питомце, и задавил выскочившего на дорогу поросёнка. На предсмертный визг умирающей животины выбежала из придорожной хижины старая женщина в больших круглых очках, увидела раздавленную свинку и зарыдала, запричитала, мол, одна у неё была надежда - к зиме поросёнка выкормить, вырастить и всю зиму его есть. Сама она - бедная вдова, последние деньги отдала за поросёнка, и теперь ей, видать, светит голодная смерть. Иа послушал всё это, покраснел, втянул голову в плечи да и тихонько уехал восвояси. Вот только ещё по дороге в город заела его совесть, и ночь в таверне он уснуть не мог. Тогда и решил он бросить геройствовать и остаться в городе торговцем, лишь бы не попадаться больше на глаза той вдове. Однако совесть его в покое не оставила, и чем ближе к зиме, тем сильнее грызла его. И попросил торговец героя отвезти той вдове копчёную тушу свиньи, чтобы загладить свою вину, у него самого духу не хватало бы перед ней появится. И ещё умолял свинью подложить вдове тайком, чтобы она расспрашивать не начала. Так они и порешили.

Поехал Винни к хижине вдовы, дождался ночи в соседней рощице, а пока ждал увидел как пара подозрительных босяков что-то закапывала на соседнем поле. Герой подложил свинью в раскрытое окошко хижины, вернулся на поле, быстро нашёл в лунном свете рыхлую землю и отрыл маленький сундучок с монетами. Обрадовался кладу, заночевал в той же рощице, а утром, как-бы невзначай, поехал мимо домика вдовы, радостная женщина поприветствовала его и рассказала, что случилось чудо , и невесть откуда к ней в дом попала целая копчёная свинья, и теперь ей будет чем питаться зимой. Винсент разыграл удивление, поохал для порядка, пожелал вдове доброго здоровья и отправился назад в город. По пути увидел бродячих артистов, показывающих петуха, танцующего под музыку. Вот только герой наш знал этот фокус - птицу ставили на бочку с железным верхом, в бочке разжигали костерок, и петух пританцовывал потому, что ему жгло ноги. Изверги, в общем. Осерчал наш герой, ведь он был добрым по натуре , решил освободить птицу. Достал Винни своё оружие, разогнал горе-артистов, петуха пустил на волю, да ещё прихватил трофей, брошенный убегающими балаганщиками.

Поехал герой дальше и выехал на берег моря, а на берегу как раз рыбаки вытаскивали свою лодку из воды, вернувшись с уловом. Один из рыбаков вежливо поприветствовал благородного рыцаря. Винсенту, хотя рыцарского звания он и не имел, было очень приятно такое обращение, и он не стал поправлять босяка. А тот попросил отвезти его отцу корзину свежих крабов. Отец его тоже был рыбаком, но был уже стар и море не выходил, а жил в хижине на берегу лесного озера. Ехать к озеру было как раз по дороге, и «сэр рыцарь» благодушно согласился. Доехал он к лесной хижине к вечеру, отдал крабов старику, тот поблагодарил героя и предложил заночевать у него. Посреди ночь он проснулся от шума. Старый рыбак поведал ему, что это монстры повадились устраивать какие-то то ли турниры, то ли соревнования на берегу озера, шумят, рыбу всю распугали, старику часто и выловить ничего не удается, живет впроголодь, и если бы не посылки от сына, давно бы уже помер. Осерчал Винсент, схватил со стола здоровенного сушёного леща, твердого как камень и выбежал из хижины. Подкрался к костру, вокруг которого шумели монстры, прислушался и понял, что это победители монстрячьего турнира празднуют победу и полученный кубок. Вышел герой в круг света от пламени и стал стыдить иродов, что они совести не имеют, по ночам шумят, людям спать не дают. Посмеялись чудища, грубостью ответили. Хоть и добр был Винни, но не смог стерпеть такого, и тем самым сушеным лещом надавал по наглым мордам. Монстры не ожидали такой ярости и разбежались, даже кубок свой в костер уронили, расплавился кубок в ком золота. Почесал герой затылок, выкатил ком из костра, постучал по нему камнем, придав форму кирпича, да и забрал себе.

Воротился герой к другу своему, говорит: «Радуйся, торговец, благую весть тебе принёс - всё сделал, как велено. Вдова счастлива, да и сам я не обделён. Так и ты будь весел, и больше не вешай нос». А тот ему и отвечает, так, мол, и так, спасибо, конечно, выручил очень, да вот радоваться мне особо нечего, снова большое горе у меня. Пока тебя не было, обрадовался я, что снова смогу жить прежней свободной жизнью, пошёл в лес на охоту, думаю, развеюсь да заодно провиант запасу. Битый час ходил по лесу дремучему - ни зайца, ни куропатки, какое уж тут веселье! Вдруг слышу: хрюкает кто-то, глядь - кабаниха, супруга славного Кабаньеро поросят кормит. Прицелился было в неё, но тут же понял, не могу убить кормящую мать: рука не поднимается. Да и больно матёрая, такую одним выстрелом не свалить. Махнул рукой, в сердцах схватил порося, что поближе лежал, и ну дёру. Тут такой шум поднялся у меня за спиной, что я перепугался, покрепче добычу к груди прижал, только ходу прибавил - сам не помню как дома очутился. Но так жалобно визжал тот поросёнок в пути, так вырывался, так бился копытцами своими мне в самое сердце, что знаю наверняка: лишил я малыша матери, а мать - любимого сына. И не знать мне покоя до скончания дней, если не выручишь. Будь другом, отнеси его обратно в лес, верни любящей маме. И если можешь, лучше правым боком показывай, слева он подгорел в печи - и тут я, горемычный, виноват, не уследил. А лучше и вовсе незаметно подложи…

«Другого дурака поищи», - отвернулся от него наш герой. На том и закончилась крепкая дружба.