Сочинение на тему Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды! Злонравия достойные плоды (Фонвизин Д

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.

Д. И. Фонвизин - первый русский драматург-комедиограф, который осмелился во времена жестокого крепостного права поднять вопрос о его безнравственности, развращающей как господ, так и рабов-крестьян. На примере семей Простаковых-Скотининых и их домочадцев он раскрыл губительную суть самодержавия, показал, в какую социально-экономическую и культурную пропасть толкают такие «хозяева» страны государство.

Имя и звание

Среди портретов всех героев особое значение имеет образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль» он представляет молодое поколение дворян, будущий оплот и силу государственной власти, надежду и опору страны. Насколько же отвечает юноша своему высокому назначению? В характеристике героя ключевыми являются два понятия: его имя и трактовка социального положения. Почему назвал его Фонвизин «недоросль Митрофанушка»? Первое слово было достаточно распространено в повседневном обиходе носителей русского языка в то время. Им называли молодых людей дворянского происхождения, которые не достигли ещё 21 года, не были совершеннолетними и не служили, следовательно, на государственной службе. Жили они под опекой родителей, ничем не утруждая себя. Если вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина, то там главный герой получает такое же прозвище. Что касается имени, то расшифровка его значения очень важна для понимания того, что представляет собою образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль», произведении в духе и традициях классицизма, используется приём говорящих имён и фамилий. «Митрофан» - слово греческое, переводится как «являющий свою мать», «похожий на мать». Что это значит, рассмотрим ниже.

«Мой век проходит. Его готовлю в люди»

Так говорит о сыне госпожа Простакова. И, действительно, она буквально из кожи лезет, чтобы обеспечить ему безбедное и счастливое будущее. Счастливое, конечно, со своей точки зрения. Каким же растёт под материнским крылышком да надёжной защитой «мамки» Еремеевны сей дворянский отпрыск? Скажем прямо: это дерзкий, грубый, ленивый эгоист, избалованный, с одной стороны, вседозволенностью своего происхождения и классовых привилегий, и с другой - неразумной, слепой, животной любовью «маменьки». В этом смысле образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» весьма типичен. Огромное количество поместных дворянчиков, подобно ему, проводили праздно время в родительских усадьбах, гоняя голубей, командуя крепостными и пользуясь теми благами, которые можно извлечь из их труда. Фонвизинский персонаж воплощает наиболее отрицательные черты своего класса. Он храбр и нагл с теми, кто беззащитен и бесправен. Оскорбляет Еремеевну, которая растит его как родного. Глумится над учителями, ничего не желая делать, ничем полезным не интересуясь. Даже отца родного презирает и грубит ему. Зато перед теми, кто сильнее, он откровенно трусит. Когда Скотинин хочет побить племянника, тот прячется за старую свою няньку. А уж она орлицей бросается защищать любимого питомца! Характер и образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» говорят сами за себя. Сынок с маменькой отлично дополняют друг друга. Матушка гордится тем, что ни читать, ни писать сын не умеет. И ему советует: не учиться науке математике, не делиться ни с кем, всё себе забирать. Да и география ему тоже не нужна: извозчики довезут! Главную же науку - обирать как липку своих крестьян, «драться да лаяться» - усвоил герой идеально. Подобно матушке, он закатывает рукава, чтобы, чуть только не по его, расправляться с крепостными и дворовыми, которые для него не люди, а вещи или рабочий скот.

«Злонравия достойные плоды»

Мы хорошо помним, какой фразой заканчивается у автора (Д. И. Фонвизин) «Недоросль». в ней как на ладони. Он ради богатого приданого участвовал в затеянном матерью похищении Софьи. А затем, когда Простакова оказывается отлучена от управления имением, лишена власти и ищет сочувствия у сына, тот её просто отталкивает.

Не нужна ему мать. Никто не нужен. Это животное, лишённое даже инстинктивных привязанностей. В этом плане герой даже мать переплюнул. Если она в финале пьесы вызывает жалость и даже некое сочувствие, то он - только презрение и негодование.

К сожалению, актуальна комедия и в наши дни. Недаром не сходит она с подмостков столичных и провинциальных театров!

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 4 похожих сочинений.


"Недоросль" - комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше - он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово "злонравие".

Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы.

Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она - барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить.

Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, "как дворянка". В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а "душами", которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару.

Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он - плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание - закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше.

Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок - выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого.

Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища - власть и сына.

Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на "Недоросля" как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины - многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых - косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора.

Таким образом, госпожа Простакова - не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка - порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое - это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье - это обвинение в самодурстве и "злонравии". Эти пороки наносят вред не только людям (муж - безвольный раб, сын - глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет.


Д.И.Фонвизин в своей комедии "Недоросль" поднимает проблемы своего времени, когда еще было крепостное право, и бедные люди были не образованны, а богатые пренебрегали своими возможностями учиться. Но я думаю, что некоторые из них актуальны и сейчас. Главная проблема - высокомерие и необразованность дворян-крепостников.

В данной комедии главным героем выступает Митрофан, сын Простаковых, которые являются крепостными дворянами. Можно с уверенностью сказать, что он достоин своих родителей. Эгоистичный, глупый и ленивый.

Но кем он мог еще стать, если его мать - высокомерная и жадная женщина, а отец даже не имеет влияния в собственном доме?

Митрофанушка ужасно относится к своим учителям, обзывает их и закатывает истерики только из-за того, что не хочет учиться. К Еремеевне он тоже не проявляет должного уважения и всячески оскорбляет ее, несмотря на то, что она его с детства воспитывала и вкладывала свою душу и любовь. Но мальчику есть с кого брать пример, его мать из-за своего недалекого ума не понимаем, как свойственно вести себя высокопоставленным людям, имеющим влияние на своих слуг. Митрофан немного побаивается Простакову, но мать, хоть и по-своему, но любит своего сына. Она поддакивает ему и всячески балует, тем самым неосознанно делая из него настоящего "недоросля".

Все это не прошло даром, ведь в конце комедии, когда складывается такая неприятная картина для Простаковых, когда справедливость и благоразумие пришло в их дом в образе Правдина, даже собственный сын отказывается от матери.

Это и имел в виду Стародум, когда высказала такую мысль, что вся эта ситуация - "Злонравия достойные плоды".

Комедия имеет большое значение в мире литературы, с ней можно и посмеяться, и подумать. Она может помочь осмыслить многие вещи, связанные с нравственностью и сделать правильные выводы. Фонвизин специально представляет это произведение в форме комедии, чтобы люди высмеивали "недорослей", но сами не становились ими. И надеюсь, что это произведение всегда будет актуально и читаемо.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Недоросль», я была удивлена. Дело в том, что пьеса, написанная в XVIII веке, затрагивает такие проблемы, которые актуальны и двести лет спустя.

Итак, действие комедии происходит в деревне Простаковых; главным героем является их сын Митрофанушка – недоросль в прямом и переносном смысле этого слова. Основные события комедии разворачиваются на фоне конфликта между просвещёнными дворянами (такими, как Стародум , Правдин) и крепостниками-невеждами (Скотинин , Простакова). Автор описывает жизнь Простаковых и других героев, подробно раскрывает их характеры, взгляды на жизнь и стремления. Главные действующие лица в комедии наделены Д.И.Фонвизиным яркими, порой гротескными чертами характера. Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых из них и попытаться проследить, насколько нравственны их помыслы и как эти помыслы реализуются автором в комедии.

Во-первых, госпожа Простакова. Вся её забота была направлена на сына, Митрофана; на то, чтобы пристроить его и чтобы он был счастлив. «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка»;­ «Его готовлю в люди», - говорит она о своём любимом сыне. Также она стремится властвовать в поместье. Но в конце концов она лишилась власти, а Митрофан «перешагнул через неё», сказав: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Митрофан же однозначно обозначил свои жизненные стремления и желания фразой: «Не хочу учиться, хочу жениться». Более того, он хотел жениться на Софье не по любви, а из-за её наследства, а также он не хотел служить. Но Софьюшке Митрофан «не жених», и служить ему всё же пришлось.

Брат госпожи Простаковой, Скотинин, как и Митрофан, хотел жениться на Софье и обогатиться за её счёт. Ещё одним его «стремлением» были свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи…» Однако и Скотинин не добился своего.

Почему же так произошло? В чём их порочность? Рассмотрим героев более внимательно. Например, госпожа Простакова – «презлая фурия» - воплощение алчности, грубости, невежества, властности. Её отношение к слугам и людям низшего сословия более чем пренебрежительное: «А ты, скот, подойди поближе»; «Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на делах…»; «Так тебе жаль шестой, бестия?». К мужу госпожа Простакова тоже относится свысока и не ценит его: «Вот таким муженьком наградил меня господь…». Однако по отношению к сыну она проявляет чрезмерную, слепую любовь: «Поди порезвись, Митрофанушка!»; «Ах мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?»; «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофан же пользуется любовью матушки: пока она «у власти», то есть хозяйка дома, он старается ей угодить, польстить ей. Митрофан – зеркало госпожи Простаковой. Вяземский писал про этого лентяя так: «Невежество, в каком рос Митрофан, и примеры домашние должны были вырастить в нём изверга, какова его мать». Он с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В последней сцене, когда господа Простакова была лишена поместья, сын «переступил через неё». Митрофан никого не любит, он эгоистичен, зол и невежественен.

Скотинин – типичный представитель говорящей фамилии. Речь Скотинина груба, о себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. Скотинин очень похож на сестру, госпожу Простакову, он жаден, жесток и невежественен.

Господин Простаков, попав под влияние жены, стал её подкаблучником, потакает ей во всём: «Да я думал, матушка, что тебе так кажется». Он превратился в бесхарактерного, не имеющего собственного мнения человека, в серую личность.

Таким образом, в своей пьесе Д.И.Фонвизин нарисовал типичные черты русских крепостников. Именно крепостничество было основным злом тогдашней русской жизни. И на его почве «вырастали» подобные жестокие, подлые и невежественные люди.