Перечитайте авторские ремарки предваряющие пролог пьесы снегурочка. А.Н.Островский

«МИРОМ КРАСКА БЕРЕНДЕЯ ДЕРЖАВА»

Прекрасная страна берендеев предшествует в своем бытии историческому прошлому русского народа. Это живая реальность, восходящая к временам доклассового общества, оставившим глубокий след в народной памяти и народном искусстве. Но это же и мечта о красоте и социальной гармонии. Берендеи не ведают вражды с природой, равно близкой им в своих грозных, радостных и величественных проявлениях.

Они включены в ее ритм и отмечают праздничными игрищами и песнями каждый поворот годового круга: не проводишь Масленицу, может запоздать Весна, не перевенчаешь девушек с парнями в Ярилин день, и лето будет холодным, неурожайным. Бесхитростен обиход земли берендеев. Не знают они ни ужасов войны, ни казней, ни коренных несогласий, нарушающих прочный уклад. Хранит этот уклад в постоянном совете с народом царь Берендей, «как бы олицетворение какого-то мудрого образа правления», - писал потом сам Корсаков.

Отблеск чисто русского «золотого века» лежит на событиях и лицах сказки. В пореформенные годы, когда на поток и разграбление были отданы самые основы русского крестьянского быта и культуры (со всем темным и со всем прекрасным, что в них было), царство берендеев получило глубокое символическое значение. Хор слепых гусляров пел славу невозвратному прошлому и тому светлому будущему, на которое можно было уповать, зная прошлое… Тем хуже для безотрадного и безобразного настоящего!

На этом фоне А. Н. Островский мастерски развил несложную фабулу. Детище Мороза и Весны, девушка Снегурочка, лишь до той поры может жить у берендеев, пока сердце ее не согрето любовью, а жгучие лучи солнца не упали на нее. Условие нарушено, и Снегурочка тает. Жаркое лето вступает в свои права. Этот созданный им миф драматург расцветил живыми бытовыми и психологическими красками. Из толпы берендеев выступили вперед и стали действующими лицами носитель сильных, грубоватых страстей купец Мизгирь (диалектное словечко, обозначающее паука), покинутая им простодушная Купава, беспечный пастушок Лель и не чуждый лукавого подхалимства боярин Бермята.

При появлении пьесы в печати и на сцене критика не затруднила себя пониманием ее содержания и самобытной формы. Не заметили и того, что драматург, стремясь создать пьесу для народного театра, свободно применил в «Снегурочке» приемы масленичного представления, хороводных игр и обрядов, оставшихся от языческих времен. Островскому объяснили, что он отошел от жизненных тем из купеческого быта, прекрасно ему удавшихся в «Грозе», и что его сказка о девочке Снегурочке лишена правдоподобия. Не понял пьесу и Корсаков, впервые прочтя ее в 1873 году. «Царство берендеев мне показалось странным», - признавался он потом. Постижение пришло позже, зато захватило его целиком.

В туманный февральский день 1880 года, вернувшись после утомительных консерваторских занятий, он позволил себе раскрыть том сочинений Островского.

Конец зиме; пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю…

Отсторожил, - ныряй в дупло и спи!

Корсакова поразила сжатая энергия и картинность, с какой выразил писатель перелом от зимы к весне, сильный, на слух ощущаемый контраст мертвенного белого покрова снегов и веселого, суетливого движения птичьих стай. Он вдруг услышал журавлиные клики, звонкие трубы лебедей, приветливое кукование. Все шире стала развертываться перед ним упоительная панорама. Свеж и напевен был язык, сердечная любовь к берендеям одушевляла страницы «Снегурочки». Уже далеко-далеко за полночь, полный звуков и картин, он очнулся за столом, страшась выпустить из рук свое сокровище. Подобного потрясения он еще не знавал. Память о нем запала глубоко, как об одном из счастливейших мгновений жизни.

Из книги На крыльях из дерева и полотна автора Антонов Олег Константинович

1930. Волшебная краска Известно, что маляр вершит дело. Как окрасить наше дорогое создание, наш первый «рекордный» планёр, наш «Город Ленина»? Столько вложено труда и пыла в этот конгломерат дерева, стали и полотна! Хочется, чтобы он был прекрасен, как мечта о полёте. …Крылья

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

И над миром. Биосфера зла, царящая над Россией свивается со злыми ветрами, гуляющими над миром, и усиливает их.Сейчас содержание «надмирных ветров зла» сводится главным образом к антиамериканизму и «антиизраилизму». И здесь уже юдофобия носит служебный характер:

Из книги Путешествие рок-дилетанта автора Житинский Александр Николаевич

Глава 8 МЭ: «Нас научила мечтать свежая краска газет…» Вступление рок-дилетантаСреди «белых пятен» истории и культуры, исследованием которых занята сейчас наша пресса, особое место занимает явление, существовавшее в России испокон веку, в любые времена, когда

Из книги Почему не гаснут советские «звёзды» автора Раззаков Федор

Всем миром Большим подспорьем в борьбе против преступности в СССР было то, что тогда с ней боролись всем миром. То есть в этой борьбе участвовали не только правоохранительные органы, но и рядовые граждане, которые несли дежурства в добровольных народных дружинах (ДНД). Эти

Из книги Ноктюрн по доктору Фрейду автора Лобачев Михаил Викторович

Бідна держава У бабушки было две сестры – тетя Люба и бабушка Настя. Настя была старшая сестра, поэтому ее никто молодой не помнил и называли бабушкой. Настя никогда не вставала позже шести утра. Руки у нее были натруженные, хозяйство большое и требовательное, и в доме

Из книги Рерих автора Дубаев Максим Львович

ДЕРЖАВА РЕРИХА Возможно, теперь, когда многие европейские газеты писали о Рерихе как о гениальном художнике, он мог не опасаться депортации за пределы Финляндии. Но рисковать Николай Константинович не стал. Из Финляндии 12 февраля 1919 года он писал С. П. Дягилеву:«Считаю,

Из книги Неизвестный Шекспир. Кто, если не он [= Шекспир. Жизнь и произведения] автора Брандес Георг

Глава 5. Политическое и религиозное состояние страны. - Англия как нарождающаяся великая держава Момент, в который Шекспир явился в Лондон, был одинаково знаменателен как в политическом, так и в религиозном отношении. Это тот момент, когда Англия становится

Из книги Царь Алексей Михайлович автора Боханов Александр Николаевич

Глава 5. Благословенна Держава Российская… Никону многие прочили Первосвятительство еще при жизни Патриарха Иосифа. Когда же тот преставился 15 апреля 1652 года, то преемника ему не было несколько месяцев. Никон вернулся с мощами Митрополита Филиппа 9 июля и, как

Из книги Дочь Сталина автора Самсонова Варвара

Знакомство с «Миром свободы» Все, что последовало за первыми счастливыми днями в Америке, сама Светлана называла «смятением». Она уже начинала уставать от суеты и многолюдья: каждые полчаса приносили корзины с цветами, кипы писем, которые она не успевала читать. Писали

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

«Одна иностранная держава» В восемьдесят третьей тетради «Возрождения» была напечатана моя заметка «Новые «освободители», в которой, основываясь на статье М.Е. Вейнбаума «Расчленители за работой», я писал об антирусской политике американцев.На это в «Новом русском

Из книги Вожделенное отечество автора Ерохин Владимир Петрович

ДЕРЖАВА Россия похожа на яйцо с желтком-Москвой. Яйцо образуется вращением, и его идеальная форма - шар. Но притяжение ядра и инерция центробежных сил вытягивает шар, придавая ему овальный, эллиптический контур. Россия похожа на яйцо, поваленное набок, где слева -

Из книги Байрон автора Виноградов Анатолий

Из книги Арафат автора Концельман Герхард

3. Арафат: держава без государства Критически смотрит пост, который контролирует Лвъезд в обжитый палестинцами квартал города, т простирающийся от Арабского университета Бейрута на юг, вплоть до аэропорта. Каждая машина должна остановиться, окна следует открыть.

Из книги Биография Белграда автора Павич Милорад

Роман как держава Роман как держава Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, имеющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время, не вписывающееся в

Из книги Николай Рерих. Запечатлевший тайну автора Болдырев Олег Геннадьевич

Роман как держава Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, имеющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время, не вписывающееся в систему измерения

Из книги автора

ДЕРЖАВА РЕРИХА Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Даже для профана, который видит живопись смутно, как во сне, и принимает ее постольку, поскольку она воспроизводит знакомую действительность, картины Рериха полны

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность. Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

Многие считают, что завязка пьесы — решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка — решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?

Снегурочка — дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца — Деда Мороза. Но зато от матери Весны — красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос — перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

Уникальный коттеджный посёлок — Берендеево Царство — был основан 14 августа 1999 года. В этот день, к счастью не в некотором далёком царстве, в некоем государстве, а совсем рядом — в Серпуховском районе под Москвой началось строительство дворца царя Берендея и его помощников: различных персонажей русских сказок и былин.

Всего за несколько лет посёлок приобрёл фантастическую популярность, благодаря своей необычной архитектуре, красочному оформлению, и, конечно, что самое важное, комфортабельным условиям для проживания всем жителям Царства.

Сказочный заповедник не по дням растёт, а по часам — за это время он до неузнаваемости преобразился. К 2015 году в посёлке уже жили и не тужили 1750 человек.

Ещё не поздно стать с ними добрыми соседями, купив рядом надел земли и оставшись жить, поживать, и здесь добра наживать. Или просто иногда приезжать, чтобы зарядиться позитивом.

Под светлым месяцем, под белыми облаками, да под частыми звёздами раскинулось Берендеево возле деревни Рудаково, что находится в 23 километрах от великолепного города Серпухов великой Московской области необъятной России.

Площадь всего царства 4,5 кв. км. А это ни много ни мало территория двух княжеств Монако. Мал золотник, да дорог! Вся царская земля поделена на 6 областей, а области разделяются на отдельные тематические зоны.

Вот что уже делается, а также планируется создать на территории Царства Берендея в ближайшие годы.

♦ 7 посёлков из домов коттеджного типа полностью построены в традициях древнерусского деревянного зодчества. Домики радуют глаз своим красочным оформлением, создающим атмосферу комфорта и уюта.

♦ Центр этнокультуры «Заповедник сказок» — увлекательный парк отдыха и захватывающих развлечений. Присутствующие здесь элементы интерактивного обучения интересно и с пользой помогут вам провести время.

♦ Зона различных мастерских «Ремесленная слобода» включает в себя гончарное, кузнечное дело, плетение из бересты, столярное дело и шитьё.

♦ Фермерская слобода — зона сельского и экологически чистого туризма. Здесь ваше внимание привлекут фермерское хозяйство, роскошный фруктовый сад и чудная мельница.

♦ Купеческая слобода с торговыми рядами совмещает бизнес-центр, многочисленные торговые ряды и прекрасную сувенирную лавку, из которой ни один царский гость не сможет уйти без какой-нибудь изящной вещицы на память.

♦ В развлекательном центре «Потешный ряд» проводятся народные гуляния и массовые праздники. Здесь в спортивных состязаниях можно и на других посмотреть, и себя, добра молодца, показать.

♦ В четырёхзвёздочной гостинице гостинично-оздоровительного комплекса «Берендеев Град» можно с комфортом отдохнуть. Рядом находится СПА-Центр, захватывающий дух горнолыжный спуск «Змей Горыныч» и великое множество других объектов для занятий спортом.

«Очень приятно, Царь!»

Главой волшебного государства является мудрый царь Берендей, но при демократической монархии, царящей здесь, право голоса имеет каждый житель страны: и стар, и млад.

Счастье и всегда хорошее настроение подданных — главная забота монарха. Так прямо и написано в Конституции волшебной страны. А ведь то, что написано пером, то и топором не вырубишь. Ведь правда?

Хозяином Берендеева Царства и вдохновителем создания Заповедника Сказок является Дмитрий Коваленко, предприниматель из Москвы.

У него в детстве, наверно как и у многих мальчишек, была мечта: быть царем в своем собственном царстве. Но в отличие от большинства, Дмитрий Коваленко решил воплотить ее в реальность.

Поэтому еще в далеком 1999 он скупил несколько сотен гектаров сельскохозяйственной земли для строительства коттеджных поселков — будущего Берендеева Царства в Серпуховском районе Подмосковья.

В конце 2000 года Дмитрий организовал строительную артель и запатентовал технологию изготовления скульптур из бетона (арт-бетона). Ведь какое царство без былинных героев, без сказочных персонажей? В свою артель молодой царь пригласил художников и скульпторов, которые начали воплощать идеи и мечты правителя в реальную жизнь.

Все здания в коттеджных поселках делаются в едином стиле, чтобы все это гармонично вписывалось в окружающий ландшафт и сохраняло при этом сказочное настроение.

В первом поселке, который расположен на берегу реки Нара, находится и главный терем Царя.

Рядом вырыт пруд, оформлены беседки для отдыха, между ними живописно пролегают дорожки.

Царский дворец расположен на закрытой территории, но туда есть платная возможность попасть каждому желающему. И, вдруг, так повезет, что можно будет повстречаться с самим правителем! 🙂

Царские развлечения

В зоне «Междумирье» жители и гости смогут принять непосредственное участие в увлекательных ремесленных мастер-классах и создать собственный шедевр такой восхитительной красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Возможно, это даже будет великолепный каменный цветок, как у мастера Данилы из сказки Бажова.

На страже спокойствия жителей и посетителей сказочных земель стоят русские богатыри, о подвигах которых можно тут же услышать много интересного.

В «Русском Подворье», воссоздающем быт наших предков, можно будет заняться повседневными крестьянскими делами: подоить козу, покормить кур, достать из глубокого колодца коромыслом воду, в настоящей русской печи испечь ароматный хлеб. Здесь также будут открыты музей хлеба, музей русского чаепития, музей русской бани и многие другие.

Гостям паркового комплекса будет интересно побывать на поляне Житейской Мудрости. Здесь они узнают о богатстве и красочности языка русского и познакомятся с панорамой, посвящённой неповторимой мудрости пословиц и поговорок России.

В парковой зоне «Тридевятое царство», в гостях у Дядюшки Ау каждый желающий может изготовить для себя щепную Птицу Счастья. Эта деревянная игрушка приносит счастье и считается Хранительницей детей.

На Земляничной поляне Бабушка-Веселушка расскажет детям множество удивительных сказок. Вместе со своими добрыми помощниками она научит малышей водить хороводы, лепить из пластилина, играть на исконно русских музыкальных инструментах, под которые когда-то пели и плясали наши предки.

В Грибной зоне детям расскажут, как отличить съедобный гриб от несъедобного. И всё это будет сделано в игровой форме, так что время пролетит незаметно, и скучать будет некогда.

Поляна Волшебное Лукоморье полностью посвящена произведениям великого А.С. Пушкина. Словно живые стоят 33 богатыря, старик бранится со старухою и много-много прочего — интересного и увлекательного.

В тематической зоне «Кощеево Царство» посетители узнают много диковинных историй о знаменитом Кощее Бессмертном, о дышащем огнём Змее Горыныче, хитром Соловье-Разбойнике и, конечно, о доброй, просто иногда вредной Бабе Яге.

А спортивная жизнь здесь очень разнообразна. Для того, чтобы вы стали Добрыней Никитичем или Василисой Прекрасной созданы все условия: различные бассейны, оснащённые всем необходимым тренажёрные залы, огромных размеров футбольное поле, удобные теннисные корты, школа верховой езды, клуб любителей рыбалки так и ждут вашего появления. А парк «Соловей-Разбойник» собирает у себя любителей экстрима.

Поляна сказок

Ну а чем может порадовать себя любознательный турист и желанный гость уже сегодня? На территории заповедника «накрыта» сказочная поляна.

Здесь можно встретить не только явства, но и печи для их приготовления, а, главное, многочисленных сказочных персонажей: таких родных и знакомых каждому русскому ребенку и взрослому!

Царство Берендея собрало в себе всё культурное наследие Руси.

Теперь героев любимых нами с детства сказок можно встретить не только на страницах книг, но и представленных и воплощённых здесь в красочных скульптурах.

Все встречающиеся лавочки, урны, домики жителей — всё превращено здесь в сказочные декорации. Эти настоящие произведения искусства вызывают восторг людей разного возраста и дарят ощущение нескончаемого праздника.

Рецепт приготовления

Невозможно с первого взгляда поверить, что вся эта красота создана не из дерева или какого-то другого изысканного материала. Все скульптуры сделаны из простого бетона!

«Ну не верю!» — в очередной раз говорила я, прикасаясь к волшебным «деревянным» домикам, расположенным на «дереве»,

к резным узорам сказочной русской печки

и воздушным перышкам совы.

И вновь каждый раз убеждалась, что под рукой — обычный бетон.

На поляне мы нашли «доказательства». На краю стояли будущие скульптуры, которые пребывали в начальной стадии своего создания. Вот, например, эта серая горка скоро превратится в красавицу-улитку.

А вот торчит хвост от русалки. И, видимо, она сидит на будущем дереве с ветвями. 😆

Вот так бетон крепится на металлический каркас, после чего ему придается необходимая форма, вырезаются детали будущей фигуры. Ну а после застывания персонаж раскрашивается, чтобы радовать своим видом окружающих.

Дары леса

А что может расти на полянке рядом с опушкой леса? Конечно же, грибы. Да еще какие!

Для тех, кто не очень разбирается в грибном царстве, некоторых представителей подписали. Так что теперь можно смело выбирать, рядом с каким грибком сфотографироваться: с белым красавцем, красным мухомором или бледными поганочками. 😆

А для кого выбор — дело трудное и ответственное, то можно сделать фото с многочисленным грибным семейством.


Богатыри и пираты

А как возможна такая красивая поляна с сокровищами, да без охраны? Какие-либо ограждения территории отсутствуют, поэтому стражу несут вооруженные до зубов воины,

в полном боевом облачении, да с многочисленными ружьями и пушками.

За порядком наблюдают былинные богатыри, которые с высоты своего огромного роста далеко видят, где творится беспорядок.

А за порядком вблизи смотрят очень позитивные богатыри-лилипуты.

Под их взглядом даже хулиганы-пираты ведут себя спокойно: с серьезным видом охраняют свои сокровища и ни на кого не нападают. 🙂

А некоторые из них ведут себя даже слишком вальяжно.

Страшилки из сказок

Ну а какая же сказка без мифического и, часто, очень отрицательного персонажа? И в Берендеевом царстве — ну куда ж без них!

Вот Баба Яга. Она была чересчур серьезная… Мы даже пытались ей подражать,

но это еще больше нас развеселило…

Даже избушка на курьих ножках завалилась: то ли от смеха, то ли от усталости. 😀

А вот дракончик оказался настолько симпатичным, что его так хотелось просто обнять.

Конечно же, на Берендеевой поляне собрались и более позитивные, но весьма неоднозначные персонажи: например, говорящая щука или Царевна-Лягушка, которая почему-то больше напоминает известную скульптуру «Девушка с веслом».

Сказки Пушкина

Какой самый известные русский сказочник? Конечно же, Александр Сергеевич Пушкин. В Берендеевом Царстве тоже любят и помнят этого поэта. Героев его произведений в парке скульптур встречается великое множество!

Куда ж без знаменитого Ученого Кота на дубе, да белочки, грызущей золотые орешки.

А вот прекрасная Царевна-Лебедь,

Старик со Старухой на берегу моря и даже не одна золотая рыбка.

Под пушистой сосенкой на пенечке притаился Старичок-лесовичок. Кто его заметит, сможет угоститься волшебным яблочком.

Персонажи мультфильмов и не только

Очень приятно было встретить на поляне множество мультяшных персонажей, знакомых каждому с детства. Вот мамонтенок и слоненок из наших известных мультиков.

Можно прокатиться на карете или паровозике из Ромашково.

А еще в парке скульптур представлено множество забавных сценок из жизни. Вот возле колодца скучают бабка с дедкой. Она дует в свистульку, а он лениво ковыряется в носу.

А вот охота на кабана. Вид спереди.

И вид сзади.

Вот безмятежно проводит время муж-подкаблучник.

А тут краткий ответ на вопрос: откуда берутся дети? Взрослые, Вы же помните: их находят в капусте или их приносит аист. 😀

Да и множество других развеселых зверушек можно повстречать на волшебной лужайке!

Отдых на поляне

Что же делать, когда Вы устали прогуливаться по парку бетонных скульптур? Конечно же, посидеть на лавочке и подышать свежим воздухом. А для этого здесь созданы просто идеальные, даже можно сказать, сказочные условия.

Все лавочки в парке непохожи друг на друг на друга! Сделаны с огромной фантазией и любовью.

Можно послушать поющих котов

или понежится с более ленивым представителем кошачьих на солнышке.

А как вам такой вариант отдыха для влюбленных? Пара лебедей явно добавит романтики в отношения.

А можно посидеть в тенечке в шахматной беседке.

И даже сыграть там в шахматы или шашки. Но только не забудьте их взять с собой!

Только вперёд! Планы на будущее

И это совсем ещё не всё! То ли ещё будет! В самом скором времени здесь планируется «Аэродром Бабы-Яги», где будут аэростаты, красочные воздушные шары и дельтапланы. На полигоне «Стрельбище-гульбище» желающие смогут пострелять из арбалетов и луков, а также поиграть в пейнтбол. Для охотников есть клуб «Медведь».

В ближайшее время на просторах Царства планируется строительство нескольких образовательных учреждений, где молодые жители поместья смогут обучаться грамоте и стать Знайкой или Василисой-Премудрой.

Для приезжих планируется постройка тематического отеля «Царство Кощея» в креативном стиле.

Глядя на макет будущей гостиницы, понимаешь, что здесь ждут исключительно отважных гостей. 🙂

Еще в планах открытие Парка Невест, где молодожены смогут провести свой незабываемый день просто в сказочных условиях. Подготовка к его открытию идет полным ходом и уже готовы некоторые скульптуры, которые напрямую связаны со свадебной тематикой.

Ну а огромные бокалы с Шампанским смогут превратить любой день в праздник!

А ведь оно не простое, а тоже местного сорта: «Берендеевское Игристое», 😆

Царь Берендей, глава этого неповторимого государства уверен в том, что все приключения в его Царстве поближе познакомят и детей, и взрослых с историей и обычаями русского народа. В любое время он со своими гостеприимными помощниками будет рад встрече с вами.

Также Берендей очень надеется, что посетив его музей под открытым небом, вы получите огромный заряд позитивной энергии, и радостная улыбка ещё долго будет озарять ваше лицо!

Добро пожаловать в удивительный мир чудес!

Где находится, режим работы

Парк скульптур находится по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, поселок Рудаково.

Координаты (парковка): 55.05472, 37.13253.

Парковка и посещение выставки бесплатно. Парк скульптур постоянно обновляется: какие-то фигуры увозят в новые поселки комплекса, но тут же на их месте появляются новые.

Время работы — любое. Территория не огорожена, доступ к сказочной поляне свободный. Но лучше приезжать сюда в светлое время суток.

Также нужно учитывать и погодные условия. Парк расположен под открытым небом. Поэтому в дождь прогулка может быть не очень увлекательной. А асфальтового покрытия или плит пока не предусмотрено.

Например, мы приехали сюда после проливных дождей. И хоть на небе уже выглядывало солнышко, но под ногами были огромные лужи. Это, конечно, не смогло испортить нам сказочного настроения. Однако, грязюку потом пришлось смывать с обуви.

Рядом есть кафе. Но в тот день, когда мы сюда приехали, были какие-то проблемы с электричеством, и оно не работало.

Для того, чтобы посетить коттеджный поселок и своими глазами увидеть настоящих жителей Берендеева Царства и зайти в гости к самому правителю, необходимо оплатить входной билет. На сайте указана стоимость от 5000 руб. По словам очевидцев, на закрытой территории очень интересно!

Наша поездка состоялась 23 июля 2016 года. А еще в этот день мы посетили удивительный , где представлена уникальная выставка картин известных художников, и также зашли с экскурсией в , который расположен поблизости с городским музеем.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать.

Подробнее о каждой из них можно посмотреть .