Малевич геометрические фигуры. Биография малевича

Автопортрет, выполненный в стиле итальянской живописи

эпохи возрождения

Великий Российский художник абстракционист Каземир Северинович Малевич родился в Киеве в 1878 году. Малевич основал своё собственное направление в абстрактном искусстве – супрематизм.

Супрематизм это направление в абстрактном искусстве появилось в начале 20 века, которое означает превосходство цвета над остальными свойствами изображениями.

Одна из самых известных картин принадлежащих кисти Малевича это Чёрный квадрат. Чёрный квадрат уже почти 100 лет волнует воображение людей интересующихся современным изобразительным искусством. Что это? Провокация или результат философских размышлений? Может это атом или пиксель, элемент, из набора которых можно как из кубиков сложить при помощи воображения любую картину? Может это граница между реальным и иррациональным миром?

Чёрный супрематический квадрат 1915 г.

Чёрный квадрат Малевич создал при подготовке к футуристической выставке с названием 0.10. Квадрат был написан без применения чёрной краски. Смешав различные краски он получил краску поглощающую все цвета радуги своеобразная чёрная дыра. Чёрный квадрат не является правильной геометрической фигурой. Верхняя грань больше нижней. Авторский комментарий на выставке:” Cодержание картины не известно”. Цвет фона топлёного молока.

Детство Малевича прошло в Киеве, отец его был управляющим сахарными заводами. Отец и мать по национальности были этническими белорусами, по вероисповеданию – католики. Казимир был старшим ребёнком в семье, кроме него у родителей были четыре брата и четыре сестры.

Малевич посещал художественную школу в Киеве. Детство его прошло на природе, потому что отец брал его в поездки по делам. В поездках Малевич познакомился с жизнью крестьян, что отразилось на его творчестве. Так же неизгладимое впечатление на него произвело с колоритной украинской природой.

Однажды отец взял его на выставку сахаропромышленников, где Малевич впервые приобщился к живописи. Он увидел картину с изображением женщины, которая чистит картошку. Впервые Малевич встретился с художниками иконописцами в городке Белополье, которые приехали из Петербурга расписывать местную церковь. Начальное художественное образование он получил в Киеве. Ранние работы выполнены были в реалистичном стиле, Малевич писал пейзажи. В Белополье оп закончил агрономическую школу.

Ранний Малевич. На даче.

Затем был курский период в жизни Казимира В 1896 году родители Малевича переехали в Курск. Это было в 1896 году. Работал он служащим в управлении Курско-Московской железной дороги чертёжником. Сейчас в этом здании находится управление ФСБ по курской области.

В этом доме Малевич работал.

Дом где жил Малевич.

Всего он прожил в Курске 10 лет. В 1899 Малевич женился на дочери курского аптекаря Каземире Зглейц на половине немке и полячке (по матери). Родители были против, но сделать ни чего не смогли. У Малевичей родились дети – сын Анатолий (1901-19015) и дочь Галина (1905-1973). Каземире не нравилось, что муж много времени уделяет живописи. В 1902 умер отец от инфаркта, и Казимир стал кормильцем в семье, поэтому его не взяли в армию.

В этом костёле Малевич венчался.


В Курске Малевич подружился с местным художником Львом Квачевским и с его помощью организовал художественный кружок. Работы их были в основном подражанием Великим мастерам. В курский период Малевич сформировался как художник, но жизнь мелкого чиновника, примерного семьянина не устраивала Казимира. В своей автобиографии он писал: «Семь лет, прожитые в Курске, определили мою творческую судьбу». Какое это было время? Это было время когда в умах интеллигенции бродили революционные идеи. Мы старый мир разрушим, а затем… И естественно, Малевич не мог быть в стороне от грядущих перемен. В курский период Малевич увлёкся импрессионизмом.

Ранний импрессионизм Малевича. На даче 1903 г.

В 1905 году Малевич решил оставить службу и отправиться в Москву поступать в художественное училище. Жена была против, так как он оставлял её одну с детьми. Поступить не удалось и прожив полгода в коммуне художников, Малевич вернулся в Курск. И возобновил работу в управлении железных дорог, а в мае 1906 года второй раз пытался поступить, но опять неудачно. В 1907 году мать Малевича переехала в Москву, став заведующей столовой. Переехала с детьми и жена. Третья попытка поступить в училище также оказалась безуспешной. На рождество не столовая была ограблена, а имущество было описано и распродано. Взаимоотношения с женой стали напряжёнными, она переехала с детьми в село Мещерское и работала там в психбольнице фельдшером. Там она сошлась с доктором и оставив на попечение сотрудницы. Мать Малевича снова открыла столовую в Напрудном переулке.

В 1909 году развёлся с Каземирой и женился на Софье Михайловное Рафалович, её отцу принадлежал дом в Немчиновке, где Малевич жил и работатал.

Малевич посещал занятия в частном художественном училище Фёдора Ивановича Рерберга с 1906 по 1910 года. В 1910-1911 годах Малевич участвовал в выставках организованных сообществом художников “Бубновый валет”. В 1912 принимал участие в выставке “Ослиный хвост “, а в 1913 в выставке “Мишень”. В 1913 году работал над футуристической оперой “Победа над солнцем”.

В 1915 Малевич работает над супрематической серией, в том числе был на писан Чёрный квадрат, чёрный крест, чёрный круг. Серия была выставлена на выставке картин с названием “0,10”.

Супрематизм. Беспредметная композиция. 1915 г.

С 1914 года он сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок», где иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

Летом 1916 Малевича призвали на военную службу, он был демобилизован в 1917 году.

В году 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев. Затем его избирают председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, и он разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре он председательствует в обществае «Бубновый валет». В ноябре московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и параллельно членом Комиссии по охране художественных ценностей, в его обязанности входила охрана ценностей Кремля.

В 1918 году Малевич пишет статьи в журнале «Анархия» и «Декларацию прав художника», избирается членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомата Просвещения. Затем он переезжает в Петроград, где работает над декорациями и костюмами к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Малевич принимает участие в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры.

В 1919 году Малевич возвращается в Москву, возглавляет «Мастерскую по изучению нового искусства – Супрематизма», участвует в X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»). В ноябре в жизни Малевича начинается Витебский период. В Витебске он возглавляет мастерскую в Народном художественном училище «нового революционного образца», которой до него управлял Марк Шагал.

В 1920 году он посветил созданию группы УНОВИС (Утвердители Нового Искусства) в которую вошли Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган, также он начинает эксперименты в области архитектуры. У Малевича рождается дочь, которую он назвал Уной в честь УНОВИСа.

1921 год. Малевич посвещает участию в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

Затем он заканчивает работу над книгами «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и брошюрой «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В 1922 году Малевич перебирается Петроград. Впервые его работы экспонируются заграницей в Берлине.

С 1924 по 1926 Малевич руководит Ленинградским государственным институтом художественной культуры и возглавляет в нём формально-теоретический отдел.

В 1925 работает над объёмными архитектурными супрематическими моделями - архитектонами. Вступает в Объединение современных архитекторов.

Работы Малевича представляют собой одни из наиболее ярких проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Основоположник супрематизма, российский и советский художник вошел в историю мирового искусства с картиной "Черный квадрат", но только этой работой его творчество отнюдь не ограничилось. С самыми известными работами художника должен быть знаком любой культурный человек.

Теоретик и практик современного искусства

Работы Малевича ярко отображают положение дел в обществе в начале XX века. Сам художник родился в Киеве в 1879 году.

По его собственным рассказам в автобиографии, публичные выставки художника начались в Курске в 1898 году, хотя никаких документальных подтверждений этому обнаружено не было.

В 1905 году он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако его не приняли. На тот момент у Малевича в Курске оставалась семья - жена Казимира Зглейц и дети. В их личной жизни наметился раскол, поэтому, даже не поступив, Малевич не захотел возвращаться в Курск. Художник поселился в Лефортово в художественной коммуне. В огромном доме художника Курдюмова жили около 300 мастеров живописи. Малевич прожил в коммуне полгода, но, несмотря на чрезвычайно низкую плату за жилье, через полгода деньги кончились, ему все-таки пришлось вернуться в Курск.

Окончательно перебрался в Москву Малевич только в 1907 году. Посещал занятия художника Федора Рерберга. В 1910 году начал принимать участие в выставках творческого объединения раннего авангарда Начали появляться картины, которые ему принесли мировую славу и признание.

"Супрематическая композиция"

В 1916 году работы Малевича уже довольно хорошо известны в столицы. В то время появляется Она написана маслом на холсте. В 2008 году была продана на аукционе "Сотбис" за 60 миллионов долларов.

На аукцион ее выставили наследники художника. В 1927 году она экспонировалась на выставке в Берлине.

На открытии галереи ее представлял сам Малевич, однако вскоре ему пришлось вернуться, так как советские власти не продлили ему зарубежную визу. Все работы ему пришлось оставить. Их было около 70. Ответственным был назначен немецкий архитектор Гуго Херинг. Малевич рассчитывал вернуться за картинами в самом ближайшем будущем, но за границу его так больше и не выпустили.

Перед самой своей смертью Херинг передал все работы Малевича, которые хранил у себя много лет, в городской музей Амстердама (известный также, как музей Стелелейк). Херинг заключил договор, согласно которому каждый год в течение 12 лет музей должен был выплачивать ему определенную сумму. В конечном счете, сразу после смерти архитектора, его родственники, оформлявшие наследство, получили всю сумму за раз. Таким образом, "Супрематическая композиция" попала в фонды амстердамского городского музея.

Наследники Малевича принимали попытки вернуть эти картины, начиная с 70-х годов XX века. Но они не увенчались успехом.

Только в 2002 году 14 работ из амстердамского музея были представлены на выставке "Казимир Малевич. Супрематизм". Она проходила в в США. Наследники Малевича, некоторые из которых являются гражданами Америки, возбудили иск против голландского музея. Руководство галереи пошло на досудебное соглашение. По его результатам 5 из 36 картин художника были возвращены его потомкам. Взамен наследники отказались от дальнейших претензий.

Эта картина по-прежнему остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.

"Черный квадрат"

Одна из его самых обсуждаемых работ. Она входит в цикл работ художника, посвященных супрематизму. В нем он исследовал базовые возможности композиции и света. Помимо квадрата, в этом триптихе присутствуют картины "Черный крест" и "Черный круг".

Картину Малевич написал в 1915 году. Работа была сделана для итоговой выставки футуристов. Работы Малевича на выставке "0,10" 1915 г. были вывешены, что называется, в "красном углу". В том месте, где в русских избах традиционно висела икона, располагался "Черный квадрат". Самая загадочная и самая жуткая картина в истории отечественной живописи.

Три ключевые супрематические формы - квадрат, крест и круг, в теории искусства считались эталонами, которые стимулируют дальнейшее усложнение всей супрематической системы. Именно от них в дальнейшем уже рождаются новые супрематические формы.

Многие исследователи творчества художника многократно пытались отыскать изначальный вариант картины, который бы располагался под верхним слоем краски. Так, в 2015 году была проведена рентгеноскопия. В результате удалось вычленить еще два цветных изображения, которые располагались на этом же холсте. Первоначально была нарисована кубофутуристическая композиция, а над ней еще и протосупрематическая. Только затем все заполонил черный квардрат.

Также ученым удалось расшифровать надпись, которую художник оставил на полотне. Это слова "Битва негров в темной пещере", которые отсылают знатоков искусства к знаменитому монохромному произведению Альфонса Алле, которое тот создал в 1882 году.

Не случайно и название выставки, на который демонстрировались работы Малевича. Фото с вернисажа можно до сих пор отыскать в старых архивах и журналах того времени. Присутствие цифры 10 обозначало предполагаемое организаторами количество участников. А вот ноль говорил о том, что будет экспонироваться "Черный квадрат", который, по замыслу автора, собирается все свести к нулю.

Три квадрата

Помимо "Черного квадрата" в творчестве Малевича были еще несколько этих геометрических фигур. Да и сам "Черный квадрат" поначалу был простым треугольником. Он не имел строгих прямых углов. Поэтому с точки зрения исключительно геометрии являлся четырехугольником, а не квадратом. Историки искусства отмечают, что все дело не в небрежности автора, а в принципиальной позиции. Малевич стремился создать идеальную форму, которая была бы достаточно динамичной и подвижной.

Также существуют еще две работы Малевича - квадраты. Это "Красный квадрат" и "Белый квадрат". Картина "Красный квадрат" демонстрировалась на выставке авангардистов "0,10". Белый квадрат появился в 1918 году. В то время работы Малевича, фото которых сегодня есть в любом учебнике искусства, переживали стадию "белого" периода супрематизма.

"Мистический супрематизм"

С 1920 по 1922 год Малевич работал над картиной "Мистический супрематизм". Также она известна под названием "Черный крест на красном овале". Полотно написано маслом на холсте. Оно также было продано на аукционе "Сотбис" за почти 37 тысяч долларов.

По большому счету, это полотно повторяет судьбу "Супрематической конструкции", которая уже была рассказана. Она также оказалась в коллекциях амстердамского музея, и только после обращения наследников Малевича в суд, им удалось вернуть себе хотя бы часть картин.

"Супрематизм. 18 конструкция"

Работы Малевича, фото с названиями которых можно встретить в любом учебнике по истории искусства, завораживают и приковывают к себе пристальное внимание.

Еще одно интересное полотно - это картина "Супрематизм. 18 конструкция", написанная в 1915 году. На аукционе "Сотбис" она была продана в 2015 году почти за 34 миллиона долларов. Она также оказалась в руках наследников художника после судебного разбирательства с амстердамским городским музеем.

Еще одной картиной, с которой расстались голландцы, стала "Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении". Она обрела своего владельца в 2011 году. Ее приобрел институт искусств в Чикаго за сумму, которую не пожелал разглашать для публики. А вот работу 1913 года - "Письменный стол и комната" можно было увидеть на крупной выставке Малевича в мадридской галерее "Тейт". Причем картина была выставлена анонимно. Что имели в виду организаторы - неясно. Ведь в тех случаях, когда истинный владелец полотна желает остаться инкогнито, объявляют, что картина находится в частном собрании. Здесь же используется принципиально другая формулировка.

"Супрематическая композиция"

Работы Малевича, описание которых вы найдете в этой статье, дадут вам достаточно полное и четкое представление о его творчестве. Например, картина "Супрематическая композиция" была создана в 1919—1920 годах. В 2000-м на аукционе "Филлипс" ее продали за 17 миллионов долларов.

Эта картина, в отличие от предыдущих, после отъезда Малевича из Берлина в Советский Союз, осталась в Германии. В 1935 году ее вывез в США директор нью-йоркского музея современного искусства Альфред Барр. 20 лет она выставлялась в США в рамках выставки "Кубизм и Дело в том, что картину пришлось срочно вывозить - в Германии к тому времени к власти пришли нацисты, творчество Малевича попало в немилость. Его нацистское начальство относило к образцам Сначала директор Ганноверского музея прятал полотно у себя в подвале, а затем тайно передал Барру, который вывез бесценное произведение в США.

В 1999 году нью-йоркский музей вернул наследникам Малевича эту картину и несколько его графических работ.

Автопортрет художника

В 1910 году Малевич написал свой автопортрет. Это один из трех его автопортретов, написанных в этот период. Хорошо известно, что два других хранятся в отечественных музеях. Эти работы Малевича в Третьяковской галерее можно увидеть.

Третий же автопортрет был продан на аукционе. Изначально он находился в частной коллекции Георгия Костаки. В 2004 году на аукционе "Кристи" в Лондоне автопортрет нашел своего владельца всего за 162 тысячи фунтов стерлингов. Всего, потому что за последующие 35 лет его стоимость выросла примерно в 35 раз. Уже в 2015 году полотно продали на аукционе "Сотбис" почти за 9 миллионов долларов. Действительно, выгодное вложение денег.

"Голова крестьянина"

Если анализировать работы Малевича по годам, то можно установить определенную тенденцию, с помощью которой проследить, как развивалось его творчество.

Наглядный пример для этого - картина "Голова крестьянина", написанная в 1911 году. В 2014-м на аукционе "Сотбис" в Лондоне она ушла с молотка за 3,5 миллиона долларов.

Впервые публика увидела эту картину Малевича в 1912 году на выставке "Ослиный хвост", которая была организована Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. После этого она участвовала в берлинской выставке 1927 года. Тогда сам Малевич подарил ее Гуго Херингу. Уже от него она по наследству перешла его жене и дочери. Наследники Херинга продали картину только в 1975 году, после его смерти.

В Русском музее

Работы Малевича в Русском музее представлены весьма широко. Здесь, пожалуй, находится самая богатая коллекция его произведений. К творчеству этого реформатора и педагога относятся с пиететом, его полотнам отводят самые почетные места.

Всего в фондах Русского музея сегодня находятся около 100 живописных работ, плюс не менее 40 графических. Многие из них с новыми датировками. Более точными. Уникальность коллекции, представленной в Русском музее, заключается еще и в том, что работ не просто много, они еще охватывают максимально широкий диапазон его творчества. Представлены как ранние произведения, практически первые опыты в живописи, так и поздние реалистичные портреты, на которых совсем не узнать кисть художника, который рисовал "Черный квадрат".

Смерть художника

Казимир Малевич умер в Ленинграде в 1935 году. Согласно его завещанию, тело положили в супрематический гроб, представляющий собой крест с раскинутыми руками, и кремировали.

Казимир Северинович Малевич (1879 - 1935 гг.), знаменитый российский и советский художник, работал в таких стилях живописи, как кубизм и авангардизм, теоретик искусства. Считается основоположником одного из самых мощных явлений в абстракционизме, который стал известен как супрематизм - выражение всей структуры мироздания через геометрические формы и линии. Картины Малевича, с названиями которых дают полное представление о его понимании действительности, уникальной технике исполнения и личном отношении к изобразительному искусству, представлены ниже в соответствии с годами их создания.

Начало пути

Казимир Малевич родился в Киеве, в польской многодетной семье. У него было четыре брата и четыре сестры. Все его детство прошло в селе. В 1895 - 1896 годах он посещал занятия в Киевской рисовальной школе. Первая картина была написана художником в 16 лет, а затем продана в магазине одним из друзей за 5 рублей. Он неоднократно пытался поступить в Московское училище живописи ваяния и зодчества, но все три попытки закончились неудачно. Каждый раз он вынужден был возвращаться и продолжать работу чертежником в управлении Курской железной дороги. В 1907 году Людвига Александровна, мать художника, снимает большую квартиру в Москве. Казимир Малевич получает возможность общаться с единомышленниками и создавать свои картины в столице.

Свой творческий путь художник начинает с натурализма. Но затем быстро увлекается импрессионизмом, футуризмом и кубизмом. Даже эти, весьма авангардные стили живописи, не дали Казимиру Малевичу возможности рассказать всему миру о переполнявших его философских размышлениях и мыслях о дальнейшем развитии современного искусства. Вскоре он понимает, что необходимо создать еще одно направление в живописи - супрематизм, в котором важны были лишь форма и цвет.

Небольшая подборка картин художника

Есть художники, у которых сюжеты картин понятны большинству их почитателей с первого взгляда. А Малевич призывает зрителей подумать над своими творениями и даже порой переосмыслить их. О полотнах Малевича много говорят и спорят, но всем давно уже ясно, что это работы человека, который резко продвинул авангардизм и абстракционизм к вершинам искусства и создал на их основе новое направление.

Картина создана в 1913 году. В то время художник с семьей снимал дачу неподалеку от Немчиновки, так было гораздо дешевле, чем арендовать московскую квартиру. Эта работа Казимира Малевича очень необычная. И в первую очередь тем, что написана на обыкновенной деревянной дощечке, которая раньше была частью полки. На ней сохранились даже отверстия и следы от креплений. Но позволить себе купить качественный холст в то время художник не мог, у него просто не было денег.

В картине К. Малевич выражает свое отношение к принятым стандартам, характерным для искусства того времени. В музыке, литературе и живописи нужно было строго следовать определенным правилам, а художник пропагандировал свободу. Для Малевича в творчестве самым главным и важным был «закон контрастов», который он называл еще «моментом борьбы». Такая концепция сформировалась у него в кубофутуристическом периоде творчества. При помощи таких контрастных изображений он пытался пошатнуть устоявшиеся догмы искусства. Он говорил своим ученикам об алогизме и сопоставлении двух форм - скрипки и коровы на фоне кубистической постройки. Многие свои работы того периода художник подразделял на «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм». Это говорило о том, что К. Малевич видел свою цель в той реальности, которая находилась за гранью предметной иллюзорности.

Картина создана в 1915 г. и входит в цикл других супрематических работ К. Малевича. На протяжении многих лет является одной из самых обсуждаемых картин в русском искусстве.

История создания этой картины началась с работы К. Малевича в качестве художника над эскизами декораций и костюмов для постановки оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем». Тогда впервые и появилось изображение черного квадрата, который символизировал собой победу человеческого творчества над пассивной формой природы, он заменял собой солнечный круг.

К. Малевич, исходя из того факта, что предварительные эскизы к «Черному квадрату» были сделаны в 1913 году, также датировал и работу. А действительной дате создания своего шедевра не придал никакого значения. Предположительно, она была закончена художником 21 июня 1915 года. Несколько супрематических картин он создал для выставки, открывшейся в Петербурге в конце того же года в «Художественном бюро Добычиной»:

  • «Черный квадрат» - считался первым шагом творчества в чистом виде.
  • «Черный круг» - один из главных элементов открытой им пластической системы.
  • «Черный крест» - трансформация квадрата в другие плоскости.

Они представляли на этой выставке три важных составляющих супрематической системы. Это были три эталона. На их основе должны были рождаться новые формы.

Полотно картины, размер которого 79,5 см на 79,5 см, пытались исследовать неоднократно. В 2015 году были обнародованы результаты. Обнаружено, что под верхним слоем есть еще два цветных изображения. Также распознана надпись, принадлежавшая автору. Фраза «Битва негров в темной пещере» перенаправляет к полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882 г. Историки и искусствоведы считают, что эти находки помогут представить весь процесс написания этой картины. Для многих будет интересно узнать, что первоначально квадрат был указан как четырехугольник. У него не было строгих прямых углов. Это выражало стремление художника создать такую подвижную и динамическую форму.

В своих работах Казимир Малевич показал себя замечательным импрессионистом. Картина «Летний пейзаж» была им написана в 1928 - 1929 гг. В ней заметно влияние реализма. В этой работе художник использовал для выражения своей идеи и композиционного решения мазки разной фактуры и величины. Общая гамма приближена к настоящим краскам природы, наполнена различными оттенками мягкого зеленого цвета.

Сюжет картины довольно простой. Практически в центре картины изображена небольшая женская фигура в белом платье. Неподалеку от раскидистого дерева стоит стол. К домику с белыми стенами ведет тропинка, а на заднем плане, вдалеке видны строения. И все буквально утопает в летней зелени, пронизано воздухом и солнечным светом. В картине нет идей супрематизма. Малевич словно вспоминает далекие годы детства, проведенные в деревне, и не перегружает ее особым философским смыслом.

Художник работал над этой картиной в 1928 - 1930 гг. Ее цветовое решение дополняет и подчеркивает геометрические формы пестрых и вызывающих оттенков. Фон картины выстроен из плоскостей, цветовые сочетания которых можно назвать довольно резкими. В центре - женщина, для изображения фигуры которой, Малевич использовал всего лишь две краски: черную и белую. Этим он совершенно обезличил грубый и мрачный образ. Художник применяет этот прием для того, чтобы показать массовость, одинаковость и ничтожность всей жизни . Безысходность и тяжелый, непосильный труд женщин-крестьянок - вот основная идея этой работы. Но автор предлагает зрителям поразмышлять над этой картиной и сделать свои выводы.

Многим ценителям искусства картины Малевича (фото с названиями) могут объяснить процесс личностного развития большого реформатора. Он подчеркивал, что философия супрематизма позволит художнику вывести искусство к самому себе.

(Москва).

Стиль: Работы на Викискладе

Казими́р Севери́нович Мале́вич (11 (23) февраля , Киев - 15 мая , Ленинград) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - направления в абстрактном искусстве .

Биография

Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве . По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича - 1878 год , однако, имеется запись в приходской книге за 1879 год костёла св. Александра в Киеве о том, что Казимир Малевич родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по старому стилю) 1879 года . Семья будущего художника жила в Киеве на Бульонной улице (с 2012 года она носит имя Казимира Малевича), в Киеве похоронен его отец .

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению . Отец Казимира Малевича Северин Малевич (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда) и мать Людвика (Людвига Александровна, в девичестве Галиновская) обвенчались в Киеве 26 февраля 1878 года (по старому стилю) . Отец работал управляющим на сахарном заводе известного промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковской губернии). По данным одной белорусской газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича якобы был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845-1902) [неавторитетный источник? ] . Мать Людвига Александровна (1858-1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск . Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертежником на железной дороге и с другой - жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (1881-1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы .

В Курске семья Малевичей снимала дом (пять комнат) по ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн, за 260 рублей в год. Здание сохранилось до наших дней, но находится под угрозой разрушения.

В 1905 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против. Ведь Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

5 августа 1905 года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц - по московским меркам, очень дешево. Но через полгода, весной 1906-ого, когда деньги на жизнь закончились, Малевич был вынужден все же вернуться назад, в Курск, к семье и службе в Управлении Курско-Москвской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.

В 1907-м году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих детей, уехала в село Мещерское и нашла работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с врачом, она оставила детей у одной из сотрудниц больницы.

С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве

В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детьми, они были у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович, вскоре стала гражданской женой Казимира Малевича (несколько лет Малевич не мог получить развода с первой женой).

В 1909 году развёлся с первой женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? - 1925), отцу которой принадлежал дом в Немчиновке , куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета ».

В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле - мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи ».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника » в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (художник входил в группу молодых художников «Ослиный хвост »). Познакомился с М. В. Матюшиным .

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем » (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных , пролог В. Хлебникова , декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» - задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 1914 году, вместе с Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг » и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм - футуризм - супрематизм» в организованной совместно с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял участие в выставке «Магазин». Экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус » (в него входят О. В. Розанова , Л. С. Попова , А. А. Экстер , И. В. Клюн , В. Е. Пестель и др.), готовил к изданию одноимённый журнал. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году он опубликовал статьи в журнале «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса . Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф ». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году он вернулся в Москву. Руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонировал супрематические работы на X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск , где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал .

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников - УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий , Л. Хидекель , И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под влиянием Эль Лисицкого, начались первые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

1921 год. Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом - «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками - членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в государственной Академии художественных наук (ГАНХ) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

В 1926 году экспонировал архитектоны на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде » была опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.

В 1927 Казимир Северинович вступил в третий брак - с Наталией Андреевной Манченко (1902-1990).

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем - в Берлин (29 марта - 5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау , где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем . 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 год. Малевич работал в Государственном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900-1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903-1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908-1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галереи, была в довольно плохом состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В Государственном институте истории искусств был закрыт отдел, которым руководил Малевич.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА » .

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль - май).

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года.

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом - картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

1933 год - началась тяжелая болезнь (рак предстательной железы).

1934 - участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине - вплоть до 1962 года).

В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого , о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Именно на этой киевской улице - тогда Бульонской - родился в 1879 году К.Малевич.

Знаменитые картины

  • Супрематическая композиция - продана 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby"s за $60,002,000

Выставки

Персональные выставки

  • - «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва
  • - Персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва
  • - «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва , Государственная Третьяковская галерея
  • Ленинград , Русский музей , 10 ноября - 18 декабря .
  • - - «Казимир Малевич. 1878-1935», Москва , Третьяковская галерея , 29 декабря 1988 года - 10 февраля 1989 года
  • - «Казимир Малевич. 1878-1935», Амстердам , Stedelijk Museum Amsterdam , 5 марта - 29 мая .
  • - - «Казимир Малевич в Русском Музее», Санкт-Петербург , Государственный Русский музей , 30 ноября 2000 года - 11 марта 2001 года

Коллективные выставки

  • - XIV выставка Московского товарищества художников
  • - «Бубновый валет»
  • - первая выставка общества «Московский салон»
  • - выставка петербургского «Союза молодёжи»
  • - «Последняя футуристическая выставка „0,10“».
  • - - «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х», Санкт-Петербург , Государственный Русский музей , 30 ноября 2000 года - 26 марта 2001 года

Избранные работы

    Супрематическая композиция . Середина 1910-х (мотив 1915 г.). Частное собрание (ранее в собрании МоМА)

    Супрематизм . 1915-1916 (по другим данным, 1917). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

    Эскиз к картине «Пейзаж новый» . 1929-1932. Частное собрание

    Портрет Уны . 1934. Частное собрание

Библиография

Сочинения Казимира Малевича

  • Малевич К. В. Хлебников // Творчество, 1991, № 7, с. 4-5.
  • Малевич К. По лестнице познания: Из неопубликованных стихотворений / Вступ. сл. Г.Айги (1991, тираж 1000 экз.)
  • Малевич К. Лень как действительная истина человечества. С прилож. ст. Ф. Ф. Ингольда «Реабилитация праздности» / Предисл. и примеч. А. С. Шатских (1994, серия «Библиотека Сергея Кудрявцева», тираж 25 именных и 125 нумерованных экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы. 1913-1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подг. текстов и комм. А. С. Шатских ; раздел «Статьи в газете „Анархия“ (1918)» - публ., сост., подг. текста А. Д. Сарабьянова (1995, тираж 2750 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930 / Сост., предисл., ред. переводов, комм. Л.Демосфеновой; науч. ред. А. С. Шатских (1998, тираж 1500 экз., доп. тираж 500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С прилож. писем К. Малевича к М. О. Гершензону. 1918-1924 / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2000, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2003, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинеий в пяти томах. Т 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций, Записки и заметки. Поэзия. 2004.
  • К. Малевич. Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с., Серия «Азбука-классика», 3000 экз., ISBN 978-5-389-02945-3

О Казимире Малевиче

Книги

Альбомы, каталоги
  • Андреева Е. Казимир Малевич ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. - СПб.: Арка, 2010. - 28 с. ISBN 978-5-91208-068-5
  • В круге Малевича: Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х. - [Б.м.]: Palace Editions, 2000. - 360 с. - ISBN 5-93332-039-0
  • Казимир Малевич. 1878-1935: [Каталог выставок 1988-1989 гг. в Ленинграде, Москве, Амстердаме] / Предисл. Юрия Королёва и Евгении Петровой; вступление В. А. Л. Беерена. - Амстердам : Stedelijk Museum Amsterdam , 1988. - 280 с. - ISBN 90-5006-021-8
  • Казимир Малевич в Русском музее. - [Б.м.]: Palace Editions, 2000. - 450 с. - ISBN 5-93332-009-9
Мемуары, переписка, критика
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. В 2 т. - М.: RA, 2004. - ISBN 5-269-01028-3
  • Малевич та Україна / Укладач антології Д. О. Горбачов. - Київ, 2006. - 456 с. - ISBN 966-96670-0-3
Монографии
  • Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910-1930. Thames and Hudson, 1982.
  • Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись. Теория. - М.: Искусство , 1993. - 414 с.
  • ISBN 0-500-08060-7
  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917-1922. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 256 с. - 2000 экз. - ISBN 5-7859-0117-X
  • Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. - М.: Три квадрата, 2009. - 464 с. - 700 экз. - ISBN 978-5-94607-120-8
  • Хан-Магомедов С. О. Казимир Малевич. - М.: Фонд «Русский авангард», 2009. - 272 с. - (Серия «Кумиры авангарда»). - 150 экз. - ISBN 978-5-91566-044-0
Биографии
  • Шатских А. С. Казимир Малевич. - М.: Слово, 1996. - 96 с.
  • Нере Жиль . Малевич. - М.: TASCHEN, Арт-Родник, 2003. - 96 с. - ISBN 5-9561-0015-X

Статьи

  • Азизян И. А. К. Малевич и И. Клюн: от футуризма к супрематизму и беспредметному творчеству // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. - 2001. - № 2. - С. ???
  • Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3: Желаемое и действительное / Под ред. И. А. Бондаренко . - М. : УРСС, 2002. - 328 с. - ISBN 5-8360-0043-3 .
  • Горячева Т. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 1. - С. 49-59.
  • Горячева Т. Малевич и Ренессанс // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 2/3. - С. 107-118.
  • Гурьянова Нина . «Декларация прав художника» Малевича в контексте московского анархизма 1917-1918 годов // Искусство супрематизма / Ред.-сост. Корнелия Ичин. - Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2012. - С. 28-43.
  • Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе // Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. - М.: ОГИ, 2000. - С. 132-139.
  • Курбановский А. Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической феноменологии // Историко-философский ежегодник - 2006 / . - М.: Наука , 2006. - С. 329-336.
  • Н. О. Малевич возрождённый // НГ Ex libris. - . - 1 апреля .
  • Михалевич Б.А. «Черный квадрат» в Эстетическом поле (Творческие принципы Казимира Малевича) // Сб. «Автор и зритель» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т). - 2007.
  • Михалевич Б. Эстетическое поле. Гармония «Хаоса» в искусстве (К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов) // «Альманах-2» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т). - 2007.
  • Михалевич Б. Искусство в эстетическом поле. Субстанциализм (… линиями Авангарда) // «Альманах–3» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т) - 2008.
  • Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // Вопросы философии - 1991. - № 11. - С. ???
  • Робинсон Э. Апофатическое искусство Казимира Малевича // Человек. - 1991. - № 5. - С. ???
  • Артур Рудзицкий Киев под знаком Малевича -документы, фото, текст книги А.Туровского на англ.языке
  • Фиртич И. Г . «Англичании в Москве» К. С. Малевича как Притча о Новом видении // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. - СПб., 1997. - С. 30-40.
  • Шатских А. С. Малевич в Витебске // Искусство . - 1988. - № 11.
  • Шихирева О. Н. К вопросу о позднем творчестве К. С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. - СПб., 1997. - С. 67-74.

Фильмография

  • Государственным Русским музеем и студией «Квадрат фильм» снят фильм «Казимир Малевич. Преображение ».
  • Фильм Дмитрия Горбачева «Казимир великий или Малевич крестьянский». Национальная кинематека Украины. Киевнаучфильм. 1994
  • Витебский Центр Современного искусства на основе работ художников УНОВИС и сочинений К.Малевича снял фильм «Казимир Малевич. Будет Яснее Солнца ».

См. также

Примечания

  1. Д. Горбачев. Малевич и Украина. - Киев, 2006. - 456 с. ISBN 966-96670-0-3
  2. Родословие и предки К. С. Малевича // Малевич о себе. Современники о Малевиче. Авторы-составители И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. Т. 1. Москва, 2004. С. 372-385.
  3. Шатских А. С. Казимир Малевич. - М.: «Слово», 1996. - 96 с.
  4. Историк: «В некоторых анкетах 1920-х годов в графе „национальность“ Казимир Малевич писал: украинец» 09.04.2009. Артур Рудзицкий
  5. Александровский костёл - Костел Святого Александра
  6. Кто Вы, Казимир Малевич? Елена Новикова «Зеркало недели» № 26, 09 июля 2005

1. Чёрный супрематический квадрат, 1915
Холст, Масло. 79,5×79,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Самая известная работа Казимира Малевича, создана в 1915 году специально для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. «Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических (от лат. supremus - наивысший) работ Казимира Малевича. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Супрематические работы занимали отдельный зал выставки. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
«Черный квадрат» не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния отделяют края квадрата от вертикальной и горизонтальной линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина все-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геоформу «на глазок», приобщался к ее внутреннему смыслу интуицией. Мы привыкли думать, что фон «Черного Квадрата» - белый. На самом деле это цвет топленного молока. А в отрывистых мазках фона чередуются разные слои краски - тонкие и плотные. А вот на черной плоскости невозможно найти ни одного следа кисти - квадрат выглядит однородным.
Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно. Однако, технологическая экспертиза не подтвердила наличие никакого иного изображения на этом холсте.
Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже.
Интересно, что в В 1893 году выставлялась картина Альфонса Алле с глухим чёрным полем холста, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

2. Чёрный круг, 1923 год
Холст, масло. 106×105,5 см


«Чёрный круг» - одна из самых известных живописных работ Казимира Малевича, основателя нового течения в живописи - супрематизма.
Картина принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названной К. С. Малевичем супрематизмом, или«новым живописным реализмом». Беспредметность супрематизма для К. С. Малевича была названа им выводом из предметного мира, новым аспектом, открывшим художнику природу, пространство, Вселенную. Супрематические формы "летят", находятся в состоянии безвесия. "Чёрный круг" для художника был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.
Картина написана в 1915 году, позднее автор для различных выставок сделал её варианты, - авторские повторения. Первый «Чёрный круг» был написан в 1915 году и экспонировался на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Ныне хранится в частном собрании. Второй вариант картины был создан учениками Малевича (А. Лепорской, К. Рождественским, Н.Суетиным) под его руководством в 1923 году. Эта картина входит в триптих: «Чёрный квадрат» - «Чёрный крест» - «Чёрный круг». В настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

3. Красный квадрат, 1915
Холст, масло. 53×53 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Красный квадрат» - картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название - «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». В настоящее время находится в Русском музее.
В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».
Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, в рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой - красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат - чувство, белое пространство - пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты. Однако данная трактовка Ксаны Бланк полностью противоречит названию картины: "Женщина в двух измерениях", которую Малевич оставил на её обороте.

4. Скачет красная конница, 1928-1932
Холст, масло. 91×140 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату. В настоящий момент хранится в Русском музее.
Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.
Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

5. Супрематическая композиция, 1916
Холст, масло. 88,5 см×71 см см
Частная коллекция


Картина написана художником в 1916 году. В 1919-20 годах выставлялась в Москве. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине, где картина осталась после отъезда Казимира в СССР в июне 1927. Позже картина была передана немецкому архитектору Гуго Херингу, который продал её музею Стеделик в Амстердаме, где она хранилась около 50 лет.
На протяжении XX века картина неоднократно выставлялась на различных выставках, преимущественно европейских. Амстердамское собрание работ Малевича - крупнейшее за пределами бывшего СССР - было в 1958 г. приобретено городскими властями за солидную по тем временам сумму в 120 тысяч гульденов у наследников известного архитектора Хуго Харинга. Тот вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство». В руки Харинга картины Малевича попали случайно: более ста полотен художник оставил под его присмотром в 1927 году, когда они выставлялись в Берлине, а самого автора срочно вызвали на родину.
Когда в 2003-2004 гг. музей выставлял полотна Малевича в США, наследники художника оспорили права Харинга (и, соответственно, музея) распоряжаться ими. После 4-летнего судебного разбирательства стороны пришли к мировому соглашению, согласно условиям которого музей уступил наследникам пять значимых картин из своего собрания. После 17 лет судебных споров картина была возвращена наследникам художника.
3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке картина была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов, став одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником.

6. Зимний пейзаж, 1930
Холст, масло. 54x48.5 см
Музей Людвига, Кёльн


Изображение зимнего дня на этой картине соответствует желанию художника менять традиции и использовать иные средства выражения, чем раньше. Манера письма примитивистская, картина написана будто бы неумелой детской рукой, когда еще нет навыков рисования сложных объектов, и неопытный художник рисует геометрическими фигурами увиденное. Малевич, опытный художник, специально применил этот метод для передачи ощущения зимнего дня. Его деревья составлены из кругов, которые должны представлять шапки снега. Фигурка на заднем плане показывает, насколько глубок снег. Художник использует нетрадиционные для изображения зимы чистые насыщенные краски.

7. Корова и скрипка, 1913
Масло, дерево 48.8 x 25.8 см.
Русский музей, С-Петербург


В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Малевич обретался в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу - это было много дешевле, чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической. Иногда средств не хватало даже на холст - и тогда в ход шла мебель. Трем полкам обыкновенной этажерки суждено было обрести бессмертие, став тремя картинами Малевича. "Туалетная шкатулка", "Станция без остановки", "Корова и скрипка" имеют одни и те же размеры, а по углам их деревянных прямоугольников заметны заделанные круглые отверстия, через которые некогда проходили соединявшие их стойки.
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был “закон контрастов”, именуемый им также “момент борьбы”. Первой картиной, наглядно воплотившей парадоксальность открытого закона, и стала Корова и скрипка. Примечательно, что автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл сюжета обстоятельной надписью на обороте: “Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич”. В "Корове и скрипке" Малевич умышленно совместил две формы, две “цитаты” символизирующие различные сферы искусства.

8. Точильщик, 1913
Холст, масло 79.5x79.5 см
Художественная галерея Йельского университета


Картина "Точильщик" была написана Каземиром Малевичем в 1913 году. В настоящее время картина находится в картинной галереи Йельского университета. В настоящее время "Точильщик" является классическим полотном русского кубофутуризма. Другое название картины - "Принцип мелькания". Именно оно прекрасно указывает на мысль художника. На картине мы видим повтор бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, которые находятся в серо-голубом колорите. При взгляде на картину прекрасно ощущается мелькание процесса наточки ножа. Точильщик оказывается в одно и тоже время в различных точках пространства.

9. Жница, 1912
Холст, масло 68x60 см
Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань


Очень известны картины Малевича, которые принято относить к первой крестьянской серии - это такие полотна, как "Жница", "Плотник", "Уборка ржи" и другие картины. На этих картинах хорошо виден перелом в видении творчества Малевичем. Фигуры крестьян, занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности. Сельские жители, их труд и быт возвеличены и героизированы. Крестьяне Малевича, словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальностью.

10. Автопортрет, 1933
Холст, масло 73 x 66 см
Русский музей, С-Петербург


Этот неожиданный реалистический «Автопортрет», созданный в 1933 году, стал творческим завещанием великого русского авангардиста. К тому времени у него уже обнаружилась страшная болезнь, жить оставалось немного. К слову, некоторые исследователи утверждают, чпю развитие рака предстательной железы спровоцировали специфические методы воздействия, применявшиеся к Малевичу на допросах 1930 года. Как бы то ни было, мастер уходил несломленным. И этот портрет, явным образом ориентированный на высокие ренессансные образцы, неопровержимо доказывает это. Малевич ни от чего не отказывается (один супрематический фон картины чего стоит!), утверждая право художника на свободное творчество, которое было запрещено в тоталитарном государстве, озаботившемся устройством земного рая. Сама гранитная статуарность позы, сам торжественный жест - все это свидетельства того, что и на краю смерти Малевич не отрекается от своей миссии.