Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска

Занятие 1.

3aдaчa: формирование понятия художественный музей как хранилища красоты.

Зрительный ряд:

1. Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

2. Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Архитектор К. И. Росси, 1819-1825 гг.

3. Михайловский дворец. Архитектор. К. И. Росси. 1819-1825.

4. Залы и интерьеры Государственного Русского музея.

Рассмотреть на сайте вид Михайловского дворца (здание Государственного Русского музея). Изображение музея на странице сайта приведено в приложении 7.

Спросить (если дети не посещали раньше музей, то воспитатель сам должен об этом рассказать): почему он так называется? Спросить: что значит «музей русского искусства»?

Рассматривая сайт, обратить внимание на памятник перед зданием. Спросить: в память какого человека он поставлен? Почему он находится перед зданием музея?

В конце занятия задаются вопросы:

Как называются два крупных музея русского искусства?

Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

Занятие 2

1) Дать общее представление о Государственном Русском музее, особенностях его коллекции.

2) Объяснить название музея.

Зрительный ряд:

Здание Государственного Русского музея, залы и интерьеры.

В начале теоретического занятия вспомнить тему предыдущего, спросить:

Откуда «пришло» слово «музей»?

Какие музеи называют художественными?

Какие два художественных музея дети знают?

Почему они так называются?

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей. (Дети смогут ответить, если ранее посещали Государственный Русский музей.)

Вспоминая показанное на сайте здание музея, рассказать историю строительства. Подчеркнуть, то в чем заключается своеобразие коллекции Русского музея и ее отличие от коллекций других музеев.

В конце теоретического занятия сделать выводы:

Занятия на компьютере:

Знакомство с художественным музеем.

Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

НЕЗНАЙКА:

В нашей стране очень много музеев, они очень разнообразные. А в каких музеях были вы? Какие музеи вы знаете? Что в них представлено?

А знаете ли вы что такое художественные музеи и почему эти музеи так называются?

Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Арх. К. И. Росси, 1819-1825 гг.

К.П.Бегров "Михайловский дворец". 1832

НЕЗНАЙКА:

Здание Государственного Русского музея (вид с площади Искусств)

Что значит «музей русского искусства»? В память какого человека поставлен памятник перед ним? Почему он находится перед зданием музея?

Академический зал

НЕЗНАЙКА:

Почему зал носит название Академический?

Как называются два крупных музея русского искусства? Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

НЕЗНАЙКА:

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей.

НЕЗНАЙКА:

Имя архитектора Русского музея?

НЕЗНАЙКА:

Какая разница между коллекциями Русского музея и Эрмитажа, почему их можно назвать художественными?

Ответ: Эрмитаж сейчас один из самых больших музеев мира, здесь представлены произведения искусства со всего мира, в этом заключается своеобразие его коллекции и его отличие от коллекции Русского музея.

По мнению психолог, ребенок уже способен концентрировать внимание на отдельных предметах, он живо интересуется новым, а информация ложится на приобретенный жизненный опыт.

Великие полотна

Хорошо, если вы немного разбираетесь в живописи,- тогда можно пойти в картинную галерею. Постарайтесь, чтобы первое знакомство с шедеврами живописи прошло у сына или дочку успешно. Не нужно тянуть ребенка за руку, подтаскивая к картинам, не стоит пугать его непонятными словами «Врубель» и «Левитан». Лучше дайте ему возможность самостоятельно сориентироваться в незнакомой для него обстановке. Только ненавязчиво подводите малыша к месту, удобному для просмотра картин. Фраза о том, что большое видится на расстояние, в данном случае имеет абсолютно прямой смысл. Найдете оптимальное расстояние от картины с учетом роста ребенка, или же возьмите его на руки, когда захотите обратить его взор на то или иное полотно.

Рассматривая картину, обращайте внимание ребенка на простые вещи. Композицию, эмоциональное содержание и колористику вы обсудите позже, когда чадо пойдет в школу. Пока же просто смотрите, что происходит на картине. Обсуждайте увиденное, объясняйте малышу то, чего он не понимает, но не перегружайте свою речь непонятными словами. Достаточно объяснить, что делают дяди и тети, куда бежит волк и кто сидит на его спине.

При правильной организации экскурсии у детей надолго остаются впечатления от музея. Но, как говорится, повторение – мать учения. Если вы увидели, что малышу там понравилось, не поскупитесь – купите хорошего качества альбом с репродукциями уже знакомых ребенку картин. Конечно, шедевры живописи можно смотреть и на экране компьютера, но книга по искусства – это искусство, а совместное перелистывание альбома – занятие приятное и абсолютно безопасное для детских глаз.

Из жизни кукол

Эта мечта всех девочек любого возраста, но экспозиция не оставит равнодушными и маленьких мальчиков – особенно железная дорога и дом кукол. В музее проводятся экскурсии, в том числе и для самых юных посетителей (от года и старше). Но записываться на экскурсии нужно заранее.

Флора и фауна

Маленьким посетителям – большие чучела! Примерно под таким девизом следует отправляться в зоологический музей. Только обязательно расскажите малышу заранее, что вы там будете смотреть. Сделайте акцент на том, что там очень большие медведи и волки – иначе ребенок может испугаться! Поэтому в музее проверяйте – не страшно ли ему. Если же в глазах нет ни тени испуга, переходите к носорогам, китам, мамонтам. И учтите, что для хранения чучел нужна низкая температура, и в музее, скорее всего будет прохладно. Поэтому возьмите с собой кофточку (в верхней одежде по музею ходить не принято).

К любимым героям

В мире есть немало музеев, которые созданы специально для малышей. Там все «нельзя» превращаются в «можно». Правда, многие из них расположены за границей, но тогда это может стать прекрасным поводом устроить себе дополнительные каникулы. К тому же межсезонье – лучший шанс избежать встречи с толпой туристов.

«Юнибакен», или музей Астрид Линдгрен, находится в Стокгольме. И это один из немногих музеев в мире, где все можно трогать руками. По экспонатам можно лазить, на них можно висеть и кататься – ведь они для этого и созданы. Созданы фантазией детской писательницы, «мамы» Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок, которую тут зовут просто Пиппи.

Но пожалуй самое яркое впечатление и у детей, и у взрослых остается от сказочного поезда. Вы оказываетесь то в горах, то на чердаке. То вдруг превращаетесь в великана, а потом становитесь меньше чайной ложки и встречаете огромную мышь. Вам даже не надо знать все сказки Астрид Линдгрен – во время экскурсии звучит история на русском языке.

  • о походе в музей постарайтесь сообщить ребенку заранее, лучше сделать это несколько раз («Скоро мы пойдем в музей», «Завтра мы пойдем в музей», «Сегодня мы идем в музей»). Расскажите, что такое музей и что вы будете там делать;
  • познакомьте карапуза с правилами поведения в музее, которые одинаковы для все посетителей;
  • пусть ребенок сам отдаст контролеру свой билет на входе, выберет картину, которая ему нравится, темп передвижения по залу. Ребенку должно быть комфортно;
  • малыш не способен слишком долго концентрировать внимание. 30-40 минут – это предел для трехлетнего ребенка;
  • помните, что первые посещения очень важны для приобщения малыша к музею как к месту, где можно увидеть много интересного и важного. Пока ваша главная задача – не столько обогатить кроху культурно, сколько побудить в нем желание еще раз придти сюда.

Как и к любому путешествию, к визиту в музей желательно готовиться заранее. Попробуйте для начала посетить небольшую выставку, рассчитанную на детское восприятие. Это можно сделать, когда ребенку исполнится 2 года. Но имейте в виду, что даже ученики младшей школы не способны выдержать 10-минутной экскурсии, если они в ней активно не участвуют. Первый поход в музей неплохо предварить кратким анонсом - куда вы идете и что хотите увидеть. Создайте у маленького экскурсанта особое настроение. Поставьте ему интересную задачу: «Сегодня мы должны выяснить, сколько ножек у сороконожки». Не забудьте рассказать ребенку о правилах поведения в музее и объяснить, почему там нельзя громко разговаривать, бегать и шуметь. Возможно, для первого посещения вы выберете такие площадки, где посетителям разрешается трогать экспонаты руками. Идеальный вариант, если сотрудники музея проводят с малышами игровые занятия. Если такой возможности нет, покажите своему ребенку наиболее яркие экспонаты музея или посвятите свой визит какой-то одной теме. Позаботьтесь и о том, чтобы не нарушить привычный для ребенка режим дня: утомленный малыш будет хныкать и капризничать, и осмотр экспозиции не принесет ему удовольствия.

В какой музей пойти с ребенком?

Какой же музей выбрать? Если вы уже побывали в зоопарке, то интересно будет посетить естественно-научный музей, где ребенок сможет узнать о происхождении животных, увидеть останки древних млекопитающих и ископаемые окаменелости. Экспозиция государственного Дарвиновского музея в Москве рассчитана на посещение детей разных возрастов, в том числе и дошкольников. В залах, посвященных разным формам жизни на Земле, представлены древние обитатели разных частей света. Наверняка огромное впечатление на ребят произведет история жизни динозавров. Малышей завораживает, когда динозавры начинают двигаться… Знает ли ваш ребенок о животных, которые обитают сегодня на территории Московской области? Вы откроете даже для себя много нового, осмотрев витрины о фауне этого региона. Свето-видеомузыкальная программа «Живая планета» расскажет о происхождении жизни на Земле.

Музейщики придумали немало забавных затей. К примеру, какой малыш не захочет взвеситься на «живых весах и узнать, сколько он «потянет» в медведях, слонах или мышах. На память об экскурсии не забудьте купить тематические путеводители, буклеты-раскраски. Немаловажно для посетителей с малышами наличие в музее детского уголка и буфета. Любознательный ребенок не будет скучать и в московском Палеонтологическом музее. Еще бы - там можно увидеть скелет мамонта и останки животных, которые миллионы лет назад населяли нашу планету. Юные экскурсанты могут принять участие в конкурсе детского рисунка. Музей расположен в чудесном парке бывшей дворянской усадьбы Узкое, где вы можете погулять. Хотите превратить поход в музей с ребенком в семейное приключение? Тогда отправляйтесь в московский Биологический музей им. К.А. Тимирязева. В «комнате открытий» ваш ребенок получит возможность рассмотреть музейные экспонаты и потрогать их. Где же еще представится возможность подержать в руках бивни мамонта и прикоснуться к морской звезде! Или надеть на себя череп гигантской черепахи и даже поползать, надев его на себя? Кроха узнает, как устроены листья растений и крылья бабочки, рассмотрев их под микроскопом. Дети и родители с удовольствием участвуют в игре «Семейный лабиринт». Выполняя несложные задания, маленький почемучка сможет расширить свой кругозор. В Санкт-Петербурге посетите Этнографический музей. Осмотр его коллекций даст вашему ребенку возможность узнать поразительные подробности о быте, традициях и обычаях народов нашей страны. Где и как живут оленеводы? Как обрабатывали землю в средней полосе России в прошлом? Как делали ткань и одежду древние славяне? Обо всем этом рассказывают богатые экспозиции. В музее проводят экскурсии, на которых ребят знакомят с устройством русской избы, разновидностями народного костюма и многим другим.

В детском клубе «Крошка-этнограф» можно увлекательно провести время всей семьей. Строгие музейные правила здесь не действуют: трогать руками и исследовать экспонаты можно! При музее работает «Школа ремесел», где каждый может вылепить горшок из глины на гончарном круге или сплести корзину из прутьев.

«Богатырские» забавы

В Омском государственном историко-краеведческом музее, помимо экспозиции, рассказывающей о природе и истории Западной Сибири, работает интерактивная выставка «Старая крепость». Маленькому посетителю есть где разгуляться! В игровой форме дети изучают историю родного города: чистят чугунную пушку, звонят в колокол, поднимаются на крепостную стену, предаются «богатырским» забавам. Есть в музее и рабочая зона, где малыши рисуют. Рисунки вы заберете с собой либо можете подарить их музею. Посещая клуб «Юный этнограф», дети не только узнают о многообразии народов, населявших Сибирь, и особенностях их культуры, но и самостоятельно проводят небольшое этнографическое исследование. Можно также принять участие в создании и оформлении собственной выставки.

Практически в каждом городе есть краеведческий музей, который хранит немало редкостей. Сходите в этот музей с ребенком , и вы расширите не только его кругозор, но и ваш собственный. Ведь в таких центрах, посвященных истории конкретного района или местности, собраны уникальные коллекции минералов, богатейшие гербарии и исторические предметы, которые характеризуют быт и ремесла наших предков.
Излишне говорить, что именно такие сведения делают то место, где человек родился, особенно дорогим для него.

Консультация для педагогов и родителей, в которой даются рекомендации как подготовить ребнка к посещению музея. Она поможет взрослому подготовить вопросы к ребенку, настроит его на нужный лад, выстроить план посещения музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С МУЗЕЕМ?

Горлевская Е.Л., старший воспитатель

МБДОУ детский сад 58, г. Апатиты

Самое важное - верно выбрать музей для первого посещения. Нужно исходить из интересов ребенка: то, что интересно взрослым, может не заинтриговать дошкольника. Когда выбор музея сделан, нужно предупредить ребенка о ваших планах. Для дошкольника очень важно знать, что грядет значимое событие, первый раз в музей ребенок должен идти подготовленным, чтобы он был готов воспринимать новую информацию, проникся новыми впечатлениями. Для похода в музей необходимо выбрать день, свободный от других значимых событий. Так, нельзя вести ребенка в храм муз «в подарок» на день рождения , нельзя совмещать его с днем знаний и т.д.

Итак, особый день настал, и вы за руку со своим дошкольником идете в Музей. Идеальным вариантом первого посещения музея могла бы стать экскурсия по экспозиции под руководством опытного специалиста, который хорошо знакомы с особенностями детского восприятия и для него не составит труда показать и рассказать вашему ребенку все самое интересное и в то же время доступное детскому пониманию.

Если же вы решили провести время в музее вдвоем с ребенком, потребуется дополнительная подготовка – и взрослого, и ребенка. Но эти вложения обязательно окупятся хорошим настроением, новыми знаниями, совместной деятельностью с маленьким человеком. Родитель должен помнить, что экскурсия по музею для дошкольника не может превышать 40 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и в итоге вместо веселого заинтересованного ребенка из музея выйдет капризный уставший от большого объема новой информации и впечатлений человек. Помните, пусть лучше у ребенка останется небольшой «эстетический голод», нежели он настолько переполнится новым, что еще долго не захочет сходить в музей вновь.

За некоторое время до «выхода в свет» можно показать ребенку открытки с изображением известных музеев – Эрмитажа, Русского музея, музея им. Пушкина, провести цикл занятий по данной тематике. На которых расскажете, что музеи бывают очень разные по содержанию, их экспозиции рассказывают о самых разных вещах, событиях и даже людях.

Подготовьте ребенка к тому, что в музее его встретят сотрудники заведения. Дошкольнику интересно будет узнать, что работников музея называют смотрителями и хранителями. Почему? Пусть ваш малыш попробует сам выдвинуть версии. Не забудьте приобрести билет и предъявить его на входе, поздороваться со смотрителем, познакомиться со схемой расположения экспозиций. Дайте ребенку время осмотреться, привыкнуть к необычной атмосфере. Все может показаться удивительным – люди передвигаются по выставочным залам тихо, разговаривают шепотом, ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Спросите у ребенка, почему в музеях не разрешают трогать экспонаты. Вспомните правила поведения в музее, предположите, что может случиться с ценными историческими экспонатами, если их будет брать в руки каждый, кто захочет? Сохранятся ли они сотни лет, чтобы радовать наших потомков? Можно показать ребенку какой-либо экспонат и рассказать, что любоваться на него приходила еще его бабушка – вот как долго в музеях живут предметы!

А теперь можно приступить к знакомству с экспозицией.

У дошкольников чаще всего вызывает живой интерес декоративно-прикладное искусство (ДПИ), потому что выставка ДПИ всегда яркая, необычная, соответствующая детскому позитивному мировосприятию.

Особое внимание взрослого нужно обратить на то, что в памяти малыша вряд ли останется хоть какая-то информация, если по залам музея просто ходить и рассматривать выставленное. Ребенку необходимо «приблизить, присвоить» каждый предмет, и помочь ему в этом – задача взрослого. Как это можно сделать? Безусловно, методы зависят от того, с какими экспонатами мы работаем. Но в любом случае можно:


1. Попросить придумать название картине, скульптуре, композиции. Обосновать его

2. Спросить, какие чувства испытывает ребенок, рассматривая экспозицию.

3. Придумать совместно сказку или историю, которая могла бы произойти с увиденным.


4. В картинном зале попросить ребенка выбрать самую радостную, самую, на его взгляд, грустную и т.д.


5. В музее техники можно попытаться выстроить хронологию появления технических «новинок», попробовать угадать, для чего используется тот или иной агрегат.

6. Дети очень много информации получают через ощущения тела. Поэтому полезным и забавным бывает упражнение «изобразить», скопировать то, что малыш видит. Особенно хороши такие задания при рассматривании скульптур или жанровых сценок.

Алла Фишелева рекомендует строить знакомство с экспозицией музея по принципу контраста, то есть переходить от мелких экспонатов к крупным, от выполненных в металле к деревянным, от картин к скульптурам. Это необходимо для внесения разнообразия и предотвращения преждевременной усталости у детей.

Не ставьте своей целью осмотреть весь музей за один раз, помните, что впереди еще «домашняя работа».

Для чего она необходима? Чтобы у ребенка осталось «послевкусие», чтобы знакомство с миром прекрасного не оборвалось сразу за порогом музея. Для поддержания интереса у ребенка надо совсем немного: если вы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства, можно дома прочитать сказы Бажова, если ходили в музей кукол – рассказать домашним куколкам об их предшественницах, о том, в какие куклы играли мамы и бабушки, нарисовать понравившийся экспонат и т.д.
В любом случае интересным моментом в общении взрослого и ребенка может стать сочинение сказки «Однажды в музее»: «Каждый вечер после закрытия музея вещи оживают и рассказывают друг другу свою необычную историю: как они жили до того момента, когда люди принесли их в музей, как оказались здесь… Однажды свою сказку рассказал …».


Людмила Погодина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту , где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле , интерес к истории своего края, города . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика . Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде , умения получать информацию непосредственно от экспонатов . Методы музейной педагогики , используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани , итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани .

Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города , его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию , понимать «язык» музейной экспозиции ; воспитывать любовь к родному краю , уважение и бережное отношение к традициям предков.

При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее : введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики , дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории , культуре, природе родного города ; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем , чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор» , «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ , которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта , предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития» , но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления» , которые намечают «дальние горизонты развития» , для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя :

Помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро» , игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю» , рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);

Идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань , старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе , растительный и животный мир Сызрани и т. д);

Выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего , любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т . д.);

Занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).

В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе , который стал результатом общения и совместной работы воспитателя , детей и их семей . Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города . Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани . Руками педагогов , детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты : макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик» , вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка» , «Герб г. Сызрани» , куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.


Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает , что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки» . Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик» , «Пеленашку» , «Веснянку» .

Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей , рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее , т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации . Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей . Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной , продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани , историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона .

Литература :

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) . - М.:УЦ «Перспектива» , 2011г.

2. Мой родной дом . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005

3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.

4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф» , 2001

5. Книга-альбом «Сызрань» . – Сызранское полиграфобъединение, 2000.