Описание картины "опять двойка".

Федор Решетников, знаменитый и талантливый художник, родился на территории нынешней Украины. Отец его был иконописцем, но не смог сопровождать его на жизненном пути, так как рано ушел из жизни. Трехлетним мальчиком Федор остался круглой сиротой, потеряв обеих родителей. С тех пор о нем заботиться старший брат Василий.


Жизнь не баловала талантливого художника. Он начинает рано зарабатывать на жизнь, помогая своему брату. Позже Решетникову удается поступить на обучение на художественный факультет, где его способности не остались незамеченными. Мастера назовут виртуозом графического шаржа, а его работы получат высшие государственные награды.


Если вы любите курить хорошие сигары, тогда купить качественный табак в Москве вы сможете на сайте eurotabak.ru по выгодной цене.


К самым популярным полотнам мастера относится картина «Опять двойка». Истец увлекается детской тематикой в 40-50-х годах ХХ века. Известно, что когда-то он даже думал стать преподавателем. В этот творческий период появляется ряд полотен на детскую тематику. Произведение «Опять двойка» признано одним из лучших и считается хрестоматийным.

История написания

История написания картины довольно банальна. Это просто вырванный сюжет из жизни советского школьника. Хотя, по началу, эта работа художника должна была быть наполнена другим смыслом и выйти в мир под названием «Опять пятерка». Но для человека, увлекающегося сатирой, такое произведение было бы вне общих рамок.


Содержание полотна разработано на основе посещений мастером школы. Чтобы максимально удачно воплотись в своей работе замысел, Федор Павлович внимательно наблюдал за учениками и старался изучить их реакции на те или другие этапы учебного процесса. Изменить сюжетное направление полотна художника подтолкнула ситуация, когда отличник не смог справиться с заданием и, естественно, получил неудовлетворительную оценку.

Сюжетные особенности

Сюжет картины Решетникова «Опять двойка обрел большую популярность благодаря приближенности к реальной жизни учащихся. В свое время она выполняла функцию образца бытовой советской живописи, а репродукции ее украшали страницы советских учеников.


Датируется полотно 1952 годом. Основными персонажами являются члены одной семьи – мать и ее трое детей. На заднем фоне привлекают внимание две детали – часы-ходики с одной стороны двери и отрывной календарь с другой. Последняя деталь присутствует на еще одной работе художника, которая принесла ему славу – «Прибыл на каникулы». Основа полотна – быт обычной среднестатистической семьи. Подобная домашняя обстановка была характерна для большинства жилых помещений тех времен.



Главную роль художник отдал десятилетнему мальчику-подростку. По внешнему виду персонажа видно, что сегодня был не совсем удачный день для него. Возможно, он долгое время катался на коньках или играл с друзьями на улице, не особо торопясь домой после уроков. Небрежность мальчика свидетельствует о его неаккуратности. Одет он в расстегнутое зимнее пальто с оторванной пуговицей, наверное, оно защищало его не только от холода, но и от падений и ударов в играх со сверстниками. В одной руке школьник держит портфель, такое же потрепанный и перевязанный, как и пальто. Можно предположить, что функциональность портфеля была несколько расширена за счет использования его в качестве санок или мяча.


Из портфеля едва заметно выглядывают коньки. О весело проведенном времени на улице свидетельствуют щеки, что покрылись румянцем от мороза, покрасневшие уши и растрепанные волосы.


О переживаниях по поводу низкой оценки и общем душевном состоянии школьника можно судить по его потупившим глазам, опустившей голове и огорченном виде. Наверное, он предусматривает дальнейшее развитие ситуации и пытается вызвать сожаление у близких. Судя по обстановке, двойка не первая, а очередная, поэтому сценарий поведения мальчику знаком.


Возможно, горе-ученик неоднократно сталкивался с подобной неприятностью, и каждый раз обещал матери хорошо учиться, готовить домашние задание и слушаться учителей. Но, разве учеба – это единственная забота в его переполненной яркими красками, увлекательной молодой жизни. В подростковом возрасте школа и уроки уходят далеко из первого плана и иногда о них можно забыть. Наверное, это двойка стала причиной тому, что мальчик так задержался из школы, ведь гораздо приятнее поиграть во дворе, чем опять выслушивать недовольство матери и насмешки младших.


Единственным в этом доме встречает ученика с радостью собака. Молодой хозяин ей очевидно небезразличен. Белый с рыжеватыми окрасами песик очень уж хочет поиграть, упирается на грудь лапками, повиливает хвостом, смотрит преданными глазами и пытается лизнуть виновника.


Огорченная мать сидит, сложа руки. Она выглядит уставшей. Возможно, ей только-только удалось присесть, оставив домашние дела. Грустный вид школьника дает понять ей, что в школе опять проблемы. Мать не в силах заставить сына хорошо учиться, поэтому взирает на него полными тоски и упрека глазами. Все в комнате застыли в ожидании, тишину прерывает только тиканье маятника часов, сопение мальчика и едва слышные мамины вздохи.


Сестра школьника прямая противоположность двоечнику. Аккуратная, с заплетенными в косички волосами и красным шарфиком на шее, она выкладывает на обеденный стол, застеленный скатертью, учебники. Наверное, готовится выполнять домашнее задание. В ее взгляде улавливается упрек. Она осуждает брата за то, что тот постоянно приносит матери огорчения.


Возле женщины крутится еще один ее сын, младший, который возможно даже рад, что так сложилась ситуация. Не только ему одному достанется сегодня за проказы и детское баловство. Он с улыбкой поглядывает на старшего брата, который и стал причиной семейного совета.


Картина Федора Решетникова «Опять двойка» воплощает реалии того времени, изображая обычную бытовую сцену. Ведь сколько школьников во все времена отдавали предпочтение не учебе, а детским и подростковым весельям.


На сегодняшний день она находится в Москве в Третьяковской галерее.

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» знакома людям разного возраста. Знакомство с ней происходит ещё в школьные годы: на уроках русского языка ученики подробно разбирают историю и сюжет картины, знакомятся с творчеством великого советского художника, а затем, как правило, пишут по картине сочинение.

Федор Павлович Решетников

Решетников Федор Павлович родился в середине июля 1906 года в небольшом украинском селе Сурско-Литовском. Ещё в детские годы узнал он, что такое горе. Едва ребёнку исполнилось 3 года, как его родители умирают. Федор остался жить со старшим братом, который ходил по деревням и расписывал церкви. Тогда-то Федор и приобщился к миру живописи. Он старался помочь своему брату художнику: растирал краски, мыл кисти.

Но и сам маленький Федя пытался тайно рисовать. Понимая, как тяжело было брату содержать его, Федор уходит из дома. В это время в стране шла Гражданская война. Приходилось работать в разных местах, постоянно меняя профессию. Он пробовал быть и плотником, и шахтёром, и маляром.

Только после окончания войны Федор смог поехать в столицу, чтобы поступить в Художественный театр. Пробовал он себя и в разных живописных направлениях : в графическом шарже, как художник-репортёр.

Во время войны Федор Павлович работал военным корреспондентом. В это время он открыл для себя детскую тему. Первой его картиной о детях стало полотно «Достали «языка». За свою жизнь известный художник создал много картин, но самыми известными стали:

  1. «За мир»;
  2. «Достали «языка»;
  3. «Прибыл на каникулы»;
  4. «Опять двойка».

Опять двойка

Однажды Федор Решетников решил написать картину про отличника . Он пришёл в школу, и учителя посадили его в конце класса, чтобы он мог наблюдать за детьми и делать свои зарисовки. Ребята подумали, что это была какая-то проверка, поэтому терялись и смущались. Когда учитель вызвал к доске одного из отличников, то он тоже растерялся. И, несмотря на то что задача была несложная, так и не смог её решить. Мальчик настолько был испуган, что ему даже не помогали подсказки из класса.

Сначала Федор пытался нарисовать этого мальчика в классе, но все наброски не нравились художнику. Он даже заменил учителя, но все было не то. И вот тут художнику пришла идея перенести мальчика из школы в семью. Много подготовительных эскизов было сделано до того, как начать картину.

Главные герои

Федор Решетников при написании картины «Опять двойка» долго подбирал героев для своего полотна и искал натурщиков для персонажей картины:

  1. Мальчика.
  2. Старшей сестры.
  3. Младшего брата.

Главного героя художник нашёл во дворе, когда проходил мимо детей, играющих в футбол. Он обратил внимание на вратаря. Вскоре уже мальчик позировал в его мастерской, стоя с опущенной головой. Но этого Решетникову было мало, и он решил ввести в свою картину ещё одного главного персонажа. Однако пёс никак не желал стоять на задних лапах. Художник покупал ему колбасу, а хозяину пса приходилось держать над ним лакомство, пока Федор Павлович делал эскизы.

Сюжет

Действие картины происходит в зимний день в квартире, где живёт большая семья. Ещё утром день казался прекрасным и замечательным, все ребята ушли в школу. Только младший ребёнок остался дома с мамой, катаясь на велосипеде.

Живёт семья в большой квартире, где несколько комнат. У ребят есть своя спальня, но уроки они учат обычно под присмотром мамы в большой комнате. На стенах тёмно-синие обои, а распахнутая белая дверь позволяет немного рассмотреть и соседнюю комнату. И если большая комната тёмная, в ней мало света, то в соседней комнате есть небольшое окно, на подоконнике которого стоит комнатный цветок. Стена украшена отрывным календарём и старинными часами. На тёмном паркетном поле в большой комнате лежит красный ковёр. Он чист и аккуратен.

Не успела мама закончить все свои дела, как из школы пришли старшие дети. Сначала вернулась девочка, которая тут же похвасталась маме своими хорошими оценками. Она прилежная ученица и всегда старается помочь маме, не огорчать её. Старшая дочь аккуратно одета и расчёсана. Не только тёмная школьная форма, красный пионерский галстук и заплетённые косички говорят о её аккуратности, но и учебники, которые она также бережно выкладывает на стол, чтобы учить уроки.

В это время из школы возвращается и мальчик - главный герой картины. Не раздеваясь, он сообщает маме и всей семье, что опять получил двойку в школе. Мама, уставшая и огорчённая, садится на стул. Её руки опускаются на колени. Видно, что женщина целый день занималась домашними делами, сильно устала и эта новость сына её очень огорчила и расстроила. Мама одета в тёмную юбку и розовую блузку. Чтобы не запачкать одежду, она поверх неё надела красный фартук, а на голову - косынку.

Младший мальчик, увидев состояние матери, перестал кататься и прижался к ней. Ребёнку на вид года четыре. Он одет в тёплые коричневые штаны и светлую рубашку, поверх - полосатая жилетка. Короткая и аккуратная стрижка выдаёт заботу мамы.

Главный герой картины печален . Ему стыдно за то, что опять огорчил всю семью, поэтому он старается не смотреть на маму. Он ещё не успел снять коричневое пальто с искусственным мехом. Тёплый шарф согревает шею мальчика, а тёмные штаны и сапоги тоже выдают заботу мамы, которая собирала ребёнка в школу.

Портфель у мальчика старый и потрепанный. Может быть, он достался ему после сестры, а мальчик много раз потом на нём скатывался с горок или же ставил его вместо ворот, когда с друзьями играл в футбол на пустыре. Портфель с трудом закрывается, ведь в нём лежат не только учебники и тетради, но и сменная обувь.

И только одно живое существо радуется приходу мальчика . Это его четвероногий друг - пёс, который, услышав своего хозяина, стал лаять, а теперь лапами стал ему на грудь и преданно, с любовью смотрит ему в глаза. Радуясь, что мальчик наконец-то вернулся из школы, собака весело машет хвостом. Она понимает, что для неё настали весёлые минуты, когда ребёнок будет с ней резвиться, бегать и играть.

Собаке совсем неважно, что мальчик получил в школе, так как он вернулся домой и оказался рядом. Пёс скучал по мальчику, пока тот был в школе. А ребёнку стыдно, поэтому он и старается не смотреть на уставшую и печальную маму. Мальчик отводит глаза и даже не обращает внимания на собаку.

Эта картина Решетникова вызывает лишь только положительные эмоции и чувства , так как вся семья, изображённая на полотне - дружная и крепкая. Несмотря на то, что мальчик, изображённый Фёдором Павловичем, получил плохую отметку, хочется верить, что из него вырастит настоящий человек, который будет заботиться не только о своей семье, о своей маме, о животных, но в сложных ситуациях не струсит и поступит мужественно и отважно.

Художник Фёдор Решетников. История создания картины «Опять двойка!»

Фёдор Павлович Решетников (1906 - 1988) – советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Народный художник СССР (1974).
Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова.

Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

«Переэкзаменовка» - картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.

Местонахождение картины: Горловский художественный музей.

Картина «Переэкзаменовка» является тематическим продолжением картины - «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.

Хотя картина является определенным продолжением другой картины того же художника, «Опять двойка», это не полное сюжетное продолжение. Действие первой картины происходит явно в городской квартире, а в картине «Переэкзаменовка» показан уже социально другой - сельский - двоечник. А может быть, дело происходит на даче, куда заботливые родители вывезли своего ненаглядного двоечника и заставили готовиться к переэкзаменовке.

Жаркий летний день, на лужайку высыпала вся местная детвора - это хорошо видно из окна дома, где сидит злой и несчастный человек лет десяти и вынужден готовиться к переэкзаменовке. Да не хочет он смотреть в эти книги и тетради, он даже отвернулся от них. А в открытое окно влезают друзья, зовущие на улицу, лишь приумножая муки несчастного человека.

Как очень часто на жанровых полотнах художника, с главным персонажем сосуществует верный домашний друг - собака, она тоже не выходит на свежий воздух, храня верность другу-двоечнику.

Все на этом полотне построено на контрастах: скорбь на лице главного героя - и веселые беспечные лица ребятишек в окне; неподвижная поза двоечника - и оживление на лужайке; яркий солнечный свет - и затененная часть сельского дома, где происходит основное действие картины - страдания за учебником.

А на стене комнаты, где мается несчастный человек, репродукция картины «Опять двойка», словно подчеркивает преемственность темы.

А вы знали, что знаменитая картина "Опять двойка" - это вторая часть художественной трилогии?

Первая часть - "Прибыл на каникулы". Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник. "Прибыл на каникулы" - картина народного художника СССР Фёдора Решетникова в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину (совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин») художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.

"Прибыл на каникулы"

Произведение посвящено радостному событию - предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором. Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее. Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.

Вторая часть - "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку.
Опять двойка - картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году.
Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.


"Опять двойка"

Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда - расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки - выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд - всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.
Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.
На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова - «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика - суворовца, приехавшего в гости к дедушке.

Композиция картины классическая - трёхчастная, трёхплановая, в основе - треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.

Третья часть - "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» - картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.
Местонахождение картины: Горловский художественный музей.


"Переэкзаменовка"

Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника - «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.

Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.
Создавать образ двоечника художнику помог его сосед - подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.
Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему - «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».