Из чего родина мать. Где находится Родина-мать? — памятник на карте

Возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!» , композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.

Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

Строительство монумента Родина Мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. В ходе строительства в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Грандиозной скульптуре «Родина-мать зовет» исполнилось 50 лет. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде торжественно открыли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Юбилейные торжества пройдут в том же самом месте, где и полвека назад, тоже в воскресенье, 15 октября 2017 года. А мы вспоминаем историю Мамаева кургана и мемориала.

135 ДНЕЙ И НОЧЕЙ, КАК В АДУ

У Мамаева кургана особая энергетика. Это место окутано множеством легенд, его часто называют местом силы. По преданию сарматы хранили здесь свои святыни, а Гитлер надеялся найти ключ к мировому господству. Правда это или нет, но именно здесь, как нигде, осознаешь цену жизни и смерти.

На военно-топографических картах Великой Отечественной Мамаев курган значился как «высота 102». Тот, кто ею владел, мог контролировать почти весь Сталинград , Заволжье и переправы через Волгу. 135 дней - с сентября 1942-го до конца января 1943 года - шли ожесточенные бои за господство над Мамаевым курганом. И именно здесь располагался штаб 62-й армии.

Из воспоминаний командующего 62-й армией дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова:

«Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боев за Сталинград, что здесь, на этом клочке не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб».

«На наш командный пункт, находившийся на самой вершине Мамаева кургана, ливнем сыпались мины, снаряды и бомбы противника».

«Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости».

«Мамаев курган и в самую снежную пору оставался черным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии».

«Сколько раз вершина Мамаева кургана переходила из рук в руки, никто не может сказать. За Мамаев курган бились воины из дивизии Родимцева, дралась вся дивизия Горишного, 112-я дивизия Ермолкина и больше всего за него сражалась славная четырежды орденоносная гвардейская дивизия Батюка».

Здесь сложили головы тысячи красноармейцев. И сейчас на восточном склоне Мамаева кургана покоятся 34 505 защитников Сталинграда. Еще 2047 считавшихся без вести пропавшими солдат, останки которых уже после войны нашли поисковики, перезахоронили на воинском мемориальном кладбище. Наверное, именно поэтому здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. А мемориал «Героям Сталинградской битвы» в этом святом месте стал символом жизни, смерти и бессмертия.

ВСЕСОЮЗНАЯ СТРОЙКА

Первый обелиск на Мамаевом кургане появился сразу после окончания кровопролитных боев - 8 февраля 1943 года. А идея увековечить подвиг и память героев Сталинградской битвы пришла уже после войны. История Мамаева кургана как мемориала началась в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР . На конкурсе выбрали проект скульптора Евгения Вучетича . Проектирование ансамбля поручили Сталинградпроекту , а строительство - Сталинградгидрострою , который занимался и Волжской ГЭС .

Главным архитектором стал Яков Белопольский . Инженерными расчетами уникального памятника-ансамбля одновременно с работой над созданием Останкинской телебашни занялся инженер-конструктор Николай Никитин . А военным консультантом стал маршал Василий Чуйков .

Мемориал торжественно заложили 2 февраля 1958 года. Грандиозная, поистине народная стройка шла почти девять лет.

Начали с разминирования Мамаева кургана. Тогда, в 1959-м обезвредили более 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб, которые хранила эта земля. Опасное наследие войны на кургане находят и спустя семьдесят лет после Сталинградской битвы .

Затем строители спланировали склоны, возвели подпорные стены площадей и пантеона, фундамент главного монумента. Пришлось вскрывать и переносить братские могилы.


День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Все материалы подбирали очень тщательно - все только самое лучшее. Бетон - как и для Волжской ГЭС, металл - с местного завода «Красный Октябрь». Гранит для лестниц и бордюра везли из карьеров Украинской ССР, поливные насосы - из Уфы , прожекторы - из Калининграда , вентиляторы для Зала воинской славы - из Оренбурга . Строили мемориал всем миром, всей тогда еще огромной страной.


Сначала на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть», потом - стены-руины, последним стал зал Воинской славы - на его месте планировали создать музей-панораму. Но самым сложным и грандиозным сооружением мемориала стал монумент «Родина-мать зовет!».





РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!

Высота фигуры Родины-матери - 52 метра

Высота с мечом - 85 метров

Высота фундамента - 16 метров

Длина меча - 33 метра

Вес - 8000 тонн

Вес меча - 14 тонн


«От Вечного огня, бьющего из сердца звезды, зажигает факел дважды Герой Советского Союза летчик В.С. Ефремов. Боевой бронетранспортер движется по улице Мира - первой улице, поднятой из руин; движется по проспекту Ленина … Огонь в сопровождении эскорта знамен плывет по городу, где все - память, где каждая пядь земли - свидетельница подвига».

Затем - митинг на площади Героев Мамаева кургана. На трибуне Брежнев , Косыгин , Подгорный, министр обороны СССР маршал Андрей Гречко , другие маршалы, генералы, гости. Торжественные речи. Самая длинная - у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Мы приведем лишь небольшой отрывок:

«Камни живут дольше, чем люди. Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг. Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана».


Министр обороны СССР маршал Андрей Гречко:

«Пусть меч, который держит в руке стоящая на вершине кургана Мать-родина, будет грозным предупреждением для всех, кто помышляет повторить поход против Страны Советов».

После первых лиц страны речи произносят маршалы Еременко и Чуйков. Взял слово и Яков Павлов - тот самый защитник легендарного Дома Павлова. Выступили и сталинградцы: мастер завода «Красный Октябрь» Анатолий Серков , комбайнер Архипов , студентка второго курса политеха Лиля Киршина.


Сейчас та студентка - Лилия Драгунцова , работает в родном ВолгГТУ и воспитывает внуков. А своего будущего мужа она встретила в лагере, бесплатную путевку в который получила после того самого митинга. В это воскресенье Лилия Михайловна вновь выступит на митинге, теперь уже в честь 50-летнего юбилея Мамаева кургана.

Первые лица проходят в пантеон Славы. Брежнев сам подносит пламя к Вечному огню. Звучит гимн, залпы артиллеристского салюта, в небе проносятся реактивные самолеты. И венки, венки, венки…


Ансамбль завершен. За этим - 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине, - вспоминал Вучетич.

Позже высокие гости отправятся на торжественный прием, где Брежнев поздравит Вучетича с присвоением звания Героя Социалистического Труда. Минута молчания на площади Павших Борцов. И праздничный концерт в театре драмы.

Строительство и торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Кадры кинохроники

ВЫСОКИЕ ГОСТИ

Первые лица государств, известные революционеры и политики посещали Мамаев курган еще задолго до открытия мемориала. Здесь бывали Че Гевара, Фидель Кастро , Индира Ганди и, конечно, все руководители страны. И сегодня любой визит в Волгоград непременно начинается с этого места.



ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Со дня открытия Мамаев курган менялся не раз.

Дважды Герой Советского Союза маршал Василий Чуйков умер 18 марта 1982 года. Он завещал похоронить себя не в Кремлевской стене, не на Новодевичьем кладбище, а рядом со своими боевыми товарищами - на Мамаевом кургане.

«Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт… С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал», - напишет Чуйков 27 июля 1981 года.

Чуйков стал единственным маршалом, похороненным за пределами Москвы . Его могила расположена на площади Скорби.

Нашли последнее пристанище на Мамаевом кургане и командующий 64-й армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов (1975), первый секретарь Сталинградского обкома и горкома, председатель городского комитета обороны Алексей Чуянов (1977), летчик Василий Ефремов (1990), легендарный снайпер Василий Зайцев - его перезахоронили в 2006-м.

К 50-летию Победы, 8 мая 1995 года, здесь открыли воинское мемориальное кладбище, где перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. 136 одиночных могил, 8 братских, в которых покоятся останки 1911 воинов. На барельефе высечены 26 158 фамилий солдат, похороненных в большой и малой братских могилах на Мамаевом кургане.

На вершине засиял золотыми куполами храм Всех Святых. Открыли его в 2005 году.

На День победы на Мамаевом кургане теперь устраивают лазерное шоу . Родина-мать на глазах покрывается золотом или меняет платье на пурпурное. А на огромном экране, которым становится подпорная стенка Зала Воинской славы, показывают военную хронику. Приходят посмотреть на это десятки тысяч волгоградцев.

Несколько лет назад началась масштабная реконструкция памятника-ансамбля. В чаше бассейна на площади Героев заменили гидроизоляцию, стены облицевали мрамором. Обновили большую подпорную стену, которую подпортили грунтовые воды. В Зале воинской славы обновили крышу, пол, частично стены и фасад. .

24 000 кустарников высадили на склонах работники Волгоградского треста зеленого хозяйства.

36,5 тысячи защитников Сталинграда захоронены на Мамаевом кургане.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

«Родина-мать зовёт» в Волгограде (в прошлом город назывался Сталинградом) – главная достопримечательность не только одного города, но и всей нашей страны России.

Героический монумент напоминает всем людям о тяжелом военном времени, которое суждено было пережить, несмотря ни на что.

Двести ступеней из гранита, ведущие вверх – олицетворение протяженности Сталинградского сражения, аллея Героев СССР – всё это вошло в нашу историю вечной памятью.

Вконтакте

Описание

Памятник — центральная точка монументальной композиции Мамаева кургана — «Героям Сталинградской битвы».

Главный архитектурный объект комплекса Мамаев курган – статуя «Родина мать зовет», находится на площади Скорби

Воссоздает образ Родины, созывающей в бой, на защиту своей страны. Резкие линии фигуры, широкие глаза и открытый рот, показывают мужество и великий героизм, свойственный женщине в тяжелое военное время. Поднятый вверх меч в правой руке – символ великой победы. Левая рука как бы призывает своим движением всех за собой.

Идея создания

Над идеей создания архитектурного объекта трудились долго и плодотворно в течение 10 лет.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом

В создании принимали участие многие люди, присылали чертежи и эскизы с разных концов огромной на тот момент страны. Каждый участник мог быть реальным автором сооружения.

Происходил кропотливый и основательный отбор претендентов и работ. До настоящего времени все они хранятся в мастерской Тимирязевского района нашей столицы, у основателя проекта.

Из разных источников информации прообразом могли быть три соотечественницы. Однако, эти данные не подтвердились.

Знаете ли Вы, что: имеется суждение, что за основу скульптуры была взята «Марсельеза» из Парижа.

История строительства

Даты постройки монументального сооружения: 1959 — 1967 год.

Скульптором-основателем являлся Вучетич Е.В., который трудился совместно с подвижниками Тюренковым, Матросовым, Новиковым, Деминым и Белопольским.

Каждый участник строительства был удостоен высшей государственной награды. История строительства внесла огромный вклад в историческое наследие нашей страны.

В дальнейшем прошло две реставрации после строительства: через 5 лет, а затем спустя 14 лет.

Интересный факт: главным консультантом по строительству являлся командир армии, участник боев на Мамаевом кургане – Чуйков В. И.

Технические характеристики

Сооружение имеет поистине гигантские размеры. Установлено на 14-ти метровой насыпной возвышенности – холме. Расположен на 16 метровой фундаментальной основе.

Общая высота - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса - свыше 8 тысяч тонн

Сам памятник достигает – 52 метра в высоту. Нержавеющий стальной меч имеет титановое покрытие. Суммарный вес составляет – 22 тонны: статуя – 8 тонн, меч – 14 тонн.

Описываемый объект сделан из бетона — 5500 тонн, и конструкции из металла, весом 2500 тонн. Железобетонная опора имеет 25 см толщину.

Отливание опоры происходило постепенно по слоям, использовалась специальная опалубка и гипсолитовые материалы. Жесткий каркас удерживают 99 тросов из металла.

Важно знать: скульптурная композиция с мечом составляет в высоту 85 метров.

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей

Самое интересное, что полезно знать:

  1. Скульптура относится к триптиху, является его второй основой. Остальные скульптуры: «Воин-освободитель», находящийся в Трептов-парке города , и«Тыл – фронту» — в г. Магнитогорске.
  2. За основу символов Волгограда взят контур самой скульптуры.
  3. Несколько десятков метров отделяют памятник от места, где сейчас стоит Храм Всех Святых. На этом месте изначально планировалось установить «Родину-мать».
  4. Стабильность поставки строительного бетона осуществляли грузовики, помеченные ленточками одного цвета. Работники автомобильной инспекции в то время получили разрешение пропускать водителей, даже несмотря на светофор.

Примите к сведению: монумент занесён в книгу рекордов Гиннеса и занимает там 11 место по параметрам высочайшей мировой скульптуры.

Вероятность разрушения

Проект монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение

К сожалению, описываемому объекту может грозить разрушение, так говорят исследователи:

  1. Членами комиссии Госстроя СССР в 1965 году были выявлены первые подозрения по поводу обрушения монумента. Было выдано распоряжение по усилению конструкций сооружения. Причиной тревоги стало место расположения монумента. Нахождение памятника на обводнённой толще, могло в будущем перенести скульптуру в реку Волгу;
  2. В 2013 году московским скульптором и архитектором В. Церковниковым было направлено министру культуры Мединскому обращение об исследовании фундамента. В письме были указаны ошибки архитектора Никитина, которые были допущены при проектировании скульптуры.

Возьмите на заметку: в настоящее время монумент имеет многочисленные трещины. Ежегодно проводятся укрепительные работы фундамента, устанавливается стяжка.

Как добраться

Монументальная скульптура находится в Волгограде по адресу: Центральный район, Мамаев курган, проспект имени В.И. Ленина.

Месторасположение памятника Родина-мать на карте Волгограда

Доехать до памятника можно на любом общественном городском транспорте или на метро. Сюда идут электрички, скоростные трамваи, автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Выходит надо на остановке «Мамаев курган».

Стоит отметить: посещение памятника Родина-мать – бесплатно для всех граждан, так же как и вход на территорию.

Каждый день к подножию монумента приезжают жители не только России, но и союзных республик. Благодарность, поклонение, почтение памяти погибших воинов – составляющие душевного состояния каждого человека, который находится у героического памятника. В честь настоящих и будущих защитников Отечества поднимает Родина-мать свой меч к небу.

Смотрите видео, в котором подробно рассказывается об истории и идее строительства, технических характеристиках символа победы России — монументе «Родина-мать зовет!»:

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл - фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.


Первая часть трилогии «Тыл - фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента - работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл - фронту» был готов только летом 1979 года.

«Тыл - фронту»

Монумент «Тыл - фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

«Тыл - фронту»

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

«Родина-мать зовет!»

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

«Родина-мать зовет!»

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», - рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

«Воин-освободитель»

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов - уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин - освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор - художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

«Воин-освободитель»

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Источники информации:
http://ribalych.ru/2014/08/04/unikalnyj-triptix
http://www.pravda34.info/?page_id=1237
http://defendingrussia.ru/love/pamyatniki_pobedy
http://www.tgt.ru/menu-ver/encyclopedia/tourism/countries/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti_155.html
https://ru.wikipedia.org