Происхождение человека: творение или эволюция. Библейское происхождение человека

Священник Андрей Лоргус

Вызывает сомнение то, что профессор-биолог Алексей Кондрашов выступает с научной позиции, а не с мировоззренческой. Автор оценивает эссе священника Александра Овчаренко как верующий человек. Но верующий «наоборот».

Профессор пишет, что «само по себе рассматривается нами (биологами) как неоспоримый факт уже более 100 лет». А существуют ли в науке неоспоримые факты?

Даже самые известные научные факты периодически подвергаются серьезной критике и даже отменяются как таковые. Скорость света, возраст Земли, строение Космоса, происхождение пирамид – многое оспаривается. Нет, пожалуй, ни одного факта, который бы не подвергался , тем более в биологии.

Представляется, что «происхождение человека от обезьян» есть просто фраза. Если Алексей считает себя ученым, то использование фразеологизмов – это не научный подход, а именно мировоззренческий.

Биология – наука молодая, она вообще имеет дело с фактами очень странными. Вот, Алексей пишет: «100 лет». Но за 100 лет многократно изменилось отношение к антропогенезу. В течение всех этих «100 лет» в антропологии присутствует и полигенетическая теория происхождения человека, утверждающая, что человек произошел от разных видов и в разных частях Земли. Сто лет назад вообще не было речи о том, что человек произошел от некоего единого корня. Это только во второй половине ХХ века стало действительно научным убеждением, что человек имеет один корневой геном. Многие антропологи опровергали именно сомнением о едином предке человека.

И таких фактов много. Когда-то считалось, что неандерталец – предок человека. Теперь и в этом возникает сомнение. В современной биологии нет ни одного неоспоримого факта, который бы за сто лет не поменялся. Поэтому такое выражение выглядит ненаучно. А в качестве мировоззренческой фразы это возможно.

Сама фраза «рассматривается нами (биологами) как неоспоримый факт» похожа на идеологический лозунг. Так, например, в 60-е годы говорили: «наука доказала, что Бога нет», или «Гагарин в Космос летал и Бога там не видал, стало быть, Его нет». Это мировоззренческий контекст, идеологический, а не научный.

Предположение о происхождении человека именно от обезьяны и для биологии может быть сомнительным. Палеоантропологи говорят об общем предке человека и обезьян, но это точно была не обезьяна. И современная биология не знает того вида, который мог быть общим предком человека. 30 лет назад, когда я учился в университете на биофаке, профессор Урысон говорил, что вид гоминид, который претендует на звание общего предка человека и обезьяны, скорее из семейства лемуров. Как я понимаю, теперь и это подвергается сомнению.

Сам тип фразы «человек произошел от обезьяны» – это мировоззренческий фразеологизм конца XIX века, который на сегодняшний день, как мне кажется, научно неприемлем. Если говорить языком эволюционной биологии, то можно сказать, что человек произошел от некоего общего предка , общего для обезьяны и для человека. Так было бы грамотнее. И вот с этим, мы, христианские антропологи можем спорить, но спорить на научной почве.

Представляется сомнительным само по себе происхождение человека как вида, то есть изменение сотен и тысяч поколений видов, причем такое изменение, которое приводит к образованию нового вида. Оно не наблюдаемо, оно неповторяемо и тем самым не проверяемо. С точки зрения доказуемости оно очень зыбко. В действительности этот факт оспариваемый, и именно с научной точки зрения! Поэтому факт неоспоримости как раз может быть подвергнут сомнению .

Мы как ученые можем представить этот факт, который приводит Алексей, как факт, который нуждается в критическом отношении. Кроме того, это теоретический факт – результат некоего теоретизирования, сложного научного процесса, который дает возможность ученым прийти к какому-то выводу. Гипотеза происхождения человека из некоего вида гоминид есть акт теоретизирования, а не наблюдения. Здесь не применимы категории доказательства.

Вывод о происхождении человека от некоего вида гоминид – это именно вывод, а не факт. Тем более что это предположение о глубочайшем прошлом. И те научные методы, которые современная наука применяет для реконструкции прошедшего, необходимо обсуждать, обсуждать в пространстве других наук – физики, химии, геологии.

Оспаривать можно и сами методы. Среди них методы «относительной датировки», основанные на стратиграфии отложений. А методы абсолютной датировки, радиоуглеродный и др. не точны для стотысячелетнего прошлого. Почему же мы не можем оспаривать выводы, сделанные на таком не самом прочном основании?

На мой взгляд, «оспоримость» факта происхождения человек от других видов гоминид – действительно научна. Факт может быть оспорен, он может обсуждаться, и не надо говорить о том, что «наука однозначно его доказала».

Сам подход ученого, профессора А. Кондрашова немножко неуважительный по отношению к читателям «Православия и мира». Он считает, что мы – неучи, неграмотные люди, и не знаем, чем отличается научное мировоззрение от религиозного. С таким подходом у нас не может быть никакого диалога. Мы ведем диалог, мы открыты к диалогу, а это в частности значит, что всякий факт может быть оспариваемым.

Кстати говоря, эволюционная биология имеет различные теоретические подходы, прекрасно это знает и уважаемый профессор. Есть разные подходы к антропогенезу. Над этим думает и научный мир, и богословский мир, и антропологи разных направлений. Даже в эволюционистком подходе есть разные теории: Синтетическая теория, теория Коэволюции, Экосистемная недарвинисткая теория эволюции и др. Здесь есть, что обсуждать.

Я понимаю, что уважаемый профессор к своей науке биологии относится как к чему-то, в чем он очень уверен. Он как человек и в то же время как ученый – носитель веры , глубокого убеждения, что именно биология дает такой неоспоримый факт. Здесь имеет место его глубокая вера в то, что является, с его точки зрения, фактом. Ведь если бы этот факт был сомнителен, оспариваем, он не выступал бы с такой агрессией против священника, написавшего эссе. Но он выступает очень убежденно, что вполне понятно, если предположить, что сам «факт происхождения человека от обезьяны» является предметом веры профессора.

Это нормально, что он верует, имеет такую убежденность. Но это не имеет отношения к науке, потому что . И этот тип знания ученому в процессе постижения некоего знания может помочь.

Но наличие такой веры у ученого вызывает удивление. Потому что мы говорили о том, что неоспоримость факта – ненаучна. Наука вообще может сомневаться со времен Декарта. Почему Алексей считает этот факт единственным неоспоримым на всем свете – ведь все остальное оспоримо: и законы физики Ньютона, и законы Эйнштейна, а вот происхождение человека от обезьяны – неоспоримо? Значит – это предмет веры?

Я понимаю, что вера для ученого – необходимое условие знания. Без веры в свое знание и Декарт не составил бы своих гипотез, несмотря на то, что многие из них не были приняты. Но сам подвиг Декарта от этого меньше не стал.

Верить ученый может, имеет право. Алексей Кондрашов верит в происхождение человека от обезьяны. Но это не означает, что это научный факт. Профессор выступает в данном случае против религиозной веры в сотворение человека, и это понятно. Но он выступает как человек, верующий в мировоззренческий миф.

Как веру я допускаю такую «неоспоримость факта», как научное доказательство – нет.

Да, каждый может верить по-своему. И научные выводы могут быть очень разными, но они должны быть независимы от веры ученого, хотя сам интеллектуальный процесс может опираться на веру – это нормально.

И потом, в антропогенезе, в биологии, в истории, археологии так много перемен произошло за эти десятилетия, так много накоплено нового материала. И современный антрополог даже не представляет, кто чей родственник, кто чей предок. Такое количество современных взглядов на происхождение современных человеческих семей (языковых, генетических) не отвергает возможность критического отношения и попытки диалога в вопросах антропогенеза.

Нам, антропологам, богословам, биологам весьма нужен диалог в границах научного знания, но тогда нельзя говорить о неоспоримости, о том, что наука уже имеет точное мнение о том, как все было на самом деле. Надо говорить, понимая друг друга и то, какую методологию мы при этом применяем, в какой парадигме мыслим, а как веруем.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 10 КЛАСС

Задания со звездочкой повышенной трудности.

Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток

Вариант 1

1. Историография изучает

а) даты исторических событий и явлений

б) развитие письменности, помогает определить авторство документа

в) историю денежного обращения, монетной чеканки

г) концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки

2. Человек современного вида появился

а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад

в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад

а) возделывание злаков и выращивание животных

б) отсутствие частной собственности

г) существование соседской общины

д) возникновение племенных богов

е) преобладание собирательства

4. На рубеже IV-III тыс. до н. э.

а) возникли первые цивилизации б) началась неолитическая революция

в) появился человек современного вида г) зародилась религия

5. Установите соответствие между народами и их достижениями

1) создание шестидесятеричного счета

2) создание алфавита 3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид

а) шумеры б) китайцы в) финикийцы г) египтяне

6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи

а) буддизма б) даосизма

в) ведизма г) конфуцианства

7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом

а) аккадцы б) шумеры

в) ассирийцы г) хеты

8. На Древнем Востоке

а) возникла письменность б) произошел переход к кочевому скотоводству

в) появилось классическое рабство г) зародилась монотеистическая религия

д) зародилась демократия

9. Древневосточный правитель

а) имел неограниченную власть над подданными б) выбирался высшей знатью

в) имел лишь религиозные функции г) не имел никакой собственности

10*. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему

а) тотемизм б) анимизм

в) фетишизм г) магия

б) историю денежного обращения

в) даты исторических событий и явлений

г) значение гербов

2. Эволюционная теория происхождения человека создана

а) А. Тойнби б) Ч. Дарвином

в) М. Блоком г) Ф. Энгельсом

3. Признаки неолитической революции

а) существование родовой общины

б) второе разделение труда - выделение ремесла

в) преимущественно кочевой образ жизни

г) появление пахотного земледелия

д) переход к монотеизму

е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности

4. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился

а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э.

в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.

5. Установите соответствие между народами и их достижениями1) возникновение буддизма

2) создание клинописи

3) изготовление шелка а) шумеры

б) египтяне в) индийцы

г) китайцы

7. Небо считалось высшим божеством, правитель - Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идет о

а) Персии б) Египте

в) Индии г) Китае

8. В эпоху первобытности

а) появилась письменность б) были созданы первые государства

в) зародилась религия г) появились научные знания

д) произошел переход к земледелию и скотоводству

9. Для древневосточной деспотии характерно

а) участие народа в управлении государством

б) всеохватывающее господство государства над подданными

в) отсутствие налоговой системы

г) отсутствие письменных законов

10*. Высказывание «В истории существовали и существуют определенные типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для

а) цивилизационных теорий

б) исторической антропологии

в) теорий модернизации

г) сравнительного изучения истории

11*. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей

а) тотемизм б) анимизм

в) фетишизм г) магия

12*. Особенность финикийской цивилизации

а) создание крупнейшей империи Древнего Востока

б) значительное отставание в политическом развитии от других государств

в) создание первой монотеистической религии

г) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли

13. Дайте определение понятиям

а) исторический источник

б) неолитическая революция

Мир Античности

Вариант 1

1. Началом Античности историки считают

а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э.

в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.

2. Древнейший очаг греческой цивилизации

а) Афины б) Спарта

в) Иония г) Крит

3. Гражданин греческого полиса имел право

а) заниматься ремеслом и торговлей б) продать своего сына в рабство

в) участвовать в управлении государством г) отказаться от участия в военном походе

д) защищать свой полис от врага

5. Для греческой религии и мифологии были характерны

а) систематизированный характер мифологии б) единобожие

в) оформление единого греческого пантеона г) отсутствие храмов и культа

д) существование в каждом полисе своего пантеона богов

1) начало завоеваний Александра Македонского

2) установление республики в Риме

3) падение Западной Римской империи

а) 753 г. до н. э. б) 509 г. до н. э.

в) 336 г. до н. э. г) 395 г. н. э.

д) 476 г. н. э.

8. Юлий Цезарь

а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме б) стал римским императором

в) являлся одним из древнеримских царей г) был избран афинским стратегом

9. Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином», получил название _____________

11*. Характерные черты Спарты

а) военизированное государство б) демократическое политическое устройство

в) высшая власть принадлежит народному собранию г) полис олигархического типа

д) прямая демократия е) контроль власти над жизнью граждан

1. Окончанием Античности историки считают

а) V в. до н. э. б) IV в. до н. э.

в) III в. н. э. г) V в. н. э.

2. Выдающиеся архитектурные сооружения классической Греции находятся в

а) Спарте б) Афинах

в) Трое г) Микенах

3. Древнегреческий полис - это

а) город-государство с округой б) один из городов Греции

в) участок земли, принадлежащий на правах собственности

г) община полноправных граждан д) религиозное объединение

4. Появление истории как особой области знания было связано с именем

а) Гераклита б) Фидия

в) Геродота г) Перикла

5. Для греческой культуры были характерны

а) любовь к гладиаторским боям

б) большое внимание к наукам и искусствам

в) широкое распространение портрета

г) отсутствие монументальных зданий

д) изображение идеального человека

7. Установите соответствие между событием и датой

1) установление империи в Риме

2) легендарное основание Рима

3) распад Римской империи на Западную и Восточную

а) 753 г. до н. э. б) 509 г. до н. э

в) 27 г. до н. э. г) 336 г. до н. э.

Откроем Библию и посмотрим на миф происхождения человека от Адама и Евы. Первые (якобы) люди Адам и Ева родили двух сыновей – Каина и Авеля, никаких дочерей у них не было, никаких женщин и вообще каких-либо других людей на земле, якобы, не было. Потом Каин убил Авеля, на земле осталось всего 3 человека (Адам, Ева и Каин) и бог сослал Каина «в землю Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха». (Бытие 4: 16,17). Откуда жена у Каина появилась? На ком это он женился, на козе что ли? И весь последующий род Каина такой же, в папочку. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля и т. д. От кого они все рожают? Сами от себя что ли? Полный абсурд. Не читают люди Библию. А ведь, достаточно внимательно прочитать всего лишь одну страницу Библии и иудохристианский миф о происхождении человека лопается, как мыльный пузырь. Кроме этого, библейская история – это история только еврейского народа. Пусть Каин рожает от несуществующих женщин, евреи – народ хитрый, они всегда найдут от кого рожать. Ну, а другие то народы откуда произошли? Откуда произошли русские, белорусы, украинцы, татары, грузины, киргизы, казахи, таджики, литовцы, китайцы, японцы, индийцы, турки и сотни других народов? Какова история этих народов? Я лично – русский и по крови и по духу. Меня мало занимают похождения Каина и его еврейские хитрости, о которых, кстати, умалчивается. Я хочу знать происхождение русских и русской истории. Покажите, где это написано в Библии. Этого нет. Тогда зачем мне эта книга? И зачем эта книга всем другим народам, кроме евреев? А ведь, с каким пафосом христианские попы говорят, что их религия изучает не какие-то мелкие вопросы, а глобальные вопросы типа: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» Ну и что? И кто мы? Откуда мы произошли? Вместо логичной картины происхождения человека абсолютная глупость и отсутствие смысла. Такого нет даже в примитивных религиях. Почему бог создал человека таким несовершенным? Мог бы создать что-то и получше. А уж, если лучшего не сумел создать, то нечего всё время винить этого человека во всех смертных грехах. И законы божьи он не выполняет и бога плохо понимает и живёт не так. Кто же в этом виноват? В первую очередь, сам христианский бог, раз не сумел создать лучшего человека. Если думающий компьютер плохо играет в шахматы, то не он в этом виноват, а тот, кто его создал. Если бог – творец всего мира, то он отвечает за всё, что в мире есть и что в мире происходит. Христианская идея подобия богов и людей заставляет думать, что не бог создал человека по образу и подобию своему, а человек воображает себе богов по своему подобию. Вспомним остроумное замечание древнегреческого поэта и философа Ксенофана (VI—V вв. до н. э.): «Если бы кошки имели своего бога, то они приписали бы ему ловлю мышей». Продолжать описывать нелепости и абсурды иудохристианства можно очень долго. В данной книге для краткости остановимся на сказанном, а у кого будет время, может почитать в дополнение прекрасную книгу Лео Таксиля «Забавная Библия», в которой автор вскрыл и блестяще высмеял идиотизмы и бессмыслицы иудохристианства. Недостаток книги Таксиля в том, что он не увидел в иудохристианстве ничего кроме глупости, несусветицы и белиберды. Но, иудохристианство – это не просто белиберда, это вещь гораздо опаснее. Ведь, вся эта белиберда существует тысячи лет. Значит, это кому-то выгодно. И вся эта белиберда решает какие-то конкретные задачи. Таксиль не понял, что христианство пишется не для критически мыслящих людей, которых не много. Оно пишется для толпы и эти белибердовые писания, на самом деле, являются психологическими формами, бьющими не на разум, а на эмоции, отключающие сознание и программирующими личность через подсознание. Таксиль не понял, что иудохристианство – это серьёзное идеологическое оружие, суть которого мы разберём, но, поначалу, посмотрим на центральную идею христианства.


Вариант 1 1. Человек современного вида появился а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад 2. Признаки неолитической революции а) возделывание злаков и выращивание животных б) отсутствие частной собственности в) преимущественно кочевой образ жизни г) существование соседской общины д) возникновение племенных богов е) преобладание собирательства

1) создание шестидесятеричного счета2) создание алфавита 3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид а) шумеры б) китайцыв) финикийцыг) египтяне
4. Древневосточный правитель а) имел неограниченную власть над подданными б) выбирался высшей знатью в) имел лишь религиозные функции г) не имел никакой собственности 5. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
6. Началом Античности историки считают а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э. в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
7. Гражданин греческого полиса имел право а) заниматься ремеслом и торговлей б) продать своего сына в рабство в) участвовать в управлении государством г) отказаться от участия в военном походе д) защищать свой полис от врага
8. Установите соответствие между событием и датой
1) начало завоеваний Александра Македонского2) установление республики в Риме 3) падение Западной Римской империи а) 753 г. до н. э.б) 509 г. до н. э.в) 336 г. до н. э.г) 395 г. н. э.д) 476 г. н. э. 9. Юлий Цезарь а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме б) стал римским императором в) являлся одним из древнеримских царей г) был избран афинским стратегом

11. В римском праве было сформулировано а) понятие собственности, в том числе частной б) право только римских граждан в) обоснование обязательности рабства г) право на свободу слова
12. Дайте определение понятиям а) древневосточная деспотия
б) полис

1. Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток. Мир Античности.
Вариант 2 1. Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника б) историю денежного обращения в) даты исторических событий и явлений г) значение гербов
2. Признаки неолитической революции а) существование родовой общины б) второе разделение труда - выделение ремесла в) преимущественно кочевой образ жизни г) появление пахотного земледелия д) переход к монотеизму е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности
3. Установите соответствие между народами и их достижениями
1) возникновение буддизма2) создание клинописи 3) изготовление шелка а) шумеры б) египтянев) индийцыг) китайы 4. Небо считалось высшим божеством, правитель - Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идет о а) Персии б) Египте в) Индии г) Китае 5. Для древневосточной деспотии характерно а) участие народа в управлении государством б) всеохватывающее господство государства над подданными в) отсутствие налоговой системы г) отсутствие письменных законов
6. Окончанием Античности историки считают а) V в. до н. э. б) IV в. до н. э. в) III в. н. э. г) V в. н. э. 7. Древнегреческий полис - это а) город-государство с округой б) один из городов Греции в) участок земли, принадлежащий на правах собственности г) община полноправных граждан д) религиозное объединение 8. Установите соответствие между событием и датой
1) установление империи в Риме2) легендарное основание Рима3) распад Римской империи на Западную и Восточную а) 753 г. до н. э.б) 509 г. до н. эв) 27 г. до н. э.г) 336 г. до н. э.д) 395 г. н. э.
9. Октавиан Август а) стал первым римским императором б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме в) был знаменитым римским поэтом г) прославился созданием кодекса римского права
10. Характерные черты Афин а) военизированное государство б) демократическое политическое устройство в) высшая власть принадлежит народному собранию г) полис олигархического типа д) выборные государственные должности е) жесткий контроль власти над жизнью граждан
11. В римском праве было сформулировано а) понятие собственности, в том числе частной б) право только римских граждан в) обоснование обязательности рабства г) право на свободу слова 12. Дайте определение понятиям а) неолитическая революция б) республика

Вопросы по теме «Первобытное общество»

1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?

2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.

Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?

3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.

Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.

4 . Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.

Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?

5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.

Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.

6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.

Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.

Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?

8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».

Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.

9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.

Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.

10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.

Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?

Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»

1.Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад
б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад
г) 6-5 тыс. лет назад

2.На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории

4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия

5.Эволюционная теория происхождения человека создана
а) А. Тойнби
б) Ч. Дарвином
в) М. Блоком
г) Ф. Энгельсом

6.Палеография изучает
а) авторство, время и место создания письменного источника
б) историю денежного обращения
в) даты исторических событий и явлений
г) значение гербов

7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия

О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?

Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»

1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться.
2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться...
3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску.
4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары».
5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню.
6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину.
7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.
8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания.
9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома.
10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.