"красное знамя" продадут за долги его владельца. Бизнесмен хочет, чтобы на исаакиевскую площадь вернулись гигантские обнаженные мужские фигуры

Сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Центральному району Петербурга проводят обыски в отношении бывшего владельца фабрики "Красное знамя " Игоря Бурдинского.

Оперативно-следственные мероприятия проходят в трех объектах — делового партнера Бурдинского Оксаны Лексаченко, где он проживает, квартире другого его партнера и в офисе фирмы ООО "Финанс " на улице Белинского, 9. Это здание фактически наполовину принадлежит Бурдинскому.

Действия сотрудников правоохранительных органов связаны с уголовным делом по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), которое возбудил Следственный комитет в минувшем ноябре, сообщает "Фонтанка.ру ". В рамках дела изучается сделка между Бурдинским и его знакомым коммерсантом о гарантии осуществления купли-продажи одной из мансард в доходном доме купцов Гулиных на улице Чайковского, 61. За гарантию Бурдинский получил более 7 млн рублей, однако, по версии следствия, "… неизвестный, не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства, то есть путем обмана, находясь по адресу улица Белинского, 9, получил денежные средства …".

В сентябре 2016 года Санкт-Петербургский городской суд отказал в иске еще двум петербуржцам, которые пытались отсудить у Бурдинского 8 миллионов рублей, выплаченные в 2013 году за аналогичную мансарду в том же доме купцов Гулиных.

Бурдинский занимается девелоперским проектом в здании на Чайковского, 61, с 2005 года, когда проект был согласован в комитете по градостроительству и архитектуре и в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Согласно плану, крышу дома площадью около 800 кв. м должны были полностью переделать. Также бизнесмен собирался переделать бывшую фабрику "Красное знамя " на улице Красного курсанта под отель и художественные мастерские к чемпионату мира по футболу 2018 года

Однако в 2014 году прошли процедуры личного банкротства Игоря Бурдинского. По данным судебных приставов, на момент семимиллионной сделки по мансарде на Чайковского бизнесмен был должен 55 млн рублей, а Управление Федеральной службы судебных приставов сообщает, что на сегодняшний день его задолженность равна 260,6 млн рублей.

Помимо этого, экономическая полиция Центрального района Петербурга проверяет законность назначения Бурдинского на пост гендиректора реставрационной компании "Коринф ", которая сейчас занимается крупными государственными подрядами на реставрации известных объектов в Крыму. По предварительной информации, по итогам проверки могут возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 170 УК (Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета).

К экс-владельцу фабрики "Красное знамя" ранним утром пришли с обысками - Санкт-Петербург

Предприниматель задолжал более 260 миллионов рублейФото: Иван ВИСЛОВ Предпринимателя разбудили в восемь утра Экс-владелец фабрики «Красное знамя» Игорь Бурдинский и его партнеры подозреваются в мошенничестве в особо к
12:34 21.12.2016 Комсомольская правда

Полиция проводит обыски у бывшего владельца фабрики "Красное знамя" Игоря Бурдинского - Санкт-Петербург

Действия сотрудников правоохранительных органов связаны с уголовным делом по мошенничеству в особо крупном размере.
11:35 21.12.2016 Санкт-Петербург.ру

Две полицейских машины перекрыли участок кармана на улице Партизана Германа.
08.04.2019 ИА Невские Новости Массовое отключение электроэнергии произошло в Судане. Сейчас инженеры и техники работают над восстановлением питания.
08.04.2019 ИА Невские Новости Наставник петербургского «Зенита» поделился своими мыслями на пресс-конференции Фото: fc-zenit.ru 7 апреля, лидер Чемпионата России петербургский «Зенит» сыграл в гостях вничью 1:1 с московским «Локомотивом».
08.04.2019 Петербургский дневник

Фото: Рабочий процесс технологов-реставраторов // Фото: ООО «Коринф» 7 декабря 2016 10:19 / Общество

Петербургскую компанию обобрали по распоряжению крымского чиновника

В рамках федеральной целевой программы по развитию Крыма до 2020 года на приведение в порядок уникальных памятников архитектуры выделено более миллиарда рублей. Но отдавать эти деньги компаниям, честно выигравшим конкурсы, в Комитете по охране наследия полуострова не намерены.

29 декабря 2015 года Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым (далее - комитет) были заключены контракты на выполнение противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ на 16 архитектурных памятниках на 1 млрд 73 млн рублей.

Шесть контрактов получила петербургская компания ООО «Коринф», три - ООО «АрхСтройКомпани», еще семь - «Корпорация АТТА Групп». В течение года они должны были изучить памятники, предложить и согласовать проекты противоаварийных работ и выполнить их.

Томография скалы

Сотрудники ООО «Коринф» рассказали, что создание проектно-сметной документации на противоаварийные работы по шести объектам, среди которых крепость в Судаке, дворец «Ласточкино гнездо» и мечеть XIV века, потребовало от них значительного напряжения сил и времени. Они арендовали в Симферополе дом, где базировались откомандированные специалисты. А начальник строительного отдела «Коринфа» Николай Сивожелезов поселился там постоянно.

С гордостью директор «Коринфа» Игорь Бурдинский рассказывает о работе, проведенной в «Ласточкином гнезде». Реставраторы обследовали памятник, сделали томографию скалы.

«До нас реставраторы ограничивались визуальным осмотром, - поясняет Игорь Бурдинский. - Мы же с помощью субподрядчика «Геовист» изучили нутро скалы и установили, что в ней есть обширная слабая зона. Нам удалось отстоять перед научно-методическим советом при комитете решение о необходимости дальнейших исследований, чтобы выработать наилучший способ укрепления скалы. По остальным объектам также велась всесторонняя работа».



Фрагмент отчёта компании «Коринф» переданного в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым о выполнении сейсмических исследований скального массива Аврорина скала, на которой расположен дворец «Ласточкино гнездо»

К лету проектно-сметная документация была готова. Комитет согласовал проекты, после чего документы должны были пройти экспертизу сметной стоимости. Но оказалось, что в Крыму негде провести госэкспертизу документов для реставрационных работ, и только после трехмесячной чехарды Госстройэкспертиза в Симферополе согласилась ее сделать.

Пока «Коринф» три месяца дожидался результатов экспертизы, чтобы наконец приступить к противоаварийным работам, грянул гром.

Отойдите в сторонку

21 октября 2016 г. «Коринф» получил из комитета письмо об одностороннем отказе от исполнения и расторжении контракта с 10 октября, датированное 30 сентября 2016 года.

В тот же день, 21 октября, глава Республики Крым издал распоряжение: по всем объектам, на которых в течение девяти месяцев работали «Коринф» и «АрхСтройКомпани», пройдет новая закупка

Спустя неделю единственном поставщиком (общая сумма контрактов по этим двум компаниям - 561,4 млн руб.) стало петербургское ООО «Меандр». В контракте были прописаны те же работы и те же суммы, что и в контрактах предыдущих подрядчиков.

«Мы считаем расторжение контрактов необоснованным, но самое главное, что результат труда нашего коллектива бессовестно отрицается, - рассказывает Игорь Бурдинский. - В контракте с «Меандром» сроком окончания работ указано 25 декабря 2016 г. За два месяца невозможно выполнить исследовательскую работу, которую проделали мы, создать проектно-сметную документацию, пройти положенную по закону процедуру согласований, а потом еще осуществить сами работы! Сначала мы не поняли, зачем «Меандр» согласился на эти невыполнимые условия, но потом пришли к выводу, что их действия были спланированы при участии комитета».

«Госзаказчику очевидно»

В письме о расторжении контракта сказано: «На 30 сентября 2016 года работы по договору не выполнены и Государственному заказчику очевидно, что работы не будут выполнены».

В «Коринфе», в свою очередь, уверены, что затягивание сроков связано с неисполнением комитетом своих обязанностей - чиновники три месяца не могли отправить документы на экспертизу. А отсутствие допуска СРО - еще одно обвинение - не мешает вести проектную работу. Допуск этот оформляется чуть больше чем за неделю.

Более того, по закону «О контрактной системе» заказчик обязан оформить односторонний разрыв контракта решением, и у подрядчика есть десять дней на возражения или устранение нарушений. «Коринф» же уведомили о разрыве контракта постфактум, даже не уточнив, было ли принято необходимое по закону решение, которое можно оспорить в суде.

Таким образом, «Коринф» в принципе не получил положенной по закону возможности отстоять свои права

По распоряжению Диденко

Прилетев в Крым, Бурдинский обнаружил, что дом в Симферополе больше не находится в аренде «Коринфа» - с сентября арендатором является «Меандр», а Николай Сивожелезов также перешел на работу в эту компанию. Бурдинский не смог попасть в здание, чтобы забрать документы своей фирмы.

8 ноября директор «Коринфа» отправился в Госстройэкспертизу, чтобы забрать выполненную его компанией проектно-сметную документацию. Там ему заявили, что договоров с комитетом на изучение этих документов вовсе не заключалось, поэтому и документацию выдать не могут. Следующую попытку забрать результаты работы Бурдинский предпринял через три дня. И узнал, что накануне, 10 ноября, все документы были выданы… Сивожелезову.

«Как могли выдать наши документы человеку, который у нас уже не работает? - говорит директор «Коринфа». - В Госстройэкспертизе мне ответили, что сделали это по прямому распоряжению зампреда комитета Александра Диденко».


Объект «Мечеть и медресе» (Михраб). Архитекторы-реставраторы ООО «Коринф» делают обмеры объекта (для создания обмерных чертежей)

Бурдинский добился, чтобы в Госстройэкспертизе ему выдали справку, которая, по его мнению, доказывает, что местные чиновники действовали исключительно в интересах «Меандра». В ней черным по белому написано: «10.11.2016 по просьбе министра культуры Республики Крым и заместителя Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым Диденко А. Е. проектно-сметная документация ООО «Коринф» и ООО «АрхСтройКомпани» была передана уполномоченному лицу Сивожелезову Н. А.».

То есть зампред комитета Диденко распорядился выдать документы, принадлежащие «Коринфу», сотруднику «Меандра». Никаких договоров между компаниями на продажу документов заключено не было. Однако теперь «Меандр» (если Сивожелезов, конечно, не выкинул результат работы многих месяцев в канаву) обладает пакетом документов, необходимых для начала работ, за который «Коринфу» никто не собирается платить ни копейки.

Бурдинский считает, что бумаги выдали Сивожелезову в интересах «Меандра», которому без них не уложиться в установленные контрактом сроки. Он намерен подать заявление на возбуждение по данному факту уголовного дела.

Сестра таланта

Запрос «Новой» был зарегистрирован в канцелярии комитета, однако ответа в установленный законом срок не поступило. Никаких пояснений по этому поводу в комитете нам также получить не удалось.

В «Меандре» «Новой» ответил крайне лаконично. В компании подтвердили, что Сивожелезов работает у них, но заявили, что всю проектно-сметную документацию по объектам они разрабатывают сами. На вопрос, что именно позволяет «Меандру» рассчитывать, что он уложится в установленные контрактами сроки, ответ был еще более кратким: «Производственные мощности».

Между тем комитет признал, что выполнить работы в срок не удастся: «Мы не освоим до конца года средства, выделенные в рамках реализации этой программы», - заявил Диденко в середине ноября на заседании Госсовета Крыма.

Зампред Совета министров РК Олег Казурин пояснил, что часть мероприятий по противоаварийным и реставрационным работам на объектах культурного наследия перенесена на 2017 год.

«Коринф» обратился в суд Симферополя с иском об оспаривании нарушений при закупке у единственного поставщика; на очереди иски об оспаривании расторжения контрактов и возмещении убытков.

«Новая» будет следить за развитием событий.

Справка «Новой»

Объекты культурного наследия, контракты на которые были первоначально заключены с ООО «Коринф»:
1. Комплекс монастыря Сурб-Хач (XIV век) по адресу: Республика Крым, г. Старый Крым.
2. Комплекс сооружений Судакской крепости (XIV-XV века) по адресу: Республика Крым, г. Судак, ул. Генуэзская крепость, д. 1.
3. Дворец «Ласточкино гнездо» (1912 год) по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Гаспра, Алупкинское шоссе, д. 9, лит. А.
4. Здание офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, 1910-1913 гг. по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Р. Люксембург - К. Либкнехта (ул. А. Невского - Долгоруковская ул.), д. 35-36, лит. А.
5. Комплекс сооружений Воронцовского дворца (1830-1846 годы) по адресу: Республика Крым, г. Алупка, Дворцовое шоссе, д. 18.
6. Мечеть и медресе (1314 год) по адресу: Республика Крым, г. Старый Крым, пер. Чапаева, д. 5.

Объекты культурного наследия, контракты на которые были первоначально заключены с ООО «Архстрой Компани»:
1. Усадьба П. С. Палласа (конец XVIII века) по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, просп. Вернадского, д. 2, лит. Д, И, З, К.
2. Дом, в котором жил писатель А. П. Чехов (1899-1904 годы) по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, д. 112, лит. А, Б.
3. Комплекс сооружений Ливадийского дворца (1910-1911 годы) по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Ливадия, ул. Батурина, д. 44а.

27/02/2015

Вернуть статуи Диоскуров на крышу бывшего посольства Германии на Исаакиевской площади, 11, которые были сброшены оттуда во время немецкого погрома в первые дни войны 1914 года, хочет предприниматель Игорь Бурдинский.


Э то не первая попытка восстановить историко-архитектурную справедливость, но предыдущие успехом не увенчались. И дело здесь не только в деньгах: все-таки статуи уничтожали в свое время как символ германского милитаризма. Однако нельзя не признать, что без них здание бывшего посольства смотрится, как пьедестал без памятника.

Игорь Бурдинский, бывший владелец знаменитой конструктивистской фабрики «Красное знамя», рассказал «Городу 812», что создает специальный фонд, который будет заниматься восстановлением наиболее интересных утраченных городских памятников. Фонд называется «11», по числу объектов, которые планируется восстановить в первую очередь. Но ими ограничиваться не будут. При этом на первом месте стоят Диоскуры, на втором, по словам Бурдинского, - скульптурная группа, исчезнувшая при ремонте около 10 лет назад со здания Екатерининского собрания (угол канал Грибоедова и Средней Подьяческой). Сейчас она в неотреставрированном виде хранится внутри самого здания, которое занимают различные ведомства.

Диоскуры, близнецы Кастор и Поллукс из античных мифов - две выполненные в «тевтонском стиле» гигантские обнаженные мужские фигуры, держащие под уздцы лошадей, - появились на Исаакиевской площади одновременно с новым зданием германского посольства за год до начала войны.


Строительством по проекту Петера Беренса руководил Мис ван дер Роэ, ставший впоследствии едва ли не самым знаменитым немецким архитектором XX века. Своим непривычным для Петербурга видом постройка смущала многих современников и с великим удовольствием была разгромлена патриотической толпой, как только между Россией и Германией началась война. Статуи были сброшены с крыши (по некоторым данным, толпа даже дотащила их до Мойки и бросила в реку). Что стало с ними потом - неизвестно.

По собственной инициативе Игорь Бурдинский создал модель утраченной статуи в масштабе 1:10. Это, впрочем, не первая попытка восстановить близнецов - в Управлении Минюста по СПб, которое сейчас занимает здание на Исаакиевской площади, стоит копия скульптурной группы.

Игорь Бурдинский, предприниматель

- В чем именно будет состоять роль вашего фонда?
- Очень часто высказывается идея восстановить тот или иной памятник, а как ее реализовать - никто не знает. В ряде случаев у ведомств, на территории которых они находились, даже частично есть на это средства. Например, перед Обуховской больницей, которая сейчас принадлежит ВМА, стоял бюст Екатерины II, перед академией Генштаба, где ныне Военный университет связи, - памятник погибшим выпускникам академии. Мы будем содействовать реализации такого рода идей.

- Почему вы решили начать с Диоскуров?
- Тема Диоскуров для меня и моих единомышленников самая близкая, ради нее и создавался фонд, к тому же она привязана ко времени. Хотелось бы вернуть их к 2018 году, столетию окончания Первой мировой войны. Это было бы хорошим символом, жестом доброй воли - когда где-то в мире наши памятники ломают, мы - восстанавливаем. Мы собрали материалы, своими силами создали модель 1:10, сейчас надо перевести ее в 1:5, это будет уже демонстрационный материал.

- А что за модель стоит сейчас в Управлении Минюста?
- Не знаю, как давно существует та модель, она создавалась не нами, но мы узнали о ней на стадии изготовления модели Диоскуров, уже после того, как изучили материалы, среди которых были и эксклюзивные фотодокументы, присланные нашими коллегами из немецких архивов.

- С кем нужно вести переговоры, чтобы получить разрешение на установку скульптуры?
- Нужны добрая воля Минюста как пользователя здания, естественно, КГИОПа и желание городского правительства. Сейчас главное - сформировать общественное мнение о значимости этого проекта для нашего города. Вопрос финансирования важен, но общественное мнение важнее.

- Сколько будет стоит создание Диоскуров?
- В 2008 году в одной из публикаций на эту тему упоминалась цифра 170 миллионов рублей. Думаю, сейчас несмотря на инфляцию можно уложиться в ту же сумму.

Ксения Черепанова, пресс-секретарь КГИОП:

Шестиметровая скульптурная группа просуществовала на здании Германского посольства всего год - после начала Первой мировой войны посольство подверглось нападению патриотически настроенной толпы. Тема воссоздания Диоскуров уже поднималась в рамках благотворительного проекта «Магазин подарков Санкт-Петербургу», проходившего в 2005-2007 гг., но однозначного решения принято не было.

При появлении источника внебюджетного финансирования вопрос о целесообразности восстановления произведения Беренса - Энке в его первоначальном виде, безусловно, должен быть вынесен на обсуждение профессионального сообщества. Также необходимо понимать, что такое решение повлечет необходимость обследования технического состояния здания. Возможно, придется проводить работы по усилению конструкций.

Какие еще утраченные объекты хочет восстановить фонд «11»:

После выставки «Пространство тишины», которая прошла на фабрике летом, о «Красном знамени» заговорили: назвали ответом «Винзаводу», например.

Вообще, мы скорее хотели бы стать достойным ответом Музею Гуггенхайма или Центру Помпиду: комплекс Мендельзона способен достичь мирового уровня. Но самое важное, что о нас узнали люди. Все лето сюда стекались сотни посетителей: и любители искусства, и галерейщики, которые вдруг стали считать нас конкурентами.

Теперь по фабрике постоянно ходят экскурсии: приезжают студенты, изучающие Мендельзона, кураторы из Музея Гуггенхайма и нью-йоркского Музея современного искусства.

Комплекс «Красное знамя» всегда привлекал внимание тех, кто неравнодушен к истории архитектуры и культуре вообще. У одних интерес к проекту возник из-за нашего сотрудничества с архитектором Дэвидом Чипперфильдом. Когда-то он работал с небезызвестным Норманом Фостером, но их пути разошлись. Видите ли, Дэвид не коммерческий архитектор, поэтому он так бережно обращается с архитектурной средой. Я думаю, что о нем останутся более теплые воспоминания, чем о Фостере. Других заинтересовала идея сделать в этом знаковом месте культурный центр. Так, специалисты из Фонда Гуггенхайма были здесь с предложением разработать концепцию развития. Мне приятно, что на нас обратил внимание даже Эрмитаж. Михаил Борисович Пиотровский написал коротенькое письмо, что поддержит любую идею создания центра современного искусства, я этим письмом дорожу и храню его.

Пиотровский известен осторожным отношением ко всем проектам, связанным с современным искусством.

Тут, я думаю, все очень просто. Фабрика находится сейчас в довольно мрачном и уязвимом состоянии и требует к себе творческого, уважительного и серьезного подхода. Бетон, из которого построено здание, не самый долговечный материал, он постепенно разрушается. К тому же сюда, кроме центра современного искусства, ничего и не напрашивается. Можно, конечно, следуя идеям некоторых застройщиков, возвести жилой массив, но вряд ли эту идею поддержал бы такой уважаемый человек, как Михаил Борисович, и вообще вся мировая общественность. Идея о центре продиктована местом: сюда пойдут смотреть не только современное искусство, но и не в последнюю очередь знаменитый «корабль» Мендельзона, грамотно отреставрированный и приспособленный под новые цели.

А как все началось?

Три года территория находится в собственности, первый год ушел на оформление всех бумаг, затем еще один год на отстаивание фабрики в судах. И на отдельных фронтах противостояние еще продолжается. Поэтому, к сожалению, утекают финансовые и другие ресурсы, не все пошло на созидание. Но я ни о чем не жалею. Отношусь по-философски: все проходит, и это пройдет. Кто-то из журналистов написал: «Бурдинский осознанно овладел этим зданием». Знаете, не так просто было это здание купить, потом удержать, а теперь развивать всю эту историю. Мы начали с того, что вывезли отсюда огромное количество мусора и залатали крышу. Хотя объем работ представляется масштабным, именно в этом и заключается интерес.

Правительство не может выдать некий карт-бланш, учитывая общий благородный замысел?

Я считаю, что правительство правильно делает, что занимает нейтральную позицию, – с хозяйственными спорами в судах мы разберемся сами.

Удивительно: что ни девелопер, то необъяснимая тяга к искусству и собственный музей.

Мне это кажется логичным. Люди посвятили большую часть жизни зарабатыванию денег, это со временем становится рутиной. Мозг начинает нуждаться в чем-то приятном. Почему бы не современное искусство? К тому же появляются молодые жены и вместе с тем новые увлечения. Да и само современное искусство – это тоже крупный бизнес. Когда в 1986 году началась перестройка, я занялся недвижимостью – тогда только ленивый не занимался недвижимостью, а я не был ленивым. Сейчас у меня двое взрослых детей, недавно родилась внучка Амелина. Хотя у меня прекрасная семья, я бродяга по жизни, кочевник, наверное, благодаря генам моего отца – уйгура. Это такой древний народ, известный еще со времен Тюркского каганата.

Не планируете сами заняться коллекционированием?

Все свои ресурсы трачу на развитие территории. Может быть, в будущем, не от нечего делать, а искусства ради, я об этом задумаюсь, но сейчас мне вполне достаточно фабрики. Вместе с российскими специалистами мы готовим концепцию развития ЦСИ, чтобы диалог с городом наконец начался. Нам сказали: сначала задекларируйте свои намерения.

Сколько времени нужно проекту на старт?

Для начала мне не хватает только одного – партнеров-единомышленников, это так просто и сложно одновременно. С участием партнерских инвестиций потребовалось бы максимум пять лет. Одному такой проект не поднять, иначе нужно иметь доступ к нефтяной или газовой трубе и постоянно оттуда немножечко откачивать. Причем речь идет не о гигантских вложениях: сметы не самые ужасные. Чтобы создать сто тысяч метров улучшений, достаточно сто пятьдесят миллионов долларов, это не так много.

Не самая русская история – вложение в долгосрочные проекты.

Это смотря кто зачем живет. Тому, кто существует ради денег, неинтересно.

А вы ради чего живете?

Теперь получается, ради того, чтобы создать ЦСИ. А потом уйти и заниматься своим любимым делом – путешествовать. Может, кто и думает, что я люблю работать, но в последнее время я понял, что отдыхать я тоже люблю. Когда появился проект, я осознал, что отдых – это общение с интересными людьми: Михаилом Шемякиным, Саем Туомбли и талантливыми молодыми художниками. Я будто перешел на другую орбиту.