Что такое искусство часть духовной культуры. Сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, кино и театр

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков).
Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
1) направленность личности;
2) опыт;
3) индивидуальные особенности психических процессов;
4) биопсихические свойства.
Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).
1. Подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
2. Подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3. Подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
4. Подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и патологию.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.
А.В. Петровский и В.А. Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида.
Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспектрассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту.
Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности - в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно - потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида. личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.
Психологическая структура личности очень сложна и многогранна. Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п.- составные компоненты духовной жизни личности. Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее “Я”, руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими .
Психологическая структура личности включает следующие структурные компоненты:
1) направленность личности: потребности, мотивы, убеждения, идеалы, интересы, привычки, мировоззрение, установки, темперамент, характер;
2) индивидуально-типологические особенности: темперамент, характер;
3) возможности личности: способности, знания, умения и навыки;
4) психические процессы: познавательные, эмоционально-волевые;
5) система саморегуляции .
В структуре личности различают типичное и индивидуальное.
Типичное - это наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально - волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей.
Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.
Говоря о строении личности, чаще всего имеют в виду ее широкое понимание, иногда настолько широкое, что психология личности практически совпадает по содержанию со всей психологией. Так, получившая широкое распространение «карта личности» включает способности, черты характера, темперамент, особенности всех психических процессов, социальную и профессиональную направленность и даже прошлый опыт и уровень культуры. Теоретическим обоснованием такой сверхширокой трактовки личности может служить так называемый личностный подход, получающий большое распространение в психологии. Согласно этому подходу нет, например, мышления вообще, а есть мышление конкретной личности, и мы ничего не сможем узнать, по существу, об этом процессе без знаний о самой мыслящей личности.
Суть такого подхода хорошо сформулировал С.Л.Рубинштейн: «Вся психология человека... является психологией личности», поскольку, во- первых, любые индивидуальные особенности психических процессов определяются особенностями личности в целом; во-вторых, любая психическая функция развивается не по самостоятельным линиям, а в тесной зависимости от общего развития личности; в-третьих (и это главное), у человека психические процессы «не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач» .
В психических процессах проявляются психические свойства личности, а сами психические процессы, в свою очередь, выполняя определенную роль в жизни личности, переходят в ее свойства. Поэтому они не должны изучаться в отрыве друг от друга. Изучение психологической стороны деятельности является изучением психологии личности в процессе деятельности .
В контексте сказанного представляется справедливым выделение в личности двух основных составляющих - потребностно- мотивационной и познавательной сфер личности. В первую входят потребности, мотивы, интересы, эмоции, воля, задатки и способности, темперамент и характер; во вторую - ощущения, восприятие, внимание, память, представления, воображение, мышление.
Но простое отнесение, например, восприятия к познавательной сфере личности само по себе не обеспечивает реализацию личностного подхода при его изучении. Такой подход требует всестороннего учета свойств личностикак целого при планировании, проведении и интерпретации результатов любого исследования, обследования или воздействия на личность. Психологическая характеристика личности как целого или описание психического облика личности предполагает выделение и изучение таких ее подструктур, которые вносят наиболее существенный вклад в функционирование этого целого, являются высшими формами интеграции свойств личности, в узком смысле слова, создают ее неповторимый индивидуальный облик.
Фактически вопрос стоит о единицах анализа личности или клеточках, из которых строится личность и которые сохраняют свойства целого. В различных психологических концепциях в качестве таких клеточек чаще всего выступают образования, побуждающие человека к активности и задающие направление такой активности: бессознательные влечения, потребности и квазипотребности, мотивы, отношения, диспозиции и установки, направленность. Все авторы, изучавшие личность, подчеркивают, что данные «единицы» объединяются в сложные динамические и, как правило, иерархические системы, которые способны к саморазвитию. Поэтому правильнее с самого начала говорить о системе мотивов, системе отношений и т. д. В некоторых случаях выделяются промежуточные структуры, взаимодействующие и даже конфликтующие между собой (наиболее яркий пример - «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в психоанализе).
Во всех направлениях специальное внимание уделено анализу самосознания и подструктур «Я», выполняющих особую роль в процессах интеграции личности. Ниже мы рассмотрим результаты ряда исследований образующих личности, включая способности и характер, определения которых были даны в п.1.2.
В построении концепции человека применяют такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.
Понятие “черта” относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации.
Понятие “тип” обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения.
Теории личности различаются между собой по виду элементов или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связаны между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.
Теории личности различаются и по тому, насколько структурные элементы представляются организованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему, где одни структурные элементырасполагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов .
В целом, для того, чтобы сформировать совокупность элементов, представляющих собой полноценное образование - личность обратимся к следующим определениям.
1. Индивидуальность - совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
2. Личность - это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.
3. Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
4. Потребность - испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
5. Мотивы - связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
6. Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
7. Темперамент - характеристика индивида со стороны нейродинамических особенностей его психической деятельности.
8. Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой- либо одной или нескольких деятельностей.
9. Характер - совокупность стержневых, пожизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
10. Эмоциональность - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
11. Активность - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
12. Саморегуляция - регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
13. Побуждения - мотивационный компонент характера.
14. Воля - потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
15. Призвание - качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями, и с характером.
16. Стремление - потребность в таких условиях существования и развития, которые могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.
17. Целеустремленность - направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
В психологии выделяют пять способов измерения структуры личности:
1) пространственно-временные ориентации;
2) потребностно-волевые эстетические переживания;
3) содержательные направленности личности;
4) уровни освоения личностью деятельности;
5) формы реализации деятельности.
Развитие индивида, в личность происходит, согласно этой концепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и универсальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью индивидуальные процессы.
Личность - активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, который обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.
Личность формирует свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим).
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал характеризуется степенью активности, особенностями коммуникативных связей, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
Художественный (эстетический) потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.
Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
Факторы первого рода описывают особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие.
Факторы второго рода: доминантность (настойчивость, напористость), конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов.
Факторы третьего рода характеризуют стремление к соблюдению моральных требований (такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность и т.п.).
Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности .

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть личностного подхода в психологии?
2. Какие две сферы выделяются в личности при самой широкой ее интерпретации?
3. Перечислите основные единицы анализа личности. Почему они называются динамическими образованиями?
4. Раскройте суть понятий «тип» и «черта».
5. Перечислите и раскройте основные определения, позволяющие сформировать совокупность элементов, представляющих собой полноценное образование «личность».
6. Перечислите и раскройте пять ведущих способов измерения структуры личности в соответствии с монистической концепцией многомерного развития личности.
7. Исходя из видового строения человеческой деятельности, раскройте основные потенциалы личности.
8. Каковы основные направления исследования личности и ее структуры?
9. Дайте характеристику психологической структуры личности, раскройте ее структурные компоненты.

Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Например, доминирование познавательной потребности приводит к волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

Пушкин – поэт, историк, хорошо рисовал.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

К свойствам характера относят: а) моральные (чуткость, черст­вость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

Психологическая структура личности будет неполной, если из неё исключить процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства влияют на течение процесса. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

На основе психических процессов образуются психические свойства , которые регулирует течение психических процессов. Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения. Характер протекания процессов зависит от функционального уровня активности мозга, то есть от психической активности личности.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое состояние зависит от свойств личности.

У человека инертного типа НС состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.

Личность вступает в многообразные общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит из разных побуждений или мотивов .

Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения : осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез

перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. .. разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

Написать эссе на одну из тем: " Наука -это организованное знание"(Г.Спенсер) "Сбережения составляют самый богатый доход"(И.Стобей") " В

брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность"(И.Кант)

ЛЮБУЮ ОДНУ ИЗ ТЕМ,

ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

Основными составляющими личности являются:

1. темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде;

2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (системы устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развитие этой личности и задающих главные тенденции ее поведение);

3. эмоционально-волевая сфера;

4. когнитивно (сознание и знание человека) - познавательная сфера. Когнитивная психология рассматривает все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект;

5. характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6. способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Структура личности

Структура личности включает в себя следующие стороны , такие как:

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности, которая отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Она включает в себя:

– психические процессы – это явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;

– психические свойства – устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые определяют поведение в деятельности личности (направленность, темперамент, характер и способности);

– психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени;

– психические образования – явления, которые формируются в процессе приобретения человеком опыта (навыки, знания, умения);

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Она включает в себя:

– мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций;

– моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе;

нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей занимать определенное положение среди других людей.

Она включает в себя:

– отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми;

социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей;

социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми;

– социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Факторы формирования


Психические свойства
Психические состояния
Психические образования

8.Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Виды памяти

1. По характеру преобладающей психической активности . В этом случае память делят на:

– двигательную;

– эмоциональную;

– словесно-логическую;

образную , которая в свою очередь бывает:


а) зрительная,

б) слуховая,

в) осязательная

г) обонятельная,

д) вкусовая


2. По наличию цели запомнить:


– непроизвольная,

– произвольная


3. По продолжительности закрепления и сохранения материала:

– кратковременная,

– долговременная,

– оперативная.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами – это виды особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эндемической (яркие образы) памятью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, переводя взгляд с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии.

Словесно-логическая память – наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, словесно-логической. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

В зависимости от целей деятельности память бывает непроизвольной и произвольной

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Любая информация запечатлевается, прежде всего в кратковременной памяти, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин.), после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации; в ней хранится весь наш опыт, все приобретенные значения.

Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти. Всякая мыслительная деятельность состоит из ряда «операций». Допустим, вы хотите умножить 17 на 13. Сначала вы умножаете 17 на 10, получаете 170 и этот результат запоминаете. Затем, умножаете 17 на 3, получаете 51 и этот результат тоже запоминаете. Затем складываете 170 и 51. Ясно, что промежуточные результаты вам надо было помнить только до тех пор, пока не был получен окончательный. Для промежуточных операций и нужна оперативная память.

9.Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

О направленности как структурном элементе личности впервые заговорили отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, другие). Функции направленности личности во многом совпадают с функциями мотивации, так как направленность личности – это совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения и жизнедеятельности.

Человек становится личностью в социокультурной среде, в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми. Личность всегда уникальна, ведь нет двух людей, на которых бы в равной мере и с одинаковой силой влияла среда. Даже близнецы, родившиеся вместе, воспитывавшиеся одинаково, учившиеся в одном классе и так далее, вырастают разными личностями.

Структура личности сложна. У психологов нет единого мнения относительно ее компонентов. Принято считать, что структура личности представляет собой целостное системное образование, являющееся совокупностью социально значимых свойств, качеств, отношений, моделей действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Кроме направленности выделяют такие структурные компоненты личности как:

  • способности
  • темперамент
  • характер
  • мотивация
  • установки
  • способности

Направленность личности – устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступков человека, являющаяся следствием доминирования определенных ведущих мотивов. Это определение направленности, данное советским психологом Л.И. Божович (1908-1981). Есть и иные определения этого понятия. Нередко они противоречат друг другу, но в одном совпадают всегда: направленность личности определяется ее ведущими мотивами.

Формы и структурные компоненты направленности личности

Самое короткое определение направленности личности в психологии звучит так: направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Но мотивы не единственная форма направленности!

Направленность личности проявляется в форме:


При том, что направленность выражается в перечисленных выше многообразных формах, она еще и имеет достаточно сложную структуру.

Структурные компоненты направленности личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, постепенно и поэтапно. Сначала у индивида появляется элементарное влечение, после оно превращается в конкретное желание, желание подкрепляется волей и становится стремлением, стремление преобразовывается в стабильный интерес, который, закрепляясь, превращается в склонность, склонности рождают идеалы, а идеалы – мировоззрение, последний структурный компонент направленности – убеждение.

Итак, структура направленности личности такова:

влечение ⇒ желание ⇒ стремление ⇒ интерес ⇒ склонность ⇒ идеал ⇒ мировоззрение ⇒ убеждение

При этом важно понимать, что каждый последующий элемент структуры включает предыдущий.

Компоненты, из которых складывается направленности личности – не врожденные задатки индивида, а отражение индивидуально преломленного и «впитанного» им общественного сознания.

Направленность личности формируется путем воспитания и образования. В различных формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Поэтому знание направленности личности позволяет определить социальные воззрения субъекта, его образ мыслей, ведущие мотивы, уровень нравственного развития и во многом спрогнозировать его поведение и поступки.

Важным моментом в понимании направленности личности является то, что она достаточно динамична. Составляющие направленности не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются.

4 функции направленности личности

Так как основной формой выражения направленности личности является ее мотивация, представляющая собой совокупность мотивов, то и функции направленности близки мотивационным.

Направляющая функция . Это основная функция. В ней выражается большая часть такого компонента личности как направленность. Направленность, словно указатель или вектор показывает путь, дорогу, направление в котором следует двигаться человеку и объект, к которому нужно стремиться.

Но сложность этой функции заключается в том, что частично она осуществляется бессознательно. Ведь человек осознает далеко не все свои мотивы, потребности, убеждения и прочие внутренние факторы! Даже если скрыто, они все равно продолжают влиять на него. Латентные компоненты направленности проектируются на сознание и поведение человека. Потому, что часть направленности таится в бессознательном, люди могут делать выбор и принимать решения интуитивно, не раздумывая.

Побуждающая функция заключается в вызове активности человека. Спровоцировать, обусловить, вдохновить, побудить человека делать что-либо способны его ведущие мотивы, потребности, цели, идеалы, интересы, мировоззрение и прочие формы направленности. Человек обычно не хочет и его очень трудно заставить делать то, что не совпадает с вектором его направленности.

Регулирующая функция определяет характер поведения и деятельности человека. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов и потребностей. Что важнее и ценнее, к тому человек будет стремиться в первую очередь.

Смыслообразующая функция заключается в сообщении определенного личностного смысла целям, а также способствующим или препятствующим их достижению обстоятельствам. Трудно двигаться куда-либо и к чему-либо без смысла. Направленность личности рождает смыслы, в том числе главный из них – смысл жизни.

О трех видах направленности личности (на себя, на других, на дело) читайте в статье . Также проходите и определяйте свою направленность.