Каким предстает молодое поколение в пьесе гроза. Молодое поколение в драме гроза

мая 02 2014

Пьеса “Гроза” была написана А. Н.Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами. Старый мир “темного царства” представлен в богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. “Помимо их, не спросясь их, выросла другая , с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”, пишет Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”. Представителями молодого поколения в “Грозе” являются , Борис, Тихон, Кудряш и Варвара.

Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров? Умеет ли за себя постоять конторщик Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий “рабствовать” перед хозяином? “Я его не боюсь, а пущай же он меня боится”, хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, “Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований”.

Дочь Кабановой, Варвара, тоже легко приспосабливается к морали “темного царства”. Не желая жить в неволе, терпеть власть матери, она легко становится на путь обмана, который делается для нее привычным. Она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”, - оправдывается девушка. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, учит она Катерину.

Однако Варвара хитрила, пока была возможность, когда же ее стали на замок запирать, убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти Кабанихи. Сын Кабановой, Тихон, от природы простодушен и незлобив. Он по-своему любит и жалеет жену, по мнению Добролюбова, “в нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери”. Этот слабохарактерный настолько измучен бесконечными попреками, наставлениями и нравоучениями своей деспотичной матери, что готов очертя голову удариться в разгул, оставив в отчаянном состоянии жену, не умея и не желая понимать ее мятущейся души.

Но задавленные под гнетом Кабанихи лучшие качества Тихона не погибли окончательно. Смерть жены пробуждает их ото сна. Освободившись наконец от вечного страха и трепета перед матерью, Тихон впервые в жизни осмеливается обвинять ее. “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…” в отчаянии кричит он и в ответ на ее грозный оклик снова повторяет: “Вы ее погубили!

Вы! Вы!” Перед лицом трагедии в нем родилось страшное понимание, что жизнь в “темном царстве” хуже смерти. Бросаясь на труп жены, он кричит в исступлении: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!” Из молодого поколения более всех слаб и жалок Борис, племянник Дикого. По своему характеру он очень похож на Тихона.

“Борис такой же в сущности, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости… но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие”, отмечает критик.

Борис не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Сознавая свое бессилие, он только беспомощно мечется и причитает: “Ах, кабы знали эт. и люди, каково мне прощаться с тобой!.. Эх, кабы сила!” Этот бессильный, слабохарактерный человек становится предметом великой страсти , натуры чистой, возвышенной, поэтической.

Как отличается она от других молодых людей Калинова! Всем им в тягость кабала патриархальных устоев “темного царства”, но они стоят на позиции житейских компромиссов, они научились обходить гнет старших, каждый сообразно своему характеру. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции нравственно высокой выглядит страдающая Катерина. Проснувшееся внезапно чувство любви воспринимается ею как страшный непростительный грех.

Молодая женщина всеми силами противится своей “грешной” страсти, но не находит опоры в этой борьбе: “Точно я стою copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза» . Литературные сочинения!

Тихон, Борис, Кулигин, Катерина - представители молодого поколения в драме А.Н. Островского «Гроза»

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» - говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона – вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» - говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется – уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис – добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они – и Тихон, и Борис – не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина – центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! – говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».

Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего, создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи «стариков» и, таким образом, определяющим, что найдет воплощение в общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с последними представителями старшего поколения. По состоянию молодежи можно определить и состояние всего общества, ведь общественные пороки прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части, коей и является молодежь. И страшнее всего то, что молодое поколение может утратить способность к анализу и оценке реальности и из судьи-преобразователя превратиться в точное отражение старшего поколения - тогда ни о каком развитии общества не может идти и речи. Именно такую ситуацию и показал Островский в драме «Гроза», изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». Дикой называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается способности к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка приспосабливаться и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали. Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: «Нет… своего-то ума. И, значит, живи век чужим». Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а способны лишь жалеть себя. Они не способны совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей «неволи»: «Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Расставаясь с Катериной, он просит Бога, «чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!» Борис и Тихон - марионетки в руках «темного царства», безвольные куклы, неспособные ни на поступок, ни на истинное чувство. Особняком от них стоит Кудряш. На первый взгляд кажется, что Кудряш и есть тот «революционер», способный бросить вызов окружающему миру, но, оказывается, и на нем лежит уродующая печать «темного царства». Кудряш относится к типу людей, приспособившихся к тяжелым условиям жизни, он заключил негласный договор с Диким: Кудряш нужен Дикому, поэтому Дикой ничего не может сделать с Кудряшом. Кудряш удовлетворен таким положением вещей и не задумывается ни над проблемами общества, ни над положением других людей. Его интересы эгоистичны, они лежат в сфере «погулять -побраниться с Диким (то есть еще раз насладиться чувством собственной «неприкосновенности»)», он, может быть, даже способен любить (о чем свидетельствуют его отношения с Варварой), но он не может и не хочет бороться с «темным царством», его деятельность похожа, по определению Писарева, на «беганье белки в колесе». Также и Варвара: она научилась игнорировать брань Кабанихи, научилась лгать. («И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».) Так она приобретает ограниченную свободу действий и следует основному принципу: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». В действиях Варвары нет протеста против порядков «темного царства», она лишь хочет «нагуляться» до свадьбы. И с Кудряшом Варвара убегает не из-за любви к нему (она зевает на свиданье), а скорее от материнской тирании. Такие два типа людей и составляют основу калиновской молодежи. В них нет ничего прогрессивного; приспособившиеся или сломавшиеся, они не осознают даже своего бессилия что-либо изменить в обществе, своей никчемности, не понимают всего ужаса своего положения. Но Островский все же оставляет молодому поколению надежду, показывая тип людей/» которые могут вывести общество из плачевного положения. К этому типу молодежи относится Катерина. Она не ломается под нажимом домостроевских порядков, но и не может приспособиться к ним. («Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».) Катерина открыто протестует против всего того, что ей навязывают, протестует «по зову натуры»; протестует, потому что физически не способна жить в «темном царстве». Но ее протест не находит отклика, поэтому ей остается лишь мечтать о «лучшем мире», а когда гнет «темного царства» становится невыносимым, да к тому же и Борис покидает ее, Катерине ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством. В «темном царстве» нет условий для появления таких людей, как Базаров или Лопухов, да и всякий протест разума будет подавлен, и протестующий либо полностью покорится, либо направит свой ум на поиск «лазеек» в морали общества. Здесь на помощь приходит сама природа, порождая людей типа Катерины. Это единственный тип молодежи, способный выжить и сохранить свои положительные качества неизменными, сохранить способность совершенствовать общество. Их протест бессознателен, он идет из глубин души, но это все же протест. Их сила - в единстве, судьба одиночек - это судьба Катерины. Катерина - исключение, которое должно перерасти в правило, первый «луч света», предвестник нового типа молодежи, который едиными силами своей натуры сможет разрушить «темное царство» и создать новый мир. Пьеса «Гроза» была написана А. Н. Островским в 1859 году, когда все русское общество находилось в состоянии ожидания предстоящих перемен. В стране назревал социальный конфликт между отживающим свой век старым консервативным миром патриархального уклада и рожденными в недрах этого мира молодыми прогрессивными силами. Старый мир «темного царства» представлен в пьесе богатой купчихой Кабановой и купцом Диким. Еще велика их власть над окружающими, но они уже начинают ощущать пробуждедие чего-то нового, чуждого и ненавистного им. «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров», – пишет Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». Представителями молодого поколения в «Грозе» являются Катерина, Борис, Тихон, Кудряш и Варвара. Но все ли они и в какой степени способны дать отпор тиранству самодуров? Умеет ли за себя постоять конторщик Дикого Кудряш, сам слывущий грубияном и не желающий «рабствовать» перед хозяином? «Я его не боюсь, а пущай же он меня боится», – хвастает Кудряш. Но в своем сопротивлении он сам уподобляется Дикому, на грубость отвечает грубостью. Как считает Добролюбов, «Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало Сыть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований».

1. Тихон Кабанов и Борис, племянник Дикого. 2. Иван Кудряш. 3. Катерина и Варвара.

В драме А. Н. Островского "Гроза" действие разворачивается на фоне напряженных взаимоотношений между представителями старшего и младшего поколений. Тиранический гнет Кабанихи и Дикого на близких не ослабевает при виде внешних проявлений покорности.

Как же ведут себя представители молодого поколения, оказавшиеся в сходных условиях? Тихон Иваныч Кабанов - богатый купец. Он получил хорошее наследство от покойного отца, женился. Казалось бы, этот человек вполне может самостоятельно распоряжаться в своем доме. Но не тут-то было!

На деле всем заправляет его мать, а Тихон с обреченным видом выслушивает ее приказания: "Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг". Все сколько-нибудь значимые поступки Тихон совершает по указанию матери: она отдает ему распоряжения относительно предстоящей сыну поездки, по ее желанию Тихон женился. Сам Тихон ощущает себя глубоко несчастным человеком, не способным ничем угодить матери, чтобы она перестала, хоть ненадолго, бранить и поучать его. Вот женился он, чтобы исполнить волю матери, а мать теперь упрекает сына: "С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу".

Однако Тихон и не помышляет о том, чтобы выразить свое негодование по поводу материнской тирании: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" Традиции купеческого быта и собственная бесхарактерность указывают Тихону другой путь: чтобы отвлечься от постылых проблем, он то и дело прикладывается к выпивке. Предстоящая поездка является для Тихона долгожданным и желанным событием: "...

Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" В этой фразе наглядно проявляется инфантильный эгоизм Тихона - его не заботят переживания . Он не умеет и не старается защитить жену от нападок своей матери, наоборот, упрекает ее, что это из-за нее ему достается еще больше. Однако по ходу пьесы становится ясно, что Тихон, несмотря на все свои недостатки, искренне любит свою жену. Он охотно готов простить ей ее грех. Когда Катерина признается в своем проступке, Тихон пытается ее остановить: "Не надо, не надо, не говори! Что ты!

Матушка здесь!" Не столько гнев, сколько сострадание вызывает у Тихона грех жены. Однако Тихон по-прежнему не в силах противостоять давлению матери. Он бы и рад простить Катерину, все забыть и начать новую жизнь, но разве мать позволит ему забыть? "...Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала.

Жаль мне смотреть-то на нее...". Но главная беда заключается в том, что наиболее сильная любовь к жене проявляется у Тихона не в повседневной жизни, когда Катерина нуждалась в защите и опоре, а в роковые мгновения, когда уже ничего нельзя изменить. И даже в отчаянии Тихон не в состоянии пойти наперекор воле матери, запретившей ему идти вытаскивать жену из реки. Лишь увидев мертвую Катерину, Тихон в исступлении твердит: "Маменька, вы ее погубили!" Мы видим, что бесхарактерность Тихона оборачивается трагедией и для него самого, и для его жены, и, собственно говоря, для матери. Что пользы в его послушании, если все идет прахом, и все больше Тихон привыкает заливать горе вином? Борис Григорьевич, возлюбленный Катерины, находится в положении, которое ничуть не завиднее положения ее мужа. Как и Тихон, Борис прекрасно сознает это: "А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе". Как и Тихону, Борису не хватает решимости, чтобы попытаться изменить свою жизнь, хотя последнему это все-таки проще. Понятно, что Тихону трудно спорить с родной матерью, которая его воспитала и которая, несмотря на свое властолюбие, искренне полагает, что печется о благе своих детей. Борис живет у дяди, надеясь когда-нибудь получить долю наследства, завещанного бабушкой, однако и при поверхностном, рассмотрении становится ясно,что шансы на это очень невелики. Слишком зыбко условие, при соблюдении которого наследство может перейти в руки Бориса и его сестры - если они будут почтительны к дяде. Но Дикой - это отнюдь не человек чести. Он вообще с трудом отдает людям заработанное или причитающееся за какой-либо товар. "...Нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?" - метко замечает Кулигин, резонно полагающий, что Борис никогда не получит своего наследства. Казалось бы, уйти да забыть, чем терпеть дядины выходки, вполне соответствующие его фамилии! С одной стороны, Бориса удерживает вроде бы благородное чувство - забота о сестре. Но с другой стороны, если дело безнадежно, стоит ли оставаться практически в рабстве? Полюбив Катерину, Борис тоже не способен что-то решать или предпринимать сам. Их свидание целиком устроено - можно даже сказать подстроено - Варварой. Отношение Бориса к Катерине сходно с отношением к ней Тихона: когда возвращается раньше, чем предполагалось, Борис в первую очередь разочарован тем, что ночные свидания отменяются. О переживаниях Катерины он не задумывается. Но, как и Тихон, Борис ее искренне любит: лишь в минуты прощания он понимает, насколько серьезно восприняла женщина эту любовь, насколько тяжелой стала для нее расплата за грех. Еще один молодой человек в пьесе Островского - Иван Кудряш, конторщик Дикого. На первый взгляд он тоже зависит от купца-самодура, раз служит у него. Но Кудряш легко относится к ругани своего работодателя: "...Он - слово, а я - десять... Нет, уж я перед ним рабствовать не стану". Решительность Кудряша проявляется и в любовных делах: "Я за свою... да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!" По слухам, Кудряш и Варвара убежали вместе, порвали с постылой обстановкой. Оба они оказались более приспособленными к жизни, более предприимчивыми людьми, чем другие представители их поколения в пьесе Островского. Варвара, несмотря на молодость, здраво оценивает людей и их взаимоотношения. Она жалеет Катерину, напрямик говорит о том, что Тихона любить не за что. Догадывается Варвара и о любви Катерины к Борису. Но при всем своем участии к Катерине Варвара не понимает ее переживаний, как и все окружающие. Сестра Тихона - человек действия, рефлексия ей чужда. В соответствии со своими понятиями Варвара готова помогать Катерине - если будет возможность, устроить ей свидание с любимым человеком, что девушка и делает. Варвара понимает, что существовать в лицемерной обстановке родного дома, не прибегая ко лжи, крайне сложно. девушка спокойно воспринимает как необходимость, неотъемлемую часть жизни. Конечно, это не слишком украшает Варвару, но следует понимать, что такой она стала под влиянием обстановки. Что же касается Катерины, ее трагедия в том, что она абсолютно не умеет и не желает приспосабливаться, не может выбрать одну линию поведения и следовать ей. Катерина не сумела безропотно сносить попреки свекрови - ее любовь к Борису, по сути, протест против существования в атмосфере тирании и лицемерия. Однако Катерина не сумела сохранить в тайне свое увлечение (хотя бы от свекрови), не захотела притворяться дома, а когда возможно, по-прежнему бегать на свидания с любимым. По мнению самой Катерины, ее любовь к Б
орису - страшный грех, за который она должна быть наказана. Но, зная это заранее, Катерина не нашла в себе сил противостоять искушению, отдавшись своей любви, она не смогла спокойно принять это как данность. Таким образом, мы видим, что Катерина не в состоянии найти себя в образе жизни, для нее доступном: ни степенная и верная жена, кандидатура в будущие Кабанихи, ни пылкая любовница, днем спокойно внимающая поучениям свекрови - ни один из этих путей не удовлетворяет мятущуюся душу Катерины. Поэтому закономерен исход драмы Островского - если человек не в силах примириться с действительностью, он нередко ищет избавления в смерти.

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Образ молодого поколения в драме А. Н. Островского «Гроза»

1 Апрель 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

В драме "Гроза" молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения, из рассмотрения можно сразу исключить Тихона и Бориса. Они своей пассивностью и бездействием не только не противостоят "темному царству", то есть косному обществу, но и поддерживают его.

А вот Катерина, Варвара и Кудряш действительно свежее молодое поколение, которому непонятен традиционный уклад жизни, которое хочет вырваться к солнцу, к свету. Хорошо Кудряшу: он, хоть и находится в подчинении у Дикого, но чувствует себя свободным человеком. Он наслаждается жизнью, совершенно не обращая внимания на точку зрения старшего поколения. У меня после прочтения первых страниц книги сразу возник в представлении портрет Кудряша: это румяный русый парень, в лихо заломленном картузе, с гармонью в руках, со звонким голосом. Таких часто называют "рубаха-парень". Образ Кудряша - портрет свободного человека, не загнанного ни в какие рамки.

Совсем другое дело Варвара и Катерина. Они живут в доме Кабанихи, как в тюрьме, Им не хватает воздуха. Варвара - человек по натуре легкий» поэтому она быстро и просто находит выход из создавшейся ситуации. Она втайне встречается с Кудряшом и вполне довольна этим. Да, она не испытывает к нему глубоких чувств, но это ей и не нужно. Ее главное стремление - вырваться из дома. Варвара ропщет на самодурство матери, но она слишком хитра и изворотлива, чтобы делать это открыто. Ей ни к чему конфликт в собственном доме. Поэтому Варвара молчит и скрывается до поры до времени. А потом уходит с Кудряшом. Это ее протест. Она не шла на конфликт с матерью, но и мириться со своим положением не собиралась. Неизвестно, что ждет Варвару дальше, какая судьба ей уготована. Но, по крайней мере, что бы ни случилось, эту судьбу она выбрала сама. Во всяком случае, лучше прожить короткую, по яркую и свободную жизнь, чем заживо умирать в доме Кабанихи или в каком-нибудь другом доме, куда ее выдадут замуж.

Варвара со свойственной ей легкостью разрешила ситуацию, вырвалась из тюрьмы. Совсем в ином положении находится Катерина. Главная героиня пьесы показана как полный антипод своей свекрови, Кабанихи. Они - два полюса калиновского мира. Их противостояние - это не просто конфликт двух людей, а столкновение двух поколений, борьба двух миров.

Как ни странно, но у этих женщин есть немало общего: их суровая религия, представление о грехе, которому нет прощения, неумение прощать человеческие слабости, невозможность пойти на компромисс. Но Кабаниха воспринимает жизнь как некий церемониал, она не способна отступить от раз и навсегда заведенного порядка. А Катерине тесно, душно в этих рамках. Несвобода тяготит ее, недаром она мечтает взлететь, как птица. Но трудно взлететь, живя в "темном царстве". Ведь Кабаниха - далеко не единственная в Калинове представительница патриархального мира. Весь город таков. Все живут, подчиняясь однажды установленным законам. Моральные нормы строго соблюдаются. И нет прощения человеку, преступившему их. Оттого и приходится скрываться Катерине с Борисом и Варваре с Кудряшом. Стоит им показать свое свободолюбие, и они станут изгоями. В особенности это касается Катерины, ведь она замужем. Брак в калиновском обществе священен. Никому нет дела, что родители выдают девушек замуж за абсолютно незнакомых людей, что в браке очень часто сосуществуют два чужих человека. Стоит кому-нибудь последовать зову сердца - его тут же осуждают. Катерина, надо отдать ей должное, боролась с собой до конца, она уважала и почитала нормы общественной морали. Тихон практически сам подтолкнул ее к Борису в тот момент, когда она была готова стать верной и любящей женой своего мужа.

Живя в тюрьме - доме Кабанихи, - Катерина не могла смириться со своим положением. В ней уже тогда рождается смутное чувство, о котором она говорит Варе. Она чувствует, что в ней происходит что-то необыкновенное, рождается новое отношение к миру. Это чувство и есть протест против существующей действительности, стремление к свету и к счастью. Увы, любовь не принесла Катерине счастья. Самоубийство стало упреком Катерины обществу, не дающему человеку права на свободу и счастье.

Так молодое поколение в "Грозе" противостоит " темному царству". Каждый действует в соответствии со своим характером. Конечно, пе могут о тдельные поступки и происшествия за короткое время поколебать устои, создававшиеся веками. Но смуту в умах это произвести может. И если хотя бы тот же Тихон после смерти жены сумел, наконец, хоть в чем-то возразить своей матери, значит, Катерина погибла не зря. Значит, "луч света" пробился сквозь тучи и осветил убожество традиционного общественного уклада. И вполне возможно, что кто-нибудь, увидев этот луч, тоже будет протестовать. Именно это и есть залог того, что когда-нибудь свет победит "темное царство".