Русская литература 20 в. Русская литература XX века ("Серебряный век"
Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.
В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.
Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.
Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).
Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап , связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.
Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.
Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас и подключайтесь прямо сейчас!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения.
Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. В случае если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.
В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин данный связывают с именем Н. Бердяева , употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века".
Хронологические рамки периода можно обозначить так: 1892 – 1917 - выход из эпохи безвременья (начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.). По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны). Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями : реализмом,модернизмом, литературным авангардом.
Представители литературных направлений
‣‣‣Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
◦Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
◦Декаденты-индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
‣‣‣Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
‣‣‣Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
‣‣‣Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
‣‣‣Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
‣‣‣Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
‣‣‣Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др.
Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.
Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.
Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения." 2017, 2018.
Урок 1Основные литературные направления
Литература XX века
«Ни одна мировая литература не имела стольбезграничного опыта тревог, надежд,
обострённых нравственных исканий, боли за
судьбу родного народа
в час опасности...»
В.А. Чалмаев
Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
Русско-японскую война 1904-1905 гг.
Гражданская война
Сталинские репрессии
Вторая мировая война
Экологические катастрофы
Литература XX века
«Наше время трудновато для пера...»В.В. Маяковский
«Ни одна мировая литература XX века,
кроме русской, не знала столь обширного
списка безвременно, рано ушедших из
жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XX век всех нас переломал...»
М.И. Цветаева
Периодизация литература XX века
Русская литератураСеребряный век (1900 – 1917г.г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917
– 1941г.г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов
современная литература
Эмигрантская литература (литература русского
зарубежья)
Серебряный век
«Серебряный век – это не столько время иотдельные творческие личности, сколько
целостное мировоззрение, картина мира,
в которой личность и творчество
едины...»
В.А. Чалмаев
«...писали как жили, жили как писали»
В.А. Чалмаев
Историческая ситуация в России начала XX века
ФИЛЬМЗадание:
записать основные исторические факты и события
Важнейшие исторические события в России начала 20 века
Три революции: 1905 года,Февральскую, Октябрьскую 1917 г.,
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война 1917-1922 гг.
Сталинские репрессии
«Культурный ренессанс»
«Это была эпоха пробуждения в Россиисамостоятельной философской мысли,
расцвета
поэзии
и
обострения
эстетической
чувствительности,
религиозного беспокойства и искания,
интереса к мистике и оккультизму.
Появились новые души, были открыты
новые источники творческой жизни,
виделись новые зори, соединялись
чувства заката и гибели с чувством
восхода и с надеждой на преображение
жизни»
Н. Бердяев
Основные литературные направления XX века
Критический реализм.Декаданс.
Модернистские течения:
символизм
акмеизм
футуризм
Социалистический реализм.
Критический реализм (XIX век -начало XX века)
Правдивое, объективноеотображение
действительности в ее
историческом развитии.
Продолжение традиций
русской литературы XIX века,
критическое осмысление
происходящего.
Человеческий характер
раскрывается в органической
связи с социальными
обстоятельствами.
Пристальное внимание к
внутреннему миру человека.
Писатели-реалисты
МаксимГорький
1868-1936
Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937
Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921
Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919
Писатели - реалисты
БунинИван
Алексеевич
1870-1953
Куприн
Александр
Иванович
1870-1938
Зайцев Борис
Константинович
1881-1972
Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945
Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.)
Отфранц. decadence; от средневекого лат.
decadentia - упадок.
Настроение
пассивности,
безнадежности,
неприятие общественной жизни, стремление
замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Оппозиция
к общепринятой «мещанской»
морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие
и цинизм, особое «чувство бездны».
Декаданская лирика
Пустынный шар в пустой пустыне,Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл – и длится,
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус
Декаданская лирика
Так жизнь ничтожеством страшна,И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется - я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, -
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский
Модернизм (от франц. moderne - современный)
Понятие«модернизма» применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное
наименование
художественных
тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых
форм творчества, где возобладало уже не столько следование
духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера,
вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя
личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли о себе
как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда -
само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на
ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.
Серебряный век – поэзия начала XX века.
Условное обозначение культурной эпохи в историиРоссии рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и
науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Термин возник по аналогии с «Золотым веком».
Формула «Серебряный век» имела оценочный
характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся
«Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные
черты вторичности, и в то же время утонченности.
Поэты Серебряного века создали новую концепцию
мира и человека в этом мире: не все создаваемое
людьми осознается, есть области, недоступные
аналитическому разуму.
Символизм (1870-1910гг.)
(1870-1910гг.)Символизм
Выражение идей посредством символов.
«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ
впечатления.
Внутренний мир личности – показатель общего трагического
мира, обреченного на гибель.
Существование в двух планах: реальном и мистическом.
Старшие символисты
ГиппиусЗинаида
Николаевна
1869-1945
Кузмин
Михаил
Алексеевич
1875-1936
Бальмонт
Константин
Дмитриевич
1867-1942
Фёдор
Сологуб
1863-1927
Младосимволисты
АндрейБелый
1880-1934
«Последняя
цель искусства –
пересоздание
жизни.» (А.Блок)
Александр
Александрович
Блок
1880-1921
Иванов
Вячеслав
Иванович
1866-1949
В чем разница?
Старшие не принимали реальность,проповедовали уход в "вечный" мир по
теории Соловьева; младшие принимали
реальность через преодоление разрыва с
вечностью, путем слияния жизни и
искусства. Для старших символистов поэт мистик, заклинатель; для младших преобразователь жизни. В идеях
младосимволистов больше
просматривалось стремление к вечному,
идеальному.
Валерий Брюсов «Женщине»
Валерий БрюсовБрюсов
Валерий
«Женщине»
«Женщине»
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
Акмеизм (образов. в 1910 г.)
Акмеизм (образов.(образов. вв 1910
1910 г.)
г.)
Акмеизм
Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина»,
«цветущая сила», «высшая степень».
Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над
всем остальным.
Возврат слову его изначального, не символического
смысла.
Акмеисты
АхматоваАнна
Андреевна
1889-1966
Мандельштам
Осип
Эмильевич
1891-1938
Гумилёв
Николай
Степанович
1886-1921
Сергей
Городецкий
1884-1967
Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
Перед весной бывают дни такие:Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Футуризм (начало 1910 г.)
ФутуризмФутуризм
(начало 1910
1910 г.)
г.)
(начало
Перестройка
русской
словесности,
«искусство
будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее).
Авангардное течение, отрицающее художественное и
нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла.
Словотворчество и словоновшество.
Футуристы
МаяковскийВладимир
Владимирович
1893-1930
Бурлюк
Давид
Давидович
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941
Велимир
Хлебников
1885-1922
Велимир Хлебников «Заклятие смехом»
О, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех
усмейных смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных
смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики.
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое,историческиконкретное
изображение
действительности
в
ее
революционном развитии.
Основная
задача:
идейная
переделка
и
воспитание
трудящихся в духе социализма.
Писатель – это «выразитель»,
«представитель», «учитель».
Настоящие герои – борцы за
идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и
отважные.
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
С.А. Есенин
Вне литературных стилей и направлений
Вскрыла жилы: неостановимо,Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
М.И. Цветаева
Вне литературных стилей и направлений
повестиАндрей Платонов
«Епифанские
шлюзы», «Город
Градов» «Река
Потудань»,
«Котлован»,
«Ювенильное море»
«Джан»
романы «Чевенгур»,
«Счастливая
Москва»
Вне литературных стилей и направлений
повести«Дьяволиада»,
«Роковые яйца»,
«Собачье сердце»
романы «Белая
гвардия», «Мастер и
Маргарита»
пьесы «Кабала
святош», «Дни
Турбиных», «Бег»
Литература начала XX века
«Это время -Серебряный век – выдвинулописателей, поразительных по
разнообразию, смелости, остроте
видения жизни и одухотворённости
чувства... Они во многом проделали
работу, которая была необходима России
для её самопознания в наступивший
переломный момент истории»
Л.Б. Воронин
Литература начала XX века
На рубеже веков русская литература переживала расцвет,сравнимый по яркости и многообразию талантов с
блистательным началом 19 века.
Это период интенсивного развития философской мысли,
изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе
три литературных течения - символизм, акмеизм и
футуризм, которые составили основу модернизма как
литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие
ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых
являл собой огромный творческий пласт, обогативший не
только русскую, но и мировую поэзию XX века.
Русская литература XX века ("Серебряный век". Проза. Поэзия).
Русская литература XX века - наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уровень вполне сопоставим с нашей классикой.
На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литературе острый интерес к художественному наследию и духовному потенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традицией носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкивание, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы - модернизм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понимание задач искусства, свое отношение к традиции, языку художественной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание личности, ее места и роли в истории и национальной жизни.
Литературный процесс в России XX века во многом определялся воздействием на художника, культуру в целом различных философских систем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой - марксистской философии и большевистской практики. Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изгоняя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго регламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.
Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существовать как единая национальная литература. Она вынужденно разделяется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображениям. Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную картину развития национальной литературы. Это трагическое обстоятельство составляет одну из особенностей литературного процесса. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие творчества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писателей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы пролежавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы. Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутренние закономерности ее развития как особой, собственно художественной области общеисторического процесса.
В изучении русской литературы и ее периодизации преодолеваются принципы исключительной и прямой обусловленности литературного развития социально-политическими причинами. Конечно, литература реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художественным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духовной жизни общества. Традиционно выделяются следующие периоды :
1) конец XIX века - первые десятилетия XX века;
2) 1920-1930-е годы;
3) 1940-е - середина 1950-х годов;
4) середина 1950-х-1990-е годы.
Конец XIX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Человеческая личность осознается как единство многих начал - социального и природного, нравственного и биологического. И в литературе персонажи не определяются исключительно и по преимуществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.
Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным веком» русской литературы. Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» - в сравнении с «золотым», пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX - начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом - речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» - Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная».
Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и исторических перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме национального характера, специфике национальной жизни, природы человека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критического реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Серафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов условности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия - писателями-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессионистом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно растущий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.
Литература начала XX века - литература философской проблематики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни приобретают в ней глобальный духовный и философский смысл.
Определяющие черты литературы этого периода:
интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа;
интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
появление нереалистических методов - модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);
тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.
Борьба двух основных художественных систем - реализма и модернизма - определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые возможности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.
Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руководимом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демократической литературы 60-70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжалась чеховская традиция.
Проблемы исторического развития общества, активной созидательной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творчестве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).
Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.
Особое место занимает в литературном процессе проза символистов. Философское осмысление истории характерно для трилогии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стилизацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба формируется поэтика модернистского романа, с его новым осмыслением классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические возможности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.
Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.
В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова теоретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рембо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мистическое содержание и символ - основное средство его воплощения. Красота - единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.
В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из символизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Соловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была характерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.
Кризис символизма обусловил появление нового течения, противостоящего ему, - акмеизма. Акмеизм сформировался в кружке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформировать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» восприятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.
В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии - футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются несколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так называемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.
Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профессиональными художниками.
Свое особое место в литературном процессе начала века занимала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культуру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал надежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пятнадцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подводя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к «уважаемым товарищам потомкам». Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них - все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» XX веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу XX в.
Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской культуры - начало столетия. Сегодня этот период называют «серебряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю литературу, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в начале XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдавалась дань предшественникам, в первую очередь А.С. Пушкину (подробнее об этом - в главах, посвященных поэзии).
Однако на рубеже XIX и XX в. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как напишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь - сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние неподвижные, но на динамические координаты», и самые известные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знакомыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и перед литературой замаячили новые маяки: от изображения быта - к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантастики, от анализа явлений - к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обозначившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натурализма, отражения действительности, естественно ожидать идеализма, проникновения в смысл ее… Вековые течения истории и философия - вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения… Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души - такова цель, неудержимо влекущая нас к себе…», - писал В.В. Розанов (курсив мой. - Л. Т.).
Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX в. все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных и, что поистине страшно, безнравственных идей, ибо, как предсказывал еще Достоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ чувственных наслаждений, апология Зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором, - все эти черты, свидетельствующие о глубочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.
В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные конфликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, революции. Обострялось столкновение идей, формировались политические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического разлада человека с самим собой. «Атлантида» - такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.
Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценностей, центр (философы называют его аксиологическим, ценностным), к которому так или иначе сходятся все пути художественного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала История с ее небывалыми социально-историческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех - от конкретного человека до народа и государства. Если еще В.Г. Белинский называл свой XIX век по преимуществу историческим, то это определение тем более справедливо по отношению к веку XX с его новым мироощущением, основу которого составила идея все убыстряющегося исторического движения. Само время вновь выдвинуло на первый план проблему исторического пути России, заставило искать ответ на пророческий пушкинский вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» Начавшийся XX век был наполнен предсказаниями «невиданных мятежей» и «неслыханных пожаров», предчувствием «возмездия», как пророчески скажет А. Блок в своей незавершенной поэме с одноименным названием. Известна мысль Б. Зайцева о том, что все были задеты («ранены») революционностью, вне зависимости от политического отношения к событиям. «Сквозь революцию как состояние души» - так определил современный исследователь одну из характерных особенностей «самочувствия» человека того времени. Будущее России и русского народа, судьба нравственных ценностей в переломную историческую эпоху, связь человека с реальной историей, непостижимая «пестрота» национального характера - от ответа на эти «проклятые вопросы» русской мысли не мог уйти ни один художник. Так в литературе начала века не только проявился традиционный для русского искусства интерес к истории, но сформировалось особое качество художественного сознания, которое можно определить как историческое сознание. При этом совершенно не обязательно искать во всех произведениях прямых обращений к конкретным событиям, проблемам, конфликтам, героям. История для литературы прежде всего ее «тайная дума», она важна писателям как толчок для размышлений о загадках бытия, для постижения психологии и жизни духа «исторического человека».
Но русский писатель вряд ли считал бы себя выполнившим свое предназначение, если бы не искал сам (порой трудно, даже мучительно) и не предложил человеку кризисной эпохи свое понимание выхода.
Без солнца были бы мы темными рабами,
Вне понимания, что есть лучистый день.
К. Бальмонт
Человек, потерявший цельность, в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, и поиски выхода из этого кризиса, стремление к идеалу, гармонии - так можно определить важнейшие направления художественной мысли порубежной эпохи.
Литература конца XIX - начала XX в. - явление чрезвычайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе своей, поскольку все направления отечественного искусства развивались в общей социальной и культурной атмосфере и по- своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем. Так, например, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В. Маяковского или М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных преобразованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского:
Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна.
Лирический герой А. Блока выразил смятение человека, уходящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Как страшно все! Как дико! - Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять!
Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Красоты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могущество Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязыкой» ощущал себя лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания («долой!»). Идеал Руси - «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастия ключи» выступили пролетарские поэты. Естественно, что свои ответы литература давала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объединивших писателей, близких представлениями о роли творчества, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и резкое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.
- Как вы понимаете смысл определения «серебряный век»? Есть ли общие черты в литературе XIX в. и в литературе начала века XX? Тождественны ли понятия «литература “серебряного века”» и «литература рубежа веков»?
- Расскажите об условиях, в которых развивалась литература рубежа XIX-XX в. Как вы понимаете термин «историческое сознание» литературы?
- Получила ли, на ваш взгляд, развитие в литературе «серебряного века» гуманистическая тема «маленького человека»? Подтвердите свою мысль конкретными примерами. Вспомните произведения А. Куприна (например, «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Гамбринус»), М. Горького («Коновалов», «На дне») и др.
- Подберите материал для сочинения «Дума о России» в произведениях писателей начала XX в.»
- Дайте характеристику двух основных литературных направлений начала XX в. - реализма и модернизма. В подготовке этого задания вам поможет материал следующих глав.
4 (80%) 24 votes
Здесь искали:
- литература конца 19 начала 20 века
- общая характеристика русской литературы конца 19 начала 20 века
- литература конца 19 века