А Вы готовы защитить и укрепить свое здоровье? Подключайтесь —.

Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму. Культура здоровья - это культура отдыха, труда, сна, питания, физической, психической и духовной жизни. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полной жизни.

Существуют стратегии управления индивидуальным здоровьем. Их две. Первая - активная, профилактическая. Её цель - беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; её реализация требует знаний и умений, каждодневных усилий, личной ответственности. Эта стратегия опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности, что в понятии культура здоровья. Вторая стратегия - борьба с болезнями. Эта стратегия - пассивная, здесь от человека требуется знать, уметь, действовать; бороться будут врачи.

В начале нового тысячелетия многие научные исследования ориентируются на познании человека во всём богатстве и разнообразии его связей и отношений. Цели различных наук, занимающихся человекознанием, направлены на удовлетворение потребностей людей в самопознании и самосовершенствовании. Гуманитарные науки рассматривают психические и духовные аспекты проблем личности, естественные науки - физические аспекты. С позиции экологии, которая интегрирует гуманитарные и естественно - научные знания, цели изучения человека ориентированны на адекватное саморазвитие - адаптацию к изменяющимся условиям среды.

Приспособляемость биологических видов к среде обитания осуществляется исключительно за счет генетических механизмов. Уникальность человека как биопсихосоциального вида состоит в том, что приспосабливается к среде главным образом за счет так называемых культурных механизмов. В культурной адаптации определяющее значение приобретает такой феномен культуры, как экологическое сознание.

Применительно к собственной личности экологическое сознание проявляется в умении целесообразно управлять поведением. В целом, приспособление проявляется в том или ином качестве здоровья.

Сегодня качество здоровья населения падает. Объективным фактором ухудшения здоровья населения выступает одно из проявлений кризиса личности - утрата ценностного отношения к здоровью.

Управление здоровьем - реальная и позитивная альтернатива в сложившейся ситуации. Известный американский математик, основатель кибернетики Норберт Винер отметил, что мы изменили своё окружение так, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.

В условиях общеобразовательной школы, в которой не предусмотрены должности Физиолога и валеолога, а одна врачебная ставка приходится на 1200 обучающихся, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Диспансеризация же проводится лишь раз в несколько лет. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом- психологом. Для общей оценки психоэмоционального здоровья предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. С некоторыми из них вы можете познакомиться в моей работе. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могутзаменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

«САМООЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ»

18 ученикам 8 М класса в возрасте 13-14 лет предлагалось в течение недели заполнять таблицу, в которой надо было отмечать свои показатели состояния здоровья, особенности психосоциальных условий жизни и режима дня. По результатам заполненной таблицы каждый ученик смог оценить свои личные показатели в этих рамках, увидеть недостатки в режиме дня. Систематически выполнили данную работу 12 учеников 7 девочек и 5 мальчиков, их результаты были обобщены.

В результате анализа средних показателей за неделю можно сделать следующие выводы:

Самочувствие - средняя оценка 4,3 (из 7),

Настроение – средняя оценка 3,1 (из 7),

Аппетит – средняя оценка 5,0 (из 7),

Сон – средняя оценка 3,5 (из 7),

Отсутствие болезненных ощущений 4,1 (из 7).

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами учеников являются: сон - поверхностный, не дающий ощущений отдыха, приподнятое настроение как редкое явление, в большинстве случаев только нормальное или подавленное.

Анализ блока особенностей психосоциальных условий жизни позволил сделать следующие выводы:

Отсутствие ссор с друзьями указали 5 человек – 40%, 1-2 раза поссорились за неделю – 3 человека (20%), ссорились больше 3 раз – 4 человека (40%),

Как благоприятный психологический климат в семье расценили все 12 человек - 100%,

Особенности эмоционального состояния получили среднюю оценку 3,9 баллов (из 7), большинство учеников указывает на присутствие отрицательных эмоций в жизни к концу рабочей недели. Многие испытывали тревожность, чувство неудовлетворения.

Анализ особенностей режима дня гимназистов показал, что:

Сон продолжительностью более 8 часов имеют 6 человек, это составляет ровно половину из опрошенных, и 6 человек спят менее 8 часов в сутки,

Гуляют на свежем воздухе 7 человек (51%) и практически не гуляют 5 человек (49%),

Утреннюю зарядку систематически выполняют 3 человека (20%), нерегулярно 5 человек (40%), не выполняют совсем 4 человека (40%),

Смотрят телевизор более 2 часов в день 6 человек _ 50%,

Занимаются спортом регулярно 2 человека – 16%, остальные занимаются время от времени.

Таким образом, главным фактором ухудшения здоровья гимназистов становится не соответствие режима дня гигиеническим требованиям. Можно нарисовать среднестатистический портрет гимназиста. Это ребенок, который мало спит, обладает повышенной раздражительностью, часто ссорится с друзьями, много времени проводит у телевизора, мало гуляет и практически не занимается спортом.

Но не все так плохо, вот, к примеру, выдержка из самоанализа Мальцевой Насти: «Подсчитав результаты и увидев получившуюся сумму баллов, я была приятно удивлена. В тесте по состоянию организма я получила в среднем +5 баллов. Хотя я вижу недочеты: например, я не делаю зарядку по утрам (несмотря на уговоры дедушки), зато я увидела, что аппетит у меня отличный! А в разделе психосоциальных условий жизни я получила +3 балла. Мне было приятно знать, что за прошедшую неделю я не конфликтовала с друзьями и родителями. Значит условия у меня очень даже благоприятные. По режиму дня я получила +2 балла, это значит, мой режим в некоторой степени соответствует гигиеническим требованиям».

« КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».

Ученикам предлагалось пройти тест на определение своего темперамента. До теста учитель рассказал, что такое темперамент, какие виды его бывают, что характерно для каждого вида и что чистые виды темперамента встречаются только у маленьких детей, а взрослые имеют смесь нескольких темпераментов. Потом учитель зачитывал свойства темпераментов, а ученики выбирали наиболее подходящий вариант из этих 4 высказываний. Результаты заносились в таблицу с четырьмя колонками: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Подходящее человеку выражение выставлялось плюсиком в колонке, к которой относился вариант. Было дано по 10 на каждый вид темперамента. Результаты высчитывались в процентах.

Таблица № 1. Типы темпераментов школьников 8 класса (результаты в процентах).

сангвиник холерик меланхолик флегматик

Зачем нужно изучать особенности своей психики? Думаю, что это риторический вопрос. Конечно же, для того, чтобы найти свой стиль деятельности, сферу наиболее удачного приложения своих сил, сориентироваться в выборе будущей профессии. Главное удачно выстраивать свое поведение, для того чтобы сохранить свое психическое здоровье и уберечь окружающих от травм. Научиться понимать других людей, как, например, почему Кирилл очень долго готовиться приступить к работе, а Андрей бесконечно вертится на уроках. Оказывается, очень просто – Кирилл в большей степени обладает качествами флегматика, а Андрей ярко выраженный холерик.

ГЛАВА 3: «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ».

В этой работе ученикам предлагалось оценить факторы, влияющие прямо или косвенно на их здоровье. В исследовании участвовала вся параллель девятых классов. Самооценка ими проводилась по средством выполнения теста, представленного ниже:

ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Тест- анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест - анкеты для мальчиков, из тест - анкеты для девочек исключается вопрос 6.

На вопросы № 1- 10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11- 15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

1. Я часто сижу, сгорбившись или лежу с искривлённой спиной.

2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

3. У меня есть привычка сутулится.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, «кое- как».

8. Нередко я читаю при плохом освещении лёжа

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?

В) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

В) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

А) безразличие

Б) заинтересованность

В) усталость, утомление

Г) сосредоточенность

Д) волнение, беспокойство

Е) что-то другое

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твоё здоровье?

А) заботятся о моем здоровье

Б) наносят здоровью вред методами своего преподавания

В) подают хороший пример

Г) подают плохой пример

Д) учат, как беречь здоровье

Е) им безразлично моё здоровье

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твоё здоровье?

А) не оказывает заметного влияния

Б) влияет плохо

В) влияет хорошо

Г) затрудняюсь ответить

Обработка результатов:

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 – за «а», «в», «г»; по 14- за «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов:

Благополучные результаты - не более 6 баллов. «Зона риска»- более 12 баллов.

Все полученные результаты были обработаны и сведены в единую таблицу.

Таблица № 2. ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ

ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Баллы 1 2 3

Доля в 33. 8 66. 2 0

Вывод: 33,8 % школьников показали благополучные результаты, 66,2 % близки к норме, 0% входят в зону риска.

ГЛАВА 4: «САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»

Цель микроисследования на эту тему заключалась в том, чтобы ученики смогли определить уровень своей тревожности и, если он повышен или понижен, принять меры для введения его в норму. Эта работа проводилась с учениками параллели девятых классов по следующей методике:

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ КОНДАША.

Предназначена для учащихся 7-ого и более старших классов.

Инструкции учащемуся:

Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

0- ситуация не волнует;

1- ситуация волнует незначительно;

2- ситуация достаточно волнует; ситуация очень сильно волнует.

Ситуации:

1. Ответ у доски

2. Разговор с директором (завучем) школы

3. Учитель решает, кого спросить

4. Тебя критикуют и в чем- то упрекают взрослые.

5. Выполнение контрольной работы

6. Учитель называет оценки за контрольную работу.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. сдача экзамена.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Непонимание объяснений учителя.

11. Неожиданный вопрос учителя.

12. Не получается домашнее задание.

13. Принятие важного, ответственного решения.

14. Тебя критикую товарищи, одноклассники.

Оценка результата:

До 20 баллов- низкий уровень тревожности;

20-30 баллов- средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.

Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.

После того как школьники узнали свой уровень тревожности и получили необходимые рекомендации, результаты были обобщены и сведены в представленную таблицу:

Таблица № 3. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Баллы до 20 20- 30 более 30

9А 52. 9%- 9 47. 1%- 8 0%- 0

9Б 28. 6%- 10 71. 4%- 4 0%- 0

9В 55. 6%- 10 44. 4%- 8 0%- 0

9М 20%- 4 175%- 5 5%- 1

Итого: 33 чел. 35 чел. 1 чел.

Доля в 47. 7 50. 7 1. 5

Вывод:47. 7% входят в группу с низким уровнем тревожности;

50. 7% - средний уровень;

1. 5% - высокий уровень.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ представленных моими одноклассниками работ показал, что выполнение исследований, ориентированных на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесберегающего поведения. В ходе работ школьники проявляли большую заинтересованность, свободно участвовали в обсуждении их результатов, «пропуская материал через себя», они начали задумываться над сущностными проблемами жизни. В процессе деятельности происходило активное самопознание, оно носило вполне объективный характер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьниками с большим энтузиазмом. Я сделала такие выводы во время обработки результатов всех исследовательских работ, которые преследовали цель научить учеников смотреть на окружающую среду и на себя, на своё здоровье и на свой образ жизни со стороны. И эти цели отчасти были достигнуты. Заполняя таблицу «Самооценка психосоциальных условий жизни» ребята увидели свои проблемы в режиме дня, здоровье. Выполняя шуточный тест на определение биологического возраста, они задумались о состоянии своего физического здоровья, определяя темперамент, они узнали свои недостатки и способы борьбы с ними, что помогло им увидеть себя со стороны. Изучая воду и рацион питания, школьники увидели воочию проблемы окружающей среды и питания. Познавая культуру использования лекарственных средств, ученики научились многому, что пригодится в жизни, даже если они не станут врачами.

Прямое и косвенное наблюдение показало, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения и целенаправленного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они растянуты во времени, т. е. имеют отсроченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохранение здоровья - это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты и т. д. сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Кузнецов Владимир Юрьевич

доктор философских наук, профессор, доцент кафедры философии МарГТУ, г. Йошкар-Ола

Оленкин Юрий Владимирович

кандидат философских наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ЧГУ, г. Чебоксары

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Интерес ученых к культуре здоровья человека в современном обществе вызван теми происходящими изменениями, которые происходят в социальной и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания полноценной личности. Изучая критерии и показатели культуры здоровья личности, О.А. Ахвердова, В.А. Магин , сделали вывод, что культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни личности в его индивидуальной культуре.

Однако, несмотря на понимание значимости ценности культуры здоровья общество не торопится осуществлять соответствующие действия, направленные на развитие того, что можно было бы обозначить как здоровьеобеспечивающих социальных и индивидуальных практик, направленных на формирование, поддержание, укрепление здоровья.

На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры медицинской отрасли. Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической (ценностной) шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества.

Позитивно-ценностное или негативно-незаинтересованное отношение к проблемам здоровья, тесно связаны с широким мировоззренческим, социально-культурным контекстом, с культурными традициями, отражающими этническую, гендерную, возрастную, конфессиональную, социально-территориальную принадлежность субъекта.

Культура здоровья как полноправная, социально-значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, по мнению И.М. Быховской, может быть определена как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья. Результаты этой деятельности, включая и последствия деятельности непосредственного характера (объективное состояние здоровья), и опосредованного, символического толка – здоровый или нездоровый .

Под культурой здоровья человека, В.Н. Ирхин понимает сложноструктурное образование личности, характеризующееся определенным уровнем валеологической образованности и развития личности, овладением опытом человечества по сохранению и укреплению своего здоровья, принятием и повседневным ведением здорового образа жизни .

О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле .

В своем определении культуры здоровья авторы характеризуют ее как целостную практико ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.

Аналитический взгляд на проблему здоровья как социокультурный феномен, позволяет выделить следующие проблемные блоки:

· объективные воздействия на состояние здоровья человека, включая экологические факторы; особенности образа жизни, связанные преимущественно с социально-экономическим укладом изучаемых социальных групп;

· образы, модели, нормативные представления о здоровье/нездоровье человека – как в структуре обыденных представлений, массового сознания, так и специализированного знания, характерного для изучаемого социокультурного среза;

· особенности сложившихся в обществе подходов к формированию валеологического сознания и поведения человека;

· деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья как актуализация содержания, смысла, направленности валеологических представлений и ориентаций, их объективизация: контроль, ограничения, «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике; инструментальное и экспрессивное использование двигательных характеристик человека; целенаправленное формирование показателей здоровья, двигательных навыков на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов.

Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева . Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и для феноменов культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.

Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяют границы своего влияния на жизнь людей.

Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе культуры здоровья.

Специалистам, работающим в области физической культуры, необходимо в первую очередь самим осознать все богатство этих социальных явлений, и в последующем вносить в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое на сегодняшний день еще господствует в современном обществе. И только таким путем действительно можно поднять авторитет и престиж занятий физической культурой, добиться подлинной массовости физкультурного движения в нашем обществе.

Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга.

Таким образом, проблему формирования культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.

Еще с древности нам известна истина: «Здоровый дух в здоровом теле», в которой подчеркивается именно таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего современного сознания эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. В современности она звучит, как «в здоровом теле – здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

В заключении отметим, что для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже – в выше организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. В современном обществе цель духовного воспитания должна состоять в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Список литературы:

1.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. 2002, № 9. С. 5-7.

2.Быховская И.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 28-32.

3.Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-е гг. XX в.): Монография: В 2-х т. // Под ред. З.И. Равкина. М., 2000. С. 139 - 172.

4.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: теоретический взгляд и технологические решения // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 38-42.

5.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С. 176-177.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье – это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окр

ужающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье.

Здоровье – это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках – психических и физических.

Здоровье – равновесие между желанием и принуждением.

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

Кардиореспираторные факторы;

Метаболические факторы;

Мышечные факторы;

Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

Индивидуальность;

Поведение;

Когнитивные способности;

Релаксационные способности;

Мотивация;

Чувство собственного достоинства;

Чувство контроля;

Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

Стиль жизни;

Социальный статус;

Социальное окружение.

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья – новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д.

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается.

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми.

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе – это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля.

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;

К храму здоровья ведут тысячи дорог, а поможет та, по которой вы будете идти.

М. Норбеков

Мера душевного здоровья - это готовность во всем находить хорошее.

Джон Темплтон

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье - это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окружающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье .

Здоровье - это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках - психических и физических .

Здоровье - равновесие между желанием и принуждением .

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

ь Кардиореспираторные факторы;

ь Метаболические факторы;

ь Мышечные факторы;

ь Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

ь Индивидуальность;

ь Поведение;

ь Когнитивные способности;

ь Релаксационные способности;

ь Мотивация;

ь Чувство собственного достоинства;

ь Чувство контроля;

ь Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

ь Стиль жизни;

ь Социальный статус;

ь Социальное окружение .

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья - новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д. .

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство -- высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается .

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми .

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе - это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля. .

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

ь несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;

ь в соответствии с государственными стандартами предполагается определенный объем учебного материала, который мог бы стимулировать формирование субъектной позиции саморазвития студентов в области сохранения и развития здоровья, но учебники и методические пособия по этим предметам в основном ориентированы на изложение категориально-концептуального ядра соответствующих наук на высоком уровне абстрагирования и не обеспечивают освоения студентами технологий саморазвития, формирования личной жизненной философии, индивидуальной системы здорового образа жизни;

ь юношеский возраст характеризуется потребностями в самопознании, формировании целостной жизненной философии и ценностном самоопределении, а традиционная лекционно-семинарская система ориентирует студента на ознакомительно-репродуктивное освоение информации и не учитывает актуальных для него потребностей саморазвития;

ь личностное развитие студентов связано с реализацией мотивов саморазвития. Ведущими видами деятельности для них являются интимно-личностное общение и формирование профессиональной компетентности, через которые проявляется их субъектность. В противовес этому традиционная методика обучения в вузе создает ситуацию субъект-объектного отношения преподавателя и студентов, центрированную на усвоении учебной информации и в малой мере затрагивающую личностное развитие студентов;

ь учебные заведения системы высшего профессионального образования обладают значительным потенциалом воспитательного влияния, которое могло бы обеспечить формирование культуры здоровья студентов: приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, разнообразные возможности клубных форм воспитания, просветительская работа, интегрированная в учебный процесс, и т.п. Но на практике эти возможности реализуются недостаточно, и период обучения в вузе становится одним из стрессогенных этапов в жизненном цикле человека.

Забота о здоровье - это особый компонент личной жизнедеятельности индивида, который может быть проанализирован с позиций акмеологии и теории субъектной регуляции жизненного пути личности. Причем мы предполагаем, что понятие жизненного пути личности (стратегии жизни) является более широким, чем понятие деятельности. Человек как субъект здорового образа жизни должен исследоваться во взаимосвязи личностного саморазвития и освоения культуры в контексте целостного процесса жизнедеятельности.

В соответствии с этой идеей одним из результатов педагогического процесса профессионального образования является формирование культуры здоровья специалиста - интегрального свойства его личности, проявляющегося в способности достигать, сохранять и развивать духовное, психологическое, физическое и социальное благополучие. Рассмотрение здоровья в рамках концепции благополучия позволит более полно выявить философские, психологические, культурологические и социальные аспекты его формирования.

П. И. Калью выделяет шесть типов сущностных элементов определения здоровья:

ь здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации;

ь здоровье как динамическое равновесие (гармония) жизненных функций организма;

ь здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность;

ь способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды;

ь отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие;

ь полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие .

Хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить затем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). С теоретической точки зрения логично было бы предположить, что человек может обрести совершенное здоровье только в совершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайно здоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но они являют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можем представить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно, что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошим может быть человек. Хорошая среда способствует развитию хорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая о хорошей среде, мы должны иметь в виду не только условия материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем .

Термин "культура здоровья" полагает применение культурологического подхода, по которому трансформация личной культуры в сфере элементов образа жизни, связанных со здоровьем, должна быть обусловлена достаточно широким спектром образовательного взаимодействия, далеко выходящим за рамки отдельных учебных дисциплин.

Рассматривая взаимосвязь духовно-нравственного и психологического компонентов здоровья, необходимо обратиться к восточной философии: ведической и даосской концепциями здоровья. Оздоровительные системы и профилактическая медицина востока очень созвучны современной холистической теории здоровья. Как сказал нобелевский лауреат Нильс Бор, задача современной науки - соединить новейшие формулы Эйнштейна с древней мудростью вед. Эти слова были произнесены в начале ХХ в. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило его провидческую мысль. От ядерной физики до медицины и биологии мы можем наблюдать ренессанс идей, выраженных за несколько тысяч лет до рождества Христова в ведах и литературе даосизма. Анализируя и сопоставляя оздоровительные концепции традиционной восточной медицины, ощущаешь их принципиальное тождество. Складывается впечатление, что когда-то все знания древних о здоровье и эволюции человека составляли единое целое. До наших дней дошли лишь осколки древнего знания, своеобразная мозаика, в которой единая информация различно преломилась через историю и культуру народов востока .

Духовность с позиций информационной концепции здоровья становится столь же реальным понятием, как нервный импульс: "…сущность самообладания. Вдумайтесь в это понятие. Оно означает гармоническое сотрудничество психических центров. Вы знаете, насколько вредоносен беспорядок, тем более он губителен, когда происходит в области психической. Пора человеку твердо осознать существование мощи психической энергии, заложенной в нем" .

"…большинство болезней происходит от внушений" Много говорят о самовнушении, меньше обращают внимание на внушение на расстоянии. Можно лечить мыслью на расстоянии, но также можно являть болезни на расстоянии. Такое обстоятельство будет в будущем изучаемо, но сейчас мало кто допускает, что возможно причинить болезнь мыслью издалека.

С точки зрения информационно-энергетических процессов новое звучание обретают наставления мудрецов древности. Например, Лао-Цзы в трактате "О причинах болезней" пишет:

"Если нет ровного состояния в сердце - это болезнь.

Взяв в долг, не помнить о возвращении - это болезнь.

Помогая людям, надеяться на воздаяние - это болезнь.

Завидовать богатым - это болезнь.

Много ненавидеть, мало любить - это болезнь.

Зная много, вести себя, как знающий много, - это болезнь.

Радоваться ошибкам других - это болезнь.

Находить недостатки у известных людей - это болезнь.

Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.

Побеждать людей, применяя силу, - это болезнь.

Сетовать на то, что приходится трудиться, - это болезнь.

Иллюзии принимать за реальность - это болезнь.

Постоянно обсуждать, что есть правда и что неправда, - это болезнь.

Перекладывать ответственность на других людей - это болезнь.

Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя, - это болезнь.

Не любить людей за то, что превзошли тебя, - это болезнь.

Быть ревнивым - это болезнь.

Возвращаться в мыслях к старым обидам - это болезнь.

В тяжелой ситуации поступать легкомысленно - это болезнь.

Буянить, напившись вина, - это болезнь.

Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.

Не прислушиваться к противоположному мнению - это болезнь.

Смеяться над слепыми, глухими, немыми - это болезнь.

С древнейших времен мудрецы стремились совершать добро и в мелочах. Если ведешь себя таким образом, можно сказать, что принимаешь лекарство:

Не брать сверх того, что тебе положено, - это лекарство.

Помогать старым и слабым - это лекарство.

* Сочувствовать покинутым, жалеть одиноких - это лекарство.

Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство.

Не спорить, кто прав, а кто виноват, - это лекарство.

Перетерпев оскорбление, не хранить обиду - это лекарство.

Не помнить старого зла - это лекарство.

Уступать лучшее, брать себе худшее - это лекарство.

Не жаловаться на тяжелую работу - это лекарство.

Будучи бедным, не досадовать - это лекарство.

Не преувеличивать свое значение - это лекарство.

Хорошо относиться к успехам других - это лекарство.

В своих бедах и болезнях винить самого себя - это лекарство.

Желать людям исполнения их желаний - это лекарство.

Не вмешиваться в чужие дела - это лекарство.

И за закрытой дверью строго блюсти себя - это лекарство.

Быть добрым в сердце и отзывчивым в мыслях - это лекарство".

Бегло прочтя эти строки, можно подумать: "Что здесь нового?" Если прочесть вдумчиво, то можно спросить себя: "Что из написанного применено и стало неотъемлемой частью жизни?". Сердце подскажет, где она, болезнь, и где лекарство .

Советы от Ганса Селье, которые помогут отгородить вас от отрицательных эмоций:

1. поступайте таким образом, чтобы завоевать любовь других.

2. не заводите дружбы с несдержанными людьми.

3. в каждой сфере деятельности есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

4. цените подлинную простоту жизненного уклада.

5. чтобы с вами не случилось, подумайте, стоит ли сражаться. Не все жизненные ситуации требуют борьбы.

6. чаще думайте о светлых сторонах вашей жизни.

7. вспоминайте о своих прошлых успехах, если вы потерпели поражение.

8. если вам предстоит какое либо неприятное дело, не откладывайте его. Сделайте прямо сейчас.

9. не забывайте о том, что все люди разные, и одного готового рецепта успеха нет. Каждый идет к победе своим путем

"Древняя Истина: "Познай самого себя" - была извращена слабыми, ленивыми мозгами. Они поспешили объявить ее как нечто сверхчеловеческое, недостижимое, между тем такое самоисследование всегда и при всех условиях возможно. Испытайте себя и замечайте, что глубже заложено в сознании вашем? Если уныние или обида долго живет в вас и огорчает сердце, вы должны сознательно изгонять таких вредителей. Вы будете знать, что они составляют причину многих заболеваний и пресекут духовное продвижение. Когда вы познаете такое простое объяснение, тогда разум ваш подскажет, что неполезно поддаваться ядовитым воздействиям. Так Мыслитель говорил: "Пусть самопознание будет праздником твоим" .

В работе Рожнова Р. В., предложена диагностическая модель культуры здоровья, разработанная на основе акмеологического подхода, теории целостного развития индивидуальности и личностно-творческого понимания культуры. Психолого-педагогическое содержание модели с указанием диагностических методик представлено ниже.

Ценностно-смысловой компонент: осознание здоровья в качестве одной из основных жизненных ценностей, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе интеллектуального понимания и эмоционального переживания значимости ЗОЖ в достижении идеалов временной перспективы социальной и личной жизни, способность осознавать и транслировать ценности деятельности, направленной на сохранение и развитие здоровья.

Мотивационный компонент: осознание учащимся потребности в заботе о здоровье, способность соотносить принятые в его социальном окружении ценности и стереотипы поведения в сфере здорового образа жизни со своими потребностями и условиями жизни, умение принимать ответственные решения в сфере жизнедеятельности, связанной со здоровьем.

Когнитивный компонент культуры здоровья состоит в информированности по вопросам охраны и совершенствования здоровья, определенном наборе знаний, умений и навыков, необходимых для создания индивидуальной системы здорового образа жизни. Когнитивный компонент создает основу для технологической готовности студента к осуществлению здорового образа жизни, обеспечивает способность планировать меры по оздоровлению образа жизни и оценивать их эффективность. Составляющими когнитивного компонента являются не только объективная информация о здоровьесбережении, но и субъективное понимание природы здоровья и влияющих на него факторов.

Поведенческий компонент - это опыт личной жизнедеятельности по формированию здорового образа жизни, готовность противостоять негативным влияниям, а также умение принимать и оказывать социальную поддержку по вопросам сохранения здоровья. .

Физическая культура одно из важных направлений формирования здоровьесбергающей среды. Она в отличие от других научных дисциплин влияет на сохранение и развитие здоровья.

Таким образом, человек, обладающий правильными, гармоничными взглядами по отношению к своему здоровью, может стать подлинно свободным, способным самоопределиться и самореализоваться в жизни и решить основные задачи своей жизненной миссии.

здоровье психический дети учебный

Библиография

1. Абрахам Гарольд Маслоу Мотивация и личность / Гарольд Маслоу

2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н.М. Амосов

3. Барбитова, А.Д. Формирование основ здорового образа жизни у старшеклассников в профильных классах с помощью элективного курса / А.Д. Барбитова // Профильное образование в современной школе: вопросы управления, содержания, психологического сопровождения. - Под общей ред. С.В. Данилова. - УНПКПРО, 2008. - 88 с.

4. Крылова, Н.Н. Батарея методик диагностики культуры здоровья студентов / Н.Н. Крылова, Р.В. Рожнов // www.aist.agni-age.net

5. Леви, В.Н. Лекарство от лени. Азбука здравомыслия / В.Н. Леви. - М.: Издательство "Метафора", 2005. - 117 с.

6. Николаенко, В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др // Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАиУ, 2001. - 175 с.

7. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.

8. Синельников, В.А.Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни / В.А. Синельников. - М.: Центрполиграф, 2006. - 125 с.

9. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко // Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

10. Ткаченко Е.В. Образование и наука. Будущее в ретроспективе / Е.В. Ткаченко // Научно-методический сборник. -- Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. -- 434 с.

11. Учение Живой Этики. Надземное. - Самара: Межрегиональная общественная организация "Центр духовной культуры", 2000. - 123 с.

Ю. В. Хмелевский

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.

Где же хранится этот опыт и откуда его можно взять? К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем. По сообщению нашего министра здравоохранения современная медицина отводит проблемам здоровья всего 10%, т.е. человек брошен на произвол судьбы. И, не удивительно, что, не смотря на постоянно строящиеся новые больницы, диагностические комплексы, оснащенные самой современной аппаратурой, постоянно пополняющиеся поколения новых, мощных лекарственных средств, продолжительность жизни человека с каждым годом все сокращается и болезней не становится меньше, а появляются совершенно новые о которых человечество раньше и не слышало. Уже сейчас в нашей стране рождается всего 4% здоровых детей, а здоровье остальных уже подорвано. Занятия современными видами спорта так же не могу обеспечить полноценного здоровья. Профессиональные и олимпийские виды спорта практически калечат человека, делая из него инвалидов уже в зрелом возрасте.

И так, мы опять вернулись к нашему вопросу, где и каким образом молодому человеку овладеть этой недостающей, но очень важной составной частью общей культуры. А ответ находится рядом. Мировая традиционная медицина давно накопила эти знания и, несмотря ни на что, бережно хранит их, передовая следующим поколениям в виде устных или письменных источников.

Сейчас, на прилавках книжных магазинов, можно встретить литературу относящуюся к здоровью. Как правило. вся эта литература связана с использованием знаний традиционных медицин Китая, Тибета, Индии, Японии и других стран для оздоровления российского человека. И, безусловно, у себя на родине этот опыт работает очень эффективно, но он совершенно не адаптирован к нашей стране, нашим людям, нашему образу жизни. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только незначительный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя). Самостоятельное овладения этими упражнениями может привести к многочисленным ошибкам при их выполнении и кроме вреда ничего не даст вашему здоровью. То же самое относится и к биологически активным точкам (китайским точкам). Широко и эффективно применяемые в азиатских странах как элемент целостной оздоровительной системы, у нас до сих пор они вызывают настороженность или недоверие врачей. Хотя на востоке это только маленький элемент культуры здоровья со своим образом жизни, питанием, физическими упражнениями и философией.

Какой же выход? Мы предлагаем для сохранения и укрепления здоровья использовать обобщенный опыт мировой традиционной медицины адаптированный к нашим условиям. Для этого рекомендуем познакомиться с книгой “Здоровьеведение” . Тезисно перечислим основные элементы технологии здоровья, описанной в этой книге.

Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую культуру. Каждый из элементов этой культуры необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.

Начинать надо со знания самого себя. Определите свой темперамент, так как с ним будут связаны все дальнейшие советы и рекомендации по сохранению и укреплению вашего здоровья. Для этого в книге даются несколько методик.