Обезьяна в китайской народной культуре. Что означает смайл "обезьянка с закрытыми глазами" и в каких ситуациях его использовать

Мнения относительно обезьяны довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Восток - Запад. В странах Востока, особенно в Египте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность. Иное дело - Запад, где наши героиня сделалась главным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека. Для европейцев обезьяна олицетворяет такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине - еще и жеманное кокетство, назойливое любопытство, легкомыслие и болтливость.

Причину такого негативного отношения европейца к обезьяне, вертлявому и визгливому существу из далекого и чуждого ему мира, понять несложно. Смешные ужимки и кривлянье обезьяны, подражающей человеку, часто воспринимаются как злая пародия на него самого. Однако действиям обезьяны не хватает осмысленности, и все ее потуги сравниться с человеком совершенно напрасны, это «мартышкин труд», осмеянный в баснях.

В мифологии индийцев и китайцев божественные обезьяны часто играют роль умных и ловких героев. Наибольшую славу стяжал индийский обезьяний бог Хануман - отважный воин и верный спутник бога - героя Рамы. Хануман наделен чудесными способностями: он летает по воздуху, меняет свой облик и размеры, а сила его такова, что позволяет ему вырывать из земли горы. Будучи еще несмышленым младенцем, Хануман попытался проглотить солнце, приняв его за аппетитный фрукт, но бог грозы Индра, защищая небесное светило, метнул в него свой перун и сломал обезьяньему богу челюсть. С тех пор его и прозвали Ханума-ном, т.е. «имеющим разбитую челюсть».

Индийцы очень гордятся своим мифологическим героем, а представители племени джайтвас, проживающие на территории штата Раджастхан, что на северо-западе Индии, даже уверяли, что ведут свое происхождение именно от Ханума-на, поскольку у их князей сохранился более длинный, чем у всех прочих людей, позвоночник, похожий на обезьяний хвост.

Как это ни странно, но во многих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от... людей. Так считали и индейцы Центральной Америки, высказывавшие мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем, и жители Юго-Восточной Африки, называвшие их «первым народом». Что же касается причин превращения части людей в обезьян, то здесь мнения расходятся.
В некоторых индийских мифах повествуется о племени кровожадных людоедов, побежденных людьми и оттесненных ими в глухие леса. Там каннибалы совершенно одичали и со временем превратились в обезьян. С этими мифами перекликаются предания африканских племен бамбути и эфе, гласящие о том, что шимпанзе - это древнее племя людей, изгнанное в дремучие леса другими племенами за свой злобный и неуживчивый нрав.

В древнегреческой мифологии есть упоминание о племени керкопов, населявших остров Питекуса (букв, «обезьяний остров») и превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную гнусную ложь.
Южноафриканские зулусы усматривали причину деградации людей в их чудовищной лени. Согласно мифу зулусов, люди африканского племени амафен, совершенно обленившись, прекратили обрабатывать землю. Решив кормиться за счет труда других людей, они привязали к спине рукоятки ставших для них бесполезными мотыг. Со временем эти рукоятки приросли к телу амафенов и обратились в хвосты, все тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и амафены превратились в павианов.

По свидетельству многих христианских миссионеров, проповедовавших неграм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют говорить, но благоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.

Итак, если принять все вышеизложенное за чистую монету, то вопреки общепринятой теории эволюции выходит, что не человек произошел от обезьяны, а как раз наоборот! Разумеется, миф - это еще не научный факт, но, как известно, под причудливыми напластованиями человеческой фантазии всегда скрывается некое рациональное зерно, нужно лишь суметь извлечь его, не повредив. Кроме того, многочисленные эксперименты, проведенные учеными над человекообразными приматами, убедительно доказывают, что никакое обучение и воспитание не способно помочь обезьяне стать человеком. С другой стороны, человек, надолго оторванный от цивилизованного общества, легко приходит в дикое состояние, если только он не обладает большой силой воли и поразительным трудолюбием. Примеров тому, как изолированный от благ цивилизации человек опускался до уровня животного, в истории имеется великое множество. Вот это уже научные факты! Интересно, что сказал бы на все это Чарльз Дарвин?

В религии многих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священного животного. В Египте бабуин рассматривался как символ мудрости, в Китае самка гиббона олицетворяла материнскую заботливость, а в Японии игрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом. Однако настоящее раздолье обезьянам в Индии. Там и поныне существуют посвященные им храмы, где обезьяны беззаботно проживают на полном казенном обеспечении. Несмотря на то что макаки резус, буквально наводняющие штаты Индии, наносят серьезный ущерб сельскому хозяйству страны, забираются в дома, воруют и портят вещи, а иногда даже похищают детей, они тем не менее пользуются полной неприкосновенностью, их даже нельзя прогонять. Совсем недавно в Индии произошел весьма курьезный случай: какая-то злокозненная макака ухитрилась выкрасть из охраняемого кабинета некоего высокого чина папку с секретными документами. Интересно, будет ли предъявлено божественной обезьяне обвинение в шпионаже? А может быть, ей предложат сотрудничать со спецслужбами?

В тибетском буддизме нашей героине выпала еще более высокая честь. Там священная обезьяна произвела на свет шестерых родоначальников тибетского народа, после чего взяла и воплотилась в бодхисат-ву (святого) Авалокитешвару, который, в свою очередь, каждый раз воплощается в очередного далай-ламу - духовного отца тибетцев. Такая тибетская «матрешка» не подвластна нашему разумению, но Восток - дело тонкое.
В христианстве обезьяне не дозволены подобные вольности, поскольку церковь заклеймила ее как олицетворение порочных страстей, как символ идолопоклонства и дьявольских ересей.

В изобразительном искусстве, начиная с эпохи Средневековья, обезьяна сделалась аллегорией самого искусства, так как художники якобы лишь подражают тому, что уже создано природой. Изображая художника в виде обезьяны, пишущей женский портрет, самокритичные фламандские живописцы философски изрекали: «Искусство - обезьяна природы!» Что же касается обезьяны как таковой, то она в основном «блистала» в карикатурном жанре. В христианской живописи обезьяна с яблоком в зубах олицетворяла грехопадение Адама и Евы.

", татуировки с этими комическими персонажами соответствуют каждой индивидуальности и стилю. Если вам понравится эта статья, обязательно добавьте этот познавательный сайт сайт в свои браузерные закладки, чтобы не потерять нас в океане интернета.

Обезьяны - весёлые, энергичные и остроумные маленькие существа, которые имеют прочные связи со многими религиозными группами. Одна из буддийских легенд гласит, что до того, как Будда вознёсся на небеса, он пригласил всех животных в мире присоединиться к нему. К сожалению, только двенадцать приняли это предложение, и Будда наградил их, назвав ими все знаки Зодиака. Обезьяна - девятый знак китайского календаря, а следующий Год Обезьяны - 2028 год.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите, я советую вам обратить своё пристальное внимание, на ещё пару моих популярных публикаций по тематике татуировки. Например, что означает Тату Ящерица ; что такое Тату Киви ; что значит Тату Бегемот ; смысл Тату Козла и т. п.
Итак, продолжим, значение Тату Обезьяны ?

Обезьяне было поручено сопровождать монаха, несущего святые учения Будды. Острый ум и мужественный дух животного, защитили монаха от демонов, помогая ему распространять священные учения Будды в разных уголках мира. Таким образом, обезьяны рассматриваются как посланники богов и защитников.

Обезьяны также символизируют Покаяние и Спасение. В буддизме один из первых шагов на пути к Просветлению включает в себя успокоение беспокойного «обезьяньего ума» посредством медитации.

Иногда возникают интенсивные дебаты по поводу спорного использования приматов в различных научных экспериментах. Поскольку эти животные считаются ближайшими генетическими родственниками человека, они являются испытуемыми в программах космических исследований и клинических испытаниях, которые считаются небезопасными для людей. Однако многие активисты животных продолжают лоббировать их права.

Значение тату Обезьян

Татуировки обезьяны бывают всех цветов и размеров. На протяжении всей человеческой истории эти очаровательные существа являются воплощением:
  • Интеллект и остроумие
  • Защита
  • Фертильность
  • Гармония
  • Юстиция
  • Духовность.

Варианты дизайна тату Обезьяна

Независимо от того, предпочитаете ли вы духовное послание трайбл тату или ироничный дизайн, татуировки «Обезьяна» включают в себя множество функций, которые могут придать вашей индивидуальности совершенно новые черты. Важные вариации татуировки Обезьяна включают:

Татуировки Шимпанзе

С генетической разницей около 3%, шимпанзе являются нашими ближайшими живыми родственниками. Это делает их основными испытуемыми для бесчисленных противоречивых экспериментов. У шимпанзе особое место в наших сердцах, и многие люди с татуировками шимпанзе чувствуют тесную связь с этими замечательными животными.

Тату Обезьян - Не слышу, не вижу, не говорю

Три мудрых обезьяны - это фольклор Тендай-Буддистов 8-го века, который стал частью Кодекса поведения Конфуция. Первоначальная концепция фактически не включала обезьян, фраза была «Мизару, Киказару, Ивазару», что означает «не слышишь, не видишь и не говоришь». Однако, при произношении, термин «зару» звучит как «сару», что означает «обезьяна». С тех пор это высказывание было связано с обезьянами. Есть четвёртая обезьяна «Шизару», которая обычно изображается скрестив руки и намекает - «не делай зла». Люди с этой татуировкой ассоциируются с Кодексом поведения и моралью Конфуция.

Тату пупок Обезьяны

«Быстро, укуси за мой палец!»
Люди всегда искали творческие способы украсить углубление пупка. Один такой дизайн включает изображения животных, таких как коровы и обезьяны. Тату пупок Обезьяны - это расширение «укуси меня за палец», и отличный способ показать свою игривую природу.

Тату Обезьяна механик

Механик Обезьяна любит разбирать вещи, чтобы вернуть их в рабочее состояние. В дикой природе обезьяны печально известны тем, что прикасаются, выкапывают, подталкивают и разбивают объекты, пытаясь понять, как они работают. Тату обезьяна механик - это квинтэссенция образа вашего любознательного характера, и символизирует исследовательский дух этих животных. Они олицетворяют вашу потребность открывать и исследовать.

Тату злая Обезьяна

«Злая обезьяна » живёт в шкафу Криса Гриффина и является его заклятым врагом в популярном сериале «Гриффины». Она постоянно скалит зубы и показывает на Криса пальцем. Крис её опасается и старается не оставаться один в своей комнате. Тем не менее, злая обезьяна в конце концов подружилась с Крисом, разделив с ним несколько жемчужин мудрости. А в серии "Hannah Banana" семья узнаёт об её существовании, ведь до этого никто не верил Крису что она существует на самом деле. Наличие татуировки Злая Обезьяна - забавный способ отметить эту серию. Как вы понимаете это изображение не имеет глубокого духовного значения.

Тату Череп Обезьяны

Образ обезьяны, смотрящей на череп, посылает мощное сообщение о смертности человека. Череп обычно олицетворяет Смерть и Уничтожение, в то время как обезьяна символизирует Человечество в целом (так как мы имеем общего предка). Татуировки Обезьяний Череп ассоциируются с людьми, которые пытаются справиться с радикальными изменениями в своей жизни. Прочтите про

Любимица на Востоке

Изгой в Средневековой Европе

Давид Тенирс Младший. Обезьяны

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, —
были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья.

Об этом свидетельствуют документы,да и в изобразительном искусстве обезьяны
встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих
животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят
поклонникам искусства?

Давид Тенирс Младший Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь
иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно.
В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных
«куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы
(бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в
богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

По дороге в преисподню

Франс Франкен Младший Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета.
Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем
Египте(«стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей)
поклонялись богу Тоту в образе павиана.
В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую
священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов«неверных».
С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви,и в
проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив
им четкое амплуа. Например, в одной из ранних европейских миниатюр (XV в.) в сюжете
сотворения Богом животных только обезьяну оставили справа от Создателя как антагониста
единорога. Так противопоставили силы добра и зла!
В картине Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии
Магдалины» (алтарь), обезьяна также специально введена как антипод образа Христа.

Альбрехт Дюрер Мадонна с мартышкой 1497

Таков же смысл «Мадонны с обезьяной» великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках
с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног Богоматери,опять же,
как противопоставление. На картине Израэля фон Меккенема «Явление Христа народу»
обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на
одной линии с Христом, но напротив него.

Израэль фон Меккенем Ecce Homo XV

Змей или обезьяна? Кто все-таки виноват в грехопадении?

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христового проповедовал, что дьявол —
это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность
обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившиев IX—XIII вв.,
толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».
Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается
во многих сюжетах.

Джованни Стефано Ди Поклонение волхвов 1432

Так, на картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами
Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка.
Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу.
Но,учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее
вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека,
которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в
Лире(Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы
Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку
В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по
Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично
рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием
к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод!
Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из
«доказательств» греховности, исходящей от дьявола.

Корнелис ван Харлем Грехопадение 1592

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим
обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает
грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.

С наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян
церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом,
то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию,
но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне,
Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол,но его жертва,
грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние
человека перед тем, как в него вошла душа.

Скованные одной цепью

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго
запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны
и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто
держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к
деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал.
И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы
неповинный зверек — «укрощенный грех».

Питер Брейгель Старший Две обезьяны

Именно в этом ключе трактуется один из самых популярных сюжетов
Питера Брейгеля Старшего — «Две обезьянки» (1562)
Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию
человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе,а
довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе
земные блага.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете
принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца
Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он
почти еще ребенок.

Да и Инфанта Изабелла, дочь Филиппа II, по всей вероятности, тоже
демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.

Алонсо Санчес Коэльо Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руиз 1586

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка
«Fete Champetre» («Праздник на природе», 1628). Веселая компания отдыхает, сидя
за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является…
обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.

Дирк Халс Fete Champetre 1627

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо
противоположное значение — «добровольная приверженность к греху».
Немудрено, что в XV веке даже слово«обезьяна» в Европе использовали как
синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной
принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим
фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности
обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв.
Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена
(«Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под
юбку молодой женщины.

Петер Герритс ван Ройстратен Предложение VIII

Даже одетая в пурпур обезьяна останется обезьяной

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки
пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку
мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое
создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски
передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в
голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали
главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением
человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще
и кокетство,любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи
Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и
скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как
мастерство копирования окружающего мира.

Жан Батист Симеон Шарден Обезьяна-художник XVIII

Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно
пришелся по душе художникам XVII века. Программным в этом смысле можно назвать
картину Жана Батиста Симеона Шардена. Главное действующее лицо — лукавая
обезьяна,пытающаяся нарисовать разбитую статуэтку Амура.

Франс Франкен Младший Без названия

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать
человека. Обезьяны стали изображаться уже не только рисующими, будто художники,
но и сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных
инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д.

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и
в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже
создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его
истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с
рассматриваемым сюжетом Франс Франкен (заглавная иллюстрация) и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей
просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете,
возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики.
Все у них как-то совсем по человечески!

Франс Франкен Младший Обезьяны играют в триктрак XVII

Что обезьяна может сказать о вкусе имбиря?

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического
отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника
фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная
частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда
и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих
стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно
разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и
подготовке к вечной жизни — считает автор.

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в
гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!

Ян Брейгель Старший Аллегория пяти чувств

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического
стиля,мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.
Однако символика этих образов хорошо укладывается в традиционные представления
о человеке и его грехах и в последующие столетия. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что для своих полотен Уильям Холбрук Бёрд выбрал именно эти создания.


.. Обезьяна. В символике фэн-шуя (китайского искусства благоустройства дома) обезьяна обозначает хитроумие и защиту от неудач.
В древнекитайской мифологии говорится, что отведавшие мяса большой, похожей на человека обезьяны приобретали способность быстро бегать («Книга гор и морей», разд. «Наньшань цзин»).
Остается неясной связь обезьяны с водой, изображенная например, в японской народной сказке о том, что жену подводного царя драконов могла вылечить лишь обезьянья печень.
В облике обезьян изображалось множество божеств. Так, с телом обезьяны было и древнекитайское речное божество Учжици. Здесь тоже прослеживается связь обезьяны с водой.
У народа буи есть миф об оставшихся после потопа двух братьях, женившихся на обезьянах и давших таким образом продолжение человеческому роду. Мнения относительно нашеrо rипотетическоrо предка довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Bocток ¬ Запад. В странах Востока, особенно в Еrипте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность. Иное дело ¬ Запад, rде обезьяна сделалась rлавным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека.
Для европейцев обезьяна олицетворяет такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине ¬ еще и жеманное кокетство, назойливое любопытство, легкомыслие и болтливость.
Причину тaкoro неrативноrо отношения европейца к обезьяне, вертлявому и визrливому существу из далекоrо и чуждоrо ему мира, понять несложно. Смешные ужимки и кривлянье обезьяны, подражающей человеку, часто воспринимаются как злая пародия на Hero caмoro.
Однако действиям обезьяны не хватает осмысленности, и все ее потуrи сравниться с человеком совершенно напрасны, это «мартышкин труд», осмеянный в баснях.
В мифолоrии индийцев и китайцев божественные обезьяны часто иrрают роль умных и ловких repoeB. Наибольшую славу стяжал индийский обезьяний боr Хануман ¬ отважный воин и верный спутник боrа ¬ rероя Рамы . Хануман нaделен чудесными способностями: он летает по воздуху, меняет свой облик и размеры, а сила ero такова, что позволяет ему вырывать из земли ropы. Будучи еще нeсмышленым младенцем, Хануман попы¬тался проrлотить солнце, приняв ero за аппетитный фрукт, но боr rрозы Индра , защищая небесное светило, метнул в нero свой перун и сломал обезьяньему боrу челюсть. С тех пор ero и прозвали Xaнумaном, т.е. «имеющим разбитую челюсть».
Индийцы очень rордятся своим мифолоrическим repoeM, а представители племени джайтвас, проживающие на Tepритории штата Раджастхан, что на ceвeро¬западе Индии, даже уверяли, что ведут свое происхождение именно от Xaнумaна, поскольку у их князей сохранился более длинный, чем у всех прочих людей, позвоночник, похожий на обезьяний хвост.
Как это ни странно, но во мноrих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от людей. Так считали и индейцы Центральной Амери¬ки, высказывавшие мысль, что обезьяны были некоrда человеческим племенем, и жители Юrо¬Восточной Африки, называвшие их «первым народом». Что же Kaсается причин превращения части людей в обезьян, то здесь мнения расходятся. В некоторых индийских мифах повествуется о племени кровожадных людоедов, побежденных людьми и оттесненных ими в rлухие леса. Там каннибалы совepшенно одичали и со временем превратились в обезьян. С этими мифами перекликаются предания африканских племен бамбути и эфе, rласящие о том, что шимпанзе ¬ это древнее племя людей, изrнанное в дремучие леса друrими племенами за свой злобный инеуживчивый нрав.
В древнеrреческой мифолоrии есть упоминание о племени керкопов, Haceлявших остров Питекуса (букв. «обезьяний остров») И превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную rнусную ложь.
Южноафриканские зулусы усматривали причину деrрадации людей в их чудовищной лени. Соrласно мифу зулусов, люди африканскоrо племени амафен, coвершенно обленившись, прекратили обрабатывать землю. Решив кормиться за счет труда друrих людей, они привязали к спине рукоятки ставших для них бесполезными мотыг. Со временем эти рукоятки приросли к телу амафенов и обратились в хвосты, все тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и амафены превратились в павианов.
По свидетельству мноrих христианских миссионеров, проповедовавших нerpaм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют rовoрить, но блаrоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.
Если принять все вышеизложенное за чистую монету, то вопреки общепринятой теории эволюции выходит, что не человек произошел от обезьяны, а как раз наоборот! Мноrочисленные эксперименты, проведенные учеными над человекообразными приматами, убедительно доказывают, что никакое обучение и воспитание не способно помочь обезьяне стать человеком. С друrой стороны, человек, надолrо оторванный от цивилизованноrо общества, леrко приходит в дикое состояние, если только он не обладает большой силой воли и поразительным трудолюбием. Примеров тому, как изолированный от блаr цивилизации человек опускался до уровня животноrо, в истории имеется вeликое множество.
В релиrии мноrих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священнoro животноrо. В Еrипте бабуин pacсматривался как символ мудрости, в Китае самка rиббона олицетворяла Maтeринскую заботливость, а в Японии иrрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом. Однако настоящее раздолье обезьянам в Индии. Там и поныне существуют посвященные им xpaмы, rде обезьяны беззаботно проживают на полном казенном обеспечении. Heсмотря на то что макаки резус, буквально наводняющие штаты Индии, наносят ceрьезный ущерб сельскому хозяйству cтpaны, забираются в дома, воруют и портят вещи, а иноrда даже похищают детей, они тем не менее пользуются полной неприкосновенностью, их даже нельзя проrонять. Совсем недавно в Индии произошел весьма курьезный случай: какая¬то злокозненная макака ухитрилась выкрасть из охраняемоrо кабинета некoero выcoкoro чина папку с секретными документами.
В тибетском буддизме лбезьяне выпала еще более высокая честь. Там священная обезьяна произвела на свет шестерых родоначальников тибетскоrо народа, после чеrо взяла и воплотилась в бодхисатву (святоrо) Авалокитешвару , который, в свою очередь, каждый раз воплощается в очередноrо далай¬ламу ¬ духовноrо отца тибетцев.
В христианстве обезьяне не дозволены подобные вольности, поскольку цepковь заклеймила ее как олицетворение порочных страстей, как символ идолопоклонства и дьявольских ересей.
В изобразительном искусстве, начиная с эпохи Средневековья, обезьяна cдeлалась аллеrорией caмoro искусства, так как художники якобы лишь подражают тому, что уже создано природой. Изображая художника в виде обезьяны, пишущей женский портрет, самокритичные фламандские живописцы философски изрекали: «Искусство ¬ обезьяна природы!»
Что же касается обезьяны как таковой, то она в основном «блистала» в карикатурном жанре. В христианской живописи обезьяна с яблоком в зубах олицетворяла гpexoпадение

Страница 1 из 3

Год: 1944,1956,1968, 1980,1992, 2004, 2016, 2028
Время суток: 15:00-17:00
Символ Зодиака: Близнецы
Девиз: «Мне любопытно»
Стихия (элемент) знака: Металл-ян
Направление: запад - юго-запад
Цвет: белый
Драгоценный камень: оливин
Традиции застолья: овощи и мясо с большим количеством пряностей Обезьяна - девятый знак восточного гороскопа . Она олицетворяет находчивость, сообразительность и любознательность, и в то же время, легкомыслие и тщеславие.

Природной стихией Обезьяны является Металл, у которого иньские и янские качества находятся в относительном равновесии, но, поскольку, природа знака Обезьяна - ян, в людях, рожденных в год Обезьяны, в большей степени проявляются активность, склонность к созиданию.

Знаку Обезьяна во всех его проявлениях (год, сезон, время суток) соответствует белый цвет (бай). В китайской традиции белый цвет олицетворяет Запад и, в соответствии с символикой Запада, ассоциируется со смертью - в Китае белый цвет является цветом траура, траурных одежд и предметов, связанных с похоронами. В даосской системе образов белый цвет имеет иное значение - он передает идею пустотности как определяющего свойства Дао, олицетворяет чистоту его постижения и духовных исканий личности.

В европейской традиции отношение к обезьяне презрительное - это символ распутства, пьянства, бесстыдства и похоти. На Востоке обезьяна, напротив, имеет достаточно высокий символический статус. В Южном Китае и Тибете семьи с гордостью вели свою родословную от предков-обезьян, которые якобы похищали женщин и те рожали от них детей. Бодхисатва Авалокитешвара, воплотившийся в далай-ламе, первоначально явился в образе священной обезьяны, от брака с которой и произошли шесть родоначальников народа Тибета.

В Индии к обезьянам относятся с особым почтением и терпением, а самой знаменитой является обезьяна гульман (Presbytis entellus), которая почитается как божественная обезьяна. Царь Обезьян Хануман - один из центральных героев древнеиндийского эпоса «Рамаяна». В Китае обезьяну почитают в образе Сунь-Укуна. Некоторые ученые считают, что Сунь-Укун - китайский вариант Ханумана, и в этом есть доля истины, но есть и весьма существенное отличие - в отличие от Ханумана, Сунь-Укун не получил при рождении божественных способностей; он решил стать бессмертным путем духовного совершенствования и преуспел в этом.

В Древнем Китае обезьяна была безусловно позитивным символом. Хотя она также считалась сосудом темных бессознательных сил, однако их энергия могла в определенных ситуациях сотворить человеку благо. Поэтому в Китае обезьяне приписывали способность защитить человека, обеспечить ему здоровье и успех.

В Японии с обезьянами связаны многие народные верования, например вера в оборотней (хэнгэекай). Оборотнями могут быть и обезьяны - их называют Сару. Превращаясь в людей, обезьяны выглядят как пожилые люди, очень умные и знающие, но несколько странные. Они очень любят большие компании, а в некоторых легендах даже спасали людей только для того, чтобы с ними пообщаться. Сару впадают в гнев, но быстро отходят. Кроме того, в средневековой Японии обезьяна считалась духом-хранителем лошадей.

Люди рожденные в год Обезьяны

Верят, что люди, рожденные в год Обезьяны умны, начитаны, они постоянно в курсе всех событий. Обезьяна жаждет знать как можно больше, она все читала, знает бесконечно много вещей, в курсе всего, что происходит. Она обладает прекрасной памятью, может с легкостью вспомнить малейшие детали увиденного, прочитанного или услышанного. Люди, рожденные в этот год, обожают учиться и учить. Они могут добывать информацию любыми путями и всегда стараются быть в курсе всех интересных событий и тем. Хорошая память, способность выудить знания из любого источника информации позволяют им успешно оперировать своими знаниями, умениями, способностями. Не пытайтесь спорить - последнее слово все равно останется за ними. Обезьяна очень хитра, и при желании может одурачить любого. Однако при этом она, как правило, не имеет корыстных намерений, она следует зову своей натуры, хитрит, так сказать, из любви к искусству.

Основным качеством людей, рожденных в год Обезьяны, является их неуемная любознательность, и это свойство во многом определяет ее жизнь. Умные и способные, они великолепные работники во всех областях, которые требуют сообразительности и осведомленности. Обезьяны независимы, не придают значения внешним регалиям и готовы поднять на смех любого; авторитетов для них не существует. Внушить что-либо Обезьяне практически невозможно, она всегда останется при своем мнении. Внешне она дружелюбна и несерьезна, хотя всегда себе на уме.

Никто лучше обезьяны не выкручивается из сложных жизненных обстоятельств. Обезьяны не стремятся в лидеры, поскольку не готовы брать ответственность за других людей; большинство из них они считают ниже себя по интеллектуальному развитию. Изощренный ум Обезьяны порой толкает ее плести интриги, вступать в заговоры и даже обходить закон.

Окружающие считают Обезьяну общительным, веселым и доброжелательным человеком, который легко сходится с людьми и прекрасно со всеми ладит. Отчасти, так оно и есть, однако ни в коем случае нельзя безоглядно принимать это за чистую монету. На самом деле обезьяна невысокого мнения о других. Ей нравится наблюдать за людьми, и часто она использует свои наблюдения для того, чтобы манипулировать людьми в своих интересах. Однако Обезьяне удается дурачить окружающих и ловко скрывать свои истинные намерения за маской участия.

Несмотря на кажущиеся открытость и простоту, Обезьяна довольно скрытна, свои личные проблемы и истинное отношение к людям она тщательно прячет. Настоящую Обезьяну, спрятанную за множеством масок и личин, не знает и не узнает никто.

Знания, хорошая память и способность приспосабливаться к обстоятельствам делают Обезьяну ценным работником на любом месте. Поскольку она любит учиться, может легко и быстро осваивать новые навыки. Работает она быстро, споро, изобретательно. Она красноречива и сообразительна. Это одаренный оратор, умеющий пользоваться своими талантами. Обезьяны легко зарабатывают деньги и легко тратят их. Они не способны копить - деньги буквально жгут им карман. Однако, иногда им удается отложить кое-что на «черный день».