Дом перцовой что там сейчас. Доходный дом А

Началось все, впрочем, с другого дома. «Дом-ларец» построил на Пречистенской набережной коллекционер картин Цветков. Соревнуясь с за известность, он даже уволил своего архитектора, наняв , когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» размерами уступал Третьяковской галерее, но имел чудный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.
Этот вид заворожил инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Цветков предложил указать еще лучшее место при условии, что Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и при содействии Цветкова приобрел участок рядом. Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри - самые именитые: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. Но в итоге сам Перцов остановился на проекте Малютина (автора росписи первой русской матрешки), занявшем 2 место.
Дом был построен в течение 11 месяцев - совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии. Как и у всех доходных домов, при великолепной отделке фасада здания с дорогими квартирами, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир, проста и незатейлива.
Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников» получил 5 лет тюрьмы. Перцов вышел на свободу через год, но из дома его выселили. Дом был национализирован. Вот что пишет в мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»
Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.

Дом Перцовой (Соймоновский проезд, 1) - уникальное здание, выстроенное в стиле русского модерна в 1905-1907 годах.

Доходный дом был построен по заказу Петра Николаевича Перцова - успешного инженера путей сообщения, однако, фактически его история началась с другого известного человека. Немногим ранее, в 1898 году, известный коллекционер картин Иван Цветков выкупил на Пречистенской набережной участок земли для строительства дома с галереей, проект которого был выполнен художником Виктором Васнецовым. По проекту Васнецова особняк Цветкова был оформлен в русском стиле: с изразцами, резными украшениями и внутренним убранством. Посетивший галерею Перцов был восхищён видами на Москву-реку, Кремль и Храм Христа Спасителя, открывающимися из окон цветковского особняка, и Цветков пообещал посодействовать ему в покупке участка неподалёку при условии, что дом на нём тоже будет оформлен в русском стиле.

Участок был куплен за 70 000 рублей - огромные по тем временам деньги - и оформлен на жену Перцова Зинаиду Алексеевну.

К постройке дома Перцов приступил с завидной ответственностью - на составление проекта им был учреждён конкурс, в жюри которого были приглашены выдающиеся мастера российской архитектуры и искусства: Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель, Василий Суриков, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и Станислав Ноаковский; был учреждён "призовой фонд". Однако, право окончательного выбора победителя Перцов оставил за собой.

В итоге члены жюри присудили первую премию Аполлинарию Васнецову - брату Виктора Васнецова, но Перцов воспользовался своим правом и выбрал проект обладателя второго места - Сергея Малютина, который к тому времени был известен как автор первой русской матрёшки.

В результате по проекту Малютина архитекторами Николаем Жуковым и Борисом Шнаубертом был выстроен дом, напоминающий сказочный терем и имеющий соответствующее оформление: с изразцами в древнерусском стиле, майоликовыми панно с изображениями мифических животных, существ и растений, фигурами драконов - и даже трубы были выполнены в виде застывших на крыше сов. В строении дома присутствует художественная асимметрия (расположение окон, балконов, башнеобразных возвышений), однако дом выглядит целостно и гармонично, а характерная форма кровли и продолжающие её элементы фасада действительно напоминают крышу русского терема.

Сами хозяева заняли лишь часть дома: остальные квартиры и комнаты сдавались арендаторам, а в подвале в 1908-1910 годах размещалось артистическое кабаре "Летучая мышь", созданное как место творческого отдыха актёров Московского художественного театра.

Пётр Перцов прожил в своём доме всего 15 лет. Будучи одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, он выступал в защиту церкви от нападок советской власти, и в 1922 году стал обвиняемым по "делу церковников", получив 5 лет тюремного заключения. Спустя год его досрочно освободили, однако из национализированного к тому моменту дома он был выселен, а квартиру семьи занял сам Лев Троцкий, который прожил здесь вплоть до эмиграции в Мексику.

Интересно некоторое разночтение в названии дома. Несмотря на то, что на табличке на фасаде памятник архитектуры указан как "Доходный жилой дом З.А. Перцевой" (по имени жены Перцова - его официальной владелицы), его часто называют "Дом Перцова" (по самому Петру Николаевичу), а также "Дом Перцовой" - ввиду разночтения фамилии Перцова/Перцева. Употребление "Дом Перцовой" является наиболее распространённым и узнаваемым и используется чаще прочих.

Добраться до доходного дома Перцовой можно пешком от станции метро "Кропоткинская".

Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.

Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина.

Интересно, что первой премии удостоился проект Васнецова, однако по решению заказчика, Петра Перцова, для дальнейшего воплощения был отобран даже не конкурсный проект, а эскиз здания, выполненный в качестве варианта Сергеем Васильевичем Малютиным. Необычная работа Малютина настолько вдохновила Петра Перцова, что он полностью доверил художнику создание долгожданного доходного дома. Сергей Малютин проходил обучение в Московском училище живописи ваяния и зодчества вместе с такими выдающимися художниками, как Исаак Ильич Левитан, Михаил Васильевич Нестеров и Константин Алексеевич Коровин.

Сергей Малютин был мастером, способным воплотить стремления Петра Перцова – выстроить дом, в котором бы нашли выражение замечательные традиции русского зодчества. Русское национальное искусство было близко Малютину, неслучайно именно он в 1898 году расписал современный символ России – первую матрешку. Однако при постройке дома для Петра Перцова художник использовал черты чрезвычайно актуального в то время северного варианта стиля модерн, который подразумевал заимствование выразительных деталей и особенностей у архитектурных произведений Северной Европы.

Таким образом, в проекте доходного дома Перцова объединились мотивы популярной в то время европейской готики и национального русского зодчества XVII столетия, ставшие гармоничным целым благодаря объединяющему эстетизму стиля модерн. Русское влияние прочитывается в таких ярких деталях, как кованая решетка над остроконечным щипцом, в оформлении теремков-балконов, один из которых (со стороны Соймоновского проезда), получил собственное специальное название «Сон Царевны». Сюжеты керамических панно, определяющих декоративный облик доходного дома Перцова, также связаны со славянской мифологией.

Панно, украсившее фасад со стороны набережной демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса. Керамические детали фасадов напоминают об архитектуре узорочья, а на панно над входным проемом со стороны Соймоновского проезда можно увидеть вещую птицу Гамаюн, встреча с которой предвещала удачу. Однако такие детали, как угловой эркер, ломаные линии карнизов и кронштейны балкона, выполненные в виде драконов, отсылают нас к традициям архитектуры Средневековой Европы.

При работе с проектом художнику Сергею Малютину, у которого не было некоторых специфических знаний и навыков, потребовалось сотрудничество с профессиональным инженером и архитектором Николем Константиновичем Жуковым, который помог Малютину создать ультрасовременную постройку, оснащенную всеми известными на тот момент видами городских коммуникаций, включая канализацию и водопровод, трубы которого были надежно спрятаны в толщу мощных стен этого высокого здания. Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле.

В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.

Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году. В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни. Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.

Александра Гурьянова

Дом Перцова, или как его еще называют «дом-сказка» расположился на углу и Пречистенской набережной. История этого дома началась в начале XX века. Тогда на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной практически не было жилой застройки, излучина реки была занята лишь складами и сооружениями производственного назначения. Иван Евменьевич Цветков именно здесь присмотрел себе место для художественной галереи. Фасад был нарисован В.М. Васнецовым, а всю внутреннюю отделку коллекционер выполнил сам, выдержав в едином стиле все 12 музейных залов. В 1907 году музей был открыт для посещений.

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич - человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России.

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.