Приметы связанные со смертью. Приметы сулящие смерть человека

/Извод волхва Велеслава /

1. Аще приснится, чтовыпал зуб — к смерти близкого человека. Аще зуб выпалс кровью — умрёт кровный родственник . Это — одна из наиболеераспространённых и наиболее живучих примет о смерти. Построена она надревнейших представлениях о связи зубов с членами семьи, а крови — с кровнымродством. Подобная же примета связана и с приснившимся рассыпавшимся веником.Говорят, что обе приметы часто сбываются. Иногда объяснить это можно тем, чтоблизкие знают и об этой примете, и о состоянии здоровья членов семьи. Подспудноготовя себя к кончине смертельно больного родственника, они и вызывают всознании знакомый по рассказам образ.

2. Аще приснится, что сориз избы метёшь — к покойнику в доме . Как известно, сор, мусор (то есть всёотжившее) в народном сознании связывается с душами умерших .И ещё — с понятием своего целостного, домашнего мира, от которого при выметанииотнимается какая-то часть. Особенно не желательно выметать мусор прямо на двор(на улицу) через порог. Другое дело — смести в кучку в избе, а потом сжечь. Вто же время с мусором связаны и полностью противоположные приметы, запрещающиеего сжигать. В любом случае мести мусор из избы через порог — запретноедействие для хозяйки. Отсюда и переносный смысл: «Не выноси сор из избы», — тоесть не болтай о том, что происходит в семье, не делай это достоянием всех.

3. Аще привидится во снебревно, из стены вынутое — к покойнику . Корни приметы уходят в те времена,когда покойников выносили из дому не через дверь, а через окно или даже черезспециально прорубленное в стене отверстие, которое затем заделывали, чтобы душаумершего спокойно уходила в иной мир, не привлекаясь дорогой назад (как и до сих пор поступают с трудноумершими колдунами). С тех пор и сохранился обычай выносить покойника издому ногами вперёд — чтобы он знал, куда его несут, но не помнил, откуда. В тоже время, вынутое бревно, как и выпавший зуб, означает удаление кого-то одногоиз семьи.

4. Свежевырытую землю или яму в земле и свежие доски во сне увидел — кого-то скоро будешьхоронить . Эта примета основана на законе подобий: яма — могила, вырытая вземле, доски — гроб, сколоченный из свежих досок. Поскольку такое пояснение снасоответствует жизненным впечатлениям, оно и сохранилось до наших дней.

5. В старом доменовые окна рубить — к покойнику . Пояснение этого поверья в точности такоеже, как и с вынутым бревном: поскольку в старину гроб выносили через окно, то ирубить новое окно — значит готовиться к выносу гроба. С бытовой же точки зренияв старом доме и в самом деле опасно рубить новое окно: можно сдвинуть несущиебрёвна и вызвать обвал или перекос потолка.

6. Оставить весною на поле незасеянную полосу — к покойнику . Поскольку небогатыеземлепашцы старались использовать каждый клочок земли, ибо ртов в семье быломного, то не засеять полосу — значило оставить один рот без хлеба, то естьобречь кого-то на голодную смерть. В бытовом смысле поверье требоваловнимательнейшего отношения к земле под угрозой смерти кого-либо из близких.

7. Если в деньпохорон хороший, светлый день — умерший был хорошим человеком . Это поверьесвязано с древнейшим культом Солнца, Солнечного света. Мы — внуки Даждьбожии, потомки Солнцеликого Бога, и когда сородич наш уходит во срок свой в Ирийские Обители, дабы воссоединиться на закрадных Лугах Велесовых с родомнебесным, Вышний Дед наш даёт нам знамения с небес, укрепляя так нашу веру вминуту расставания с отходящим сородичем.

8. Увидеть падающую звезду — к скорой смерти своей или близкого человека . Издревле в народеверили, что при рождении младенца на небе зажигается звезда и светит до техпор, пока человек жив, а со смертью его — падает и гаснет.

9. Влетит птица в дом — к смерти кого-то из домочадцев . Согласно народным верованиям, птицывоплощают собой души умерших . Именно поэтому имскармливают крошки, приносят для них еду на могилы и т.д. С этим же связана ивера в залетевшую в дом птичку: душа прилетела предупредить семью о близкойсмерти кого-то из домашних. В то же время существует и другое поверье: птица(иногда уточняют: голубь ), влетевшаяв светёлку девушки — к скорой свадьбе (ибо, выходя замуж, девушка умирает в своём роду, дабы затем возродиться женой в роду мужа).

10. Мыши одежду грызут — к смерти владельца одежды . Поверхностный смысл приметы таков: кольодежду изгрызли, то она уже не понадобится человеку; возможно, это знак: скороумрёт. Но в этом поверье сокрыт и более глубокий смысл: как тело человекаоблекается в одежду, так его душа облекается в тело. Таким образом, одежда,порченная мышью (животным, которое народные верования связывают с Нижним миром— с Навью), образно означает плотское тело, сквозь прорехи в котором уже видна исходящая из него душа.

11. Собака вземлю воет — к покойнику, в небо — к пожару . Собака — страж дома, и оначует приближение несчастья ещё до того, как оно произошло: будь то смертького-либо из домочадцев либо удар Перуновой молнии,сжигающей дом, в котором поселилась нечисть . Вообще,все животные в той или иной мере предчувствуют смерть заранее (по крайней мере,когда речь идёт о естественной, природной смерти, а не о насильственной,внезапной). Это связано с их способностью видеть и ощущать животоки природных сил, а также с ихразвитым обонянием. Человеческое тело за недолгое время до смерти по-иному ведётсебя: у него убывает жизненная сила, замедляется обмен веществ, изменяетсязапах и т.д. Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдал за больными иумирающими людьми, сами научились почти безошибочно определять, будет человекжить или нет. Животные же способны на это от рождения. (Однаждымне самому довелось видеть, как пёс, поджав хвост, сторонился хозяина, ккоторому ранее радостно бросался. Это было ранним вечером, а утром егохозяин умер. Кстати, всю ночь пёс действительно подвывал ижалобно скулил...)

12. Подушку настол класть — к смерти близкого человека . На стол во время похорон кладутобмытого покойника (лучше, конечно, класть мёртвое тело на лавку — как этоделали и в древности). Под голову ему кладут подушку. Так что взаимосвязь вданном случае прямая, и поверье основывается на законе подобий. Бытовой жесмысл заключается в том, что нельзя использовать стол не по назначению. Естьещё и другое толкование: стол — ладонь Божия ,подающая пищу жизни, в то время как подушка — принадлежность сна (Дрёмы —младшего брата Мары-Смерти). Таким образом, кладя подушку на стол, мы тем самымбесчинно смешиваем Явь и Навь до положенного срока, открывая так врата мираЖивых миру Мёртвых.

13. Гроб больше покойника — к другому покойнику . Поскольку гроб — домовина — образносравнивается с домом и считается таковым для умершего, то лишнее место в нёмиздревле наводило на мысль о его предназначении для другого человека.

14. Если зеркало разбилось, надо его немедленно выбросить . Разбитое зеркало, с волховской точки зрения — наиболее опасный предмет в доме:оно являет собой образ нарушенного пространства, открытую границу между Явью —миром Живых, в котором живут домашние, и Навью — миром Мёртвых, где обитаютпризраки и души умерших. В отличие от целого зеркала, которое и само по себеявляется волховским предметом, посредством которогоможно видеть мир И ной,разбитое показывает «двойника» разбитым, надломленным, навлекая тем самым наотражающегося в нём человека сильнейшую порчу.

15. Когда кто-либо в семье умирает, зеркала в доме завешивают, смотреть в них нельзя .Как уже было сказано, зеркало — это своего рода граница между миром Живых имиром Мёртвых. Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают тамжить. Если не закрыть зеркало, то душа покойного может заблудитьсяв нём и потом всё время будет возвращаться в дом. А умерший из-за этого может стать вурдалаком.

16. Прежде, чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить . Это делается постаринному поверью: покойному на «том свете» надо себе «место выкупить», иначебудет бродить неприкаянным. Иногда с тою же целью кладут деньги и в гроб. Вданном случае мы видим явный отголосок древнейших обрядов, когда вместе спокойным на «тот свет» отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться. (Несколько лет назад я сам наблюдал, как старушка-вдова передавалана «тот свет» запасное бельё и очки. Не догадавшись положить всё это вгроб мужа, она дождалась ещё одних похорон на той же улице и исправила своюоплошность. Испрашивая разрешения у родных умершего, старушкаобъяснила, что попросил её об этом приснившийся покойный муж...)

17. На похоронах незамужней девушки надо раздавать подарки . В данном случае с похоронамисовмещается и один из свадебных обрядов. По этой же причине нередко девушекхоронят в свадебном платье, поскольку они не успели выйти замуж на этом свете.

18. Дятел избу долбит — кто-то в семье умрёт . Раньше гроб (домовину) выдалбливали изцельного большого ствола, бревна. Отсюда, по чисто внешнему признаку, ипримета: дятел выдалбливает домовину. Однако есть и другое толкование. Какизвестно, дятел долбит не живое дерево, но мёртвое, в котором завелисьжуки-древоточцы. По славянским поверьям, дом — это живое существо; если жестену дома начинает долбить дятел, значит дом — «умер», а вслед за ним, возможно,умрёт и его хозяин (или кто-то из его семьи).

19. Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой . Считается, что душапокойного вылетает через окно, и ей тоже, прежде чем отправиться на «тот свет»,надо обмыться. Эту воду так и называют — «на обмывку души».

20. Не переходи дорогу перед гробом . По поверьям, перейти дорогу похоронному шествию —принять на себя ту болезнь, от которой умер покойный. Для запугивания детей(чтобы они не бегали в это время по дороге) часто говорят, что если дорогугробу перейти, то горб вырастет (мрачная игра слов: «гроб» — «горб»). Вообще, кпохоронному шествию и покойнику следует относиться уважительно: с однойстороны, не гневить понапрасну душу умершего, а с другой — не мешать людям достойно совершить обряд проводов покойного.

21. Шесть седмиц после смерти прошло — пора «лесенки» из теста печь .Считается, что до шести седмиц (аточнее, до сороковин, или сорока дней по смерти человека) душа умершегонаходится в пределах земных (на Кромке меж Явью и Навью, откуда всё ещё можетнаблюдать за жизнью живых), а по истечении этого срока отправляется на Велесовы Луга — в Навь (различают Тёмную Навь, или обительнеприкаянных душ, и Светлую — Ирий Небесный, илиобитель душ святых предков). Чтобы помочь душе умершего подняться выше —и выпекают «лесенки».

Слава Роду!

Подпишитесь на нас

Смерть настолько тесно переплелась с жизнью, что обросла не только поверьями, но и приметами. Кладбище, свеча – непременные атрибуты погребального ритуала – всегда в приметах о чем-то предупреждают, о чем-то извещают.

Так, на кладбище увидеть невзначай огонь – к скорой смерти увидевшего; то же самое предвещает и мелькнувшее в лесной чаще пламя свечи. Это души умерших пытаются предупредить о грядущем. О смерти кого-то из домочадцев извещают и зажженные в доме 3 свечи.

Имеется множество других примет смерти человека . Многие из них связаны с лесными птицами, особенно с воронами, филинами, совами. Но предвестниками приближающейся смерти в приметах могут выступать и голуби, и ласточки.

Так, например, залетевшая в село лесная птица предвещает его жителям смерть кого-то из них. Если она села на церковь – умрет кто-то из церковного прихода, села на крышу дома – к скорой кончине кого-то из домочадцев. Залетела птица в дом, стучится, бьется в окно – тоже к кончине кого-то из обитателей жилища. Смерть человеку предвещает и птица, севшая вдруг на его плечо.

Если в комнате, где лежит больной, раздаются 3 стука подряд, он не выживет. То же – если возле комнаты появится белогрудая птица.

Собственный дом и предметы в нем также, согласно приметам, могут предупреждать хозяев о надвигающейся беде.

Если в доме разваливается печь – к скорой смерти хозяйки. Ветром сорвало или повредило крышу – к смерти хозяина. Если сорвет дверь с петель в день Св. Тарасия (10 марта) – в доме скоро будет покойник.

Икона упала или треснула – жди несчастья и покойника в доме.

Нельзя качать пустую колыбель – накличете смерть на младенца, лежавшего в ней.

Много примет о смерти связаны с домашними животными:

Лежит кошка на столе – для кого-то она готовит место; скоро в доме будет покойник;

Курица предвещает несчастье, если вдруг запоет петухом; яйца несет не с одним, а с двумя желтками; вылупятся из яиц только петушки.

Старый еврейский метод определения, кто из супругов умрет первый: для этого необходимо имя каждого выразить в цифрах (А-1, Б-2, В-3 и т. д.) и суммировать. Если сумма результата четная, первым скончается муж, нечетная – жена.

Среди жителей морских побережий распространено поверье, что смерть наступает лишь при отливе.

Если труп долгое время не коченеет, в семье вскоре последует другая кончина.

Поле, по которому пронесли гроб с телом покойного, обещает стать урожайным.

Держать тело покойного на корабле – к несчастью, когда же его бросают за борт, моряки стараются не смотреть, как оно исчезает в воде, дабы вскоре не последовать за ним.

В Индии многие верят, что если с наступлением сумерек вам послышится, что кто-то позвал вас по имени, – ваша смерть близка.

По российским народным приметам, люди, побывавшие в состоянии летаргического сна, оживают ненадолго. Причина в том, что во время «обмирания» уснувшего водили по мытарствам, спрашивали отчета о земных делах, ему приходилось видеть адские муки. Говорить же о виденном ему якобы категорически запретили…

Если о живом человеке распространился слух, что он умер, ему суждено прожить дополнительно 10 лет.


Насколько полный ответ Вы получили: Всего голосов: 6   Средний балл: 1.8

Расскажи друзьям:

Другие народные приметы и суеверия.

К чему воет собака.

Собаки – умные животные и лучшие друзья человека, могут предупредить хозяина о грядущих неприятностях или бедах. И как она это сделает?..

Рассыпать соль. Примета.

Рассыпать соль – быть ссоре; чтобы избежать ее, нужно рассмеяться, дать ударить себя по лбу или бросить щепотку через левое плечо. Эта народная примета происходит от легенды...

Известны сотни, если не тысячи примет, предсказывающих смерть. Вплоть до наших дней гадают о жизни и смерти nо-тому, в какой стороне от гадающего кукует кукушка: справа и спереди - к долгой жизни, слева - к большим неприятностям, сзади - к неминуемой смерти.

Например, считается, что первый входящий во вновь выстроенный дом первым и умрет. Должен умереть и человек, которому привиделся вечером огонь на кладбище или в лесу, поскольку это души предков дают знак собираться в мир мной.

Смерть пророчит также лесная птица, залетевшая в деревню. Чаще всего к вещим птицам относят ворона, сову и филина. В прошлом замечали: куда села птица, издавала ли она крик. Если она садилась на церковь или дерево, считавшееся ничейным, ждали смерти одного из деревенских жителей.

Если воробей или синица влетит в окно, то, чтобы в доме не было покойника, птицу нужно накормить, напоить и выпустить ее обязательно в другое окно.

Плач или вздохи домового по ночам, трескается зеркало или посуда, стоящая на столе, - к смерти кого-либо из членов семьи. Треснувшее же обручальное кольцо - к смерти его владельца.

Если воробей или синица влетит в окно, то, чтобы в доме не было покойника, птицу нужно накормить, напоить и выпустить ее обязательно в другое окно.

На голубей эти действия не распространяются, поэтому влетевший в комнату голубь однозначно предвещает несчастье в доме.

Если ворон садится на так называемое именное дерево в саду, посадившему его жить остается совсем недолго.

Именными деревьями раньше называли березки, которые сажались на свое имя. Если хозяин дерева куда-нибудь надолго уезжал из дома, родственники по березке отслеживали его судьбу. И если береза, например, засыхала, считалось, что хозяин ее на чужбине умер.

Кроме березы именным деревом могла быть и яблоня, но ни в коем случае не верба. Кто вербу посадит, - гласит известное поверье, - сам на себя заступ готовит - умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату.

О приближении смерти можно судить по поведению животных: если волос кошки попадет в рот человека, то он должен скоро умереть. Если же кошка не отходит от больного или лежит под столом на спине - болезнь неизлечима.

Мыши изгрызут одежду или серый грызун пробежит по лежащему в постели человеку - к смерти.

Собака воет, опустив морду к земле, - к покойнику в доме. Курица поет петухом или жабы лезут через порог в дом - к смерти кого-то из близких. Щука плеснет хвостом перед рыбаком, считай, отловился он. Дятел долбит стену дома - хозяину недолго осталось по земле ходить.

Если при соборовании умирающего свечи упадут комлем к порогу, то больной долго не протянет. A уголек из кадила, выпавший при хождении священника около покойника, показывает, что скоро в этом доме будет другой покойник.

Также кто-то еще может умереть, если гроб сделан не по размеру покойника (мал или велик).

Постельное белье умершего следует выстирать сразу же после похорон, иначе смерть не успокоится.

Если старое кладбище распахать, то в семье того, кто это сделает, умрет старший сын.

Подсолнечник, начинающий гнить посередине, признак того, что в округе будут умирать люди среднего возраста.

Плач или вздохи домового по ночам, трескается зеркало или посуда, стоящая на столе, - к смерти кого-либо из членов семьи. Треснувшее же обручальное кольцо - к смерти его владельца.

Приметы о смерти и похоронах

Если приснится, что выпал зуб-к смерти близкого человека. Если зуб выпал с кровью, умрет кровный родственник. - Это - одно из наиболее распространенных и наиболее живучих суеверий. Построено оно на сравнении зубов с семьей, а крови - с кровным родством. Подобное же суеверие связано и с приснившимся рассыпавшимся веником. Говорят, что обе приметы часто сбываются. Объяснить это можно тем, что близкие знают и об этой примете, и о состоянии здоровья членов семьи. Подспудно готовя себя к кончине смертельно больного родственника, они и вызывают в сознании знакомый по рассказам образ.

Приснится, что сор из избы метешь, - к покойнику в доме. - Мы уже говорили о том, что сор, мусор в народном сознании ассоциируется с душами умерших, как это ни странно. И еще - с понятием своего целостного, домашнего мира, от которого при выметании отнимается какая-то часть. Особенно не рекомендовалось выметать мусор прямо на двор (на улицу) через порог. Другое дело - смести в кучку в избе, а потом сжечь. В то же время с мусором связаны и диаметрально противоположные приметы, запрещающие его сжигать. В любом случае мести мусор из избы через порог - запретное действие, которое отрицательно характеризует хозяйку. Отсюда и переносный смысл: "Не выноси сор из избы", то есть не болтай о том, что происходит в семье, не делай это достоянием всех.

Привидится во сне бревно, из стены вынутое, - к покойнику. - Корни приметы уходят в те времена, когда покойников выносили из дому не через дверь, а через окно или даже через специально прорубленное в стене отверстие, которое затем заделывали, чтобы душа умершего спокойно уходила в иной мир, не привлекаясь дорогой назад. С тех пор и сохранился обычай выносить покойника из дому ногами вперед -чтобы он знал, куда его несут, но не помнил, откуда. В то же время вынутое бревно, как и выпавший зуб, символизирует удаление кого-то одного из семьи.

Землю и свежие доски во сне увидел - кого-то скоро будешь хоронить. - Здесь явно виден простой ассоциативный ряд: могила, вырытая в земле, и гроб, сколоченный из свежих досок. Поскольку такое пояснение сна соответствовало жизненным впечатлениям, оно и сохранилось. Но мне, например, не доводилось ни слышать, ни читать хотя бы об одном случае исполнения этой приметы.

В старом доме новые окна рубить - к покойнику. - Пояснение этого поверья в точности такое же, как и с вынутым бревном: поскольку в старину фоб выносили через окно, то и рубить новое окно - значит готовиться к выносу гроба. С бытовой же точки зрения в старом доме и в самом деле опасно рубить новое окно: можно сдвинуть несущие конструкции и вызвать обвал или перекос потолка.

Оставить весною на поле незасеянный кусок - к покойнику. - Поскольку каждый клочок земли старались использовать наиболее интенсивно, ибо ртов в семье было много, то не засеять кусок - значило оставить один рот без хлеба, то есть обречь кого-то на голодную смерть. В бытовом смысле поверье требовало внимательнейшего отношения к земле под угрозой смерти кого-либо из близких.

Если в день похорон хороший, светлый день - умерший хорошим человеком был. - Это поверье - отголосок дохристианской религии, обожествления Солнца, солнечного света. Вряд ли оно имеет под собою хоть какое-нибудь основание. Многим из нас доводилось видеть как подтверждение этого поверья, так и его опровержение.

Увидеть падающую звезду - к скорой смерти своей или близкого. - По одной из древних легенд, при рождении младенца на небе зажигается звезда и светит до тех пор, пока человек жив, а со смертью его падает и гаснет. Несмотря на поэтичность приметы, реальной основы она не имеет. Хотя гипотетически это явление можно связать с метеоритом, который, не сгорев в атмосфере, может стать причиной смерти, если упадет в районе населенного пункта.

Влетит птица в дом - к смерти кого-то из домочадцев. - Мы уже говорили об этом поверье - добавлю еще кое-что. В народе принято думать, что птицы - это воплощение душ умерших. Именно поэтому им скармливают крошки, приносят для них еду на могилы и т. д. С этим же связана и вера в залетевшую в дом птичку: душа прилетела предупредить семью о близкой смерти кого-то из домашних. В то же время существует и совсем другое поверье: голубь, влетевший в комнату девушки (как раньше говорили: в ее светелку), - к свадьбе. Трактовка этого поверья уходит корнями в библейские сказания, в частности в легенду о голубе и Деве Марии.

Мыши одежду грызут - к смерти владельца одежды. - Мистический смысл поверья таков: коль одежду изгрызли, то она уже не понадобится человеку; возможно, это знак: скоро умрет. Что касается именно мыши, она упомянута не случайно. По легенде, мышь была проклята за то, что прогрызла дыру в Ноевом ковчеге и тем самым едва не погубила все живое. Следственно, если мышь что-то грызет -извести замышляет. В сущности же, поверье несет в себе (как и множество "запретительно-запугивающих" примет) бытовой смысл: раз ты не следишь за своими вещами, то, значит, уже безразличен к жизни, к своему дому, - не умирать ли собрался?

Собака в землю воет - к покойнику, в небо - к пожару. - Что касается пожара, то это пояснить достаточно трудно - разве только если уже горит что-то. Тогда собака поднимает голову как можно выше, чтобы ее лай был хорошо и далеко слышен - как сигнал тревоги. А что касается покойника - действительно так. Лошадь и собака предчувствуют смерть в доме (когда речь идет о естественной, природной смерти, а не насильственной, внезапной). Вероятно, это связано с их развитым обонянием. Человеческий организм за недолгое время до смерти по-иному функционирует: у него замедляется обмен веществ, убывает энергия, изменяется запах и т. д. Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдал за больными и умирающими людьми, сами научились почти безошибочно определять, будет человек жить или нет. Собака же в землю воет не потому, что туда покойника зарывать будут, а потому, что запах земли перебивает тот, улавливаемый ею, который ее и пугает. Воет она при этом негромко и жалобно (в отличие от воя "в небо"), скорее - скулит. Мне доводилось видеть, как пес, поджав хвост, сторонился хозяина, к которому ранее радостно бросался. Это было ранним вечером, а утром его хозяин умер. Кстати, всю ночь пес действительно подвывал.

Подушку на стол класть - к смерти близкого человека. - На стол в старые времена, как мы знаем, клали обмытого покойника. Под голову ему клали подушку. Так что взаимосвязь в данном случае прямая и поверье имеет смысл мистический. Бытовой же смысл заключается в том, что нельзя использовать стол не по назначению.

Гроб больше покойника - к другому покойнику. - Поскольку гроб ассоциировался с домом и считался таковым для умершего, то лишнее место в нем наводило на мысль о действительном его предназначении для другого человека. В бытовом смысле речь может идти об элементарном неудобстве: нести тело в слишком большом гробу трудно и неприятно, так как оно может там перемещаться.

Если зеркало разбилось, надо его немедленно выбросить. - Разбитое зеркало - с мистической точки зрения наиболее опасный предмет в доме: оно символизирует нарушенное пространство, открытую границу между миром, в котором живут домашние, и миром, где обитают призраки. В отличие от целого зеркала, которое и само по себе символизирует связь с мистическими силами, разбитое показывает "двойника" разбитым, надломленным. С бытовой точки зрения, действительно, нет никакого резона хранить в доме вещь, которая вызывает постоянное раздражение, поскольку есть возможность и пораниться, и увидеть свое отражение в искаженном виде.

Когда кто-либо в семье умирает, зеркала в доме завешивают, смотреть в них нельзя. - Как мы только что говорили, зеркало -один из самых сакральных предметов, граница между реальным и потусторонним мирами. Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают там жить. Если не закрыть зеркало, то душа покойного может заблудиться в нем (поскольку не телесна и не отражается) и потом все время будет возвращаться в дом. А умерший из-за этого может стать вампиром. В бытовом плане - достаточно и одного гроба, зачем еще и размножать его зеркалами?

Прежде чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить. - Это делается по старинному поверью: покойному на том свете надо себе место выкупить, иначе будет бродить неприкаянным. Иногда с тою же целью кладут деньги и в гроб. В данном случае мы видим явный отголосок дохристианских обрядов, когда вместе с покойным на тот свет отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться. Несколько лет назад автор этих строк наблюдал, как старушка-вдова передавала на тот свет(!) запасное белье и очки. Не догадавшись положить все это в гроб мужа, она дождалась еще одних похорон на той же улице и исправила свою оплошность. Испрашивая разрешения родных, старушка объяснила, что попросил ее об этом приснившийся покойный муж. Видимо, сама не раз думала о его нуждах на том свете.

На похоронах незамужней девушки надо раздавать подарки. - В данном случае с похоронами совмещается и один из свадебных обрядов. По этой же причине нередко девушек хоронят в свадебном платье, поскольку они не успели выйти замуж на этом свете.

Дятел избу долбит - кто-то в семье умрет. - Раньше гроб (домовину) выдалбливали из цельного большого ствола, бревна. Отсюда, по чисто внешнему признаку, и примета: дятел выдалбливает домовину.

Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой. - Считается, что душа покойного вылетает через окно, и ей тоже, прежде чем отправиться на тот свет, надо обмыться. Эту воду так и называют - "на обмывку души".

Не переходи дорогу перед гробом. - Мистический смысл: перейти дорогу похоронной процессии - принять на себя ту болезнь, от которой умер покойный. Для запугивания детей (чтобы они не бегали в это время по дороге) часто говорят, что если дорогу гробу перейти, то горб вырастет (мрачная игра слов). Ни одно, ни другое суеверие не имеет под собою оснований. Обе "приметы" бытуют в народе скорее по чисто этическим соображениям: к похоронной процессии следует относиться уважительно, не мешать людям достойно совершить обряд проводов покойного.

Шесть недель после смерти прошло - пора лесенки из теста печь. - Считается, что до шести недель душа умершего находится на земле, а по истечении этого срока отправляется на Небо (духовное; кстати, в религиозной литературе духовное Небо пишется с большой буквы). Чтобы помочь ей взобраться, и выпекают символические лесенки.

Во всем мире существует только одна вещь, о которой люди практически ничего не знают – это смерть. Никому еще не удалось оттуда вернуться. Если, конечно, не считать тех людей, которые пережили клиническую смерть и смогли вернуться назад. Многие не верят в их рассказы о том, что они видели ТАМ. Но и опровергнуть никто ничего не может. Тем более что многие детали поразительно сходятся.

Кроме того, известно уже о многих людях, которые в детском возрасте рассказывают о том, что помнят свою семью из прошлой жизни, а при встрече узнают всех, с кем общались раньше. Парадокс? Конечно, но отмахиваться от этого не следует. В данном случае мы знаем только то, как по всем правилам проводить человека в последний путь, а что там, за гранью? На этот вопрос вряд ли сможет ответить хотя бы один, живущий на земле, человек. Но приметы на этот счет все-таки существуют.

За три дня до смерти лицо человека становится полностью симметричным. Приметы о смерти охватывают не только сам момент кончины человека, но и несколько дней до, и значительный период после его кончины. Физиогномики уже давно заметили, что невозможно найти здорового человека, лицо которого было бы полностью симметричным. Обязательно у каждого человека то один глаз больше другого, то один уголок губы ниже, чем другой, или кончик носа немного повернут в одну из сторон. Таких отклонений может быть великое множество. Они практически незаметны, но если внимательно присмотреться, то заметить можно. А вот если человеку в ближайшее время предстоит уйти в мир иной, то его лицо становится полностью симметричным. Родные и близкие просто налюбоваться им не могут. Остальные люди просто не могут понять, как человек может быть таким красивым.

распространенные приметы о смерти и научное обоснование

лицо человека перед смертью становится симметричным

в медицине это подтвержденный факт и имеет название «маска Гиппократа»

к смерти родного человека чешется еперносица

действительно зафиксировано изменение биополя человека, который в области переносицы принимает сигналы о надвигающейся беде

собака перед смертью человека воет

доказано, что собака может видеть некую субстанцию, которая провоцирует смерть человека

человек чувствует свою смерть

это действительно так: любой человек догадывается о своей скорой кончине.

Не все приметы связанные со смертью верны

Вода – это граница между этим и тем, другим миром. Данная примета несколько не точна. Вода, конечно, может убить, если с ней обращаться не правильно, но она все-таки является прародительницей всего живого на земле. Поэтому – это больше покровительство для живых, а не для мертвых. Хотя, с другой стороны, во многих древних религиях считается, что умершие не уходят, а уплывают в мир иной по реке смерти, то есть, по воде.

Народные приметы после смерти

Не следует класть усопшему в гроб деньги – ничего, кроме говна, он с собой туда не принесет. Данная примета основана на уверенности в том, что наш мир – это полная противоположность мира потустороннего. Все, что здесь золото – на том свете обычный . Точно так же, не стоит просить умерших родственников о том, чтобы они помогли вам в решении финансовых вопросов. Там совершенно другие ценности. Даже если вам и попытаются помочь, то золото, которое вам попробуют передать с того света, обернется для вас очень большими проблемами. Существует такое понятие, как мир и антимир. Это сказано именно о данной ситуации. То, что ценно здесь, там не имеет никакого значения. Единственное, в чем вас смогут поддержать – это в решении вопросов морали, а все остальное там не имеет значения.

Какие приметы перед смертью скорее всего верны

Волк – посредник между мирами. Действительно, считается, что волк не принадлежит к этому миру. Его задача либо забрать человека, либо взять выкуп за то, чтобы человек остался в живых. Именно по этой причине во многих российских селениях стараются никогда не сетовать на то, что волк загрыз домашнюю живность. Если такое произошло, значит, был взят откуп за кого-то из живущих в этой семье. Значит, кто-то должен был умереть, но человеку был дан еще один шанс. Мало того, в народе считается, что ни в коем случае не следует называть волка волком. Как угодно, но только не так. Поэтому в народе его чаще называют серым. Если посмотреть старые детские сказки, то и в них тоже волка практически не называют . Серый, он и есть серый. Посредник. Если человек не жилец, то это животное в вашей жизни и не появится. А вот если есть шанс – тогда либо откуп, либо смерть.

Кошки: приметы и смерть

Кошка – проведет умершую душу и защитит живущую. Если говорить о том, что проводит умершую душу в потустороннее царство, то в нашей славянской мифологии, это полный бред. Хотя, значение кошки в общении между мирами, остается весьма значимым. Она способна и не дать нечистой силе войти в жизнь живого человека, и вылечить, если это потребуется. Правда, далеко не каждая кошка на это способна. Необходимо, чтобы она и своего хозяина любила, и хотела, чтобы он всегда был рядом. А вот в загробное царство она никого не поведет. Проводит, и на этом все. Зато, если в вашу жизнь попытается войти некая сущность, то кошка сможет оградить вас он такого воздействия.

Приметы о смерти невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить. Для того чтобы сказать что-то конкретное, нужно побывать Там самому. Так что же делать? Жить, верить, любить и соблюдать правила. А как показала жизнь, все правила, связанные с правильным отношением к тем, кого с нами уже нет, требуют особого внимания.

Человек, которому привиделся вечером огонь на кладбище или огонек свечи в лесу в ночное время, должен был, согласно верованиям, скоро умереть. Поскольку вечером на кладбище люди не ходили, как и не ходили ночью в лес со свечой, верили, что это души предков дают знак собираться в мир иной. Видение падающей с небосклона звезды также пророчило смерть кому-либо из членов деревенской общины (но не обязательно тому, кто ее заметил).

Повсеместно считается плохой приметой, если в дом залетает бабочка — это к болезни или смерти. Существует легенда, что в минуту смерти великого Чехова к нему в окно влетела громадная панбархатная ночная бабочка и начала биться о стекло, панически шелестя.

Верили, что смерть предвещает также лесная птица, залетевшая в деревню. Чаще всего к таким вещим птицам относили ворона, сову и филина. Замечали, куда села птица, издавала ли она при этом крик. Если птица садилась на церковь или дерево, считавшееся ничейным, ждали смерти одного из деревенских жителей. Если она садилась на конек крыши дома, ожидали смерти хозяина этого дома, если на так называемое «именное дерево» (посаженное на имя конкретного человека), ожидалась именно его смерть. Особо это касалось такой птицы, как ворон: в русских поверьях не только крик этой птицы, но и само появление предвещает смерть или несчастье. То же касается карканья вороны, говорили: «Вещует на чью-то голову».

Связь птиц и жилища с представлением о смерти отразилась и в ряде других примет. Считали, что если птица долбит угол избы, то в семье будет покойник. Если в дом влетела, например, ласточка, ждали покойника среди родственников. Или такая примета: «Голубь в окно влетит — быть пожару или кому-нибудь умереть».

Особый круг примет о смерти касался незыблемости и сохранности несущих конструкций жилища и интерьера избы. Считалось, что хозяин скоро умрет, если бурей сорвет крышу либо расколется матица или так называемый «подгнетный венец». Если раскалывалась печь, ждали смерти хозяйки дома.

Дверям тоже придается особое значение в ситуациях рождения или смерти человека.

Если 10 марта, в день Св. Тарасия, сорвется с крючьев дверь...— эта примета всегда предвещает домашнюю беду, или смерть какого-нибудь из домочадцев, или пожар, или мор оспенный.

Особые приметы связаны и с иконами — если они трещат, то в доме будет покойник; если на иконе появится трещина — в доме случится несчастье. Качание пустой колыбели в русских деревнях не допускается — это может накликать смерть младенца. Что касается «именных деревьев», то верили, что дерево начинает сохнуть с кроны перед смертью того, в чью честь оно было посажено.

Вообще в России повсеместно было распространено (и сохраняется в наши дни) благоговейное отношение к деревьям и вера в их способность исцелять различные заболевания. Народная традиция налагала запрет на вырубку деревьев «почтенного возраста». Считалось, что нарушитель права такого дерева на естественную, стихийную смерть либо сойдет с ума, либо сломает себе руку или ногу, либо скоропостижно умрет.

Вместе с тем, в некоторых местах бытует поверье, что корни черемухи, проникнув под избу, навлекут смерть на всех обитателей дома. Поэтому черемуху сажали вдали от жилья. Менее опасными для здоровья и жизни считаются корни других деревьев; однако при строительстве нового дома не оставляли в земле ни одного корня — боялись, что домашние будут болеть и умирать.

О приближении смерти часто судили по поведению домашних птиц и животных. Так например, если курица запела петухом, то в русских деревнях это считалось крайне неблагоприятным признаком — в семье кто-нибудь умрет. Но такую курицу режут не всегда. Ее ловят и начинают мерить ею избу от стены к противоположному порогу, переворачивая птицу через голову. Если она оказалась на пороге головой, ей отрубают голову, если же хвостом,— то отрубают хвост и отпускают.

С курицей связаны и другие приметы смерти: если из всей кладки яиц вылупляются одни петушки или она несет яйца с двумя желтками. Что касается кошки, то она чувствует всевозможные перемены — как к хорошему, так и к худому. Если кошка лежит на столе, то это не к добру — она кого-нибудь из семьи «вылеживает», то есть в семье кто-нибудь обязательно умрет и будет лежать на столе; точно так же и в том случае, когда кошка часто и подолгу спит на изголовье чьей-нибудь постели — она непременно «вылежит» владельца этой постели, и он умрет.

В русской фольклорной традиции недоброе предвещает и вой собаки. Если она воет мордой вверх — это к пожару, мордой вниз — к покойнику.

Появление мышей предвещает какое-либо бедствие или несчастье, есть даже поверье, что если мыши изгрызут чью-то одежду (платье) — к смерти хозяина одежды, а если укусят кого в доме — тому неприятность или несчастье.

Существует поверье, связанное с кузнечиком — если он заберется в жилые покои и будет трещать, это значит, что он выживает хозяев из дома, предвещает появление в доме покойника. Аналогичное поверье связано и с появлением зимой мухи в избе.

Несвоевременное цветение деревьев и комнатных растений также считается плохой приметой: «Как зимой цветы зацветут — непременно в семье кто-нибудь умрет».

Согласно русским народным представлениям, свистеть вообще считается грехом, особенно — в избе; это касается не только более или менее привычного: деньги высвистишь из дома, но и смерти: высвистишь самого старого или самого малого в семье.

Дурной приметой служили и другие события.

Если самовар жалобно поет при разогревании — это не к добру — в доме будет покойник. Если стены трещат — к тому же.

Некоторые приметы бытуют как среди сельского населения, так и среди жителей городов.

Если хворый ложится на бок лицом к стене — умрет.
Если при соборовании свечи упадут основанием к порогy — больной также умрет.
Если крошки изо рта валятся — к смерти.
Когда собака крох не ест после больного, тот скоро умрет.
Если в день именин неудачно испекутся пироги, то именинник умрет в том же году.
Если гроб сделан не по размеру покойника (мал или велик) — это предвещает еще одного покойника в доме.
Приметой смерти считается, когда человека окликают по имени, слышится голос, а не видно, кто зовет.

Другие приметы:
колокольный звон среди ночи;
кольцо огней в воздухе;
тиканье часов в стене;
рыба, вынутая из воды, хрипит...

Плохим признаком считается, если выпал уголек из кадила при каждении около покойника — значит, скоро будет и другой покойник.

В России повсеместно распространено суеверие, что перед каким-либо домашним несчастьем (особенно перед чьей-нибудь смертью) у членов семьи появляются вши, даже если их раньше ни у кого не было.

Можно также вспомнить поверье, что если чешется переносица, то это к покойнику (более мягкий вариант — услышать о покойнике). Интересно, что волосы в поверьях народов всего мира метафизически замещают голову и, следовательно, самого человека.

Например, у русских при крещении наблюдают: потонут или нет волосы ребенка, остриженные и закатанные в воск. Если да — то ребенок умрет, если нет — то он будет жить долго.

Особую роль в народных представлениях играет зеркало, которое воспринимается прежде всего как граница между земным и потусторонним миром со всеми вытекающими из этого последствиями. Именно с зеркалом связано огромное число суеверий. Перечислим некоторые из них.

После кончины человека зеркало следует сразу же завесить чем-либо, отвернуть к стене или даже вынести из того помещения, где находится покойник. Чаще всего опасность открытого зеркала объясняется тем, что отражение покойника в зеркале, своего рода его «удвоение», грозит «удвоением» смерти, ее повторением для кого-то из обитателей дома.

«Смотреться на ночь в зеркало — накликать на себя смерть». Нельзя ребенка до официального крещения и наречения подносить к зеркалу, особенно ночью — это навлечет на него смерть. Разбитое зеркало также сулит несчастье и смерть.

Да и вообще в русском фольклоре отражается представление о зеркале как творении дьявола.

Интересно, что существует суеверие, связывающее написание завещания со скорой смертью написавшего его. Подготовкой к смерти, согласно народным традициям, могли заниматься только люди старшего поколения. Молодежь и лица среднего возраста не делали этого из опасения навлечь на себя преждевременную кончину.

Зубы в культурах различных народов символизируют здоровье, жизненную энергию и характер человека. Поэтому увидеть во сне выпавший зуб — к потере близкого человека, причем говорят, что если зуб выпал с кровью — к потере «кровного», то есть родственника, если же без крови — к потере друга.

В России вплоть до наших дней широко распространено поверье, что человек, если ему суждено вскоре умереть, «не выходит» на фотографии, или его изображение получается размытым (затемненным), или он «выходит» без головы.

Вообще говоря, тема мистической связи человека и его изображения требует отдельного освещения. Коснемся нескольких аспектов.

Фотографию или портрет человека можно рассматривать как его биоэнергоинформационный фантом. Считается, что экстрасенсы и колдуны могут через фотографии искать пропавших без вести, определять характер снятого человека, диагностировать его и даже лечить на расстоянии (или наоборот, насылать на него порчу и даже смерть). «Привычка» обычных людей при ссоре или разводе рвать фотографии партнеров — реализация подспудного желания того, чтобы у тех все пошло наперекосяк.

А портрет — это гораздо более мощная структура. Недаром для многих религий характерен запрет рисовать людей (а иногда даже животных — примером может служить древнее изобразительное искусство Средней Азии — только орнаменты). Исаак Левитан рисовал исключительно пейзажи, соблюдая аналогичный религиозный запрет иудеев. Оставим в стороне знаменитый роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и обратимся к повести Н. В. Гоголя «Портрет». Кто-то скажет, что это просто страшная сказочка, но это не так — что-то в этом есть...