Трагедия чацкого в комедии горе от ума. Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий)

По мнению многих литературных критиков, произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» является комплексным творением, где подняты все актуальные проблемы человечества и рассмотрены весьма подробно. Потому пьесу заслуженно считают бессмертным творением автора.

Действие пьесы происходит в дома барина Фамусова, московского барина, куда приезжает главный герои произведения, Чацкий. После длительного пребывания за границей он приезжает в Москву и сразу же отправляется к своей любимой, Софье Фамусовой. Он хочет узнать, сильные ли ее чувства к нему так, как прежде. И после его приезда как раз и начинается основное действие.

Герой узнает, что девушка к нему остыла и полюбила секретаря отца, Молчалина. Попадая в мир лицемерия и лжи, Александр Андреевич Чацкий сразу же начинает отстаивать свою позицию, пытаясь найти правду и искоренить несправедливость. Однако между ним и существующим общественным стандартом лежит неизмеримая пропасть. Являясь по своей сути человеком принципиальным и непримиримым, герой постоянно вступает в жаркие споры с Фамусовым, главой семейства, на фоне которых читатель и начинает понимать всю гнилостность существующих традиций и предпочтений «сильных мира сего» и общественных ценностей в целом.

Чацкий терзаем всеми существующими проблемами государства, в частности, существованием крепостного права, в рамках существования которого всякие «неугодные» взгляды обречены на жалкое существование лишь в молчаливой форме и не могут быть реализованы даже словесно. Он видит, что власть не готова к реформированию государства, потому что любые изменения в ситуации могут повлечь за собой зарождение свободолюбия и свободомыслия. Равнение на заграницу - яркая проблема, которая героем поднимается неоднократно. «А судьи кто?», - говорит герой в своем знаменитом монологе, утверждая тем самым, что никто из существующих правительственных «мужей» не может правильно и честно решит глобальный вопрос.

Деньги и власть, укорененные идеалы и существующая закостенелая политика желающих наживы правителей - вот проблемы, которые так ранят и терзают героя, а, в его лице, и весь народ. Он старается найти людей, близких ему по духу и мышлению, которые бы поддерживали его идеи, но все его намерения терпят фиаско. Никто в доме Фамусова, а, соответственно, и во всем так называемом цивилизованном и привилегированном обществе его не только не поддерживают, но попросту не понимают.

Гонимый всеми и не принимаемый никем, Чацкий понимает, что не властен здесь, в обществе каменных идеалов и нерушимых правил, потому что прогрессивному человеку, с новыми взглядами и требованиям попросту нет места в клоаке, где корни уходят глубоко в древность, в мышления предков.

Единственная его надежда - Софья - оказывается таким же звеном существующей крепкой цепи лжи и преклонения, которую нельзя разорвать. Потерпев крах и впав в отчаяние, герой уезжает, не в состоянии изменить систему.

Чацкий - герой нового времени, которые всегда есть и всегда будут. В его уста автор вложил всю свою жизненную позицию и пытался рассказать обществу о том, что замалчивалось веками: жизнь требует перемен, которые начинаются с умов каждого из нас. «Миллион терзаний» - это несогласие здравого смысла с общественным болотом, законы которого нерушимы. Выступив против системы, ее можно поломать. Но один в пол - не воин. Поражение все же, по мнению автора, является временным. И в будущем все встанет на свои места, и мир желаний обретен свою реализацию в действительности.

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышет воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»

Сочинение по литературе.

«Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе,повторяясь на каждом шагу».

И.А. Гончаров, «Мильон терзаний».

В 1823 г. известный писатель Александр Сергеевич Грибоедов завершил свою комедию «Горе от ума». Главное место в этой бессмертной комедии занимает, несомненно, Александр Андреевич Чацкий.

Чацкий - молодой дворянин, имеющий передовые взгляды. Его высказывания содержат в себе основное послание пьесы. Среди всех других персонажей он действует наиболее активно. Горячими монологами Чацкий безостановочно разит своих идеологических противников, энергично высказывает взгляды на окружение.

Чацкий смотрит на мир с позиций «нынешнего», нового века. Он обличает все, что мешает развитию новой жизни. Резко отрицает шутовство и низкопоклонство, требует серьезного отношения к делам, обличает проявления крепостного права.

Человек умный и трезвомыслящий, Чацкий не увлекается утопиями. Он свободолюбив, желает освобождения общества от сковывающих его предрассудков.
По характеру Чацкий честен, искренен и прямодушен. Пусть его поступки горячи, порой даже желчны, но совершает он их всегда от чистого сердца и без дурных намерений.

Идеология и мировоззрение Чацкого чужды всем присутствующим на балу, в их рядах он не находит союзников. «Возглавляет» эту группу Фамусов. Разговаривая с Чацким, навязывая ему свою точку зрения, Павел Афанасьевич получает столь мощный отпор, что не находит никакой защиты. Это пугает его, заставляет настраивать всех против «врага исканий».

Полковник Скалозуб - ярый служака и карьерист. Ограниченный и малообразованный, Скалозуб тем не менее инстинктивно понимает опасность Чацкого и относится к нему свысока. Чацкий чувствует всю ничтожность Скалозуба. Об этом говорит данная ему Александром характеристика:

Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!

Поэтому Чацкий непосредственно Скалозубом не интересуется.

Столь же ничтожен и секретарь Павла Афанасьевича, Молчалин. Постоянно носящий маску лицемерия, он не может понять открытого и искреннего Чацкого. Александр, видя пустоту и низость Молчалина, испытывает отвращение к нему, не переносит снисходительного тона его поучений, резко отвергает его взгляды.

Софья - единственный человек из «толпы», заслуживающий сочувствия читателя. «В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности», - отзывается о ней Гончаров. Она стала нынешней Софьей Павловной под влиянием обстановки фамусовского дома. Чацкий любил Софью, и именно эта любовь привела его в дом Фамусова. Возможно, прежде и он нравился Софье, но теперь высказывания и остроты Александра лишь раздражают ее. Она постоянно уклоняется от разговоров с Чацким, и его надежда на взаимность ослабевает все больше и больше. После сцены в сенях Чацкий, пораженный и разочарованный, видит, что возвращение к прошлому для них невозможно.

Трагедия Чацкого в том, что по ходу пьесы его ум и принципы приносят ему только несчастья. Взгляды и мнения, которые Чацкий не скрывает, воспринимаются фамусовским обществом как опасность, угроза. За Александром - жизненная правда, и «больное» общество может противопоставить ему только ложь и отжившие свое идеалы. Чацкий с его умом не может быть принят и понят в этой среде - все, даже Софья, отвергают и сторонятся его.

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей... смертельный удар качеством силы свежей, - пишет в критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров. - Он вечный обличитель лжи... передовой воин, застрельщик и - всегда жертва». Чацкий действительно победил. Он не сможет вкусить плоды своей победы, но ими воспользуются его соратники и последователи.

Чацкий - жизненно верная и необходимая личность, поэтому Чацкие никогда не исчезнут из нашей жизни, появляясь из века в век, из эпохи в эпоху.

Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума"

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых загадочных произведений русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетном плане.

Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.

Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем о своем "мильоне терзаний", молодой герой остается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет! Развитие действия продолжается - должна решиться личная судьба героя. Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания - одно из достоинств комедии - вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".

Почему же до сих пор эта комедия - одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему по прошествий стольких лет нас волнует драма Чацкого? Попробуем ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с другими героями.

Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века. Но для нас Александр Андреевич Чацкий - это художественный образ бессмертной комедии, в которой "отразился век и современный человек", и, хотя многие называли комедию "Горе от ума" "комедией нравов", каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. Вот и в этюде И. А. Гончарова "Мильон терзаний" есть такие слова: "Чацкий неизбежен при каждой смене века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого..."

О чем же эта комедия?

Чаще всего критики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого - личной и общественной.

История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку "назад тому лет пять", Петербург - "с министрами связь, потом разрыв", путешествие за границу - и возвращение к сладкому и приятному дому Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. "Сам толст, его артисты тощи", - говорит он об одном из московских "тузов" и его крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал И не учился?..

Прошли годы, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве мало что изменилось. За границей Чацкий "ума искал", учился. Но кроме научных истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и национально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе личности, равенстве, братстве. Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критического осмысления того, что происходит в империи.

Чацкому смешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими "слабодушие, рассудка нищету". Теперь ему ясно видно, что в Москве "дома новы, но предрассудки стары". И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается от службы, объясняя это тем, что "служить бы рад - прислуживаться тошно". Он "славно пишет, переводит", он добр и мягок, остроумен и красноречив, горд и искренен, а любовь его к Софии глубока и постоянна.

Уже первый монолог Чацкого дает почувствовать важное качество героя - его открытость. В момент первого свидания с Софией он далек от сарказма, а в его репликах чувствуется насмешливо-беззлобная издевка умного наблюдателя, подмечающего смешные и нелепые стороны жизни, поэтому вслед за французом Гильоме упоминается и Молчалин. Пытаясь растопить лед равнодушия, которым его встретила София, он добивается обратного. Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую фразу: "Но если так: ум с сердцем не в ладу!" Это сказано удивительно точно: в этой фразе, как и в заглавии комедии, сконцентрировано определение двойственной природы конфликта произведения как пьесы о гражданской позиции человека прогрессивных убеждений и пьесы о его несчастной любви. Нет того "водораздела", который отделяет одно от другого, а есть человек-гражданин, пылко влюбленный в прекрасную девушку, свою единомышленницу. Он раскрывается перед нами в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.

Для Чацкого по-своему "распалась связь времен". Того времени, когда у него с Софией были общий язык и чувства, и того времени, когда происходят события комедии. Его ум возмужал н не дает пощады теперь никому, но Софию-то он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения. Воистину "ум с сердцем не в ладу".

Главное сражение, которое происходит во втором действии, оказывается целиком связано с интимной линией. В его любовном монологе "Оставимте мы эти пренья..." содержится едва ли не важнейшее политическое заявление Чацкого. Оно выражено намеком-шуткой о превращениях, которые возможны в Молчалине, раз они оказались возможны и в правительстве, преобразовавшемся из либерально-демократического в казарменно-деспо-тическое. Сатирическая желчь по поводу превращений "правлений, климатов, и нравов, и умов" соединяется с элегическими излияниями героя.

Но может ли любовь затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества? Судьба его народа, его страдания - основной источник гражданского пафоса Чацкого. Самые яркие места монологов героя те, где он гневно выступает против угнетения, крепостничества. Ему отвратителен "нечистый дух слепого, рабского, пустого подражания" всему иностранному.

Драма Чацкого и в том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние. Тем и привлекателен Чацкий, что даже в отчаянии он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Ре-петилов, даже не удаляется от общества, как брат Скалозуба, а смело бросается в бой с отжившим, старым, обветшалым.

Режиссер Вл. Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда "пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности". Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся в Софии, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, что София не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого ои называет "мучителями".

Две трагедии? Горе от ума или горе от любви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, очень мучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино. И все это осложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.

В прощальных монологах Чацкий как бы подводит итог: "Чего я ждал? что думал здесь найти?" В его словах слышатся досада, горечь, боль разочарования, а в самом последнем монологе - ненависть, презрение, гнев и... нет чувства сломленности:

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в ием рассудок уцелеет.

Так не говорит побежденный. Его протест - это "энергичный протест против гнусной рассейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества и холопства", - писал В. Г. Белннскнй.

Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть. Он вступает в схватку и торжествует над бюрократической ограниченностью Фамусова, солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью и подличанием Молчалива, пошлостью и фанфаронством Репетилова.

Чацкий переживает горе личное, сердечное, благодаря своему непримиримому к социальным уродствам уму. Ведь в понятие ума краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтому жизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого остается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость.

Этому пониманию жизни, долга, счастья учит умная и глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Одной из известнейших комедий в русской литературе является произведение Грибоедова «Горе от ума», которая широко раскрывает нам тему отношения общества к воспитанию, образованию, крепостному праву.

Одним из героев этого произведения, центральной фигурой и главным персонажем, является Александр Андреевич Чацкий. Это молодой человек, дворянин, который получил хорошее образование, открытый и честный, обладающий блестящим умом и горячо любящий Родину, свой дом. Он умеет ладить с людьми и хорошо их понимает. Возвращаясь в Москву, к своей возлюбленной Софье, он надеется на понимание и любовь в родном доме, но видит там большие и глубокие перемены.

Он замечает, что Софья с ним холодна, часто раздражительна, она больше его не любит. И как он не пытается вернуть прежние отношения, у него ничего не получается. Часто на все его воспоминания и поступки он слышит от Софьи, что всё это: «Ребячество!». Его мучает множество вопросов: почему она полюбила такого ужасного и корыстного человека как Молчалин, почему она не видит, кем он является на самом деле, не видит его истинное лицо, что его образ - это всего лишь её фантазии, а не настоящий искренний человек.

Затем Чацкому пришлось столкнуться с «фамусовским обществом», его нравами и закостенелыми устоями. Он пытается один противостоять этому обществу, его представителям, бороться против лжи и лицемерия, ужасного отношения к простым людям, крепостным. Он спорит с Фамусовым по поводу образа жизни и на все советы брать пример с отцов отвечает:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Он всегда старается говорить правду в глаза, остро высмеивает пороки «фамусовского общества».

Ему хочется высказать всё, что у него накопилось на душе, показать всем, что он страдает от такого преклонения перед всем иностранным, а его страдания общество не понимает и не разделяет. Поэтому общество, почувствовав невозможность принятия такого Чацкого, отвергло его, назвав сумасшедшим. И самое ужасное, что эти слухи распространяет о Чацком Софья. Понятно, что у них не могло быть дальнейших отношений, потому что Софья приняла сторону своего окружения, пропиталась его нравами. У неё нет такой тонкой душевной организации, чтобы понять всю доброту и искренность, честность и романтизм Чацкого.

А также одним из отличительных качеств Чацкого является полнота чувств. Это проявляется в том, как он любит и ненавидит, он пылок, горяч и остроумен, красноречив, полон жизни и нетерпелив. Поэтому эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

Он являет собой воплощение борьбы за свободу, борьбы умственной, а не кровавой. И он одинок в ней, а мир чиновников огромен и жесток. Поэтому, не имея ни малейшей поддержки и понимания, ему ничего не остается, кроме как уехать. Два противоположных мира рядом существовать не могут. Ведь здесь ему больше нечего искать. Но остается надежда на то, что даже находясь очень далеко от дома Фамусова, он не перестанет бороться за справедливость и новую жизнь. И в этом заключается сила Чацкого.

Чацкий в этом произведении является представителем нового поколения, которое несёт в общество глоток свежих взглядов и идей, тем самым отвергая на своём пути всё отжившее и старое. И мне хотелось бы, чтобы в современном мире было как можно больше таких людей, которые не боятся идти против правил устоявшихся систем, предлагать новые и перспективные идеи, которые будут продвигать наше общество и культуру на более высокие уровни, тем самым помогая нашей стране занимать ведущие позиции в мире.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -