Рисование. Мастер-класс красивого пейзажа с пошаговыми фото

Цель урока: научить детей выражать свое отношение к природе через изображение.

Задачи урока :

  • воспитывать чувства восхищения, любви к родному краю, природе.
  • закрепить навыки работы акварельными красками в теплой гамме.

Оборудование:

  • Презентация "Осенний пейзаж в творчестве русских художников" (И.И.Левитан, И.С.Остроухов В.Д.Поленов и др.).
  • Аудиозапись "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди "Осень" из цикла "Времена года".
  • Выставка детских рисунков «Осенний листопад».
  • Акварельные краски, кисти. бумага.
  • Стихи русских писателей об осени.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин).
2. Вводная беседа (1 мин).
3. Объяснение нового материала (10 мин).
4. Самостоятельная работа (30 мин).
5. Подведение итогов и оценка работ (2 мин).

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Натюрморт, пейзаж, портрет)
Учитель: Что изображают художники в пейзажах? (Природу: деревья. лес. речку).
Учитель: Как называют художников, которые рисуют природу? (Пейзажистами)
Учитель: Вот и мы сегодня будем художниками-пейзажистами.

Тема нашего урока "Изображение осеннего пейзажа"

"И осень тихою вдовой.
Вступает пестрый терем свой"

(Иван Бунин, Листопад)

Учитель: Осень ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты (Включаю музыку), ее описывают в стихах поэты. Кто из вас знает стихи об осени.? (Дети читают стихи, звучит тихая музыка, на экране демонстрация слайдов с изображении осени)

Слайд 3. Ученик читает стихотворение

Учитель: Особенно красив печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу.
Осень. Этому прекрасному времени году посвятили вдохновенные строки поэты, мгновения увядания природы запечатлели на своих полотнах художники.

Слайды 4-5." Золотая осень" И.И. Левитана. Анализ картины.

Учитель: Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»

– Ребята, какие стихи А.С. Пушкина здесь можно вспомнить?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Учитель: картину "Золотая осень" Левитан написал в 1895 году (в 30 лет0, в ней он обобщил и подытожил свой многолетний опыт работы над образом осенней природы.

Слайды 6-8. Портрет Художника И.И. Левитана.

Учитель: Судьба художника была нелегкой. Родился в бедной еврейской семье. С ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась вскоре после поступления в училище. Учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин.

Слайды 9-11. "Золотая осень" И.С. Остроухова. Анализ картины.

Учитель: «Унылая пора! Очей очарованье!» – так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотисто – желтыми красками пылает солнечный осенний день. Деревья обступили тропинку, обняли ее. Она чуть заметно вьется среди них и уходит куда-то вправо. Деревья покрыты светло-желтыми листьями. У клена они крупнее, прорезанные. Ветки деревьев склонились к земле, устланной множеством опавших листьев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Сквозь кружево веток и уцелевших листьев проглядывает голубое небо. Листья на деревьях с винно-красным багрянцем, с бронзовой прозеленью горят на солнце яркими теплыми красками. Только трава еще не совсем поменяла наряд, она расцвечена различными оттенками – от ярко-изумрудного до нежно-желтого, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна.

На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

Слайд 12. Портрет художника И.С. Остроухова.

Учитель: Илья Семенович Остроухов – один м из талантливейших и видных пейзажистов 80-90 годов 19 века. Многим в своем развитии он был обязан Поленову и абрамцевскому художественному кружку. Выставки передвижников пробудили у Остроухова любовь к искусству. Особенно сильное впечатление произвели на него картины Поленова, которые и привели его к решению заняться живописью. Увлечение живописью привод Илью Семеновича в Абрамцево в мамонтовский кружок, в среду таких художников, как Репин, Поленов, братья Васнецовы, Серов, Левитан. С 1886 года входит в семью пейзажистов Московской школы. Появление его пейзажей на передвижных выставках заставило художников сразу же обратить внимание на этого немолодого уже по летам живописца. Общение с передвижниками сыграло огромную роль в формировании творчества и помогло так быстро развернуться его таланту.

Слайды 13-16 В.Д. Поленов «Золотая осень » 1893г. Анализ картины.

Учитель: Настоящим гимном в честь пламенеющей осени, преображающей скромную природу Подмосковья, одевающей в «багрец и золото» ее леса, воспринимается картина художника В.Д. Поленова «Золотая осень» . Мы видим глухой уголок подмосковного леса у реки Оки. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях.
Царит ничем не нарушаемая тишина. Осень еще только вступает в свои права. Деревья частью стоят еще зеленые. Но березы уже успели сменить свой наряд. И теперь их листва сверкает золотом в лучах по-летнему приветливого солнца. Утоптанная тропинка манит в лес пройтись в осенней тишине, когда еще не шуршат под ногами опавшие листья, когда еще зеленеет трава, и цветут последние осенние цветы. Сочетание еще не поблекших красок лета и звонких красок осени, придают богатство, нарядность и живописный колорит картине.

Слайд 17 Портрет В.Д. Поленова

Учитель: Это один из первых художников эпических пейзажей, прославляющих гармонию, красоту и величие природы.
Творчество Поленова в 90-х годах неразрывно связано с его впечатлениями от жизни на берегу реки Оки. В 1890 г. художник приобрел в Тульской губернии небольшое имение, построил по своему проекту дом с мастерской для друзей-художников и большую часть года проводил там. он запечатлевает Оку в различные времена года и различных ее состояниях.

(Звучит фонограмма пьесы "Октябрь.Осенняя песня" П.И. Чайковского из цикла времена года).

Учитель: Перед вами осенний пейзаж "Октябрь" так назвал ее автор, художник-передвижник Ефим Волков. Посмотрите на картину и попробуйте ее описать. (Ответы уч-ся).

Учитель: А, так описывает ее искусствовед "Лучшим произведением Волкова является картина "Октябрь", написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже "Осень". Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.

(Звучит фонограмма пъесы "Октябрь.Осенняя песня" П.И.Чайковского из цикла времена года).

Слайд 19.

Чтец.

Обрывает ветер листья с октября.
Улетели птицы в дальние края.
Не узнать опушки, где жила весна.
И слышна повсюду только тишина.
Сыплются с деревьев золото и медь
Тишина, как птица, научилась петь.

А какой, она видится вам, юные художники? Настало время творческого конкурса. Сегодня вам предстоит изобразить осеннюю природу. За работу Друзья. В вашем распоряжении 25 мин.

(Звучит фонограмма концерта "Осень" А.Вивальде из цикла "Времен года")

Самостоятельная работа.

Дети рисуют осенний пейзаж. Учитель ведет индивидуальную работу в классе.

Подведение итогов. Рефлексия.

На доску прикрепляются лучшие работы учащихся. анализ работ, отмечаются хорошие удачные фрагменты работ. Выбирают победителей конкурса, награждаются грамотой за 1,2,3 места, номинации "Самый яркий рисунок", и др. Проставляются оценки. уборка рабочего места.

Предлагаем подробную инструкцию по написанию осеннего пейзажа гуашью. Готовая картина станет прекрасным украшением интерьера, особенно оформленная в багет.

Этот творческий мастер-класс поможет повысить навык работы с гуашью, научиться рисовать отражение деревьев в воде, развить чувство композиции и умение отражать красоту природы на рисунке.

Вам понадобятся: гуашь, бумага для акварели, кисти.

Этапы выполнения:

1. Рисуем линию горизонта светло-голубым.

2. Покрываем верхнюю часть неба тёмно-голубым.

3. Добавляем белую гуашь и закрашиваем оставшуюся часть неба до линии горизонта.

4. Рисуем воду, закрашивая фон светло-голубым, переходящим в тёмно-голубой.

5. Рисуем облака белой гуашью.

6. Землю рисуем небольшими мазками коричневым, светло-коричневым и жёлтым цветом.

7. На дальнем плане рисуем дерево

8. На фоне воды рисуем зеркальное отражение этого дерева



9. Таким же образом рисуем ещё несколько деревьев

10. Рисуем крону дерева яркими осенними цветами полусухой кистью методом тычка, а в отражении воды используем менее насыщенные оттенки.

11. По такому же принципу рисуем остальные деревья.

12. Можем дорисовать ёлочку и кустарники.

13. На переднем плане рисуем ствол сосны и ветви.

14. Рисуем крону сосны зелёной краской горизонтальными мазками.

15. Проведём горизонтальные полосы на фоне воды полусухой тонкой кистью белой гуашью. Рисуем рядом с сосной ещё пару деревьев.

16. Полусухой кистью методом тычка рисуем кроны деревьев, опавшую листву небольшими мазками тех же цветов и травку.

Ваша работа готова! Теперь её можно оформить багетом и украсить интерьер, а можно подарить.



Конечно же не обязательно рисовать в точности, как показано в мастер-классе, ведь это творческий процесс. Желаем вдохновения и успехов!

Творческая работа : Представь и изобрази пейзаж в пору золотой или поздней осени. Дополни его изображениями домов, людей, техники. Постарайся передать в композиции движение. Отрази на палитре осенние метаморфозы в цвете.

Вид изобразительной деятельности : Рисование по памяти, по представлению (материалы по выбору).

Основные цели и задачи урока
1. Создавать атмосферу эмоционально-эстетического восприятия детьми осенней природы, вызывать отклик на произведения живописцев, графиков, рисунки сверстников.
2. Содействовать выявлению учащимися особых примет осенней природы в разные периоды, вырабатывать понимание символичного значения осени в природе, жизни человека и искусстве.
3. Закреплять у четвероклассников навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта и учить объединять их в собственной творческой композиции.

Примерный ход урока

1. Беседа с учащимися об особенностях осеннего пейзажа, диалог по произведениям вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...» (У., с. 60-62).
2. Обсуждение с детьми замыслов их осенних композиций, уточнение мотивов, колорита, приемов передачи движения.
3. Выполнение четвероклассниками композиции с использованием подготовительных материалов предыдущего урока (Т., с. 30-31).
4. Подведение итогов: отмечаем выразительные решения осенних композиций, а также те работы, в которых образно и точно передаются определенные статичные состояния или динамика осенней природы.

На данном уроке учащиеся продолжают тему изображения осенней природы, ее особенной красоты в разное время. Обратите внимание детей на бытующее представление об осени как символе увядания природы, а также определенного периода жизни людей. Поэтому, наряду с другими временами года, осень представляется одним из символов жизни на земле, очень точно характеризующим время перехода от зрелости к старости, сопряженным с двойственным отношением к этой поре. С одной стороны, речь идет о мудрости, опыте человека, с другой - о старении и закате жизни.
В начале урока уместно вспомнить поэтические строки разных поэтов о бабьем лете, о золотой осени или о ее ненастной и серой поре. Предложите учащимся подтвердить стихотворные картины рассказами о своих впечатлениях о деревьях, травах, небе, об осенних превращениях в родной природе.
Вспомните пословицы, ярко и образно характеризующие переменчивость погоды в осеннюю пору. Не случайно в народе говорят: «У осени - погод восемь» или «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Работая по картинам вернисажа «Кружатся листья. Небесная просинь...» (У., с. 60-62), обратите внимание детей на разные состояния, запечатленные художниками, помогите им назвать то, что вдохновило каждого художника, что так сильно взволновало. Настройте учащихся на пристальное разглядывание картин и помогите им найти ответы на вопросы о приемах передачи состояния тишины и неподвижности или явно выраженной динамичности композиций.
Переходя к творческой работе, предложите четвероклассникам вспомнить порядок, которому следуют художники. Здесь важно определиться с выбором сюжета, мотива и природного состояния. Пусть ребята поделятся своими задумками, расскажут о главной идее будущей композиции, ее элементах, колорите, приемах, которыми воспользуются при передаче ее динамики. В творческой тетради (с. 29) дается подсказка (палитра) колористического решения полярных осенних состояний. Используя ее, предложите выполнить пейзаж (Т., с. 30-31) в пору золотой или поздней осени, дополняя его изображениями, которые выполняли дети на предыдущем уроке. Возможно, размер поля для рисования в тетради окажется недостаточным для учеников. Тогда можно воспользоваться листами большего размера. В таком случае кисти можно взять крупнее и предложить смелее использовать цветные пятна, мазки, набрызг для выполнения фона, неба, растений, земли, а также включить в изображение людей, транспорт, архитектуру.
По результатам урока проведите обсуждение работ. Пусть учащиеся дадут названия рисункам своих товарищей, попытаются охарактеризовать изображенные на них сюжеты.
Это должен быть настоящий вернисаж коллективного творчества, в котором осень, такая разная, предстанет в детских рисунках во всей своей красе.

Краткий справочный материал

Осеннее разнопогодье. Еще по-летнему припекает солнышко и вечерами обильно выпадают росы, но уже осветлилась речка: вода перестает цвести. Резко веет прибрежный ветерок.
Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. В космы берез и зеленые каскады лип вкрапливаются желтые пятна. Казалось бы, еще вчера стоял длинный летний день, и только нынче заметили: смеркаться раньше стало, увял и состарился пригнувшийся под плодами сад.
Затем осень забирает и совсем круто. Вытряхивая из широкого рукава привядшие красоты летнего леса, она очистительными порывами прошлась и жнивьем. Все чаще теперь над ним кружат черными лохмотьями грачи и торопко переметываются с места на место стайки нетерпеливых воробышков. Притоптан луг, пожухла трава. Лишь кое-где по-прежнему не меркнут сухоцветы бессмертников.
Полетела «Богородицына» пряжа - тенетник. Кочуют на этой паутине крошечные паучки, расселяются.
Если много тенетника, то дикие гуси садятся, а скворцы не отлетели - осень протяжная и сухая.
Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
За погожими, отменными деньками - слякоть предзимья. Зачастят, заладят дожди-водолеи: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Как будто и не собирался, а хлынул же, да такой обложной и проливной - часами не унимается. «Вешний дождь растит, осенний гноит».
Чем дальше осень, тем чаще дожди. Бывают они порой и не велики, но «Осенний бусенец обмочливее дождя». Теперь уже не скажешь о дожде словами народной загадки: «И тонок и долог, а сядет - в траве не видать». Ежели уж «сядет», то заметен всюду; всклянь налитые водой выбоины далеко виднеются в траве и на дороге.
Травы заканчивают рост, озимые, раскустившись, проходят закалку. От того, как развились озимые, зависит их устойчивость против неблагоприятных условий зимовки. Насекомые, земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку.
А как в царстве рыб? Лещи, лини, плотва становятся медлительными, полусонными. Прибылые сомы ищут выход в озера, старые залегают в омуты. Сазаны и ерши ложатся в ямы под крутояром и держатся там подле самого дна.
Первыми собираются на зимовку обитатели спокойных прудов, озер и рек. В быстрых водах те же рыбы успокаиваются позже.
Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера наживляет молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина - хранительница тепла для зимующих растений, живительная весенняя влага. Таков общий облик осени. (Стрижев А. Хроника одной души (Проза. Народный календарь) / А. Стрижев. - М., 1991. - С. 256-259. Далее цитируется это издание.)

С. А. Есенин

* * *
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...

Ф. И. Тютчев

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Тема урока: «Осенний пейзаж в нашем творчестве» 6 класс

Цель и задачи урока:

Образовательная:

Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.

Развивающая:
Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Оборудование урока:

бумага,
краски акварельные, гуашевые,
кисти (широкие, узкие),
баночка с водой,
палитра,
тряпочка,
компьютерная презентация на тему «Осень в произведениях великих художников»
компьютерная презентация на тему «Жанры живописи. Тест».
аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Оформление классной доски:
слова: пейзаж, тон, композиция, колорит; цветовой круг.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.
- Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.
- Что же такое пейзаж?
- С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
Компьютерная презентация – тест «Жанры живописи». (При помощи компьютерного теста проверить умение учащихся отличать пейзаж от других жанров)

3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Почему так велика роль цвета в живописи?
- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?
- Что такое колорит?
- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?
(желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)
- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?
Показ презентации «Осень в произведениях великих художников»
Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...

4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке

Самостоятельная работа учащихся - звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.

5. Итог урока.

Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда - сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним... Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие – грусть.