Буклеты по нетрадиционным техникам рисования. Буклет "рисуем пальчиками и ладошками"

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством для этого является изобразительная деятельность. А нетрадиционные способы рисования позволяют развить в ребенке наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое.

Рисование нетрадиционными способами очень популярно у всех детей. Такому рисованию не надо учиться специально, не надо учиться проводить прямые линии, рисовать косые линии, не надо учиться рисовать круги, треугольники и т.д. Одним словом, чтобы ярко и быстро рисовать, не обязательно получать специальную подготовку. Просто надо взять несколько обычных предметов из домашнего повседневного обихода, немного поманипулировать с ними определенным образом, и рисунок готов!

Нетрадиционное рисование в младшей группе

Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Для таких занятий понадобятся: белая бумага, кисти, краски (гуашь или пальчиковые ), тряпочка или салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки руку и ее части оставляя ими отпечатки, получить интересные рисунки: заборчик, солнышко, ежика, а можно и просто печатать пальчиком.

Работа со штампом

Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигурки. При желании потом этим фигуркам можно дорисовать внутри нужные детали.

Нетрадиционное рисование в средней группе

В этот период дети продолжают рисовать руками, знакомятся с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью.

Печатание

Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.

Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.

Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.

Ниткография

Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Методика рисования очень проста: ребенок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает ее на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдергивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.

Техника тычка жесткой кистью

Понадобится: жесткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.

Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.

Нетрадиционное рисование в старшей группе

В старшей группе дети знакомятся уже с более сложными техниками: рисование песком, мыльными пузырями, кляксографией, печатанием по трафарету, монотипией, пластилинографией, смешиванием акварели с восковыми мелками или свечой, набрызгом.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам

Понадобится: восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Методика рисования: дети сначала рисуют восковыми мелками или свечой на белом листе, а потом закрашивают его весь акварелью. Рисунок, нарисованный мелками или свечой, останется белым.

Монотипия

Понадобится: бумага белого цвета, кисти, краски (гуашь или акварель).

Методика рисования: дети складывают белый лист пополам, на одной стороне рисуют половинку заданного предмета, а потом лист опять складывается и хорошо проглаживается, чтобы еще не высохшая краска отпечаталась на второй половине листа.

Кляксография

Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага.

Методика рисования: ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В.Д. Берестов.

МБДОУ детский сад №6, Краснодарский край г. Крымск

Мамыркина В.А. Работа с родителями "Мир красок и фантазий" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030044.html (дата обращения: 26.02.2019).

Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  1. Создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей.
  2. Способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми.
  3. Познакомить родителей с особенностями детских рисунков.
  4. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  5. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования.

Метод и прием: Беседа, показ, игровой прием.

Материал и оборудование : Краски акварель, гуашь, коктейльные трубочки, стаканы, палитра, шампунь, альбомные листы, кисточки.

Предварительная работа:
Разучивание песни "Юный художник"
Оформить альбом с образцами нетрадиционного рисования.
Подготовить буклеты, анкеты.

План проведения.

  1. Знакомство с нетрадиционным рисованием.
  2. Показать на экране слайд - шоу "Рисуют наши дети!
  3. Совместная деятельность детей и родителей "Клякса плюс мыльные пузыри"
  4. Раздача буклетов: "Порисуем вмести с мамой" - СКАЧАТЬ (.pub) или СКАЧАТЬ (.PDF)

Рассмотреть выставку детских работ.

Ход: Знакомство с нетрадиционным рисованием.
Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались не по простому поводу, а побывать в стране "Красок и фантазии".
Все рисовали в детстве, а кто продолжает рисовать и сейчас!
Воспитатель: Рисование это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали кто-то в альбомах, кто-то мелками на асфальте, кто-то на обоях или на деревянных полах. Все дети любят рисовать, карандашами, красками, фломастерами.
Изобразительная деятельность ребенка-это изображения действительности, которое отражает внутренней мир ребенка, его душевное переживание взаимодействие с окружающим миром.
Воспитатель: В детском саду занятие рисование интересны для ребенка. Он радуется результату своей работы, он может подарить свой рисунок маме, папе, бабушке и. т д. Работая с детьми я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумления, удивления. И я выбрала направление в своей работе использование в рисование нетрадиционную технику.
Показ слайд-шоу "Много способов по разному рисовать!"
Воспитатель: Что значит нетрадиционная техника рисования.
Воспитатель: Это означает;
Интересное
На новый лад, что то новое
Весело
эмоциональное
Красиво, креативно
Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому.
Воспитатель: Это: Пальчиками.
Ладошками.
Палочками ватными.
Листьями.
Зубными щетками.
Восковыми мелками, свечкой.
Мятой бумагой.
Веревкой, донышком пластиковой бутылки.
Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшое анкетирование, проверим вашу ответственность за развитие творческих способностей детей.(подведение баллов)
Сегодня я хочу вас познакомить с одной из техник, она называется "Кляксография".
Очень многие считает это-крайне ерундовое занятие. Эта техника умеет передавать силуэты, помогает научится развивать фантазию и творчество. Замечательный способ провести свободное время как с пользой, так и с хорошим настроением.
Показ слайд-шоу "Рисуют наши дети!"
Совместная деятельность детей и родителей.
Воспитатель: Сегодня мы проведем небольшой практику по рисованию "Клякса плюс, мыльные пузыри". В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх по всему листу. Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, фантазируйте сами. Благодарю за участие в нашей мастерской.
Раздача буклетов: "Порисуем вмести с мамой" - СКАЧАТЬ (.pub) или

Литература:

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 160 с.
  2. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. М.: ВАКО, 2015. 144с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 208 с.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Куринная Т.А.

с. Заречное, 2012 г.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Печать листьев

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листами:

    Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.

    Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.

    Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

    Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.

    Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:

    Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

    От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.

    Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.

    Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.


Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Пример техники кляксографии:

    Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.

    Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.

    Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

    Раскрыть лист и посмотреть, что получилось

    Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.

    Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

Раздувание краски

Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Пример рисунка и технике раздувания краски

    Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.

    Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.

    Помещаем в цент капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.

    Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.

    В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.

    Можно дорисовать солнышко и облака.

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Пример рисунка в технике монотипия

    Берем голубой лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.

    Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.

    Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.

    Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

Фотокопия – рисование свечой

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»

    Придумать эскиз будущего узора.

    Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.

    Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

Проступающий рисунок

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Пример рисунка «Праздничный салют над городом»

    В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте на восковый мелок, чтобы след был четким и ярким.

    На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д. На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.

    Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей).

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Пример витража:

    Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки).

    Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».

    Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.

    Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.

Каракулеграфия

Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.

При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.

Пример рисунка:

    Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.

    Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.

    Раскрасить готовый рисунок.

    По желанию дополнить композицию тематическими элементами.

Шаблонография

Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Рисуем по шаблону:

    Начинать создание объекта в следующей последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям.

    Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое.

    Готовую композицию выполнить в цвете.

Ожившие предметы

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

Пример рисования:

    Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили.

Рисование на камнях

Интересным может быть для детского творчества такой вид искусства - рисование на камнях. Ведь эти простые серые голыши можно превратить в настоящее чудо!

Когда пойдете с ребенком на прогулку, соберите в ведерко камушки разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность у камня - тем лучше.

Придя домой, тщательно вымойте камни и просушите их. А теперь рассмотрите их со всех сторон. Форма камня сама подскажет, кто или что в нём спряталось. «Включите» воображение. Может это зайчик, прижавший ушки? Или хитрая лисица? А может жар-птица?

Скульптор отсекает у камня всё лишнее и так рождается его чудо.Вам же стоит только дорисовать недостающее. И вот волшебным образом камень оживает в ваших умелых руках.

Не бойтесь экспериментировать! Можно для начала предложить малышу дорисовать точки божьей коровке или пририсовать мышке хвостик.

Рисовать можно акриловыми красками или обычной гуашью. И обязательно покройте поделку лаком (можно даже бесцветным лаком для ногтей), чтобы рисунок не стирался.

В нашей группе такая работа стала традиционной.


    используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

    в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

    повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

    материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

    знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;

    не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

    хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Использованная литература:

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. -М.: Скрипторий, 2003. - 80с.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования.-М.:Каро, 2009. -120с.

поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография

изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Многослойная пластилинография

объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.

Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«МДОУ Детский сад №4 Малышок»

Техника нетрадиционного рисования

Пластилинография

Разработала: Старикова.О.А

2017 год

«Пластилинография»

(«графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Виды пластилинографии

Прямая пластилинография -

изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография

(витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.


Контурная пластилинография

изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Модульная пластилинография

изображение лепной картины на горизонтальной

поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

В этом уроке мы с вами будем учиться создавать макет буклета, используя только возможности программы Фотошоп.
Вот что у нас получится в конце урока:

Материалы для урока:

Шаг 1 . Есть некоторые вещи, которые мы должны рассмотреть прежде, чем начать проектировать брошюру: размер, форма, и складной тип. Вообще, мы должны начать с карандаша и бумаги - нарисуем эскиз нашей брошюры. У брошюры будет две стороны, значит, будет два документа в Фотошоп - один для внутренней стороны брошюры, другой для обложки.
Ниже проект тройной брошюры. Назовём каждую область печати «Лицо», таким образом у нас будет «Лицо1», «Лицо2», …., «Лицо6»

Шаг 2 . Как только вы свернули свой листок бумаги, начинайте проектировать. Это - самый творческий шаг, так что не стесняйтесь применять свою фантазию. В следующем примере автор использовал планшет, чтобы показать эскиз. В нём указаны основные принципы работы. Эскиз поможет вам разработать весь дизайн и расположить информацию так, чтобы она была доступна читателю и в свёрнутом виде.

Сторона 1
Шаг 3 . Создаём новый документ. Для проекта печати, параметры настройки документа очень важны. Затем нажмите Ctrl+R , чтобы появилась линейка. Теперь нам нужны направляющие. Наведите на линейку курсор (инструмент «Перемещение » \Move Tool) и, зажав левую кнопку мыши, вытащите оттуда одну направляющую. По вертикали, например; сделайте так же по горизонтали.
*для того, чтобы убрать Направляющие, нажмите Ctrl+H . Та же комбинация, для того, чтобы они появились вновь*.
Единицы измерения - дюймы (кликаем ПКМ по линейке и из открывшегося списка выбираем «дюймы» (Inches))

Шаг 4 . Границы рабочей области. Определим границы нашего документа для печати. Расположим направляющие по каждой стороне документа.

Шаг 5 . Теперь увеличим документ в меню Изображение\Размер холста (Image\Canvas Size) - добавьте дюйм к ширине и высоте документа, кроме того убедитесь, что якорная точка находится посередине. Как видите, документ увеличился на 0,5 дюймов по каждой стороне.

Шаг 6 . Добавим 0,25 дюйма (это очень важно, т. к. фоновое изображение должно располагаться внутри печатных границ документа). Вытащите направляющие и расположите на 0,25 дюйма перед предыдущими направляющими.

Шаг 7 . Границы безопасности. Даже если наш процесс обрезки прекрасен, всё же есть ещё небольшая область, которую мы должны оставить пустой. Мы добавим границу безопасности между краем рабочего документа и нашим проектом, т. е. сделаем отступ. Для этого вытащите направляющие и расположите на 0,25 дюйма внутри нашей «Главной области».

Шаг 8 . Теперь мы должны сделать три колонки с направляющими. Есть несколько способов, чтобы поделить на три части, один из них - взять калькулятор и разделить 11/3=3.66. Выберите инструмент «Прямоугольник» (Rectangle Tool)(U) в режиме фигур и нарисуем прямоугольник, как показано ниже. Точность сейчас не важна. Теперь выберите инструмент «Перемещение» (Move Tool) (V), включите на панели параметров опцию «Показать управляющие элементы» (Show Transform Controls) и дублируйте прямоугольник (для этого зажмите клавишу Alt и переместите прямоугольник). Дублируйте второй прямоугольник. Теперь у нас три прямоугольника. Измените цвет копий (в графических целях). Теперь выделим три прямоугольника (на палитре слоёв, зажав Shift , кликните по слоям) и при активном инструменте «Перемещение» потяните за правый узелок вправо, пока не достигнете правой границы «Главной области», нажмите Enter . Этот процесс расширит наши прямоугольники в равных пропорциях. Теперь выберите средний прямоугольник и установите новые «колонные» направляющие, удалите наши прямоугольники. Наш документ поделён на три равные части.

Шаг 9 . Края безопасности при сворачивании. Это очень важно, так как при сворачивании используется 2-3 мм при печати, у вас не должно быть никаких графических объектов в этой области. Добавьте направляющие на ¼ дюйма к «колонным» направляющим с каждой стороны. Теперь у вас есть отличный документ - шаблон для дальнейших проектов, обязательно сохраните.

Шаг 10 . Фон. Как вы помните, мы используем цветовую модель CMYK . Щёлкните по цвету переднего плана на палитре цветов и выберите цвет фона. Инструментом «Прямоугольник» (Rectangle Tool)(U) нарисуйте прямоугольник, как показано ниже.

Шаг 11 . Направляющие обрезки. Установите цвет переднего плана как показано ниже, выберите инструмент «Линия» (Line Tool) и нарисуйте линии, как показано ниже.

Шаг 12 . Поместите все слои с линиями в группу и назовите её "Trim Guides ". CTRL+G - создать группу слоев (предварительно слои нужно выделить)

Дизайн
Шаг 13 . Автор использовал текстуру, чтобы придать фону эффект грязной старой бумаги. Текстуру можно зять в архиве. Перенесите текстуру на наш документ на новый слой (при помощи инструмента «Перемещение»), расположите текстуру так, как показано ниже, назовите слой «BG Texture ». При помощи инструмента «Штамп » (Clone Stamp Tool) уберите следы от чернил и поменяйте режим наложения (Blending Mode) для слоя на Умножение (Multiply), непрозрачность (Opacity) для слоя 40%.

Шаг 14 . Выберите инструмент «Прямоугольник» (Rectangle Tool)(U) в режиме фигур и нарисуйте полоску, как показано ниже, цвет любой, назовите слой «Stripe ».

Примените следующие стили слоя:
Наложение градиента\Gradient Overlay :

Обводка \Stroke:

Тень \Drop Shadow:

Шаг 15 . Нажимаем сочетание клавиш Ctrl+ A (выделим всё), на палитре слоёв выбираем слой «BG Texture » и копируем выделение (Ctrl+ C ). Сделайте активным слой «Stripe », создайте новый слой, назовите «Stripe Texture » и вставьте выделение (Ctrl+ V ). Ctrl+ T и трансформируйте слой «Stripe Texture», как показано ниже. Оставаясь на слое «Stripe Texture », нажимаем Ctrl+клик по миниатюре маски слоя «Stripe ». Инвертируем выделение Выделение\Инверсия (Select\Inverse) и нажимаем Delete . Снимите выделение Ctrl+ D . Поменяем режим наложения (Blending Mode) для слоя "Stripe Texture " на Линейный затемнитель (Linear Burn). Создайте новую группу, назовите « Stripe » и поместите туда слои "Stripe" и "Stripe Texture"

Шаг 16 . Автор решил не использовать вертикальное расположение полос, а повернуть их под углом 15° и 5°. Выберите инструмент «Перемещение» (Move Tool) и выберите группу «Stripe», Ctrl+ T , измените угол наклона -15° , нажмите Enter

Вытащите ещё одну направляющую.

Шаг 17 . Добавим вторую полосу. Выберите группу «Stripe» и при активном инструменте «Перемещение» (Move Tool), зажмите клавишу Alt и передвиньте полосу (этим вы скопируете её). Расположите дублированный слой под оригиналом. Ctrl+ T и поверните скопированную полосу горизонтально. Поменяйте настройки в стиле слоя Stripe (копия): Наложение градиента\Gradient Overlay:

Шаг 18. Повернём вторую полосу. Ctrl+ T , измените угол наклона -5° ,нажмите Enter и спустите эту полосу вниз на несколько миллиметров.

Выравнивание. Поскольку автор хочет добавить эффект обертки с полосами на задней стороне, очень важно поместить их в центре. Выделяем всё (Ctrl + A ), выбираем инструмент «Перемещение» (Move Tool), делаем активной группу "Stripe" и на панели параметров кликаем по значку «Выравнивание центров по горизонтали » (Align Horizontal Center), снимите выделение Ctrl+ D . Повторите эту операцию с группой "Stripe copy"

Шаг 19 . Теперь мы добавим жёлтую ленту. Создайте новую группу между группами "Stripe" и "Stripe copy" и назовите "Ribbon". Создайте новый слой, назовите "Ribbon", вытащите направляющую и инструментом «Прямоугольник » (Rectangle Tool)(U) в режиме фигур нарисуйте прямоугольник, как показано ниже, (чуть шире красных), цвет любой. Выберите инструмент «Добавить опорную точку » (Add Anchor Point Tool) и добавьте точку на середине нижней ширины. Выберите инструмент «Угол » (Convert Point Tool) и кликните по точке. Теперь инструментом «Стрелка » (Direct Selection Tool) переместите точку вверх, получились уголки.

Шаг 20 . Добавим стиль слоя к нашей ленте
Наложение градиента\Gradient Overlay:
Обводка\Stroke:

Шаг 21 . Добавим тень ленте. Дублируйте слой "Ribbon" (Ctrl+ J ), назовите новый слой «Ribbon Shadow» и растрируйте его (щелчок ПКМ по слою и выберите из списка «Растрировать слой») (поместите слой с копией ниже оригинала), сместите слой «Ribbon Shadow» немного вниз и вправо. Примените стиль слоя: Наложение цвета\ Color Overlay . Примените 10 рх. Меняем режим наложения Умножение » (Multiplay) и непрозрачность (Opacity) для слоя 75 %.

Шаг 22 . Деформируем ленту. Сделаем активным слой «Ribbon», Ctrl+Т , кликаем ПКМ и выбираем «Деформация » (Warp), потянем за узелки, чтобы исказить, как на скриншоте. Добавьте текстуру на ленту, используя технику Шага 15 . Меняем режим наложения (Blending Mode) для слоя на «Умножение » (Multiplay) и непрозрачность (Opacity) для слоя 50 %.

Шаг 23 . Добавим название брошюры. Выбираем инструмент «Текст » (Type Tool (T)) и введите слово. Теперь в меню Окно\Символ (Window\Character) и в диалоговом окне выставите следующие настройки. Потом поверните текстовый слой на -15° . Добавим стиль слоя:
Наложение цвета \Color Overlay
Внешнее свечение \Outer Glow
Внутренняя тень \Inner Shadow

Шаг 24 . Повторите предыдущий шаг, напишите слово, но с меньшим шрифтом и поместите его на нижней полосе, примените те же самые стили. Поверните текстовый слой на -5° , измените настройки для стиля Наложение цвета\ Color Overlay

Шаг 25 . Создайте новый слой под названием " Shadow " ниже группы "Stripe". Нарисуйте овальное выделение инструментом «Эллипс » (Ellipse Tool), цвет чёрный и примените Фильтр\Размытие\Размытие по Гауссу (Filter\Blur\Gaussian Blur), радиус 20 рх, поверните эллипс на -15° , поменяйте режим наложения (Blending Mode) для слоя на «Умножение » (Multiplay) и непрозрачность (Opacity) для слоя 50 %.

Шаг 26 . Наполняем брошюру контентом. Создаём Paragraph Text слой для колонны «Лицо2», шрифт Arial Black , цвет чёрный, также автор добавил название текста, настройки ниже. Как только вы создали текстовые слои (их должно быть три), поверните их на -15° . Не забудьте о границах - направляющих безопасноти.

Шаг 27 . Продолжаем добавлять текст. Заметьте, что угол поворота у текстового слоя "Contact Us" -5° . Создайте для каждой области печати группы и поместите текстовые слои в них «Лицо1», «Лицо2», «Лицо3».

У нас готова первая сторона нашего проекта. Сохраните документ и назовите "brochure - front".

Сторона 2.
Шаг 28 . Скройте или удалите слои «Лицо1», «Лицо2», «Лицо3», оставим только полосы и ленту. Создайте три группы «Лицо4», «Лицо5», «Лицо6».

Шаг 29 . Выберите "Stripe Copy". В меню Редактирование\Трансформирование\Отразить по горизонтали (Edit\Transform\Flip Horizontal) отразите полосу. Сделайте то же самое с группой "Stripe". Переместите ленту как показано ниже.

Шаг 30 . Продолжаем добавлять текст. Только угол вращения в этом случае должен быть положительным, поворачиваем на +15°.

Шаг 31 . Добавим изображение,Рамки Полароид, переносим на наш документ, назовём слой "Polaroid" и поместим слой в группу «Лицо5». Теперь вставьте любое изображение в тёмный прямоугольник "Polaroid" (добавьте маску слоя). Слой расположите над слоем "Polaroid" и назовите "Picture", поменяйте режим наложения (Blending Mode) для слоя на «Перекрытие » (Overlay).

Шаг 32 . Слейте слои "Picture" и "Polaroid" в один и идём в меню Изображение\Коррекция\Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation) (Ctrl + U ), настройки ниже

Шаг 33 . Добавим тень к изображению. Создайте чёрный прямоугольник на новом слое, расположите слой под слоем "Polaroid" и назовите "Shadow". Нажимаем Ctrl+ F , чтобы применить фильтр «Размытие по Гауссу» с последними настройками. Поменяйте режим наложения (Blending Mode) для слоя на «Умножение » (Multiplay) и непрозрачность (Opacity) для слоя 60 % и поверните слой с тенью на несколько градусов вправо.

Шаг 34 . Последние штрихи. Поверните «Лицо5» немного вправо, выберите инструмент «Затемнитель » (Burn Tool) и немного затемним некоторые участки на нашем фото

Шаг 35 . Вторая сторона готова.