Кто такой лопе де вега. Лопе де Вега – краткая биография

Лопе де Вега (полное имя - Лопе Вега Карпьо Феликс де) - испанский драматург, поэт, прозаик, творивший в «золотой век» испанской литературы. 25 ноября 1562 г. он появился на свет в г. Мадрид, в семействе, главой которого был портной-золотошвей. То, что мальчик чрезвычайно одарен, было заметно с его раннего детства. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины»; первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте.

Образование Лопе де Вега получил в Имперском иезуитском колледже, куда поступил в 1574 г. Таланты учащегося произвели сильное впечатление на епископа де Авилу, который поспособствовал его поступлению в 1577 г. в духовную академию, однако обучение длилось недолго: из-за любовной связи с замужней женщиной он был вынужден оттуда уйти. Более того - в 1588 г. его посадили в тюрьму, где он ожидал судебного вердикта. Его обвиняли в оскорблении дворянина, которого он едко осмеял в нескольких стихотворных памфлетах. Его приговорили к 10-летнему изгнанию из Мадрида, но, презрев предписание, Лопе де Вега вернулся в город, чтобы увезти из дома новую юную возлюбленную, а затем тайно на ней жениться. В 1588 г. будущий драматург был среди участников военного похода «Непобедимой армады», а после ее поражения выбрал местом жительства Валенсию.

Здесь он, наладив контакт с местным театром, начинает писать пьесы, поскольку ему нужно было содержать семью. С 1589 г. по его драматическим произведениям ставятся спектакли, которые быстро делают своего автора прославленным драматургом.

После возвращения в родной город в 1595 г. Лопе де Вега опять становится участником судебного процесса: сожительство с вдовой дает основания обвинить его в нарушении общественной морали. Драматург не раз выполнял обязанности секретаря у влиятельных персон, среди которых были герцог Альба, маркиз Малвпик, герцог Лемосский. В 1605 г. он поступает на службу к герцогу де Сессе, и этот человек играл важную роль в его дальнейшей биографии, до самой смерти драматурга выступая его покровителем и добрым другом.

Этот же период был очень насыщенным с творческой точки зрения, стал настоящим расцветом драматургии Лопе де Вега. Всего им было написано порядка 2000 пьес, некоторые из них были сочинены в течение одного дня. Опубликовано было только около 500: Лопе де Вега не слишком заботился об увековечивании или даже простом сохранении своих произведений.

В 1609 г. им было получено звание добровольного слуги инквизиции, в 1614 г. Лопе де Вега принимает сан священника. Считается, что этот серьезный шаг был сделан под влиянием душевного кризиса: в 1612 г. умер его сын, в следующем году - вторая супруга; жизнь двух дочерей также стала причиной сильных переживаний. Однако не желавший расставаться с отличным секретарем герцог Сесса с помощью хитроумной интриги возвратил его в мир земных радостей.

Какие бы невзгоды ни переживал Лопе де Вега, он продолжал творить. Драматург сочинял пьесы как обличающие деспотов-монархов, так и изображающие первых лиц государства, которые правили, заботясь о своем народе. За трагедию в стихах «Трагическая корона» (1627), прославляющую Марию Стюарт, Лопе де Вега был награжден степенью доктора теологии. Большая часть его пьес представляла собой комедии о любви, например, знаменитая «Собака на сене» (1614-1615) или «Раба своего возлюбленного» (около 1625). В его литературное наследие вошли новеллы, лирические стихотворения, более 20 поэм, а также несколько романов и стихотворный трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609), в котором были обозначены основополагающие принципы национальной ренессансной драмы. Творчество Лопе де Веги в значительной степени повлияло на развитие драматургии не только в Испании, но и во всей Западной Европе.

Тяжелые испытания поджидали Лопе де Вега в последние годы жизни: лишилась рассудка его последняя возлюбленная, утонул сын, дочь была похищена и изнасилована. Известно, что незадолго до смерти драматург вел крайне аскетичный образ жизни, морил себя голодом, покаялся в совершенных за жизнь грехах. Его не стало 27 августа 1635 г., и о его смерти скорбела вся страна.

Биография из Википедии

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября 1562(15621125), Мадрид - 27 августа 1635, Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале. Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Песня на стихотворение "Одиночеством к людям гонимый..." (Тимур Миргалимов)

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене» и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» - Бомарше.

Пьесы

  • Валенсианская вдова / La viuda valenciana
  • Глупая для других, умная для себя / La boba para los otros y discreta para sí
  • Девушка с кувшином / La moza de cántaro
  • Дурочка / La dama boba
  • Звезда Севильи / La estrella de Sevilla
  • Изобретательная влюблённая / La discreta enamorada
  • Крестьянка из Хетафе / La villana de Getafe
  • Лучший мэр - король / El mejor alcalde, el rey
  • Овечий источник / Fuenteovejuna (Фуэнте Овехуна)- по пьесе создан балет «Лауренсия»
  • Периваньес и командор Оканьи / Peribáñez y el comendador de Ocaña
  • Собака на сене / El perro del hortelano
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев / El maestro de danzar

Кинематограф

Экранизации

  • 1952 - «Учитель танцев»
  • 1977 - «Собака на сене»
  • 2006 - «Дурочка»
  • 2015 - Министерство времени

Биография драматурга

  • 2010 - «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель»
  • Лопе де Вега
  • 2-я серия 1-го сезона испанского фантастического сериала "Министерство времени" посвящена Лопе де Вега

Наследие

В 1932 году муниципалитетом Мадрида учреждена ежегодная театральная «Премия Лопе де Вега».

Библиография

  • Сюзанн Варга. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349 (1149)). - 5000 экз.

Лопе Де Вега был человеком поразительно разносторонним. Его наследие богато и многообразно. Он писал стихи в духе испанской народной поэзии, в частности, в духе народного романса. Лопе мастерски воспроизводил стиль народной поэзии и создавал свои оригинальные вариации на народные темы. Но поэт отталкивался не только от народного творчества. Лопе прекрасно знал и учитывал достижения передовой литературы в Испании и за ее пределами. Он культивировал такие жанры литературы Возрождения, как сонет, эклога. Лопе де Вега сам указывал, что идет путем Гарсиласо.

Был он автором и нескольких больших поэм. В 1598 году он пишет поэму «Драгонтея », в которой изображает похождения заклятого врага Испании английского адмирала-пирата Френсиса Дрейка. В своей патриотической поэме Лопе де Вега развенчивает Дрейка и его разбойничьи подвиги.

Богатство поэтических сил словно побуждало Лопе вступать в творческое состязание с величайшими поэтами. В поэме «Красота Анжелики » он состязается с великим итальянским поэтом Ариосто. Лопе де Вега взял один эпизод из его поэмы — историю любви Анжелики и мавританского рыцаря Медоро и развил его в поэму.

Есть у Лопе поэма «Завоеванный Иерусалим » (издана в 1609 году). На этот раз он состязается с Торквато Тассо, автором «Освобожденного Иерусалима». Желая показать участие испанцев в борьбе за освобождение гроба господня, автор делает героем своего произведения кастильского короля Альфонса VIII и его рыцарей и приписывает им победу над неверными. Следуя поэтикам своего времени, Лоле де Вега относил поэму к тем литературным жанрам, которые надо писать в строгом классическом стиле, опираясь на книжные образцы. В его поэмах есть отдельные прекрасные места, они написаны звучными стихами, но как целое каждая из них малоудачна. Очевидно, сам Лопе де Вега разочаровался в возможностях такой книжно-классической эпопеи. В шуточной поэме «Война котов» (1634), в которой изображаются любовные похождения котов и война котов-соперников из-за красавицы-кошки, дана пародия на классическую поэму и высмеяны ее искусственные приемы.

Особняком от других произведений стоит утопическая поэма Лопе «Золотой век » (1635), в которой поэт выразил мечту о справедливом общественном устройстве.

Самым значительным прозаическим произведением Лопе де Вега является «Доротея » (издана в 1632), которую он сам называет «действием в прозе». Это драма-роман в диалогах, написанная в подражание «Селестине» Рохаса. В произведении рассказывается история любви и разрыва Лопе с его возлюбленной Еленой Осорио. «Доротея» была написана в молодости (очевидно, в 1594 году), но перед опубликованием Лопе подверг ее существенной переработке. Себя он вывел в образе поэта дона Фернандо, Елену Осорио — в образе Доротеи, своего счастливого соперника — в образе дона Бэла. Как отмечает известный испанский писатель и эссеист Асорин, «Доротея» не только носит автобиографический характер, но представляет собой лирическую исповедь романтически настроенного юноши.

Муж Доротеи пропал без вести. К ее матери является ловкая и хитрая сводня Херарда, которая уговаривает Доротею бросить бедного поклонника Фернандо. Мать и сводня проклинают Фернандо за его бедность и его стихи и требуют от Доротеи, чтобы она приняла ухаживания богатого поклонника, дворянина из Индии дона Бэла. Но влюбленных по-прежнему влечет друг к другу. Они расстаются, снова возвращаются друг к другу, но потом расстаются навсегда. Отношения Фернандо и Доротеи обрисованы с большой психологической глубиной и тонкостью. Лопе раскрывает их через точные психологические детали.

Вслед за «Селестиной» Лопе де Вега показывает в своем «действии в прозе» разрушительную роль денег в испанском обществе. Однако в «Селестине» движимая корыстью сводня соединяет влюбленных, а в «Доротее» она разрушила их любовь. Взяв у Фернандо де Рохаса форму его произведения и даже некоторые типы, Лопе де Вега углубил реалистические моменты. Рохас близок еще к средневековым представлениям о любви, выраженным в рыцарской поэзии. В своей трагикомедии он противопоставляет возвышенную, идеальную любовь любви земной и реальной. Лопе преодолевает этот разрыв, рисуя сложность и противоречивость любовного чувства, в котором идеальное и земное сливаются воедино.

Как известно, Лопе де Вега написал очень много пьес. Его друг Монтальбан утверждал, что ему принадлежит 1800 комедий и 400 ауто. До нас дошло 426 комедий и 42 ауто (напомним для сравнения, что Шекспир написал 37 пьес, а Островский около 50). Лопе мог за двое-трое суток написать комедию. Эта быстрота удивительна еще и потому, что большая часть пьесы писалась рифмованными стихами. Правда, каждая из его пьес относится к определенному циклу, характерные черты которого были уже известны, и новая пьеса являлась лишь вариантом пьесы определенного типа.

Лопе де Вега — автор многочисленных пьес на исторические темы. У него есть пьесы не только из истории Испании, но и из римской, итальянской, чешской, русской истории. На подмостках театра Лопе в качестве действующих лиц появлялись люди многих национальностей.

Римской истории посвящена пьеса «Жестокий Нерон » (издана в 1625). Создавая ее, автор, помимо письменных источников, опирался на испанские народные романсы, в которых Нерон изображен как преступник и злодей. Отношение к Нерону Лопе де Вега совпадает с отношением к нему народного романса.

Сознательного историзма, понимания того, что условия римской жизни, а следовательно, и нравы и характеры Рима отличаются от испанских характеров и нравов той эпохи, не существовало. Лопе де Вега изображал Рим в известном смысле по аналогии со своей эпохой, но благодаря своему художественному чутью улавливал многие подлинные черты римской жизни. В целом пьеса Лопе де Вега, рисующая кровавый разгул Нерона, была правдивым изображением ужасов деспотизма, в том числе деспотизма испанского.

Для русского читателя представляет особый интерес пьеса Лопе де Вега из русской истории — «Великий князь Московский и гонимый император » (издана в 1617) — первая драматическая обработка истории Лжедмитрия.

Материал для своей пьесы Лопе де Вега почерпнул из брошюры иезуита Антонио Поссевино. События русской истории освещаются им с официальной католической точки зрения. Поскольку Дмитрий опирался на польские католические круги, он рассматривается в пьесе как законный монарх и борец против тирана и захватчика престола Бориса Годунова.

В драме «Последний готский король Испании » (издана в 1617), основанной на романсах, рассказана известная легенда о готском короле Родриго и гибели Испании.

Одна из лучших трагедий Лопе де Вега «Звезда Севильи » (1623) принадлежит к числу так называемых «пьес о королях и правителях-тиранах». Признавая исторически прогрессивную роль королевской власти, Лопе де Вега изображает трагическую коллизию, возникающую, когда король деспотически попирает права своих подданных.

К числу пьес о современности относится комедия «Умный у себя дома » (1606—1613). Пьеса построена на противопоставлении деревенского патриархального уклада городской цивилизованной жизни. В качестве носителей этого патриархального уклада Лопе де Вега выводит крестьян, представителями цивилизации являются дворяне.

Важный раздел творчества Лопе де Вега составляют комедии . Условно их можно разделить на три группы — «придворные комедии», «комедии плаща и шпаги» и, наконец, «комедии дурных нравов», изображающие жизнь пикаро. Последние тесно соприкасаются с плутовским романом.

Комедии Лопе де Вега — светские комедии. Своей веселостью, оптимизмом и уверенностью в победе они составляют живой контраст мрачной и застойной испанской действительности. Энергия молодого поколения в них опрокидывает общепринятые положения, переворачивает все наоборот. Это принцип проявляется в том, что существа слабые и бесправные оказываются сильнее господ и повелителей. Комедии Лопе де Вега имеют нечто общее с веселым карнавалом, во время которого общепринятые отношения как бы переворачиваются вверх дном (дворянка переодевается служанкой или крестьянкой, девушка надевает мужской костюм, слуга — женский и т. д.).

Искусство Лопе де Вега — жизнеутверждающее искусство. В счастливых развязках его комедий отразилась вера в конечное торжество справедливости, оптимистическая вера в победу человеческой свободы и счастья.

25 ноября родился Лопе де Вега, испанский драматург, представитель "золотого века" испанской литературы.

Испанский драматург, поэт и прозаик Феликс Лопе де Вега и Карпьо (Felix Lope de Vega y Carpio) родился 25 ноября 1562 года в Мадриде в семье небогатого ремесленника.

С юных лет он проявлял феноменальные способности: в пять лет бегло читал на испанском и латыни, в десятилетнем возрасте начал переводить и самостоятельно писать стихи. Лопе де Вега учился в школе ордена иезуитов, затем, с 1577 по 1581 год обучался в университете в Алькала де Энарес, который не окончил.

В 1604 году он женился во второй раз. С 1605 года Лопе де Вега служил секретарем у герцога де Сесса, много писал для театра. В 1610 году, после отмены приговора суда , он окончательно переехал в Мадрид.

В 1609 году, благодаря участию герцога де Сесса, Лопе де Вега получил звание, которое оградило его от церковных нападок, - "приближенный инквизиции", то есть находящийся вне подозрения. В 1614 году после гибели сына и смерти второй жены Лопе принял сан священника. В 1616 году де Вега влюбился в Марту Неварес, которая развелась с мужем и переехала в дом поэта священника. За четыре года до смерти Марта ослепла, а позднее впала в безумие. Эта любовь длилась 16 лет, до самой ее смерти.

В 1627 Лопе де Вега был удостоен звания доктора богословия за стихотворную трагедию "La corona tragica" , посвященную папе Урбану VIII; звание было присуждено Мальтийским орденом.

Последнюю комедию "Подвиг Белисы" Лопе де Вега написал за год до смерти, а за четыре дня до смерти последнюю поэму "Золотой век". Умер Лопе де Вега 27 августа 1635 в Мадриде . После пышных похорон 150 испанских поэтов написали в его память стихотворения

Среди произведений Лопе де Вега более 2000 пьес (до нас дошло около 500), комедии, романы, новеллы, 400 autos sacramentales (испанская короткая драма на религиозный сюжет), около 20-ти поэм, тысячи лирических и сатирических стихотворений (оды, послания, элегии, романсы, сонеты, песни), литературно критические трактаты. Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии "Великий герцог Московский"), исторические хроники ("Доблестный кордовец Педро Карбонеро"), любовные истории ("Девушка с кувшином", "Учитель танцев").

Особое место в творчестве Лопе де Вега занимают комедии. Одна из лучших среди них - "придворная комедия" "Собака на сене" (1604 год). Творчество Лопе де Вега оказало огромное влияние на следующее поколение не только испанских, но и французских и итальянских драматургов.

В России пьесы Лопе де Вега начали переводить со второй половины XIX века. Современному российскому читателю и театральному зрителю Лопе де Вега известен в первую очередь как автор таких не сходящих со сцены комедийных пьес, как "Собака на сене" и "Учитель танцев".

16 февраля 2010 года были выкуплены министерством культуры Испании у частного коллекционера за 700 тысяч евро. Среди приобретенных министерством рукописей оказался манускрипт "Кодекс Даса" (Codice Daza). На 532 страницах "Кодекса" содержатся стихотворные произведения, созданные Лопе де Вегой между 1631 и 1634 годами, многие из которых до сих пор не были опубликованы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография
Лопе де Вега
Lope Félix de Vega Carpio
(Полное имя Лопе Феликс де Вега Карпио)
Испанский писатель
Родился 25 ноября 1562 г. в Мадриде в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала.
Некоторое время Лопе де Вега служит в пажах у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям, принимает участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже обращает на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отзывается о нём в своём пастушеском романе «Галатея» (1585).
Конец 80-х – первые выступления Лопе де Вега как профессионального драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекается одной из популярных мадридских артисток – Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Васкеса. Связь Лопе с замужней актрисой длилась около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник.
1588 – после разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) Лопе распространяет стихотворения, порочащие её саму и её семью, и вскоре попадает под суд за клевету и изгоняется из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его повествование «Доротея» (La Dorotea, 1632).
Через три месяца после оглашения этого приговора Лопе де Вега женится на дочери придворного герольда Исабеле де Урбина, а через три недели после свадебной церемонии отбывает на борту галеона «Сан Хуан» к британским берегам в качестве солдата – участника похода «Непобедимой армады». На палубе корабля им была написана поэма «Красота Анджелики» (La hermosura de Angelica, опубликована в 1602 г.), в которой он стремился соперничать с «Неистовым Роландом» Ариосто.
После поражения «Непобедимой Армады» Лопе де Вега селится с женой в Валенсии.
1590-1596 – служит секретарем в сначала в Толедо, затем в Альба де Тормес у герцога Альбы. За это время создается ряд комедий, в том числе «Учитель танцев» (El maestro de danzar, 1594) и пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia, опубликован в 1598 г.).
1595 – умирает жена Лопе де Вега, затем и две его малолетние дочери. Примерно к этому же времени относится начало связи Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.
1596 – служит секретарем у маркиза Мальпика.
1598 – драматург переселяется в Мадрид и служит секретарем у герцога Лемосского. Лопе вступает во второй брак с Хуаной де Гуардо, дочерью крупного мясоторговца-оптовика.
Первые два десятилетия XVII века были периодом необычайной продуктивности Лопе де Вега. В поэтическом трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo, 1609) Лопе де Вега формулирует важнейшие эстетические принципы своей драматургии: отказ от строгого следования правилам аристотелевско-классицисткой поэтики; следование вкусам испанского массового зрителя, совпадающим с законами естественного искусства; эти законы отвечают требованиям «постоянного совершенствования искусства и принципу подражания природе», вечно меняющейся и диктующей соответствующие изменения в содержании и форме драмы. В этом трактате Лопе де Вега упоминает о том, что написал четыреста восемьдесят три пьесы. В предисловии к XI части собрания своих комедий, вышедшей в свет в 1618 г., драматург говорит уже о восьмистах своих драматических произведениях. А через два года в предисловии к XIV части этого же собрания сообщается, что число их достигло девятиcот.
Наряду с огромным количеством комедий, созданных Лопе де Вега до конца 20-х годов XVII века, множится количество его поэтических и прозаических творений. Лопе де Вега публикует поэму «Песнь о Драконе» (La Dragontea, 1598), изображавшую гибель ненавистного Испании английского адмирала пирата Фрэнсиса Дрейка, поэму о легендарном покровителе Мадрида «Исидор» (Isidro, 1599) и назидательно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrine en su patria, 1604), представляющий особый интерес для биографов и исследователей приложенным к нему списком, по-видимому, неполным, созданных драматургом до 1604г. двухсот девятнадцати комедий.
1604 – выходит первая часть собрания комедий Лопе де Вега без ведома и участия автора. Только начиная с IX части, выпущенной в 1617г., издание это стало осуществляться под наблюдением самого драматурга, который и довел его до XX части, напечатанной в 1625г. Части XXI-XXV были изданы уже после кончины Лопе де Вега его зятем Луисом де Усатеги.
1605-1635 – состоит на службе у Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога де Сессы. Обширная переписка между драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни.
К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.
1608 – Лопе де Вега публикует большую эпическую поэму «Завоеванный Иерусалим» (La jerusalen conquistada).
1609 – Лопе де Вега получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisicio"n (добровольного слуги инквизиции) и в этой роли, как сообщают современники, распоряжается в 1623г. церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.
До 1610г. написана пьеса «Саламейский алькальд».
1612 – Лопе де Вега вступает в религиозную, полумонашескую организацию терциариев ордена св. Франциска Ассизского. В этом же году публикуется роман в стихах и прозе «Вифлеемские пастухи» (Los pastures de Belen).
Между 1613 и 1618гг. написана комедия «Собака на сене».
1614 – Лопе де Вега принимает духовный сан. Издан сборник «Священные стихи» (Rimas sacras).
1619 – опубликована пьеса «Овечий источник», написанная в 1612-1613гг.
1621 – издана поэма «Соловей» (La Filomena), в которой Лопе де Вега использует античное предание о происхождении сладкозвучной птицы для полемики со своими литературными врагами.
1624 – изданы четыре новеллы («Приключения Дианы», «Бедствия из-за чести», «Самая благоразумная месть» и «Гусман Храбрый»).
1625 – Лопе де Вега исчисляет количество своих драматических произведений цифрой одна тысяча семьдесят, а в поэтическом послании к своему давнему другу Клаудьо Конде («Egloga a Claudio»), написанном в 1632 г., умножил их до тысячи пятисот. Эта же цифра фигурирует и в заключительных словах одной из поздних комедий Лопе – «Девушка с кувшином» (написана до 1627г.).
1627 – за поэму «Трагическая корона» (Corona tragica), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII награждает Лопе де Вега титулом доктора теологии.
1630 – Лопе де Вега публикует поэму «Лавр Аполлона» (El laurel de Apolo), содержащую широкий обзор современной ему литературной жизни и характеристики двухсот восьмидесяти испанских и португальских писателей, тридцати шести иностранных поэтов и двадцати четырех древних авторов.
1632 – Лопе де Вега печатает давно уже созданное им действо в прозе – диалогический роман «Доротея», реалистическое повествование о современном дворянском обществе Мадрида.
«Эклога к Клаудьо», поэмы «Амариллис» (Amarilis, 1633) и «Филида» (Fills, 1635), шуточная поэма, пародировавшая итальянский рыцарский эпос, «Война котов» (La gatomaquia, 1634) и философско-утопическая поэма «Золотой век» (El siglo de oro, 1635) были последними крупными поэтическими творениями Лопе де Вега. По-видимому, последним драматическим произведением семидесятидвухлетнего писателя была комедия «Подвиги Белисы» (Las bizarrias de Belisa, 1634).
27 августа 1635 – Лопе де Вега умер в Мадриде. Погребен он был в церкви св. Себастьяна, которая в 1937 г. была взорвана фашистами.
Памяти Лопе де Вега были посвящены два сборника: «Посмертное прославление» (Fama postuma), изданное другом и учеником Лопе Хуаном Пересом де Монтальбан при участии ста пятидесяти трех испанских писателей, и «Поэтические похороны» (Essequie poetiche), составленные сто четырьмя итальянскими поэтами и напечатанные Фабьо Франки в Венеции. Официальные испанские круги воздержались от каких-либо знаков внимания к памяти писателя. Королевский совет отклонил просьбу городского управления Мадрида о торжественном погребении его праха. В 1644 г. этот же совет в своем постановлении о театрах и театральном репертуаре предписал изъять из репертуара почти все представлявшиеся до сих пор пьесы, «в сюжеты которых были вплетены любовные истории, и, в особенности, сочинения Лопе де Вега, которые принесли столько вреда добрым нравам».

Вега Карпио Лопе Феликс де (1562-1635 гг.)

Испанский драматург, основоположник испанской национальной драматургии. Родился 25 октября 1562 г. в Мадриде, в семье портного-золотошвея. Лопе де Вега сумел получить отличное образование в иезуитском колледже, а затем в университете. Литературное дарование проявилось чрезвычайно рано -свою первую пьесу «Истинный любовник» он написал уже в 13 лет. С этого времени зарабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом, создав огромное число пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике.

По его собственному свидетельству, количество пьес превышает 800, однако некоторые исследователи называют цифру в 1800 пьес, другие -в 2000. До нас дошли всего 470. Кроме того, будучи человеком разносторонних дарований, работал и в других литературных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы.

Такая невероятная литературная плодовитость изумляет тем более, что он прожил весьма бурную жизнь, полную любовных историй и авантюр, ничуть не смущаясь принятием сана священника и даже принадлежностью к инквизиции. Это было свойственно многим писателям эпохи Высокого Возрождения, которые несмотря на авантюрный образ жизни зачастую принимали монашеский сан и начинали жить за счет церкви.

Так, Лопе де Вега стал священником в 1614 г., а с 1624 г. возглавлял братство служителей инквизиции. Именно в этот период были написаны знаменитые комедии «Собака на сене» и «Глупая для других и умная для себя».

Большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме - воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия (принцип комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета).

В его творчестве присутствуют две основные линии, в обеих из них явственно чувствуются жизнелюбие, любовь к отечеству, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели. Первая - так называемая «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна». В пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание -не мщение», «Периваньес и командор» и др.).

Вторая линия - так называемая «комедии плаща и шпаги», пьесы, написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др.) Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов.

Незадолго до смерти Лопе де Вега покаялся в своих грехах, мнимых и реальных, и впал в аскетизм. Фактически уморив себя голодом, великий испанский драматург умер 27 августа 1635 г. в Мадриде.