Как называется картина карла брюллова. Художник карл павлович брюллов - биография и картины

Выдающуюся роль в истории русской культуры и издательского дела сыграл замечательный русский просветитель, общественный деятель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) «благородная натура» которого, по словам В.Г. Белинского, «постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью разливать свет образования в своем отечестве».

Просветительские взгляды Н.И. Новикова, стремление посвятить себя распространению знаний возникли очень рано, во время обучения в гимназии при Московском университете. Находясь на воинской службе в Измайловском полку, Новиков в 1767 г. был направлен в Уложенную комиссию для составления письменных документов «о среднем роде людей». Работа в комиссии укрепила решимость Новикова посвятить свою жизнь просвещению русского общества. Только в этом он видел средство для борьбы с жестоким отношением помещиков к крестьянам, для установления справедливого социального строя.

В 1769 г. Новиков начинает свою общественно-политическую деятельность, издает сатирические журналы для борьбы с крепостничеством и социальными пороками. Первым журналом был «Трутень». В предисловии к первому номеру «Трутня» изложена его программа - издание трудов «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих». Направленность журнала подчеркивалась эпиграфом, взятым из басни А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

На страницах журнала подвергалось острой критике крепостное право, затрагивались самые больные социальные вопросы) Гневом и сарказмом преисполнены слова Новикова о трутнях-дворянах, чье благополучие, праздная сытая жизнь были добыты потом и кровью крепостных крестьян. Осмеивает Новиков дворян-чиновников, чья судейская наука состоит в том, чтобы уметь «искусненько пригибать указы» по своему желанию. Журнал рисует отвратительный облик дворян-помещиков: тунеядцев и эгоистов, всяких Безрассуден, Глупомыслов и Мешковых, раболепствующих перед всем иностранным и в совершенстве владевших одной лишь «волосоподвивательной наукой». В VI листе «Трутня» было опубликовано объявление: «Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие смотреть, могут его видеть безденежно по многим улицам сего города».

Обличительный тон выступлений Новикова возмутил Екатерину II. В журнале «Всякая всячина» под псевдонимом «Афиноген Перочинов» она решительно выступила против Новикова (рекомендуя ему: «1) Никогда не называть слабости пороком; 2) Хранить во всех случаях человеколюбие; 3) Не думать, чтобы людей совершенных найти можно было и для того... 4) просить бога, чтобы дал нам дух кротости и снисхождения». Однако Новиков смело выступил против указаний императрицы и потребовал сатиры «на лица», видя в ней путь к искоренению не только личных, но и социальных пороков. Ответом на деятельность Новикова явились цензурные и полицейские гонения. Были закрыты все сатирические журналы, кроме самого «Трутня», который пользовался очень большой популярностью и закрытие которого могло вызвать недовольство в обществе и официозной «Всякой всячины». Новиков вынужден был действовать осторожнее, объясняя это новым эпиграфом к журналу, также из басен Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Однако и в таком виде «Трутень» казался опасным правительству, и 27 апреля 1770 г. Новиков простился с читателями, прямо заявляя, что расстается с ними против своего желания.


Через месяц после закрытия «Трутня» Новиков приступил к изданию журнала «Пустомеля», в котором продолжал линию «Трутня», по-прежнему обличая «Всякую всячину» и императрицу, «сатирически изображая стоящих при дворе «ласкателей», судей, «не имеющих совести, ни чести», высмеивая общественные порядки Российской империи. Увидев в «Пустомеле» стремление следовать за ненавистным «Трутнем». Екатерина II закрыла его после выпуска двух номеров.

Выждав два года, Новиков приступает к изданию нового сатирического журнала под названием «Живописец». Основной темой его остается обличение крепостничества. На его страницах были опубликованы такие смелые произведения, как «Отрывок путешествия в ***» и «Письма к Фалалею».

В 1773 г. и этот журнал Новикова был закрыт по настоянию Екатерины II. Успех «Живописца» у читателей был огромный; до конца XVIII в. он четырежды переиздавался».

Последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» выходил с 8 июля по 2 сентября 1774 г. Острие сатиры Новиков направил против «французомании» и «немысленного обезьянства» дворянского сословия, против его легкомыслия и невежества. В журнале развивалась идея равноправия сословий, предпочтения нравственных и общественных достоинств человека знатности происхождения - «похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцем».

Идейное направление обличительной сатиры Новикова подхватили в конце XVIII в. Д.И. Фонвизин и И.А. Крылов.

В начале 70-х гг. Новиков расширяет свою издательскую деятельность, выпускает книги. Ряд крупных изданий внес вклад в развитие русской науки. В 1772 г. выходит составленный самим Новиковым «Опыт исторического словаря о российских писателях» - серьезное критико-библиографическое издание, положившее начало русскому литературоведению и легшее в основу последующих русских биобиблиографических словарей. Демократические и просветительские взгляды Новикова сказались в оценке писателей, деятелей русской философской науки, искусства, ремесла - прежде всего с точки зрения общественной полезности. «Опыт исторического словаря» проникнут гордым национальным самосознанием и патриотизмом. В предисловии к изданию Новиков писал: «Россия о преимуществе в науках спорит с народами, целые века учением прославлявшимися; науки и художества в ней распространяются, а писатели наши прославляются».

В 1773 г. Новиков издал капитальный труд «Древняя российская идрография» - ценнейший памятник русской исторической географии XVII в., познакомивший русское общество с жизнью и бытом Древней Руси. В нем публиковалось рукописное сочинение XVII в. о водных путях России «Книга Большому чертежу». «Древняя российская идрография» неоднократно переиздавалась.

С конца 60-х гг. XVIII в. началась довольно оживленная публикация архивных материалов, необходимых для развития русской исторической науки. Новиков и здесь внес большой и ценный вклад. При помощи архивистов он издает в 1773-1775 гг. замечательную серию исторических документов под названием «Древняя российская Вивлиофика», в которой стремился отразить «великость духа» предков, «украшенного простотой», и этим содействовать укреплению любви к Родине. В издании публиковались старинные княжеские грамоты дворянству и духовенству, дипломатические материалы, документы по истории расширения русских владений, дворянские родословные и послужные списки, отрывки из летописей и документы по истории древнерусского просвещения и развития ремесла.

«Древняя российская Вивлиофика» значительно расширила и углубила знания о прошлом русского народа. В ее издании принимали участие крупные ученые, знатоки древнерусской письменности и истории - М.М. Щербатов, Г.Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.Ф. Малиновский. Продолжая сбор исторических документов, Новиков в 1788-1791 гг. выпустил исправленное и дополненное издание «Древней российской Вивлиофики» в 20 томах, т.е. вдвое больше первого. Значение подобного труда так велико, что впоследствии Академия наук выпускала издание под названием «Продолжение Древней российской Вивлиофики».

В 1773 г. Новиков организовал первый издательский коллектив в России - «Общество, старающееся о напечатании книг». Целью его было издание книг, «очищающих от заблуждений и предрассудков», как сообщалось в «Живописце» по поводу открытия «Общества». «Общество» напечатало несколько книг, переведенных «Собранием, старающимся о переводе иностранных книг на российский язык». Среди них были «Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» Г.Б. де Мабли, переведенные А.Н. Радищевым и снабженные его примечаниями. Поясняя термин Мабли «деспотизм», писатель-революционер говорит, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». «Общество» выпустило несколько книг философских и исторических, ряд произведений мировой литературы - «Илиаду» Гомера в прозаическом переводе П. Екимова, «Путешествия Гулливеровы» Свифта, Филдинга, Гольдони и др. На изданиях «Общества» стоял девиз «Согласием и трудами». Новиков и его друзья столкнулись со значительными трудностями - отсутствием необходимых средств, слабым развитием книжной торговли, особенно провинциальной. Вследствие этих трудностей в 1774 г. «Общество» распалось.

B 1779 г. Новиков арендовал типографию Московского университета, что позволило ему значительно расширить издательскую и просветительскую деятельность. По договору, типография, словолитня, книжная лавка и издание газеты «Московские ведомости» передавались ему на десятилетний срок. С переездом в Москву начался исключительно плодотворный период в деятельности Новикова, вошедший в историю русского просвещения под названием «Новиковского десятилетия». Обновив оборудование университетской типографии, увеличив шрифтовое хозяйство, Новиков вскоре превратил ее из убыточного предприятия в лучшую типографию России.

Объединив вокруг себя почти все культурные силы Москвы, Петербурга и провинции, Новиков в конце 1782 г. с участием московских масонов создает новый издательский коллектив «Дружеское ученое общество». В 1784 г. оно было преобразовано в крупное паевое товарищество «Типографическую компанию», которая открыла две типографии, несколько книжных лавок и словолитню. Это было огромное предприятие, благодаря которому во много раз увеличилось количество книг, издававшихся Новиковым.

Во второй половине 80-х гг. «Типографическая компания» давала 30-40% всей книжной продукции России тех лет.

Тематика изданий Новикова свидетельствует об исключительной широте и разносторонности его интересов и планов, о непрекращающейся борьбе с крепостничеством. Он издавал политические и философские трактаты, в том числе произведения наиболее радикально настроенных представителей французской просветительной философии. С большой любовью издает сочинения Вольтера.

Книги по русской истории, издававшиеся Новиковым, воспитывали патриотизм, чувство национального достоинства! Они показывали образцы «российских добродетелей», знакомили со славным прошлым России. Новиков сознавал важность воспитания любви к родной литературе, с большою любовью отредактировал и издал собрание сочинений А.П. Сумарокова, которое на долгие годы стало образцом подобного рода изданий. В то же время Новиков систематически знакомил русское общество с лучшими произведениями новой зарубежной литературы-Бомарше, Стерна, Смоллетта, Филдинга, Шеридана, Свифта, Лессинга.

Новиков положил начало изучению русского народного творчества своими изданиями «Новое и полное собрание российских песен» М.Д. Чулкова, «Собрание 4921 древнерусских пословиц» А.А. Барсова, «Русския сказки, содержащия древнейшия повествования о славных богатырях, сказки народныя, и прочия оставшияся чрез пересказывание в памяти приключения» в 10 частях и «Вечерние часы, или» Древния сказки славян древлянских» В.А. Левшина. В этом проявился демократический характер издательской деятельности Новикова. Новиков издал много учебников - букварей и азбук русских и иностранных, научных, научно-популярных и справочных книг по различным отраслям знания, книг по военному делу, книг для народа. Издавал он также масонскую литературу религиозно-нравственного содержания.

Всего Новиков выпустил около 1 тыс. изданий большими для того времени тиражами в 5-10 тыс. экз. Для всех изданий Новикова характерно стремление распространить знания, привить любовь к науке, чтению. Недаром А.И. Герцен называл его «подпольным идейным руководителем» передового общества второй половины XVIII в.!

Стремясь приблизить книги к читательским кругам, Новиков обратил внимание на внешний облик изданий. Его книги отличаются небольшим форматом, удобны в обращении, доступны по цене разночинному читателю.

В Москве Новиков продолжал выпускать периодические издания. Он преобразовал газету «Московские ведомости». В ней значительное место стали занимать российские известия. Много внимания уделялось политическим событиям того времени, появились статьи и стихотворения, отдел библиографии. Такой же характер имел журнал «Прибавление к Московским ведомостям».

К «Московским ведомостям» выпускались и другие приложения: журналы, или «магазины», как их называли по английскому образцу: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Эти журналы знакомили читателей с начатками естествознания, излагали научные сведения о строении мира, о свойствах физических тел, о явлениях природы, о Земле, ее животном и растительном царстве. В 1785-1789 гг. выходил еженедельный журнал «Детское чтение для сердца и разума» - первый в России детский журнал. В нем принимали участие писатели-современники, в том числе Н.М. Карамзин.

По словам Карамзина, Новиков «всячески старался приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного». Благодаря Новикову в 17 провинциальных городах открылись книжные лавки.

Критика крепостнических порядков, многообразная издательская, просветительская и общественная деятельность казались подозрительными и опасными правительству. Неоднократно в типографиях Новикова производились обыски, а книги запрещали к продаже, конфисковали. В конце 80-х - начале 90-х гг., когда Екатерина II сняла маску «покровительницы просвещения» и, открыто выступила жестоким гонителем лучших представителей русской культуры, Новиков стал одной из первых жертв ее деспотизма. В 1789 г. он лишился университетской типографии, ему было запрещено арендовать ее на новый срок. В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Екатерина II собственноручно составила перечень вопросов, которые начальник тайной экспедиции С.И. Шешковский должен был выяснить у Новикова. Его судили как «государственного преступника», издателя «развращенных книг», опасного для России человека и приговорили к смертной казни, которая потом была заменена 15-летеним тюремным заключением. Многие книги, изданные Новиковым, были уничтожены, все имущество «Типографической компании» продано с аукциона.

После освобождения из тюрьмы по указу об амнистии нового императора Павла I в 1796 г. Новиков уже не смог возобновить издание книг. Он удалился в свое фамильное поместье Авдотьино под Москвой. В 1805 г. он намеревался вновь взять в аренду типографию Московского университета, однако университетское начальство не откликнулось на это предложение. Умер Новиков в 1818 г.

Деятельность Н.И. Новикова - выдающееся явление в истории русской книги. Она оказала большое прогрессивное влияние на все русское издательское дело. По отзыву А.С. Пушкина, Новиков «подвинул на полвека образованность России». Огромна заслуга Новикова в демократизации книги, в ее широком распространении среди читателей, «третьего сословия», на которых он главным образом и ориентировался.

Многие русские издатели XIX в. продолжали просветительские традиции Новикова.

Родился 27.IV (8.V).1744 г в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии, умер там же 31. VII. (12.VIII).1818 г.

Писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель, просветитель.

С 1755 учился в дворянской гимназии при Московском университете, в 1760 ушел из нее.

В 1762 поступил па службу в Измайловский гвардейский полк, принимал участие в дворцовом перевороте.

В 1767-68 Новиков Николай Иванович работал секретарем Комиссии по составлению проекта «Нового уложения». На заседаниях вел дневниковые записи дискуссий, увидел нищету, бесправие крестьянства, жестокость крепостников и убедился в лицемерии Екатерины II . Работа в комиссии имела большое значение для формирования антикрепостнических и просветительских убеждений Новикова.

В январе 1769 был уволен в чине поручика в связи с роспуском комиссии, вскоре поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где более пяти лет работал переводчиком.

В то время Екатерина II, разрешила частным лицам издавать сатирические журналы.

В январе 1769 появился первый журнал «Всякая всячина», фактическим руководителем которого была сама царица. «Всякая всячина», отстаивая «улыбательную» сатиру, рекомендовала «не целить на особ, а единственно на пороки», не связанные с конкретными лицами и русской социальной действительностью. Вместо сатиры Екатерина, по существу, требовала гимнов и песнопений своему царствованию.

В мае 1769 воспользовавшись разрешением Екатерины, Николай Иванович Новиков. стал издавать журнал «Трутень». От имени Правдулюбова он вступил в полемику с «госпожой» «Всякой всячиной» и отстаивал боевую, социальную сатиру, направленную на обличение не пороков вообще, а конкретных носителей этих пороков. Идейное направление журнала определял эпиграф, взятый из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В журнале контрастно изображалась жизнь дворянских трутней и трудового крепостного крестьянства.

Основными темами журнала были события и факты русской крепостнической действительности, неразумность, несправедливость которой он доказывал из номера в номер. Под пером Новикова сатира приобрела остро социальный, откровенно антикрепостнический характер. Разоблачая дворянство, писатель создал яркие обобщенно-сатирические образы. Безрассуд рассуждает: «Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы... и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка». Змеян «кричит и увещает, чтоб всякий помещик... был тираном своим служителям... и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании».

Вместо славословия в честь царствования Екатерины Новиков Н.И. нарисовал неприглядную картину произвола и деспотизма чиновно-бюрократического аппарата. Писатель показал, что в России нет ни законности, ни справедливости; государственные учреждения и суды отданы на откуп взяточникам, казнокрадам. «Трутень» сообщал, что некоему судье «потребно самой свежей и чистой совести», а воевода в связи с отъездом па новое место назначения «за ненадобностью продает совесть». Развернутая картина судейского самоуправства и взяточничества представлена в «Письме, дяди к любезному племяннику» и в истории о пропавших часах судьи.

Эти произведения разоблачали лживость лицемерных заявлений Екатерины о торжестве правосудия во время ее царствования.

Неотразимым языком документа и сухих цифр писатель создал картину бедственного положения крестьян, помещичьего произвола и деспотизма. Староста Андрюшка сообщает своему барину, что указ господский выполнен: деньги подушные, оброчные собраны, а «больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде».

Драматична судьба крестьянина Филатки, который ничего не может заплатить, потому что «сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие ребятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать, во всем дворе была одна сноха, а старуха его и с печи не сходит». За недоимки у него уже взяли две клети, корову, больше продавать нечего. В то время как помещик отбирает у мужика все до последней нитки, крестьяне проявляют к бедному Филату сочувствие, оказывают помощь: платят за него подушные, дают корову, чтобы прокормить ребятишек и больную старуху. В полемике со «Всякой всячиной» писатель остроумен, беспощаден, находчив и неуязвим, а его острая сатира так метко била в цель, что разгневанная Екатерина, не в силах вести с ним спор, вынуждена была применить власть и в апреле 1770 закрыла «Трутень».

В 1770-е гг. Николай Иванович издавал журналы «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-73), «Кошелек» (1774) и другие. Хотя в них писатель был более осторожным, они носили по-прежнему оппозиционный характер.

В «Пустомеле» был помещен целый ряд ярких сатирических статей («Послание к слугам моим» Фонвизина, «Ведомость», «Истинное приключение»), направленных против дворянства и крепостного права. В «Завещании Юнджена, китайского хана к оппозиционных дворянских кругов посадить на русский престол законного наследника Павла I, и через два месяца новый журнал также был закрыт.

Журнал «Живописец», который пользовался большим успехом и при жизни писателя выдержал пять изданий. Соблюдая осторожность, издатель из тактических соображений ставит новый журнал под покровительство царицы, посвятив его сочинителю комедии «О время!».

Продолжая идейно-тематическое направление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, народом, русской культурой. Он создает яркие карикатуры щеголей и щеголих, высмеивает их язык, засоренный иностранными словами. Журнал, издававшийся накануне Пугачевского восстания, смело и решительно выступал не только против отдельных злоупотреблений помещиков-деспотов, но в ряде произведений поднялся до глубокого обличения крепостного права как системы угнетения народа, хотя и не дошел до революционных выводов, оставшись на позициях дворянского либерализма.

Наиболее значительными и яркими произведениями «Живописца» были «Письма к Фалалею» и «Отрывок путешествия в ***И***Т***». В первом из них отец, мать и дядя пишут письма юноше Фалалею, уехавшему служить в Петербург. В письмах дается яркая сатирическая картина быта и нравов, повседневной крепостнической практики невежественных и жестоких помещиков в деревне, названной иронически Благополучной. Трифон Панкратьевич служил в армии, потом по гражданской части, он был уволен «от дел за взятки». Теперь он живет в своем имении и жалуется на новые порядки, которые стали несравненно хуже «благословенного» прошлого. «Эх! - вспоминает он былое, - перевелись старые паши большие бояре: то-то были люди, не только что со своих, да и с чужих кожи драли. То-то пожили да поцарствовали, как сыр в масле катались: и царское, и дворянское, и купецкое - все было их; у всех, кроме бога, отнимали; да и у того чуть тако не отни...» Отлично усвоив науку «отнимания и обирания», он жалуется на то, что его доходы с разоренных мужиков уменьшаются. Верной помощницей выступает и его супруга: «Я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут».

Не отставал от родителей и Фалалеюшка. «Куда какой ты был проказник смолоду! - умиляется отец. - Как, бывало, примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в застенке секут; так, бывало, животики надорвем со смеха». По политической заостренности, яркости картины крепостнического быта, язвительности и тонкости иронии, меткости и выразительности языка «Письма к Фалалею» принадлежат к самым ярким страницам сатирической литературы XVIII в., которые будут продолжены Фонвизиным в «Недоросле» (Описание сайта цифротех отзывы о магазине).

В противоположность дворянским писателям, которые идиллически рисовали крестьян в виде добродетельных пастухов и пастушек, блаженству которых завидуют даже цари, Новиков в «Отрывке путешествия в...» обнажил ужасы русской крепостнической действительности. Писатель показывает жизнь крестьян деревни Разоренной, «сего обиталища плача», страдающей и изнемогающей под невыносимым гнетом «жестокосердного тирана». За три дня путешествия рассказчик нигде не нашел ничего, «похвалы достойного». «Бедность и рабство повсюду встречалися со мной в образе крестьян». В деревне Разоренной все, начиная с внешнего вида улицы и кончая внутренностью избы, свидетельствовало о безграничной бедности и крайней степени разорения. Особенно тяжело и безрадостно положение крестьянских детей, всегда голодных и смертельно запуганных помещиком.

Несмотря на ряд тактических оговорок о «премудрости, сидящей на троне», Писатель публикацией этого произведения проявил политическую смелость и гражданское мужество. «Отрывок путешествия в...» - первое самое сильное и негодующее изображение крепостного рабства вплоть до выхода «Путешествия из Петербурга в Москву » Радищева. «Отрывок путешествия в...» вызвал величайшее возмущение помещиков-крепостников, придворных, справедливо усмотревших в нем дерзостные нападки на «целый дворянский корпус».

Новиковские журналы ознаменовали новый этап в развитии русской и европейской журналистики в период подготовки буржуазной революции в Европе и крестьянского восстания в России. Сатира Николая Ивановича принципиально отличалась от сатиры классицизма. Вместо рационалистического протеста против абстрактного человеческого зла, выраженного в условно- схематических образах, писатель принес в литературу новые приемы изображения действительности. Протестуя против идеализации, прикрас действительности, свойственных «Всякой всячине», писатель стремился правдиво показать русскую крепостническую действительность, какой бы горькой и жестокой она ни была. «Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» - заявлял автор в «Отрывке путешествия в...». Отстаивая необходимость сатиры на социальные явления и «на лица», писатель оперировал точными фактами, реальными событиями, добиваясь конкретизации и типизации изображаемых явлений.

Для новиковской сатиры характерно исключительное разнообразие сатирических жанров, связанных с жизнью, практической деятельностью человека: путешествие, новелла, послания и письма, диалог, пародия на деловой документ, «ведомости» и объявления, рецепты, письма к издателю, редакционные примечания. Хотя в сатире Новиков еще сохраняются традиционные схемы, прямолинейность и односторонность образов, свойственные классицизму (Чужехват, Криводушии, Чистосердов, Любомудров и др.), в лучших своих произведениях писатель подходит к созданию живых типических образов-характеров («Письма к Фалалею» и др.). На смену торжественно-декламационному языку классицизма в сатиру Новикова Н.И. пришла живая, повседневная речь, свойственная изображаемому герою: каждый заговорил по-своему. Все это отдаляло его сатиру от поэтики классицизма и знаменовало зарождение реалистических приемов изображения действительности.

В годы реакции после Пугачевского восстания Новиков отказывается от политической сатиры и все свои силы отдает просветительской деятельности. «Патриотическая ревность к возлюбленному Отечеству» в новых условиях заставляет его искать новые формы борьбы, чтобы «приобщить что-либо к пользе и благостоянию своих сограждан». Писатель приходит к убеждению, что в современных условиях только распространение знаний является единственным способом уничтожения зла и воспитания истинных граждан. Он разрабатывает программу воспитания нового поколения «единоземцев» в духе патриотических и гражданских доблестей.

В 1774 Новиков ушел в отставку и всецело отдался литературной и книгоиздательской деятельности.

С 1775 Николай Иванович Новиков становится масоном .

В сентябре 1777 Николай Иванович начинает издавать первый в России философский журнал «Утренний свет».

Рационалистическая философия просветителей XVIII в. нашла наиболее полное выражение в разрешении нравственных проблем общественного бытия человека, его отношения к государству, окружающим людям, самому себе. В новом журнале главное внимание было сосредоточено не на обличении, а на нравоучении, изложении взглядов на поведение человека в обществе.

Журнал провозглашал человека центром мироздания: «Человек - истинное средоточие сотворенной земли и всех вещей, и главное для него заключается в познании самого себя». Нравоучение для Новикова было средством воспитания добродетельного человека-гражданина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просветительских и издательских целях.

В 1779 Новиков Н.И. переезжает из Петербурга в Москву. Начинается новый период в жизни писателя. Это было время нового подъема в развитии русского общественного движения и расцвета литературы. Новиков развивает бурную просветительскую и издательскую деятельность. Он на десять лет арендует университетскую типографию, на средства масонского ордена создает «Типографскую компанию», имевшую еще две типографии.

Газета «Московские ведомости» (1779-89) издававшаяся Новиковым стала первой русской газетой европейского типа, где помещались не только официальные материалы, но и политические статьи о современных, особенно американских, событиях, внутренней жизни страны.

В 1781 вместо «Утреннего света» стал выходить журнал «Московское ежемесячное издание».

С 1783-84 выходило «Приложение к «Московским ведомостям» , заключавшие «в себе собрание разных лучших статей, касающихся до философических и словесных наук и других полезных знаний».

С 1782-86 выходили периодические издания, как «Городская и деревенская библиотека».

С 1785-89 первый русский детский журнал «Детское чтение», «Экономический магазин», посвященный вопросам сельского хозяйства.

Во всех этих периодических изданиях писатель осуществлял свою просветительскую программу, доказывая, что «причина всех заблуждений человека есть невежество, а совершенства - знания». Иногда он, возвращался к острым социальным и политическим проблемам.

В статье «Рассуждение о войнах» автор размышлял «о справедливых и несправедливых» (по терминологии журнала) войнах. Осуждая несправедливые войны, он утверждал, что к справедливым следует отнести не только оборонительные от внешних захватчиков но и освободительные против поработителей, примеры которых он видел в Голландии и в Америке. Воспитывая патриотические чувства, Новиков Н.И. писал: «Любовь к отечеству, любовь к благу общественному обязуют нас посвятить с удовольствием имения и жизнь нашу к подкреплению государства и к благополучию сограждан».

В статье «Философ» высказывалась актуальная для России мысль, что только свобода способствует расцвету наук, художеств и только народ является истинным хранителем завоеваний науки.

А в статье «Государь» решительно осуждался фаворитизм, деспотизм самодержца.

Помимо журнально-издательской деятельности, Новиков выступал в эти годы и как автор художественных, философских, экономических сочинений: цикл сатирических рассказов «Пословицы российские» (1782), цикл статей на философские темы. Особенно большое значение имела его статья «О воспитании и наставлении детей» (1783). В ней он обосновывал систему умственного, нравственного и физического воспитания молодого поколения. Уделяя особое внимание воспитанию патриотических и гражданских чувств, автор подчеркивал необходимость развития у детей самостоятельности мышления, человеческого достоинства, уважения к людям без различия национальности и имущественного состояния.

Главным жизненным делом этих лет была книгоиздательская деятельность, которая определялась не коммерческими, а просветительскими целями. Самой насущной задачей для России было распространение грамотности, поэтому в первую очередь он издавал большое количество учебных пособий: азбуки, буквари, грамматики, арифметики, учебники по истории, географии, книги для первого чтения и т. д. Выпускал Новиков и общеобразовательные книги по таким прикладным наукам, как сельское хозяйство, агрономия, медицина. Много уделялось внимания изданию переводных философских сочинений Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье.

Большое значение придавал просветитель пропаганде художественной литературы. Еще в 1772 вышел «Опыт исторического словаря о российских писателях», являющийся первым опытом библиографического словаря.

В 70-е гг. издавалась «Древняя российская Вивлиофика» (1773-75), в которой публиковались старинные документы, повести, драмы. Впервые широко познакомил книгоиздатель русского читателя с классиками западноевропейской литературы, опубликовав переводы сочинений Мольера, Корнеля, Расина, Бомарше, Свифта, Шеридана, Фильдинга, Стерна, Лессинга и многих других. Около трети всех книг, изданных в эти годы в России, приходилось на долю новиковских типографий.

Для широкого распространения книг среди населения Николай Иванович в 16 городах организовал книжную торговлю, в Москве открыл библиотеку-читальню. На средства «Типографской компании» основал две школы для детей разночинцев, открыл бесплатную аптеку.

Во время голода в 1787-89 он оказал большую, по тогдашним масштабам помощь голодающим крестьянам.

Имя Николая Ивановича становилось очень популярным, а его деятельность казалась Екатерине опасной и подозрительной, и она начала его преследовать. Царица приказала митрополиту Платону проверить все издававшиеся им книги для отыскания ереси и крамолы («испытать в вере», вызывать к губернатору для допроса), запретила продолжать аренду университетской типографии.

В 1792 13 апреля по указу Екатерины Новиков был арестован, и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины Павел I в 1796 освободил его, но не разрешил издательскую и общественную деятельность. Не улучшилось положение опального писателя и при Александре I . Для писателя наступила гражданская смерть.

Больной, одинокий и разоренный, оторванный от всего, в чем он видел жизненное призвание, писатель прожил последние годы в родовом имении Тихвинское-Авдотьино под Москвой.

Гражданский и просветительский подвиг Новикова Н.И. высоко оценили революционные демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский. В. И. Ленин подписал Постановление Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников деятелям революции, писателям и поэтам, среди которых было и имя Новикова Николая Ивановича.

Знаменитый общественный деятель прошлого века; род. 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда Московской губернии) в семье достаточного помещика, несколько лет обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Н. поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у подъемного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведет в унтер-офицеры.

Уже во время службы своей в полку Н. обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768). В 1767 г. Н. был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов; поручение это императрица считала делом высокой важности и предписала "к держанию протокола определить особливых дворян со способностями". Н. работал в малой комиссии о среднем роде людей, а также и в большой комиссии.

Участие в работах комиссии несомненно ознакомило Н. со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности.

При докладах о работах комиссии Н. сделался лично известен Екатерине.

В 1768 г. Н. вышел в отставку и вслед за тем стал издавать еженедельный сатирический журнал "Трутень" (1769-70; 3-е изд. П. А. Ефремова, СПб., 1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей франц. просветительной философии XVIII в. усвоила один лишь вольтеровский смех, превратив его в безразборчивое зубоскальство.

Журналы Н. дают яркие изображения львов и львиц тогдашнего большого света, щеголей и щеголих, петиметров и кокеток. "Трутень" проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, напр. против придворных.

По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной" (см. соотв. статью), органом самой императрицы; в полемике этой принимали участие и др. журналы, разделившиеся на два лагеря. "Всякая Всячина" проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, осуждая "всякое задевание особ". "Трутень" стоял за смелые, открытые обличения.

Борьба, однако, была неравная, "Трутень" сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и совсем прекратился, не по воле издателя.

В 1772 г. Н. выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием прошлого века (семь изданий, в том числе два в текущем столетии; последнее издание П. А. Ефремова, СПб., 1864). Такой успех журнала сам Н. объяснял тем, что он пришелся по вкусу мещан, ибо, - добавлял он, - у нас те только книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся. "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень": в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права. Скоро "Живописец" вынужден был изменить тон, заменив живую сатиру на современные нравы серьезными статьями отвлеченного содержания, а затем и совершенно прекратился (1773). Новая попытка в том же направлении была сделана Н. по более узкой программе: в 1774 г. он стал издавать "Кошелек" (переиздан А. Н. Афанасьевым в 1856 г.), журнал, специально направленный против галломании.

Его нападки против нравов светского общества возбудили сильное неудовольствие в придворных сферах, и журнал прекратился на девятом номере, причем издатель, как гласит предание, подвергся и личным преследованиям.

Противовес модному франц. воспитанию Н. пытался найти в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал. Вот почему Н. одновременно с сатирическими журналами выпустил целый ряд исторических изданий, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать "начертание нравов и обычаев наших предков", чтобы мы познали "великость духа их, украшенного простотою". Таковы: "Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российские посольства в другие государства, редкие грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей и многие сочинения древних Российских стихотворцев" (издание ежемесячное, 1773-75; 2 изд., 1788-91; нов. изд. Мышкин, 1894); "Древняя Российская Идрография" (т. I, 1773; описание моск. государства, составленное при Федоре Алексеевиче); "Повествователь древностей Российских, или собрание достопамятных записок по Истории и Географии Российской" (ч. 1, 1776; материалы из него вошли потом во 2-е изд. Вивлиофики); "История о невинном заточении боярина А. С. Матвеева" (М., 1776; 2-е изд., 1795); "Скифская история из разных иностранных историков, паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными трудами сложенная и написанная лета 1692" (1776; 2-е изд, М., 1787; как и "Идрография", издана с целью "обличения несправедливого мнения тех людей, котооые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных"), Н. знал о необходимости в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при пользовании несколькими списками (напр. Идрографии); но его издание актов и летописей, напеч. в "Вивлиофике", и в свое время признавалось неисправным.

Это, однако, не умаляет исторического значения "Вивлиофики", поныне представляющего значительный научный интерес.

Материал для своих изданий памятников старины Н. черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен Н. императрицей в 1773 г. Н. и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания.

Много материалов доставляли ему Миллер, кн. Щербатов, Бантыш-Каменский и др., а равно и Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями.

Отношения императрицы к Н. за этот период его деятельности, несомненно, отличались благосклонностью.

Но мнению А. И. Незеленова, на Н. подействовала мысль "Всякой Всячины", что лучше исправлять нравы изображением добрых примеров, чем сатирой, - отсюда его исторические издания; императрица, в свою очередь, в своих комедиях начала бичевать (хотя и слабее "Трутня") галломанию и жестокое обращение с крепостными и, до известной степени, прониклась любовью к русской старине.

В своих взглядах на русскую старину Н. не всегда отличался устойчивостью.

Древние российские государи, по его словам, "яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно"; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Вел. и тех людей, именно писателей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносит в свой "Опыт исторического словаря о российских писателях", появившийся в 1772 г. (см. Библиография).

Исход из этих колебаний и противоречий Н. нашел в масонстве.

Первые связи Н. с масонством начались в Петербурге.

Друзья еще в 1775 г. зазывали его в масонство, но Н. долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен.

Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Н., так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Н., однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля, в которой "было все обращено на нравственность и самопознание". В 1777 г. Н. выпустил 22 №№ "Санкт-Петербургских Ученых Ведомостей" (2 изд. А. Н. Неустроева, СПб., 1873), выходивших еженедельно и примыкавших еще к первому периоду его деятельности.

Это был журнал ученой и литературной критики, поставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с ученым миром Запада, с другой - выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических.

Нравоучительный элемент в "Ведомостях" весьма слаб, но он становится господствующим в "Утреннем Свете" (1777-80), ежемесячном журнале, который Н., прекратив "Ведомости", стал издавать с сентября 1777 г., сначала в Петербурге, а с апреля 1779 г. - в Москве.

Здесь явились "Нощи" Юнга, "Мнения" Паскаля, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиэтистов и мистиков. "Утренний Свет" издавался Н. при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьев и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ.

В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Н.: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения.

Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.

Уже в ноябре 1777 года Н. открыто было Училище при црк. Владимирской Божией Матери на 30 или 40 чел., с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским.

В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при црк. Благовещения на Васильевском острове).

Оба эти училища существовали еще в 1782 г. (в пользу их издавались следовавшие за "Утренним Светом" "Московское Издание" и "Вечерняя Заря"); дальнейшая судьба их неизвестна.

В 1779 г. Херасков, который был куратором Моск. унив. и также масоном, предложил Н. взять в аренду университетскую типографию и издание "Московских Ведомостей". Н. переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности.

В Москве Н. встретил кружок масонов, людей, преданных тем же интересам нравственности и самопознания (В. И. Лопухин, С. И. Гамалея, И. Е. Шварц, кн. Трубецкой и Черкасский, И. П. Тургенев, несколько профессоров университета, княгиня В. А. Трубецкая).

В этом кружке теоретическая мысль Н. окончательно окунулась в масонство, не остановившись и перед розенкрейцерством с его алхимическими бреднями.

Но этот мистический туман не остановил и не помешал просветительной деятельности Н., нашедшей большую опору в И. Е. Шварце (см.), с которым Н. "сделался на всю жизнь, до самой смерти Шварца, неразлучным". Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Н. менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из нее в 24 года ее существования до поступления в руки Н. Наряду с издательством книг, Н. поднял и значение "Московских Ведомостей" (см. соотв. статью), к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 г. Н. издавал продолжение "Утреннего Света", под названием "Московского ежемесячного издания" (см. соотв. статью); затем следовали в 1782 г. "Вечерняя Заря" (см. соотв. статью), в 1784-85 гг. "Покоящийся Трудолюбец", в котором Н. возобновил свою борьбу с крепостным правом.

Своей издательской деятельностью он хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой своих мистических воззрений.

На 448 названий книг, изданных Н., насчитывается 290 книг светского содержания, и затем значительное число книг духовного содержания, не касающихся масонства.

Считая книгопечатание "наивеличайшим из всех изобретений" и общественную самодеятельность надежнейшим орудием к распространению просвещения, Н. еще в "Живописце" 1773 г. высказал мысль об учреждении "Общества, старающегося о напечатании книг". Мысль эта, восполненная идеей Шварца о подготовлении, при посредстве университетских сил, надежных учителей, была осуществлена в "Дружеском Ученом О6ществе" (см. соотв. статью), которое затем слилось с Типографической компанией, учрежденной в 1784 г. со складочным капиталом в 57500 р. и с поступившим от Н. запасом книг на 320000 р. по продажной цене. Ежегодный доход Компании превышал 40000 р., достигая в иные годы 80000 р.; после закрытая Компании в 1791 г., несмотря на обширный сбыт изданных ею книг, их оставалось еще без малого на 700000 р., не считая 16856 книг сожженных (как зловредные) и 7158 книг, переданных в университет и Заиконоспасскую акад. С целью удешевления книг Н. вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеррв, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но даже и в деревнях.

В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10000 р., при Н. и под его влиянием число их возросло до 20, и книг продавали они ежегодно тысяч на двести.

Он же учредил в Москве первую библиотеку для чтения.

В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надобно было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях свое патриотическое призвание.

Люди, близкие к тому времени и к самому Н., утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению.

Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем еще не знакомо было русское просвещенное общество: общественное мнение.

Наряду с книгоиздательскими предприятиями Н. шла и педагогическо-благотворительная деятельность его кружка.

Последняя достигла наибольшего развития в голодный 1787 г., когда Н. в широких размерах оказывал помощь голодающим.

Средства к этому доставил гвардейский офицер Григорий Максимович Походяшин, сын верхотурского ямщика и уральского горнозаводчика, который отдал в распоряжение Н. все свое громадное состояние и, умирая в бедности, услаждал свои последние минуты тем, что с умилением смотрел на портрет Н., указавшего ему истинный путь жизни. Стремясь и умея соединять людей для совместного труда, Н. пробудил самостоятельность русского общества.

В этом был источник его успеха, но в этом же, по условиям времени, была и причина его гибели.

Деятельность Н. была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензии (в 1784 г.) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных.

Н. делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно учебных книг по дешевой цене; но Чернышев тем временем умер, и Н. пришлось выдать комиссии вознаграждение.

Напечатанная Н. "ругательная" история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена.

В 1785 г. было повелено составить изданиям Н. опись и передать их на рассмотрение московского архиеп.

Платона, который должен был также испытать в вере самого Н. В своем донесении (янв. 1786 г.) архиеп.

Платон разделил издания Н. на три разряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные франц. энциклопедистами, он считал зловредными.

О вере Н. Платон писал: "Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как H." В марте 1786 г. Н. была вновь разрешена торговля книгами, но часть их была опечатана.

Отзыв Платона не рассеял недоверия Екатерины к Н. Еще задолго до истечения срока контракта Н. на аренду университетской типографии императрица не один раз повторяла распоряжение, чтобы типографию больше Н. не отдавать.

Потеря университетской типографии (1789) была для Н. весьма чувствительна, хотя в распоряжении его и остались типографии Компании.

В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим кн. Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством.

Он посылал на Н. доносы, вызвавшие отправление в Москву гр. Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Н. В 1791 г. Н. должен был, однако, прекратить существование Типографической компании.

В апреле 1792 г. Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Н., в противность закону, книг церковной печати.

Прозоровский послал для ареста Н., который серьезно больной жил в Авдотьине, гусарскую команду, так перепугавшую детей Н., что они всю жизнь после того страдали нервными припадками.

Не находя доказательств против Н., Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени Шешковского и представлял о неудобствах передачи дела Н. обыкновенному суду. Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 г. повелела тайно перевезти Н. в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский.

Наконец, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Н. в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т. е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "обнаруженные и собственно им признанные преступления", "хотя он и не открыл еще сокровенных своих замыслов". Из напеч. во II т. "Сборника Историч.

Общества" вопросных пунктов, какие поставлены были Н., и его ответов видно, что Н. обвинялся в "гнусном расколе", в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герц. брауншвейгским и др. иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели), в сношениях с вел. кн. Павлом Петровичем (сношения масонов с великим князем ограничились поднесением ему нескольких книг, которые он сам пожелал иметь). Все эти обвинения указ 1 августа относит не к одному Н., а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Н., хотя он даже не считался главой московских масонов.

Собственно против одного Н. выставлено было обвинение в нарушении данной им в 1786 г. подписки не торговать книгами, признанными зловредными; но в этом не было "государственного" преступления, да и не менее виноваты были книгопродавцы, знавшие, что берут у Н. запрещенные книги и даже сами их у него выпрашивавшие.

Даже кн. Прозоровский был поражен исходом дела Н.: "Я не понимаю конца сего дела, - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники". Еще Карамзин, выразивший сочувствие к судьбе Н. в своей оде к Милости, искал причины осуждения Н. не в официально выставленных против него обвинениях и, между прочим, на первом месте поставил раздачу Н. хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств.

Всего вероятнее, что Н. пострадал за всю свою, слишком, по тогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность.

Четыре с половиной года провел Н. в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-р Багрянский (см. соотв. статью).

Имп. Павел I в первый же день своего царствования освободил Н. Н. был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818) прожил почти безвыездно в своем Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине до сих пор сохранилась благодарная о нем память (ср. об этом ст. Ярцева в "Историч.

Вестн.", 1894 г., № 11). Ср. Лонгинов, "Н. и московские мартинисты" (М., 1867); Незеленов, "Ник. Ив. Н., издатель журналов 1769-85 гг." (СПб., 1875); его же, "Н. в Шлиссельбургской крепости" ("Историч.

Вестн.", 1882 г., № 12); ст. Якушкина в сборнике общества любителей российской словесности "Почин" на 1895 г. (М., 1895); Ключевский, "Воспоминание о Н. и его времени" ("Русская Мысль", 1895 г., № 1); Пыпин, "Времена Екатерины II" ("Вестн. Европы", 1895 г., № 7); В. Н. Сторожев в "Книговедении". -* {Брокгауз} Новиков, Николай Иванович автор и издатель журналов, основатель типографской компании в Москве, развивший до чрезвычайных размеров торговлю книгами при Екат. II, масон; политический деятель.

Род. 27 апреля 1744 г., † 1818 г. 31 июля. {Половцов} Новиков, Николай Иванович - книгоиздатель и публицист XVIII в. Родом из дворянской семьи среднего достатка.

Учился у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской гимназии, откуда был исключен "за леность и нехождение в классы". С 1762 служил в гвардии.

В 1767 был прикомандирован в качестве секретаря к комиссии по составлению проекта нового Уложения.

Систематическая работа Н. как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического журнала "Трутень" , за которым последовали сатирические же издания - "Пустомеля" , "Живописец" и "Кошелек" . В 1772 выпустил "Опыт исторического словаря о российских писателях". В 1773 приступил, при поддержке Екатерины, к изданию памятников ("Древняя Российская Вивлиофика" и др.). Переехав в Москву и взяв в аренду Московскую университетскую типографию, Н. начал издавать газ. "Московские ведомости" с разнообразными "прибавлениями", ряд журналов, напечатал огромное количество книг (всего Н. было издано около 1 000 названий), придал небывалый размах книжной торговле, вовлекая в нее провинцию (см. "Литературные издательства"), завязывая отношения с иностранными комиссионерами.

В Москве окрепли связи Н. с масонами (в масонскую ложу он вступил еще в 1775) и через проф. Шварца, сделавшегося его ближайшим сотрудником, - с "братством златорозового креста" - розенкрейцерами.

В 1784 возникла знаменитая "Типографическая компания" - крупнейшее по тому времени издательское и торговое дело на паях, с большим количеством подсобных учреждений, солидным капиталом и доходами.

Со второй половины 80-х гг. XVIII в. деятельность розенкрейцеров начала вызывать подозрительность правительства, усугублявшуюся под влиянием событий Великой французской революции.

Ряд притеснений, чинимых Н. по предписаниям Екатерины, закончился арестом его в 1792 и разгромом всех его предприятий (сожжение ряда изданий и т. п.). Сам Н. был приговорен к "нещадной (т. е. смертной) казни", замененной ему 15 годами заключения в Шлиссельбургской крепости, где он оставался до конца царствования Екатерины.

Литературно-общественная работа его была прервана навсегда.

В своей издательской деятельности Н. делал сознательную установку на "читателей из мещанства и купечества". Огромный успех своих сатирических журналов ("Живописец" при жизни Н. выдержал 5 изданий) сам он объяснял тем, что "у нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаются", которые приходятся "во вкус мещан". Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией проникнуты сатирические журналы H. (H. являлся не только издателем журналов, но в значительной степени их автором; однако установить точный объем его авторства не представляется возможным в виду анонимности всего помещавшегося материала).

Главной мишенью сатиры в журналах Н. служит высшее дворянское общество - "большие бояре", "придворная знать", "титлоносные", "случайные" люди. Сатирик беспощадно бичевал их пороки: чванство "пятисотлетней породы", лень, невежество, легкость нравов, модную поверхностную "французскую" образованность.

С большим сочувствием относился он к "наукой подкрепленному" рядовому дворянству.

Но идеалом Н. оказался "мещанин" - "человек подлый, по наречию некоторых глупых дворян", на самом же деле "муж совершенный", носитель всех возможных добродетелей.

Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами - "Недоум", "Худосмысл", "Забыл-честь", - он противопоставлял "мещанина" "Чистосердова" и свое alter ego - выразителя всех основных мыслей издателя - некоего "Правдолюбова". Сатира Н. до известной степени отвечала намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего царствования дворянской оппозиции и стремившейся опереться против нее на "людей среднего рода", "создание" которых в России она считала своей прямой задачей.

Сама она стояла во главе первого сатирического журнала "Всякая всячина", вызвавшего к жизни все остальные, в том числе и сатирические издания Н. Но критикуя дворянство, орган екатерининского самодержавия, целиком державшегося на дворянских же крепостнических корнях, оставался на позициях внутриклассовой борьбы.

Н. в своей сатире сошел с этих позиций, атакуя дворянство с точки зрения другого класса - растущей буржуазии.

Не ограничиваясь нападками на "порочных" людей, Новиков нападал на "порочность" социальных порядков - феодально-дворянских основ екатерининской России.

Одной из центральных тем сатиры Н. являлось резко отрицательное изображение "рабства" - крепостничества, - в частности в "Живописце" напечатан замечательный "Отрывок из путешествия ***И. Т.", по мнению новейших исследователей принадлежащий Радищеву (см.) и во всяком случае явившийся прообразом знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву". По представлению "Всякой всячины" сатира должна быть лишена "меланхолии", т. е. мрачного изображения действительности, должна вестись в "улыбательном тоне", памятуя, что ее задача - "увеселять знатных людей". Резко оспаривая исходные позиции "Всякой всячины", называя проповедуемое ею "человеколюбие" "пороколюбием", "Трутень" Н. устами Правдолюбова объявлял целью сатиры "исправление пороков", а не "потакание оным", требовал от сатирика конкретного адреса - "критики на лицо". Полемика "Трутня" и "Всякой всячины", естественно, не могла оставаться только на лит-ой почве: орган Екатерины скоро заговорил на языке, "самовластью свойственном", грозя "уничтожить" своего противника.

Н. вынужден был пойти на уступки - ослабить остроту сатиры, торжественно изгнать с листов "Трутня" Правдолюбова за допущенные им "ругательства" против "Всякой всячины", а через некоторое время и вовсе "против желания" прекратить журнал.

Приблизительно та же судьба постигла и все остальные сатирические журналы Н. От издания к изданию сатира их становилась все менее "когтистой", все более бедной социальным содержанием.

Если в "Живописце", к сотрудничеству в котором удалось привлечь самое Екатерину, мы еще находим ряд смелых выпадов против крепостного права, хотя скоро и прекратившихся (обещанное продолжение "Отрывка из путешествия ***И. Т." так и не смогло появиться), то в последнем его сатирическом журн. "Кошелек" сатирическая тематика ограничивается исключительно нападками на французоманию и вообще пристрастие русского дворянства к иностранцам.

Нападки на культурный импорт из Европы стояли в прямой связи с нападками на импорт промышленный (см. в 6-м листе "Трутня", "Ведомость из Кронштадта" и мн. др.), с ориентацией Н. на "отечественную" промышленность.

При крайней отсталости русских экономических форм того времени и обусловленных ими "национальных" идеологий это сообщало безусловно прогрессивной по своим основным тенденциям деятельности Новикова-сатирика выраженно-реакционный привкус (боевой патриотизм, преклонение перед "добродетелями предков" и вообще "здоровыми" началами русской действительности - религиозностью и т. п., - противопоставляемыми "французской заразе" - философии Вольтера и энциклопедистов).

Важной социально-общественной роли сатирических журналов Новикова соответствовало их выдающееся историко-литературное значение; из галереи сатирических зарисовок Новикова черпала впоследствии сатира Грибоедова ("французик из Бордо"), Пушкина (светский модник - прообраз Евгения Онегина) и др. Библиография: I. Сатирические журналы Новикова "Трутень", "Живописец", "Кошелек" переизданы А. С. Сувориным ("Дешевая библиотека", №№ 326а, 326б, 327, 328 и 329). II. Тихонpавов Н., Новиков, Сочин., т. III, ч. 1-2, М., 1898; Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, изд. 4-е, СПб, 1909; Боголюбов В., Новиков и его время, М., 1916; Ключевский В. О., Воспоминания о Новикове и его времени, "Очерки и речи", 2-й сб. статей, П., 1918; Семенников В. П., Книгоиздательская деятельность Новикова и Типографической компании, П., 1921; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. III, изд. 2-е, дополн., М. - Л., 1925. III. Лонгинов М. Н., Сочин., т. I, М., 1915 (стр. 582-586 - главнейшая литератуpa о Н.); Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, М., 1924 (стр. 42-44 - разработка темы "Н. И. Новиков в свете новых материалов и исследований"); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва, 1924. Д. Благой. {Лит. энц.} Новиков, Николай Иванович - просветитель, издатель и журналист, один из известных деятелей отеч. масонства.

Род. в с. Тихвинское Моск. губ., в бедной и незнатной дворянской семье. Учился в гимназии при Моск. ун-те. Не закончив ее, поступил на военную службу.

В чине унтер-офицера участвовал в дворцовом перевороте Екатерины П. В те же годы активно занимался самообразованием и работой в Комиссии депутатов, созданной для сост. новых законов.

Выйдя в отставку, посвятил себя изд. сатирических ж. "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек" (1969-1774), на страницах к-рых обличались обществ. пороки, невежество, галломания, произвол чиновников, крепостное право. Влияние идей западноевроп.

Просвещения не только не привело Н. в лагерь рус. "вольтерьянцев", но стимулировало его религ. искания.

В 1775 он вступает в масонскую ложу "Астрея". Масонство Елагина, Рейхеля, шведская система не могли удовлетворить Н., т. к. "работы" в них велись формально и на уровне низших степеней посвящения.

Жажда "света истины" и нравств. идеала, в конечном счете привели Н. к сближению с И.Г.Шварцем и розенкрейцерством - как ему казалось, наиболее глубоким и теоретичным учением.

Одновременно Н. публикует сотни кн. по многим отраслям знания, переводы соч. древних и совр. философов, учреждает "Типографическую компанию", издает ж., газ. Организует в Москве избу-читальню и школу для детей разночинцев.

В результате придворных интриг и недовольства Екатерины II деятельностью моск. масонов в 1792 Н. был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

После смерти императрицы освобожден.

Остаток дней проводит в бедности в своем небольшом имении Авдотьино.

Мировоззрение Н. носит религ.-антропоцентрический характер.

Религия, филос., искусство, науки должны иметь нравств.-практич. смысл и служить делу познания и улучшения человеч. природы. "Ежели ученый все свои познания не устремит к совершенному разрешению одной загадки: на какой конец человек родится, живет и умирает, то он достоин сожаления и со всеми своими знаниями есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому об-ву" (Избр. соч. М.-Л., 1951. С.406). Самопознание человека как совершеннейшего творения есть кратчайший путь к богопознанию.

Законы природы, открытые человеком, произведения искусств и ремесел - все должно служить приобщению его к "царству духовного". Оно невозможно без веры в Бога, бессмертие души, без помощи свыше. В деле нравств. возрождения человека многое также зависит от разумного направления его свободной воли и обществ. установлений.

Полит. деспотизм, как и быстрая "перемена в управлении", революции и войны приводят к упадку "наук и художеств", порождают невежество и разврат, а, следовательно, богопротивны.

По мнению Н., обретению человеком смысла своего существования благоприятствуют: полит. стабильность, относительная свобода в об-ве и материальный достаток.

Соч.: Избр. соч. М.-Л., 1951; Избр. произв. русских мыслителей 2-й половины XVIII в. Т.2; Избр. педагогические соч. М., 1959; Избр. соч. М., 1961; Смеющийся Демокрит.

М., 1985. А.И.Болдырев

(1799 – 1852)

Пожалуй, не найдется другого русского художника, которому при жизни досталось столько славы и поклонения, а от учеников и начинающих художников – обожании, почти обожествления. С похожих утверждений начинается почти всякое повествование о Карле Брюллове.

Слава эта была вполне заслужена и достигнута в первую очередь грандиозным полотном «Последний день Помпеи». По меркам своего времени его Помпея отвечала господствующим представлениям о «всеобъемлющем гении»: огромная картина, где представлено подлинное историческое событие, с использованием реального античного антуража, со знанием того самого места, где происходило событие.

Живой стиль современности, романтизм, соединен с вечной красотой классики. Другое дело, что не прошло и десяти лет после смерти Брюллова, как обнаружилось, что на путях, которыми двигалось русского искусство пример, уроки Брюллова оказались, как бы и не нужны.

Зато эти уроки были хорошо усвоены академизмом, которому Великий Карл преподал умение перехватывать художественные достижения и открытия современности, соединять современность и «вечную» красоту.

В сознании второй половины 19 века Брюллов оказался накрепко спаян с академизмом, который исполнял роль вечного оппонента и даже врага «всего передового».

Возвращаясь же непосредственно к творчеству Карла Брюллова, еще раз подчеркнем его наиболее характерную особенность – гармоничное сосуществование и черт академической школы, и черт романтизма, и стремление к исторической правде. Многие современники, а еще больше и потомки, упрекали Брюллова за то, что он якобы шел на некий компромисс. На самом деле это было осознанное художественное видение великого мастера: Брюллов именно так, а не иначе понимал свой путь в искусстве.

Но все эти размышления отступают перед простым фактов – Карл Брюллов был художником, что называется, «от Бога», возможно, величайшим гением в русском искусстве, живописцем колоссальной, непревзойденной силы и мастерства.

За что бы он ни брался, будь то исторические полотна, портреты или акварели, все его работы бесспорно становились именно произведениями искусства в прямом значении этих слов.

Карл Павлович Брюллов (до 1822 – Брюлло) родился 12 (23) декабря 1799 в С.-Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло. Его предки происходили из Франции. Брат архитектора и художника А.П.Брюллова.

Учился в ИАХ (1809-1821) в классе исторической и портретной живописи у А.И.Иванова и А.Е.Егорова. В период обучения получил все возможные академические награды. В 1821 за картину «Явлении Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского» (ГРМ) награжден большой золотой медалью и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника.

В 1822 Карл Брюллов вместе с братом был послан в Италию пенсионером ОПХ. По дороге посетил Дрезден и Мюнхен. В 1823-1835 жил в Италии. В 1834 ездил в Париж, где экспонировалась его картина «Последний день Помпеи» (ГРМ). В том же году избран почетным вольным общником ИАХ.

В 1835 был вызван императором Николаем I в Россию, совершил путешествие по Греции и Турции. Из Константинополя выехал в Одессу, оттуда в Москву, где пробыл с января по май 1836.

С 1836 до 1849 жил и работал в С.-Петербурге. Преподавал в Академии Художеств, среди его учеников были А.А.Агин, Т.Г.Шевченко, Ф.А.Моллер, А.В.Тыранов, А.Н.Мокрицкий, Г.К.Михайлов и другие.

В 1836 Брюллов получил звание профессора 2-й степени, минуя звание «назначенного» в академики и академика, в 1846 – профессора 1-й степени. Карл Брюллов – почетный член АХ в Милане, Флоренции, Болонье, Парме, Академии Св.Луки в Риме. Почетный член МХО (с 1844).

В 1849 уехал по состоянию здоровья из С.-Петербурга на остров Мадейра. По пути посетил Польшу, Бельгию, Англию, Португалию. Совершил поездку по Испании. Весной 1850 переехал в Италию. Умер 23 июня 1852 года в Манциане близ Рима.

1. Брюллов Карл «Автопортрет» 1816 Картон, акварель, белила 14,5х9 Государственная Третьяковская галерея 2. Брюллов Карл «Автопортрет в мундире ученика Академии Художеств» 1813-1816 Бумага, итальянский карандаш 21,8х16,9 Государственная Третьяковская галерея

5. Брюллов Карл «Двое обнаженных натурщиков» 1813 Бумага, графитный карандаш, сангина 60х45,3 Государственный Русский музей

Художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.

Биография

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.

С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».

В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, то есть родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.

В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.

Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище

До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину «Осада Пскова» (1839—43; не окончена).

Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); «Автопортрет», (1848).

Последние годы

В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.

В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».

Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю)1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

Влияние

Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки , не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля .

· Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко , будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов, по просьбе Жуковского, написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.