Русский пряник: непридуманная история. История возникновения пряника

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом», их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских «сухих духов» пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.

Печатный пряник — самый распространенный (известны еще пряники вырезные и лепные). Изготавливался он с помощью пряничной доски. Мастера-знаменщики вырезали ее из твердых пород древесины — клена, ореха, груши, березы. Доску толщиной около 5 см сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени, затем художник-резчик наносил на нее рисунок в зеркальном отражении. Такая пряничная форма может служить очень долго, до 70 лет. Особенно если периодически кипятить ее в масле, чтобы убирать застрявшие остатки теста. Есть в истории пряничных форм совершенно особый случай, когда доска использовалась лишь однажды: в 1896 году ко дню коронации последнего российского императора Николая II (1868-1918) был испечен уникальный пряник с профилем монарха.

Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII — XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. В 1887 году на кулинарной выставке во Франции их двухпудовый пряник отметили золотой медалью. А Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы.

Виртуозы пряничного дела, дабы их рецепт не был раскрыт кулинарными шпионами, никогда не пользовались гирями. А ингредиенты взвешивали при помощи камушков и кусочков железа, которые непременно прятали в укромное место под замок. Поэтому после окончания Первой мировой и Гражданской войн, когда было решено возобновить производство пряников, выяснилось: большинство рецептов унесли в могилу их погибшие на полях сражений авторы. И если бы не Степан Севостьянов, работавший в юности подмастерьем у самих Гречихиных и обманом выведавший точный рецепт, кто знает, пробился бы пряник через кулинарные тернии ХХ века…

— Тульский пряник — самый популярный русский печатный пряник, известный еще с XVII века. Традиционная прямоугольная форма и минималистский дизайн делают продукцию заводов «Старая Тула» и «Ясная Поляна» невероятно узнаваемой на полках продуктовых магазинов. А начинку (в основном повидло или сгущенку) каждый уже выбирает на свой вкус.

— Вяземский пряник появился примерно в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, настолько небольшого (примерно 4х2,5 см), что на нем зачастую не помещалось полностью название города, а только три первые буквы — ВЯЗ. При этом он был дороже своих тульских, городецких и московских собратьев: по 1 рублю 50 копеек за фунт, когда другие пряники стоили 4 копейки за фунт. Возможно, именно столько должен стоить настоящий королевский пряник, ведь доподлинно известно, что к 300летнему юбилею Дома Романовых вяземские купцы преподнесли Николаю II пряник весом в целый пуд (около 16 кг). В XIX веке в городе работало восемь пряничных фабрик, а после Октябрьской революции производство было прекращено. В результате старинный рецепт пряника, который по легенде любила сама английская королева, был безвозвратно утерян.

— Архангельские «Козули»
Козуля обозначает с поморского «завиток», «змейка». Эти украшенные цветной глазурью фигурки из теста в виде различных животных первоначально пеклись только на Рождество. Сегодня же эта разновидность силуэтного пряника — символ Поморья — выпекается в Архангельской и Мурманской областях к любым домашним праздникам: новоселью, свадьбе, при рождении ребенка. Люди верят, что «козули» в доме защищают от злых духов, поэтому не принято их сразу есть и тем более выбрасывать. Лучше украсить ими рождественскую елку.

— Городецкий пряник
В конце XIX века в Городце было 15 пряничных заведений, в которых работали потомственные мастера, преимущественно старообрядцы. Создавали они пряники, в отличие от вяземских, внушительного веса и размера. На пряничных формах вырезались рыбы и птицы, гербы с двуглавыми орлами, пароходы и поезда с дымящими трубами, разные фирменные надписи и пожелания — не пряник, а настоящее произведение искусства. Известно до 30 сортов городецких пряников, в том числе с различными наполнителями: сиропные, фруктовые, миндальные, лимонные. Эта сладость пережила и революцию, и войны и до сих пор выпускается ведущими предприятиями города.

— Ну и… 3D пряник
Сегодня интернет-магазины предлагают пряники любых форм, размеров, цветов, к любому торжественному и не очень случаю. В широком ассортименте также детские пряники в виде персонажей современных мультфильмов или последняя тенденция пряничной моды — 3D-пряники. А еще в наличии пряничные корабли, пряничные поезда — кажется, для современных кондитеров нет ничего невозможного.
Как было бы здорово, если бы в Москве появился не виртуальный, а вполне реальный пряничный домик, в котором вместе с настоящими вкусными пряниками из разных городов России можно было бы купить чуточку счастья и толику мечты.

За минувшие столетия основной принцип приготовления пряников не изменился — большая часть процесса и сегодня выполняется вручную. Причем это доступно любому желающему. Достаточно взять полтора стакана муки, 50 граммов сливочного масла, 1/2 стакана меда, одно яйцо, 1/4 чайной ложки соды, щепотку пряностей (на выбор: кардамон, кориандр, гвоздика, мускатный орех, корица, душистый перец, жареные орехи, ванилин) и две столовые ложки воды.

Мед положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягченное масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.
Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6 мм. Разрезать на квадратики, вырезать ножом зверюшек или стаканом сделать кружки. Смазать яйцом, посыпать орехами и выпекать в предварительно разогретой духовке 15-20 минут.

Русские пряники — явление общенациональное, тесно связанное с народной жизнью. Какое еще блюдо может похвастаться таким длинным списком пословиц и поговорок, ему посвященных: «и пряником не заманишь», «ломается, как пряник», «без работы пряников не купишь», «кнутом и пряником», «как пряник в ухе», «под пиво и пряник покатит», «веселый пряник и под мышкой пролезет», «слаще пряников медовых», «купи себе пряник»…

    2 дня ago Донниковый мёд с пергой 7% 1кг.-830₽ Натуральный мёд из Сибири от @24medok .ru Считается высокосортным медом. Донниковый мёд любят во всем мире. Обладает тонким цветочным ароматом. Высокие вкусовые качества. Донниковый мед помогает при всех легочных, острых респираторных заболеваниях. Получен с корпусных рамок. С добавлением пчелиной перги. Перга - природный биостимулятор. Под действием пчелиного хлеба улучшается кровоснабжение нижней части тела и периферийных органов, поэтому он используется для повышения потенции, лечения мужского бесплодия, аденомы простаты. Польза исходя из цвета меда. Донниковый мёд светло-желтого цвета. Относится к светлым сортам меда. Рекомендуется при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, заболеваний дыхательной системы. Подойдет для закапывания в глаза. Польза исходя из лекарственных свойств растения

    1 неделя ago Скоро весна. Осталось совсем немного, а это значит скоро пчёлки покинут свой зимний дворец и начнут поиски пищи. Мать-и-мачеха - один из первых весенних медоносов Сибири, обеспечивающих пчел пыльцой и нектаром. Растет в большом количестве по береговым обрывам. Зацветает очень рано - в начале или середине апреля и цветет в течение 15-20 дней. Tussilago (мать) farfara (мачеха) L.. #скоровесна #матьимачеха #мать-и-мачеха #медонос #сибирь

    2 недели ago "По усам текло, а в рот не попало". Именно так говорили о медовом пиве в сказках. Напиток этот весьма коварный. Пьётся легко, непринужденно, а вот крепость в нем достаточно велика. Одного литра сполна хватит чтоб понять, что это за напиток. Купить светлую медовуху можете у нас в магазине. Сейчас медовуха есть трёх видов. Вся с добавлением шишек хмеля. Отличается: 1)классическая (мед+хмель). 2)Черёмуховая. 3)С садовыми ягодами(мутнее других, из-за ягодной мякоти). Крепость всех одинаковая. Не менее 6-7%. Хотя 1л даёт эффект 0,5л водки. Но как говорят "бьёт" она на мышечный скелет. Голова остаётся в здравомыслии. Стоимость 1л удовольствия - всего 250р. Для

  • 3 недели ago Вот такой у нас был Донниковый мед в 2014 году. На мед первой качки пыльцевой анализ не сделали, но последующий мед в своём составе имел не менее 80% пыльцы донника, но по вкусу и цвету уже сильно отличался. Поэтому этот мед, наверняка содержал не менее 90% пыльцы с донника. Для того чтоб назвать мед донниковым, мед должен содержать не менее 45% пыльцы донника. #мед #фотомеда #Донник #донниковый #старчевские #агроферманектар #напасеке #Красноярск #сибирь #крск2019

  • 3 недели ago Новая партия Апитонуса - Трутневый гомогенат, 2% + перга, 28%, + прополис, 1% + донниковый мед, 69%. Вся польза для вашего сердца в одной ложке. Вкусно и главное, что полезно. Нет противопоказаний и побочных действий. В наличии в наших магазинах в г.Красноярск: - ул.Ленина, 153. - ул.Новосибирская, 5. - ул.Парижской Коммуны, 9. Тел. 2803800 #апитонус #мед #медпродам #медсибири #Красноярск #зож #сердце #пп #экомаркет #здоровье #сибирь

    Кто из нас в детстве хоть на минутку не позавидовал сказочным героям – обладателям пряничных домиков…

    Происхождение пряников теряется в глубине не просто веков, а тысячелетий. Кондитерские изделия из муки и мёда найдены археологами в древнеегипетских гробницах.

    А при раскопках в Италии найдены формы для изготовления пряников, которые в те древние времена называли медовиками.

    Пряниками их стали называть тогда, когда появились различные пряности.

    Первые упоминания о пряниках относятся к 350 году до нашей эры.

    Пряники, близкие по форме и содержанию теста современным, впервые были изготовлены в Бельгии в городе Динан, затем такие пряники стали изготавливать в Германии в городе Аахен. Впоследствии традиционные немецкие пряники прямоугольной формы, обсыпанные пряностями, марципанами, орехами и цукатами стали называть ахенскими пряниками.

    В XV веке в Европе стали популярны пряники-картинки с религиозными и мифологическими изображениями – Рождение Христа, Мадонна с младенцем, Крещение Христа, Самсон со львом, играющий Орфей и другие.

    В дальнейшем на пряниках появились изображения повседневной жизни – свадьба, рождение ребёнка, крестины.

    В 1640 году в Польше приобрели популярность торуньские пряники, которые нередко являлись частью приданого польских невест.

    А пряники на Руси — это особая песня! В Толковом словаре Даля читаем: «Пряник — лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями» . Некоторые исследователи предполагают, что пряники были на Руси частью языческих ритуалов и известны ещё с былинных времён.

    Собиратель и знаток русских древностей XIX века Голышев, также отстаивающий эту точку зрения, приводит в пример текст одной их русских сказок: «Устали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими».

    О древности пряника говорит обычай, описанный в словаре Владимира Ивановича Даля: «На другой день свадьбы молодые идут на поклон к родителям невесты с пряником».

    Именно и только к родителям невесты, но не жениха. Это означает, что свадебная пряничная традиция имеет глубокие исторические корни, уходящие вглубь веков к истокам матриархата, когда именно женщина играла главенствующую роль.

    В конце VIII — начале IX века пряники представляли собой равную смесь из ржаной муки и мёда с добавлением ягодного сока, и называли их тогда «медовым хлебом».

    Позднее в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья.

    На Руси православной пряники пекли обычно к празднику Рождества Христова, украшали забавными фигурками рождественские ёлки, пряниками обменивались в Прощёное воскресенье, ели их и на Пасху, и в поминальные дни, в Егорьев день — 23 апреля, на именины, на свадьбы молодожёнам дарили пряники в виде сердец.

    Изготавливались пряники и в виде весёлой азбуки с оттисками букв, по которым любящие родители учили чада грамоте.

    Без пряников не обходилась ни одна Ярмарка на Руси. Пекли их по-прежнему в основном из ржаной муки, добавляя в тесто мёд, масло, пряности, пропитывали вином и делали с начинкой из варенья, украшали малиновой, белой, золотой глазурью. На пряниках выдавливались изображения волшебных птиц, мельниц, цветов, рыб, пароходов, солдат, барынь, крестьян…

    В книге «Пряник, прялка и птица Сирин» Жегалова и Житина сообщается: «1639 года сентября 26, государыня царица шла от Троицы в село Задвиженское, и её, государыню, встречала села Клементьева крестьянка-пряничница Катеринка, и понесла ей, государыне, деланные пряничные рыбы, и государыня велела за те рыбы дать два рубля с полтиною. (Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева — вторая жена Михаила Федоровича, бабка Петра I)».

    Во время особых торжеств пряники делались большого и огромного размера и сверху заливались сусальным золотом. Такие пряники подавались к боярскому или царскому столу.

    Вообще же существовало три вида старинных русских пряников.

    Пряники лепные – «козули», «тетёрки» — самые древние из пряников. Они дошли до наших времён из языческой Руси. В наши дни лепные пряники — большая этнографическая редкость. Их традиционные персонажи — утица, тетёрка с птенцами, конь, олень, коровка, коза — сохранившиеся образы древнерусской языческой мифологии.

    Тесто для таких пряников готовится из грубой ржаной муки, соли и воды. Сами пряники лепят руками, как глиняные игрушки. Такие пряники, в сущности, являются одним из видов декоративной скульптуры.

    «Тетёры» или «витушки» являются разновидностью лепных пряников, когда из ржаного теста делаются тонкие жгутики, а из жгутиков собираются фигурки зверей, геометрические фигуры, различные орнаменты.

    Наиболее известными являются пряники печатные. Для их изготовления нужна пряничная доска — форма для пряников. Именно от мастера, изготовившего эту доску, зависела красота и качество пряника.

    В старину этих мастеров изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок.

    Ещё пряники бывают вырезные или силуэтные. Например, «архангельские козули».

    Такие пряники вырезаются ножом или при помощи металлических форм из раскатанного пласта теста. Первое упоминание о вырезных пряниках относится к 1850 году.

    К началу же ХХ века силуэтные пряники благодаря своей красоте достигли заслуженной популярности.

    Начиная с XVI века пряники появились почти во всех городах и сёлах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. В XVII — XIX веках пряничное дело становится распространённым народным промыслом, в каждой области выпекали пряники по своим рецептам, секреты которых тщательно скрывались и передавались только от отца к сыну. Мастеров, занимавшихся пряничным делом, называли прянишниками, так, по мнению ученых, и произошла фамилия Прянишников.

    Особенно прославились пряничным производством в XVII-XIX веках города Архангельск, Вологда,Москва, Тула, Тверь.

    Первое упоминание о тульском прянике обнаружено в писцовой книге 1685 года, где написано:«Кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками». В XVII веке в Туле пекли и продавали мятные, медовые и печатные пряники, украшенные различными сложными узорами.

    В XVI-XVII веках пряничники относились к ремесленникам и селились по окраинам в ремесленных слободах.

    Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. Они выпекали самые лучшие тульские пряники и были известны не только в России, но и за её пределами. В 1887 году Афанасий и Григорий Гречихины на кулинарной выставке во Франции были награждены золотой медалью за двухпудовый пряник.

    А в начале ХХ века в Туле процветал Торговый Дом «Сериков и К», основанный в 1902 году и выпускавший в числе других сладостей ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные, пряники «Экстра» в жестяных коробочках.

    В 1912 году диплом «Гран-при» на римской выставке получил тульский пряничник Петр Козлов.

    В наше время пряники, как и в старину, изготавливаются вручную. По специальной рецептуре мастера-тестомесы приготавливают тесто, из этого теста бисквитчицы формуют пряники теми самыми досками с орнаментами.

    При желании домочадцев можно побаловать и пряниками собственного приготовления.

    Пряники медовые

    • 1,5 стакана муки
    • 50г сливочного масла
    • 1/2 стакана мёда
    • 1 яйцо
    • 1/4 чайной ложки чайной соды
    • щепотка пряностей (смесь любого набора — кардамон, кориандр, гвоздика, мускатный орех, корица, душистый перец, жареные орехи, ванилин);
    • 2ст. ложки воды.

    Мёд положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягчённое масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.

    Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6мм. Разрезать на квадратики, или вырезать ножом зверюшек, кружки стаканом, полумесяцы…

    Смазать яйцом, посыпать орехами и выпекать в предварительно разогретой духовке 15-20 минут.

    Пряники - это один из самых древний видов кондитерского изделия у многих стран и народов. Еще при вскрытии египетских гробниц археологи находили окаменелые мучные изделия из меда. А при раскопках в Италии были обнаружены глиняные формы для изготовления древних пряников - медовиков. Пряниками они стали называться гораздо позднее, когда появились различные пряности. Первые записи о пряниках появились еще в 350 году до нашей эры. Пряники в известной нам форме впервые были изготовлены в Бельгии в городе Динан, позднее были заимствованы народом из города Аахен (Германия).
    Аахенские пряники - это традиционные немецкие пряники прямоугольной формы, усыпанные различными орехами, цукатами, а также пряностями и марципанами.
    Родом они из небольшого городка под названием Аахен с населением около 250 тыс. человек. В IX веке город был столицей империи Карла Великого, придумавшего рецепт приготовления аахенских пряников. В то время его империя занимала площадь нынешней Германии, Франции и Италии. Ныне город Аахен находится на пересечении трех стран: Бельгии, Германии и Нидерланды. Немцы называют аахенские пряники Aachen, голландцы - Aken, французы - Aix-la-Chapell. Эти пряники, украшенные богатой фантазией пекарей и источающие невыразимые ароматы, заполняют витрины многочисленных кондитерских магазинов этого маленького немецкого городка. Жители продают свои фирменные пряники многочисленным туристам из других городов, а также дарят своим друзьям в качестве сувениров.
    Если Вы когда-нибудь окажетесь в историческом центре города Аахен, обязательно посетите музей Аахенских Пряников (Aachener Printenmuseum), в котором сможете познакомиться с изготовлением традиционных аахенских пряников. На экскурсиях Вам расскажут о необходимых ингредиентах пряников, о приготовлении теста и о традиционной и современной выпечке.
    В Аахане существует множество сказаний и мифов. В одной из легенд рассказывается про аахенские пряники:
    В городе Аахен в 1656 году произошел пожар небывалой силы, который стал известен как Большой городской пожар. Жертвой огня тогда пали 4664 домов из 5300 тогда существующих. После этого пожара город охватил голод, люди ощутили острую нехватку продовольствия. В эту пору один старый пекарь нашел в своей книге упоминание о старинном рецепте пряников, которые очень любил Карл Великий. Ахенцы были уверены, что рецепт блюда Карл Великий унес с собой в могилу. Но тревожить и осквернять покой усопшего императора никому даже и в голову не приходило. И только ученик старого пекаря отважился добраться до могилы Карла Великого, чтобы добыть старинный рецепт.
    Точное место захоронения императора было неизвестно, и потому, мальчик решился на сделку с чертом. Сделка заключалась в том, что черт отведет к могиле Карла Великого и в качестве своей награды получит ключ его сокровищницы.
    Черт выполнил свою часть сделки и показал мальчишке усыпальницу Карла Великого. Дрожа от страха, юнец вошел в гробницу. При его появлении покойный император внезапно открыл глаза и грозным голосом спросил о причине возмутительного вторжения. Испуганный подмастерье робко поведал императору о великой нужде аахенцев. И Карл Великий не смог отказать в просьбе жителей его любимого города.
    Счастливый ученик вернулся к своему учителю-пекарю. Старый пекарь был поначалу испуган, но приготовив пряники по рецепту ученика, быстро смекнул выгоду. Слава о чудесных пряниках стремительно разнеслась не только по городу, но и за его пределами. Пекарь и его подмастерье быстро обогатились и думать забыли о долге. Но нежданно-негаданно появился безжалостный черт, который потребовал отдать ему ключ от сокровищницы. Пытаясь задобрить гостя, ученик пекаря предложил ему опробовать еще не успевшие остыть пряники, чудесный запах от которых разносился по всей кухне. Черт с жадностью проглотил вместе с пряниками и жестяной противень. Воя от боли в животе и забыв про цель своего визита, он тут же умчался в свою преисподнюю и более не возвращался...
    Вот так, согласно легенде, был добыт рецепт этих немецких пряников.
    Также пряники в своём истинном названии упоминались в 1296 году в Ульме и в 14 веке в Нюрнберге в мужском монастыре Heilsbronn. Именно Нюрнбергские пряники стали наиболее популярными из-за их длительного срока хранения и часто использовались в долгих путешествиях.
    Нюрнбергские пряники
    В 15 -16 веке пекли пряники в Германии из медового теста, на котором делали отпечатки поучительных картинок. Это было нечто сухое: на этот пряник чаще смотрели, чем его ели. Готовили такие пряники не только Рождеству, но и к Пасхе, свадьбам и крестинам. Они служили, кроме того, лечебным средством, так как содержали орехи и миндаль, которые были символами смерти и воскрешения (скорлупа и ядро). Чтобы сделать эти пряники более вкусными и пригодными в пищу, нюрнбергские пекари придумали, как облагородить их рецепт: пряностями,которых в этом торговом городе было в избытке, в том числе и перцем, поэтому в названии немецких пряников (Pfefferkuchen) есть слово "перец" (Pfeffer).
    Существует множество сортов нюрнбергских пряников, но самым известным и интересным является пряник Элизы. Он состоит только из орехов, яиц, мёда и пряностей. Нельзя добавлять ни сахар, ни муку. Есть легенда, связанная с этим пряником. Умирала в 1720 году дочь пекаря Элизабет. Отец испёк для неё этот особый пряник и девушка выздоровела. С тех пор пряник Элизы носит её имя.
    В 15-ом веке были распространены пряники-картинки. Сначала на них изображались только религиозные и мифологические мотивы: Мадонна с младенцем, Рождение Христа, Крещение Христа, Адам и Ева, Играющий Орфей, Самсон со львом. Только потом стали изображать повседневную жизнь и важнейшие события в жизни каждого человека, будь то помолвка, свадьба или рождение ребенка.
    В 1640 году в Польше стали известны торуньские пряники. Их часто использовали в качестве приданого польских девушек. Они отличались большим количеством пряностей. Несладкие пряники употреблялись в основном как закуска к водке, а сладкие подавались на десерт.

    Первые пряники на Руси, назывались “медовым хлебом” и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII — XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

    Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев — от царского стола до бедной крестьянской избы. Бытовал он и в помещичьей, чиновничьей, купеческой среде. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста, и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину “сухими духами”, среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.

    В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Это лепной пряник (их лепят из теста, так же как игрушки из глины), печатный пряник (их делают с помощью пряничной доски, или “пряницы”, в виде рельефного оттиска на тесте) и силуэтный (вырубной или вырезной) пряник (для их изготовления используется или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезается силуэт будущего пряника).

    В XVII — XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками. Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид. Им даже приписывали лечебные свойства, а потом пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела — хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю. I

    Широкому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции. По случаю больших торжеств выпекались специальные пряники, которые назывались “подносные” или “заздравные”. Они не только поражали своими размерами (от 50 см до 1 м и более) и весом (от 5 до 15 фунтов, а в некоторых случаях до 1 пуда), но и выделялись особой изощренностью и сложностью рисунка, равно как и высоким стилем дарственных надписей, как, например, “От всей совести моей дарю милости твоей” или “Радуйся Российский Орел двуглавый, ты бо еси ныне во всем мире славный”. Двуглавый орел, шатровые терема, фигуры львов, единорогов, осетров, птицы Сирин — вот наиболее популярные сюжеты “подносных” пряников. Учитывая вес и размер “заказных” пряников, их доставляли на лошадях с особой осторожностью, так как донести такой пряник, не разломив его по дороге, было задачей не из легких. hlebopek.ru/pryanik/

    Пряники
    Приготовление пряничного теста
    supercook.ru/zz285-18.html

    Традиции: Оригинальный пошиб

    Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпоху. С тех пор как люди научились выпекать из зерновой каши пресные лепешки, хлеб стал для них не только пищей насущной, но и основой жизни, культуры, религии, взаимоотношений с другими народами, являясь к тому же одним из главных атрибутов древних ритуально-магических культов во многих странах. В древнем Иране, где поклонялись богу Солнца Митре, в его честь лепешке придавали круглую форму, что до сих пор сохранилось у народов Ближнего Востока и Средней Азии (славянский блин тоже символизирует Солнце). Две тысячи лет назад в Сирии договоры скреплялись пожатием рук над хлебом, а египтяне предлагали хлеб в качестве залога мира. Обрядов и культов, связанных с хлебом, было великое множество, но все их объединяло одно - желание получить покровительство богов.

    Переход от обрядового печения к прянику происходил на протяжении нескольких столетий. На Руси первые пряники, называемые тогда «медовым хлебом», появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять местные травы и коренья, а в XII - XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

    В XVII - XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников). К концу XIX века прянишники в России предлагали около двадцати сортов пряников. Среди них были так называемые «торуньские», из польского города Торунь. Их делали из ржаной муки, добавляя пряности, смазывали пивом и украшали цукатами. В Польше на них изображали рыцарей, королей, исторические и бытовые сцены.

    В России пряники из ржаной ситной муки готовили с медом, гвоздикой, анисом, имбирем, померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в теплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.

    К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, а нередко и цветной краситель, чтобы получить не белое тесто. Такие пряники посыпали толченым миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. Шоколадные пряники обмазывали сверху и снизу массой из тертого шоколада и сахара. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине и т.д.

    Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из темного теста и вылепленная на нем фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были небольшого размера и предназначались для украшения новогодней елки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.

    Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Преподносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид. Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю.

    На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать. Покупатели победнее отдавали предпочтение дешевым мелким пряникам «канфаркам» и мятным «жамкам» (иное название - «жомки» или «жемки») - приготовленным вручную круглым вздутым лепешкам с неопределенным рисунком.

    Пряники было принято дарить в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили «прощаться» (просить друг у друга прощения за все причиненные обиды) младшие к старшим, дети к родителям, подчиненные к начальникам. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов) .

    Пряники в России в XIX веке продавали на ярмарках и посадских торжищах, на знаменитой Нижегородской ярмарке, где в Главном павильоне существовали пряничные ряды, в Москве - в булочных, во время гуляний на Новинском бульваре, у Новодевичьего монастыря, на Цветном бульваре, в Вербное Воскресенье на Красной площади, на грибном рынке, около бань; в Петербурге - в булочных и лавках, в дни святочных, масленых и пасхальных гуляний - на Адмиралтейской площади и на Царицыном лугу (Марсово поле).

    Известный владимирский краевед и этнограф И. Голышев, который в 1870 годах составил «Атлас рисунков со старинных прянишных досок», отмечал, что в его время больших узорчатых пряников уже не пекли, пряничные заведения начали постепенно исчезать, а многие обряды и обычаи русской жизни утрачивать свое значение.

    В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков. И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех, от мала до велика.

    Ольга Лупанина

    Русские пряники - явление общенациональное, вряд ли где-нибудь еще до такой степени связанное с народной жизнью и бытом. Распространены они были повсеместно. Их производили в Перми и Керчи, в Архангельске и Путивле, в Харькове и Рязани, в Калуге и Твери, в Вязьме и Воронеже, в Новгороде и Белгороде и во множестве других городов. В Нижнем Новгороде, например, было 6 пряничных заведений, которые выпекали 7 550 пудов этой продукции в год, в Вязьме также 6 пекарен производили 3 170 пудов, в Ярославле и Пошехонии 2 пряничных завода выпускали 4 850 пудов пряников. И качество этой продукции было отменным, иначе зачем было тверскому пряничнику Ивану Баранову открывать свои магазины в Берлине, Париже, Лондоне и Вене. Понравились русские пряники и в далекой Америке, где в 1876 году на выставке, проходившей в Филадельфии, потомственный пряничник Уткин, земляк Ивана Баранова, получил бронзовую медаль «за разнообразие сортов пряника и оригинальность его пошиба». Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев - от царского стола до бедной крестьянской избы. Бытовал он и в помещичьей, чиновничьей, купеческой среде.

    Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от муки (как правило, использовали ситную ржаную или крупчатую пшеничную) и от теста (простое пресное применяли для изготовления дешевых сортов, из кислого делали дорогие «коврижки», существовало также заварное тесто, тесто, выдержанное на морозе), от основы, на которой замешивалось тесто (на меду - так называемые «одномедные», на патоке, на солоде, на сусле, на сахарном сиропе, на розовой воде, на ягодах), и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика. В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Это лепной пряник (их лепят из теста, так же как игрушки из глины), печатный пряник (их делают с помощью пряничной доски, или «пряницы», в виде рельефного оттиска на тесте) и силуэтный (вырубной или вырезной) пряник (для их изготовления используется или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезается силуэт будущего пряника).

    Широкому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции. Так, например, для детей выпекались небольшие пряники в форме домашних животных, птиц, зверей, с традиционными новогодними сюжетами, в подарок невесте и молодой даме дарили пряник в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей, павлинов с соответствующими случаю надписями: «Знак любви», «Знак верности», «Знак памяти», «Знак дружбы», «Кого люблю, тому дарю», «В день ангела». По случаю больших торжеств выпекались специальные пряники, которые назывались «подносные» или «заздравные».

    Они не только поражали своими размерами (от 50 см до 1 м и более) и весом (от 5 до 15 фунтов, а в некоторых случаях до 1 пуда), но и выделялись особой изощренностью и сложностью рисунка, равно как и высоким стилем дарственных надписей, как, например, «От всей совести моей дарю милости твоей» или «Радуйся Российский Орел двуглавый, ты бо еси ныне во всем мире славный». Двуглавый орел, шатровые терема, фигуры львов, единорогов, осетров, птицы Сирин - вот наиболее популярные сюжеты «подносных» пряников. Учитывая вес и размер «заказных» пряников, их доставляли на лошадях с особой осторожностью, так как донести такой пряник, не разломив его по дороге, было задачей не из легких.

    Лепные пряники

    Лепные пряники - особый вид пряничного производства, они пришли к нам из языческой Руси. Их появление в виде ритуального хлеба связано с языческими представлениями древних славян, осознававших свою зависимость от природных явлений (дождя, снега, града, засухи), дарующих или губящих урожай,что и определило для них уважительное отношение к природе, и к многочисленным богам, олицетворяющим ее силы.

    Чтобы заслужить милость богов и их покровительство, каждому из них приносились жертвенные дары- быки, бараны, олени, петухи. С принятием христианства языческие мировоззрения были адаптированы к новым религиозным требованиям. Трансформировались и жертвоприношения, кровавые жертвы животных заменились на их скульптурные изображения из глины, дерева и теста. Именно эти ритуальные фигурки из теста и явились тем изобразительным началом, которое спустя столетия перейдет на то, что мы называем «пряник».

    Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся на территории русского Севера под названием «козули». Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетёрка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. Архаика формы, условность образа, отсутствие второстепенных деталей, ограниченность сюжетного ряда и его устойчивость на протяжении веков, а также своеобразие технологии выделки (испеченные изделия несколько раз опускаются в кипяток, отчего «козуля» становится более гладкой, светлой и крепкой) и аскетичность исходного материала (грубая ржаная мука, соль и вода) - все это отличительные признаки лепных пряников.

    Пряники «тетёры»

    Не менее древнюю историю, чем лепные «козули», имеют и так называемые «тетёры», или «витушки», которые до сих пор делают на Мезени и в Каргополе. Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры, близкие к солярным знакам и орнаменту реликтовых памятников культуры.

    Печатный пряник

    Печатный пряник изготавливают с помощью пряничной доски, или «пряницы», как рельефный оттиск на тесте. Его красота и качество в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли «знаменщиками». Вот что писал об этих досках первый исследователь пряников И. Голышев: «Доски для пряников вырезались преимущественно на грушевых и липовых досках и имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром, которые вырезались по заказам особыми мастерами, а также, кроме заказов, доски вырезались и на вольную продажу; на них существовала своя мода: прянико-пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка, и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Резчики иногда кроме разных надписей вырезали свою фамилию. Вновь выдуманный рисунок ценился дорого по тогдашнему времени, и первый, приобретший доску, конкурировал перед другими».

    Наиболее популярными мотивами досок для «подносных» пряников были двуглавый орел с атрибутами царского отличия, сказочные терема с шатровыми крышами, увенчанные двуглавыми орлами или флагами («хоромные» или «терематые»), сложные декоративные композиции, насыщенные растительным орнаментом, райскими птицами, цветами, а также изображениями львов, барсов, птицы Сирин и Алконоста. Стоимость «подносных» досок и пряников была очень высока, так как их «эксклюзивность» и адресность посвящения не позволяла их тиражировать. Пряники же с наборных досок были небольшими с простым, незатейливым рисунком и дешевыми, за что и получили название - «грошевики».

    Доски

    Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтение все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего - березе. Доски из этих пород были долговечными, грани резьбы не «заваливались», соответственно и рисунок пряников долгое время оставался четким. Для того чтобы она служила как можно дольше, доску, предназначенную для резки, долго и тщательно высушивали, а уже готовую форму проваривали в кипящем растительном масле или ставили в восковую баню. К обработанным таким образом доскам тесто не прилипало и легко сходило. С этим же была связана и особенность порезки пряничной доски, резные грани которой должны были иметь открытый наклон, также позволявший тесту легко сходить, не деформируя рисунка на оттиске.

    Размер и форма пряничных досок диктовались назначением пряника. Самыми крупными были доски для выделки подарочных, свадебных или заздравных пряников, они, по свидетельству И. Голышева, достигали 1 аршина (около 71 см) в длину и 12 вершков (около 54 см) в ширину. Торжественность таким пряникам придавали не только их размеры, но и соответствующие случаю сюжеты и надписи, которые шли по периметру пряника как красивое декоративное обрамление. Существовало два типа пряничных досок - «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и «наборные», когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более «шашек» с одним или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 «шашками».

    Силуэтные пряники

    Силуэтные пряники появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными. Их широкое распространение, особенно в Центральной России, предопределило и разнообразие художественных решений: мягкий, линейный рисунок, заполняющий плоскость пряника, и не связанный с его формой - на «вырубных» пряниках из Воронежа, ярко-красная расцветка сахарной глазурью и наклеенными кусочками сусального золота по светлому фону - на пряниках из Путивля, оригинальное использование пуха и крашеных птичьих перьев - на расписных пряниках Новохоперска.

    Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники под названием «козули» выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества.

    В святочные недели «козули» выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и калядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Персонажами этих козуль, приуроченных к Новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда, а также приезжавшие в город ненцы, отраженные в таких сюжетах, как оленья упряжка или ненки в национальных одеждах.

    Сегодня русский Север, пожалуй, единственное место в России, где при выделке пряников сохраняется их художественное значение.

    И происходит это не вследствие консерватизма мышления северян, а как наследственное уважительное отношение к предкам и их традициям.

    Владимир Малахин | Фото Юрия Ридякина

    Все помнят строчки из любимой сказки нашего детства - "Сказки о рыбаке и рыбке" Александра Сергеевича Пушкина:
    За столом сидит она царицей,
    Служат ей бояре да дворяне.
    Наливают ей заморские вины;
    Заедает она пряником печатным...

    ЧТО ЗА ДИКОВИННОЕ БЛЮДО И КАК ЖЕ ЕГО "ПЕЧАТАЛИ"?

    Первые пряники на Руси назывались "медовым хлебом", их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в "медовый хлеб" стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских "сухих духов" пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.

    Печатный пряник - самый распространенный (известны еще пряники вырезные и лепные). Изготавливался он с помощью пряничной доски. Мастера-знаменщики вырезали ее из твердых пород древесины - клена, ореха, груши, березы. Доску толщиной около 5 см сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени, затем художник-резчик наносил на нее рисунок в зеркальном отражении. Такая пряничная форма может служить очень долго, до 70 лет. Особенно если периодически кипятить ее в масле, чтобы убирать застрявшие остатки теста. Есть в истории пряничных форм совершенно особый случай, когда доска использовалась лишь однажды: в 1896 году ко дню коронации последнего российского императора Николая II (1868-1918) был испечен уникальный пряник с профилем монарха.

    Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII - XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. В 1887 году на кулинарной выставке во Франции их двухпудовый пряник отметили золотой медалью. А Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы.

    Виртуозы пряничного дела, дабы их рецепт не был раскрыт кулинарными шпионами, никогда не пользовались гирями. А ингредиенты взвешивали при помощи камушков и кусочков железа, которые непременно прятали в укромное место под замок. Поэтому после окончания Первой мировой и Гражданской войн, когда было решено возобновить производство пряников, выяснилось: большинство рецептов унесли в могилу их погибшие на полях сражений авторы. И если бы не Степан Севостьянов, работавший в юности подмастерьем у самих Гречихиных и обманом выведавший точный рецепт, кто знает, пробился бы пряник через кулинарные тернии ХХ века...

    ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

    Самый популярный русский печатный пряник, известный еще с XVII века. Традиционная прямоугольная форма и минималистский дизайн делают продукцию заводов "Старая Тула" и "Ясная Поляна" невероятно узнаваемой на полках продуктовых магазинов. А начинку (в основном повидло или сгущенку) каждый уже выбирает на свой вкус.

    ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК

    Появился примерно в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, настолько небольшого (примерно 4х2,5 см), что на нем зачастую не помещалось полностью название города, а только три первые буквы - ВЯЗ. При этом он был дороже своих тульских, городецких и московских собратьев: по 1 рублю 50 копеек за фунт, когда другие пряники стоили 4 копейки за фунт. Возможно, именно столько должен стоить настоящий королевский пряник, ведь доподлинно известно, что к 300летнему юбилею Дома Романовых вяземские купцы преподнесли Николаю II пряник весом в целый пуд (около 16 кг). В XIX веке в городе работало восемь пряничных фабрик, а после Октябрьской революции производство было прекращено. В результате старинный рецепт пряника, который по легенде любила сама английская королева, был безвозвратно утерян.

    АРХАНГЕЛЬСКИЕ "КОЗУЛИ"

    Козуля обозначает с поморского "завиток", "змейка". Эти украшенные цветной глазурью фигурки из теста в виде различных животных первоначально пеклись только на Рождество. Сегодня же эта разновидность силуэтного пряника - символ Поморья - выпекается в Архангельской и Мурманской областях к любым домашним праздникам: новоселью, свадьбе, при рождении ребенка. Люди верят, что "козули" в доме защищают от злых духов, поэтому не принято их сразу есть и тем более выбрасывать. Лучше украсить ими рождественскую елку.

    ГОРОДЕЦКИЙ ПРЯНИК

    В конце XIX века в Городце было 15 пряничных заведений, в которых работали потомственные мастера, преимущественно старообрядцы. Создавали они пряники, в отличие от вяземских, внушительного веса и размера. На пряничных формах вырезались рыбы и птицы, гербы с двуглавыми орлами, пароходы и поезда с дымящими трубами, разные фирменные надписи и пожелания - не пряник, а настоящее произведение искусства. Известно до 30 сортов городецких пряников, в том числе с различными наполнителями: сиропные, фруктовые, миндальные, лимонные. Эта сладость пережила и революцию, и войны и до сих пор выпускается ведущими предприятиями города.

    И НАКОНЕЦ 3D-ПРЯНИК

    Сегодня интернет-магазины предлагают пряники любых форм, размеров, цветов, к любому торжественному и не очень случаю. В широком ассортименте также детские пряники в виде персонажей современных мультфильмов или последняя тенденция пряничной моды - 3D-пряники. А еще в наличии пряничные корабли, пряничные поезда - кажется, для современных кондитеров нет ничего невозможного.

    Как было бы здорово, если бы в Москве появился не виртуальный, а вполне реальный пряничный домик, в котором вместе с настоящими вкусными пряниками из разных городов России можно было бы купить чуточку счастья и толику мечты.

    СДЕЛАЙ САМ

    "И пряников сладких всегда не хватает на всех..."

    За минувшие столетия основной принцип приготовления пряников не изменился - большая часть процесса и сегодня выполняется вручную. Причем это доступно любому желающему. Достаточно взять полтора стакана муки, 50 граммов сливочного масла, 1/2 стакана меда, одно яйцо, 1/4 чайной ложки соды, щепотку пряностей (на выбор: кардамон, кориандр, гвоздика, мускатный орех, корица, душистый перец, жареные орехи, ванилин) и две столовые ложки воды.

    Мед положить в кастрюльку с толстым дном и залить водой, довести до кипения, снять с огня. Добавить размягченное масло, яйцо и размешать. Досыпать смешанную с содой муку и замешать, добавив пряности. Тесто не должно быть слишком крутым. Правильно приготовленное тесто напоминает пластилин и хорошо формируется.

    Готовое тесто выложить на доску, посыпанную мукой, раскатать в пласт толщиной 5-6 мм. Разрезать на квадратики, вырезать ножом зверюшек или стаканом сделать кружки. Смазать яйцом, посыпать орехами и выпекать в предварительно разогретой духовке 15-20 минут.

    ФОЛЬКЛОР

    Веселый пряник и под мышкой пролезет

    Русские пряники - явление общенациональное, тесно связанное с народной жизнью. Какое еще блюдо может похвастаться таким длинным списком пословиц и поговорок, ему посвященных: "и пряником не заманишь", "ломается, как пряник", "без работы пряников не купишь", "кнутом и пряником", "как пряник в ухе", "под пиво и пряник покатит", "веселый пряник и под мышкой пролезет", "слаще пряников медовых", "купи себе пряник"...

    А вяземскому прянику нашлось место в творчестве (стихотворение "Не матерью, но тульскою крестьянкой...") известного русского поэта, пушкиниста Владислава Ходасевича (1886-1939):

    Она не знала сказок и не пела,
    Зато всегда хранила для меня
    В заветном сундуке, обитом жестью белой,
    То пряник вяземский, то мятного коня.