Художественное своеобразие романа отцы и дети. Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети

Каков взгляд Некрасова на женщину?
В своих лирических любовных стихах Некрасов защищал право женщины на свободу чувства, воспевал « свободный по сердцу союз», основанный на любви и равенстве (стихотворения « Когда горит в твоей крови…» 1848 г., « Ты всегда хороша несравненно», 1847 г., и др.) С искренним участием поэт рисовал « падшую « женщину, отвергнутую в дворянско – буржуазном обществе (« Когда из мрака заблуждения» 1845 г., « Еду ли ночью по улице тёмной…») Он показал, как в условиях господства крепостнической морали уродуются лучшие человеческие задатки и стремления.
В замечательной реалистической поэме о труде и быте русского крестьянства – « Мороз Красный нос», Некрасов, мастерски используя тематику и приёмы народной поэзии, показал тяжёлую долю – долю деревенской женщины – матери, жены, труженицы, революционерки. Реалистическая фигура крестьянки дана в произведении « Орина, мать солдатская». Но все эти образы кажутся только эскизами к созданному в поэме « Кому на Руси жить хорошо » героическому образу Матрёны Тимофеевны, сильной духом, наделённой высокими нравственными качествами русской женщины.
А вот как рисуется женщина в стихах Некрасова, где поэт показывает русскую деревенскую красавицу – изобильную, дородную, могучую плоть.

« Осанистая женщина,
Широкая и плотная, «
- говорит он о Матрёне Корчагиной. И о Дарье в поэме « Мороз Красный нос»:

« . . . цветёт
Красавица, миру на диво
Румяна, стройна. высока,

Сидит, как на стуле двухлетний,
Ребёнок у ней на груди…»

И этот ребёнок такой же:

» Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковы сын. «

Такова же Пелагея в его ранних стихах: « Черноброва, свежа и плотна.» Такова же волжская красавица в стихотворении « На Волге»:

« …. она
Мила, дородна и красна.»
« Постой, проказница, ужо
Вот догоню!»… Догнал, поймал, -
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких. »
Иногда Некрасов сам указывал, что таковы вкусы народа. Крестьяне села Нагожина с восхищением говорят о Матрёне:
« Корова холмогорская,
Не баба! Доброумнее
И глаже – бабы нет! »
И с таким же восхищением деревенский сват говорит жениху в стихотворении « Сват и жених«:

« Марья костью широка,
Высока, стройна, гладка!
- Ай да Марья! Марья – клад
Сватай Марью. Марью сват!
Нам с лица не воду пить,
И с корявой можно жить,
Да чтоб мясо на костях,
Чтобы силушка в руках! «
А кто забудет такие знаменитые строки о женщине в поэме « Мороз Красный нос»!! Даже через десятилетия прошлого они дошли до нас в своих многозвучных, обаятельных, заставляющих восхищаться, красках:

« Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт. «

Но чем сильнее восхищается Некрасов пышно цветущей жизнью, тем мучительней была для него её слишком ранняя гибель в трагическом русском быту. Едва только появилась перед ним (в стихотворении « Тройка» пышущая здоровьем красавица, жизненные силы которой так и бьют через край, как он уже знает, что этому цветению жизни суждено отцвести раньше времени:

« И в лице твоём полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг. «

И тем не менее Некрасов нигде так хорошо не показал жизнь русской женщины – крестьянки, как в своей героической поэме « Кому на Руси жить хорошо». В этой поэме мы встречаемся с упомянутой выше русской женщиной – крестьянкой Матрёной Тимофеевной. О её достоинствах было уже упомянуто. А жизнь Матрёны Тимофеевны сложилась так же, как и жизнь многих русских крестьянок. Счастьем она считает то время, когда была в девках. « Мне счастье в девках выпало» и дальше:

« За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, …»
Об этом времени Матрёна Тимофеевна вспоминает, как о далёком, счастливом и навсегда ушедшем сне. Грустно… И тем не менее приятно вспоминать те времена. Младенчество… Коротко же оно было:

« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку
……………………
Потом бери - ка грабельки
Да сено вороши.
Так к делу приобыкла я…»

Так в труде, хороводах да гуляниях, « За прялицей с подружками» - шли девичьи годы. И настал день, когда:

« И волюшка скатилася
С девичьей головы.»
Увезли Матрёну Тимофеевну из родительского дома. Увёз её Корчагин в свой дом. Филипп Корчагин – муж Матрёны Тимофеевны был:

« Пригож – румян, широк – могуч,
Рус волосом, тих голосом.»

Несладко пришлось Матрёне Тимофеевне в новой семье:

« Семья было большущая,
Сварливая.. попала я
С девичьей холи в ад

Началась у Матрёны Тимофеевны тяжёлая, полная всяких невзгод и испытаний жизнь. Вот здесь - то Некрасов и раскрывает во всём многообразии жизнь крепостной женщины. Эта жизнь видна и в рассказах Матрёны Тимофеевны и в старинных русских песнях. После того, как Филипп снова ушёл на заработки, Матрёна Тимофеевна стала матерью. Родился у неё сын Дёмушка:

« Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза! «
С рождением сыны забылся весь гнев Матрёны Тимофеевны, накипевший у неё за эти, прямо – таки мученические годы. Всё своё тепло, всю ласку отдавала она своему первенцу, как отдаёт широкая река свои воды могучему океану. Недолго было материнское счастье у Матрёны. Погиб ещё грудным её Дёмушка, по недосмотру деда Савелия, её советчику и другу в этой злой семье. Сильно было горе Матрёны Тимофеевны:

« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Дёмущку –
Да поздно было звать!..»

Но ещё сильнее оказалась обида, которую нанёс ей староста, обвинив её вместе с Савелием в убийстве Дёмы. Но когда была доказана их невиновность, Матрёна решила жаловаться, найти управу на злого старосту, найти заступника, но оказывается нет такого заступника:
« Высоко Бог. Далёко царь…» - говорит ей Савелий. Но Матрёна твёрдо решает добиться правды. И глубокий смысл вскрыт Некрасовым, который говорит устами Савелия:

« … Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти «
- Да почему же, дедушка? –
« Ты - крепостная женщина! « - Савельюшка сказал.

И эти слова « Ты крепостная женщина! « - стали непреодолимой стеной для Матрёны. Значит нужно терпеть. И терпела Матрёна, пока новая несправедливость не свалилась на неё. Незаконно забирают её мужа в армию. Осталась Матрёна одна со своими детьми и со своим горем. Почему одна? Ненужна она стала в этой семье, причина – в детях, ведь их одеть, накормить нужно:

« И стали их пощипывать,
В головку поколачивать –
Молчи, солдатка – мать! «

Не стала молчать Матрёна. Пошла к губернатору. И счастье улыбнулось ей:

«- Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведала –
Филиппушку спасли» .
В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов показал жизнь крепостных крестьянок. В речах Матрёны эта жизнь показана с глубоким смыслом. В словах Матрёны:

« По мне обиды смертные
Прошли не отплачённые,
И плеть по мне прошла! «
- он как бы обобщает ту участь крепостных крестьянок, которая выпала на их долю. А в словах:

« Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого И дальше:
« Да вряд ли они сыщутся
Какою рыбой сглонуты
Ключи те заповедные,
В каких морях та рыбина
Гуляет – Бог забыл!..»

Он говорит о вечной обречённости крепостной женщины. Из перечисленных выше произведений Некрасова видно, что Некрасов с большим вниманием относится к женскому вопросу. Но выхода из тяжёлого положения, в котором находится крепостная женщина, он не находит. И Некрасов пишет произведения, полные сострадания к крепостной женщине. Его произведения обличают существующий при его жизни строй и старорежимные порядки в отношении к крепостной женщине. В Некрасовских произведениях как бы звучит подтекст, который призывает прогрессивных людей России найти пути раскрепощения женщины, сделать её свободным человеком, равной во всех отношениях и правах.

Сочинение ученика 10 класса. Домашнее задание.
Г. Вельск, Архангельская обл.
Вечерняя школа. 1971 год
Оценка за сочинение: Отлично
За русский язык: Удовл.
Учитель русского языка и литературы Климовская Нина Георгиевна

(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")

Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякойработе ловка.

Н. А. Некрасов

"Величавая славянка" стала героиней многих стихотво­рений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глу­боким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Од­нако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной рабо­той крестьянки, на судьбе которой отразились все соци­альные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внима­ние на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Корчагиной.

Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отрази­лись все жизненные тяготы русской женщины: разлука с


мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое до­стоинство.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:

И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася...

Характер героини закаляется именно в этих тяжких ис­пытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причита­ния. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повто­ры, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обраще­ния, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особен­ности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, та­лантливой.

Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судь­бе любой крестьянки, многострадальной русской женщи­ны. Сама" глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исклю­чение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов нахо­дит таких женщин не только в крестьянской среде. Луч­шие душевные качества - сила воли, умение любить, вер­ность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвя­щена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее


пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:

Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мель­чают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горя­чей готовностью быть верной своему долгу. Служение выс­шей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугу­бо личного:

Но знаю: к родине любовь Соперница моя...

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:

- - Ты всех безрассудно бросаешь, За что же? - Я долг исполняю, отец.

При этом подчеркивается предначертанность судьбы ге­роини:

Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:

Не покажусь я палачу Свободных и святых.


И я полюбила его, как Христа,

В своей арестантской одежде

Теперь он бессменно стоит предо мной,

Величием кротким сияя.

Терновый венец над его головой,

Во взоре - любовь неземная...

Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-рели­гиозные тона.

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный об­раз женщины, верной долгу, которая поражает своей цель­ностью.

Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не при­надлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

"Есть женщины в русских селеньях.»"

(По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными дей­ствующими лицами являются русские женщины. С исчерпы­вающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поража­ющих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отра-


зилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Рус­ские женщины", "Орина, мать солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он пережи­вал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся - воплощенный испуг, Ты вся - вековая истома! -

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая един­ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема - горе матери-крестьянки - раскрыта в стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихо­творения - не выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился... Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской лю­бовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он гово­рит, обращаясь к крестьянке:


Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизо­дах поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и целиком посвя­щена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей "счастье в девках выпало": у нее была "хорошая, непьющая семья", - говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была... -

говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труже­ницы:

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "по­пала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, по­стоянная нужда - вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, -


говорит Матрена Тимофеевна, - нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело - между бабами счаст­ливую искать".

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловес­ную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с гневом на сердце". Этот святой гнев - залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд кресть­янок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился по­этическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.


Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящегорусского племени Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", со­зданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-кре­стьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":

Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба. А третья - до гроба рабу подчиняться.

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой кресть­янкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика ис­ходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о кото­рой с восторгом писал поэт:

В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

Естественная красота и физическая сила под стать ее ду­ховной красоте.

Как быстро промелькнули счастливые годы детства и де­вичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве по­везло:

Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.


Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Од­нако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седь­мом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пас­ла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук.

Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огор­чений, Самое страшное - это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и гото­ва петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "под-неволье", И все-таки любовь оказалась сильнее опасений по­пасть в рабство, А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смерт­ные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С бо­лью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда чита­ешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубыш ком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку -Да поздно было звать!..


Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне вы­стоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные прокля­тья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она реши­тельно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Мат­рена Тимофеевна странникам.

Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суро­вое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотвержен­ным поступком, оказала "великую милость":

Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти вели­чаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притяза­ний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.

Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.

Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!

- говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его вы­носливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:


Ты шутишь шутки, дедушка! -
Такого богатыря могучего,
Гай, мыши заедят!
"

Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Мат­рены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, не­сокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что

Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая!

Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась про­роческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "наро­ду русскому пределы не нужны".

"Я лиру посвятил народу своему"

Иди в огонь за честь Отчизны.

Н. А. Некрасов

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.

Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудово­го народа - кормильца и защитника русской земли. Поэто­му так органично патриотизм Некрасова соединен с протес­том против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции ве-


ликих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылее­ва, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших "граж­данский сан" самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравни­вает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из мно-гих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная".

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в по­эзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который откры­вался стихотворением "Поэт и гражданин", напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

"Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы", - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

"Поэт и гражданин" является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение пред­ставляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого ста­новится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

"Какое время наступило", - с воодушевлением говорит он.

Гражданин считает, что долг каждого перед обществом -не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и ко­торый должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

"Громи пороки смело", - призывает Гражданин Поэта.


Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желани­ем создавать "настоящее", "вечное" искусство, далекое от жгу­чих вопросов современности.

Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порож­денной новой эпохой. Это проблема противопоставления об­щественно значимой поэзии "чистому искусству". Спор меж­ду героями стихотворения - идейный спор о жизненной по­зиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин "как свои, на теле носит все язвы родины своей". Поэт дол­жен стыдиться

... в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в се­годняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание об­новленного, гуманного обществаГ И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согла­ситься, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них "гражданина сан" столь же высок, как в ломоносовские, пуш­кинские и некрасовские времена.

"Самым задушевным и любимым" назвал Некрасов "Эле­гию" - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, фи­лософское понимание бытия.


Но бесправное положение народа, его жизнь, отно­шения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши, не стареет она,

- утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что по­эзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жиз­ни оставался воином, наносящим удары по царскому само­державию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счаст­ливого, духовно богатого человека.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Русская женщина всегда-была для Некрасова главной носи­тельницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий кон­траст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины - голос народа. Некрасовская героиня - человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она - символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова - «род­ная сестра» крестьянки.

Тяжелый труд, терпение, заботы явля­ются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем общест­вом, в котором она/живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непо­сильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотво­рении «Еду ли ночью по улице темной...». Его героиня - жерт­ва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедли­вость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблуж­денья...». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее лов­костью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой кре­стьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимает­ся как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на ред­кость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько су­ровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забве­ние от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием во­ли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяже­лую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорно­стью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, моло­дица?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом - это подвиг как Да­рьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проис­ходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин - княгини Трубецкой и княгини Волконской - создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дво­рянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жиз­ни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! -

Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину.

В любых условиях некрасовская женщина оставалась кра­сивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских худож­ников:

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме...

«Кто же защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщи­не. Эту. тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».

Ключи от счастья, женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Н. А. Некрасов.

«Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины ; она занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны. Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».

Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.

Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета. Но она достойно перенесла все это:

«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».

Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки... / На шее - нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова - «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:

«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины , И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле - все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.

Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством. Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию. Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей. Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами - не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо - лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.

То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я... Так небу угодно!..» - с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.

Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины». Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, - сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение. Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.