Пау-вау бывают закрытые и открытые.

Пау-вау (также pow-wow , powwow , pow wow или pau wau ) - собрание североамериканских индейцев . Название произошло из языка наррагансетт , от слова powwaw , значащего «духовный лидер».

Современный пау-вау - специфическое мероприятие, на котором американцы и индейцы собираются танцевать, петь, общаться, обсуждать индейскую культуру. На пау-вау проходят танцевальные соревнования, зачастую с денежными призами. Пау-вау может длиться от нескольких часов до трёх дней, а важнейшие пау-вау могут длиться и до недели.

«Пау-вау» в старых американских вестернах часто называли любое собрание индейцев.

Организация

Организация, как правило, начинается за несколько месяцев, а то и за год, людьми, входящими в так называемый пау-вау комитет. Пау-вау спонсируют племенные организации, American Indian community within an urban area , Native American Studies program и American Indian club , а также различные другие организации.

Мероприятия

Начало


Пау-вау обычно организовывается в несколько больших кругов. Центральный круг - танцевальная площадка, рядом с которой находятся столы, барабанщики и сидячие места для танцоров и их семей. Рядом находятся круги для корреспондентов и зрителей, рядом с которыми находятся лавки, в которых можно купить еды, сделать татуировку, купить диски с музыкой, украшения, сувениры, кожаные изделия и прочее .

Открытие

Пау-вау начинается с Большого Выхода, с молитвы. Большой выход ведёт Eagle Staff , сопровождаемый флагом, затем идут танцоры, на одном из барабанов играется вступительная песнь. У этого действа имеется сакральное происхождение, на многих пау-вау его запрещено фотографировать и снимать на видео.

Далее танцоры входят в главный круг в особом порядке: традиционные мужские танцы, мужской танец на траве, мужская прихоть (импровизация), традиционные женские танцы, женский танец со звоном, женская прихоть (импровизация). Дети и подростки придерживаются того же порядка. После Большого Выхода Мастер Церемонии приглашает уважаемого члена сообщества провести инициацию. Один из главных барабанов, не игравших песнь Большого Выхода, играет Песнь Флага, сопровождаемую Песней Победы, на протяжении которой флаги устанавливают на столе Мастера Церемонии.

Танцы


Простейшие танцы - круговой танец , crow hop (исполняются под северный барабан), песня кражи лошади (южный барабан), также «double beat», «sneakup» и, среди традиционных женских танцев и танцев со звоном, «sidestep».

Мужские танцы

  • Fancy Dance или Fancy Feather Dance (северный и южный стили)
  • Northern Traditional (на севере называется просто «мужской традиционный»)
  • Southern Straight
  • Grass Dance

Женские танцы

  • Traditional
  • Buckskin and Cloth
  • Fancy Shawl
  • Jingle Dress (исцеляющий танец)

Музыка

Музыка пау-вау - сочетание барабанов, пения и танцев.

Барабаны

Good drums get the dancers out there, good songs get them to dance well. Without drum groups there is no music. No music, no dance, no powwow .

На пау-вау может быть множество барабанов, но на каждом пау-вау есть главный барабан, который пользуется наибольшим авторитетом. Члены групп барабанщиков часто являются родственниками, семьями. Группы часто называют по семейному имени, по географическому расположению, названию племени. По традиции, на барабанах играют только мужчины, а женщины должна сидеть перед ними для большей гармонии. С 1970-х женщины стали барабанить вместе с мужчинами в аккомпанемент, или петь, октавой выше, песни . Сегодня существуют как смешанные, так и состоящие лишь из женщин группы барабанщиков.

Этикет барабанщиков

Для понимания этого этикета нужно учесть, что к барабану относятся как к уважаемой персоне. Этикет крайне важен. Он различается от региона к региону. Барабан - центральный символ пау-вау в Оклахоме, там они располагаются в центре танцевальной площадки (в свою очередь, образовывая круги). Южные барабаны расставляются по четырём сторонам света. Северные барабаны расставляются вне площадки. Люди приносят музыкантам воду и всячески помогают при необходимости .

Пение

the drum only helps them keep beat. Dancers key on the melody of the song. Rhythms, tones, pitch all help create their "moves" .

Песня по структуре состоит из четырёх зарядок , пения хором и четырёх тем.

Талантливые певцы поют также не в ритм, ставя слова между ударами барабана, не ориентируясь на них и «это, возможно, самое большое препятствие для понимания не-индейцем индейских песен» .

Пау-вау в России

Пау-вау - большой круг на российской Радуге , проводящийся традиционно дважды в день, утром и вечером. Когда приготовлена общая еда, от основной поляны начинают хором звать на пау-вау, и этот зов передаётся по всей территории Радуги. На пау-вау стараются собраться все присутствующие. По традиции, на Радуге все встают в круг, и, держась за руки, поют «ом ». После этого в кругу делаются объявления, добровольцы раздают приготовленную еду.

В России также проводятся и более близкие к американским пау-вау фестивали, значительно меньшие по размерам. Они проводятся в среде так называемых индеанистов. Индеанисты занимаются изучением индейской культуры, в основном североамериканских племён.

Пау-вау в России проводятся ежегодно в Санкт-Петербурге, Москве, Сибири. О культуре российских индеанистов подробно рассказывает фильм «Красная Сила» (режиссёр Андрей Ветер).

См. также

Напишите отзыв о статье "Пау-вау"

Примечания

  • Hatton, O. Thomas (1974). «Performance Practices of Northern Plains Pow-Wow Singing Groups», Anuario Interamericano de Investigacion Musical , Vol. 10, pp. 123-137.
  • Kyi-Yo (2007). Kyi-Yo Celebration . Kyi-Yo student organization, Native American studies, University of Montana.
  • Nettl, Bruno (1989). Blackfoot Musical Thought: Comparative Perspectives . Ohio: The Kent State University Press. ISBN 0-87338-370-2 .
  • Roberts, Chris (1992). Powwow Country . ISBN 1-56037-025-4 .

Ссылки

  • Сайт пау-вау сообщества: календарь, музыка (англ.)
  • Бесплатное круглосуточное радио пау-вау музыки (англ.)
  • больше информации о традициях и этикете (англ.)

Отрывок, характеризующий Пау-вау

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.
Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал.
Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова.
– А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят…
– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
– Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать.
– Видно плетью обуха не пег"ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании.
– Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит.
13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите.
– Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.
– Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал.
Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание.
– Mon prince, je parle de l"empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу.
– Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою.
Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было.

В первую неделю ноября под Атлантой в парке Стоун Маунтин традиционно проходит Индейский фестиваль и Пау-вау — традиционно танцевальное соревнование индейцев. Пау-вау идет ежедневно в течении четырех фестивальных дней с полудня и до вечера.

Эта фотоистория о там, как начинается Пау-вау.

1. На Пау-вау под Атланту съезжаются со всей Джорджии окрестных штатов. На фото — участник фестиваля готовится к Пау-вау. Рядом с машиной на специальной подставке — костюм танцора.

2. Пау-вау организовано в несколько кругов. Центральный круг - танцевальная площадка диаметром 30 метров, рядом с которой находятся места для барабанщиков, а также сидячие места для танцоров и их семей. Далее - круги, образованные лавками для зрителей.

4. Участники Пау-вау в ожидании выхода в центральный круг.

5. Открытие Пау-вау начинается под бой барабанов с Большого Выхода, который ведет Eagle Staff (на фото - в красном берете и униформе). За ним следуют знаменосцы с американским флагом и знаменем POW/MIA.

6. Следом в порядке старшинства движутся танцоры.

7. Когда мужчины в танце проходят полный круг, к танцу присоединяются женщины. Их наряды более скромные, а танцы - более сдержанные.

8. Ведущий Пау-вау объявляет выходы участников и комментирует происходящее.

9. В центральный круг приглашаются ветераны и участники боевых действий. Ведущий Пау-Вау напоминает о том, что индейцы всю историю Америки несли военную службу, от войны между Англией и Францией времен колонизации Америки и до современных конфликтов в Ираке и Афганистане, поэтому ветераны почитаются индейцами особо.

10. Индейцы вместе с ветеранами проходят в танце еще один круг.

11. Молодые участники Пау-вау приветствуют ветеранов.

12. На этом вступительная часть Пау-вау (Выход) заканчивается, и в круг выходят участники танцевального соревнования. У каждого участника - персональный номер.



1 Посмотрите на фотографии и прослушайте музыку. Как вы думаете, что такое Пау-Вау? Прочитайте текст, чтобы узнать.

Сбор Наций

Каждый год цветы и музыкальные ритмы индейской культуры оживают на Пау-вау по всей Америке. Альбукерке Пау-вау в Нью-Мексико
является крупнейшим и самым зрелищным индейским празднованием в Северной Америке. Более 3000 танцоров представляют более 500 различных индейских племен из США и Канады на пау-вау.
Мероприятие всегда начинается с Великого Выхода Танцоров. Танцоры выходят на арену группа за группой через все четыре входа. Вскоре арена взрывается цветами, звуками и движением. В конце мероприятия вручаются призы лучшим танцорам и певцам.
Индийский рынок торгашей также очень привлекателен для людей, приезжающих в пау-вау. Индийские художники демонстрируют им традиционные промыслы. Красиво оформленные украшения и очаровательные сумки, это лишь некоторые товары из тех которые продаются. Здесь есть также продуктовые лавки, где можно отведать угощения, такие как энчиладас, пресная лепешка или tostados.
Альбукерке Пау-вау - это великолепный праздник. Это один из самых красочных и зрелищных мероприятий в США.

2 a Прочитайте еще раз и отметьте предложения как T (истина), F (ложь) или Ns (Не указано).
1 Пау-вау в Альбукерке является единственным событием такого рода в США.
2 Осталось не так много различных индейских племен.
3 Лучшие танцоры занимают призовые места.
4 Каждый делает свои собственные костюмы.
5 Только коренные американцы могут посещать Пау-вау.

b Соотнесите слова, выделенные жирным шрифтом с их значением.
впечатляет продавец стадион экспонат
всплески стенды прохладительные напитки ремесла

3 Прослушайте и прочитайте текст. Сделайте заметки под заголовками. Используйте свои заметки, чтобы рассказать своему партнеру все о Пау-Вау Альбукерке.
что это и где это происходит
что делают люди
питание и музыка
что люди думают о нем

4 Проект: Узнайте об интересном культурном мероприятии в вашей стране. Сделайте заметки под заголовками в Упр.3. Используйте свои заметки, чтобы написать небольшую статью о нём для школьного журнала (60-100 слов).

Английские оригиналы текстов, переведенных выше:

Pow-Wow
The Gathering of Nations
Every year the colours and musical rhythms of Native American culture come alive at pow-wows all over America. The Albuquerque Pow-Wow in New Mexico is North America"s biggest and most spectacular celebration of the Indian way of life. More than 3,000 dancers represent over 500 different Indian tribes from the USA and Canada at the pow-wow.
The event always begins with the Grand Entry of Dancers. The dancers enter the arena group by group from all four entrances. Soon the arena explodes with colour, sound and movement. At the end of the event there are prizes for the best dancers and singers.
The Indian trader"s market is also a great attraction for people coming to the pow-wow. Indian artists display their traditional handicrafts. Beautifully designed jewellery and charm bags are just some of the items on sale at the market. There are also food stalls where people can taste treats such as enchiladas, bannock or tostados.
The Albuquerque Pow-Wow is a magnificent celebration. It is one of the most colourful and entertaining events in the USA.

    Если заехать в резервацию нации Сквомиш - X̱wemelch’stn , – что аккурат под мостом Lions Gate в Ванкувере во время ежегодного собрания североамериканских индейцев - Пау-вау - то можно стать свидетелем очень колоритного среза культуры первых народов континента. Причем довольно обалдевшим свидетелем.

    Пау-вау - культурное событие, на которое собираются представители племен со всего континента для того, чтобы сравнить свои умения в игре на барабанах, в песни и, главное - в танце на траве. Иногда в контексте соревнования с призовым фондом, но иногда и просто показательно. Бывают как публичные пау-вау, так и закрытые для белого человека. Обычно пау-вау длится от нескольких часов до трех дней (как здесь, в Ванкувере), но самые важные собрания могут проходить и в течение недели.

    Саундтрек пау-вау:

    Название мероприятия произошло из языка наррагансетт , от слова powwaw, значащего «духовный лидер», и было подхвачено англоязычными колонистами, называвшими так любое собрание индейцев, а затем и вовсе любое собрание, особенно высокого уровня.

    Сейчас использование слова пау-вау в контексте любого другого собрания считается неуважением к культуре аборигенов.

    В танце дыма, например, - с постоянно нарастающим темпом - танцор старался перетанцевать барабанщика.

    Эта женщина не только здорово лупит в барабаны, но она еще и организатор этого мероприятия.

    Собственно, ряд с барабанами и родственниками участников - второе кольцо от центра.

    Или вот еще - одежда участников ни в коем случае не должна называться «костюмом» - правильное ее название - «регалия».

    И ни к самим людям ни к их регалиям нельзя прикасаться без их разрешения.

    Вообще попробуйте представить или, хотя бы, поверить - на Пау-вау бледнолицый вроде меня будет себя чувствовать исключительно гостем, которого пустили одним глазком подсмотреть за культурой и жизнью первых народов.

    Кстати, чего у индейцев Британской Колумбии всегда завались - это лосося. Дело в том, что общины аборигенов находятся как бы над законом о естественных ресурсах и вместо государственного контроля за их добычей с помощью лицензий и норм единственное ограничение которое существует на вылов того же лосося - это повеление вождя и старейшин о том, сколько рыбы можно поймать в этом сезоне чтобы осталось будущим поколениям.

    Так индейцы ловят в реке Капилано:

    Самое интересное что индейцы могут продать вам рыбу и могут продать ее довольно много (чем они и занимаются), но тут же вас имеет право остановить рыбнадзор и сделать эту рыбу для вас золотой. Даже при наличии рыболовной лицензии вы будете виноваты за превышение нормы вылова, не говоря уже о том, что рыба поймана не на крючок.

    А так лосось жарится на гриле индейским методом:

    Очень красиво, очень здорово пахнет, но мой на BBQ - намного нежнее.

    На Пау-Вау на завтрак, обед и ужин - лосось с кукурузными лепешками (indian tacos).

Время Пау Вау - это такой индейский способ встретиться вместе, поучаствовать в танцах, пении, увидеть друзей, возобновить старую дружбу и познакомиться с новыми людьми.

Это - время подумать о старых путях и ощутить богатое наследие, оставленное предками.

Есть несколько разных историй того, как появилось Пау Вау. Некоторые полагают, что Пау Вау трансформировалось из танцев военных обществ понка и других племен Южных Равнин.

Другая версия такова - когда индейцев загнали в резервации, правительство также вынудило их проводить танцы для приезжей публики. Перед каждым представлением они проходили через весь город торжественным шествием, который является началом Великого Входа.

Певцы Пау Вау - очень важные фигуры в индейской культуре. Без них не будет никаких танцев. Песен имеется великое множество, от религиозных до военных и социальных.

Поскольку разные племена собирались вместе, они стали делиться своими песнями, часто изменяя их структуру так, чтобы певцы разных племен могли присоединиться. В связи с этим появилась практика использования "vocable" (пения без слов) для замены слов в старых песнях. Таким образом, в некоторых современных песнях полностью отсутствуют слова.

И все же, они несут немалую смысловую нагрузку для того, кто знает песню. Много песен поётся на родном языке; какие-то из них написаны недавно, какие-то старые, перепетые заново. Эти песни напоминают индейцам о прежнем образе жизни и богатом духовном наследии.

Танцоры всегда занимали особое место в жизни индейцев. Большинство танцев, проводимых на Пау Вау - социальные, которые, возможно, имели различные значения в старые времена. Хотя стили и содержание танцев изменились, их значение и важность не потерялись. Танцевальные костюмы, как и любая одежда, постоянно видоизменяются. Пау Вау - это не застывшая культура, а яркий и изменяющийся образ жизни.

Пау Вау организовывается комитетами, которые начинают работать за много недель до праздника. Всем происходящим на Пау Вау заправляет МС. МС работает совместно с Управляющим Арены, чтобы Пау Вау прошло организовано и гладко. Эти два человека трудятся, не покладая рук, чтобы объединить собравшихся людей в кругу танца и дружбы.

Пау Вау начинается с Великого Входа. Это - выход всех танцоров на арену. Первоначально это было парадом через весь город, в котором проводилось Пау Вау. Даже сегодня на некоторых Пау Вау практикуется проведение подобных торжественных шествий. Во время Большого Входа обычно просят всех встать, так как на Арену выносятся флаги. Обычно выносят флаг США, флаги Племен, флаг Пау Вау и традиционные орлиные жезлы разных племен. Их обычно несут ветераны. Индейцы уважают флаг США, несмотря на все беды, которые они пережили в этой стране. Флаг имеет двойное значение. Во-первых, это напоминание обо всех предках, которые боролись против этой страны. Это - также символ Соединенных Штатов, частью которых теперь являются индейцы. Флаг здесь также является напоминаниемо людях, которые боролись за эту страну.

За ветеранами следуют важные гости Пау Вау - племенные лидеры, Принцессы, Старейшины и организаторы Пау Вау. Затем - мужчины танцоры. За мужчинами следуют танцоры- женщины. Как только все вышли на арену, песня прекращается и начинается новая - в честь Флага и Ветеранов. После молитвы, танцы обычно продолжаются несколькими Раунд Денсами. После Раундов начинают Интертрайбл, во время которого под барабан танцуют все присутствующие.

ПАУ ВАУ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Пау Вау, Wacipi на языке дакота, был первоначально весенним праздником возобновления жизни. Люди собирались петь, танцевать, знакомиться и общаться друг с другом. Пау Вау имели религиозное значение, которое теперь проявляется только в виде церемоний чествования. В традиции дакота/лакота Пау Вау было так же молением Вакантанке. А вообще слово "пау вау" происходит из языка алгонкинов.

Пау Вау до сих пор имеют огромное значение в жизни индейцев и проводятся каждый выходной в пик сезона с июня по сентябрь. Множество семей "движутся по кругу", кочуют от праздника к празднику и получают от этого огромное удовольствие. Соревнования в пении и танцах, относительно недавнее новшество, сейчас стали основой каждого Пау Вау.

Круг, значимый символ у индейцев, широко используется во время Пау Вау. Танцоры находятся в середине круга, барабаны и зрители располагаются вокруг. Пау Вау несет людям магию Круга.

ВЕЛИКИЙ ВХОД

Великий Вход - парад танцоров, с которого начинается каждое Пау Вау. В Круг выносят традиционное Орлиное Знамя, а за ним Флаги Америки, Канады, штата и племенные флаги. Лидеры и почетные гости следуют за флагами. За ними идут традиционные танцоры, танцоры травы, танцовщицы танца с шалями и танцовщицы джингл дресс. За ними следуют мальчики и девочки в том же порядке. Последними выходят совсем уж малыши.

Танцоры движутся по часовой стрелке или по солнцу вокруг арены. Их танцевальные костюмы (в оригинале "outfit", так как оказывается, слово "костюм" считается унизительным для традиционного танцора - прим. переводчика) и степ, которым они движутся, показывают всем, какой именно танец танцор будет исполнять.

(Вильям К.Пауэрс в своих статьях в Amer . Ind . Art . Magaz . Осень1994 и Wisp . Wind . Vol .29 #2 , анализируя терминологию лакота для танцевальных нарядов, доказывает,что слово КОСТЮМ вполне отвечает лакотскому термину WOKOYAKE , используемому для описания одеяний и регалий для танцев. А, например, вышивальщицаСандра Эрайвит из резервации Форт Холл в Айдахо, говорит: « Никогда не называйте наши одежды паувау - костюмами. Клоуны носят костюмы.» Так что, это лишний раз подтверждает, что сколько индейских племён - столько и разных мнений. Прим.Мато Сапа ) .

После великого входа поется песня флага, а затем происходит благословление предстоящих танцев. Орлиное Знамя помещают на центральный шест выше Американского Флага, чтобы показать, кто здесь главный. После этого танцы начинаются.

ТИПЫ ПЕСЕН

Песни создаются и исполняются по поводу всевозможных событий - великих входов, различных видов танцев и церемоний чествования. И хотя они отличаются друг от друга темпом, словами и эмоционально, структура у всех песен Пау Вау одна.

Есть песни для всех случаев: песни чести, ветеранские песни и военные песни. Много песен дорезервационного периода уже стали забываться под давлением новых. Некоторые певческие группы поют только свой материал, другие же наряду со своими песнями исполняют и чужие. Песни не записываются, а пишутся на пленку, а затем разучиваются танцорами и певцами. Певцов ценят не за сладкоголосость. На Северных Равнинах песню поют фальцетом, наращивая к концу песни темп и энергию исполнения. Звукоизвлечение происходит практически горлом. Зачастую громкость и качество исполнения зависят напрямую от развития брюшной мускулатуры.

К мужчинам иногда присоединяются женщины; они поют на октаву выше. Женщины могут "улюлюкать" в специальных местах в песне, чтобы усилить эмоциональный фон песни.

БАРАБАН

Некоторые барабаны являются семейной собственностью, другие же дарятся группе. Старые барабаны сделаны из шкур оленя, лося, лошади или бизона, но современные бас-барабаны вполне можно приобрести в магазине.

Для певцов барабан значит намного больше, чем просто музыкальный инструмент. Это живое существо. Некоторые группы проводят церемонии освящения барабана и даже дают ему имя. В барабане кроется могущественный дух. Ему подносятся дары и у некоторых барабанов есть собственные Священные трубки. У некоторых племен барабан символизирует сердцебиение, у других - магическую силу удара грома. Слово "барабан" символизирует всю группу в целом.

МУЖСКОЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ТАНЕЦ

Мужской традиционный танец родился, когда военные отряды возвращались в лагерь и "танцевали" историю сражения, или, когда охотники "танцевали" свое выслеживание добычи.

Костюм выполнен в приглушенных цветах. (Скорее выполнентрадиционными материалами. Прим. Мато Сапа ) Обычно он украшается бисером и иглами дикобраза, бастл из орлиных перьев символизирует круг и единство. Перья, устремленные вверх, символизируют связь между Великим Духом и всем сущим на земле. Танцоры, зачастую ветераны, танцуют со щитами, оружием, традиционными флагами, магическими обручами, чтобы подчеркнуть свой статус воинов. Своими движениями они копируют повадки животных и птиц.

(Есть несколько версий происхождения и символики Бастла. По одной он назывался в ранних военных сообществах Омаха - Вороний Пояс, и действительно чучела воронов закреплялись сзади на поясе. Черноногие говорят, что он символизирует магическую связку. Обычно она носилась за спиной и, как считалось, защищала владельца от вражеской магии и стрел (Дветорчащие«антенны» илидлинные перья). По другой часто встречающейся версии, это поле битвы, на котором два противника в окружении хищных птиц и стервятников, ждущих поживы! Прим. Мато Сапа )

МУЖСКОЙ ТАНЕЦ ТРАВЫ

Известный танец Травы или танец омаха зародился в племени омаха приблизительно в 1860-е. Костюм для этого танца отделывается длинной яркой бахромой, которая символизирует пучки травы, которые в старину затыкали за пояс. Многие танцоры носят роуч, бастл кроу и орлиный свисток, которые изначально являлись регалиями общества омаха. (Не следует путать современный Grass Dance с традиционным Peji Wachipi девятнадцатого века. Как и Jingle Dress с соответствующим танцем, наряд относится к традициям племён Северной Дакоты, Монтаны, Канады. В частности,равниннымоджибве, равнинным кри и канадским лакота и дакота. Подобно Джингл Дресс,стиль костюма - старинный, а танец претерпевал как подъёмы популярности, так и забвения. Современный Танец Травы появился в резервациях Южной Дакоты в 1960-х, претерпел некоторые изменения в соответствии со вкусами сиу, а затем уже в 1980-х распространился повсюду в его нынешней форме. Из - за мелодии с высоким пением и прыгучего ритма он привлёк молодое поколение певцов и танцоров. Но некоторые сторонники старинного традиционного стиля называли новое звучание «картофельными чипсами (potato chips ), из-за песен, в которых часто повторялось слово Танец (Wachipi , chip , chip , chip elo .В современном костюме Танца травы отсутствует бастл, или какое-либо его подобие, а роуч становится всё длиннее и длиннее, порой доходя до поясницы танцора. Прим. Мато Сапа )

Танцоры покачивают головами в такт ударам барабана, успевая на один удар сделать несколько движений головой. У хорошего танцора перья на роуче всегда находятся в движении.

МУЖСКОЙ ФЕНСИ ТАНЕЦ

Фенси танец относительно нов. Для него используются яркие раскрашенные бастлы. Считается, что придумали все это в Оклахоме в начале 1900-ых, когда промоутеры принуждали танцоров украшать свои костюмы. Стимулировалось это танцевальными соревнованиями на денежные призы, и всестарались, кто во что горазд.

Этот танец исполняют, в основном, мальчики и молодые люди. Базируется он на стандартном "двойном степе" традиционного танца и танца Травы, но с добавлениями причудливой работы ног, большей скорости, элементов акробатики и разнообразных движений тела. Это весьма свободный стиль танца. Танцоры должны следить за меняющимся темпом барабана, и когда он замолкает, резко застывать с обеими ногами на земле.

(Одна из версий появления Мужского Фэнси звучит так:в период Первой Мировой Войны,когда основное мужское население резерваций Оклахомыбыло призвано на войну, а старики, подавленные и угнетённые катастрофическимиизменениями традиционной жизни, впали в депрессию. Подростки для того, чтобы их матери и сёстры могли выжить, стали танцевать для туристов. А так как взрослых воинов, тех кто мог бы научить их старым традициям почти не осталось, то они и танцевали как могли, со всей фантазией и задором, соответствующим их возрасту, и наряды делали не из орлиных перьев, а из индюшинных и куриных, что мы и сегодня видим у танцоров в южных регионах. Два Бастла - это тоже характерная черта Фэнси. В ранних формах наряда для танца даже головной убор представлял собой вариант бастла на голове. Современная форма - всё же роуч, но достаточно короткий. Прим. .Мато Сапа)

ЖЕНСКИЙ ФЕНСИ ТАНЕЦ

Женский костюм танца с шалью состоит из украшенного платья длиной до колен, вышитых мокасин с леггинами, яркой шали и разных украшений. Стиль танца аналогичен мужскому, очень разнообразен, особенно часто используется вращение. Основой танца является работа ног.

ДЖИНГЛ (Дресс) ДЕНС

Считается, что джингл денс изобрели в Mille Lacs , штата Миннесота. В видении одному святому человеку явились четыре женщины в платьях джингл денс. Они показали ему, как делать их, под какие песни танцевать этот танец и как правильно его танцевать. Этот танец распространился по территории оджибва/чиппева, в 1920-х пришел к лакота и далее, на запад от Монтаны. Женщины многих племен теперь делают и носят эти платья, которые они увешивают сотнями металлических конусов.

МЕЖПЛЕМЕННОЙ ТАНЕЦ

Каждый, включая туристов, допускается до исполнения этого танца. Никакие регалии не нужны, это просто возможность для каждого потанцевать так, как он хочет и умеет.

УПАВШЕЕ ПЕРО ОРЛА

(Зрители стоят с непокрытыми головами. Фотографирование и видеосъемка запрещены)

Для дакота и большинства индейцев перо орла священно. Когда с костюма танцора падает орлиное перо, танец останавливают и проводят церемонию. Четыре традиционных танцора, обычно ветераны, танцуют вокруг пера в четырех направлениях и, обычно, делают четыре попытки поднять его. В то время как традиции племен разнятся меж собой, четыре - священное число для всех племен.

(На многих современных паувау, особенно коммерческих, танец не останавливают, как правило, Директор Арены или кто-либо из судей становится рядом с упавшим пером (если это перо Орла) , чтобы его случайно не затоптали. После окончания танца МС призывает танцора, его потерявшего , забрать у Распорядителя. В других, более традиционных ситуациях (не соревнованиях) четверо традиционных танцоров танцуют рядом. Человек обронивший перо при получении его обратно обязан что-то дать взамен тому, кто поднял для него это перо. Если такой случай происходит, то заслуженный ветеран сначала рассказывает свою «военную историю» и после отдаёт перо. Те же правила действуют и для любой другой части костюма, за исключением мелких куринных перьев или отдельных бусини т.п. Но потеря любогоиз элементов костюма сразу снижаетбаллы танцующего и шансы на победу в Контесте (Соревновании). Поэтому МС, как правило, особо привлекает внимании танцоров к тому, чтобы они тщательно готовили свои наряды. Прим. Мато Сапа )

ПЕСНИ ЧЕСТИ

(Зрители стоят с непокрытыми головами)

Песни чести исполняются для вернувшегося сына, или выздоровевшего родственника, да, в общем, по любому поводу. Некоторые люди имеют их собственные песни чести, в то время, как для других используются "родовые". Для исполнения песни чести можно потребовать родную группу чествуемого или его любимую.

ЧЕСТВОВАНИЕ ВЕТЕРАНОВ

Ветеранов всегда высоко чтят среди всех племен. Они выносят флаги и поднимают упавшие перья орла.

Уважительное отношение к ветеранам - неотъемлемая часть культуры индейцев, зародившаяся, когда жизнь племени напрямую зависела от количества и "качества" воинов. Быть воином было целью жизни. Ветераны почитались за то, что они готовы были отдать свои жизни для того, чтобы их народ жил. Сегодняшних ветеранов почитают за то же самое. В некоторых племенах храбрость ценится среди четырех основных достоинств мужчины: великодушие, мудрость, сила духа и храбрость.

ТАНЕЦ ДАРЕНИЯ

Танец Дарения был у всех племен. В отличие от обществ, где вручают дары за что-то выполненное, у индейцев считалось, что чествуемый человек должен раздавать подарки. Считалось, что вождь должен быть самым бедным человеком в лагере. Беспокоясь о благосостоянии своих людей, вождь раздавал одеяла, лошадей, еду и вообще все, в чем нуждались люди. Сегодня на Пау Вау регулярно проводятся обряды дарения в честь разных людей и событий.

ЭТИКЕТ ПАУ ВАУ

1. Не опаздывай. Организационный Комитет делает все возможное, чтобы все мероприятия начинались вовремя и проходили без задержек. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

2. На танцевальной площадке следует носить определенную одежду и вести себя соответствующим образом. Любого, кто не желает соблюдать правила, имеют право удалить с площадки. (Если Вы собираетесь танцевать, наденьте танцевальный костюм.)

3. Скамейки вокруг площадки предназначены для танцоров. Если танцор хочет занять место на скамейке, он должен положить туда одеяло перед тем, как выйти танцевать. Пожалуйста, не садитесь на чужое одеяло, если у вас нет на то разрешения хозяина. Непокрытые скамейки считаются свободными.

4. Слушайте МС. Он объявит, кто должен танцевать и когда.

5. Уважайте Ведущего Мужского и Женского Танцоров. Их положение дает им право первыми выходить на танец. Пожалуйста, подождите, пока они не начнут танцевать, а потом уже присоединяйтесь.

6. Танцуйте, как и сколько сможете. Когда вы не танцуете, не шумите и уважайте танцевальную площадку.

7. Поймите, что стоящим позади вас плохо видно. Отойдите в сторону или присядьте, чтобы и другим было хорошо видно.

8. Проявите уважение и встаньте во время песни флага и песен чествования; во время "специальных" песен подождите, пока те, кто заказал песню, не пройдут в танце полный круг, а затем присоединяйтесь к ним. Если Вы не танцуете, продолжаете стоять, пока песня не закончится.

9. Танцуя на любом Пау Вау, соблюдайте протокол группы поддержки. (То есть следуй правилам, принятым на этом паувау, согласно племенным особенностям. Прим. Мато Сапа )

10. Некоторые песни требуют, чтобы Вы танцевали, только если вы знаете суть танца или имеете право участвовать. Быстрые танцы - змейка, бизоний, и т.д. требуют знания особых степов и правильности исполнения. Если Вы не знакомы с этими танцами, наблюдаете и учитесь. Следите за движениями Ведущих Танцоров и запоминайте. Только Ветеранам можно танцевать некоторые ветеранские песни; слушайте МС и все поймете.

11. Песня Флага, или Индейский Национальный Гимн поются при поднятии или опускании Американского Флага. Пожалуйста, встаньте и снимите шляпы во время его исполнения. Это - не песня для танца.

12. Пау Вау мероприятие некоммерческое. Оно зависит от пожертвований, лотерей, Танца Одеяла , и т.д., которые проводятся для его финансовой поддержки. Пожертвования являются неким способом почитания кого-либо. Любой участник может положить деньги на одеяло, чтобы помочь организаторам с расходами. Поддержите Комитет и покупайте билеты лотереи.

13. Некоторые вещи, особенно ритуального характера, могут носить только определенные люди. Уважайте традиции.

14. Раздачи подарков, проявление индейского великодушия, проходят на многих Пау Вау. При получении подарка получатель благодарит всех тех, кто раздает дары.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Все особые события и раздачи даров должны быть согласованы с МС. Во время танцев в субботу вечером проводятся только "специальные" мероприятия Организаторов.

Если вы хотите заказать песню в честь кого-то, певцы никогда вам не откажут, т.к. прекрасно понимают, что танцевать ее с удовольствием будут все танцоры. Пожалуйста, помните, что за это певцам подносятся деньги, которые передают через МС. Они приложат все усилия, чтобы все заказы были выполнены и все остались довольны.

15. Барабаны будут закрыты, пока не будет разрешения от Ведущего Певца. Все присутствующие барабанные группы приглашаются к участию в пении. Пожалуйста, зарегистрируйтесь сначала, заявите о своем присутствии.

16. Если у вас возникли какие-то вопросы, проблемы и т.п., обратитесь к МС, Руководству Пау Вау или Ведущему Певцу. Они будут рады помочь Вам с вашими вопросами.

17. Возьмите стул. Большинство Пау Вау проводятся на открытых площадках и места сидения для всех обеспечить просто невозможно. Помните, что скамейки вокруг площадки - только для танцоров.

18. Никакого алкоголя или наркотиков. С этим строго.

19. Перед тем, как фотографировать, спроси разрешения у танцора. Групповые фотографии всегда хороши, но для этого надо иметь разрешение Комитета.

Помните, что на одном Пау Вау правила несколько отличаются от другого. Существуют другие правила и другие традиции. Другие не значит неправильные, они просто другие. Проявляйте уважение к чужим традициям.

БАРАБАНЫ ПАУ-ВАУ

Одна из самых важных вещей в жизни индейца - барабан. Целая культура сосредоточена вокруг барабана. Без барабана и певцов не было бы Пау Вау. Барабан стучит как сердце Матери Земли, и те, кто понимает, слышат это. Барабанный бой вселяет в сердце каждого гармонию. Танцуя, сидя за барабаном или просто слушая его, люди соприкасаются с Духом.

Быть Главным Певцом - большая честь. Человек, который удостаивается этой чести должен обладать большим опытом и знать много песен. И это не удивительно - с барабаном надо обращаться с огромным уважением.

За Главным Певцом остается первое и последнее слово, и он полностью контролирует все, что происходит за барабаном.

Закрытый барабан означает, что Главный Певец выбрал певцов, с которыми он хочет петь. На танцевальной арене может быть много отличных певцов, но они не садятся за барабан, если их не позвал Главный Певец. Главный Певец имеет право запевать все песни, если он не выбирает других запевал, которые будут помогать ему в этом. Главный Певец может открыть барабан по его усмотрению. Это значит, что любой может запеть в любое время. Как только певец занимает его место у барабана, он должен выполнять функции Главного Певца до перерыва. Если он вынужден отлучиться, он должен сообщить Главному Певцу. Находясь у барабана, певцы должны думать только об исполнении песен и не отвлекаться от единого темпа барабанного боя. Певцы не могут бросить барабан, и уйти танцевать. Если Главный Певец выбран, чтобы петь для танца, он будет очень стараться. Поэтому певцы, которых он выбрал, должны стараться для Главного Певца.

Песня начинается с запева, который поется Главным Певцом. Это помогает певцам и танцорам понять, какая песня будет исполняться. После запева остальные певцы подхватывают песню. В этот момент танцоры начинают танец. Усиленные удары в течение песни, иногда называемые "Ударами Чести", - время, когда танцоры чествуют барабан. В Северном пении эти удары стучат во время куплета. В Южном пении - между куплетами.

Кое-что еще для памяти:

Алкоголь за барабаном запрещен.

Женщины за барабан не допускаются, если они поют, то стоят во втором ряду за певцами. (Сегодня на пау-вау можно встретить и женские барабаны. Прим. Мато Сапа)

Если заказывают особую песню, тот, кто просит ее исполнить должен пожертвовать барабану.

Если деньги даются барабану за особую песню, Главный Певец может разделить деньги с певцами немедленно или ждать до окончания танца, он делит деньги среди певцов согласно их способности, он знает, кто на сколько выкладывается за барабаном.

Записывать песни можно только с разрешения Главного Певца.

(Многое из того, о чём говорится в этом материале, уже было нами рассмотрено, что-то дополняет, о чём не было сказано. Некоторые установки в определённой мере утратили свою актуальность на сегодняшний день.Тем не менее всё вместе представляет достаточно полную картинуструктуры любого пауваув Америке. Мы должны это знать, хотя у нас возможны свои вариации! Прим. Мато Сапа )

перевод Crow Dance, примечания Мато Сапа