Идейные искания пьера безухова кратко. Искания пьера безухова

Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.

Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей.

Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н. К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

Однако образ жизни Пьера здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» — это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему... приложить»;

Следующий этап нравственных исканий Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением.

Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно — это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Здесь в романе возникает мотив разочарованного героя, «лишнего человека», мотив Обломова. Однако у Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у Пушкина или Гончарова. Человек у Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев», выявляя в их душах все лучшее и подлинное, пробуждая к жизни богатый внутренний потенциал. Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто... способен откликнуться на ее величие...».

И действительно, 1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», — пишет В. Ермилов.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями».

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». С. Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны — идея «круга противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого».

Однако Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через «каратаевскую закругленность». «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы.

Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии». Думается, это было необходимо Пьеру в данный период, в нем говорил инстинкт самосохранения, причем не столько физического, сколько инстинкт самосохранения духовного. Жизнь порой сама подсказывает «выход», а благодарное подсознание принимает его, помогая человеку выжить в невозможной для него ситуации.

Французский плен и стал для Пьера такой «невозможной ситуацией». В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству. Именно поэтому он проникается философией Платона Каратаева.

Однако потом герой отходит от нее. И причина этого — в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, мира, чувство соборности — положительные черты «каратаевщины». Оборотная же сторона ее — это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру. Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, ...ни на минуту не огорчился бы разлукой С ним».

Как замечает С. Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера — это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни. Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.

В конце романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.

Пьер Безухов — сын екатерининского вельможи, но не родовитого, а попавшего в «случай», как тогда говорили. Таким образом, по своему богатству и титулу Пьер полноправный член великосветских гостиных, но по духу и привычкам он там не свой человек, и потому он более чем кто-нибудь другой способен критически отнестись к высшему обществу и сблизиться с общественными низами, явиться как бы связующим звеном. При этом Безухов — незаконнорожденный и лишь потом формально получает графский титул. Это обстоятельство тоже сказывается на его понятиях: он более демократичен. В 1805 году, когда начинается роман, Пьер только что вернулся в Петербург из-за границы, где он воспитывался в уважении к идеям свободы, равенства и братства, но без ужасов террора. В великосветских гостиных, среди костюмов и понятий эпохи классицизма, Пьер с его умением сесть так, чтобы «загородить всем дорогу», казался как будто «огромным и несвойственным месту». Это впечатление в особенности производил он «тем умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его ото всех» великосветских людей. Этим взглядом окидывает Пьер шумно несущуюся перед ним жизнь.

С роковой необходимостью идеалист и поклонник Руссо, он в своей личной жизни не оберегает себя от грубого попрания идеалов. Жена Пьера, красавица без каких-либо представлений, кроме представления о своей привлекательности, мучит его своими увлечениями, доводит его до диких вспышек, до поединка с одним из своих поклонников, до того, что он едва не бросается на нее самое, и, чтобы не видеть ее, Пьер отдает ей больше половины своего состояния для раздельной жизни. После этого он переживает подавленное состояние духа. Его мучит неразрешимый вопрос о смысле жизни: кто прав и кто неправ в жизненных столкновениях, кто или что управляет миром? Он признается, что ненавидит свою жизнь сытого, праздного и неудовлетворенного человека. В этот момент он случайно сталкивается на станции с масоном Баздеевым. С дорожной откровенностью они вступают в беседу, и на жалобы Пьера масон настойчиво требует «очистить жизнь», чтобы понять ее смысл.

«Посмотрите на свою жиэнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет …. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины … И вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой».
Встреча не прошла бесследно, так что среди новых и увлекающихся членов масонства, оживившегося в России в первые годы XIX столетия, оказался и Пьер Безухов, занявший в масонстве видное место. Картины посвящения в масоны и масонских обычаев тем интересны в романе Толстого, что автор попутно вскрывает в исторической последовательности разные стадии в культурном развитии эпохи. Через масонство Пьер приходит к мысли, что источник счастья и умиления в самом человеке, но всецело остановиться на созерцательном служении истине Пьер не может. Первая проповедь его наставника масона повлияла на него слишком сильно, и Пьер начинает при водить в исполнение свои филантропические идеи, улучшая положение крестьян. Однако Пьер не замечает, что благожелательное настроение барина самым бесцеремонным образом эксплуатируется крепостными, что его добрые намерения заставляют крестьян лгать, то есть приносят еще большее зло. Кроме того, в откровенном споре с Пьером князь Андрей Болконский, благородный и умный, но воспитанный в строго дворянских понятиях человек, со своеобразной последовательностью доказывает ему, что ни школы, ни больницы, ни заботы об облегчении физической работы крестьян не дадут им счастья, так как при прежних общих условиях для них «единственно возможное счастье — есть счастье животное». Крестьянам нисколько не хуже, когда их даже секут и посылают в Сибирь: они и там ведут ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут. Можно желать освобождения крестьян только в интересах дворянства, которое гибнет нравственно, грубея от того, что у него есть возможность казнить право и неправо. Возражение Пьера на это замечание поколебало уверенность в душе князя Андрея, но и сам Пьер почувствовал, что в мотивировке его взглядов есть слабые места. Теперь он с особым вниманием относится ко всему тому, что дает масонство, лишая человека его «животного счастья». Вернувшись из-за границы после свидания с западноевропейскими масонскими кругами, Пьер среди русских масонов развивает идею об организации масонских сил, о привлечении людей твердых и добродетельных к нравственной борьбе против «покровителей беспорядка» в «целом свете». Но масоны, среди которых много было людей не убежденных и цепко державшихся за сословные преимущества, очень холодно и даже враждебно встретили на этот раз Пьера, хотя до сих пор он пользовался большой любовью как душа общества. Пьер почувствовал, как почва уходит у него из-под ног, и его охватила тоска одиночества. Он даже на время сходится с женой, устраняется от общественной деятельности, читает Священное Писание, а потом все, что попадется, снова начинает пить, чтобы заглушить сознание лживости жизни. В этот момент спасением для него становится новая встреча.

Из деревни возвращается Наташа Ростова, давно, еще подростком нравившаяся Пьеру. Она не думала о благотворении и спасении души крепостных. Она просто, сердцем отдалась деревне, веселилась, плясала с сенными девушками под звуки гитары, сбросив с себя все графское и напускное, и вернулась в Москву в серьезном, значительном настроении, при котором всякая фальшь ей была до боли противна. Ей кажется дикой и странной театральная сцена со странно наряженными мужчинами и женщинами, исполняющими какие-то непонятные действия и получающими за это деньги. Еще более дикой и странной показалась сама себе Наташа, когда допустила ухаживание Анатоля Курагина, изменив жениху — князю Андрею. Но уже было поздно. И не кто иной, как Пьер, должен был по известной всем мягкости взять на себя тяжелую обязанность сообщить Наташе, что Болконский отказывается от нее. Но Пьер знает и не может скрыть прошлого Курагина, которое делает невозможным брак. Наташа в отчаянии. Но в тот момент, когда Пьер успокаивал ее, говоря, что ее жизнь еще впереди, он сам почувствовал, что и для него не все пропало, и в его «размягченной и ободренной душе» затеплилась светлая точка.

Разразившаяся война 1812 года застала Россию врасплох. Пьер, с его «наблюдательным и естественным» взглядом на людей, чувствует, что ему как-то «совестно» стать в ряды этих новых патриотов, громко кричащих о любви к родине. Кроме того, заветы масонства не позволяли ему идти на войну. Однако масонство постепенно теряло над ним свою власть и, уже окончательно порвав с масонским незлобием, Пьер решает добраться до Наполеона и поразить его кинжалом. Ничего этого, конечно, не случилось, а вместо того Пьер дошел до «опрощения», как выразился его слуга. Он, вызывая удивление видом единственного штатского человека, был в Бородинскcком сражении, и здесь его особенно поразила простота народного мышления и чувства, простое мужество без похвальбы перед смертью, простая братская услуга всякому ближнему без требования и даже без возможности вознаграждения.

Пьер остается в Москве, ходить по опустелым улицам среди начавшихся пожаров и тут впервые испытывает радость жизни и острую любовь к жизни, спасая какого-то забытого в сутолоке грязного, некрасивого ребенка, которого сначала ему даже противно было взять на руки. Он был арестован французским патрулем в числе поджигателей. Толстой рисует яркий контраст между душевным состоянием Пьера и окружающей его обстановкой. Он готов любить всех людей и жаждет деятельной любви — а его заперли на замок, отняли имя.

Пьеру пришлось пережить ужас ожидания казни и быть свидетелем расстрела взятых с ним людей; его самого помиловали. За этим последовало долгое заключение в Москве, этап с французскими войсками из Москвы и, наконец, избавление. В плену завершается перерождение Пьера. Среди других пленных с ним идет Платон Каратаев, замечательный тип праведника из народа. Платон любит все, что его в данный момент окружает, и потому душа его не перестает испускать лучи тепла и света. Для него нет чужих. Самая жизнь его не имела смысла как отдельная жизнь, а была частицей целого.

В постоянном общении с Каратаевым Пьер, казалось бы, находившийся в состоянии крайнего угнетения, на самом деле постиг высшую свободу — свободу внутреннюю. Самая внешность его изменилась под влиянием работы мысли и общих условий плена. Он стал, как все, оборван, грязен, с босыми избитыми ногами, но взгляд его стал тверд, спокоен и оживлен, как не бывало раньше. Прежняя барская распущенность сменилась «энергической подобранностью». Пьер только в плену признал радостную справедливость той мысли об отрицательном счастье, которую когда-то с горечью высказал ему князь Андрей. Он понял, что отсутствие страдания и есть счастье. Счастье в самом человеке, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, а несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. О себе, своих удобствах Пьер почти перестал думать. Он дошел даже до такой философии, при которой все представлялось благом. Он смеется над тем, что его загородили досками в балагане — это ведь не может стеснить его душу. Он видел, как французы пристреливали пленных. И когда этой участи подвергся Платон, и завыла над трупом его собака, Пьер только подумал: «Экая дура, о чем она воет?»

ЖИЗНЕННЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (ПО РОМАНУ ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

1.Вступление.

Любимые герои Л. Н. Толстого.

2. Основная часть.

2.1 Пьер Безухов.

2.2 Пьер в начале повествования. Увлечение Наполеоном.

2.3 Доброта и наивность Пьера.

2.4 Масонство.

2.5 Война 1812 года.

2.6 Тайное общество.

3. Заключение.

В романе-эпопее « Война и мир » Лев Николаевич Толстой изобразил два состояния общества, две формы человеческого существования -беспорядок и равновесие, хаос и покой, войну и мир. Тем же состояниям подвержены и души героев произведения. Одни из них существуют, не задумываясь над жизнью, не размышляя над её смыслом. Таковы Элен и Анатоль Курагины, большинство великосветских особ. Но лучшие, любимые герои Толстого любят и страдают, ищут и находят, ошибаются и обретают истину. Таковы Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Пьер, незаконнорождённый сын богатого графа Безухова, — один из главных героев произведения. В начале повествования он ведёт праздную жизнь, характерную для наследника огромного состояния. Дни и вечера Пьера наполнены кутежами и пирушками. а его общество составляют великосветские гуляки и гусары. Однако у Пьера есть друг, который вызывает бесспорное уважение читателей. Это князь Андрей Болконский. Их беседы полны смысла, герои интересны друг другу, у них много общего. Читатель понимает, что князь Андрей не стал бы делиться своими размышлениями с пустым человеком. Пьер посещает салон Анны Павловны Шерер и не скрывает своё восхищение Наполеоном. Он видит в полководце сильную личность, способную вершить историю и вести за собой народы. Даже перед угрозой войны Пьер на стороне Наполеона. Он говорит: «Ежели бы это была война за свободу, я бы понял, я бы первый вступил в военную службу; но помогать «Англии и Австрии против величайшего человека в мире … это нехорошо». В великосветском обществе герой напоминает любопытного ребенка. Пьер с интересом познаёт окружающий мир, наблюдает и делает выводы. Его позиция довольно пассивна. Он беззаботен и беспечен, позволяет окружающим помыкать и пользоваться собой. Пьер добр и ждёт того же от других; ему «так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его». Наивность Пьера приводит к женитьбе на Элен Курагиной, которая не принесла герою счастья. Измена Элен и дуэль, на которой Пьер чуть не убил человека, становятся поворотными событиями в его судьбе. Герой мучается поисками ответов на вопросы: что хорошо, а что плохо? в чём смысл жизни? каково его собственное место в этом мире? Эти поиски приводят Пьера в ряды масонов. Не только философские искания приводят его в братство. Герой мечтает о дружбе и взаимопомощи, о поддержке людей в поисках истины. Однако и здесь герой обманулся в своих ожиданиях. Его жизнь по-прежнему проходила в праздности, а масонство оказалось лишь красивой церемонией, далекой от реальных дел.

Отечественная война 1812 года заставляет героя забыть о душевных метаниях и приводит его на поле боя. Пьера поражает настроение простых солдат, которые готовы умереть за свою землю. Их патриотизм был лишён красивых слов и пафоса, но он был истинным. Герой впервые ощущает своё единение с народом, хотя не до конца понимает его. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер, засыпая. — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера откровением. Герой проникся философией простого человека и принял то, что нужно любить всех людей. Его поражает и восхищает в Каратаеве отказ от собственного «Я» и полное растворение в людской массе. Этот образ — символ простого русского человека. Пьеру открывается народное сознание: надо любить людей и творить для них добро. Осознание этой простой истины и пере смотр жизненных ценностей приносят гармонию в душу героя. Дальнейшая жизнь Пьера связана с семьёй — Наташей и детьми. Однако он не замыкается в деревне, окруженный любящими родными. Стремление принести пользу людям, желание активного добра приводят Пьера в тайное общество. И это станет ещё одной ступенью в нравственном становлении героя. Не случайно Толстой завершает повествование, оставляя Пьера на пути к истине, а не достигшим её. Пьер лишён высокомерия и ненужной гордости. Он не пытается противопоставить себя обществу. Герой, скорее, плывёт по течению жизни, наблюдая и делая выводы, подстраиваясь под жизненные движения, чутко улавливая малейшие колебания. Это, по мнению Толстого, и есть величайшая жизненная мудрость. Ведь тот, кто никогда не ошибается, никогда и не познает истину, не встанет на верный путь, не обогатит свою душу.

мая 01 2015

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества. Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч.

ру Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну. После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера.

Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь…

” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять. Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие . Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса.

“ Что дурно? Что хорошо?” - вот вопросы, волнующие героя.

Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева - члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению.

Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный жизни. Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”. В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства.

Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных. В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”. Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.

В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство - это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства. Приехав в Москву и увидев , Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи. Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”.

Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пы тается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву. В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”.

Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”. Проснувшись однажды, он взял пистолет”, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения. На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка.

Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину. Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти.

После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой. В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей. Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров - необходимость преобразований.

Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное , пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Путь исканий Пьера Безухова . Литературные сочинения! Конспект урока:
«Путь исканий Пьера Безухова»

Путь исканий Пьера Безухова
Эпиграф:
Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться,
биться, ошибаться…
Л.Н.Толстой.
Основные этапы урока:
1. Определение задач урока, мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. На основе проблемных вопросов и заданий организация дискуссии «Нашел ли Пьер Безухов смысл жизни?»
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Цели
1. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2. Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
3. Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
4. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока
Вступительная беседа.
-Сегодня мы проводим очередной урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема сегодняшнего урока – «Путь исканий Пьера Безухова» (слайд 1). (Учащиеся записывают тему в тетради).
Эпиграф к уроку:
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”,- писал Л.Н. Толстой.
Целью сегодняшнего урока является…. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героя романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Пьера Безухова
I. Актуализация знаний.
По Толстому, жить достойно – это биться, путаться, ошибаться, пытаться разрешить вечные вопросы: «Что дурно? что хорошо? что надо любить? что ненавидеть? что такое жизнь? что такое смерть? Какая сила управляет всем?» (слайд 2)
Метания таких людей, вечный поиск, непрекращающаяся душевная работа – это и есть признак внутреннего благородства Личности.
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать? (Конечно, любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках”простоты, добра и правды”.
Пьер Безухов - один из самых любимых и дорогих Толстому героев.Он незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником после смерти отца.(Слайд3)
Писатель показывает его в постоян¬ном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как ме¬няется характер Пьера,как формируется мировоз¬зрение передового человека эпохи - декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разоча¬рований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
- Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя.
(В начале романа перед нами предстает толстый, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". массивный молодой человек с умным, робким и наблю¬дательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мя¬гок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского са¬лона своей естественностью, искренностью, простотой. О Пьере сказано,
что у него у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд», «выражение добродушия, простоты и скромности».
-Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?
(Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть…
Текст. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера. .)
– На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?(слайд 4) (дружба героев строится на общности интересов Поначалу эта дружба удивляет: они такие разные! И семь лет разницы -много, когда одному из друзей двадцать. Эти семь лет отразились в том “Вы”, которое говорит Пьер Андрею, и в “ты” Андрея, странном в устах этого сдержанного человека. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной,
неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

Можно ли сказать, что Толстой идеализировал своих любимых героев? (И князь
Андрей и Пьер показаны людьми своего времени, своей среды, со многими
присущими им недостатками. Достаточно напомнить о славолюбии, об
аристократических предрассудках, которые были свойственны князю Андрею, или о буйной молодости Пьера, отдавшего дань привычкам петербургской «золотой» молодежи…
Самое привлекательное в толстовских героях состоит не в том, что их
характеры не лишены недостатков, а в том, что и Болконский, и Безухов способны преодолевать свои недостатки, в том, что они- мыслящие люди, не боящиеся ставить и решать самые острые вопросы из своей и общей жизни…
Пьер принадлежит к числу тех редких людей («один живой человек среди
всего нашего света» – говорит о нём князь Андрей), для которых нравственная
чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего.)
Учитель.- Итак: Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечение светской молодёжи представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
– Почему Пьер женился на Элен? (слайд 5) (С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, Но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.)
– Назовите основные отличительные черты характера Пьера. (Для Пьера свойственны истинная доброта и человечность).
Сообщение. «»

После этого Пьер испытывает духовный кризис: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.
Пьер и масонское общество. (6 слайд)
Учитель: Пьер после разрыва с женой хотел найти новую истину.
Поступление Пьера в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он считал себя виноватым, что женился не любя.. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам виноват, женившись, не любя, подвергает Пьера в глубочайший кризис.
Сообщение Шагжина Саяна «Пьер Безухов в масонском обществе»
– Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество? (Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. (6 слайд) Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.)
– Почему Пьер разочаровался в масонстве? (Убеждается. что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.)
Учитель: Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством.
Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах. (7 слайд)
Учитель.
Здесь Толстой оставляет героя накануне событий 1812 года в том же тупике неразрешённых вопросов, как и в момент его разрыва с женой. Весь путь, проделанный им самостоятельно в течение этих лет (1805-1812) не приводил ни к чему.
Но это не значит, что проблема жизни Пьера Безухова была вообще неразрешима. Возрождение героя было возможно, но не на пути личного самосовершенствования и либеральной деятельности…
1812 год. Бородино в жизни Пьера (8 слайд)
Малакшинова Таня " (Сообщение “Пьер на Бородинском поле”)

– Сражение (фрагмент видеофильма «Война и мир» в постановке С.Бондарчука. Диск).
Беседа по вопросам:
Учитель.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
Учитель. Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами, где он встречается с Платоном Каратаевым.
Беседа по вопросам.
– Кто такой Платон Каратаев? В убогом бараке происходит встреча Пьера с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. .Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго, круглого». Он любит и умеет трудиться. Ко всему он относится душевно. Для него характерны бескорыстная любовь ко всем людям, терпение.
-Каким предстает Платон Каратаев на страницах романа? Откроем учебники на стр. 154 и прочитаем небольшой отрывок (со слов «Физические силы)
– Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья.(слайд10) Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.
Вывод: «Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с
Платоном Каратаевым. (слайд 9)
Учитель.-Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.
-Опишите портрет Наташи Ростовой в начале романа (В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...")
-Расскажите об отношениях Наташи и Пьера. (Наташа тоже не раз пройдет испытания в жизни. На своем пути она встретит Пьера. Его «детская душа» была близка Наташе. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.
-Что вы можете сказать о Наташе? Вам она нравится? (Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни. Она станет матерью 4 четырех детей).
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.
– Почему Пьер считает, что Каратаев не одобрил бы его? (Если бы роман был продолжен, стало бы ясно, что Пьер находился в этот момент опять в заблуждении. Близость Пьера с будущими декабристами не стоит преувеличивать. Цель Толстого, как уже отмечалось, - проследить сам процесс зарождения декабристских идей.
Релаксация(3 мин.)
Вывод урока: Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
-Вспомним эпиграф «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость»
Нравственно требовательному к себе человеку нельзя успокаиваться – надо биться, путаться, надо искать смысл жизни, своей собственной и всех людей. Это убеждение – одно из главных и постоянных у самого Толстого (слайд11)
Напряженный интеллектуальный поиск, благородство в любви к Наташе Ростовой, подлинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, честность и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. (слайд12)
Подводя итоги сегодняшней нашей работы на уроке, прошу составить вас синквейн на тему «Пьер Безухов».(Слайд 13) напомнит правила составления синквейна)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, понятие, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например:
Пьер Безухов
Умный, добрый
Размышляет, анализирует, ищет
Спокойствие - душевная подлость
Счастье. (Развитие (Личность)
Чтение стихотворений учащимися.

Учитель.
Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.(слайд14)
Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".
I. Оценивание работы учащихся.
II. Задание на дом: стр.175, вопросы 3, 4, 7.

Сообщения(примерные)
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь.
К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.
В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.
Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.
Сообщение. Пьер в масонском обществе
Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования, верит в возможность достижения братской любви. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным
И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Война 1812 года. Бородино
События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы. Он хочет убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Вопросы. – Хотел ли Пьер дуэли? Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека. (Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, Но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить)
Вывод:– Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят»..Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)
Вывод урока:
Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он напрасно стремился прежде”, он “...узнал что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Список использованной литературы
1.Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2012.
2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. – М.: Вако, 2011
3. Я иду на урок литературы,10 класс М. «Первое сентября»,2013.
3.Преподавание литературы в 10 классе. Книга для учителя М. 2012.