Рафаэль художник эпохи. Живопись Рафаэля в Станца делла Сеньятура

Дата рождения: 28 марта 1483
Дата смерти: 6 апреля 1520
Место рождения: г. Урбино, Италия

Рафаэль (Рафаэль Санти) (1483-1520) – знаменитый живописец эпохи Возрождения, Рафаэль Санти - архитектор.

Родился Рафаэль 28 марта 1483 г. в Италии в городе Урбино в семье поэта и художника Джованни Санти. Обучение урокам живописи и творчества будущий художник начинает у отца.

После смерти отца в 17 лет Рафаэль перебирается в Перуджу и поступает на обучение в мастерскую художника П. Перуджино. где он продолжил художественное развитие. Уже в этот период появляются первые произведения Рафаэля имеющие общий характер религиозной мечтательности, присущей урбийской школе.

Флорентийский период

Через 2 года юноша перебирается во Флоренцию, где работали такие именитые художники Возрождения как Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Сама Флоренция смогла оказать сильнейшее влияние на становление художественного вкуса Рафаэля. Выбрав работы Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео эталоном для подражания.

Так в изображениях Рафаэля флорентийского периода мы можем найти и правильную передачу душевных движений, и тонкость переливов цветов, которые так присущи творчеству Леонардо да Винчи, а также глубина впечатление, умение расположить группы и отразить благоговейное вырождение, было взято из работ Фра Бартоломео. Природное чувство меры позволяло Рафаэлю брать из чужого творчества, только то что ему было близко и полезно.

Именно во Флоренции Рафаэлю пришлось заняться изучением медицины и анатомии, без знания которых художник того времени не мог правильно отразить человеческое тело.

К флорентийскому периоду творчества Рафаэля относятся картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Христос Благословляющий», «Святая Екатерина Александрийская».

Время проживания Рафаэля во Флоренции признано считать временем Мадонн. Он единственный на тот момент изобразил Мадонну молодой и нежной матерью. Были написаны: «Мадонна дома Темпи», «Мадонна дома Колонна», «Мадонна дель Балдахино», «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Мадонна Грандука». Последняя так приглянулась герцогу Тосканскому, что приобретя ее он больше с ней не расставался.

Римский период

Изображения Мадонны сделали Рафаэля на столько знаменитым, что в результате Рафаэля сам Папа Римский пригласил в Рим, для участия с другими художниками в росписи парадных залов Ватиканского дворца. Но Папа Римский Юлий II оценив фрески Рафаэля, изгнал иных художников доверив Рафаэлю одному расписывать все залы.

Необычные задачи поставленные перед Рафаэлем, близость его кумира Микеланджело, начавшего в это время оформление фресками Сикстинской капеллы, породила в Рафаэле соревновательное начало, а классическая архитектура наиболее раскрытая в то время в Риме дала его произведениям божественное отражение и ясность для художественной идеи.

В Станца дела Сеньятура Рафаэль в 3-х залах нанес по фреске на весь объем каждой стены, но отошел от образов святых, изобразив сюжеты античной культуры: Были написаны фрески: «Богословие», «Поэзия», «Правосудие» и «Афинская школа» их фигуры как бы парят на потолке и становятся центром для изображений на стенах.

Ниже фигуры Богословия разместился Спор о святом Евхаристии, этот спор происходит как на небе (изображен Иисус Христос, Иоанн Креститель, апостолы, пророки, мученики) так и на земле (вокруг алтаря собраны отцы церкви и росто верующие люди) и посредине посредники – 4 Евангелия, принесенные ангелами.

На фреске «Поэзия» разместилось под ее олицетворением «Парнасом» разместились существующие и древние поэты. На фреске «Правосудие» над окном размещены фигуры силы, умеренности и благоразумия, а по бокам Император и Папа, как олицетворение правосудия. В «Афинской школе» Рафаэль изобразил греческих философов Сократа и Гераклита среди их учеников, особо выделив образы Аристотеля -реалиста и Платона-идеалиста, смотрящего в небо.

В это же время художник создает портреты своих современников: Римских Пап Юлия II и Льва Х, которые были написаны в такой живой манере, что современники боялись на них смотреть. Не оставил он и изображение мадонн, к этому периоду относятся: «мадонна с покрывалом», «Мадонна из дома Альбы», и самая знаменитая «Сикстинская мадонна». Рафаэль восстанавливая росписи античных храмов, в раскопках которых участвовал, привносил некоторые мотивы в свои картины.

С 1515 г. Рафаэль был постоянно в работе, Папа римский назначил Рафаэля своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Рафаэль водил дружбу со многими представителями высшего римского общества и всегда вокруг него собиралась толпа учеников, ловящих каждое слово.

Рафаэль бы разносторонен в творчестве: по его планам было воздвигнуто несколько церквей, вилл, дворцов. Он делал эскизы для скульпторов и даже сам занимался скульптурой: например руке Рафаэля принадлежит мраморная статуя ребенка на дельфине, в настоящее время находящиеся в Эрмитаже.

После смерти Микеланджело Рафаэль применил свои обширные знания и продолжил работу начатую Микеланджело над собором святого Петра.

Не смотря на наставления Папы Льва Х, Рафаэль не изменил проект выбранный Микеланджело и составил проект 2 колоннад вокруг собора, в них он хотел отразить всю монументальность древнего Рима, но не успел в связи со смертью. Его труд был завершен позднее архитектором Л. Бернини.

Рафаэль явился основателем портретной живописи на следующие несколько столетий, т.к. для него был важен сам человек, как нечто не обычное, что он и старался подчеркнуть. Художник умел отразить и алчность пап и необычайную красоту мадонн.

6 апреля 1520 г. Рафаэль умирает в 37 лет от распространенной в те времена чахотки, так и не завершив собор святого Петра.

Достижения Рафаэля Санти:

1225 – количество произведений, созданных Рафаэлем.
Из под его кисти вышли такие произведения как «Сикстинская мадонна», «Несение Креста», «Триумф Галатеи», «Три Грации».
Занимался украшением Ватикана фресками в стиле античной культуры: «Богословие», «Философия», «Юриспруденция» и «Поэзия».

Даты из биографии Рафаэля Санти:

28 марта 1483 г. родился в Италии
1494 г. обучение живописи у умбрийского художника П.Перуджино
1504 г. начало флорентийского периода в творчестве, обучение у Фра Бартоломео и Леонардо да Винчи.
1508 г. был вызван в Рим для украшения нескольких залов Ватикана.
1514 г. назначен главным смотрителем за строительством собора святого Петра.
6 апреля 1520 г. умер, не окончив строительство.

Интересные факты Рафаэля Санти:

Благодаря мирному характеру Рафаэля вокруг него всегда не было места ссорам и дрязгам.
Умело сочетая обобщение с конкретной реалистичность, образы божественных младенцев у него всегда аллегория.
Является автором эскизов, названных «Рафаэлевская библия», эскизы написанные на сюжеты Ветхого и Нового завета и которые должны были украсить Ватиканские лоджии.

Особенности творчества Рафаэля Санти (1483-1520), итальянского художника, мастера графики и архитектуры, представителя живописной умбрийской школы изложены в этой статье.

Рафаэль Санти творчество и основные идеи

Творчество Рафаэля Санти кратко

Творчество воплотило светлые и возвышенные идеалы гуманизма Возрождения. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь. И за это время содержание творчества Рафаэля Санти расширилось до создания идеала гармонически развитого, прекрасного человека, находящегося в окружении величавого пейзажа и архитектуры. Обучаясь у Перуджино, будущий художник перенял свободу постановки фигур, плавность линий.

В 17 лет он уже создал ряд картин, полных душевной ясности, гармонии и зрелости – «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Обручение Марии».

Приехав во Флоренцию, он впитывал в себя знания местных художников, как губка. Основные идеи Рафаэля Санти флорентийского периода были пронизаны лирической темой материнской любви (художник потерял мать в 8 лет). Здесь он создал такие картины: «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Все они имели одинаковый тип композиции из фигур младенца Христа, Марии и Крестителя на фоне сельского пейзажа. Мазки художника мягкие, певучие и естественные.

В 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим для росписи Ватиканского дворца. Работал художник над дворцом целых 8 лет, что позволило выдвинуть его в тройку крупнейших мастеров монументального искусства. Отличительная черта Санти – декоративная система фресок с аллегорическими фигурами. Римский период был насыщенный не только на фрески, но и на портретные картины.

Рафаэль Санти достижения в области портретной живописи: он нарисовал портреты папы Льва X, Юлия II, кардинала Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи. Они были острохарактерными и полны жизни.

Но самым величайшим творением мастера остается «Сикстинская мадонна». Это очень глубокий образ, идущей по облакам, Марии на руках с младенцем. Картина излучает безупречную гармонию, динамичное равновесие, плавные линейные очертания, свободу и естественность движений.

Что сделал Рафаэль Санти для искусства?

Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях. Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. Ему удалось преобразовать гуманистические идеи в ясные и простые образы, передававшие философские и повседневные понятия.

Рафаэль Санти — итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.


Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.











































































Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле» создана художником в двадцатилетнем возрасте.

В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.

В отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.

Святое семейство

1507-1508 годы. Старая пинакотека, Мюнхен.

Картина художника Рафаэля Санти «Святое семейство» Каниджани.

Заказчик работы — Доменико Каниджанини из Флоренции. На картине «Святое семейство» великий живописец эпохи ренессанса Рафаэль Санти изобразил в классическом ключе библейской историисвятое семейство — Деву Марию, Иосифа, младенца Иисуса Христа вместе со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем.

Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста

В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств, как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” .

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля — так называемой «Дамы в покрывале» . Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

В последние годы творчества по рисункам художника его учениками были созданы огромные картоны на библейские темы с эпизодами из жизни апостолов. По этим картонам брюссельские мастера должны были исполнить монументальные гобелены, которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы в праздничные дни.

Картины Рафаэля Санти

Картина Рафаэля Санти «Ангел» создана художником в возрасте 17-18 лет в самом начале 16-го века.

Эта великолепная ранняя работа молодого художника является частью или фрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).

Картина «Мадонна Грандука» написана художником Рафаэлем Санти после переезда во Флоренцию.

Созданные молодым художником во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, “Мадонна со щегленком”, “Мадонна в зелени”, “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница” и другие) принесли Рафаэлю Санти всеитальянскую славу.

Картина «Сон рыцаря» написана художником Рафаэлем Санти в ранние годы его творчества.

Картина из наследия Боргезе, вероятно, парная к другой работе художника «Три грации». Эти картины — «Сон рыцаря» и «Три грации» — почти миниатюрные по размерам композиции.

Тема «Сна рыцаря» — это своеобразное преломление античного мифа о Геракле на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая — ветку с цветами.

В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этих произведениях художника («Три грации» и «Сон рыцаря») еще много неуверенного, они привлекают своей наивной прелестью и поэтической чистотой. Уже здесь раскрылись некоторые особенности, присущие дарованию Рафаэля, — поэтичность образов, чувство ритма и мягкая певучесть линий.

Битва святого Георгия с драконом

1504-1505 годы. Музей Лувр, Париж.

Картина Рафаэля Санти «Битва святого Георгия с драконом» написана художником во Флоренции, после того как он покинул Перуджу.

«Битва святого Георгия с драконом» создана на основе популярного в средние века и эпоху Возрождения библейского сюжета.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна Ансидеи» написана художником во Флоренции; молодому живописцу еще не исполнилось и 25 лет.

Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу.

Единорог является символом чистоты и девственности. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники.

Картина «Дама с единорогом» в прошлом была сильно повреждена, в настоящее время отреставрирована частично.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».

Во Флоренции Рафаэль создал цикл «Мадонн», свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве. Принадлежащие к наиболее известным из них «Мадонна в зелени» (Вена, Музей), «Мадонна с щегленком» (Уффици) и «Мадонна-садовница» (Лувр) представляют собой своего рода варианты общего мотива — изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Это также варианты одной темы — темы материнской любви, светлой и безмятежной.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».

В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи — «Сикстинской мадонне». Картина эта была создана в 1515—1519 годах для церкви святого Сикста в Пьяченце и ныне находится в Дрезденской картинной галерее.

Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью — взгляд ее занят своим ребенком — младенцем Христом.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».

На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.

Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля.

Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione; 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. Родился близ Мантуи, служил при разных итальянских дворах, был послом герцога Урбинского в 1500-х годах у Генриха VII Английского, с 1507 года во Франции у короля Людовика XII. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию.

В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.

Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».

Иоанна Арагонская

1518 год. Музей Лувр, Париж.

Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X; картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником, и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.

Иоанна Арагонская (?-1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.

Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том, изданный в Венеции

На картине художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним...»

Фрески Рафаэля

Фреска художника Рафаэля Санти «Адам и Ева» имеет и другое название — «Грехопадение».

Размер фрески 120 x 105 см. Фреску «Адам и Ева» Рафаэль написал на потолке покоев понтифика.

Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы — так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника.

Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

Заказчик росписи «Триумф Галатеи» — Агостино Киджи, банкир из Сиены; фреска написана художником в пиршественной зале виллы.

Фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи» изображает прекрасную Галатею стремительно движущейся по волнам на раковине, запряженной дельфинами, в окружении тритонов и наяд.

В одной из первых, выполненных Рафаэлем фресок — «Диспуте», которая изображает беседу о таинстве причастия, более всего сказались культовые мотивы. Сам символ причастия — гостия (облатка) установлена на алтаре в центре композиции. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах. Внизу, на ступенчатом возвышении, расположились по обе стороны от алтаря отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши.

Среди прочих участников здесь можно узнать Данте, Савонаролу, благочестивого монаха-живописца фра Беато Анджелико. Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: бог-отец, ниже его, в ореоле золотых лучей, — Христос с богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ святого духа, а по сторонам на парящих облаках восседают апостолы. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты.

Пророк Исайя

1511-1512 годы. Сан Агостиньо, Рим.

Фреска Рафаэля изображает великого библейского пророка ветхого завета в момент откровения о приходе Мессии. Исайя (9 век до н. э.), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о Мессии (Еммануиле; гл. 7, 9 — «...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»). Память пророка почитается в православной церкви 9 (22 мая), в католической — 6 июля.

Фрески и последние картины Рафаэля

Очень сильное впечатление производит фреска «Изведение апостола Петра из темницы», на которой изображено чудесное освобождение ангелом из темницы апостола Петра (намек на освобождение папы Льва Х из французского плена в бытность его папским легатом).

На плафонах папских апартаментов — станц делла Сеньятура Рафаэль написал фрески «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и фреску на известный ветхозаветный сюжет «Суд Соломона».
Трудно найти в истории искусств какой-либо другой художественный ансамбль, который производил бы впечатление такой образной насыщенности в плане идейном и изобразительно-декоративном, как ватиканские станцы Рафаэля. Стены, покрытые многофигурными фресками, сводчатые потолки с богатейшим декором из позолоты, с фресковыми и мозаичными вставками, пол красивого узора — все это могло бы создать впечатление перегруженности, если бы не присущая общему замыслу Рафаэля Санти высокая упорядоченность, которая вносит в этот сложный художественный комплекс необходимую ясность и обозримость.

До последних лет своей жизни Рафаэль уделял большое внимание монументальной живописи. Одной из крупнейших работ художника была роспись виллы Фарнезина, принадлежавшей богатейшему римскому банкиру Киджи.

В начале 10-х годов 16 века Рафаэль исполнил в главном зале этой виллы фреску «Триумф Галатеи», которая относится к его лучшим произведениям.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Амура, возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и Амур исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в «Метаморфозах» пересказывает миф о романтической истории Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля.

Форнарина — легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.

Преображение Христово

1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика

Именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.
Рафаэль скончался в 1520 году. Его преждевременная смерть была неожиданной и произвела глубокое впечатление на современников.

Рафаэль Санти по достоинству занимает место в ряду величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения.

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.