Славянские лики. Наши предки – древние славяне

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Атака дружины древних русских воинов, X век.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.

Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.


Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.

Инструкция

Однако интересно, каков же был облик воинственных и непоколебимых руссов? Источников, которые могут рассказать об этих особенностях, предостаточно. Сейчас можно попробовать осветить некоторые описание внешности древних славян.

Как сообщают некоторые источники, руссам было свойственно носить куртки, фасон которых был схож с верхней одёжей булгаров и хазаров. Взрослые мужчины предпочитали широкие шаровары. На пошив каждой штанины такого фасона приходилось 100 локтей расходуемой материи. Также в моде были широкие золотые массивные браслеты, которые предпочитала носить сильная половина. Еще древние славяне носили шапки из натурального со свисающим в области затылка хвостом.

Если взять для примера внешнюю характеристику русско–скандинавских дружинников, то можно узнать следующие : по свидетельствам одного венгерского монаха Юлиана известно, что в 11 веке на Руси мужчины отращивали богатую бороду и брили наголо . Однако подобная тенденция не распространялась на знать, представители которой ограничивались тем, что в знак своего титула и происхождения сохраняли, как правило, над левым ухом некоторое количество волос, а от остальных избавлялись.

Хронолог А. Шабанский также сообщает о том, что ношение бороды на Руси связано с внедрением христианства, которое всячески поощряло этот нюанс.

Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян, их белую кожу с ярким румянцем и прекрасные густые русые волосы. Одежда славян позволяла подчеркнуть их природную красоту и стать.

Основные элементы славянского костюма

Основным элементом и мужского и женского славянского была , которая изготавливалась преимущественно из льняного полотна. Мужская рубаха была примерно до колена длиной и обязательно подпоясывалась. Длина женской рубахи, как правило, доходила до щиколотки. Нередко она выполняла функции современного женского легкого платья. Ворот, рукава и подол рубахи обязательно украшались вышивкой. Причем вышивка несла не столько декоративную, сколько обереговую функцию, защищая человека от вредоносных сил.

Мужчины с самых древних времен носили ременные пояса, считавшиеся одним из главных символов мужского престижа. Особенно ценились пояса из кожи дикого тура, которую можно было добыть во время охоты, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Традиция ношения штанов была заимствована славянами у представителей древнейших кочевых племен. Славянские штаны были примерно по щиколотку длиной и заправлялись в онучи.

Славянский принято подразделять на северный и южный комплексы. При этом южный костюм имеет более древние . Помимо рубахи, его обязательным элементом является понева – своеобразная распашная юбка, сшитая из полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Сарафан впервые упоминается в русских летописях ХIV века. При этом первоначально сарафаном называлась не только , но и мужская одежда. В качестве женской одежды сарафан впервые упоминается в ХVII веке.

Обувь и головной убор

Самой распространенной обувью в славянском являлись лапти. Однако существовала и кожаная обувь, подразделявшаяся на поршни (мягкая обувь из одного куска кожи, который стягивался по краям шнурком), башмаки и сапоги.

Особое внимание в славянском женском костюме уделялось головному убору. При этом девушек и замужних женщин имели существенные . Основным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, головной убор замужней женщины закрывал волосы полностью. Головные уборы являлись символом небесной сферы, а потому нередко украшались изображениями , звезд или птиц. Названия головных уборов также, чаще всего, были «птичьими»: от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. А украшавшие их нити жемчуга и височные кольца символизировали капли дождя или росы.

Древний славянский костюм до сих пор удивляет и радует глаз своей красотой и гармоничностью. Отдельные его элементы по сей день можно встретить в современной одежде.

Считается, что предками таких народов, как русские, поляки, чехи, болгары, сербы, боснийцы и др., были славяне. Но как появились праотцы стольких народов и куда уходит многолетняя история происхождения славян, историкам до сих пор до конца не известно.

Первые упоминания о славянах

Вопрос появления на земле не дает покоя ученым-историкам уже почти тысячу лет. Первым этот вопрос поднял автор леписи «Повести временных лет» Нестор. В его описаниях событий можно было найти упоминания о том, как славяне были вынуждены покинуть Римскую провинцию. Они стали жить на новых местах в разных концах Европы. О датах их переселений не было информации.

Теории происхождения славян

В византийских источниках первое упоминание о славянах было в первой половине VI века. Народ этот оказался мощной силой и занимал земли от Иллирии до Нижнего Дуная. Позднее поселения славян распространились вдоль реки Эльбы, дошли до побережья Балтийского и Северного морей и проникли даже в Северную Италию.

Каждый, кто хоть немного углублялся в историю происхождения праотцов, встретился с теорией, согласно которой предками славян были венеды. Так называли племена, жившие близ Балтийского моря. Однако и эта теория имеет недостаточно доказательств.

Интересную точку зрения представили историки. Они убеждены, что не было единого первоначального пранарода. По их мнению, славянский народ, наоборот, образовался в результате соединения множества разных древнейших племен.

Библейское сказание гласит, что после «Великого потопа» сыновьям Ноя достались разные земли. Страны Европы оказались под покровительством Аорета. На этой земле и появились славяне. Изначально они поселились вблизи реки Вислы, сейчас это Польши. Затем поселения разрастались вдоль таких рек, как Днепр, Десна, Ока, Дунай. Данная теория, выдвинутая еще летописцем Нестором, имеет множество археологических доказательств.

Кто был до славян?

Среди археологов не существует единого мнения по поводу более ранних культур славян, и неизвестно, как происходила преемственность среди поколений. Однако согласно существующим научным версиям предполагают, что праславянский язык выделился из праиндоевропейского. Это становление языка происходило в очень широких временных рамках от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Данные, полученные учеными с помощью языкознания, письменных источников и археологии, указывают, что изначально славяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы. С разных сторон их окружали германцы, балты, иранские племена, древние македоняне и кельты.

Становится ясно, что сегодня нельзя с уверенностью ответить на вопрос «Как появились славяне на земле?», и по сей день он остается открытым для многих умов.

Связанная статья

Сейчас уже мало кто знает, как на самом деле выглядел «среднестатистический» житель Киевской Руси. Ученые по крупицам восстановили его облик, опираясь на данные хроник, современных антропологических исследований и уцелевших со времен Средневековья изображений.

Родословная русичей

Черты жителей средневековой Руси определялись генами народов, от которых они происходили. Древнее славянское государство могло в этом плане похвастаться исключительным разнообразием. Кто только ни жил на территории Киевской державы и ни проходил через ее земли в разные периоды! Были среди них славяне, половцы, гунны, скифы, татары, сарматы, хазары. Пересекаясь и смешиваясь столетиями, все эти этносы формировали внешний вид человека, которого принято считать типичным представителем населения Киевской Руси.

Древнейшей поселения, обнаруженные археологами на территории современной Украины, относятся к трипольской культуре (около трех тысяч лет до н. э.). Исследовав останки проживавших тогда людей, антропологи установили, что те практически не отличались от современных жителей Малой Азии. Средний триполец имел довольно вытянутое лицо, длинный нос с горбинкой и сильно скошенный лоб. Антропологи причисляют такую внешность к «баскоидному » типу. Во времена неолита он преобладал на европейской и средиземноморской территориях.

Украинские ученые называют трипольцев прямыми предками средневековых «русов » и современных украинцев. Русский историк Алексей Соболевский считал, что трипольцы и пеласги (предки скифов и киммерийцев ) - это один и тот же этнос. Большинство ученых настаивает на том, что жители Руси происходили от народов, пришедших на эту территорию гораздо позднее. Связь между древними трипольцами и киевлянами VII -XV веков до сих пор не доказана.

Предками последних украинские историки Иван Лысяк-Рудницкий и Михаил Грушевский называют племена антов. По их мнению, украинско-русская культура сформировалась на базе культуры антов приблизительно в IV-VI столетиях. Она и стала основой Киевской Руси, а затем Галицко -Волынского государства.

Скифские племена и их потомки

Ученое сообщество называет истинными предками жителей Руси скифов. В этом был твердо убежден еще Михаил Ломоносов. Крупнейшие скифские поселения как раз и размещались когда-то на землях современных Украины и России. Традицию приветствовать дорогих гостей хлебом-солью русичи унаследовали от скифов.

Последние даже одевались так же, как украинские казаки: носили шаровары, расшитые кафтаны и рубахи, кожаные пояса и пр. Точнее, на базе скифского национального костюма была создана позднее форма запорожского казака.

Дальними родственниками современных украинцев считаются и сарматы. Упоминания о них периодически встречаются в славянских летописях. Население Древней Руси было очень похоже на представителей обоих этих народов, носило такие же костюмы и прически, мужчины - длинные бороды. Обследовавшие древние захоронения генетики установили, что скифы принадлежали к индоевропейскому - а не иранскому, как раньше считалось, - антропологическому типу.

Ученый-антрополог Михаил Герасимов воссоздал для современников образ скифских всадниц-амазонок. Их останки были подняты на поверхность на севере Кавказа, недалеко от города Мцхета . Оказалось, что скифские женщины ничем не отличались от славянок. У них были приблизительно такие же черты лица. Свои длинные волосы красавицы заплетали в косы, а затем укладывали надо лбом в корону.

Описания современников

Наиболее ценный материал по этой теме можно найти в бытописаниях самих людей, живших на Руси во времена Средневековья. Например, в них указывается, что ношение бороды было обязательным для каждого взрослого мужчины. В Судной грамоте XI века даже перечисляются штрафные санкции за стрижку бороды. Епископ должен был выплатить 12 гривен. Князь и вовсе мог лишиться жизни за такое «святотатство». В более поздних источниках сохранились сведения, что за бритье лица не казнили, а просто штрафовали.

На гривнах Киевской Руси правители всегда изображались с бородой. Багдадский путешественник Ибн Хаукаль (X век), неоднократно бывавший на славянских землях, живописал, как трепетно местные мужчины относились к растительности на лице. Они расчесывали и завивали ее, даже красили натуральными красками (шафраном).

Приблизительно в тот же период византиец Лев Диакон оставил словесный портрет Святослава Игоревича. Историк описал князя как пропорционально сложенного мужчину среднего роста с бритым черепом и длинными усами. Летописец отметил, что голову правителя украшал только вислый чуб, являвшийся символом принадлежности к знатному роду.

Бороды у Святослава не было, но усы имелись «чрезмерно длинные». Глаза у князя были голубыми, растительность густой, а нос курносым. Некоторые ученые считают, что письмена Льва Диакона были неправильно переведены. На самом же деле, словосочетание «barba rasa » обозначало редкую бороду. Историк Сергей Соловьев уточняет, что чуб князя свисал не на одну, а на две стороны.

Другой арабский бытописатель и путешественник, Ахмад ибн Фадлан искренне восхищался красотой славян. Он считал, что таких статных и гармонично сложенных людей больше нет нигде. Ибн Фадлан описывал жителей Руси как прекрасных белокожих великанов со светлыми волосами. В то время в составе населения преобладали поляне, а они действительно были выше всех своих соседей.

Антрополог Валерий Алексеев считал, что полянский удлиненный тонкостенный череп унаследовали великоросы. Украинцы же и западные славяне имеют более крупные и массивные черепа.

Много намешано

Большинство генетиков и антропологов указывает на то, что современный украинский этнос исключительно неоднороден. Жители Прикарпатья внешне сильно отличаются от украинцев с севера страны. Приблизительно та же история происходила и в Древней Руси. Академик Татьяна Алексеева по результатам исследований всех обнаруженных славянских захоронений сделала вывод, что население Киева и соседних городов в раннем Средневековье было очень смешанным.

Ученая провела сравнение киевлян и древних германцев и нашла между ними крайне мало общего. Алексеева считает, что если норманны и попадали на службу в княжеское войско, то они составляли абсолютное меньшинство. Такое количество не могло существенно повлиять на генофонд Киевской Руси и хоть как-то определить облик ее среднестатистического жителя.

Зато в последнем присутствовало очень много монголоидных черт, что легко объясняется постоянными контактами с кочевыми племенами, прибывавшими на Русь с юга. Эти выводы были сделаны, в частности, на основе исследований захоронений в Каневке и Зливках . Население Киева и других больших городов по антропологическим чертам было более «пестрым», тогда как сельские жители меньше общались с заграничными гостями и по внешним признакам сильнее походили друг на друга.

Само описание князя Святослава подтверждает, насколько сильным на гены и культуру населения Руси было влияние тюркских народов. Во многих исторических документах властитель славянского государства описывается бритоголовым, с длинными вислыми усами и в шароварах. Такую прическу и манеру одеваться он напрямую позаимствовал у степных кочевников монголоидной расы.

Огромную роль в формировании внешнего облика русичей сыграла и киевская дипломатия. По бытовавшей тогда традиции княжеских дочерей выдавали замуж не только за европейцев, но и за сыновей восточных ханов. Русские князья и сами нередко женились на половецких девушках, в результате чего их потомки обладали монголоидными чертами. Такие браки, в частности, заключили князья Всеволод Владимирович и Святополк Изяславович .

Реконструкция внешнего облика

Михаил Герасимов по ряду данных восстановил портрет Андрея Боголюбского . Последний был рожден дочерью половецкого хана в браке с Юрием Долгоруким. Герасимов описал внешность Андрея как тяготеющую к северо-славянскому типу, но с явным монголоидным строением черепа и костей лица. Рожденные в династических браках дети при светлых глазах и вьющихся волосах имели тюркские нависающие веки и другие черты своих половецких предков. Именно так выглядел Андрей Боголюбский .

Сегодня нельзя с абсолютной точностью воссоздать облик жителя Киевской Руси. Однако, исходя из описаний хронистов, средневековых изображений и данных антропологических исследований, ученые могут нам показать, как выглядел древний киевлянин.

Откуда родом?

Родословная жителей Киевской Руси тесно связана с народами, издавна проживавшими на этих территориях, либо мигрировавшими через нее. Их было немало: скифы, сарматы, гунны, славяне, хазары, половцы, татары. На протяжении многих столетий народы, сменяя друг друга и перемешиваясь, создавали неповторимый этнический облик этого региона.

Одной из наиболее известных архаичных культур развивавшихся на землях центральной Украины археологи называют трипольскую, которую они датирует III–IV тысячелетием до нашей эры. Внешний вид первых жителей будущих киевских земель, с точки зрения антропологов, напоминал внешность жителей Малой Азии: скошенный лоб, орлиный нос, продолговатое, вытянутое лицо. Это, так называемый, баскоидный тип, преобладавший среди большинства населения Европы и Средиземноморья периода неолита.

Именно трипольцев украинские ученые считают этническими предками, как жителей Киевской Руси, так и современной Украины. Академик Алексей Соболевский отождествлял трипольцев с пеласгами – предками киммерийцев и скифов. Но все же большинство исследователей предпочитает искать корни средневековых киевлян в более поздних временах, так как доказать их генетическую связь с трипольской культурой практически невозможно.

Авторитетный украинский историк-публицист Иван Лысяк-Рудницкий родоначальниками населения Древней Руси называет антов. Этой же точки зрения придерживался и Михаил Грушевский. Он полагал, что украинско-русская культура возникла еще в IV–VI веках. Именно культура антов породила Киевскую Русь, а после ее распада – Галицко-Волынскую.

Скифы мы

Если о трипольцах известно сравнительно немного, то о скифах наука может рассказать значительно больше. Именно скифов многие ученые, начиная с Ломоносова, называют предками украинского и русского этноса. Эта гипотеза в частности подтверждается тем, что крупные скифские городища расположены в основном в пределах Украины и России. Любопытно, что обычай встречать гостей хлебом-солью мы переняли именно у скифов.

По словам этнографов, традиционный украинский костюм хранит «воспоминания» о скифских временах: расшитая на плечах и груди одежда, шаровары, остроугольный башлык, из которого намного позже развилась форма казацкой шапки.

Родственные скифам скотоводческие племена сарматов ученые также нередко связывают с этногенезом будущего населения Украины. Так, в казацких летописях встречаются любопытные выражения: «наши казацко-сарматские предки», «князь сарматский и гетман всего Запорожского войска».

На сегодняшний день сохранилось большое количество изображений, позволяющих предположить, что скифский расовый тип во многом совпадает с древнерусским. К примеру, на позолоченных скифских фигурках мужчины имеют такие же прически и бороды, какие носил традиционный жителей Руси вплоть до XVII столетия. А изображения конных скифов на концах гривны российский историк Александр Нечволодов считал неотличимыми от облика русских крестьян.

Ученые-генетики, исследуя сотни скифских захоронений, пришли к выводу, что антропологический тип скифов был не иранский, как считалось ранее, а индоевропейский. В середине прошлого столетия выдающийся антрополог и скульптор Михаил Герасимов восстановил портрет скифской амазонки,найденной в захоронении близ Мцхета на Северном Кавказе. Это оказалась молодая женщина русского типа с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной.

Глазами современников

Довольно наглядно облик жителя Киевской Руси вырисовывается в характеристиках современников, зафиксированных во многих летописных источниках. Из них, к примеру, ясно, что обязательным для древнерусского жителя было ношение бороды. Так, в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI века) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить».

Как мы видим, утрата бороды в начале XI столетия являлась одним из тягчайших преступлений и каралась смертью. Но согласно «Русской правде» последней четверти XI века наказание за повреждение бороды ограничивается только денежным штрафом: «О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже».

Если мы посмотрим на изображение князей на монетах раннего киевского периода, то также увидим обязательный мужской атрибут – бороду. Так на сребренике Владимира Святославича борода хорошо просматривается в виде косой линии на подбородке.

Описывающий нравы древних руссов арабский хронист Ибн Хаукаль отмечал, что «Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном». Эта запись относится ко второй половине X века, как и описание князя Святослава Игоревича византийским историком Львом Диаконом:

«Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны».

Однако часть исследователей не согласна, что Святослав был безбородый и советует переводить латинское словосочетание barba rasa, как «с редкой бородой». При этом согласно историку Сергею Соловьеву, чуб великого князя мог свисать не с одной, а с двух сторон.

Чаще всего в описаниях жители Киевской Руси предстают крепкими и высокорослыми. Арабский путешественник Ибн Фадлан, описывая русов в 921-922 годах заметил: «Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом».

Ибн Фодлан имел все основания обратить внимание на высокий рост русов, так как, по антропологическим данным, поляне значительно превосходили ростом других восточных славян – кривичей, древлян, радимичей. Именно поляне, по мнению крупного советского антрополога Валерия Алексеева, составляли основу населения Киевской Руси. «Поляне, яже ныне зовомая русь», – читаем мы у древнего летописца.

Более того, Алексеев предполагал, что древние киевляне являются в большей степени предками великороссов, чем малороссов. «Черепа полян более тонкостенные, средних размеров, как у северных великороссов, а черепа современных центральных украинцев массивные, крупные, то есть такие же, как у жителей Карпат, Словакии, Чехии», – пишет ученый.

Смешанный тип

Многие современные историки обращают внимание на антропологическую неоднородность современных украинцев. Тоже самое, по их предположению, было и с жителями Киевской Руси. Академик РАН Татьяна Алексеева пишет, что Киевский некрополь дает обширный краниологический материал захоронений в деревянных гробах, грунтовых могилах и срубных гробницах, который заставляет предполагать смешанный этнический состав населения древнего Киева.

При этом Алексеева отмечает, что краниологические признаки показывают разительное отличие древних киевлян от германцев. По-видимому, норманнов в составе дружины киевского князя было очень мало, коль скоро это не наложило отпечаток на антропологический облик населения города, предполагает ученый.

С другой стороны антропологи в облике древних киевлян прослеживают отчетливые признаки степного кочевнического населения, характеризующиеся ослабленными чертами монголоидности. Подобные могильники были обнаружены в Зливках и Каневке. Сельское население Киевской Руси, по словам ученых, антропологически близко городскому, но более однородно по своим физиологическим характеристикам.

Многие историки в описываемом облике князя Святослава – бритая голова, вислые усы и шаровары – склонны усматривать в большей степени тюркские, чем славянские или норманнские черты.

В смешении различных антропологических черт также повинна и киевская дипломатия, сопровождавшаяся династическими браками, как с европейцами, так и с кочевниками. Так, история знает о половецких женах русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. Неслучайно монголоидные черты просматриваются на некоторых антропологических реконструкциях киевских князей.

Возьмем, к примеру, реконструкцию облика Андрея Боголюбского – сына Юрия Долгорукого и его второй жены, дочери половецкого хана Аепы. Юрий хоть и не был киевлянином, однако его портрет позволяет предположить, как выглядели, в том числе и киевские князья, рожденные в династических браках.

Производивший реконструкцию Михаил Герасимов оставил такую характеристику князя: «Общее впечатление от черепа, что он европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности. Этот монголоидный характер лица подчеркивается некоторым нависанием верхнего века, связанным со слабым надбровьем и наличием небольшого эпикантуса. Учитывая конституциональные и этнические особенности данного черепа, я восстановил волосяной покров: волосы на голове даны волнистыми, а борода и усы монголоидного характера, что как нельзя лучше сочетается с общим типом лица Андрея Боголюбского».

Как я уже отметил выше, славяне, которых более правильно будет называть Русо-Арии, поскольку они являются как носителями славянской русо-варяжской гаплогруппы I, так и славянской арийской R1а, исконно являлись жителями северного полушария нашей планеты в отличие от других народов сегодняшней Европы. Генетическая наука говорит, что славяно-арийская гаплогруппа R1а возникла не где-то на юге, как это кому-то очень хотелось бы, а много тысячелетий назад в полярных широтах Евразии.
.
Что же касается славянской гаплогруппы I русо-варягов, то из научной информации вытекает, что она появилась в Европе где-то около 40000 лет назад, ставши ни чем иным, как маркером расового типа людей, известных широкому читателю под именем кроманьонского человека. Все это является фактом, который игнорировать нельзя, как является фактом и то, что в период Великого Оледенения, которое закончилось примерно 12000 тысяч лет назад, древний славянин-носитель арийской гаплогруппы R1а вынужден был пойти на юг в поисках убежища от холодов.
.

То же самое произошло и со вторым славянином - носителем русо-варяжской гаплогруппы I, некогда расселившимся по всей Европе, а теперь вынужденным концентрироваться вокруг Средиземного моря, которому повезло не быть похороненным под шапкой льда (слева выше Фрагмент фрески " Jason и Pelias" - из Помпей - 1 тысячелетие Нашей Эры ). В то время, как славяне-арии, отступивши на азиатский юг и основав там ряд знаменитых государств древности, постепенно смешивались с коренными народами, славяне-арии, попавшие в средиземноморский регион, ассимилировались там не с чужеродными аборигенами, а с близкими им по крови славянами русо-варягами, которые уже успели построить Египет, и совместно с ними учредили, в дополнение ко всему, еще и древние Грецию и Рим, постепенно распространивши свое русо-арийское присутствие и влияние на всю послеледниковую Европу.

Почему же одна за другой погибли все эти могущественные государства древности, даже не оставив адекватной памяти о своих основателях - славянах? Повторюсь и на этот счет. Все произошло очень просто без всяких особенных тайн. Зажиточное государство всегда привлекает своим богатством мигрантов из-за границы. Когда тот же Рим, построенный нашими предками, укрепился и расцвел, туда в поисках лучшей жизни безудержно ринулись бесчисленные рои выходцев из Африки и Ближнего Востока.
.
В начале Нашей Эры в Римской Империи был обычай рисовать на стенах частных домов их хозяев, изображения которых в большом количестве дожили до наших дней на месте античного города Помпеи, благодаря фактору консервации в слое затвердевшей лавы у подножия вулкана Везувий. Ввиду этого обстоятельствa, мы имеем редкую возможность убедиться, как выглядели в то далекое время не только Римские Императоры, но и простые люди . Мы наблюдаем, что, по крайней мере, где-то в середине 1-го века новой эры в Римской Империи уже жили не только известные нам славяне русо-арии (смотри слева изображение жительницы Помпеев на стене ее дома, которое блестяще сохранилось до нашего времени под слоем лавы Везувия ), которые основали Рим, но и мигранты из-за пределов Римской державы (ниже - изображение на стене дома пекаря-мигрантa с женой, которые жили в тех же Помпеяx ).

Представители чужаков, пользуясь уважением и доверием славян, быстро внедрялись в ключевые структуры последних вплоть до правительства, втягивая туда все больше "своих " и вытесняя оттуда представителей титульного народа. С течением времени язык славян, который для мигрантов оказался неодолимым, был вытолкнут из употребления на официальном уровне, а тех, кто на нем еще разговаривал, начали высмеивать и унижать. В школах, где училась знать, начали преподавать на латыни - искусственно созданном "эсперанто " античности.
.
Мораль римского общества начала падать, культура и искусство стремительно гибли, памятники зодчества начали приходить в упадок. Честные граждане, которым на все, что делается, было больно смотреть, чтобы сохранить себя и свое культурное ведическое наследство, начали покидать государство и отступать на север к своим людям - в "Германию " - так римляне называли остальную территорию Европы, которая не подпадала под юрисдикцию Римской Империи и где все еще доминировали Славяне Русо-Арии.

Нетрудно понять, что античной Германией была земля, где сейчас находятся Беларусь, Польша, Германия сегодняшняя, Скандинавские страны. Те же cлавяне, которых в Риме уже успели частично латинизировать, осели на болотах юго-восточного берега Балтийского моря, заселенныx финскими племенами, и дожили до наших дней в виде литовцев, латышей и прекративших в XVIII в веке свое лингвистическое существование пруссов, частично ассимилировавшись в последствии с теми финнами.
.
До наших дней дожила община латинизированных в Римской Империи славян - лингвистических братьев нынешних латышей и литовцев - также и в Восточной части Дании - на нескольких маленьких островах в Балтийском море. Единственным государственным средоточием в Риме позднего периода, где еще разговаривали по-славянски и уважали традиции своих предков, была армия, сохранившая русо-арийский дух славян. Именно она и восстала, смевши Рим с лица земли при помощи славян - жителей античной Германии - пусть уже и под прозвищем "варваров ".

Тем не менее, главной причиной, которая окончательно похоронила не только Римскую Империю, но и до самого основания разрушила весь античный мир, была христианизация. Внедренная путем обмана, манипуляций, массивной корумпизации правящих элит и, наконец, умелой инициацией насилия и кровопролития среди населения в массовых размерах, христианство, которое является ни чем иным, как подтипом иудаизма, специально изобретенным для неиудеев, взорвало ведическую гармонию Русо-Ариев и созданных ими античных государств, тем самым, отбросив человечество в своем развитии на тысячелетия назад (слева - контрастные портреты из римской эпохи Египта, начало Нашей Эры; щелкните по картинке для увеличения ).