Антон павлович чехов - биография, фото, личная жизнь писателя. Чехов антон павлович

Эрнесто Гевара появился на свет в городе Росарио (Аргентина). Это событие в семье баска и ирландки произошло 14 июня 1928 года. Эрнесто был первым из пяти детей. Его родители всегда поддерживали сторону республиканской партии в гражданской войне в Испании. В их доме неоднократно бывали ветераны армии сопротивления. Это не могло не повлиять на юного Эрнесто. Его отец не раз повторял, что сын от плоти и крови ирландских мятежников.

Интересно отметить, что все члены семьи любили читать. На полках хранилось около 3000 книг. Среди них книги Франца Кафки , Камю , Жан-Поль Сартра, Жюля Верна , Уильяма Фолкнера и многих других.

Юность

В 1948 году будущий национальный герой Аргентины успешно сдал экзамены на медицинское отделение в национальный университет в Буэнос-Айресе. Буквально через два года он оформил академический отпуск ради грандиозного путешествия по Латинской Америке со своим другом Альберто Гранадо. На мотоцикле два товарища объехали половину материка и своими глазами увидели главные достопримечательности, познакомились с удивительной природой и различными народами большого континента. Свои мысли и впечатления он записывал в дневник. Позже эти записи оказались на первых полосах газеты «Нью-Йорк Таймс» под громким заголовком «Дневники мотоциклиста».

Вернувшись в Аргентину, 22-летний Эрнесто вновь сел за парту – на этот раз, чтобы завершить свое обучение, и, наконец, получить заслуженную степень доктора. Он достиг своей цели в 1953 году. Но всеми своими мыслями и чувствами он был устремлен в иной мир – мир справедливости и свободы, прямо противоположный процветающей нищете и бесправию.

Революционная деятельность

В конце 1953 года Эрнесто Гевара переехал в Гватемалу, где активно участвовал в политической и общественной жизни страны. Оттуда под угрозой ареста он вынужден был бежать в Мексику. Там он встретил свою будущую супругу – Ильде Гадеа, которая и ввела его в круг революционно-настроенных эмигрантов с Острова Свободы.

Летом 1955 года его ожидала судьбоносная встреча с Раулем Кастро, который вскоре познакомил его со своим родным братом – Фиделем Кастро. Последний предложил Геваре присоединится к кубинской революционной группе для борьбы с диктаторским режимом Батисты. Аргентинец согласился без каких-либо сомнений, ведь успех кубинского восстания – это первый шаг к победе в континентальной революции. А это была его главная мечта и цель жизни.

Победа

Путь к победе был тяжел. Одни погибли во время боев, другие – арестованы и расстреляны. Однако Фиделя Кастро поддерживала большая часть населения страны. В итоге летом 1958 года армия Батиста была окончательно разбита.

Гевару наградили высшим воинским званием – команданте. Он стал почетным гражданином Кубы и вторым лицом после Фиделя Кастро. Но почести не изменили его. Он вёл скромный образ жизни, противился всяческим излишествам и роскоши. Но главное – он продолжал вести свою справедливую борьбу за равные права, искоренение нищеты и новое социальное общество на всем Южноамериканском континенте.

Другие варианты биографии

  • В краткой биографии Эрнесто Че Гевары нельзя не сказать о появлении слова «Че» в его имени. Дело в том, что «команданте» часто употреблял междометие «che», которое буквально переводилось как «друг».
  • В 1962 году мир оказался на грани ядерной войны во многом благодаря усилиям Гевары. Именно он участвовал в привлечении на Кубу ядерных ракет.
  • В 1967 году Че Гевара был захвачен в плен и впоследствии расстрелян в Ла-Ичера.

Антон Чехов (1860-1904) — всемирно известный русский писатель-прозаик и драматург, классик мировой литературы. Его произведения переводились многие языки мира, а знаменитые драматические пьесы «Три сестры», «Вишневый сад» и «Чайка» уже много лет с успехом идут на подмостках театров по всему миру.

Будущий гений русской литературы и драматургии появился на свет в 1860 году, место рождения - Таганрог. Отец, Павел Чехов - купец третьей гильдии и владелец лавки, торгующей «чаем, сахаром, кофе и другими колониальными продуктами», мать - Евгения Чехова. Помимо него в семье было еще пятеро детей (четыре мальчика и одна девочка). Маленький Антон в детстве проводил много времени, участвуя в различных церковных мероприятиях или на семейных именинах, в свободное от школы время он с братьями сторожил лавку, где торговал отец, каждое утро посещал церковный хор.

После школы Чехов поступает в подготовительный класс мужской гимназии в Таганроге, где и началось его становление как личности, здесь же были написаны его первые строчки. Там же он получил свое, ставшее в дальнейшем его творческим псевдонимом, прозвище Чехонте, благодаря учителю Закона Божьего Федору Покровскому, который одним из первых рассмотрел в юном Чехове уникальный литературный и юмористический дар. Большую роль в становлении личности будущего писателя сыграли прочитанные им в тот период книги и театральные представления, которые он с 13 лет регулярно посещал, являясь ярым поклонником драматического искусства.

Во время обучения в гимназии Чехов выпускает журнал «Зайка», пишет комедии «Недаром курица пела», «Нашла коса на камень», драму «Безотцовщина». После того как его семья была вынуждена переехать в столицу (причиной стало банкротство семейного бизнеса, 1876 год), Антону приходится остаться в Таганроге до конца обучения. В тот тяжелый период 16-летнему Чехову пришлось резко стать взрослым и самому зарабатывать себе на хлеб, он дает частные уроки, содержит не только себя, но и еще как может помогает своей семье. После сдачи выпускных экзаменов Чехов отправляется в столицу, там он становится студентом медицинского факультета Московского университета. Одновременно он начинает работать в различных литературных журналах, и печатать там свои произведения, причем для обедневшей семьи эти небольшие литературные гонорары становятся единственным средством к существованию.

Первые его сатирические пародии были опубликованные на страницах журнала «Стрекоза», затем используя псевдонимы Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, печатается в различных журналах юмористического характера: «Осколки», «Зритель», «Будильник», это были различные шуточные афоризмы и высказывания, маленькие анекдотические истории и т.д. В 1882-1883 год свет увидели его первые комические рассказы «Толстый и Тонкий», «Дочь Альбиона», «Смерть чиновника». В этих небольших юмористических рассказах Чехов поднял раннее не воспринимавшийся серьезно критиками жанр до новых высот, главными художественными особенностями его произведений считаются краткие и простые названия («Налим», «В бане»), уникальные «говорящие» фамилии (актер Дикобразов, мастер Хрюкин, генерал Запупырин), смешные и чудаковатые разговорные диалоги персонажей. Со временем юмор в рассказах периода 1883-1886 годов становится из насмешливого и язвительного, более лиричным и печальным, это заметно в таких произведениях как «Художество», «Тоска», «Егерь».

Окончив университет в 1884 году, Чехов ведет медицинскую практику в Звенигороде и Воскресенске, параллельно работая в московском журнале «Осколки». За четыре года продуктивной работы было создано около 350 рассказов, юмористического, психологического и социально-философского содержания, которые были позже выпущены в таких сборниках как «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи», «В сумерках» (Пушкинская премия, 1887 год), «Рассказы» (1887), «Хмурые люди» (1890). В 1887 году была созданы комедии «Иванов», водевили «Юбилей», «Свадьба», «Медведь», позже поставленные на подмостках театров.

В 1890 году Чехов принимает решение поехать на Сахалин, там он общается с жителями острова (в том числе и с каторжниками), записывает их судьбы, набирает массу литературного материала для написания своей новой книги, которая увидела свет в 1895 году под названием «Остров Сахалин». По возвращению на материковую часть, Чехов живет в Москве, пишет рассказы «Палата № 6», «Попрыгунья», «Дуэль», встречается с друзьями-литераторами, известными актерами и художниками.

В 1896 году появляется первая драматургическая пьеса авторства Чехова, «Чайка», которая оказалась провальной и спустя два года произвела среди зрителей и критиков настоящий фурор. В 1899 году была создана пьеса «Дядя Ваня», пользовавшаяся большим успехом, в 1901 - «Три сестры», и в 1903 - «Вишневый сад». В этих произведениях прославивших Чехова на весь мир, в полной мере открылся его талант драматурга, умевшего проникать в самые потаенные уголки человеческой души.

По 1899 год Чехов живет в Мелихово (имение в Подмосковье), занимаясь врачеванием населения и благотворительностью, позже путешествует по европейским странам и, в конце концов, покупает участок в Ялте, строит там небольшой дом и сад. Здесь вследствие обострения давнего заболевания (туберкулеза), Чехов и живет, иногда навещая в Москве свою жену, актрису Ольге Книппер, с которой они поженились в 1901 году. В 1904 году Чехов для общего оздоровления организма решается поехать в Германию, однако приехав на курорт Баденвайлер, он почувствовал резкое ухудшение состояния здоровья, и умер ночью 2 июля 1904 года на руках своей жены. Тело великого писателя и драматурга было привезено в Россию и похоронено в Москве (Новодевичье кладбище).

В семье Павла Егоровича Чехова (1825-1898), купца 3-й гильдии, владельца бакалейной лавки.

В 1868-1879 годах А. П. Чехов учился в Таганрогской гимназии (продолжал учиться даже после того, как разорившийся отец в 1876 году уехал с семьей в Москву ; на жизнь зарабатывал репетиторством).

В 1879-1884 годах А. П. Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого получил звание уездного врача. Некоторое время занимался врачебной практикой.

В конце 1870-х годов началась литературная деятельность А. П. Чехова. Он сотрудничал в московских и санкт-петербургских юмористических журналах («Осколки», «Стрекоза», «Зритель», «Будильник» и др.), свои рассказы подписывал различными псевдонимами, чаще всего - «Антоша Чехонте». В 1884 году вышла в свет первая книга рассказов А. П. Чехова «Сказки Мельпомены», в 1886 году за ней последовала вторая - «Пестрые рассказы».

С 1885-1887 годов в творчестве писателя начинают преобладать серьезные проблемные произведения. Им были написаны рассказы и повести «Степь», «Именины» (оба - 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба - 1889). В эти годы выходят сборники А. П. Чехова «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).

Во 2-й половине 1880-х годов А. П. Чехов много работал для театра. В это время были созданы пьеса «Иванов» (1887-1889), одноактная пьеса «Свадьба» (1889), пьеса «Леший» (1889, впоследствии переделана в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).

В 1890 году А. П. Чехов предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании. Итогами путешествия стали очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893-1894), рассказы «В ссылке» (1892), «Убийство» (1895) и, в значительной степени - повесть «Палата № 6» (1892), ставшая высшей точкой в развитии критического реализма А. П. Чехова конца 1880-х - начала 1890-х годов.

В 1890-1900-х годах А. П. Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 году он приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии (ныне в Чеховском районе Московской области). Писатель помогал местным крестьянам как врач, строил школы, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).

Вершиной творчества писателя в этот период стала пьеса «Чайка» (1896), премьера которой в Александрийском театре в Санкт-Петербурге закончилась провалом.

В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 - начала 1900-х годов А. П. Чехов развивал тему духовного застоя в жизни общества, акцентировал отчаянные поиски прорыва к лучшей жизни.

В 1890-1900 годы наивысшего расцвета достигла драматургия А. П. Чехова. После провала «Чайки» в 1896 году им были созданы пьесы «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишнёвый сад» (1903-1904). Все четыре пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 году Московского художественного театра.

В 1898 году, после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья А. П. Чехов переехал из Мелихова в Ялту. В городе он построил собственный дом, в котором принимал Л. Н. Толстого , А. М. Горького , И. А. Бунина , А. И. Куприна , И. И. Левитана.

В последние годы жизни писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (в 1899-1902 и 1903 годах) в издательстве А. Ф. Маркса.

В 1904 году, в связи с резким ухудшением здоровья, А. П. Чехов отправился на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля 1904 года.

А. П. Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились А. М. Горький , И. А. Бунин , А. И. Куприн и другие литераторы. А. П. Чехов проложил новые пути для развития русской и мировой драматургии. До сих пор он остается одним из самых популярных драматургов отечественного и зарубежного театра.

Чехов Антон Павлович (1860-1904 гг.)

Русский писатель. Родился в Таганроге. Все дети семьи Чеховых были исключительно одаренными, высокообразованными людьми: Александр - литератор, лингвист, Николай - художник, Михаил - писатель, юрист, Иван -учитель, известный московский педагог, Мария -художница-пейзажистка.

В1876 г. произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Отец, державший бакалейную лавку, разорился и вынужден был бежать от кредиторов.

В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. В1879 г. Антон поступает на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В1880 г. в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Чехова. Он сотрудничает с разными журналами, пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом.
После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача, много и плодотворно трудится, затем неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А. С Суворина в газете «Новое время».

Сборники произведений этого времени - «Пестрые рассказы», «Невинные речи». С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем. В 1887 г. ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корит, очень популярному московской публики. В1888 г. семья Чеховых поселяется на Луке, близ Сум, Харьковской губернии, на даче помещиков Линтваревых. Затем Чехов переезжает в Одессу, Ялту. Вернувшись в Москву, активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший». Она была неудачно поставлена, Чехов снял ее с репертуара, и, несколько лет спустя переделал, дав новое название - «Дядя Ваня». В это время написаны также повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.

В 1890 г. Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. На Сахалине он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».

Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретиться с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, затем в Париж. В1892 г. Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась.

В 1895г. Чехов приезжает в Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л. Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму. В мелиховский период (1892-1898 гг.) созданы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник». Написан большой «деревенский цикл» произведений, таких как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка».

В1897 г.у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу.

В 1900 г. писателя выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. О. Л. Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 г. и впоследствии активно переписывался, едет в Ялту гостить у писателя. Здесь определяется их дальнейшая совместная жизнь.

Зиму 1900-1901 гг. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А. П. Чехов и О. Л. Книппер венчались. Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. В 1904 г. ставится еще одна пьеса Чехова - «Вишневый сад» - последнее произведение великого писателя и драматурга.

Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 г. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии.

Там писатель умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

«Путешествие к А.П.Чехову»

(Изучение биографии писателя в старших классах)

Цели урока :

  • обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова ;
  • развить умения слушать, анализировать;
  • воспитать интерес к творчеству писателя.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова» .

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем путешествие к Чехову. Когда-то в Москве, на Садово-Кудринской, у рояля сидел Антон Павлович и одним пальцем наигрывал одно из произведений Чайковского. Быть может, рождался новый рассказ или он просто предавался воспоминаниям. Никто и никогда не узнает о чем он думал тогда, но можно послушать эту мелодию и помолчать, почувствовав себя невольным свидетелем раздумий писателя. А чтобы разбудить более сильные впечатления, мы одновременно прогуляемся по дому-музею А.П.Чехова.

Чехов Антон Павлович родился в семье купца 3-й гильдии. Род Чеховых был старый крестьянский, в пяти поколениях Чеховы были хлебопашцами . Отец писателя Павел Егорович Чехов (1825—1898) к шестнадцати годам уже успел поработать на сахарном заводе; затем побыть погонщиком скота, а в Таганроге его приняли в купеческую лавку. В 1856 году Павел Егорович сумел скопить 2500 рублей, вступил в третью купеческую гильдию, самую низшую в купеческом сословии . В 1857 он открыл торговлю, написав на вывеске своей лавки «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Он был человеком деспотичного характера и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

С детства Антон Чехов помогал отцу в бакалейной лавке. В лавке было грязно, продавался недоброкачественный товар и к тому же обсчитывали прислуживающие мальчики. Там могли продать собранный в трактирах евреями, высушенный и подкрашенный спитый чай или лекарство против беременности «гнездо», в составе которого были: нефть, ртуть, азотная кислота, стрихнин и т. п. «Много, вероятно, отправило на тот свет людей это „гнездо“», — вспоминал Антон Чехов, уже получив медицинское образование. Едва ли многим из читателей и почи тателей покойного А.П.Чехова известно, что судьба в ранние годы жизни заставила его играть за прилавком роль мальчика-лавочника в бакалей ной лавке среднего разряда. И едва ли кто поверит, что этот строгий и безус ловно честный писатель-идеалист был знаком в детстве со всеми приемами обмери вания, обвешивания и всяческого торгового мелкого плутовства. Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Реб енком он был несчастный человек.

Александр Чехов, брат Антона Павловича, вспоминает: « Антоша - ученик 1-го класса таганрогско й гимназии - недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Перед ним латинская грамматика Кюнера. Урок по-латыни т рудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону божию. Придется посидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже п одходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар. Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Ант оши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

Тово... - говорит Павел Егорович, - я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.

В лавке холодно, - возражает он, - а я и так озяб, пока шел и з гимназии.

Ничего... Оденься хорошенько - и не будет холодно.

На завтра уроков много...

Уроки выучишь в лавке... Ступай да смо три там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!..

Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает Кюнера, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещае тся тут же, в этом же доме. В ней - невесело, а главное - ужасно холодно. »

Антону Павловичу приходилось с груст ью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже нас тоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, кот орая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки , в ней переживал зимние морозы и коченел и в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул . Товарищи в это время жили по-человечески, запасались под ярким южным с олнцем здоровьем, а он сидел за прилавком от утра до ночи, точно прикованный цепью. Лавка эта, с ее мел очною торговлей и уродливой, односторонней жизнью, отняла у него многое.

Чехов нигде не описывал мучительных часов, когда его и братьев отец до изнеможения, до обморока заставлял петь в церкви, в леденящем холоде, когда всенощная пелась «продлиновенно и без пропусков». Чехов нигде не писал, что его брат Николай обязан был этой «продлиновенности» туберкулезом и смертью от этой болезни в расцвете таланта. Позже он напишет: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание… <...> И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет».

В этой семье были не знавшие детства братья, милая, запуганная отцом мать и самый близкий Антону Павловичу человек - единственная сестра Маша.

С ней отчасти связано начало творческого пути Антона Чехова, в дни молодости, когда, придумав сюжет рассказа, он делился с сестрой своими замыслами. И когда позднее Чехов говорил: « Марья Павловна у нас главная,» - это было не только шуткой, а признанием её трудов и забот о нём, о брате. Она была поистине «главная» в семье Чеховых. Она входила во все мелочи быта писателя, в деловые отношения с журналами, брала на себя обязанности секретаря, даже ассистента доктора Чехова, когда он открыл в Мелихове ежедневный прием больных крестьян. Чистой, изящной женщиной с нежной душой называл Марию Павловну Куприн. Бунин однажды прислал сестре Чехова письмо, похожее на стихотворение в прозе. Однако замуж Марию Павловну не отдали, потому что она сама создала себе жизнь, какую пожелала, и, отказавшись от личного счастья, посвятила её брату. Сестре Чехова были отпущены долгие годы жизни, она пережила Антона Павловича более чем на полвека. И после его смерти трогательно служила его памяти: создала дом-музей Чехова в Ялте.

Будучи взрослым Чехов написал: "В детстве у меня не было детства". Сначала он учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

В 1874 году торговые дела пошли совсем плохо и Павел Егорович стал падать в долговую яму, через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.

В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей. Работая уездным врачом, Антон Павлович продолжает писать, его основным жанром является короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». На острове он занимается переписью населения. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных карточек. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин», которая стала творческим итогом путешествия. Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов.

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Ч. был избран в число его почетных академиков. Позднее Чехов много путешествовал по Европе . Последние годы Антон Павлович, у которого обострился туберкулез , для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой , лишь изредка наезжая в Москву , где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер , занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского «Литературно-художественного кружка» (Станиславского ). Летом 1904 г. Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 г. в г. Баденвейлере, Германия . Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича (умер в 1898 г.).

Сейчас мы с вами посмотрим серию портретов А.П.Чехова разных лет и увидим эволюцию этого писателя, которая произошла не только в душе писателя, но и отразилась в его внешности.

В 83 году волосы на прямой ряд, длинная верхняя губа с сосочком.

На фотографии 84 года мордастый, независимый; снят с братом Николаем, настоящим монголом.

В ту же примерно пору портрет написанный братом: губастый, башкирский малый.

В 88 году: красивость, смелость умного живого взгляда, но усы в стрелку.

В 92 году: типичный земский доктор.

А потом: какое стало тонкое лицо!

(Эти слова комментируют видеофильм на 11 слайде)

Посмотрите внимательно на эти портреты. Какая метаморфоза произошла с писателем! Кажется, что перед нами пять разных людей… Как мы видим Чехов изменялся, взрослел, эволюционировал. Вместе с ним менялось и его творчество. Литературную деятельность Ч. обыкновенно принято делить на две, совсем ничего общего между собой не имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям читателя мелкой прессы.

Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургском юмористическом еженедельнике «Осколки». Чехов сотрудничал в «Петербургской Газете» (с 1884 г. с перерывами), в суворинской газете «Новое Время» (1886—1893 гг.) и в «Русских ведомостях» (1893—1899 гг.)

Чехов-Чехонте в «юмористических» рассказах не стоит на своей высоте первостепенного писателя. Если, однако, глубже и внимательнее присмотреться к рассказам Чехонте, то нетрудно и в этих наскоро набросанных эскизах усмотреть печать крупного мастерства Чехова и всех особенностей его меланхолического дарования. Здесь есть немало анекдотичности и даже прямого шаржу, например, «Романа с контрабасом», но едва ли есть у Чехонте хотя бы один рассказ, сквозь шарж которого не пробивалось бы психологическая и жизненная правда. Не умрет, например, в действительности чиновник оттого, что начальник в ответ на его чрезмерно угодливые и надоедливые извинения крикнул ему «пошел вон»; но забитость мелкого чиновника, для которого сановник — какое то высшее существо, схвачено (в «Смерти чиновника») в самой своей основе. Во всяком случае веселого в «юмористических» шаржах Чехонте очень мало: общий тон — мрачный и безнадежный. Перед нами развертывается ежедневная жизнь во всем трагизме своей мелочности, пустоты и бездушия. Взяточничество провинциальной администрации, интриги представителей интеллигентных профессий, грубейшее пресмыкательство перед деньгами и власть имущими, скука семейной жизни, грубейший эгоизм «честных» людей в обращении с «продажными тварями» («Анюта», «Хористка»), безграничная тупость мужика («Злоумышленник»), полное отсутствие нравственного чувства и стремления к идеалу — вот та картина, которая развертывается перед читателем «веселых» рассказов Чехонте. Антон Павлович никогда не исчерпывает свой сюжет всецело и всесторонне. Писатель рисует всегда только контурами и схематично, т. е. давая не всего человека, не все положение, а только существенные их очертания.

Существенным отличием Чехова-Чехонте от Чехова второго периода является сфера наблюдения и воспроизведения. Чехонте не шел дальше мелочей обыденного, заурядного существования тех кругов общества, которые живут элементарной, почти зоологической жизнью.

В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 г. вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»); в 1887 г. появился второй сборник — «В сумерках», который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Когда критика подняла самосознание молодого писателя и внушила ему высокое представление о благородных сторонах его тонкого и чуткого таланта, он решил подняться в своем художественном анализе, стал захватывать высшие стороны жизни и отражать общественные течения. На общем характере этого позднейшего творчества, начало которого можно отнести к появлению «Скучной истории» (1888), ярко сказалась та мрачная полоса отчаяния и безнадежной тоски, которая в 80-х годах охватила наиболее чуткие элементы русского общества.

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме»

Ту же неумолимую жесткость, но лишенную всякой тенденциозной враждебности, Чехов проявил и в своем отношении к народу. В русской литературе нет более мрачного изображения крестьянства, чем картина, которую Ч. набросал в «Мужиках». Ужасно полное отсутствие нравственного чувства и в тех вышедших из народа людях, которые изображены в другом рассказе — «В овраге». Но рядом с ужасным, писатель умеет улавливать и поэтические движения народной жизни. Чехов весь сосредоточился на изображении бездарности, пошлости, глупости российского обывателя и беспросветного погрязания его в тине ежедневной жизни.

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Чехов сделал огромный вклад в драматургию. Давайте выделим основные его открытия. Во-первых, К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко заметили наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, так называемое «подводное течение». Именно они впервые раскрыли за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили все усилия, чтобы донести новую интерпретацию чеховской драмы до зрителя. Благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.

Во-вторых, в драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни. «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»

В-третьих, пьесы построены на внутреннем конфликте героев, конфликте между данным и желанным, поэтому в пьесах нет действия.

В-четвертых, финал у Чехова окрашен двойственным звучанием: он грустен и светел одновременно, в нем сочетается суровая правда и страстная мечта, вера в будущее.

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Антон Павлович писал юмористические рассказы, над которыми все читатели захлебывались от смеха, потом серьезную прозу, над которой те же читатели нешуточно задумывались над тем, зачем живет человек. Едва ли не вдруг оказалось, что он смертельно болен, и жизнь, едва начавшись, уже стремительно подходит к концу.

Он знал, что такое быть почти нищим и униженным, мечтал разбогатеть, но и став Чеховым, не стал богатым, он всегда был окружен великим множеством людей, любил женщин и был любим ими, но на столе держал отцовский перстень с надписью "Одинокому везде пустыня". Он не стал практикующим доктором, хотя лечил многих, но для России и мира стал единственным в своем роде диагностом состояния духа и души. Он был безудержным весельчаком, душой компаний и человеком бесконечно печальным и одиноким, он был мужественным скептиком, до конца верящим только в порядочность и душевное бескорыстие отдельного человека. Он никогда не ощущал себя мессией, знающим истину, а был в этом мире честным тружеником, каким и надлежит быть порядочному человеку. А быть порядочным человеком, равно свободным от спеси и от самоуничижения, несущим ответственность перед совестью за себя и ближних, - это и есть главное назначение человека.

Он был скроен из тех же достоинств и слабостей, как, наверное, и каждый из нас, он, как и мы, страдал и радовался, делал ошибки и искал выходы, и одновременно он был другой - умнее, честнее, свободнее, порядочнее, совестливее каждого из нас.

Задание к следующему уроку: