Ле что за прелесть эти сказки кто. Конспект ООД «Что за прелесть эти сказки! Что за прелесть эти сказки

«Что за прелесть эти сказки!..»

(Об удивительной судьбе сказки А.С. Пушкина)

О Пушкине написано много. Но архивы хранят еще немало тайн. О находке, которую сделали работники Государственного архива Ставрополь-ского края, стало известно в 1998 году. В его фондах сохранилось целое дело на поэта. Завела его Ставрополь-ская духовная консистория. Дело скандальное. Оно про то, как возмутилось местное духовенство «Сказкой о попе и о работнике его Балде». Именно так — с двумя предлогами «о» озаглавил сказку Пушкин, что часто игнорируют и издатели, и авторы статей. А начиналась история этой сказки так.

Заветная тетрадь

В ноябре 1824 года (все даты до февраля 1918 года приводятся по старому стилю) Пушкин писал из Михайлов-ского брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу запи-ски, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

И, очевидно, тогда же, в ноябре 1824 года, поэт взял большую, шестидесятистраничную тетрадь в черном кожаном переплете, на котором стоял тисненый треугольник, а в нем знак «OV». Масон-ский знак... Некогда, в Кишиневе, это была тетрадь масон-ской ложи «Овидий», в которой состоял Пушкин и его друзья. Тетрадь сослужила поэту и в Михайлов-ском. Она уже хранила на своих страницах черновики «Цыган», «Евгения Онегина», «Арапа Петра Великого», многих стихотворений.

Пушкин перевернул тетрадь задом наперед, и на этих последних листах, ставших теперь как бы первыми, записал — кратко, конспективно — сюжеты семи сказок, рассказанных Ариной Родионовной.

Сюжет одной из них в записи Пушкина выглядел так: «Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда итти в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк». Балда дюж и работящ, но срок уж близок, а поп начинает беспокоиться». Далее Балда обводит вокруг пальца бесов. Затем — «Балда у царя. Дочь одержима бесом. Балда под страхом виселицы берется вылечить царевну». После приключений бес «пойман и высечен». Так писано в Михайлов-ском. К этой записи поэт вернется через шесть лет.

31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегород-ской губернии. Раньше он в этих краях не бывал. Лишь изредка вспоминал в письмах про «болдин-скую вотчину» отца, «где водятся курицы, петухи и медведи».

Повод для поездки в Болдино был весьма важный. Отец поэта Сергей Львович после помолвки сына выделил ему часть старинных земель, с 1619 года принадлежавших дворян-скому роду Пушкиных. И Александру Сергеевичу следовало вступить во владение собственным имением. Пушкину шел 32-й год. Впереди свадьба с Натальей Николаевной Гончаровой.

Пушкин выехал в Болдино, когда кругом все говорили о надвигающейся холере. Поэт не скрывал в письмах своей тревоги: «По всему видно было, что она не минует и Нижегород-ской... Я поехал с равнодушием, коим был обязан пребыванию моему между азиатцами».

Пушкин поехал сначала по старинному Владимир-скому тракту, дороге, по которой везли осужденных на сибир-скую каторгу. Однако за Богород-ском и Владимиром свернул на Судогду, Муром, Севаслейку, Арзамас.

От Москвы до Болдино 500 верст. По россий-ским меркам, не так уж и много. Поэт преодолел это расстояние за четверо суток. Пушкин ехал в бедное село Болдино Лукоянов-ского уезда Нижегород-ской губернии, ехал навстречу холере, надеясь, что управится с бумагами за месяц. И не подозревал, что не выедет из Болдино до самой зимы.

Осень в Болдино

3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино. За мелким частоколом стоял одноэтажный деревен-ский дедов-ский дом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощи на отлогих холмах, а кругом волнистая бесконечная черноземная степь...

В первые дни Александру Сергеевичу пришлось все же вникать в скучные деловые бумаги. Но все устроилось хорошо. Вотчинный писарь Петр Киреев занялся сочинительством бумаг, в которых он был сильнее Александра Сергеевича. И пока первый писал, ездил, хлопотал, коллеж-ский секретарь Александр Сергеевич Пушкин не спеша расположился в старом доме и 7 сентября написал первое болдин-ское стихотворение «Бесы».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Так началась болдин-ская литературная осень поэта, плодотворнее которой не было периода в его жизни. На следующий день, 8 сентября, после «Бесов» точно на таком же листе Пушкин ставит вместо заглавия дату — «8 сент.». Ниже строка: «Мой день уныл...», которую исправляет на: «Мой путь уныл...» «Путь» — сильнее, шире, печальнее, чем «день». Поэт вносит правки и в другие строки. Не сразу получается то, что он хочет сказать. Но Пушкин продолжает добавлять кра-ски в написанные строки: «угасшее веселье», «закат печальный», «улыбкою прощальной»... Так родилось одно из лучших стихотворений первой болдин-ской осени «Элегия».

9 сентября Александр Сергеевич достал заветную тетрадь без переплета, просто несколько десятков сшитых и несшитых листов в общей обертке. Открыл и записал: «Последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвертый раз потянулась с Басманной, где находилась лавка гробовщика, на Никит-скую».

Затем Пушкин переименовал Самсона Прохорова в Андрияна и добавил лошадей: «Пара кляч в четвертый раз потащилась...» Пушкин еще раз поправил: «Тощая пара в четвертый раз потащилась». «Дрожки без рессор» заменил на «похоронные дроги».

Пушкин писал целый день. Покончив с «Гробовщиком», в этот же день он написал три письма: одно влюбленное — невесте Наталье Гончаровой, другое холодно-родственное — Афанасию Николаевичу Гончарову в Полотняный завод, третье друже-ское — издателю Петру Александровичу Плетневу:

«Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов».

Утром, 10 сентября, Пушкин открыл тетрадь в кожаном переплете, перечитал нянину сказку о попе. Мысленно возвратился в Михайлов-ское. Вот уж два года, как нет на свете Арины Родионовны. Пушкин помянул ее добрым словом, обмакнул перо в чернильницу и вывел на бумаге:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Сказка настолько близка к тексту, который он записал после Арины Родионовны, что диву даешься. А стихотворный размер, избранный поэтом, хорошо знаком грамотным, малограмотным и даже совсем неграмотным. По Руси на всех ярмарках ходили лубочные картинки со стихотворными объяснениями, вроде этих:

Немец нанял себе батрака,

Деревен-ского мужика...

Стихи «неровные», с разным числом слогов в строке, но зато с рифмами. Запоминались народом с первого раза. Пушкин использовал этот прием при написании «Сказки о попе и о работнике его Балде». Сказка получилась, как самая народная, бытовая, в духе ярмарочных балагуров и -ско--морохов. Проникнутая иронией, порой переходящей в насмешку и сатиру по отношению к духовенству, она была близка по духу рус-скому фольклору.

Вернувшись в Москву, Пушкин взволнованно пишет Плетневу в Петербург: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme (т.е. анонимно. — Н.Б.) . Несколько драматиче-ских сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Салиери», «Пир во время Чумы» и «Дон Жуана». Сверх того написал 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратын-ский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

Пушкин не назвал «Сказки о попе и о работнике его Балде», неоконченную «Сказку о медведихе». Не помянул «Историю села Горюхина», более двадцати критиче-ских и полемиче-ских статей и заметок.

Но вернемся к сказке «Балда», как ее кратко называл сам Пушкин. Это первая из сказок поэта. Напомним, «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александр Сергеевич написал в 1831 году, «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» — в 1833-м, «Сказку о золотом петушке» — в 1834-м.

Сказку о Балде знали друзья Пушкина. Александр Сергеевич довольно часто читал ее им. Первый биограф поэта П.В. Анненков отмечал, что сказка о Балде «так смешила В.А. Жуков-ского и друзей его». В исполнении поэта сказку про Балду не раз слушали П.А. Вязем-ский, Н.В. Гоголь, Н.М. Языков.

4 ноября 1831 года поэт Николай Михайлович Языков написал братьям, что Пушкин написал «сказку под названием «Балда». А в письме от 13 апреля 1832 года он же спрашивал своего знакомого — чиновника главного управления цензуры В.Д. Комов-ского (брата лицей-ского товарища Пушкина): «Где же его сказка «Балда»?» Комов-ский ответил 25 апреля: «Сказка о попе Толоконном Лбе и работнике его Балде не может, говорят, увидеть свет ни по наименованию, ни по содержанию своему».

Иногда кажется, что и сам Александр Сергеевич не предпринимал попыток издать сказку, понимая, что цензура не допустит. Не совсем так. Название сказки встречается в нескольких планах изданий, составленных поэтом в 1830-1834 годах.

Словом, пушкин-ская сказка про Балду была известна многим. Но при жизни автора она так и не увидела свет.

По воле Жуков-ского

После дуэли и смерти Пушкина Николай I поручил В.А. Жуков-скому и начальнику штаба корпуса жандармов генералу Л.В. Дубельту разобрать все бумаги, оставшиеся в кабинете покойного, подготовить посмертное собрание сочинений к печати.

В письме Жуков-скому шеф жандармов А.Х. Бенкендорф так сформулировал важное для власти требование: «Бумаги, могущие повредить памяти Пушкина, должны быть доставлены ко мне для моего прочтения».

Это означало, что над сказкой о Балде нависла серьезная угроза. Она вполне могла быть зачислена в список неблагонадежных произведений. Получив назад бумаги поэта, Жуков-ский с облегчением вздохнул: жандарм-ский генерал не обратил внимания на сию сказку.

После смерти Пушкина началась подготовка пушкин-ских сочинений. Комиссию возглавлял В.А. Жуков-ский. Работал Василий Андреевич довольно плодотворно. В 1838 году ему удалось выпустить первые восемь томов пушкин-ских произведений, публиковавшихся ранее. Из неопубликованных часть увидела свет на страницах «Современника» и в других журналах. Но основную массу неизвестных произведений поэта Жуков-ский готовил для публикации в других томах. Осенью и зимой 1839 и 1840 годов Василий Андреевич работал над «Сказкой о попе и о работнике его Балде».

Понимая, что в своем первозданном виде она не преодолеет цензурные рогатки, Жуков-ский решается заменить «попа» на «купца». И дает сказке новое название «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Весь текст пришлось переписать. Вместо «попадьи» в сказке появляется «хозяйка» или «жена», вместо «поповны» — «их дочка». «Попенка» сменил «сынок их» и так далее. Нет в названии и второго «о». Сказка стала совсем другой. Это уже была не сказка Пушкина, хотя к читателю она пришла под его именем. Начиналась она так.

Жил-был купец Кузьма Остолоп,

По прозванию Осиновый лоб.

Пошел Кузьма по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Впервые в таком «отредактированном» Жуков-ским виде она была опубликована в пятом номере журнала «Сын Отечества» за 1840 год. Разрешение цензуры последовало 10 марта, журнал вышел в конце того же месяца. В том же 1840 году «Сказку о купце» (так ее стали именовать для краткости) напечатало еще одно издание — «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» (т. 26, № 103). Обе публикации вышли без каких-либо комментариев, пояснений, примечаний. Только подпись: «А. Пушкин».

29 апреля 1840 года произошло еще одно событие, имеющее отношение к судьбе сказки Пушкина: цензура выдала разрешение на публикацию пушкин-ских сочинений, вошедших в девятый том. Этот том увидел свет в конце августа 1841 года. В него вошли не публиковавшиеся при жизни поэта «Медный всадник», «Каменный гость», «Русалка», многие стихотворения. На 223-232 страницах была заверстана «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде». Напрасно читатели искали примечания или комментарии к этому произведению поэта. В этом томе их вообще не было. Все произведения, вошедшие в девятый том, были поставлены в равные условия. Случайность?

Вмешательство Жуков-ского в пушкин-ский текст, как заметил один из исследователей творчества Пушкина, «дало непредсказуемый результат, породило причудливый, может быть, уникальный в истории литературы феномен: единое произведение раздвоилось, разделилось на две ипостаси, каждая из которых обрела собственную долгую жизнь, и у той, и у другой наполненную своими перипетиями и коллизиями».

В течение сорока с лишним лет, вплоть до 1882 года, переиначенная Жуков-ским сказка Пушкина печаталась во всех собраниях сочинений поэта — 1855-1857, 1859-1860, 1878-1881, в сборниках его сказок — 1873, 1879, 1880. В таком виде выходила она и отдельным изданием — в 1864, 1872, 1873. «Купец Кузьма Остолоп» обрел свою жизнь. Про то, что одним из главных героев сказки Пушкина был поп, широкой публике ничего не было известно. Жуков-ский скончался 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене и согласно его последней воле похоронен в России. А сказка Пушкина продолжала жить в том виде, в каком ее впервые предложил читателям Василий Андреевич.

Молчание Анненкова

После Жуков-ского никто так и не решился сказать всей правды об истинном содержании сказки, даже П.В. Анненков, писатель и литературный критик, когда взялся готовить к печати многотомное собрание сочинений Пушкина. Наследники Александра Сергеевича предоставили Павлу Васильевичу архив поэта, он имел возможность работать с рукописями. И, скорее всего, ознакомившись с наследием, он первым увидел, что сказка не о купце, а о попе. Тем не менее, издатель нового собрания сочинений оставил все так, как было до него. И позиции «Купца» значительно возросли после выхода первого научно комментированного издания. Правда, Анненков сделал одно весьма важное примечание к этой сказке, что, дескать, в публикуемом тексте «существуют некоторые несходства с рукописью, но нисколько не отнимающие ее достоинства и не вредящие ее общему тону».

Более того, в приложении к первому тому, в которое вошли «Материалы для биографии А.С. Пушкина, Анненков впервые опубликовал три из известных нам семи записей сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной. И одной из них Павел Васильевич дал такое название «Сказка, послужившая основой для сказки о Кузьме Остолопе» (с. 441). Напечатал ее Анненков не полностью, да, к тому же, и переделал ее, как Жуков-ский переиначил саму сказку Пушкина. В нянином тексте «попа» Анненков повсюду заменил «купцом».

Более того, он исказил и два пушкин-ских рисунка из трех, которыми поэт проиллюстрировал данную сказку. Анненков поместил два из них на приложенных к первому тому факсимильных листах. На первом из них нет бесенка с подписью, оставлен только Балда с зайцем и подпись под ним: «Балда». Нет в томе портрета старого беса. А под бородатой физиономией (скорее напоминающей попа, а не купца), искаженной страхом перед надвигающимся на нее щелчком, нет никакой подписи. А ведь Пушкин подписал всех четырех персонажей сказки. А под финальным рисунком поэт написал: «Поп толоконный лоб». Толоконный — значит глупый, по-другому, дурак.

Фальсификация Анненковым записи сюжета сказки и рисунков к ней воспринимались читателями как документальное подтверждение того, что Пушкин написал сказку именно «о купце Кузьме Остолопе», а не «о попе и о работнике его Балде».

Выставка в Румянцев-ском музее

Наступил 1879 год. Со дня первой публикации пушкин-ской сказки в «Сыне Отечества» прошло почти сорок лет. За это время никто из издателей и исследователей творчества поэта больше не предпринимал попыток вернуться к автор-скому варианту «Балды». Помог случай. Администрация Румянцев-ского музея (в совет-ское время Государственная библиотека имени В.И. Ленина) обратилась к старшему сыну поэта Александру Александровичу Пушкину выставить на обозрение рукописи отца. Выставку предполагалось провести в рамках 80-й годовщины со дня рождения великого рус-ского поэта. Но пока шли переговоры, отбирались рукописи, письма, юбилей прошел. Тем не менее, выставка открылась, правда, уже в 1880 году. На ней было представлено большое количество рукописей. Они-то и стали центральным событием выставки. Именно в те дни посетители впервые увидели оригинал пушкин-ского «Балды».

Выставка совпала с выходом шеститомного собрания сочинений Пушкина (1878-1881 гг.), которое выпустил петер-бург-ский издатель Я.А. Исаков. Для подготовки этого издания Яков Алексеевич пригласил известного библиографа, библиофила, впоследствии члена-корреспондента Петербург-ской Академии наук Петра Александровича Ефремова. «Сказку о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде» Петр Александрович поместил в третьем томе и сопроводил ее примечанием «Сказки Арины Родионовны». Вот полный его текст: «Есть еще третья сказка той же Арины Родионовны, послужившая основой сказки, явившейся по цензурным соображениям под заглавием «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде» (имя купца опущено — Н.Б.) . Сказка эта печатается в этом томе нашего издания с исправлениями В.А. Жуков-ского, как она была напечатана впервые в «Сыне Отечества» в 1840 г. Мы даем ее здесь в этом виде потому, что все ее знают именно в этой переделке, не вредящей ея тону. В томе X нашего издания мы приводим эту сказку по подлинной рукописи Пушкина». Но вышло только шесть томов и, естественно, подлинник сказки не увидел свет.

Но через два года, в 1882-м, москов-ский издатель Ф.И. Ан-ской издает семитомное собрание сочинений поэта. Именно в этом издании впервые читатели смогли прочесть сказку Пушкина в автор-ском варианте. «Сказка о попе и о работнике его Балде» опубликована в третьем томе. Правда, текст сказки все же отличается от пушкин-ского. Литературоведы считают, что это произошло из-за неразборчивого почерка Пушкина.

Пушкинист В.Е. Якушкин (внук декабриста И.Д. Якушкина) сделал попытку разобраться в пушкин-ском тексте. В июнь-ском номере журнала «Рус-ская старина» за 1884 год впервые он напечатал довольно обширное описание рукописей, оставшихся после поэта. Он был первым пушкинистом, кто смело со страниц журнала опроверг публикацию Анненкова, сообщив читателям, что со слов няни Арины Родионовны Пушкин записал сказку не о купце, а о попе. В том же июнь-ском номере Якушкин опубликовал заключительную часть пушкин-ской записи, опущенную Анненковым.

В октябрь-ской книжке «Рус-ской старины» того же 1884 года Якушкин опубликовал подробное описание рукописи сказки, рассказал о литературной правке Пушкина, впервые привел ее подлинный заголовок: «Сказка о попе и о работнике его Балде», расшифровал некоторые неясные пушкин-ские поправки.

Через три года, в 1887-м, Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым выпустило в Петербурге семитомное собрание сочинений Пушкина. Редактор издания, к тому времени известный в России пушкинист, литературовед, впоследствии член-корреспондент Петербург-ской Академии наук П.О. Морозов заново сверил текст пушкин-ской сказки, впервые опубликованный москов-ским издателем Ф.И. Ан-ским, с оригиналом, разобрался в поправках поэта. И опубликовал этот исправленный вариант в третьем томе. А в примечаниях к третьему тому Морозов впервые и полностью опубликовал неискаженную запись няниной сказки.

Казалось, что этим изданием Морозов положил конец злоключениям сказки Пушкина. Однако, в том же 1887 году, петербург-ский издатель Алексей Сергеевич Суворин приступает к изданию девятитомного издания сочинений Пушкина. Первый том вышел с подзаголовком «Поэмы и сказки». На 390-396 страницах Суворин помещает «Сказку о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде», хотя к тому времени уже был известен подлинный пушкин-ский текст. Двойник пушкин-ской сказки «купец Кузьма Остолоп» оказался на редкость жизнестойким.

В юбилейные дни 1899 года, когда в России отмечалось столетие со дня рождения поэта, сказку Пушкина можно было купить в двух отредактированных вариантах — Жуков-ского и Морозова. Возможно, народу нравились оба героя, скажет читатель, поэтому, мол, сказку о купце продолжали тиражировать, как в столице, так и в провинции. Но, оказывается, дело не в этом. Скандал вокруг подлинного текста пушкин-ской сказки нарастал с каждым годом, с каждым днем.

Рапорт священника Порфирия Кумпана

Священник Казан-ской церкви станицы Ясен-ской Ей-ского отдела Кубан-ской области Порфирий Кумпан в рапорте в Ставрополь-скую духовную консисторию 26 сентября 1898 года писал, что еще 1 мая 1893 года он впервые конфисковал в Ясен-ской станичной школе брошюру «Сказка о попе и его работнике Балде» (второго «о» в данном документе нет. Ниже названия сказки даются по архивным документам. — Н.Б.) . Сочинитель А.С. Пушкин. Рапорт не остался незамеченным. Епархиальный училищный Совет определением своим от 18 мая 1895 года «признал распространение по школам и среди народа названной брошюры в воспитательном отношении крайне вредным, а в религиозном — кощунственно-оскорбительным». Данное определение, писал в новом рапорте священник П. Кумпан, было утверждено «Его Преосвященством 5 июня того же года», то есть еще в 1895 году. Что же заставило Порфирия Кумпана вновь взяться за перо?

«Считаю своим долгом, — писал священник (орфография сохраняется. — Н.Б.) , — доложить Ставрополь-ской духовной консистории, что в то время, когда мною была конфискована означенная брошюра, таковая распространялась по школам путем не легальным, чисто подпольным, без ведома дирекции и областного Начальства. Нелегальный способ распространения означенной брошюры из войскового склада мною подробно был изложен в вышеуказанном рапорте за № 43. В то время означенная брошюра не значилась в каталоге Кубан-ского войскового склада книг. В настоящее же время после столь категориче-ски высказанного Епархиальным училищным Советом определения позволяю себе смелость думать — небезызвестного дирекции училищ и областному Начальству характера содержания брошюры областным Начальством дается право на самое широкое распространение этой брошюры по школам и среди народа чрез посредство тех же министер-ских школ области, только теперь путь распространения этой брошюры не легальный и не подпольный, а законный, так как в каталоге книжного склада, распространением к печатанию областным Начальством от 19 августа сего 1898 года и разосланной по министер-ским училищам области означенная брошюра включена под № 772 в число других книг и брошюр, предназначенных для развития детей и народа в умственном и религиозно-нравственном отношении. Позволяя себе смелость предположить, что означенная брошюра включена областным Начальством в число других полезных для развития детей и народа книг по недосмотру цензуры, осмеливаюсь всепокорнейше просить Ставрополь-скую духовную консисторию, не найдет ли оная Консистория возможность ходатайствовать пред кем следует об изъятии из каталога войскового книжного склада означенной брошюры, как деморализующей действия пастырей церкви Епархии и безусловно развращающим образом имеющей воздействовать на молодое поколение, детей того самого народа, который всецело вручается пастырю церкви для религиозно-нравственного воспитания. Столь неблаговидный, искусственный способ разъединения прихожан с своим пастырем по-моему не должен иметь место среди членов благоустроенного государства».

И пошла писать губерния! Ставро-поль-ская духовная консистория, получив рапорт П. Кумпана, обращается к епископу Ставрополь-скому и Екатеринодар-скому, тот к обер-прокурору Святейшего синода, действительному стат-скому советнику, Стас-секретарю К.П. Победоносцеву с ходатайством «об изъятии из употребления этой брошюры в начальных народных училищах».

От имени епископа Ставрополь-ского и Екатеринодар-ского по всем приходам рассылается циркуляр с указанием: «Собрать негласным путем сведения о том, как высылается, выписывается и распространяется означенная брошюра, и в каких приходах и среди учеников только или в народе, каковые сведения представить его Преосвященству».

В архивном деле сохранились рапорты священников станиц Брюховецкой, Уман-ской, Баталпашин-ской, Зеленчук-ской, Хамкетин-ской, Пшех-ской, Тернов-ской...

Но дело вокруг сказки Пушкина этим не закончилось. Скандал из местного перерос во Всероссий-ский. Поводом послужило объявление москов-ского издателя И.Д. Сытина о готовящемся издании (12-тысячным тиражом, отдельными иллюстрированными брошюрами ценой по пять копеек) пушкин-ских сказок, в том числе «Сказки о попе и о работнике его Балде».

«Церковный вестник» (№ 17, 29 апреля 1899 года) поместил статью священника Алексия Боброва. Ох, и досталось Александру Сергеевичу за сказку! «Самый грубый пасквиль на наше духовенство», «перл пушкин-ского пасквиля», «порнографиче-ское произведение» — других оценок произведение поэта не заслужило. Но более всего автор статьи был возмущен пятикопеечной ценой книжки: «За такую ничтожную плату каждый грамотный крестьянин и деревен-ский школьник не преминет доставить себе удовольствие приобрести эту любопытную сказку».

Публикация в «Церковном вестнике» не осталась незамеченной. У Алексия Боброва были не только противники, но и сторонники. Особенно «удачной» в этом смысле была статья протоиерея Кл. Фоменко в «Трудах Киев-ской Духовной академии» (1899, № 6). Она носила довольно претенциозный заголовок «Как относился к православному духовенству А.С. Пушкин? По поводу заметки Боброва».

В ней Кл. Фоменко изложил совершенно другую версию написания сказки. В частности, он утверждал, что проводивший лето 1831 года в Цар-ском Селе с император-ским двором Жуков-ский задержался там до поздней осени из-за холеры в Петербурге. Там же жил и Пушкин. Гоголь был их частым гостем. И, дескать, этот триумвират «для поднятия упавшего народного настроения и общей грусти взялся здесь, по примеру Боккаччо во время чумы в Италии, за переложение смехотворных народных сказок». И когда Пушкин прочел свою «Сказку о попе и о работнике его Балде», «вдохновитель и учитель Пушкина Жуков-ский, вразумив молодого (подчеркнул Фоменко. — Н.Б.) поэта, переделал заглавие последней сказки так: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде»... Иначе и не мог поступить добрый христианин и опытный (снова подчеркнул Фоменко. — Н.Б.) и благоразумный воспитатель. Пушкин безусловно подчинился совету благоразумно-дальновидного Жуков-ского». И какое же право имеет Сытин, спрашивает Кл. Фоменко, «издавать сказку Пушкина под тем ошибочным заглавием, от которого отказался сам автор»?

Из уст Фоменко история пушкин-ской сказки звучит довольно убедительно, тем более что сделана ссылка на пятитомное издание «Сочинений А.С. Пушкина с объяснениями их и сводом отзывов критики», выпущенное в 1892-1998 годах москов-ским издателем Львом Поливановым. В статье Фоменко нет ни слова о том, что сказка написана в Болдино осенью 1830 года, а не летом 1831 года. Умолчал Фоменко и об отзыве поэта Николая Языкова, сделанном при жизни поэта, не сказал правды о редакции В.А. Жуков-ского, П.А. Ефремова, П.О. Морозова, не вспомнил о выставке рукописей в Румянцев-ском музее. Наконец, Фоменко переврал москов-ского издателя Льва Поливанова, который в комментарии к пятитомнику действительно утверждал, что лето и осень 1831 года Пушкин и Жуков-ский проводили в Цар-ском Селе и что оба поэта «взялись за народные сказки». Плодом их состязания стали «Сказка о спящей царевне», «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек» Жуков-ского и «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде» Пушкина, писал Поливанов. И ни слова о «вразумлениях» Жуков-ского, якобы сделанных им молодому Пушкину.

Некто А.Г. Филонов, член «особого отдела» при ученом комитете министерства народного просвещения России, правильнее сказать, «педагогиче-ский цензор», ознакомившись со сборником «Все сказки Пушкина» (1897) друже-ски порекомендовал Ивану Дмитриевичу Сытину в следующем издании «восстановить» «Сказку о купце».

«Балда» Демьяна Бедного

В начале двадцатого века известные в Европе издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон приступили к изданию «Библиотеки великих писателей». Проект по тем временам был грандиозным. Он включал произведения Байрона, Мольера, Шиллера, Шекспира. В издательстве Брокгауза и Ефрона вышло и полное собрание сочинений А.С. Пушкина, роскошно иллюстрированное и снабженное комментариями. Редактировать его Брокгауз и Ефрон пригласили рус-ского историка литературы и общественной мысли, библиографа Семена Афанасьевича Венгерова. Именно он поставил последнюю точку в споре вокруг автор-ской версии пушкин-ской сказки. В третьем томе сочинений поэта, который вышел в 1909 году, Венгеров факсимильно воспроизвел весь лист пушкин-ских иллюстраций со всеми подписями к «Сказке о попе и о работнике его Балде». На трех рисунках читатели смогли ясно увидеть подписанные Пушкиным рисунки: «Балда», «Бесенок», «Старый бес», «Поп толоконный лоб».

Начиная с 1888 года, в россий-ским издатель-ском деле сложилась парадоксальная ситуация: читатели с одинаковой периодичностью получали от издателей сочинения А.С. Пушкина или отдельные сборники, в которых печатались оба варианта сказки — и о попе, и о купце. Издатели печатали «Сказку о купце» вплоть до 1916 года. Так, москов-ский издатель и литературовед В.П. Авенариус выпустил в 1916 году «Сочинения А.С. Пушкина, изданные для юношества». В первом томе этого издания можно прочитать «Сказку о купце». Не спасла «Сказку о попе и о работнике его Балде» и Октябрь-ская революция 1917 года.

В 1919 году Государственное издательство в Москве напечатало, а в 1922 году переиздало переделанный вариант пушкин-ской сказки. Поп в ней получил фамилию купца, и называлась она следующим образом: «Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде». Более того, в книжке приводилось продолжение пушкин-ской сказки, принадлежавшее перу революционного поэта Демьяна Бедного. В «Сказке о батраке Балде и о страшном суде...» поэт рассказал о том, как Балду судили за расправу над попом, дали ему «сто батогов» и продали в батраки жестокому барину — «лихому татарину». Балда не выдержал тяжелых условий труда, «в три года Балда состарился» и «лег до срока в могилу», пролежал «сотню лет или боле». Но прозвучала «красноармей-ская труба», вышел Балда из могилы и видит, что в деревне другая жизнь, «помещика нет и в помине», а делами управляет комитет бедности, в бар-ском доме школа, и в ней учатся крестьян-ские дети, «кто сел за книжки, кто за тетрадки».

Очень понравилась Балде такая жизнь и говорит он:

«Картиночки. Чисто. Ни грязи, ни пыли.

Прежде и баре-то неучи были.

Народ же бродил, словно темное стадо.

А ноне гляди! Помирать не надо!»

Стоит Балда, кругом оглядывается.

Ничего в голове у Балды не укладывается.

«Господи!», — радостно шепчет Балда. —

«Не знаю, попал я куда?

Но одно мне, темному, ясно,

Что страдал я всю жизнь не напрасно,

И что ежели я — в родимом краю,

Значит, все мужики очутились в раю».

«Сказку о батраке Балде и о страшном суде...», наравне с другими произведениями, Демьян Бедный включил в «Собрание сочинений в одном томе. 1909-1922». Оно издано в 1923 году Сатириче-ским издательством «Крокодил» при «Рабочей газете». У читающей публики «Сказка о батраке Балде» пользовалась ошеломляющей популярностью. Более того, Добровольное общество «Долой неграмотность», председателем которого являлся М.И. Калинин, включило сказку Демьяна Бедного в программу ликбезов.

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ("Сказка о попе", "О медведихе", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне" и "О золотом петушке"


Пушкин А.С. - У Лукоморья Исполняет Boris Vetrov

Жил старик со своею старухой у самого синего моря; Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод... Год выпуска: 1950

А.С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства.

О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.

В сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), золотой петушок, золотая рыбка, черт и бесенок. Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны.

Писатели XVIII и начала XIX в. с детства были окружены этой стихией народной поэзии. Она, естественно, проникала и в их собственное творчество. Подражания народным песням или сказкам писали почти все поэты, независимо от их социальных и политических взглядов: и Сумароков, и Державин, и Радищев, и Карамзин, и Дельвиг, и Жуковский, и Катенин, и многие другие.


Рисованный советский мультипликационный фильм, музыкальное представление по мотивам одноимённой сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказка о жадном попе, который решил сэкономить и нанял Балду в работники за три щелчка по лбу в год.


Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля.

Советский мультфильм для детей по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина. Царь Дадон, владения которого периодически подвергаются неожиданным набегам недругов, за обещание исполнить любое желание, получает от мудреца-звездочёта золотого петушка, который затем исправно сообщает о приближении неприятеля. Поскольку старец долго не напоминал о себе и ничего не требовал взамен, Дадон успокоился и уже было забыл о данной клятве. Однако, когда царь собрался жениться, встретив неземной красоты девицу, «Шамаханскую царицу», появился мудрец и потребовал её себе в качестве уплаты...

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл "Пушкинский венок".

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.


Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Аркадьевна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Марина Аверьянова
Конспект ООД «Что за прелесть эти сказки!»

Цель:

Образовательная: познакомить детей со сказками А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». Объяснить значение устаревших слов, встречающихся в сказках: «владения», «рать», «гонец», «ветхая», «невод», «неведомые», «витязь», «чреда», «темница», «светлица» и т. д. Показать, что Александр Сергеевич применял эти слова в своих стихах, чтобы сделать их более выразительными, чтобы донести до читателя дух русской старины. Учить детей находить рифмы к словам, понимать красоту поэзии Пушкина. Показать связь сказок поэта с народными сказками.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к творчеству Пушкина, любовь к его сказкам, развивать воображение детей, творчество, фантазию, говорить о том, какие нравственные уроки мы можем вынести из каждой сказки, прочитанной нами, и какова мораль каждой из них.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - алчешь чужого, потеряешь все.

«Сказка о золотом петушке» - долг платежом красен.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Объяснить детям смысл пушкинских строк, которые стали крылатыми фразами:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Коррекционная: учить детей применять образные выражения, синонимы, привить

стремление соблюдать чистоту русского языка.

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина, беседы о значении старославянских слов.

Лепка на пластине.

Рисование иллюстраций к любимым сказкам: «Орешек для белочки», «Золотая рыбка», «Царевна лебедь».

Просмотр мультфильмов: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его балде».

Рассматривание репродукций к сказкам.

Рассматривание книг.

Дидактические игры: «Что перепутал сказочник», «Верни предмет в сказку», лото «Собери героев», «Сложи сказку», «Лукоморье».

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая обращает внимание на портрет А. С. Пушкина (доска).

Вед. : Дети посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это? (А. С. Пушкин). Правильно это замечательный русский поэт А. С. Пушкин. Давно его с нами нет, но память о нем живет в народе, его стихи, сказки с детства знают и любят.

Реб. : Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Изучаем наизусть-

В них живет наш русский дух.

(На экране книга сказки Пушкина)

Вед. : Сказки А. С. Пушкина учат добру, любви, послушанию. В его сказках всегда побеждает добро, а злые деяния, жадность, легкомыслие наказываются.

Все сказки Пушкина немного волшебные и берут своё начало у Лукоморья.

Александр Сергеевич с детства сам слышал много сказок и песен от своей няни. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна)

(На экране портрет няни)

Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, поговорок и пословиц.

«Мастерицей ведь была. И откуда что брала!

А куды разумны шутки, приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины Православной старины,»-вспоминал о ней А. С. Пушкин.

Арина Родионовна очень любила маленького Сашеньку.

(На экране портрет маленького Сашеньки)

И заботилась о нем, и он ее очень любил и ласково называл «Мамушка». Часто по вечерам Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

В зал входит Арина Родионовна, кланяется вс ем.

Няня: Здравствуйте, мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей.

(На экране природа)

Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, о каждом деревце, цветочке ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая вокруг красота! А то и песенку ему спою, а он подпевает. Давайте и мы с вами послушаем народную песню.

(Прослушивание песни)

Няня: Понравилась вам песня ребята? Хорошо мы с вами послушали, молодцы. А как любил Сашенька сказки, слушает, не шелохнется, а когда вырос, сам стал сказки сочинять. Хотите послушать его сказки?

Дети: Хотим!

Няня: Ну что ж, слушайте сказку и помогайте ее рассказывать.

(Садится за прялку, зажигает на столе свечку)

Три девицы по окном

Пряли поздно вечерком

1 дев. : Как бы я была царицей,-

Няня: Говорит одна девица,-

1 дев. : То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир

2 дев. : Кабы я была царицей

Няня: Говорит ее сестрица,-

2 дев. : То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

3 дев. : Кабы я была царицей

Няня: Третья молвила сестрица,-

3 дев. : Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

(Картинка: царь подслушивает)

Няня: (показывая жестом руки) Царь женился на меньшой, а сестрам сказал: «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха» (девицы садятся). Вскоре он уехал воевать, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой очень завидовали царице и решили ее погубить. Сколько они зла

причинили ей! Бедную царицу посадили в бочку и бросили в море.

(Звучит фрагмент «Море» (музыка Римского-Корсакова)

(Картинка «Море»)

Царевич: Ты, волна, моя волна!

Ты гуллива и вольна

Плещешь ты куда захочешь

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли-

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Няня: И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

(Картинка берег, город)

Царевич: Вижу город я большой

Стены с частыми зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

Няня: Много чудес было в том городе: стихи (Картинки) Царевна-лебедь, тридцать три богатыря, белка-затейница.

Реб. : Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра-чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Няня: Ай-да, белка, ай-да затейница! Узнали сказку? Как она называется?

Дети: Сказка о царе Салтане.

Няня: Каким только уловкам не прибегали ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой, но добро победило и царь Салтан все таки встретился с сыном и со своей женой царицей, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой разрыдались и во всем признались. Царь Салтан проявил милосердие и отпустил их домой. Не устали слушать сказку?

Дети: Нет.

Няня: Расскажу вам еще одну сказку А. С. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. О какой сказке идет речь?

(Картинка)

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

Няня: Молодцы, узнали сказку. Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку? А сейчас мы проверим, поиграем в игру «Рыбкины секреты».

Игра «Рыбкины секреты» (Картинки)

Вопросы рыбки:

1. Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)

2. Где они жили? (у самого синего моря)

3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)

4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)

5. Что поймал старик в первый раз? (тину)

6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)

7. Назовите первое желание старухи? (корыто)

8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)

9. Старик добрый, а старуха… (злая)

10. Старуха строптивая, а старик… (покорный)

11. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Няня: Молодцы ребята все рыбкины секреты отгадали.

Няня: И все желания старухи выполняла рыбка, а ей все мало. Захотелось ей быть владычицей морскою, и чтоб служи ей рыбка золотая, и была у нее на посылках.

(Картинка-сидит старуха у разбитого корыта)

Вед. : Ребята почему старуха осталась с разбитым корытом?

Дети: Она жадная, грубая и злая. И была наказана за это.

Вед. : Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Алчешь чужого-потеряешь все! (Не желай чужого).

Няня. -А вы знаете другие сказки А. С. Пушкина?

Дети: Да!

Няня: Сейчас узнаем.

Игра «Узнай сказку по обложки книги»

Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку. Ведущий. - наши ребята могут назвать сказку и по отрывку.

Игра.

Няня: Ну что, детишки милые, понравились вам сказки? А теперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием. (Выходит).

Вед. : Да, удивительные сказки писал А. С. Пушкин, мы с вами читали, а узнаете ли вы эту сказку?

(Видеоотрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Как называется сказка? А счастливый ли конец у этой сказки? Да, и в этой сказке победило добро, великая сила любви, желание помочь человеку, попавшему в беду, вера в светлое, доброе. Конечно, мы побывали не во всех сказках А. С. Пушкина, но ваше путешествие может продолжиться с помощью вот этой книги.

(Показывает книгу)

Реб. : Сказки сердце согревают,

На душе от них светло!

Там печали не бывает,

Победит всегда добро!

Вед. : С добрым, светлым чувством настроенья мы заканчиваем нашу встречу со сказками А. С. Пушкина. Поблагодарим гостей за то что они разделили с нами радость встречи с волшебными сказками великого русского поэта А. С. Пушкина.

Что за прелесть эти сказки

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

Данные об авторе

1) Стефанова Лариса Михайловна, 2) Панина Елена Валерьевна

Место работы, должность:

1) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар), учитель русского языка и литературы;

2) МОУ СОШ № 1, г. Котовск (Тамбовская область), учитель русского языка и литературы.

Республика Коми

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5 классов.


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг и рисунков учащихся, презентация учебного материала.

Время реализации внеклассного мероприятия: 45 мин.

Предварительная работа: у чащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомый каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в мир явился заново.

На высокий лоб ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

Здравствуй, племя младое,

Незнакомое!

Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.

Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне -

Подруге юности моей...

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная программа для учащихся.

Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.

Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»


2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина со-звучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.

Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.

Демонстрация презентации.


Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка - Балде.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

Балда, с попом понапрасну не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок - мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко - злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод - старику.

Пряжа - старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки - белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?

Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

1 команда - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);

“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

2 команда - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда - Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.