Николай васильевич диденко. Диденко, николай алексеевич

Оперный певец

Художественный руководитель благотворительной программы для одарённых детей-инвалидов "Белый пароход"

Николай, хочу спросить Вас как певца, что пение дает ребёнку?

Безусловно, для ребенка вокал полезен физически, потому что работают легкие. Так же как и духовые инструменты, которые тоже развивают дыхание.

Могу Вам точно сказать, что не каждое пение развивает ребенка и взрослого. У нас полно на ТВ и радио музыки, которая действует в обратную сторону. Огромное количество певиц и певцов на эстраде, у которых вообще нет голоса, они сипят, поют фальшиво, и дети подражают этому пению. Поэтому не каждое пение полезно. Эти песни не развивают ни вокально, ни умственно.

Если педагоги учат интересным красивым песням - песни Пахмутовой, Чичкова, великие шедевры классики - на этих песнях ребенок развивается, так же как и взрослые.

Я не могу сказать сейчас, что есть в последние несколько лет тенденция к ухудшению образования в этом смысле. Появились известные артисты на оперной сцене, например, Анна Нетребко… Можно по-разному относиться к Баскову, но он много исполнял классических произведений на эстраде, которые популяризировали оперную и классическую музыку, классический вокал. Вот в 90-е годы действительно был полный провал. А сейчас, мне кажется, какой-то интерес молодежи возвращается к серьезному искусству. И интересно, что сейчас много молодежи в концертных залах. Это тоже очень приятно, ведь билеты сейчас не дешевые. Люди находят какие-то средства, чтобы ходить, слушать, приобщаться к искусству живого звука.

Спасибо. Следующий вопрос я хотела задать такой: если ребенок не станет музыкантом или певцом, нужно ли ему знать о Бахе, Моцарте, нужна ли ему классическая музыка?

Думаю, что конечно, нужна. Помимо просто интеллигентности и образованности это дает развитие эстетического вкуса у ребенка. Музыка базируется на эмоциях, контрастах, и если педагог умеет объяснить эту музыку, научить понимать, то это развивает эстетический вкус, но и общий кругозор и все вообще мышление, всего ребенка. Ведь можно целые сказки сочинять под Моцарта. Там есть и злые герои, и добрые, и борьба, и финал. Если педагог умеет это красиво объяснить и умеет правильно преподнести эту музыку, это развивает. На мой взгляд, это категорически необходимо каждому ребёнку.

Спасибо. Вы говорили о своем благотворительном проекте. Можете ли Вы подробнее рассказать, что это за проект, и с какой целью Вы его осуществляете?

Проект «Белый пароход» был создан 6 лет назад на Дальнем Востоке. Попал я туда совершенно случайно, приехал по просьбе московского фонда «Мир искусства» послушать детей из неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями, детей сирот. И отобрать из них самых талантливых для участия в московских проектах. В частности это хор ЮНЕСКО, который дает концерты в Москве и за рубежом. И так получилось, что я познакомился на Дальнем Востоке с Хабаровским благотворительным фондом АРИДИ и вместе пришла мысль создать благотворительный проект. На великой реке Амур курсирует последний теплоход «Василий Поярков», и нам удалось договориться о ежегодной аренде этого теплохода и проведении благотворительного фестиваля каждый август на данном теплоходе.

Мы проводим отборочные туры по всему Дальнему Востоку, в детских домах, музыкальных школах, через Министерство социальной защиты. Ведем поиск детей, у которых есть интерес к музыке. Наличие слуха обязательно, какие-то элементарные навыки должны быть. И приглашаем сильнейших педагогов Москвы, они на этом теплоходе в течение 2-х недель занимаются с этими детьми, мы готовим интересную программу. Там есть и народники и эстрадники, в основном вокалисты. И в конце фестиваля даём гала-концерт. Либо в хабаровском зале, либо в зале Комсомольске-на-Амуре. И на этот концерт мы приглашаем детей, учителей разных школ, и пытаемся объяснить и показать, на какой музыке лучше развивать детей. Также я и другие педагоги даем мастер-классы по Дальнему Востоку, рассказываем педагогам, по какой системе нам преподавали, каким образом сейчас лучше развивать ребенка, развивать его творческое мышление и его вокальные данные. Так что проект довольно широкий, им занимается Академия хорового искусства им. Попова. Педагоги в основном - это педагоги Академии.

Возможно в этом году первого июня получится привезти наших детей с Дальнего Востока, которые участвовали несколько лет в нашей программе, чтобы они пели в Москве вместе с Академией хорового искусства. Таким образом мы стараемся развивать это. Большое количество детей поступило в разные учебные заведения. Ребята, которых мы вели несколько лет, поступили в училища, многие дети после участия в проекте пошли в музыкальные школы и сейчас занимаются музыкой. Пусть это будет для общего развития, но в любом случае интерес к музыке, вокалу проснулся очень большой.

Это замечательно. Я Вам желаю успехов. Наше время - это время технических прорывов, и американский социолог Ричард Флорида говорит: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы прокомментируете такое высказывание?

Я знаком с одной женщиной, она долгое время работала в НАСА, Американском космическом центре. В этом центре сотрудничают космонавты разных стран, они должны как-то между собой общаться. И эта женщина разработала очень быстрый способ выучивания языка. Он основан на научном методе: выучивание языка на нотах с помощью мелодий. Оказывается, что просто так слово запомнить сложно. Гораздо проще запомнить его с каким-нибудь мелодическим рисунком. И таким образом не только элементарные фразы, но и сложные профессиональные термины, если они связаны с какой-то мелодической линией, они учатся в несколько раз быстрее, запоминаются практически с первого раза. Это одно из подтверждений, каким образом музыка может влиять и на науку и на научное развитие.

Что вы хотели бы пожелать родителям, тем, кто будет читать Ваше интервью?

Во-первых, я хорошо понимаю, что музыкальные школы все платные, но я бы порекомендовал всем родителям найти хоть какие-то небольшие деньги на то, чтобы ребенок обучался какому-то инструменту и был все равно рядом с музыкой. Не только потому, что это развивает ребенка. Это занимает свободное время, которое ребенок может в некоторых случаях потратить на какие-то уличные разборки, алкоголь, наркотики и так далее.

Во-вторых, призываю всех слушать музыку, которая развивает. Это может быть и эстрадная музыка, это может быть джаз. Но это должна быть качественная музыка хороших исполнителей, музыкантов с настоящими голосами, по-настоящему профессионально владеющих инструментами. Если это человек, далекий от музыки, как у нас есть один эстрадный певец, который по телевизору гордо сообщал всем, что «я не профессионал, я нот вообще не знаю, но сочиняю» - гордиться здесь особенно нечем. Профессионализм важен везде.

Поэтому не на вот таких людей равняться и слушать их музыку, а действительно профессиональных музыкантов. Я опять же повторяю, что они есть и в эстраде и в любом музыкальном направлении. Поэтому слушайте настоящую качественную музыку, слушайте шедевры классической и эстрадной музыки, развивайтесь и пойте хорошую музыку.

Николай Диденко был регентом детско-юношеского хора Патриаршего подворья и солистом хора Сретенского мужского монастыря. Сейчас это оперный певец с мировым именем. Его бас редкий basso cantante звучит со сцен оперных театров США, Великобритании, Германии, Франции, России, Испании, Дании.

Уже 12 лет подряд лауреат премии Grammy-2017 развивает на Дальнем Востоке благотворительный проект «Белый пароход. Поющие реки России» – учит петь музыкально одаренных детей с инвалидностью, сирот, ребят из неполных, многодетных и малообеспеченных семей и дает им старт в музыкальную карьеру.

«Многим детям музыка продлевала жизнь»

– Николай Алексеевич, когда вы волнуетесь больше: перед выступлением на сцене Венской оперы или Большого театра или же на гала-концерте ваших ребят?

– Единственная ситуация, когда я волнуюсь – если не успел доучить текст (смеется) . Например, мне звонят и просят на следующий день выступить. И приходится быстро учить. Но это бывает очень редко.

Больше всего я нервничаю, когда стою за кулисами и слушаю, как дети исполняют все, что мы с ними выучили. Особенно когда знаю, что иногда это место получается, а иногда нет. Мне даже проще самому выйти и спеть. Два раза наши дети выступали под аккомпанемент Большого симфонического оркестра – впервые со времен СССР. У нас всегда есть слабослышащие дети, владеющие жестовым пением, и однажды песню «Радуйся» Раймонда Паулса весь хор исполнял параллельно и на жестовом языке. И хотя мы оттачивали каждую деталь, очень волновался за ребят. И так всегда.

– Нашла у вас в соцсетях скриншот переписки с мамой Еленой: «“Белый пароход” заменил Елисею медикаментозные курсы лечения, ребенок живет без таблеток! Низкий Вам поклон!» Вы когда-нибудь думали, что будете получать такие письма?

– Я даже больше скажу – мы начали работать ради поддержки таких детей. Некоторых, к сожалению, уже нет в живых. И они жили только музыкой и общением с педагогами Академии хорового искусства, с заслуженным артистом России Александром Покидченко. Мы с ним начинали это дело.

Когда провели первую смену, дети умоляли продолжить. Многие сидели дома с тяжелыми заболеваниями, и «Белый пароход» буквально продлевал им жизнь. Помню девочку Альбину Грачеву, которая, к сожалению, уже ушла. У нее была болезнь Верднига-Гоффмана. Но пела Альбина потрясающе, очень проникновенно. Каждое ее выступление было призывом: «Посмотрите, как я живу, и не жалуйтесь на свои проблемы». И люди выходили в слезах. Таких детей было много, и мы не имели права их предать. Хотя были моменты, когда мы с трудом собирали деньги на очередной фестиваль, и было страшно, так как эти дети только проектом и жили.

Музыкальный благотворительный проект «Белый пароход. Поющие реки России» был создан в Хабаровске в 2005 году. Каждое лето на теплоходе «Василий Поярков» собираются вокально одаренные дети со всего Дальнего Востока и других регионов страны. Все они со сложными судьбами: у кого-то тяжелая болезнь, кто-то из малообеспеченной, многодетной или неполной семьи. Три недели около ста ребят живут на корабле, путешествуют по Амуру, усиленно занимаются вокалом и к концу смены готовят гала-концерт. Многие из них продолжают карьеру в высших музыкальных учебных заведениях России.

Родоначальником проекта был Хабаровский краевой благотворительный фонд активного развития, интеграции детей-инвалидов (ХКБФ АРИДИ), сегодня его организатор Хабаровский краевой благотворительный фонд «Счастливое детство». Художественный руководитель «Белого парохода» оперный певец Николай Диденко. Среди попечителей проекта композитор Александра Пахмутова, дирижер Валерий Гергиев, пианист и концертмейстер Александр Покидченко, поэт Николай Добронравов.

– А до этого вы были знакомы со сферой благотворительности?

– Еще в студенческие годы фонд «Мир искусства» приглашал меня в свои проекты. И тогда я впервые столкнулся и начал общаться с детьми с ограниченными возможностями. Не только пел, конечно, но и физически помогал, например, если было нужно вытащить детей-колясочников из автобуса. Никогда этого не боялся.

И вот в 2005 году Владислав Тетерин из фонда «Мир искусства» попросил меня поехать в Хабаровск и отобрать несколько детей для участия в крупных проектах в Москве. В тот момент я только вернулся со стажировки из Хьюстона, август оказался свободен, и мне было очень интересно после долгого времени на чужбине поехать на Дальний Восток. Россия, Амур, корабль – для меня все было романтично и красиво. К тому же и родился я в Петропавловске, а через 10 дней меня перевезли в Москву. В тот приезд вместе с руководителем фонда «АРИДИ» Ириной Анатольевной Юрьевской мы и придумали эту историю.

Сделали скромненький концерт на пароходе, а после этой смены стали собирать поющих детей со сложными судьбами со всего Дальнего Востока. И вокруг появились совершенно замечательные люди, с которыми мы работали как команда. Но еще меня поразили дети своими талантами. И вдруг я увидел, что эта идея может жить. К тому же опыт работы с детьми тоже уже был и очень пригодился.

– У нас на «Белом пароходе» все обращаются друг к другу на «ты». Даже были комичные ситуации, когда вожатые – девочки по 18-19 лет – встречают детей, и те называют их «Людмила Петровна». А потом приезжает команда достаточно именитых людей и дети бегут обниматься и кричат: «Привет, Саша, Коля, Загит!». И вожатые потом не знают, как себя вести (смеется) . Таким образом, стирается грань, и мы становимся как семья. Вечерами устраиваем посиделки, всегда проводим День Нептуна, кстати, я всегда Нептун – это уже традиция.

Я далеко не приверженец западных систем, но этот подход мне нравится. Это как-то сближает и делает равными, коллегами. Так получилось с самого начала, когда я приехал со стажировки из Америки, и от обращения «Николай Алексеевич» меня совсем передергивало.

Хотя дисциплину я держу железно. Каждому ребенку, который может петь соло, мы стараемся дать сольный номер. И вот за опоздания на репетицию я могу снять номер. Для меня это очень тяжело, конечно, могу потом ночью не спать.

«Чем ближе к Церкви, тем больше искушений»

– Вы ведь руководили детско-юношеским хором Патриаршего подворья?

– Да, мне было 16 лет, я учился в 9-м классе хорового училища, когда отец Сергий Киселев из города Фрязино предложил мне попробовать регентовать детско-юношеским хором. В тот момент у хора не было регента, а я тогда предполагал, что буду дирижером. В детстве точно не мог представить себя оперным певцом, потому что мне жутко не нравилось оперное пение. Для меня хуже этого пения вообще не было ничего. Мне нравилась эстрада, особенно западная, например, Уитни Хьюстон. И только потом любовь к опере началась с Марио Ланца.

Так вот, любой дирижер мечтает о хоре. И это был мой первый опыт. Я тогда первый раз попал в храм, был неверующий, некрещеный, но решил попробовать.

Когда первый раз был регентом на службе, знаете, сколько людей с разных сторон мне подсказывали, что нужно делать в этот момент!

(смеется) . Чуть позже я собрал хорошую команду из своих же друзей из хорового училища. И мы создали очень хороший хор, который на следующий год стал победителем международного православного конкурса-фестиваля в Польше. А еще мы тогда взяли приз зрительских симпатий.

– Без опыта церковной жизни сложно было управлять Патриаршим хором?

– Сначала я воспринимал это как работу. Да и очень интересно было работать с детьми, управлять хором. У меня даже была «звездная болезнь», и мои сверстники в немного жесткой форме отчитывали за это. Когда мне сказали, как я выгляжу со стороны, на эту тему задумался. Слава Богу, переборол. Но это было юношеское. Свалилась и слава, и первые премии.

Еще я работал в театре «Ленком» в постановках «Поминальная молитва», «Юнона и Авось» и «Фигаро». Однажды спектакль «Юнона и Авось» мы повезли в Израиль. В команде был Николай Караченцов, Марк Захаров – для меня это целый период в жизни, без которого я не сложился бы как артист. Каждый день наблюдал за величайшими артистами на земле. Следил за тем, как они играют, общаются с публикой, ведут себя на сцене.

Вообще, оперный артист – это тот же самый драматический артист, только еще с голосом и временными рамками. Если драматический артист может сделать временную паузу или где-то отойти от текста, то в музыке такое невозможно.

Оперный жанр крайне сложен, и нужно добиться в нем того, чтобы и текст был понятен, и людей до мурашек захватывала история, и игра с вокалом были на высоте. Это очень сложно.

Может, благодаря «Ленкому» я и понял, что хочу быть оперным певцом, и потихонечку начал двигаться в эту сторону. Мой брат Олег точно так же, как и я, пришел некрещеный в ту же самую церковь. В 18 лет отец Сергий Киселев нас крестил.

– Крещение как-то помогло вам побороть «звездную болезнь»?

– К сожалению, чем ближе к Церкви, тем больше искушений. Очень важно послушание, и многие люди забывают, что нужно смиренно жить. Дело было не в крещении. Просто в моей жизни есть принципы, которые я никогда не переступаю и живу только по ним.

– Какие?

– Они очень простые (улыбается) . Быть добрым, отзывчивым. Обычные заповеди…

– Мне очень тяжело за границей, это часть моей натуры. Я очень тяжело переношу одиночество, а так получается, что практически вся моя жизнь – это гастроли. Конечно, есть коллеги, но все равно мне хочется поговорить на русском языке. И несмотря на то, что есть скайп, я жутко тоскую по России. Стараюсь и храм какой-то найти, иногда на службы прихожу, могу и попеть где-то. Если нахожусь в Москве, то обязательно иду на службу. Раньше в Сретенский монастырь часто приходил. А самое страшное, когда после проекта сразу едешь за рубеж. Дети, визги, концерт, нервы и потом раз – и уехал. Гостиница, тишина. Как вакуум полный. Хотя, конечно, дети потом пишут, спрашивают, как дела.

«Очень важно замечать мгновения счастья»

– Николай Алексеевич, расскажите о своей семье.

– У нас музыкальная семья. Мой старший брат – Олег Диденко – тоже оперный певец, тоже бас, дирижер. Да, соседям в нашем детстве повезло (смеется) . У меня два сына. Старший, Павел, учится в Академии хорового искусства. Младший, Олег, тоже собирается идти по этим стопам. Мама тоже любит петь.

– А как отец вы строгий?

– Да вы знаете, поступаю по совести. Иногда ребенок провинится, а я чувствую, что надо не обращать на это внимания. А в другом случае, если это какая-то подлость, стараюсь делать так, чтобы ребенок больше так не поступал.

– На ваш взгляд, что важно заложить в ребенке в детстве?

– Меня самого воспитывали на детских сказках. Добро, доброта – это самое главное. Важно, чтобы ребенок был добрым и понимал, что такое отдавать. Образование, конечно, тоже очень важно, и естественно, я хочу, чтобы мои дети получили хорошее музыкальное образование, но самое главное – человеческие качества. Чтобы ребята не могли пройти мимо беды и всегда помогали нуждающимся. Поэтому мои дети всегда приезжают на «Белый пароход», помогают.

– А можете рассказать о человеке, который для вас – пример для подражания?

– Это не один человек. Такие люди могут появляться в жизни совершенно внезапно и так же исчезать. У меня был педагог по фортепиано Владимир Александрович Школяр – воинствующий атеист, но при этом он был человеком, живущим не просто по совести. Он никому не отказал в помощи. Философ, умнейший человек, писал книги по методике преподавания фортепиано, по которым сейчас занимаются многие музыкальные школы. И это был человек невероятной честности и души, удивительный, потрясающе добрый. Для него Ленин с марксизмом и ленинизмом были очень важны, но мы на это как-то закрывали глаза.

Я встречал архиепископа, который был настолько скромным и считающим себя недостойным, что никому не давал целовать руку и все время ее убирал. Конечно, есть церковные каноны, это уже другое… Однажды мы всем хором были у этого архиепископа в гостях. И когда начали мыть посуду, он нас «выгнал», сказал отойти и больше слышать ничего не хотел. Ему было 80 с лишним лет, всю посуду он мыл сам.

Еще один пример – у нас на «Белом пароходе» была девочка Маша Кравцова, необыкновенной доброты. С мамой проходят мимо бездомного человека, а Маша говорит: «Мама, он замерзает, давай его заберем».

И они его домой ведут. Маши тоже уже нет с нами.

Вот эти люди все время появляются в жизни, просто их нужно видеть.

Николай Диденко. Фото: Мария Моченова

– Ваши дети очень часто поют песни со словами «радуйся», «дарите радость людям», «мы верим в жизнь». Что для вас значит это понятие – радость?

– Всегда должно быть много позитива. Наверное, я безнадежный оптимист. Вся моя жизнь полна радостных моментов, и они происходят каждый день. Что-то хорошее случилось, и меня переполняет счастье в данный момент. Вообще очень важно замечать мгновения счастья. Я знаю много людей, у которых, что бы ни произошло, все плохо. Вообще не понимаю, как так можно жить.

– А сегодня что вас порадовало?

– Недавно меня познакомили с одной хорошей женщиной из Санкт-Петербурга, и мы разговаривали насчет спонсирования нашего проекта. Она уже перевела нам определенную сумму на питание детей, я написал ей «Спасибо!», и вот как раз сегодня утром она ответила, что если нужно – возьмет кредит, но дети голодными не останутся. Вот такое у меня утро. Каждый год происходит какое-то чудо, и наш проект получается. Хотя, конечно, мы все понимаем…

– С одной стороны, у вас насыщенная гастрольная жизнь, сцены лучших оперных театров. А с другой – вы берете отпуск и три недели в Хабаровске работаете с особенными ребятами, наряжаетесь Нептуном на детском празднике. И эти две части вашей жизни кажутся очень разными. Как вы их совмещаете?

– Первые годы очень тяжело комбинировалось. Это были две абсолютно разные жизни. Одна закончилась – гастрольная, и началась новая. А сейчас все перемешалось. За границей я могу встречать детей с «Белого парохода». Одна девочка с корабля оказалась в Париже, когда у меня был концерт в Парижской филармонии. Во «ВКонтакте» или в «Инстаграме» я увидел, что она выставила фото на фоне Эйфелевой башни, написал ей, пригласил с семьей на концерт. В Америке, в Портленде, тоже видел свою ученицу. К тому же сейчас даже во время контрактов приходится заниматься организационными делами по «Белому пароходу», поэтому две эти жизни потихонечку слились в одну.

– Вы говорили, что две девочки скончались, ушла и соруководитель проекта Ирина Анатольевна Юрьевская. Можете рассказать о своем отношении к смерти?

– Очень тяжело, конечно, все это переживать. У Маши был очень тяжелый порок сердца, мы даже специально делали серию концертов, чтобы собрать ей деньги на операцию. Собрали, но не успели передать – девочка скончалась. Это было ужасно… А с братом Маши мы очень дружим, ее мама – волонтер проекта. В тот тяжелый период старались их поддерживать.

– А как вы их поддерживали?

– Помню, я отправил им письмо, а содержание было таким: эти дети появляются на свет заведомо больными, чтобы изменить что-то вокруг себя, как ангелы. И эти две девочки – Альбина и Маша… Вокруг них люди становились другими, все старались помочь, с ними все дружили. И когда они ушли, было ощущение, что они выполнили свою миссию, ради которой появились на земле. И понимание этого поддерживало и родителей, и всех нас. Эти девочки приехали, научили нас немножко, как жить надо, и спокойно ушли. И сейчас смотрят на нас и говорят: «Да, получилось!»

Чем дальше, тем отношение к смерти становится проще. Я осознаю, что, когда человек уходит, мы прежде всего себя жалеем, потому что не увидим его больше.

Может быть, для некоторых людей уход к Богу лучше, чем мучения на земле…

Я очень часто летаю, и бывают плохие мысли. Несколько моих коллег из Александровского ансамбля разбились в самолете. Тоже задумываешься… И перед каждым полетом хочется все сделать так, чтобы само собой двигалось без моего участия.

Николай Диденко. Фото: Мария Моченова

«Даже если нечего отдавать, все равно нужно… отдавать»

– Как участие в благотворительности изменило ваше отношение к жизни, детям?

– Когда работал только для себя, чувствовал какую-то пустоту. Да, я востребованный артист, но духовных эмоций не испытывал. И вот с этим проектом все стало на свои места. Сейчас это уже неотъемлемая часть жизни, без которой жить совсем не смогу. Это детище. Это целая школа с вокальными традициями.

– На ваш взгляд, в чем предназначение человека на земле?

– Я думаю, что человек должен прожить жизнь так, чтобы о нем говорили только хорошее. Чтобы он сумел что-то создать. Если это педагог русского языка, то он должен быть таким, чтобы все вспоминали его как самого доброго и лучшего из всех, кого только знали.

Каждый должен найти свою нишу, в чем он наиболее талантлив, и это может быть что угодно. Даже если этот человек просто слесарь, зато он делает свою работу так, что люди потом благодарят. Если это так, то та высокая цель, к которой мы стремимся, достигнута. А это и есть по заповедям. Все надо исполнять по совести, честно, вкладывая душу. Ну и созидать, конечно.

Многие люди уезжают из нашей страны и потом говорят, как у нас все плохо. А ты что-то сделал, чтобы у нас получше было? Я считаю, что нужно что-то сделать здесь, и это могут быть какие-то небольшие вещи. Допустим, преподавание – созидание молодого поколения – это вкладывание себя в будущее. А глобальная цель человека – оставить после себя потомство, за которое было бы не стыдно.

Николай Диденко. Фото: Мария Моченова

– Вы нашли свою нишу?

– Безусловно. Если бы меня спросили, хотел ли что-то изменить, я бы сказал «нет». Хотя, конечно, есть и недопонимание окружающих. Даже некоторые близкие люди говорят: «Ты сначала стань народным артистом, а потом занимайся благотворительностью». А я стараюсь вложить все в образование детей, помогаю тем, кто хочет развиваться в музыке и дальше. У нас в хоровом училище сейчас занимаются человек 20-30 с «Белого парохода». Одна девушка учится в Венской академии, другая – в Портленде.

Я пытался первое время объяснить, что нельзя жить только для себя и иногда надо что-то отдавать. Но многие считают, что нужно отдавать только тогда, когда есть что отдавать. А я думаю, что даже если нечего, то все равно нужно (смеется) . Отдавать – это «наркотик», в хорошем смысле. Надо только попробовать.

– А народным артистом хотите стать?

– Нет, сейчас народный артист – это далеко не статус и не комплимент. Некоторые артисты после двух лет карьеры и нескольких удачно снятых видеороликов получают звание народных артистов. А есть артисты, которых знает вся страна, а они только заслуженные. Поэтому если в советское время этот статус народного артиста имел огромную ценность, то сейчас ее нет.

Николай Диденко. Фото: Мария Моченова

– А здесь, в Академии хорового искусства вы часто бываете?

– Да, конечно, поддерживаю связь. Мы с братом в училище с шести лет, все детство провели здесь. С 9 утра до позднего вечера сидели и занимались. Московское хоровое училище им. Свешникова базируется на традициях Синодального училища, и здесь работали многие педагоги из царской России. А мой главный учитель – создатель Академии хорового искусства, выдающийся дирижер Виктор Сергеевич Попов. В студенческие годы нам с братом повезло попасть в мужской хор, который Виктор Сергеевич создал из выпускников и некоторых студентов академии. Мы гастролировали по разным странам, объездили всю Европу и Америку.

Знаете, страшнее всего выступать на этой сцене – здесь сидят педагоги, которые знают меня почти с рождения. И если что-то не так, то сразу скажут: «О, кажется, теряет голос…» или «Так-так-так, разжирел!» (смеется) . Это же свои. Семья. Здесь всегда так.

СССР Россия Россия

Никола́й Алексе́евич Диде́нко (род. 1 марта , Москва , РСФСР , СССР) - российский оперный певец, бас. Обладатель редкого basso cantante - лирического «певучего» баса .

Биография

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в Москве .

В 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище им. А. В. Свешникова . В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки . С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В.Попова , в 2003 году там же окончил аспирантуру (класс профессора Дмитрия Вдовина ).

Выступал с хором мальчиков московского хорового училища им.Свешникова под управлением Виктора Попова . В конце 90-х работал как хоровой дирижер, регент, и вместе с детско-юношеским хором Патриаршего подворья неоднократно завоевывал первые места на хоровых фестивалях духовной музыки. Годы спустя Николай неоднократно поднимался на одну сцену вместе со знаменитыми хоровыми капеллами в качестве солиста - в частности, с хором Сретенского мужского монастыря.

Семья

  • Брат - Диденко, Олег Алексеевич (13.01.1975) - оперный певец, бас, солист театра «Новая опера».

Творчество

С 2002 по 2003 год - ведущий солист театра «Новая Опера », исполнял партии в операх «Евгений Онегин» (Князь Гремин), «Моцарт и Сальери» (Сальери), исполнял «Реквием» Дж. Верди .

С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт» (Англия).

В разные годы он сотрудничал с Хьюстонской Гранд Опера , Вашингтонской национальной оперой , Кельнской оперой , Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж), Театром Лисеу (Барселона), Опера Бильбао и другими всемирно известными оперными театрами .

С марта 2013 года Николай Диденко - приглашённый солист Большого театра .

Исполнил партии в операх «Моцарт и Сальери», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Севильский Цирюльник», «Волшебная Флейта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Троянцы», «Милосердие Тита», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Богема», «Сомнамбула», «Капулетти и Монтекки», «Аида», «Норма», «Турок в Италии», «Фальстаф», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Жуан», «Борис Годунов» и др., участвовал в концертах, исполняя Маленькую Торжественную мессу и «Стабат Матер» Россини; «Антиформалистический раёк», 13 и 14 симфонии Шостаковича, 8 симфонию Малера, Реквием и мессы Моцарта, «Стабат Матер» Дворжака, Реквием Верди и др. под управлением дирижёров Антонелло Аллеманди , Патрика Саммерса , Эдоардо Мюллера, Энрике Маццоола, Нелло Санти, Марко Армильято, Владимира Федосеева , Владимира Спивакова , Рудольфа Баршая , Михаила Плетнёва , Геннадия Рождественского, Василия Синайского, Александра Анисимова и др.

Участвовал в оперных постановках и концертах со знаменитыми певцами современности: Рамоном Варгас , Рене Флеминг , Николаем Гяуровым , Миреллой Френи , Эдитой Груберовой , Федерикой Фон-Штаде, Владимиром Галузиным , Марией Гулегиной , Джун Андерсон, Брин Терфелем , Матти Салминеном , Массимо Джордано, Лорой Клейкомб и др.

Благотворительная деятельность

С 2005 года Николай Диденко является художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход. Поющие реки России», направленной на творческое развитие и реабилитацию музыкально одарённых детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Программа была создана председателем правления благотворительного фонда ХКБФ "АРИДИ" (Хабаровский край) Ириной Юрьевской и Николаем Диденко на базе единственного на Амуре пассажирского теплохода "Василий Поярков". С годами при участии и поддержке Академии хорового искусства им. В.С.Попова приобрела всероссийский размах.

За годы существования «Белого парохода» его воспитанники и выпускники получают музыкальное образование в таких ведущих учебных заведениях России как Хоровое училище им. Свешникова , Академия хорового искусства им. В.Попова, ГМУЭДИ, РАМ им. Гнесиных и др., принимали участие в престижных детских и юношеских конкурсах, участвовали в Дельфийских играх , в детском Евровидении , и, главное, обрели новые семьи, опекунов и получили возможность изменить свою прежнюю жизнь . С 2011 года с проектом сотрудничают композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов .

Напишите отзыв о статье "Диденко, Николай Алексеевич"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Диденко, Николай Алексеевич

– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.

Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью - правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке .

Николай Васильевич Диденко

Материал из Товики - томской вики

Николай Васильевич Диденко - чиновник, работал на руководящих должностях в администрации Томска и Новосибирска, ныне чиновник администрации ЗАТО Северск .

В 1991 году окончил Томский инженерно-строительный институт, в 1997 году - Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ.

Трудовую деятельность начал в 1977 году, работал каменщиком, бригадиром, мастером, начальником отдела, руководителем строительных организаций Черкасской и Томской областей.

В 1982 году переехал в Томск. С 1983 по 1986 год – мастер, начальник отдела, заместитель начальника Томского монтажного управления «Сибсантехмонтаж».

С 1986 по 1987 год – начальник ремонтно-строительного управления производственного объединения «Томскводоканал».

С 1987 по 1993 год – главный инженер, начальник ЖКХ «Томскстрой».

С 1993 по 1996 год – директор государственного муниципального предприятия «Жилремэксплуатация».

С октября 1996 по март 1998 года – глава администрации Ленинского района города Томска. С 1998 по 2000 год – глава объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов.

С июня 2000 года - первый заместитель мэра города Томска.

Депутат Томской городской Думы (1997–2001). C декабря 2001 года до сентября 2002 года - депутат Думы Томской области . В 2002–2004 годах снова работает первым заместителем мэра города Томска.

С июля 2004 года – начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Чтобы возглавить одно из ключевых подразделений администрации города, Николаю Диденко пришлось выиграть конкурс, сразу после подведения итогов которого он подал в отставку с поста первого заместителя мэра Томска и переехал в Новосибирск.

В сентябре 2007 года назначен заместителем мэра г.Новосибирска по вопросам информационной политики мэрии, организационно-кадровой работы, а также взаимодействия с городским и областным советами депутатов, с общественными организациями города.

В апреле 2009 года назначен заместителем мэра - начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска.

С апреля 2012 года - первый заместитель Главы Администрации ЗАТО Северск .

Cо 2 февраля 2013 года после отставки главы администрации Игоря Волкова временно исполнял его обязанности.

Есть сыновья Сергей (1981 г.р.) и Алексей (1983 г.р.). Младший сын пошел по стопам отца, став в 2007 году депутатом Томской областной думы. С 2011 года депутат Госдумы России, верный соратник скандально известного Владимира Жириновского.

Встреча с большим талантом всегда оставляет в душе неизгладимый след. Любители вокального искусства, собравшиеся 15 ноября в Доме учёных, наверняка, ещё долго будут вспоминать концерт замечательного вокалиста, обладателя уникального голоса (певучего баса) Николая Диденко. Накануне концерта артист дал интервью «ГС».

Справка «ГС»

Николай Диденко родился 1 марта 1976 года в Москве, в 1982 году начал учиться в Московском хоровом училище им. А. В. Свешникова. В том же году поступил в музыкальную школу им. В. В. Стасова по классу скрипки. С 1996 года продолжил образование в Академии хорового искусства им. В. Попова, в 2003 году там же окончил аспирантуру. 2002 по 2003 год – ведущий солист театра «Новая Опера». С 2003 – 2005 – солист-стажёр Хьюстонской Гранд Опера. С 2004 года Николая Диденко представляет крупнейшее международное агентство «Асконас Холт» (Англия). В разные годы он сотрудничал с Хьюстонской Гранд Опера, Вашингтонской национальной оперой, Кельнской оперой, Датской Королевской оперой, Нью-Йорк Сити Опера, Опера Бастилия (Париж), Театром Лисеу (Барселона), Опера Бильбао и другими всемирно известными оперными театрами. С марта 2013 года Николай Диденко – приглашённый солист Большого театра. С 2005 года Николай Диденко является художественным руководителем благотворительной программы «Белый пароход. Поющие реки России», направленной на творческое развитие и реабилитацию музыкально одарённых детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из социально неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

– Николай, сегодня Вы известный артист, Вас рады видеть у себя самые известные театральные площадки мира. Ваш брат Олег Диденко тоже знаменитый оперный певец. От кого вы унаследовали музыкальные способности?

– Голоса нам достались от мамы и бабушки. Армянская линия нашей семьи всегда была поющая. Когда нам с братом было по 5 – 6 лет, мама привела нас в хоровое училище, где работала её знакомая. С этого всё и началось.

– Известно, что в музыкальной школе Вы учились по классу скрипки. Инструмент тоже мама выбрала?

– Нет, с выбором инструмента была забавная история. Скрипка нам внешне больше всех остальных инструментов понравилась. «Она самая красивая, на ней и будем учиться», – сказали мы. Об этом выборе я ни разу не пожалел. Поскольку инструмент требует очень точного интонирования, любой ребёнок, который занимается скрипкой, идёт семимильными шагами к развитию идеального слуха.

– Проект «Белый пароход», художественным руководителем которого Вы являетесь, приобрёл широкую известность. Когда впервые Вы стали заниматься с детьми?

– Если говорить о первых шагах, то надо вспомнить начало 90-х. В 16 лет я случайно попал в церковный коллектив, где мне предложили освоить профессию регента. Так я стал регентом церковно-приходского хора усадьбы Свиблово, сотрудничал с хором Сретенского монастыря, очень известным в России и за её пределами творческим коллективом. А в усадьбе сейчас располагается хоровая школа, где в 90-х я приобрёл первый опыт занятия с детьми. Всего за год работы появились первые результаты. Коллектив стал выезжать на конкурсы, где мы всегда брали первые места.

– В 16 – 17 лет личность человека ещё не сформирована до конца. Не было ли в то время симптомов «звёздной болезни» – Вам выпала доля руководителя, к тому же успешного в столь юном возрасте?

– Пришлось пережить и это. Но я вырос в московском хоровом училище, а это настоящее братство. Ребята и мой родной брат быстро поставили на место. Друзья всегда откровенно и честно говорили, если возникали какие-то проблемы.

– Сейчас, когда школьные годы давно позади, какие у Вас отношения с братом? Вы оба оперные певцы. Есть ли конкуренция между вами?

– С братом мы очень дружим, хотя в детстве мне доставалось как младшему. Он работает больше в Москве, я за границей. Фактически в творчестве мы не пересекаемся. Но давно уже есть мечта сделать концерт на двоих, спеть дуэты. Мы разного плана артисты: у него очень здорово получается русский репертуар, у меня – западный. И голос: у него более глубокий бас, у меня – более светлый.

– Вы много гастролируете за границей. Из всех театров мира, где приходилось выступать, какой для Вас наиболее комфортный?

– Поскольку я два года провёл в Хьюстоне, мне близок этот театр. Houston Grand Opera, Хьюстонская Гранд Опера – потрясающий театр, шикарная акустика. Я там получил огромную школу, спел 12 постановок, вырос как профессионал, потому что работал рядом с величайшими музыкантами, дирижёрами и солистами. Там очень удобно петь. Отлично слышишь свой голос. Из российских – родной остаётся Новая опера. С весны 2013 года я начал сотрудничать с Большим театром, как приглашённый артист. Атмосфера для работы там была очень комфортной. Коллектив, оркестр, хор – всё на высочайшем уровне, приглашали хорошего дирижёра, сильный состав солистов. Поэтому постановка «Сомнамбула», в которой я участвовал, на мой взгляд, нисколько не уступает самым лучшим западным постановкам.

– Наша публика сильно отличается от зарубежной?

Разные страны по-разному реагируют на выступления артистов. Скажем, если итальянцам что-то не понравится, они выйдут и «закидают помидорами». У нашей публики есть культура. Даже если приходит певец, который вообще не может ничего спеть, ему всё равно хлопают, поддерживают. Где-то из жалости. Были случаи, когда приезжали великие певцы 20-го века в почтенном возрасте, которым уже сложно петь. Однажды великий в прошлом итальянский певец, выступая в России на концерте, посреди дуэта показал, что петь больше не может и покинул сцену. Публика взорвалась, стала аплодировать, помня старые заслуги артиста. В Италии бы люди жутко оскорбились, ещё и деньги назад потребовали бы. А вот немцы, наоборот, очень спокойные и любят всё, что бы им не предложили.

Перед русской публикой выступать сколь приятно, столь и ответственно. Когда поёшь русский репертуар на западе, зритель не понимает тонкости слова. Даже когда мы работаем «глаза в глаза», это не доводит «до мурашек», как бывает с нашей публикой. Опять же в разных городах по-разному. Есть программы, которые всегда идут «на ура», например, романсы. Есть более сложные программы, заставляющие публику думать, многим городам они кажутся скучными.

– Когда певцу интереснее выступать – в сопровождении оркестра или в более камерном варианте, как это было в Сарове?

– Зависит от музыки, которую исполняешь. Работать с оркестром, безусловно, интереснее. Однако всегда есть свои нюансы – в таком выступлении практически всё зависит от дирижёра, от того, насколько он чувствует солиста, прислушивается к его пожеланиям петь более «пиано», или «форте». Мне посчастливилось сотрудничать как с величайшими дирижерами современности, так и с потрясающими концертмейстерами, и в каждом таком проекте находить свои интересные и запоминающиеся мгновения.

По моим наблюдеиям, саровская публика немного отличается от среднестатистической российской. Собравшиеся в зале Дома учёных зрители с восторгом принимали каждый номер великолепного артиста. А когда певец переходил на пияно, казалось, что публика переставала дышать…

К сожалению, газетный формат не позволил нам вместить на одну полосу всё, о чём мы говорили с Николаем Диденко. В следующем номере читайте продолжение интервью с большим артистом, где речь пойдёт об уникальном проекте «Белый пароход. Поющие реки России». О вдохновителях и юных мужественных талантливых участниках этого проекта.

Беседовала Анна Шиченкова