Особенности процесса аккультурации.

англ. неологизм - acculturation, от лат. ad - к и cultura - образование, развитие) - процесс восприятия одним, обычно культурно менее развитым, народом или к.-л. его частью к.-л. элементов материальной или духовной культуры или всей культуры другого народа, обычно культурно более развитого. Термин "А." введен в науч. обиход в 30-х гг. 20 в. социологами и этнографами США в связи с изучением совр. культуры амер. индейцев. В годы 2-й мировой войны этнографы США активно изучали также А. колониальных народов Азии, Африки и особенно Океании; после войны проблема А. заняла видное место в работах этнографов и социологов Индии и особенно Лат. Америки, т. е. в странах, где в процесс нац. консолидации активно вовлечены многочисл. группы населения, имеющие разное происхождение и находящиеся на разных ступенях культурно-ист. развития. Изучение процессов А. оказывает положит. влияние на бурж. этнографию и социологию, т. к. при этом неизбежен ист. подход к культуре изучаемых народов. В свете исследований по А. особенно очевидна теоретич. несостоятельность ученых, отрицающих возможность плодотворного культурного обмена между различными народами и расами. В то же время нек-рые реакц. бурж. ученые пытаются объяснить процессы А., замалчивая или даже оправдывая нац. угнетение и насильств. ассимиляцию, к-рым подвергаются нац. меньшинства в капиталистич. странах и колониях. В сов. лит-ре термин "А." не получил самостоят. значения, хотя обозначаемые этим термином процессы культурного обмена и этнич. ассимиляции с успехом изучаются сов. этнографами. Лит.: Herskovits M. J., Acculturation. The study of culture contact, N. Y., 1938; Beals R., Acculturation, в кн.: Anthropology today, Chi., (1953). В. М. Бахта. Москва.

(лат. acculturare - от лат. ad - около, к, при и cultura - образование, развитие; англ. acculturation; нем. Akkulturation)

1. Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре.

2. Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур.

3. Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.

4. Любая передача культуры от одной группы другой, включая передачу от одного поколения другому (хотя в данном случае чаще употребляются понятия энкультурация и социализация).

5. Неполный синоним термина «социализация».

6. Передача элементов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры.

7. Постепенное приобретение детьми форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут.

8. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т.д. чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

9. Процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, (обычно более развитого).

10. Процесс взаимовлияния культур, в ходе которого один народ усваивает от другого ценности, нормы, модели поведения.

11. Процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

12. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения контактирующих в политической жизни различных систем политических ценностей, связанных с их внутренними изменениями.

13. Процесс взаимодействия культур, а также его результат, заключающийся в восприятии одной из них элементов другой культуры или возникновении новой социокультурной системы.

14. Процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

15. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

16. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

17. Процесс восприятия человеком или группой людей комплекса культурных норм окружающего населения.

18. Процесс, в ходе которого группы людей с различными культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы другой культуры.

19. Процесс, в ходе которого контакты между различными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры одной из них или, возможно, обеими вместе с полным или частичным восприятием другой культуры.

20. Процесс заимствования, восприятия культуры другой группы в условиях тесного взаимодействия с ней.

21. Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем.

22. Процесс освоения ребёнком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры.

23. Процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализация) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

24. Смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами.

25. Совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих.

Пояснения:
К Аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает. Термин «Аккультурация» используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов.

Выделены два типа условий, при которых может происходить Аккультурация:
1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой;
2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.

Примеров Аккультурации множество. В 19 веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример Аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.

Культура прививается всем людям, а не только «дикарям» и меньшинствам: «нет людей, чьё культурное развитие обошлось без влияния иностранной культуры». При этом обмен культурными элементами обычно носит неравнозначный характер; это особенно показательно для групп иммигрантов, оказывающихся в новой для них этнокультурной среде и вынужденных приспособляться к ней.

Выделяют три основных типа реакции группы-реципиента, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, на ситуацию культурного контакта с группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны:
- принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы);
- адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы);
- реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

Изменения в результате Аккультурации на групповом уровне:
- физические изменения: новое место проживания, другой тип ведения хозяйства, повышенная плотность населения, урбанизация, повышенная атмосферная загрязненность и т.п. Все они связаны с аккультурацией.
- биологические изменения: новые диетические особенности, незнакомые заболевания (часто бывают очень разрушительны для организма). Это также имеет связь с аккультурацией.
- политические изменения, в ходе которых недоминирующие группы попадают под определенный контроль и теряют часть своей автономии.
- экономические изменения, которые уводят людей от традиционных занятий к новым формам работы занятости.
- обязательно происходят культурные изменения (которые находятся в центре нашего внимания): языковые, религиозные, образовательные и технические устои меняются, включая межгрупповые и межличностные отношения.

В результате Аккультурации на личностном уровне происходит очень много психологических изменений, изменений в поведении (поведенческие сдвиги). Они включают ценности, аттитьюды, способности и мотивы. Например, меняются существующие идентификация и аттитьюды и развиваются новые: личностная идентификация и этническая идентификация часто сдвигаются в сторону от изначальных показателей; появляются мысли о том, насколько (если вообще) следует участвовать в процессе Аккультурации; другие аттитьюды (такие как межгрупповые аттитьюды и жизненные преференции) также меняются и развиваются в процессе Аккультурации.
На личностном уровне в процессе Аккультурации часто проявляются социальные и психологические проблемы; они относятся к понятию аккультурационный стресс (или культурный шок). Так как подобные негативные и нежелательные последствия неизбежны и существует множество возможностей столкнуться с ними в процессе Аккультурации, то, очевидно, что возникают серьезные проблемы в отношении Аккультурации.
Появление и распространение поведенческих сдвигов и аккультурационного стресса вызвано рядом характеристик, которые индивиды привносят с собой в аккультурационное поле, и другими феноменами, возникающими в процессе Аккультурации.

Аккультурация проявляется тогда, когда группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах.

Аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
Длительная Аккультурация, не завершающаяся ассимиляцией по тем или иным причинам, может иметь скрытый конфликтный потенциал, выражающийся в таких проявлениях как балканизация, дискриминация, сегрегация.
С другой стороны, над многими народами (особенно диаспорами), успешно прошедшими путь Аккультурации, нависает угроза полной ассимиляции (чангоши и русские старообрядцы в Румынии, франко-онтарцы и франко-манитобцы в Канаде).

Аккультурация - необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, Аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

АККУЛЬТУРАЦИЯ

процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредств. контакте и взаимовлиянии разных соци-окультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”.

Понятие А. начало использоваться в амер. культурной антропологии в к. 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах сев.-амер. индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи) . Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в амер. антропологии, а процессы А. стали одной из осн. тем эмпирич. исследований и теор. анализа. А. была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Ред-филда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во вт. пол. 30-х гг. наметился интерес к более систематич. изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как “совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредств. контакт, при к-ром происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих”. Было проведено аналитич. различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны к-рой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры к-рой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирич. исследования культурных изменений в небольших этнич. группах вследствие их столкновения с зап. индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три осн. типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы) ; адаптацию (частичное изменение традиц. паттерна под влиянием культуры донорской группы) ; реакцию (полное отторжение культурных паттернов “донорской группы” усиленными попытками сохранить традиц. паттерны в неизменном состоянии) . Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирич. исследования и получила дальнейшую разработку.

В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в рез-те к-рых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретич. религ. культов) . Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию “примитивных культур” на ситуацию контакта с зап. индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие “нативистские движения”; Малиновский использовал термин “трайбализм”) . Линтон разработал типологию нативистских движений (“Нативистские движения”, 1943) .

Важное теор. значение для исследования А. имела работа Линтона “А. в семи племенах амер. индейцев” (1940) , где были выделены два типа условий, в к-рых может происходить А.: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при к-ром доминирующая в военном или полит. отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.

До 50-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиц. культур под воздействием зап. цивилизации; начиная с 50-60-х гг. произошло ощутимое расширение исследоват. перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незап. культур и"таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерным для отд. культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.) ; методы исследования А. были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных об-вах (Р. Билз) . Бели ранее основное внимание акцентировалось на влиянии “доминирующей” культуры на “подчиненную”, то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (напр., афр. муз. форм на совр. зап. музыку) . Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе к-рого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

Лит.: Вахта В.М. Проблема аккультурации в совр. этногр. лит-ре США // Совр. амер. этнография. М., 1963; Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1; Hallowell A.I. Sociopsychological Aspects of Acculturation // The Science of Man in the World Crisis. Ed. by Linton R. N.Y., 1945; Worsley P. The Trumpet Shall Sound: A Study of “Cargo” Cults in Melanesia. L., 1957; Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief // American Anthropologist. New Series. Menasha, 1937. Vol. 39. № 4; Hogbin H. Social Change. L, 1958; Foster G. Culture and Conquest: America"s Spanish Heritage. N.Y., I960; Polgar S. Biculturation of Mesquakie Teenage Boys // American Anthropologist. Menasha, 1960. Vol. 62. № 2; Acculturation in Seven American Indian Tribes. Glouchester, 1963.

В. Г. Николаев

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Аккультурация

(от лат. образование, развитие)

процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого, рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

☼ процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредств. контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”.

Понятие А. начало использоваться в амер. культурной антропологии в к. 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах сев.-амер. индейцев (Ф. Боас , У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в амер. антропологии, а процессы А. стали одной из осн. тем эмпирич. исследований и теор. анализа. А. была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид , Редфилд а, М. Хантер, Л. Спайера, Линтон а, Малиновского (см. Малиновский). Во вт. пол. 30-х гг. наметился интерес к более систематич. изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд , Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как “совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредств. контакт, при к-ром происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих”. Было проведено аналитич. различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны к-рой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры к-рой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирич. исследования культурных изменений в небольших этнич. группах вследствие их столкновения с зап. индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три осн. типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиц. паттерна под влиянием культуры донорской группы); реакцию (полное отторжение культурных паттернов “донорской группы” усиленными попытками сохранить традиц. паттерны в неизменном состоянии). Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирич. исследования и получила дальнейшую разработку.

В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в рез-те к-рых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретич. религ. культов). Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию “примитивных культур” на ситуацию контакта с зап. индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие “нативистские движения”; Малиновский использовал термин “трайбализм”). Линтон разработал типологию нативистских движений (“Нативистские движения”, 1943).

Важное теор. значение для исследования А. имела работа Линтона “А. в семи племенах амер. индейцев” (1940), где были выделены два типа условий, в к-рых может происходить А.:

1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над другой;

2) направляемое культурное изменение, при к-ром доминирующая в военном или полит. отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.

До 50-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиц. культур под воздействием зап. цивилизации; начиная с 50-60-х гг. произошло ощутимое расширение исследоват. перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незап. культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерным для отд. культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.); методы исследования А. были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных об-вах (Р. Билз). Если ранее основное внимание акцентировалось на влиянии “доминирующей” культуры на “подчиненную”, то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (напр., афр. муз. форм на совр. зап. музыку). Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе к-рого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

Лит. : Вахта В.М. Проблема аккультурации в совр. этногр. лит-ре США // Совр. амер. этнография. М., 1963; Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1; Hallowell A.I. Sociopsychological Aspects of Acculturation // The Science of Man in the World Crisis. Ed. by Linton R. N.Y., 1945; Worsley P. The Trumpet Shall Sound: A Study of “Cargo” Cults in Melanesia. L., 1957; Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief // American Anthropologist. New Series. Menasha, 1937. Vol. 39. № 4; Hogbin H. Social Change. L, 1958; Foster G. Culture and Conquest: America"s Spanish Heritage. N.Y., I960; Polgar S. Biculturation of Mesquakie Teenage Boys // American Anthropologist. Menasha, 1960. Vol. 62. № 2; Acculturation in Seven American Indian Tribes. Glouchester, 1963.

В. Г. Николаев.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АККУЛЬТУРАЦИЯ" в других словарях:

    - (лат. acculturare от лат. ad к и cultura образование, развитие) процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом… … Википедия

    - (англ, acculturation, от лат. ad к и culture образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошёл в науч. обиход в США в… … Философская энциклопедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Сближение Словарь русских синонимов. аккультурация сущ., кол во синонимов: 2 взаимовлияние (3) … Словарь синонимов

    аккультурация - и, ж. acculturation f. <, англ. Приспособление индивида или группы к изменяющимся условиям среды. Это был процесс интенсивный, поддержанный сверху аккультурации и пролиферации идей, знаний, организационных методов производства и исследования… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (англ. acculturation от лат. ad к и cultura образование, развитие), процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. ad около, при и cultura образование, развитие) англ. acculturation; нем. Akkulturation. 1. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т. д. чужой культуры, к рые … Энциклопедия социологии

    - (англ. acculturation, от лат. ad к и cultura образование, развитие) процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа; понятие, характеризующее процесс взаимодействия и взаимопроникновения… … Политология. Словарь.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. неологизм - acculturation, от лат. ad - к и cultura - образование, развитие) - процесс восприятия одним, обычно культурно менее развитым, народом или какой-либо его частью каких-либо элементов материальной или духовной культуры или всей культуры другого народа, обычно культурно более развитого. Термин «аккультурация» введен в научный обиход в 30-х годах 20 века социологами и этнографами США в связи с изучением современной культуры американских индейцев.

Аккультурация (Ильичёв, 1983)

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation, от лат. ad - к и culture - образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого. Термин «аккультурация» вошёл в научный обиход в США в 1930-х годах в связи с изучением изменений в культуре американских индейцев в условиях насильственной ассимиляции их американцами европейского происхождения. После 2-й мировой войны проблема аккультурации культурно отставших народов заняла видное место в работах учёных США, а также Индии и стран Латинской Америки.

Аккультурация (НФЭ, 2010)

АККУЛЬТУРАЦИЯ - понятие, введенное в 1936 американскими антропологами (Р. Редфилдом, М. Херсковицем и Р. Линтоном) первоначально для характеристики контактов между различными культурами, а затем для изучения тех изменений в культуре, которые вызваны соприкосновением двух или более автономных культур. Социальные и культурные антропологи, не приемля концепции замкнутых культур и цивилизаций, исследовали процессы взаимодействия различных культур. Понятие аккультурации было выдвинуто в противовес таким понятиям, как диффузия и ассимиляция культур.

Аккультурация (БСЭ, 1969)

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. неологизм - acculturation, от лат. ad - к и cultura - образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого. Термин "аккультурация" вошёл в научный обиход в США в 1930-х годах в связи с изучением современной культуры американских индейцев. Позже этнографы США изучали также аккультурацию народов Азии, Африки и Океании, скрывая под термином "аккультурация" насильственную ассимиляцию угнетённых народов.

Аккультурация национальная (Тавадов, 2011)

АККУЛЬТУРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) - процесс и результат взаимовлияния национальных культур, заключающийся в восприятии одной из них (обычно менее развитой) элементов другой культуры. При этом первая культура сохраняет свою собственную культурную модель, но одновременно более или менее полно овладевает нормами другой культуры, как правило, шире распространенной и более развитой. Введение в быт народа какого-либо культурного нововведения, т. е. превращение инновации в традицию, происходит не сразу.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от латинского ad - к и cultura - культура), процесс взаимовлияния культур при непосредственном и длительном контакте их носителей как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Понятие «аккультурация» широко применялось с конца 19 века в английской и американской антропологии для обозначения однонаправленного процесса уподобления одной культуры другой (У. Х. Хоумз, Ф. Боас) или передачи отдельных элементов одной культуры другой (У. Дж. Маги).

В американской антропологии в 1920-30-е годы (М. Мид, Р. Лоуи, М. Херсковиц, Р. Линтон и другие) проблематика аккультурации разрабатывалась в основном в связи с изучением влияния доминирующей культуры на коренное население Америки. Процесс аккультурации описывался как «приём» или «отторжение» элементов донорской культуры; отмечалось, что принимающая культура производит отбор элементов донорской культуры, адаптируя и изменяя или отторгая их. В 1940-50-х годах изучение аккультурации дополнено проблематикой взаимовлияния незападных культур (японизация, китаизация и тому подобное) и урбанизации в сложных обществах. Если прежде исследователи, под влиянием диффузионизма и исторической школы Боаса, сосредоточивались на отдельных чертах взаимодействующих культур, то в 1950-е годы в традициях функционализма культура рассматривалась как целостная система, подобная организму, а аккультурация - как взаимодействие «организмов». В конце 1960-х - начале 1970-х годов эти модели, наделяющие аккультурацию чертами универсальности, автоматизма и необратимости, подверглись критике. Отмечалось, что изображение коренных народов как пассивных реципиентов доминирующей культуры приводит к оправданию насильственной аккультурации и маргинализации коренного населения в условиях модернизации общества. Тем самым санкционируются государственные программы направленных культурных изменений в целях национальной интеграции и помощи «отсталым группам населения».

В 1960-70-е годы американские концепции аккультурации привлекли внимание советских этнографов.

Аккультурация в рамках теории этнических процессов рассматривалась обычно как один из начальных этапов ассимиляции, следующий за культурным контактом; в качестве её особенностей называлось сохранение черт исходной культуры при приобретении новых. Этим она отличалась от так называемой культурной ассимиляции, где исходная культура полностью вытеснялась заимствованной (С. А. Арутюнов, В. И. Козлов).

Ныне понятие «аккультурация» применяется в основном в кросскультурной психологии при изучении психологических последствий стресса аккультурации. Подчёркивается, что аккультурация носит ситуационный характер и что индивид имеет в своём распоряжении разные стратегии взаимодействия с новой культурой. Сформировалось убеждение в том, что не существует единого показателя, который бы адекватно отражал основные ценностные и поведенческие изменения, связанные с аккультурацией. Термин «аккультурация» постепенно выходит из употребления, заменяясь терминами «культурная гибридизация», «поликультурализм», «маргинализация» и так далее.

Лит.: Толстов С. К проблеме аккультурации // Этнография. 1930. № 1-2; Red field R., Linton R., Herskovits М. J. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1; Hallowell А. I. Sociopsychological aspects of acculturation // The science of man in the world crisis. N. Y., 1945; Acculturation: an exploratory formulation // American Anthropologist. New series. 1954. Vol. 56. № 6; Бахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США // Современная американская этнография. М., 1963; Gordon М. М. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. N. Y., 1964; Козлов В. И. Динамика численности народов: Методология исследования и основные факторы. М., 1969; Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультурализм // Советская этнография. 1978. № 2; Acculturation: advances in theory, measurement, and applied research. Wash., 2003.

С. В. Соколовский.