Будьте всегда в настроении. В чём отличие древнегреческого театра от современного

Театр во все времена имел огромное количество почитателей. Но в эпоху своего зарождения он несколько отличался от того, каким является сейчас. Итак, выясним, в чем разница между современным театром и древнегреческим.

Немного истории

Первые представления, герои которых примеряли на себя различные роли, стали разыгрываться еще до появления специальных мест, называемых театрами. Происходило это в дни массовых празднеств в честь Диониса – почитаемого бога виноделия. В мифах о Дионисе рассказывается, что весна, а вместе с ней возрождение жизни в Греции начинается с приходом именно этого бога. Странствует по земле он не один, а в окружении верных подданных – сатиров, под напевы свирелей и флейт.

Праздник назывался по имени бога – Великие дионисии. Греки, пытаясь походить на сатиров из мифа, надевали комичные козлиные маски, облачались в шкуры этих рогатых животных и подвязывали бороды из волнистых дубовых листьев. Шумное шествие продвигалось по городским улицам, пока не достигало просторной площади. От группы ряженых отделялся запевала и начинал громким голосом выводить повествования о странствиях Диониса. Остальные участники весело ему подпевали. Затем перед публикой разыгрывались сценки, героями которых были мифологические персонажи.

Подобные ежегодные представления были настолько долгожданными и любимыми, что для них стали отводиться специальные места. Площадку обычно обустраивали у подножия холма – сидя или стоя на склоне, зрителям было удобней всего лицезреть увлекательную игру актеров. Так происходило рождение театра, не только дожившего до наших дней, но и предстающего теперь в качестве необычайно ценного вида искусства.

Сравнение

Продолжая разговор, остановимся подробней на некоторых моментах, позволяющих сравнить театр, существовавший в разные времена.

Место представлений

Современные театры – это, как правило, грациозные здания, в конструкции которых, естественно, имеется крыша. Внутреннее обустройство включает в себя зрительный зал со специальными креслами, сцену с занавесом, кулисы.

Древнегреческий театр – это особым образом обустроенное открытое место. Сцена – круглая площадка, правильно называемая орхестрой. Скамьи для зрителей – жесткие каменистые порожки, вырубленные в склонах холма. Занавес отсутствует.

Периодичность показа

Отличие современного театра от древнегреческого состоит в том, что сейчас представления предлагаются вниманию зрителей постоянно. А самыми яркими событиями в этой сфере искусства являются театральные фестивали.

В далекие времена актеры радовали публику гораздо реже – лишь несколько раз за целый год. А своеобразным ориентиром служили дионисийские празднества. Кстати, право наблюдать завораживающее зрелище получали только имеющие билет, свинцовый или из обожженной глины.

Пол актеров

В наши дни возможность проявить себя на актерском поприще есть и у мужчин, и у женщин. В древнегреческом театре подобной привилегией могли обладать исключительно мужчины. Женские роли также исполняли они. Это было связано с тем, что постановки часто посвящались богам, и считалось непозволительным возлагать на женщин столь ответственную миссию.

Особенности игры

В современном театре освещение и прочие детали организованы так, что мимика актеров и важные элементы их костюмов отчетливо видны. Поэтому зритель без труда может определить сценический тип каждого персонажа и уловить его душевное состояние.

В огромном древнегреческом театре была хорошая слышимость, но рассмотреть многие подробности публике было затруднительно. В связи с этим актерам приходилось применять специальные изобразительные средства. Одними из них являлись выразительные маски из глины. Одновременно со сменой эмоций и настроения героя актер менял и маску.

Инсценируемые жанры

Чем отличается современный театр от древнегреческого, если сравнивать их жанровую палитру? Тем, что сейчас в театре показываются самые разнообразные в этом плане представления.

Список жанров античной драматургии совсем невелик. Это трагедия (в таких постановках нередко происходит гибель персонажей) и комедия, заставлявшая наивного и впечатлительного греческого зрителя от души посмеяться.

Античный театр является театральным искусством Древней Греции, Древнего Рима и ряда других стран Ближнего Востока, у которых культура развивалась под мощным греческим влиянием . Это период, который начался в IV веке до н. э. и завершился в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Почти целое тысячелетие охватывает история античного театра (с VI в. до н. э. по IV-V вв. н. э.).
В этот период завязалось европейское театральное искусство в том виде, в каком оно живёт в наше время: возникла драматургия, начали формироваться основные принципы актёрского искусства, появились стационарные театральные сооружения, сценическая техника, и были получены основы в оформлении театра и спектаклей.

Театральные представления зарождались ещё в глубокой древности, во время сборов земледельцев и охотников на игрища, праздники, где устраивались обрядовые действа.

История античного театра

В Древней Греции на родине театра принято было во время праздничных шумных процессий в честь бога виноделия Диониса разыгрывать сценки из его жизни. Они повествовали о том, как Дионис принес грекам виноградную лозу, как он боролся с врагами, как погиб и воскресши одержал победу над своими врагами.
В театральных действах изображали прибытие Диониса на корабле, который позже римлянами был прозван корабельной повозкой (каррус навалис), отсюда пошло название “карнавал”. Вокруг Диониса всегда изображалась толпа его спутников в виде ряженных в маски и козлиные шкуры.

Сама маска имела символический смысл, это “личина”, считавшаяся символом театра. Ну и естественно, что там, где игра есть и правила игры этой игры, они также формировались поэтапно. Одним из первых важных правил было разделение на актеров и зрителей.

Грекам стало понятно, что у театрального действа появилась важная общественная роль — собирать вокруг себя людей, объединять их в едином чувстве. Театр мог сообщать этим людям что-то очень важное, общезначимое и делал это сразу всем.

Много времени прошло, прежде, чем театр стал самостоятельным и отделился от обряда и религиозных культов. Стали появляться театральные здания и представления в них организовывали специально. Под открытым небом древние театры занимали огромные площади и вмещали много людей.

К примеру, театр Диониса в Афинах мог вместить около 17 тысяч человек. И в наше время сохранились еще античные театры, где по сей день устраивают представления (примером служит театр греческого города Эпидавре). Все народы мира с древних времён имеют в своей истории праздники, которые связаны с ежегодными циклами возрождения и замирания природы, со сбором урожая. Такие праздники и стали основой драмы и театра Греции и Рима.

театр Диониса

В Греции такие праздники посвящались богу Дионису, где хор ряженых и запевала, не только исполняли песни, но и вели диалог . Это и был своего рода драматический первоэлемент, который с веками приобрел литературную обработку. А где диалог – там и действие, и активная мимика.

Построенный изначально на принципах импровизации, диалог со временем стал все более фиксированным. Уже в Риме во время празднования урожая пели фесценнины , которые являлись насмешливыми песенками, где уже обострялась борьба между плебеями и патрициями. Стали появляться более резкие и социальные темы.
На праздниках не обходилось без танцев, следовательно, античный театр нес также и высокую пластическую миссию. Развивалась культура жеста и движения. Театр Древней Греции был учреждением общественным, которое содержало государство. За обучение хора и его содержание платили почтенные и состоятельные граждане, а профессии актера и драматурга были в почете.

Актёрами имели право быть только мужчины, им же доставались и женские роли. Эту традицию чтили в разных культурах и странах, ведь таким был театр времён Шекспира, японский, а также китайский театр. Актер в античном театре мог в течение акта играть несколько ролей, владел искусством танца и пения, а также хорошо читал.

Сцена античного театра

Больше всего отвечает духу античной культуры аттическая трагедия , которая должна своему появлению именно греческой земле. В греческой трагедии впервые появилась эстетическая категория под названием катарсис , выражающая облагораживание людей и очищение. Занимая особое место в жизни греков, театр являлся общественной трибуной, где распространялись новые мысли, и передавалась воспитательная роль.
Безусловно, что сюжеты греческих трагедий драли происхождение из знакомых с детства грекам мифов, но это не значило, что спектакли не были животрепещущими и не затрагивали острых вопросов.

Сцена античного театра

Ведь драматурги в уста мифологических героев старались вкладывать слова, которые касаются самых актуальных проблем той современности. По этой причине драматическая поэзия (абсолютно все комедии и трагедии в Греции писали стихами), смогла отнести на второй план остальные литературные жанры, причем на целый век.

Трагедия — в дословном переводе – “песнь козлов”, возникла из дифирамба, хоровой песни, распевавшейся сатирами, которые были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.
В Афинах того времени проходил ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, где разыгрывали сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог так и возникла драма — театральное
действо.

Греческий театр во многом отличается от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре .

Орхестра

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном . Орхестру замыкала скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений , на котором и играли актеры.

В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Поэтому актёр менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа.

Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе
(котурны), делавшую актера выше ростом, а образ, создаваемый им монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью. В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии).

Сюжеты комедий

Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Театр римлян восходит к праздникам сбора урожая, а профессиональных актеров называли гистрионы (от этрусского слова «истер» — актер).

Постоянные театральные сооружения в строить в Риме начали во второй половине I века до н.э в греческих колониях. В отличие от греков, римляне низводили сценические представления почти до балагана и стали создавать новые виды театральных зрелищ. Архитектура римского театра отличалась от греческой архитектуры тем, что римляне строили театры не на склонах гор, а на равнинах, в виде гигантских каменных, обычно мраморных зданий. Орхестра обладала формой полукруга, и в ней были определены места для сенаторов.

Неглубокая сцена богато украшалась колоннами, статуями и архитектурными деталями. Развалины амфитеатра Флавиев — римского Колизея — самого крупного амфитеатра Рима сохранились до наших дней. Получил он свое название от стоявшего некогда поблизости колосса — статуи императора Нерона и был построен на месте дворца Нерона. Пятьдесят тысяч зрителей вмещал Колизей, который имел высоту 57 метров, делился на 4 яруса амфитеатра, имел 80 рядов зрительских мест и 64 входа. Строительство Колизея было начато Веспасианом Флавием в 72 г. н.э а открыт он был Титом в 80-м году. Архитектор, построивший Колизей, неизвестен, некоторые отождествляли его с архитектором Рабирием, построившим дворец Диоклетиана, а другие - с зодчим Гваденцием. В Риме очень высокого уровня достигло мастерство актёров.

Особым уважением и любовью публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций (I век до н. э.). Архитектура великолепных театральных зданий, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, были вдохновением для художников возрождения. Театр античного мира является неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.

Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.

В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр , за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?

Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь - студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки - в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).

Театр - это не просто зрелище, это ритуал , который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр - это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр - это способ показать себя и посмотреть на других .

Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе - все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства . Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор .

К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина - не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.

Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр - это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному , прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр - это возможность каждый раз проживать новую жизнь .

Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр - живое искусство . Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель - прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер . Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.

Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы - правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас - неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр - это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений , не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.

Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров . Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.

А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар : например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха - и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!

Более искушенные зрители ходят «на режиссера» . Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю - вы настоящий театральный спец!

Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))

Но не стоит забывать, что любой культпоход - это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер .

Так что сходите в театр!

А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.

Считается родиной многих видов искусств, в том числе и театрального, возникшего на рубеже 4-5 веков до н.э. Само слово «театр» имеет именно греческое происхождение и переводится дословно как «зрелище». Время зарождения принято называть классической эпохой, воспринимаемой как некий эталон и образец. Сам древнегреческий театр возник не на пустом месте. На протяжении многих сотен лет одним из важнейших событий в культурной жизни страны было празднество в честь бога Диониса. В основе его лежали культовые обряды и символические игры, связанные с возрождением природы после долгой зимы. В столице Греции с конца 4 века до н.э. ежегодно, в определенный день начала весны ставились комедии, трагедии и драмы, посвященные этому событию. Подобные театрализованные представления со временем стали проводиться не только в Афинах, но и в других частях страны, немного позднее они были признаны обязательной частью любого государственного праздника. Выбором постановок занимались городские власти, ими же назначались судьи, которые оценивали работу «актеров». Победители получали поощрительные призы. Так, театр стал неотъемлемой частью любого празднества.

Первый древнегреческий театр носил имя Диониса и располагался под открытым небом на одном из склонов Акрополя. Возводилось данное сооружение только на время постановки спектаклей и вмещало в себя довольное большое число зрителей. Все зрительные ложи, а также сцена его были сделаны из деревянных досок. Нахождение в подобном сооружении было весьма небезопасно. Так, до наших дней дошли сведения о том, что во время проведения семидесятой олимпиады (499 г. до н.э.) деревянные сиденья зрителей практически полностью обрушились вниз. После данной трагедии было принято решение начать строительство добротного каменного театра.

В 4 веке до н.э. был возведен второй древнегреческий театр, облик его неоднократно менялся на протяжении многих лет существования. Каменный представлял собой прекрасный пример греческого архитектурного искусства и служил образцом для всех остальных, появившихся в последующем театров. По некоторым сведениям, диаметр его сцены (орхестры) составлял не менее 27 метров. Сначала все зрительные места располагались непосредственно вокруг сцены, на которой происходило театральное действо. Однако желающих присутствовать на спектаклях было настолько много, что пришлось выносить отдельные места далеко за пределы его стен. В итоге некоторым зрителям приходилось лицезреть спектакли, сидя на достаточно большом расстоянии от самой сцены.

Античний театр очень отличался от современного не только постановками, но и внутренним убранством. Так, актеры его выступали на подмостках, сооруженных на уровне рядов зрителей. Лишь несколькими веками позднее сцену стали делать приподнятой. Занавеса в древнем театре также не было. Первые зрительные ряды обычно отводились влиятельным людям, представителям власти и их приближенным. Обычным людям приходилось занимать не самые лучшие места на достаточно большом расстоянии от орхестры.

Театр в Древней Греции находился под полным покровительством государства. Организацией всех представлений занимались высшие должностные лица - архонты. Расходы на его содержание, а также на обучение актеров, хористов и т.п. ложились на плечи обеспеченных граждан городов, которых стали называть хорегами. и драматурга в Древней Греции считались весьма почетными. Многие актеры театров на рубеже 4-5 веков до н.э. занимали высшие должностные чины, занимались политикой.

Следует сказать, что женщин к игре в не допускали. Их роли всегда исполнялись мужчинами. Актер должен был не только хорошо читать текст, но также уметь танцевать и петь. Основу внешнего вида героя древнегреческой пьесы составляла маска, которая надевалась на лицо играющего на сцене, а также парик. Именно маска передавала все его основные эмоции и переживания, позволяла зрителю отличить положительного героя от отрицательного и т.п.

Древнегреческий театр положил начало развитию европейского театрального искусства в целом. Даже в современном театре до сих пор соблюдаются его основные принципы, как в архитектуре, так и в игре актеров. Он дал миру драматический диалог, участие живого актера, без которых невозможно существование самого театрального искусства как такового.

Под словом "театр" кроется тонкое переплетение практически всех искусств, которые существуют на планете на сегодняшний день. Сюда входит: музыка, живопись, кинематограф, архитектура, фотография, танец, риторика. Средством выразительности здесь служит актер. Именно он, используя все возможные способы, должен донести до зрителя смысл происходящего.

Артистами могут быть не только люди. Это могут быть куклы, животные или предметы, которыми управляют за сценой. Он невозможен без зрителя. Все виды театров имеют большое влияние на человека. Следя за происходящим на сцене, зритель сам переносится мысленно туда и испытывает состояние, которое называется «катарсис» ー очищение через страдание. Происходит это, естественно, в том случае, если артисты являются настоящими профессионалами.

Давайте разберем, какие бывают театры. Виды театров:

  • драматический;
  • оперы и балета;
  • кукольный;
  • пантомима;
  • мюзикл;
  • оперетта;
  • театр абсурда;
  • моноспектакль;
  • театр пародии;

В этом искусстве актерами являются не сами люди, а куклы, которыми управляют. Существуют такие виды театров для детей:

  • Стендовый.
  • Театр живой куклы.
  • Напольный.
  • Наручный.
  • Настольный.

Стендовый вариант ー один из самых интересных вариантов. Его можно разделить на такие типы:

  • Театр на фланелеграфе. Планшет, который обтянут тканью-основой, как правило, флисом. Действующие персонажи здесь также мягкие игрушки. Сзади к ним прикреплены липучки, они хорошо крепятся к флисовой ткани. Режиссером здесь выступает взрослый или сам ребенок. По мере развития сюжета артисты двигаются, могут меняться декорации.
  • Театр на магнитах. Конструктивно он полностью повторяет предыдущий вариант. Только вместо доски с тканью здесь используется поверхность, которая притягивает магниты, прикрепленные к задней части фигурок.
  • Теневой театр. Один из самых интересных среди разных видов театров для детей. Развивает фантазию малышей. Для создания театра понадобится ширма из белой ткани и лампа. В качестве персонажей можно использовать игрушки или собственные руки.

Верховой кукольный театр

Термин появился еще в XVI веке. Особенность искусства в том, что персонажи-куклы находятся выше головы кукловода.

Делится на несколько типов:

  • Тростевой. Кукольные персонажи здесь закреплены на специальных длинных палках.
  • «Би-ба-бо». Игрушечные персонажи надеваются на руку кукловода. Используется высокая ширма, которая полностью скрывает человека.
  • Театр ложек. Чудесный вид театра для самых маленьких. На ложке рисуется личико персонажа, а на ручке крепится наряд. Управлять такими героями любят сами дети.

Театр низовых и срединных кукол

Театр низовых: кукловоды управляют персонажами (марионетками), которые закреплены на проволоке, прутках или нитках. Актеры в этом случае скрываются не за ширмой, а верхней занавеской или падугой.

Театр срединных: управление марионетками идет на уровне роста человека. К срединным можно отнести театр теней.

Драматический театр

Главное его отличие от всех других видов искусства ー это то, что в основе происходящего на сцене всегда лежит знаменитое литературное произведение. Руководит всем этим действием режиссер, который на основе собственного видения создает картинку для зрителя. Этот вид также предполагает импровизацию.

Балет

Это передача сюжета, главной мысли посредством классического или характерного (народного) танца. В таком спектакле присутствует драматургическое наполнение или либретто. Очень редко бывают бессюжетные постановки. Артист посредством своей пластики должен передать сложные взаимоотношения героев на сцене.

Особенности классического балета:

  • Сложные выворотные позиции ног. Традиция пришла из такого искусства как фехтование. Они позволяют отлично передвигаться в каком угодно направлении. Первыми исполнителями в балете были придворные. Все они отлично фехтовали, и это не представляло для них труда.
  • Исполнения партий на пальчиках, которое появилось в XIX веке. Впервые технику использовала Мария Тальони.

Опера

Это один из видов музыкального театра, в котором актеры передают главную мысль посредством вокала. В основе происходящего на сцене лежит либретто ー литературное произведение, на сюжет которого композитор кладет музыку. Опера всегда начинается увертюрой. Это симфоническое вступление, которое знакомит зрителей с кратким содержанием постановки посредством музыки. Оперный театр представляет собой большое сложно сконструированное здание. Это главное условие прекрасного звучания голосов вокалистов и оркестров. Самые крупные в мире оперные театры:

  • Метрополитен-опера;
  • Опера в Сан-Франциско;
  • Итальянская «Ла-Скала».

Уличный театр

Он отличается тем, что все действия происходят под открытым небом. Это может быть площадь, парк или просто оживленная пешеходная улица. Оборудованной сцены, как правило, здесь нет, поэтому артисты могут смешиваться с толпой. Прохожие становятся не только зрителями, но и действующими лицами. Они могут вносить коррективы в сценарий, поэтому в уличном театре много места для импровизации.

Моноспектакль

Спектакль, в котором главный герой является единственным исполнителем и ведет монолог. На сегодняшний день популярен такой его жанр как stand-up comedy. Среди основных видов моноспектакля выделяют: постановка монодрамы, инсценировка пьесы и концертная композиция.

Театр абсурда

Достаточно молод, так как возник в XX веке. В таких пьесах отсутствует логическое построение, нет сюжета как такового, а есть только нагромождение фактов, диалогов, судеб разных людей и их нелепых поступков.

Существуют различные виды театров, но везде, действие, которое происходит перед зрителем, называется спектаклем. Последний делится на такие жанры:

  • мелодрама;
  • драма;
  • мистерия;
  • монодрама;
  • водевиль;
  • комедия;
  • пастораль;
  • соти;
  • трагедия;
  • мюзикл;
  • моралите;
  • трагикомедия;
  • фарс;
  • флиаки;
  • феерия.

Виды современного театра

Каждый год по всему миру проходят театральные фестивали. Служители Мельпомены предлагают зрителю увидеть, какие виды театров рождаются и развиваются в современном обществе. Некоторые из них идут в разрез с самим понятием, а другие просто завораживают. Итак, поговорим о видах театра, которые нас эпатируют.

Знаменитый современный театр Романа Виктюка

Народный артист России нежданно-негаданно ворвался в мир искусства, чтобы перевернуть его академическую форму с ног на голову. Например, в самом знаменитом его спектакле «Служанки» все роли играют мужчины. Роман Виктюк начинает ставить свои спектакли в Москве 70-х годах прошлого столетия. Каждый год 28 ноября театр презентует новый спектакль. Поэтому репертуар у него достаточно широкий (не менее 200 постановок).

Performance

Он призван эпатировать зрителя, показать яркое шоу, закружить, может создать эффект параллельной реальности. Характерной особенностью современных постановок является то, что действие теперь может происходить не только на подмостках, а и просто на улице, на заброшенной фабрике, складе, заводе, аэропорту, подвале, заброшенном здании. Такое определение перформанса существует только на постсоветском пространстве.

Европейские театралы же вообще не относят его к видам театра, а считают перформанс его полной противоположностью. Королева жанра Марина Абрамович говорит что те, кто истинно любит перформанс, должны возненавидеть театр за фальш. В нем искусством считается самовыражение человека, а не написанный сюжет. Первым актером этого жанра можно считать Диогена, который жил в бочке.

Чаще всего в реальной жизни мы встречаем переплетение драматического театра и перформанса. Это синтез реальности и выдумки. В таком спектакле зритель часто становится участником, или перед ним разворачивается какая-то провокация. Актеры могут появляться обнаженными, драться до крови, справлять нужду на сцене.

Физический театр

Его специфика зародилась еще в Древней Греции, а вот вернулись мы к ней в середине XX века. В становление современного физического театра свою посильную лепту внесли:

  • «театр жестокости» Антонена Арто;
  • «биомеханика» Мейерхольда;
  • «бедный театр» Ежи Гротовского;
  • японский театр Но.

Физический театр ー это отнюдь не пантомима, а зачастую ее противоположность. Образ грустного мима, который обречен молчать и, как кукла, общаться только движениями, пусть и грациозными и невероятно плавными, отошел на второй план. Если сюжет спектакля физического театра требует слов, то актеры могут говорить на сцене.

Огромное сходство с физическим театром проявляет новое направление в танце — контемпорари. В нем зритель может отчетливо проследить драматическую линию.

«Биомеханика» ー уроки физического театра

Родоначальником «биомеханики» является Мейерхольд. Возникла в послереволюционной России, которая зажила абсолютно новой жизнью. Свежие лозунги и реформы, пропагандирующие труд, физкультуру и совершенство человеческого тела, зацепила и театральные подмостки. В «биомеханике» артист подчинен общемеханическим законам. Им руководит ритм, метр и размер.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд разработал методику, направленную на развитие пластики и управления собственным телом, а также на циркуляцию внутренних энергетических потоков. Это был цикл уроков для начинающих актеров, чтобы избавить их от зажатости на сцене.

Несмотря на то что он был учеником Станиславского, со временем он стал его оппонентом. Если Станиславский считал признаком хорошей игры эмоциональную составляющую, идущую изнутри, то его визави говорил, что внешние действия должны рождать эмоциональный тон происходящего на сцене.

На сегодняшний день последователи Мейерхольда ставят спектакли в маленьких частных театрах, а также предлагают занятия в творческих студиях для взрослых и детей. Профессиональные актеры также не забывают методику Мейерхольда.

Его тренинги предполагают развитие как телесных, так духовных возможностей людей. Он считал, что способности человеческого тела и души безграничны, и что можно отточить навыки самоконтроля и подчинить себе внутреннюю энергию, что обязательно пригодится в реальной жизни.

В современно курсе «биомеханики» плотно переплелись асаны из йоги, методика ушу, цирковые элементы, традиционный японский театр и принципы буддизма.

Стать артистом

Сегодня каждый человек имеет возможность побывать не только в роли зрителя, но и выйти на сцену. Если вы чувствуете в себе нерастраченный творческий потенциал, или вам наоборот не хватает уверенности в себе, то вас ждут в театральной студии. Курсы актерского мастерства ー это авантюра для смелых. Здесь произойдет главный разговор в вашей жизни ー диалог с самим собой.

В студии актерского мастерства вы лучше узнаете самого себя. Каждое произнесенное слово зазвучит в полную силу, движения станут грациозными и точными. Уйдет скованность, зажатость, которая проявляется в форме сутулости и опущенного взгляда ー душевной усталости.

После работы с педагогами в театральной студии свершится чудо: уйдут страхи, управлять эмоциями станет легко. Вы начнете лаконично и одновременно красочно выражать свои мысли.