Сидяший писец. Статуя жреца Каапера или "Шейх эль Балад"

Страница 5 из 17

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ

Как египетские скульпторы дарили бессмертие?

По представлениям древних египтян, человек, пройдя земной путь, воскресает для вечной жизни в потустороннем мире - Дуате. В момент смерти его покидает жизненная сила Ба. Но если тело сохранить нетленным, Ба возвратится в него.
Поэтому египтяне бальзамировали тела умерших, превращали их в мумии и строили прочные гробницы с погребальными камерами, в которые было трудно попасть.
Если в гробницу проникнут грабители и уничтожат мумию, Ба лишится своего тела. Чтобы человек воскрес, даже если пропадет мумия, египтяне оставляли в гробнице его вечное подобие - статую из камня. Она была точным портретом умершего (иначе Ба может ошибиться и не узнать «свою» статую), да к тому же на статуе непременно писали его имя. И потому что человек обретал бессмертие благодаря скульптору, его называли санх, то есть творящий жизнь.

В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет - более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее - цветное ожерелье.
Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее «оживления». Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза - все равно, что вернуть ей душу.

В погребальную камеру рядом с саркофагом - большим футляром в форме человеческой фигуры - египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…
В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти «копии» умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.

В чем загадка портрета Нефертити?

Самый известный древнеегипетский портрет - цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.
Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской «начальника скульпторов» Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.
Имя Нефертити означает «Прекрасная пришла». Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладким». Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.
У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.
Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы «ожило» и забрало часть души у царицы.

Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:
«Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…»

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление неограниченной власти правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солнца - Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскрешающих силах природы. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом – покровителем страны, усложнился характер ритуалов.

Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне веровали, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.
Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.

Архитектура
С 3 тыс. до и. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы - надземного холма, облицованного кирпичом или известняковыми плитами. В нарастающей грандиозности устремленных вверх гробниц фараонов III династии сказалось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.
Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали единый и неразрывный комплекс.
Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зодчий Имхотеп, создатель этого сооружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.
Одним из «семи чудес света» назвали пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефре-на) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э.), высящиеся в Гизе.

Пирамиды в Гизе. Египет

В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные из светлого камня среди пустыни, они поражают своими размерами, суровостью и строгостью. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее - равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.
Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания - 233 м. О том, сколько сил при примитивности технологий того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет - пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая ка-мера,Ця5пицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.
В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

Скульптура
Неотъемлемую чисть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев - это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетворением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои представления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуализированным лицам портретируемых, яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью.

Статуя царского писца Каи

Деревянная статуя вельможи Каанера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, назвали статую «сельским старостой».

Статуя вельможи Каапера

Несмотря на то что каноны обусловливали определенность и скованность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, благородное совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). Они сидят на жестких кубических тронах, разъединенные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтой, волосы - черной, одежды - белой. Неподвижные, лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение массы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола - Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа - барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (нач. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), весь облик - могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо - усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, словно направленного в вечность, ритмическую красоту ритуального танца.

Роспись и художественное ремесло
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колоритическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства. Например, в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

Роспись гробницы в Медуме

Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней - малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царствам. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз. Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.

2 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Стела фараона Джета

Царя змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.

Позже украшение гробниц рельефами становится обязательным. От Древнего царства дошло большое число росписей и рельефов из гробниц. В это время складываются тематика, схемы расположения, основные композиции. Сюжеты связаны с потребностями культа; все изображения на рельефах и росписях строятся строго по канону.

Тронная статуя Хефрена

Статуя фараона Хефрена относится ко времени IV династии (Древнее царство), была найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в Гизе. С момента своего возникновения египетская скульптура подчинялась определенному канону - ряду правил и законов, важнейшими из которых были фронтальность и симметрия. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура являет сидящую модель фараона. Части туловища фараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом - полосатым платком со спускающимися на плечи концами. Особое внимание уделяется выразительному взгляду. Он был инкрустирован хрустелем или рельефно обведен по контуру век.

Великий Сфинкс

В долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.

Статуя сановника Каапера (Сельский староста)

Один из прекраснейших образцов деревянной скульптуры. Относится ко времени IV или V династии (Древнее царство), найден в мастабе Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Выразительное лицо с живыми инкрустироваными глазами. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название - «Сельский староста».

СТАТУЯ ПИСЦА КАИ (или Луврского писца).Памятник относится ко времени IV или V династии (Древнее царство), найден в мастабе Каи в Саккаре. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность. Его фигура вписана в треугольник. Фигуры писцов были каноничны, но не смотря на это художники достигали большого разнообразия в передаче портретной характеристики.

СТАТУИ РАХОТЕПА И НОФРЕТ. (сын фараона Снофру и его жены)

Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя. Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Это изображение отличается декоративностью. Глаза инкрустированы кварцем. Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой; на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза. У Рахотепа глаза обрамлены темной оправой век. Взгляд устремлен вдаль. Складки над переносицей придают мимическую выразительность. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины - в светло-желтый.

ПОРТРЕТЫ ЭПОХИ АМАРНЫ

На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон - «угодный Атону». Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечногодиска сурееми множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями, держащими символ жизни «анх».

Фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон- «горизонт Атона». Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км к северу от старой было якобы указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы иМемфискак религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна.

Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу - Ахетатон(«Небосклон Атона») вблизи современной Эль-Амарны и покинулФивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет женоподобную фигуру и своеобразную форму черепа, передавшуюся по наследству его дочерям. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Ваятели и живописцы амарнской школы в противоположность своим предшественникам перестают идеализировать образ царя. Более того, они стремятся показать его и его близких такими, какими они были на самом деле. Черты реализма в их творчестве, проявлявшиеся прежде главным образом в портретной скульптуре и фресках, передающих сцены повседневной жизни, становятся особенно заметными. Так, дошедшие до нас изображения царя-реформатора и членов его семьи, созданные придворными художниками, меньше всего могут служить поводом для обвинения их в желании польстить своему повелителю

Эхнатон, его жена Нефертити и шесть дочерей изображены со всеми присущими им физическими недостатками, которые притом подчеркиваются и даже утрируются: чрезмерно удлиненным, оттянутым назад черепом, большим выступающим вперед подбородком, обвислым животом, несоразмерно тонкими руками и ногами.

Вместе с тем мастера амарнской школы создали такие шедевры скульптуры, живописи и прикладного искусства, что они безоговорочно были причислены к наиболее выдающимся памятникам мирового искусства. Достаточно сослаться на скульптурные портреты Нефертити и ее дочерей, на найденный в Тель-Амарне торс из кварцита, возможно также изображающий царицу, на портретные крышки каноп из гробницы Тутанхамона, или, наконец, на статуэтки богинь-хранительниц, стоявших у ковчега с канопами. Это объясняется прежде всего их стремлением к простоте, естественности. Преодолев каноническую условность, они одинаково правдиво изображают фараона, его сановников, их слуг и рабов.

Теперь художников привлекают не только огромные рельефы и фрески, почти неизменно передающие одни и те же сюжеты - царя, попирающего врагов или представшего перед богом, но и изображения интимных сцен, природы. Позы тех, кого рисует их кисть или высекает их резец, более непринужденны и грациозны. Их манере присущи плавность линий и гармония красок, утонченность и изящество. Используя прежние мотивы для декоративного убранства, они проявляют большую изобретательность и изысканность.

РАСЦВЕТ ЕГИПЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА.

В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях.

Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью. В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Росписи гробниц нормахов в Бени - Хасане.

Нормахи стремились подражать дворцовому официальному стилю, возводя свои гробницы наподобие царских заупокойных храмов. В пластике и рельефе мастера местных школ нашли оригинальные композиц. решения. Великолепные памятники стенописи сохранились в нормах Среднего Египта, расположенных к северу от Фив - Бени - Хасане.

Гробницы были вырублены в скалах, так, что наземной части принадлежал только вход, оформленный в виде портика с протодорическими колоннами.

Колоннады продолжались в интерьере. Потолок в виде свода, опиравшегося на колоннады, покрывался росписью.

Многоярусные композиции росписей строились по регистрам, внутри которых художник пластично размещал фигуры людей, животных и птиц. Ритуальные циклы повторяли темы, встречавшиеся еще со времени Древнего царства. К числу новых сюжетов следует отнести привод пленных с захваченными трофеями, изображение воинских поединков.

техника исполнения росписей оставалась прежней. Мастери делали эскизы, которые при помощи сетки квадратов переносились на стену в соответствии с заданным масштабом. Если в древнем царстве росписи израли подчиненную роль по отношению к рельефу, то в среднем они приобретают самостоятельное значение. Художники тонально связывают фон с цветовой гаммой композиции, линии контура приобретают различную интенсивность, становятся тоньше, а иногда вовсе отсутствуют. Значительно расширяется красочная палитра художников.

В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства - сцена охоты на берегах Нила. Она сопровождается текстами, в которых помимо культового содержания имеются биографии номархов.

По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле папируса среди нежных голубых цветов. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю. Большое внимание в позам животных. Динамичность в передаче охоты. Впечатление нескольких пространственных планов.

Росписи дворца в Амарне.

Памятники архитектура Амарнского периода почти не сохранились. По раскопкам ученые обнаружили город с четким планом, объединяющий культовые и дворцовые сооружения. Центральным сооружением является храм “Дом Атона”, к которому примыкал царский дворец, состоявший из парадных и жилых помещений. Фасад его официальной части был обращен в сторону храма Атона. Трехпролетный мост соединял обе половины дворцового комплекса.

Парадные помещения и личные покои фараона были обильно декорированы росписями, фрагменты которых обнаружены при раскопках города. В композициях встречаются орнаментальные мотивы и сюжетные сцены. Стиль и тематика росписей характеризуется новыми чертами. Утрированное подчеркивание особенностей строения лица и фигуры фараона не воспринималось современниками как гротеск. Напротив подобные приемы исполнения распространялись и на образы его супруги Нефертити и дочерей.

Сохранился фрагмент дворцовой росписи 
Ахетатона с изображением двух принцесс, во внешнем облике и позах которых явно прослеживается почерк амарнских мастеров. Живописный стиль отличается тональным единством, мягким сочитанием цветов.

Особое сословие в Древнем Египте, писцы - это весьма уважаемые люди, отличавшиеся образованностью, умением понимать сложнейшую письменность - иероглифы. Именно в их обязанности входило ведение учета всего, от возведения величественных монументов до сбора налогов. Познакомимся с тем, что представляли собой писцы.

Определение

Древний Египет - одно из самых интересных государств прошлых эпох, многие тайны которого не разгаданы по сей день. Однако ученым удалось узнать немало о том, что представляло собой общество страны пирамид. Писцы - это одно из сословий классовой структуры Египта, в их обязанности входило не только письмо и чтение уже написанных текстов, но и ведение всех видов учета. Во многом благодаря работе этих образованных мужчин (реже - женщин) до нас дошли папирусные свитки, позволяющие понять особенности жизни загадочной цивилизации.

Данная профессия пользовалась уважением, писцы не были обязаны оплачивать налоги, не служили в армии, считались частью двора самого фараона, что было весьма престижно.

Писец на востоке именовался также гарпедонаптом или иерограмматеем.

Род деятельности

Рассмотрим, чем занимались писцы:

  • Записывали указы царя.
  • Вели учет сбора налогов.
  • Проводили перепись населения.
  • Занимались переписыванием древних текстов.
  • Выполняли функции хранителей библиотек.
  • Были секретарями.
  • Занимались учетом урожая, животных, продовольствия, составляли подробные реестры.

Также к обязанностям писцов относилась запись историй, услышанных от чужеземцев. Часто именно к писцам обращались люди, которые писать не умели, чтобы составить прошение. Такие услуги оказывались за дополнительную плату.

Особенности должности

Мы узнали, что писцы - это весьма уважаемые люди, представители египетской знати. Выделим ряд особенностей этого рода занятий:

  • Звание не переходило по наследству. Чтобы стать писцом, необходимо было долго и хорошо учиться. Однако сыновья писцов имели больше шансов, поскольку с детства получали необходимое образование и готовились занять место рядом с отцом.
  • Женщины могли занять эту престижную должность, но до нас дошло мало сведений о писцах женского пола.
  • Боги - покровители писцов - это Тот, божество мудрости (часто изображался с головой ибиса или павиана) и Сешат - покровительница письма и письменности.
  • Должность настолько высоко ценилась в Древнем Египте, что у слова «писец» был собственный иероглиф: инструмент для письма, палетка.

Должность существовала со времен Древнего царства и во все времена играла ключевую роль в истории страны пирамид.

Описание писца

До наших дней дошел папирус, который дает представление о том, как выглядел и вел себя идеальный писец:

  • Он был хорошо одет.
  • Трудолюбив и ответственен, работа не утомляет его.
  • Может умело руководить действиями других.
  • Пользуется почетом и уважением.

Он не занимался изнурительной физической работой и мог позволить себе хорошо питаться. Некоторые очень грамотные представители сословия владели древними языками.

Изображение писцов в искусстве

Искусство древних египтян было построено на четком соблюдении канонов, поэтому нет ничего удивительного, что прослеживается четкая тенденция изображения писцов:

  • Скульптуры этих грамотных людей сидят.
  • Ноги их скрещены.
  • На коленях находится свиток папируса.

К числу наиболее известных творений мастеров страны пирамид следует отнести 53-сантиметровую статую писца Каи, выполненную из известняка и покрытую краской. Появление этой скульптуры датируется примерно 2500 годом до н. э. Сейчас она хранится в Лувре. Особенности статуи таковы:

  • Типичная для писца поза: сидя с поджатыми ногами.
  • Для инкрустации глаз использовался горный хрусталь и черное дерево.
  • Автор старался передать портретное сходство, при этом взгляд черных глаз писца получился острым и внимательным.
  • Губы статуи крепко сжаты.

Известен факт: при обнаружении скульптуры Каи рабочие испытали подлинный ужас, ведь из-за острого взгляда и царящей в гробнице полутьмы им показалось, что они увидели живого человека.

Специфика образования в Древнем Египте

Возможность получать знания в стране пирамид была доступна не всем, только дети вельмож и знати, приближенных фараона, имели возможность получать образование. Дети же ремесленников и крестьян с детства помогали своим родителям и, как правило, продолжали их судьбу. Однако различия полов еще не было: знатные мальчики и девочки имели равные права.

Ключевой целью обучения была подготовка к профессии, присущей членам семьи ученика. Так, ребенок из семьи воина чаще всего постигал основы военного дела. Так же и писцы - должность по наследству не передавалась, но дети этих мудрых и образованных людей с детства изучали иероглифическое письмо и математику.

В эпоху Древнего царства школы писцов еще не появились, знания передавались от отца к сыну. Если же родной ребенок был неспособен к обучению, писец мог выбрать себе ученика. Позднее были образованы специализированные заведения, где проводилась подготовка детей.

Где учились писцы

Обучение проводилось в Школах писцов, которые находились при царском или вельможном дворе или при храме. Как проходила подготовка?

  • Учеников заставляли несколько раз переписывать тексты, многие из которых расписывали прелести профессии писца.
  • Решать математические задачи.
  • Заниматься музыкой и географией, медициной и астрономией.

Возраст учеников, приступающих к получению знаний, составлял 5 лет.

Уроки проводились длительное время, ученики постигали азы с раннего утра до позднего вечера. Недобросовестные и ленивые подвергались суровым наказаниям. В одном из дошедших до нас текстов указывается, что нерадивого ученика могли наказать плетью из шкуры гиппопотама.

Специфика образования

Окончившие школу писцов обладали широким перечнем знаний, необходимым для их дальнейшей деятельности:

  • Знали не менее 700 иероглифов.
  • Умели не только красиво писать и читать, но оформлять деловые документы.
  • Знали светский стиль (он помогал работать с бумагами) и уставный (использовался в религиозных текстах).

Обучение велось последовательно: сначала ученики заучивали сами иероглифы и их значение, затем учились грамотно формулировать мысли. Наконец, постигали основы красноречия. Чтобы стать писцами, ученики с раннего детства были обязаны отказаться от многих развлечений и все свободное время посвящать обучению.

После окончания школы писцу необходимо было найти себе хорошее место. Сохранившийся текст советует этим молодым людям действовать так: не перечить своему начальнику, соглашаться с ним во всем. Только так можно добиться стабильности, высокого дохода и положения в обществе.

Как и чем они работали

До наших дней дошли некоторые сведения, позволяющие разобраться, в Египте и как они работали:

  • Писать им приходилось на листах папируса.
  • Работа велась при помощи тростниковой кисточки.
  • Была известна не только черная, но и красная, голубая и зеленая краски. Для их изготовления использовались уголь, охра и разведенные водой измельченные минералы.
  • Еще необходимые атрибуты писца - небольшая деревянная чашечка, в которую наливали воду, и дощечка с углублениями, в которых помещались краски.

Известно, что чаще всего писцы использовали черный цвет, красным выделялись только главные фразы.

Роль и значение

Писцы представляли собой образованное сословие Древнего Египта, именно благодаря их труду удавалось сохранять знания и передавать их следующему поколению. Для нас их работа особенно важна, поскольку именно папирусы дают исследователям ценный материал, позволяющий понять, как жили представители древнейшей цивилизации. Наконец, эти образованные служители фараонов записывали указы, занимались учетом, то есть играли важнейшую роль в развитии страны и управлении ею. Нередко они трудились в библиотеках, переписывали древнейшие документы, помогая сохранить их для потомков.

Итак, писцы - это особая категория жителей страны пирамид, которая пользовалась почетом и уважением. Стать одним из писцов мечтали многие, но получить образование и постичь науку иероглифического письма удавалось единицам. Древние египтяне ценили своих писцов, именно поэтому до нас дошли и имена многих из них, и подробное описание системы преподавания.

На вопрос Кого греки называли "натягивателями веревок" ? заданный автором Прососать лучший ответ это Натягивателями веревок греки называли Гарпедонаптов - землемеров -геометров. Они должны были восстанавливать границы участков после разлива. И это они успешно делали только с помощью веревки и колышков.
* В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги, царям требовалось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.

Статуя писца Каи была найдена во время раскопок некрополя Древнего Царства в Саккаре. Каи был крупным сановником, и в его мастаба была найдена также вторая статуя в традиционной позе, соответствующей его сану - сидящим на стуле. Очевидно, своё образование он считал не меньшим достижением, чем административные успехи.
Греки считали, что наука зародилась в Египте. Аристотель полагал, что у местных жрецов было достаточно свободного времени для этого, но здесь он, по-моему, путал причину со следствием. Геродот же связывал зарождение геометрии с необходимостью учета земельных наделов вдоль Нила.
Не очень веря в бескорыстное стремление к истине, я, вслед за ван дер Варденом, склонна согласиться с Геродотом в том, что первыми геометрами были землемеры. Это русский аналог греческого термина (гарпедонапт - натягивающий веревку) , который означал, однако, писцов. Возможно, греки были правы, и именно этот процесс послужил зарождению науки. Демокрит, похваляясь своими навыками, сравнивал себя именно с ними.

Статуя Каи в облике писца. Известняк. V династия.

На фото показан "Аркан", где изображён землемер с тростью в руке, а именно показана одна из 11 деревянных резных досок, которые были найдены в гробнице Хеси-Ра, кто считается архитектором Пирамид.
Трость в руке землемера равна длине от середины тела до линии бровей, что составляет два локтя При помощи трости строители вычислили стороны пирамид, причём в проекте пирамиды Хефрена был зафиксирован "священный египетский треугольник" с отношением сторон 3: 4: 5, который иначе называют "священный пифагорейский треугольник", а в проекте пирамиды Хеопса был зафиксирован "золотой треугольник" с отношением сторон, которое отвечает золотому сечению, при условии, что вычислен "Золотой Треугольник Пирамиды Хеопса" при помощи трости в соответствии с линиями бигептагональной геометрической сети.
То есть в проекте пирамиды Хефрена и в проекте пирамиды Хеопса использованы разные методы вычислений, и поэтому пирамиды имеют разное эзотерическое значение.


Изображение на могиле Джесеркере-сонб в Фивах Датируется 1567–1310 гг. до н. э. На верхней части изображена процедура установления границ земельных участков. Характерно, что математические знания египтян, носящие форму рецептов для решения практических задач, развиваются параллельно с требованием в искусстве пытаться дать возможно наиболее детальное воспроизведение изображаемого предмета.