Анализ рисунка пример. Педагогическая оценка или анализ результатов детской деятельности

Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».

Подготовила и провела старший воспитатель

Январь 2015 год

Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

1. Дать общую оценку деятельности детей.

2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.

3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».

4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5. Рассказать о работе указанной воспитателем.

6. Предложить найти работу, похожую на образец.

7. Сравнить работу с образцом.

8. Найти две разные работы.

9. Найти похожие работы.

10. Найти работу с ошибкой.

11. Найти работу, в которой проявлено творчество.

12. Найти незаконченную работу.

13. Рассказать о своей работе (самоанализ).

14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16. Предложить найти натуру по работе.

17 Выделить две – три самые аккуратные работы.

18. Найти самый интересный рисунок.

19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работы с самыми выразительными образами.

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

На каждом занятии по изобразительной деятельности воспитателем должна проводиться индивидуально-групповая работа по обучению детей анализу и оценке выполненных ими работ. Эта оценка связывается с качеством выполнения задания и учитывает определённые критерии, соблюдению которых целесообразно научить и детей. Такими критериями для лепки, аппликации, предметного и сюжетного рисования является образность, композиционная выразительность, цветовое решение изображений.

В методической литературе можно встретить такие критерии оценок детских рисунков, как правильность передачи форм и пропорций, сходство с натурой, то есть правильность и аккуратность. На наш взгляд такие критерии не подходят для оценки изобразительной деятельности т.к. она является деятельностью художественной, т.е. в основе своей содержит передачу эмоционального состояния «автора». Если взять во внимание неразвитость технических навыков детей, имеющих проблемы в развитии, то можно сразу сказать, что их работы будут заведомо слабыми и примитивными. Поэтому следует так оценивать работы детей, чтобы не отпугнуть их от занятий излишней педантичностью и неуместной строгостью. Для этого следует обращать внимание, прежде всего на выразительную сторону изображения и все неизбежные технические огрехи и неточности рассматривать через призму выразительности. Важно показать ребёнку, что его работа выполнена по-своему, не так как у другого ребёнка и что именно это делает его работу особенной и оригинальной.

Например, ребёнок изобразил Снеговика не совсем вертикально на листе бумаги. Помня, что это рисунок ребёнка, а не чертёж, где всё должно быть безупречным и точным, мы должны увидеть в этом наклонившемся герое особую «изюминку», выразительность и показать её детям. Можно подвести их к пониманию того, что Снеговика пригрело солнышко (и предложить изобразить его, сделав рисунок более интересным) или была другая причина, отчего он так наклонился.

В процессе обучения необходимо знакомить детей со способами сочетания цветов для создания выразительного образа. Нужно сформировать у них представление о том, что изображение может быть реалистическим (это требует адекватного выбора цвета) или сказочным, фантастическим – в этом случае ребёнок может проявить свою фантазию и создать изображение с использованием «неподражаемого» цвета (это понятие введено Н.П.Сакулиной). Это направление в работе над цветом особенно важно, поскольку помогает детям с проблемами в развитии преодолевать шаблонные представления о закреплённости того или иного цвета за предметами и явлениями окружающего мира. Кроме этого многие педагоги отмечают, что дети с проблемами в развитии порой очень чувствительны к эмоциональной характеристике цветов, что делает их выбор «неподражаемого» цвета в рисунке выразительным и оригинальным.

Необходимо коротко сказать о формах проведения занятий. Естественно, что они должны быть разнообразны и динамичны. Продолжительность занятий должна учитывать индивидуальные особенности детей. Хотя и существует традиционное выделение определённого количества времени на занятие (в младших группах по 15-20 минут, в старшей – 20-25 и в подготовительной – до 35 минут), когда дети увлечены, их очень трудно остановить рисовать или лепить. Иногда возникает вопрос, а надо ли останавливать. Скорее всего, это следует определять задачами коррекционной работы. Если ставится задача формирования интереса, вряд ли следует останавливать увлечённого работой ребёнка, а если преследуется цель формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, то по-видимому ребёнку стоит мягко предложить завершить работу в следующий раз и, проявив волю и выдержку, дождаться этого следующего раза.

В организационном плане занятия изобразительной деятельностью проводятся фронтально воспитателем чаще всего во второй половине дня. По учебному плану в течение недели во всех возрастных группах планируется определённое количество занятий рисованием лепкой и аппликацией. Однако, подобное деление занятий по видам изобразительной деятельности является довольно условным для практической организации обучения. Занятия, на которых выполняются работы в смешанных техниках, могут быть отнесены воспитателем по своему усмотрению к тому или иному виду изобразительной деятельности, который воспитателем оценивается как ведущий.

Вопросы по теме:

1. Какие материалы и инструменты используются на занятиях изодеятельностью в детском саду? Как их следует подготовить для занятия с детьми?

2. Какова структура занятия по изодеятельности и какие задачи воспитатель решает в каждой части занятия?

3. Почему необходимо осуществлять связь занятий по изодеятельности с повседневной жизнью детей? Каким образом это следует делать?

4. Каковы показания к введению пропедевтического периода в обучение?

5. Какова последовательность работы с детьми в пропедевтическом периоде? Какие задачи обучения при этом решаются?

6. Какие изменения в поведении детей свидетельствуют о том, что они готовы к обучению изобразительной деятельности?

7. Как следует реагировать на просьбу ребёнка нарисовать ему рисунок? Что ещё необходимо сделать, чтобы использовать эту ситуацию для развития ребёнка?

8. Чем отличается выполнение задания по показу от выполнения задания по натуре?

9. В чём специфика выполнения изображений по словесной инструкции взрослого?

10. Как адекватно анализировать и оценивать детские работы?

Тема 6. Обучение предметному рисованию и лепке в специальном детском саду .(2 ч.)

Предметное рисование и лепка подводят ребёнка к изображению реального предмета. В лепке этот предмет изображается в объёме, а в рисунке на плоскости. При этом у ребёнка возникают объёмный образ предмета и его графический образ. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предметы, которые дети рисуют, их качества и свойства.

В процессе лепки и рисовании с натуры дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представления о пространственных отношениях так же оформляются в слове.

Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети учатся правильно воспринимать окружающие предметы, передавать воспринятое в изображении, обозначать их словом.

В процессе предметного рисования дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движение кисти, пальцев), рука готовится к обучению письму.

Эти занятия имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребёнка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их.

Вслед за предметным рисованием и лепкой по натуре поводится предметное рисование и лепка по представлению. Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учить изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами, восстанавливать их по слову. Значение этих занятий для сенсорного и речевого развития детей трудно переоценить. Именно в процессе этих занятий осуществляется контроль за тем, достаточно ли хорошо ребёнок усвоил слова и выражения, данные ему в процессе рисования и лепки по натуре.

Лишь в результате большой работы по обучению детей рисованию и лепке по натуре и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Первоначально все дети, имеющие какие-либо проблемы в развитии, не могут работать по замыслу, так как они не имеют должного запаса образов восприятия и представления. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребёнком в процессе работы по натуре и по представлению, по-новому используются ребёнком в изображениях по собственному замыслу. При этом воспитатель учит ребёнка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие.

Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребёнка, в частности произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

Основными видами работы на первом-втором годах обучения становится предметные лепка и рисование. Однако, следует отметить, что приёмы руководства ими в течение этого времени не остаются неизменными. В отличие от подготовительного этапа, на котором особое внимание уделялось совместным действиям ребёнка со взрослым, на этапе предметных изображений вначале внимание уделяется обучению детей действиям по подражанию, а затем по показу.

Действие по подражанию предполагает синхронное выполнение действия одновременно взрослым и ребёнком.

При выполнении действий по показу ребёнок выполняет действие отсрочено, после выполнения его взрослым.

В дальнейшем основными видами работы становятся лепка и рисование по натуре и по представлению. Рисование по натуре на первых порах приводит к ухудшению качества рисунка по сравнению с рисунками, выполненными по показу и образцу. Однако, на это следует сознательно пойти, так как дело нельзя сводить к обучению детей умению проводить линии, штриховать, правильно держать карандаш. Чрезвычайно важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого.

Если воспитатель из занятия в занятие, показав детям предмет, который они будут изображать, после этого на глазах детей рисует или лепит образец, то ясно, что при таком способе обучения у ребёнка не может быть полноценного восприятия соответствующего предмета. Он воспринимает и изображает тот образец, который на его глазах по частям создавался воспитателем. При такой форме проведения занятий ребёнок ограничивается снятием копии с продукта «чужого» восприятия. При этом страдает и сенсорное и эстетическое восприятие ребёнка. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть, что во время лепки, рисования или аппликации по натуре образец показ должны быть исключены.

Представления об окружающем лежат в основе любого, и реалистического, и фантастического изображения. Представления об окружающей действительности у детей с проблемами в развитии являются неполными, а иногда ошибочными. Самостоятельное приобретение элементарных сведений вызывает у них затруднение. Так, У.В.Ульенкова выделяет такую особенность зрительных представлений 6-летних детей с ЗПР, как их несистематизированность и эти же недостатки характерны для их рисунков.

Для проведения целенаправленной работы по обучению детей предметным изображениям в лепке и рисовании, целесообразно научить их выделять следующие качества и свойства предметов:

1.восприятие и представление формы;

2.восприятие и представление величины;

3.восприятие и представление цвета;

4.пространственные представления.

Представления о форме являются ведущими в системе сенсорных эталонов. В ходе обучения следует выделять определённую последовательность изучения и овладения детьми представлениями о форме.

Сначала дети овладевают формой круга, затем прямоугольника, потом овала, треугольника. Подобная последовательность необходима для того, чтобы дошкольники, имеющие проблемы в развитии не смешивали между собой формы близкие по внешним признакам, например, круг и овал. В начале обучения дети лепят и рисуют предметы простой формы (апельсин, огурец, платочек, шапочка, слива), затем переходят к лепке и рисованию предметов более сложной формы (домик, неваляшка, многоэтажный дом, зайчик, мышка). При этом надо придерживаться правила планирования занятий, по которому предмет изображается последовательно – в лепке, аппликации и лишь затем в рисунке. Это, с одной стороны, облегчает детям овладение техникой изображения, а с другой учит их увидеть в предмете основные признаки, которые необходимо отобразить в разных материалах.

Развитие восприятия и формирование представлений о величине начинается в дидактических играх на выделение, сериацию и классификацию предметов по величине. Специальная работа проводится по выделению величины отдельных частей внутри самого предмета. Способы передачи величины в рисунке начинаются с рисования предметов, соразмерных с их изображениями на бумаге (сушки, солнечные зайчики, ягодки). Затем детей можно учить создавать уменьшенное или увеличенное изображение по отношению к изображаемому объекту. Организуя этот переход, основной акцент воспитатель делает на подробный анализ объекта изображения с выделением его существенных и второстепенных деталей, учитывая их внутреннее соотношение по величине и расположению. С целью создания гибких графических образов детям предлагаются для обследования подобные предметы разной величины или с изменённым пространственным расположением частей, фигурки одного и того же животного в разных позах. При таком предъявлении объекта графические действия, совершаемые детьми в процессе его обследования и последующего рисования, несколько различаются между собой, что способствует формированию обобщённого графического образа предмета.

Работа с цветом в коррекционно-развивающем процессе начинается со знакомства с основными цветами.

Знакомство с любым цветом должно проходить в три этапа. Сначала проводится сопоставление цвета с сенсорным эталоном, затем ребёнок определяет цвет по называнию и производит поиск цвета и его оттенков в предметах и явлениях окружающей действительности и только после этого от него требуется самостоятельное правильное называние цвета или его оттенка.

На первых занятиях предметным рисованием, имеющим задачу ознакомления с цветами, используются карандаши и гуашевые краски основных цветов: красный, жёлтый, синий. Позже детей можно познакомить с их оттенками (розовый, голубой), а в дальнейшем – с промежуточными цветами и способом их получения путём смешения основных цветов. Например, на занятии на тему «Апельсин» детей нужно научить смешивать на палитре красную и жёлтую краски и рисовать апельсин полученным цветом, выполняя изображение наращиванием пятна. В этом случае дошкольников надо приучать брать краску полученного цвета только с палитры, чтобы изображённый объект был везде однородно раскрашен.

Работа над представлениями детей о цвете развивается в русле двух тенденций. С одной стороны, детей учат передавать реальные цвета изображаемых предметов, а с другой стороны необходимо учитывать свойственную дошкольному возрасту тенденцию к цветовой самоцели. Учитывая эту вторую тенденцию, на отдельных этапах обучения детям можно предлагать специальные упражнения с использованием гуашевых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. Раздувая капли краски, дети могут получать узоры, необычные изображения; складывая лист с несколькими каплями краски пополам, создать удивительную бабочку. Для развития воображения детям предлагается дополнить получившиеся рисунки деталями от руки. Нужно отметить, что подобные задания сначала вызывают у детей серьёзные затруднения. Они могут чувствовать себя скованно, им страшно сделать что-нибудь не так. Е.А.Екжанова проводила такие занятия с детьми с ЗПР. Она отмечает, что техника «пятнографии» оказалась успешной лишь тогда, когда детям удалось преодолеть не только страх непривычного материала, но и некоторые личностные особенности, блокировавшие их произвольную и творческую активность. Несложно понять, что большое значение здесь имеет психологический климат в группе, стиль общения воспитателя с детьми. При авторитарном поведении воспитателя дети, скорее всего, не смогут преодолеть внутреннего барьера и насладиться игрой с красками.

В работе над цветовым оформлением детских рисунков необходимо широко использовать образно-цветовые определения (вишнёвый, лимонный, малиновый, салатовый и др.). Детей постепенно следует учить различать и образовывать название цветового оттенка со словами «светло..», «тёмно..», «бледно..», «ярко..» (тёмно-синий, светло-серый, бледно-розовый и т.п.). Слыша эти определения в повседневной жизни, при наблюдении за явлениями природы, при рассматривании иллюстраций и репродукций, дети постепенно начинают использовать их в своих высказываниях.

Работа поформированию пространственных представлений регулярно проводится в повседневной жизни. Начинается она с уточнения ориентировки ребёнка в частях и положении своего тела. При этом закрепляются представления детей о верхней и нижней частях, левой и правой сторонах тела. Затем детей учат ориентироваться в условиях трёхмерного пространства. Сначала в своём ближайшем окружении – в группе, а затем в помещении детского сада, в ближайшем лесопарке, постепенно расширяя область знакомого пространства. Создание такого базиса облегчает понимание детьми условности двухмерного пространства листа бумаги, а так же накопления образов-представлений, объединённых определённой ситуацией или обстановкой, что создаёт предпосылки для изображения впоследствии сюжетов.

В процессе обучения рисованию выделяется три типа пространственных отношений, которые должны учитываться при создании изображения. Первый тип пространственных отношений – это отношения внутри изображаемого предмета, второй тип – касается взаимоотношения изображения и фона, а третий тип – это взаимоотношения нескольких объектов, входящих в состав сюжетного рисунка.

Постижение отношений внутри объекта изображения начинается с анализа натуры, проводимого с помощью зрительного и осязательно-двигательного способов обследования. Хорошо зарекомендовали себя занятия лепкой и аппликацией, предваряющие процесс рисования карандашом и красками. На них дети упражняются в размещении частей изображаемого предмета, постигают общность пространственных отношений объекта независимо от материала изготовления.

Формирование предметных изображений начинается с выбора предмета с определённым свойством, предназначенного для обследования и последующего изображения. Сначала в предмете выделяется лишь один существенный признак. Так, малышам можно предложить рисование дорожек, по которым они уже потопали своими ножками, покатали Колобка или водили в гости Ёжика к Зайчику. Перед тем, как предложить нарисовать ленточки, воспитатель выкладывает их на большом листе бумаги, потом вывешивает на доске. Детям предлагается провести по ним пальчиком. Хорошо, если есть возможность затем нарисовать их мелом и фломастером. Ребёнку важно почувствовать собственную самостоятельность, получить новый кинестетический опыт, увидеть разнообразные возможности различных изобразительных материалов.

Например, первой формой, которую усваивают дети, является круглая форма. Поэтому, готовя детей к созданию этих изображений, следует проводить с ними дидактические игры «Что катится, что не катится», «Найди круглую форму», «Прокати шар», обучая малышей ориентироваться на существенный признак – форму.

Перед рисованием детям предоставляется возможность поиграть с предметом, познакомиться с его функциональным назначением, выделить в нём основное свойство – форму, обвести её по контуру. Так, прежде чем предложить детям нарисовать клубочек, им предоставляется возможность выполнить с клубком практическое и игровое действие – покатать, намотать нитку на клубочек. Дети вслед за педагогом воспроизводят обводящее движение, при этом педагог стремится к тому, чтобы глазки ребёнка следили за рукой. Для того, чтобы научить детей передавать в рисунках форму предмета, не следует быстро переходить к закрашиванию или штриховке нарисованных контуров. Лучше несколько раз поупражнять детей в воспроизведении той или иной формы.

Способы обследования предметов, которым обучают детей на каждом занятии – это ощупывание перед лепкой и обведение контура перед рисованием. Техническая сторона выполнения этих действий становится основой для формирования изобразительных навыков. Наряду с формой дети учатся передавать в своих лепных и рисуночных изображениях такое качество как величина. Первоначально дети усваивают процесс обследования предметов большого размера, и тут же параллельно им предлагается для обследования тот же предмет маленького размера.

Общеизвестно, что дошкольники крайне редко обращают своё внимание на реальный предмет, который они изображают. Дети рисуют с опорой на свои представления. Однако, поскольку для детей с проблемами в развитии характерно именно недостаточное количество этих представлений, то накопить этот запас, усовершенствовать его – вот в чём заключается главная задача этого обучения. Делать это надо не только на занятиях. Даже во время прогулки, заметив интересные объекты – листочек, камушек, облако выразительной формы, дети должны (сначала совместно с педагогом, а затем и без помощи взрослого) моделировать их форму. При этом, заканчивать подобное рассматривание объекта, как правило, надо вопросом: «Как будем это рисовать?». И здесь же надо предложить детям нарисовать – мелом на асфальте, палочкой на песке – привлекший их внимание объект.

Работа над представлениями о форме и цвете проводится в тесном взаимодействии с уточнением и расширением базы сенсорных эталонов. Особое внимание надо уделять формированию у детей обобщённых представлений о форме и цвете. Для этого детей надо учить сравнивать и сопоставлять предметы и явления окружающей жизни, а затем передавать в рисунке их характерные особенности изобразительными средствами.

Постепенно дети должны усвоить порядок проведения обследования и последовательность выделяемых признаков. На этой основе в дальнейшем осуществляется актуализация уже имеющихся у детей представлений о предметах изображения и сам процесс рисования предметных изображений. Переводя на осознаваемый уровень отношения между изображением и фоном, детей учат рисовать крупно, вводить в рисунок и аппликацию опорную линию, подбирать формат бумаги в соответствии с замыслом и величиной предмета. Параллельно с этим проводятся дидактические игры, направленные на уточнение ориентировки дошкольников на листе бумаги.

В заключение темы хотелось бы остановиться на технических вопросах рисования и лепки.

Рисование – одно из самых любимых детских занятий. Посредством рисунка ребенок, где бы он ни находился и в какое бы время он ни жил, выражает свое восприятие окружающих людей и предметов и отношение к ним. Малыш невольно показывает то, что не может высказать. Для ребенка рисование является не искусством, а аналогом речи. В процессе этой деятельности ребенок становится свободным от запретов и ограничений, от норм и правил. Поэтому психология детского рисунка часто помогает практикующим психологам разобраться в состоянии ребенка.

Конечно, при личной консультации для полноты картины психолог попросит принести несколько рисунков ребенка, а во время обследования предложит малышу нарисовать картинку на определенную тему и будет внимательно следить за его деятельностью и записывать все, что он скажет. Анализ детского рисунка поможет родителям обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Вообще-то анализировать творчество ребенка до 5 лет углубленно вряд ли уместно: велика вероятность ошибочных выводов, однако если в рисунках повторяются одни и те же сходные черты, или, наоборот, один рисунок существенно отличается от большинства, на это стоит обратить внимание.э

Анализ детского рисунка: интерпретация

Этот рисунок, сделанный девочкой-левшой, производит двойственное впечатление. С одной стороны, он притягивает взгляд за счет яркости и насыщенности (как сюжетной, так и цветовой), но с другой – создается ощущение некоторой напряженности, которая проявляется в совокупности деталей.

Прежде всего, рисунок необычен для 4-летнего ребенка. Изображение оригинально и по сюжету, и по теме, и не характерно для детей этого возраста образ тигро-льва, выражение эмоций в виде слез, птички в углу листа, надпись «ам-ам»), что говорит о богатой фантазии. Это свойственно детям-левшам, так как у них хорошо развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческие способности. При этом рисунок выполнен размашисто, что является признаком гиперактивности, но, учитывая возраст девочки, стоит скорее иметь в виду импульсивность как черту характера. Создается впечатление, что она выполняла работу с сильным нажимом, а это признак эмоциональной напряженности. На это указывает и размер рисунка – тигр еле помещается на листе.

Преобладание красно-оранжевого цвета, с одной стороны, может быть обусловлено стремлением передать естественный цвет животного, но с другой, учитывая, что полосы сделаны зеленым цветом, а не коричневым, можно предположить эмоциональное состояние тревоги в момент рисования. Ресницы – признак демонстративности, желания выделиться. Отсутствие рта у животного может свидетельствовать и о трудностях в общении, и о проблемах у ребенка речевого плана (логопедических, в развитии артикуляционного аппарата). Зачернение в области хвоста – признак физического неблагополучия в этом сегменте тела (например, болевые ощущения от уколов). Можно заметить «множественную линию» (обведение лап, травы фломастером другого цвета), что характерно для тревоги в данный момент.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из всех вышеописанных признаков и характеристик, выделенных в рисунке, можно сделать некоторые предположения о характере девочки. Ребенок явно очень активен, импульсивен, эмоционален, восприимчив к новой информации, обладает достаточно сильной, выносливой нервной системой, которая еще не до конца окрепла. Отсюда могут возникать и повышенная двигательная активность, и эмоциональные всплески, и логопедические трудности («каша во рту», много говорит, но ничего не понятно). По развитию ребенок опережает возрастные нормы, возможно, имеет определенные способности творческого плана. У девочки есть потребность быть замеченной, она любит выделяться, привлекать внимание, а учитывая ее импульсивность и возраст, может делать это весьма разнообразными способами, вплоть до истерик. Есть предположение, что у девочки, при общем благополучном эмоциональном состоянии, на момент создания рисунка было ощущение тревоги (возможно, страха). Это может быть связано с ситуацией болезни, обидой или ситуативными неблагополучными отношениями в семье или детском коллективе.

Анализ занятия по рисованию

    Название мероприятия : занятие «Разноцветные шары» по художественному творчеству (рисование)

    Дата и место проведения : 12 ноября 2015 во второй младшей группе детского сада.

    Количество детей, возрастная группа : 8 детей младшей группы.

    Цели мероприятия : Познакомить детей с техникой кулачного рисования, упражнять в различении цветов, геометрических фигур.

    Задачи :

    Образовательные: учить анализировать, выделяя признаки и особенности; развивать у детей видение художественного образа и замысла, через цветовую гаммуразноцветные шары; закрепить названия жёлтого, зелёного, красного цвета.

    Воспитательные: воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему; воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность при работе с красками.

    Развивающие: развивать творческую индивидуальность, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

    Планируемые результаты развития интегративных качеств ребёнка : выражает положительные эмоции (радость, удивление, интерес, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками, участвует в художественной деятельности.

    Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности : занятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям детей.

    Виды детской деятельности : коммуникативная, художественная.

    Условия и средства реализации :

    Материально-технические: вырезанные из альбомного листа воздушные шары, фланелеграф, гуашь жёлтого, зелёного и красного цвета в мисочках, альбомные листы, стаканчики с водой, влажные салфетки, корзинка с красками, игрушка ёжика, музыкальный проигрыватель с мелодией «От улыбки», надутые воздушные шары на каждого ребёнка.

    Дидактические: методы – словесный, наглядный, игровой; приёмы – показ способа действия.

    Общая оценка и анализ мероприятия : Эмоциональный настрой мероприятию был задан появлением ёжика, у которого лопнул шарик (сюрпризный момент). Воспитателем Мхитарян Р.Г. были определены тема и цели деятельности, использована дыхательная гимнастика. Видна заинтересованность детей в дальнейшей деятельности, внимание к происходящему.

Образовательный компонент заключался в повторении форм предметов (дети искали предметы круглой формы), цветов. Использовано недостаточно наглядного материала, который находится в неудобном для рассматривания месте. Цветовая гамма кругов жёлто-зелёно-синяя (по плану закрепление жёлтого, зелёного, красного) не позволяет повторить весь цветовой спектр, что очень важно для возраста второй младшей группы. К тому же хотелось услышать отличия предметов по форме, величине, цвету. По плану-конспекту воспитателя основной образовательной задачей стояло учить анализировать, выделяя признаки и особенности. Эта задача не была выполнена.

Воспитателем выбрана нетрадиционная кулачковая техника рисования, что очень понравилось детям. Порядок действий продемонстрирован на доске. К сожалению, пальчиковая гимнастика, которую провёл воспитатель, сделана после рисования, а не перед ним.

Очень важна в этом возрасте коммуникативная составляющая занятия и правильная, грамотная речь педагога. В этом отношении воспитатель часто допускает речевые ошибки («у всех получилось красивые шары», «шарик у ёжика сломался», а не лопнул и т.д.), не хватает и чёткого проговаривания каждого действия (воспитателю легче показать, чем проговорить). Хочется более эмоционального контакта с детьми.

Рефлексия: подведён итог занятия, понравился детям и сюрпризный момент – надувные шары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ по ИЗО

Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выделить две - три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

сказке « Колобок » первая работа - дед просит бабу испечь колобок, вторая - баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 - 3 работ выполнена лучше.

4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5Предложить найти работу, похожую на образец.

6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

7Сравнить работу с образцом.

8Найти две разные работы.

9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

10.Найти работу с определенной ошибкой.

11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

13.Найти незаконченную работу.

14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

17.Выделить две три самые аккуратные работы.

18.Найти самый интересный рисунок.

19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.


детский хирург стоматолог