Витязь - этимология. Презентация по чтению на тему:"Богатырь - герой русских былин"

Богатырь- герой русских былин и воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом


Определите первое слово синквейна?

2.Смелый, мужественный.

3.Защищает, обороняет, сражается.

4.Защитник. Спаситель. Воин.

5. Витязь.



Богатырь- герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

Богатырь

Мужест венный


Как сейчас понимается это слово?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.



  • Доспехи(латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
  • Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)

Каких русских богатырей вы знаете?

Богатыри

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Алёша Попович

Святогор

Микула Селянинович



Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

О подвиге витязя Руслана в сражении с басурманами.

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.


  • Что вы представляли, слушая стихи?
  • Кто такой Руслан? Как автор относится к своему герою?
  • Попробуйте описать Руслана самостоятельно. Работа в паре.

  • честность,
  • мужество,
  • прямодушие,
  • верность в любви и слове

  • Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
  • Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Чтение отрывка с комментированием

Первая часть. «Дремало поле боевое»

  • чтение первых 2х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
  • после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое ?(Ничего не происходило.)
  • после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул».

  • После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись?(Услышали внезапный крик.)
  • Что же случится дальше? Чтение до конца.
  • Какую картину вы представили себе? Бой, сражение, киевляне в испуге и вдруг – «Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне.»

3 часть.«Наш витязь пал на басурмана».

  • Как вы думаете, что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

А как Пушкин описал появление Руслана? Какими эпитеты он подобрал?

РУСЛАН

Нннаш витязь

Божий гром

Чудесный воин


  • Блистая в латах, как в огне.
  • Как божий гром, наш витязь.
  • Подумайте, зачем автор использует сравнения?

Как вы понимаете строчку?

Наш витязь пал на басурмана.

  • Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.

Вы заметили как меняется темп, интонация от части к части?

  • Темп ускоряется.

  • Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.

Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.

  • Скажите, как вы думаете чем они занимались?
  • Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
  • Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?
  • Так кто же сам Руслан?

Задание:

  • Составьте синквейн - свое понимание слова «богатырь».

У детей получилось так:

1. Богатырь.

2. Храбрый, сильный.

3. Побеждает, сражается, бьётся.

4. Чудесный воин на коне.

5. Витязь.


Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.»

«…Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих».

«…А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями».

I Саратовский региональный тур

Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ

Гуманитарное направление:

Народная культура.

Слово, которое меня удивило. Богатырь.

Исследовательская работа

Растегаева Даниила.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Возникновение гипотезы: Богатырь – слово заимствованное………….4

Глава II. Исследование языкового материала: Этимология слова Богатырь.

Научные споры о его происхождении………………………………...5

Глава III. Литературная жизнь слова Богатырь…………………………………...7

Глава IV. Богатырская тема в живописи, музыке, скульптуре…………………..9

Заключение…………………………………………………………………………..9

Использованные ресурсы…………………………………………………………..10

Приложение…………………………………………………………………………11

Введение.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Так писал. Именно с этого высказывания, представленного на одной из первых страниц школьного учебника, начинается изучение русского языка в 6 классе. Только вряд ли шестиклассники, мои ровесники, готовы понять мудрость этих слов. Может быть, это случится позже. Может быть, для кого-то русский язык так и останется лишь хорошо усвоенными правилами и грамотным письмом.

Но сколько открытий ждет того, кто будет внимателен к слову, проследит его путь в языке, в жизни людей и убедится, что именно язык удивительным образом соединяет, говоря словами, отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое. Попытка доказать это была сделана в данной работе. Предметом изучения стало слово. Его знает каждый. Оно олицетворяет мужество и силу. При его упоминании возникает чувство патриотизма и гордости за Отечество, а перед глазами встаёт образ могучего защитника нашей великой Родины. Это слово БОГАТЫРЬ.

Цель проекта - расширить представление о жизни слова в русском языке.

Задачи проекта - провести языковедческое исследование слова;

Проследить его литературную жизнь;

Выяснить, какое место в национальном искусстве занимает

тема богатырства.

Глава I. Возникновение гипотезы:

БОГАТЫРЬ - СЛОВО ЗАИМСТВОВАННОЕ.

Интерес к происхождению слова возник в ходе его морфемного анализа. Этимологический анализ потребовал обращения к толковым словарям. В результате стало ясно: слово БОГАТЫРЬ может иметь заимствованные корни. Гипотеза требовала проверки. «Толковый словарь русского языка» и дает определение: «Богатырь. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2.Человек очень большой силы, стойкости, отваги». Слово понятно и знакомо по былинам, сказкам. Не одно поколение выросло на мультипликационных фильмах об Илье Муромце, бесстрашно сражающемся за Русь – матушку. Значит, богатырь наш, русский, и слово наше, русское. Именно так считает большинство моих современников, высказавшихся в ходе тематического опроса.

«Что знают о слове БОГАТЫРЬ мои современники?»

(Результаты анкетирования; 69 респондентов)

Вам знакомо слово БОГАТЫРЬ и понятно его значение?

БОГАТЫРЬ – слово а) исконно русское

б) заимствовано из других языков

БОГАТЫРЬ – герой литературных произведений

музыкальных произведений

произведений живописи

скульптурных произведений

кинофильмов

Из 69 опрошенных большинство убеждены, что слово богатырь исконно русское. Оно знакомо многим по фильмам, литературным произведениям, картинам. В меньшей степени респонденты связывают слово «Богатырь» с музыкой, скульптурным искусством.

Глава II. Исследование языкового материала:

Этимология слова БОГАТЫРЬ. Научные споры о его происхождении.

Прежде всего, нас заинтересовала этимология слова. Наши предположения об отнюдь не русском происхождении слова БОГАТЫРЬ подтвердились при работе со словарями.

БОГАТЫРЬ // м. татарск. Человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь . Сказочные богатыри, великаны , побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. || Богатырями назывались (в твер. и др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, cuб. панки. Южн., зап. богатина, богач. Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь. Богатыренок м. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) умалит. и унизит., богатырище, богатырчище(‑ща?) увелич. и бранно. Сморчком глядит, а богатырем кашу (щи) уплетает. Горе - богатырь пьян с вина на алтын . Богатырь Аника, сказочный герой; не от Аники ли, при Петре I? Богатырев, принадлежащий богатырю; богатырский, принадлежащий, свойственный богатырям. Богатырство ср. состояние, свойство богатыря. Счастье лучше богатырства. Богатырщина ж. богатырский быт, времена; || сказки и предания о богатырях. Он сказывает богатырщину. Богатырствовать, витяжествовать, искать богатырских похождений и совершать доблестные воинские подвиги.

. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Богатыри (от др.-тюрк. багатур - храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову "Б." соответствовали "храбр", "храбор", "удалец". Слово "Б." встречается в летописях начиная с 13 века. Большая часть образов Б. группируется в былинах о Киеве и князе Владимире Святославиче. («Большая советская энциклопедия»)

БОГАТЫРЬ - герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. Главные персонажи былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от набегов, разорения. («Большой Толковый Словарь»)

Обращает на себя внимание толкование Владимира Ивановича Даля, более раннее, указывающее на татарское происхождение слова. В словарях, изданных позже, такого упоминания нет. Получается, что наши могучие русичи назывались словом заимствованным, да ещё из татарского. Эта гипотеза требовала проверки.

Оказалось, что вокруг слова «богатырь» возникало немало научных споров. Одни ученые считали, что слово принадлежит алтайской языковой семье: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор. Другие говорили о санскритском происхождении слова: «bhagadhara» - обладающий счастьем. Следовательно, слово «богатырь» имеет праарийское начало. Языковеды Щепкин и Буслаев прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый».

Ни одно из этих мнений, однако, не должно быть принято: монгольское слово (совр. монг. баатар) может быть действительно заимствовано из санскрита, и тем не менее русское слово не коренное, но тоже заимствовано; санскритскому слову соответствовало бы коренное русское «богодар», а никоим образом не «богатырь». От слова «богат-» не может происходить «богатырь», так как нет суффикса - ырь. Против исконности слов «богатырь» говорит и то обстоятельство, что его нет в других славянских языках, за исключением польского (bohater), который заимствовал его из русского, что доказывается присутствием звука h и твёрдого r на конце слова. Другие объяснения имеют исторический характер. Халанский думает («Великорусские былины»), что первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода » и титула, ставившегося при собственных именах в значении теперешнего «господин»; на это указывал в своих работах и языковед Буслаев. Однако носители русского языка воспринимали слово «богатырь» как русское. Наверное, потому, что он, богатырь, Русь православную защищал! Сознание формировалось и под влиянием фольклора.

Глава III. Литературная жизнь слова БОГАТЫРЬ.

В малых жанрах устного народного творчества слово БОГАТЫРЬ встречается редко. Отметим такие пословицы и поговорки, как

Богатырь умрёт, имя его останется;

Богатыря узнаешь на поле брани;

Славна богатырями земля русская;

Каждый сам себе богатырь.

Безусловно, богатырь – герой былинный. Но сколько же всего богатырей в былинном эпосе? Обращение к книге «Русский эпос» позволило выяснить, что первый сборник былин Кирши Данилова появился в середине 18 века, затем последовало серьезное изучение текстов. Собиратель былин записал 200 самостоятельных текстов, а знаток русских былин, историк - славист, этнограф сделал 247 записей! Какие же богатыри упоминаются в них?

Вольга и Микула, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти имена знакомы каждому. В «Сказании о киевских богатырях» (XVII век) упоминаются 7 богатырей. О 12-ти говорит сказитель Чупров. Другой сказитель называет число 30. Но учёные считают, что и 30 – не предел. Только самых главных (пишет один из исследователей) более 50-ти.

Интересный материал можно найти в книге В. Калугина «Герои русского

эпоса. Очерки о русском фольклоре». Однажды, в 1901 году, сказительница

Федосья Емельяновна Чуркина взялась «собирать на заставе» всех богатырей:

…Кабы триццеть - то было богатырей со богатырём:

Атаманом-то – стар - казак Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Подутоманьём Самсон да Колыбанович,

Да Добрыня-то Микитич жил во писарях,

Да Олеша-то Попович жил во поварах,

Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах,

Да и жил тут Василей сын Буслаевич,

Да и жил тут Васинька Игнатьевич,

Да и жил тут Дюк да сын Степанович,

Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,

Да и жил Родивон да Превысокие,

Да и жил тут Микита да Преширокие,

Да и жил тут Потанюшка Хроминькой

«Сказка мертвой царевне и семи богатырях» , «Богатырь» (1886 г.) М. Салтыкова – Щедрина, «Кавказский пленник», «Вольга - богатырь: Стихи - сказка» , «Бородино» . Мы можем встретить слово «богатырь» и в современной литературе (С. Маршак «Дрозд-богатырь» 1968г., Кир Булычёв «Недостойный богатырь» 1970 г.)

Глава IV. Богатырская тема в живописи, музыке, скульптуре.

Работая со словом БОГАТЫРЬ, мы понимали, проект вышел за рамки лингвистического. Интересно было выяснить, как богатырская тема представлена в живописи, музыке, скульптуре.

Бесспорно, особую роль в разработке темы богатырства в русской живописи сыграл известный художник, создавший целый цикл картин о богатырях: «Богатырь» (1878), «Витязь на распутье» (1878), «Богатыри» (1881-1898), «Богатыри на конях» (1896), «Богатыри на конях» (1896), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918), «Илья Муромец» (1914).Свою знаменитую картину «Богатыри» он писал почти двадцать лет.

Всемирно известны работы (декоративное панно «Богатырь» (1898), («Илья Муромец и Соловей - разбойник»), («Святогор - богатырь» (1942), «Микула Селянинович»).

В музыкальном искусстве известно имя композитора, который написал симфонию «Богатырская». А в Муроме есть памятник Илье Муромцу. Славный богатырь и доныне защищает родную землю.

Работа над лингвистическим проектом позволила собрать богатый иллюстративный материал (См. Приложение).

Заключение.

В заключение хочется сказать: у слова БОГАТЫРЬ долгая и интересная жизнь. Оно прошло через века, но сохранило себя и историческую память в себе. Его любили и русичи, наши далекие предки, его любим и мы, живущие в XXI веке. Хочется надеяться, что данное исследование поможет приобщить моих современников к памяти о своих героях, к духовным ценностям нашего народа.

В ходе работы над проектом собран материал, который может быть использован при подготовке к урокам русского языка и литературы и будет интересен всем, кто увлекается языком и его историей.

Использованные ресурсы.

1. Калугин русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. – М.: Современник, 1983.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / , и др.; М.: Просвещение, 2009.

3. Селиванов эпос.- М.: Высш. шк., 1988.

4. Сайт http://ru. wikipedia. org

5. Поисковая система http://*****

Приложение.

«Богатыри» (1881-1898)

«Илья Муромец» (1914)

https://pandia.ru/text/78/082/images/image003_60.jpg" alt="300px-Zmei_Gorinich_(colour_fixed).jpg" width="390" height="246">

«Микула Селянинович»

«Святогор-богатырь» (1942)

И. Билибин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Декоративное панно «Богатырь» (1898)

Памятник Илье Муромцу в городе Муроме. Клыков.

Буквально за пару дней До, мне во время дискуссии, с участием достопочтенного и уважаемого мною лично камрадом "Корсар5912", настоящего его имени, к сожалению, не знаю (в его регистрации - Николай), для заполнения паузы-раздумья, мне в личку была накинута вот эта фраза:

А нас бы рабыни родили.

Никогда ранее я НЕ встречался с Этими строчками, знаю это точно, ибо запомнил бы их, примерно, конечно, но запомнил бы смысл, а тут строчки есть, а в памяти - пусто, девственно чисто. Нет никаких ассоциаций, и всё тут, но строки то есть, рефлексия по ним есть, а воспоминаний нет.....меня зацепило речёное, дюже зацепило....и расположение части в общем тексте под номером 42...не меньше поразила, не часто встречаются мне такие объемы, тем более стихотворые....

Конечно, я не мог пройти мимо, прочесть и забыть..... и не попросить, но попросил, при первой возможности, если это возможно, прислать мне Это произведение - полностью.

Вот оно - принимайте, без моих правок, именно так, как оно мне пришло, здесь только форматирование под требование Нашего КОНТа:

Съезжаются гости на праздничный пир

Встречают их князь и княгиня,

Для ристарей храбрых устроен турнир,

Чтоб славить Перуново имя.

Так звались ристалища витязи встарь,

Со временем сменится слово,

И рыцарем станет старинный ристарь,

Не крали мы званья чужого.

Померятся воинской сметкой бойцы

И крепостью рук и проворством,

Пред ликом Перуна они все равны,

Нет чести в хвальбе благородством.

Отважным ристалище славу даёт,

А трусам не место на поле,

И мчатся могучие кони вперед,

К победе, по собственной воле.

Ударили копья в червлены щиты,

Как гром среди ясного неба,

И тем, кто в седле удержаться смогли,

В бою достаётся победа.

Сверкают и свищут тупые мечи,

И мнутся стальные кольчуги.

И в щепки разбиты с оковкой щиты,

И шёлковы рвутся подпруги.

Забава не бой, все свои, нет врагов,

И мир после боя заключат,

И место найдётся для всех за столом,

И честь все в награду получат.

Венчают достойных дубовым венком,

От предков в Руси так ведётся,

Кто вышел на поле с копьём и мечом,

Тот рыцарем храбрым зовётся.

Столы накрывают, закусок не счесть,

Есть пиво, и брага, и вина,

И меды стоялые, крепкие здесь,

Зажарила туров дружина.

Чурило Пленкович, Боян, Еруслан,

Добрыня, Горыня, Полянин

И витязь Роланд из неведомых стран

Пьют вина и мёды из братин.

Вдруг топот раздался, дворец задрожал,

Как будто идут великаны,

И радостно конь богатырский заржал,

И вновь зазвенели стаканы.

Князь встал, загорелись тревогой глаза,

Взошёл богатырь небывалый,

Изрублена, в пятнах кровавых броня,

К столам он подходит устало.

Все смолкли, с тревогою ждут новостей,

С кем в битве гигант задержался?

Но молча взглянул богатырь на гостей

И ропот в хоромах поднялся.

Князь молвил: - Поведай же нам, Святогор,

Где был ты и с кем там сражался?

Ковш квасу гость выпил и губы утёр,

Спешил на ристалище я с Рубежей,

Но дым хат горящих увидел,

Наехал неведомый враг на людей,

Таких харь я сроду не видел.

Ну, я, ясно дело, заехал в сельцо,

Три сотни ужасных уродов

Втоптал мимоходом и в пыль, и в жнивьё,

Чтоб не было снова поджогов.

И встретился в поле я с главным врагом,

С такими еще не встречался,

Сидел без стремян, без седла он верхом

И чудным оружием дрался.

Махал, без удержу, коротким копьём,

Меч там, где перо полагалось,

Но я-то не сразу смикитил о том

И мне не на шутку досталось.

Он мне надоел, суетливой вознёй,

Его по макушке «поздравил»,

К седлу привязал и скоренько живьём,

На княжье подворье доставил.

От хохота княжеский вздрогнул дворец,

Народ посмотреть весь поднялся,

Кто этот несчастный, безумный глупец?

Кто с Храбрым Егорием дрался?

Висел у седла здоровенный,

Глаза словно узкие щели,

Огромные скулы, растянутый рот,

Хвостами косички висели.

И начал визжать он, калеча слова:

Моя хан вас смертью накажет,

Немедленно, вы, опускайте меня

Или всех казнить вас прикажет.

Князь кончил смеяться и слезы утёр:

Ну, брат, Святогор, позабавил,

Но надо узнать, кто же он этот вор,

Которого к нам ты доставил.

Откуда он взялся, и как он посмел

К нам с наглым разбоем явиться?

Нарочно, наверное, хан захотел,

Такого красавца лишиться?

Ты кто? Отвечай, иль получишь плетей,

У нас ведь разбой не в почёте.

Откуда пришли? - говори без затей,

И как себя сами зовёте?

В степи на востоке живёт мой народ,

Зовём мы себя господами

Кто нам не покорен, тот страшно умрёт,

А к вам мы явились врагами.

Нас тысячи тысяч в бескрайней степи,

Развеем мы вас, как солому,

Рабами для нас вы на свет рождены,

Забудете скоро свободу.

Отнимем у вас мы и жён и детей,

И землю мы эту присвоим,

Которую нынче зовёте своей,

И наши кибитки построим.

Князь рёк: - Не визжи, я услышал тебя.

Не слишком ли много хотите?

Немало к нам лезло такого зверья,

Вы шкуры свои сохраните.

Нельзя, не поймав, и гуся ощипать,

Мы, русичи, битв не боимся,

Отпустим тебя мы войска собирать.

И, коль не сбежите, сразимся.

Дружина к походу готова всегда,

И к рыцарям князь обратился:

Другая забава нам, братья, нужна,

Враг под руку сам подкатился.

Походным порядком сомкнулись полки,

Доспехи, на солнце сверкают,

Под знаменем витязи с песней пошли

И кони под ними играют.

Шли предки за землю свою воевать,

За бабьи не прятались спины,

За землю родную до смерти стоять

Обязанность наша, мужчины.

Кочевники в поле кишат саранчой

И машут кривыми мечами,

Стальною стеною шёл витязей строй,

И поле покрылось телами.

Но тучами стрелы свистят по степи,

Враги и сильны и свирепы,

Усталые руки не держат мечи,

И как далеко до победы.

Один против трёх, нелегко воевать,

И жажда томит, и усталость,

Непросто под княжеским стягом стоять,

И мало надежды осталось.

И громко к Перуну воззвал Святогор:

Дай силы нам, Молниерукий,

Не выдать Отчизну врагу на разор,

Остались там дети и внуки.

Поддержку Перуна душой ощутив,

В атаку рванулась дружина,

Усталость и раны, на время забыв,

Сметая врага, как лавина.

Стальные доспехи в крови и в пыли,

Щиты, как ежи, под стрелами,

От русичей в бегство пустились враги,

Знать счастье военное с нами.

Военное счастье - не жребий пустой,

Оплачено кровью и потом,

И много бойцов не вернётся домой,

От тяжкой кровавой работы.

Победа - спасенье от тысячи бед,

В бою Святогор отличился,

Рассеян был враг, аж на тысячу лет,

Пока Чингиз-хан не родился.

Не будь безрассудных отважных бойцов,

Что в бой против орд выходили,

И не было б дедов у нас и отцов,

А нас бы рабыни родили.

Но рыцарских дел миновали века,

Тех рыцарей нет и в помине,

Без них же любая Держава слаба,

Как в древности, так же и ныне.

В кургане с дружиною спит Святогор,

В доспехах, с мечом, с булавою,

Бессмертный, надёжный России дозор,

Готовый к последнему бою.

С Уважением, Друзья. Повторюсь, Это НЕ моё произведение, но я не мог не представить его Вам.

ЗЫ А тебе, дружище Корсар5912, если увидишь эти строчки - огромная благодарность от меня лично. Как видишь смысловые исходники и....и умело изложенные, и тем самым - вложенные в сознание Мысли, взаправду НЕ горят!, но живут, уже своей...жизнью - Сподвигая и Верша....Благодарю от Души своей, коллега.

В Руслане и Людмиле» интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно. Вот и наш Руслан» - богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан - типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:

  • ...В одно мгновенье бранный луг
  • Покрыт холмами тел кровавых,
  • Живых, раздавленных, безглавых...

Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык - свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:

  • ...Чего ты хочешь от меня?
  • Нахмурясь, голова вскричала,
  • Вот гостя мне судьба послала!
  • Послушай, убирайся прочь!
  • Я спать хочу, теперь уж ночь,
  • Прощай! Но витязь знаменитый,
  • Услыша грубые слова,
  • Воскликнул с важностью сердитой:
  • Молчи, пустая голова!
  • Слыхал я истину бывало:
  • Хоть лоб широк, да мозгу мало!
  • Я еду, еду, не свищу,
  • А как наеду, не спущу!...

Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме «О храбром воине Анике», записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы», Аника говорит своему противнику:

  • А я хочу с тобою биться,
  • На вострой сабле расходиться
  • И на меч-кладенец и на вострое копье
  • Ну расходись...
  • Вот я еду, не свищу,
  • Ну наеду - не спущу...

Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:

  • ...Лети хоть до ночной звезды,
  • А быть тебе без бороды!...
  • Теперь ты наш; ага, дрожишь!
  • Знай наших...»

В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: ...Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой...» Или еще: ...И в снег с размаха рокового Колдун упал - да там и сел...». По замыслу поэта Руслан и Людмила» - героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года. В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы».

Смирись, покорствуй русской силе!»

восклицает Руслан во время боя.

  • ...Но ты велишь, но ты любила
  • Рассказы прежние мои,
  • Преданья славы и любви...

Преданья славы и любви» - вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою сказку», как он называл Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где русский дух», где Русью пахнет».

  • Там русский дух...
  • Там Русью пахнет!
  • И я там был, и мед я пил;
  • У моря видел дуб зеленый;
  • Под ним сидел и кот ученый,
  • Свои мне сказки говорил.
  • Одну я помню; сказку эту
  • Теперь поведаю я свету...

Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.

Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии» - так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н.А.Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира. Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия. Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.

За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим

Цели:

  • создать условия для работы над понятием «Кто такие богатыри?» при работе с художественным текстом;
  • продолжить работу по развитию способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств, патриотизма и гордости за своё Отечество.

Оборудование:

  • отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
  • портрет А.С. Пушкина
  • выставка книг русских былин.
  • фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
  • картина В.М.Васнецова «Богатыри»
  • мультимедийный проектор
  • Презентация (иллюстрации к теме урока).
  • выставка рисунков детей на тему «Как я представляю себе русского богатыря».

Задачи урока:

  • развивать умение работать над историческим понятием;
  • воспитывать чувство патриотизма,
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока: работа с художественным текстом

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов, эссе.

На доске: высказывание о героях-богатырях

Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

Н. Добронравов

Богатырская сила

То не грозное небо хмурится
Не сверкают в степи клинки
Это батюшки Ильи Муромца вышли биться ученики
За победу их ветры молятся
Ждут их тернии и венцы
Разгулялися добры молодцы
Распотешились молодцы
Эх да надобно жить красиво

Богатырское наше правило надо другу в беде помочь
Отстоять в борьбе дело правое
Силой силушку превозмочь

Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

Звучит музыка М.И.Глинки.

Предлагается синквейн без первой строчки

1. ___________
2. Герой былин
3. Мужественный воин
4. Защитник родной земли
5. Витязь

Вулкан. Красный, горячий. Извергается, пылает, спасаются. Страх, катастрофа, гибель, опасность. Ад.

– Определите первое слово синквейна? (Богатырь)
– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?

– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
– Богатырь – герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
– Как сейчас понимается это слово?
– Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.
– Каких русских богатырей вы знаете?

– Подумайте, чем они могли заниматься? (Охраняли русскую землю.)
– Вспомните, что вы ещё о них знаете?
– Как одеты они, на чём и с чем шли на битву? (Доспехи: латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
– Обратите внимание на картину В.М. Васнецова «Три богатыря».
– Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» .
– Как вы думаете, о чём может быть это произведение? (Фиксирую на доске ответы учащихся) (О сражении, о подвиге витязя Руслана.)
– Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот
отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.

Читает текст учитель, используя приём технологии КМЧЧП, – «чтение с остановками». Дети делают пометки на полях: + – 0

– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан? Как автор относится к своему герою?
– Попробуйте описать Руслана самостоятельно.
– Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
– Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Первая часть. «Дремало поле боевое»

  • чтение первых 2-х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
  • после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое? (Ничего не происходило.)
  • после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул»

  • После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись? (Услышали внезапный крик.)

3 часть «Наш витязь пал на басурмана»

– Как вы думаете, что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

Найдите в 3 фрагменте сравнения

  • Блистая в латах, как в огне.
  • Как божий гром, наш витязь.

– Я думаю, что сравнения нужны для более яркого описания событий, предметов, героев.
– Как автор относится к своему герою? (Он восхищён подвигом Руслана, его смелостью, мужеством).
– Попробуйте определить своё отношение к герою.

Ответы детей:

Настоящий герой, сильная личность, победитель, мужественный витязь, храбрый воин.
– Наш витязь пал на басурмана.
– Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.
– Вы заметили как меняется темп, интонация от части к части? (Темп ускоряется.)

II. Стадия рефлексии

– Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.
– Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.
– Скажите, как вы думаете чем они занимались?
– Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
– Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»? (Момент боя, где витязь Руслан одерживает победу над басурманами.)
– Так кто же сам Руслан? (Богатырь, чудесный воин.)
– Хочется ли вам больше узнать о богатырях?

Задание: cоставьте синквейн – свое понимание слова «богатырь».

У детей получилось так:

1. Богатырь.
2. Храбрый, сильный.
3. Побеждает, сражается, бьётся.
4. Чудесный воин на коне.
5. Витязь.

(Муленко Виолетта.)

Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.» (Евдокимова Настя.)
«… Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих». (Торох Даниил.)
«… А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями». (Амелин Александр.)