Памятник древнерусской литературы что. «Памятники древнерусской литературы

Можно ли сегодня представить жизнь, в которой нет книг, газет, журналов, блокнотов для записей? Современный человек так привык к тому, что все важное и требующее упорядочивания, следует записывать, что без этого знания были бы не систематизированы, отрывочны. Но этому предшествовал очень непростой период, растянувшийся на тысячелетия. Литература представляла собой хроники, летописи и жития святых. Художественные произведения стали писать намного позже.

Когда возникла древнерусская литература

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.

Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.

Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV — XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI — конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, — «Повесть временных лет» 1068 года. Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Какое произведение мы называем памятником древнерусской литературы?

«Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа.

Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий. Они отражают непосредственное восприятие автором исторических событий. Такие источники впервые возникают еще в княжеский период. Это воспоминания Нестора-летописца, например.

В XV веке наступает период расцвета летописания, когда сосуществуют объемные летописи и короткие летописцы, повествующие о деятельности одного княжеского рода. Возникают два параллельных направления: точка зрения официальная и оппозиционная (церковь и княжеские описания).

Здесь следует сказать о проблеме фальсификации исторических источников или создании никогда раньше не существовавших документов, внесения поправок в подлинные документы. Для этого вырабатывались целые системы методов. В XVIII веке интерес к исторической науке был всеобщим. Это повлекло появление большого количества фальсификата, представляемого в эпической форме и выдаваемого за оригинал. В России возникает целая индустрия по фальсификации древних источников. Сгоревшие или утраченные летописи, например «Слово», мы изучаем по сохранившимся копиям. Так были выполнены копии Мусиным-Пушкиным, А. Бардиным, А. Суракадзевым. Среди наиболее загадочных источников числится «Велесова книга», найденная в имении Задонских в виде деревянных дощечек с нацарапанным на них текстом.

Древнерусская литература XI – XIV веков – это не только поучения, но и переписывание с болгарских оригиналов или перевод с греческого огромного количества литературы. Проделанная масштабная работа позволила древнерусским книжникам за два века познакомиться с основными жанрами и литературными памятниками Византии.

5. Памятники древнерусской литературы Памятники древнерусской литературы 6. Живые свидетельства о прошлом Живые свидетельства о прошлом 1. Древнерусская летописная книга Древнерусская летописная книга 2. Первые русские библиотеки Первые русские библиотеки 3. Книга – свидетель истории Книга – свидетель истории 4. Как сохранилась «Повесть временных лет»?Как сохранилась «Повесть временных лет»? План Тесты


Древнерусская рукописная книга Рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад гг. Остромирово Евангелие




Затем книги стали писать и на Руси. В «Повести временных лет» говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они множество книг. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи


Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад г. Апостол Ивана Федорова и Петра Мстиславца




Многие древние рукописные книги погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам в последующие столетия. Очень много старинных книг утрачено уже в нынешнем столетии. Оборона Рязани от монголо-татарских полчищ хана Батыя в декабре 1237 г.



От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Книга свидетель истории гг. Остромирово Евангелие


Всего от XI–XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергаменте. Миниатюра из Мирославова Евангелия гг.Изборник Святослава


Остромилово Евангелие, запись диакона Григория в конце книги На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги.


Книга, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.


Нестор не был первым по времени летописцем Древней Руси. Но он был первым, кто составил столь подробное и стройное повествование о древнейшей русской истории. Расселение восточных славян во второй половине 9 века Как сохранилась «Повесть временных лет»?


Первым летописью Древней Руси был Киевский летописный свод годов. Позднее, в годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме Святой Софии по повелению князя Ярослава Мудрого. Первоначальный вид Софийского собора в Киеве 1034 г. (реконструкция) Ярослав Мудрый


Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево- Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет". Киево-Печерская обитель в XII--XIII веках. Графическая карта-реконструкция


Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Великий князь Святополк II Изяславович Преподобный Нестор Летописец


Рукопись «Повести временных лет», начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась, как и почти все списки рукописных летописей XI–XIII веков. «Асколд же и Дир ростеста в граде сем... и начаста княжити...». Миниатюра Радзивилловской летописи


Но из Киева летопись Нестора через переписывание стала распространяться по другим городам Руси, где по желанию князей или по благословению епископов русское летописание продолжалось. Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра Радзивилловской летописи




В 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича. Великий князь Мстислав I Церковь Спаса Преображения в Переславле-Залесском


Только Новгородская летопись сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича годов. Древний план Новгородского кремля


В 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранил нам Ипатьевский летописный свод. Приход Владимира Мономаха на княжение




Солнечное затмение 1236 г. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377 г.




В те далекие времена летопись, переписанная монахом Лаврентием, наверное, не была явлением исключительным. Подобные летописи велись и в других больших древнерусских городах. Но у рукописи монаха Лаврентия оказалось особое предназначение. Именно она сохранилась до наших дней, тогда как другие летописные своды того времени не сохранились. Страница из Лаврентьевской летописи








Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но потомки спустя какое-то время оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда был создан этот памятник. Сказание «О письменах» черноризца Храбра, список 1348 г.


К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. «Сказание о Мамаевом побоище». Список XVII века








Вопрос: C каким событием связано появление рукописных книг на Руси? 4. Со строительством собора Святой Софии в Киеве. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. С крещением Руси святым князем Владимиром. 3. С созданием азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием. 1. С началом работы первой государственной типографии по напечатанию книг.


Вопрос: В каком году святыми Кириллом и Мефодием была создана азбука? г. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ г г г.


Вопрос: Ученые достоверно установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Сколько рукописей и их фрагментов сохранилось до нашего времени от XI-XIII веков? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. около 100 рукописей 2. около 500 рукописей и фрагментов рукописей


Вопрос: В виде чего дошла до нас «Повесть временных лет»? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. В виде списка во Владимирском летописном своде 1305 года. 4. В виде списка в составе летописного свода 1377 года, который переписал монах Лаврентий. 1. В виде рукописи, написанной преподобным Нестором-летописцем в 1113 году. 2. В виде списка, который переписал монах Сильвестр в 1116 году.


Вопрос: Где находится сохранившийся список «Повести временных лет»? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. В Новосибирске, в Государственной публичной научно-технической библиотеке. 1. В С.-Петербурге, в Государственной Национальной Библиотеке. 2. В Москве, в Государственной Российской Библиотеке.


Вопрос: Какие из приведенных ниже объектов являются письменными историческими источниками? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 3. страница из «Сказания о Мамаевом побоище» 2. шапка Мономаха 1. страница из «Радзивиловской летописи» 4. деревянная посуда 5. оружие воина-золотоордынца


Вопрос: Какие из приведенных ниже объектов являются вещественными историческими источниками? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 5. шапка Мономаха 3. оружие воина-золотоордынца 4. страница из «Радзивиловской летописи» 2. деревянная посуда 1. страница из «Сказания о Мамаевом побоище»


Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России


П оявление древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением первого русского государства – Киевской Руси, созданием славянской азбуки и языка в 863 году и принятием Русью христианства в 988. Эти исторические события оказали определяющее влияние на формирование идеологических потребностей и духовных запросов древнерусского общества, которые и выразились в литературе.
Дошедшие до нас первые памятники ДРЛ – Остромирово Евангелие (1056-1057гг.), изборники и патерики – свидетельствуют, что ранняя древнерусская литература выполняла прежде всего церковно-служебную, правово-деловую и просветительскую функции. Художественная составляющая не носила определяющего характера, её значение росло по мере становления литературы как компонента духовной жизни. В процессе выполнения утилитарных, прикладных задач и удовлетворения соответствующих потребностей в обществе начинают складываться художественные интересы и возникают стилевые запросы. Человек начинает осознавать свое духовное начало и культурное предназначение: быть творцом, создающим миры и стирающим грань между субъектом и объектом – идеальным, воображаемым и реальным бытием (а где это более возможно, если не в искусстве, не в художественном творчестве, в том числе и литературном?).
Уже в 30–е гг. в Киевской Руси работают многочисленные писцы, которые переписывают и переводят греческие книги на старославянский язык («словеньское письмо»). А во второй половине XI-XII веков древнерусская литература (а именно, киевская – общий источник русской, украинской и белорусской литератур) переживает настоящий расцвет. В этот период создаётся множество оригинальных произведений. Но определяющее влияние на последующий литературный процесс оказала повесть «Повесть временных лет» – выдающийся исторический литературный памятник второй половины X1-X11 вв., дошедший до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них – Лаврентьевская, Ипатьевская и Первая Новгородская летописи (Х1V в.).
«Повесть» рассказывает о формировании государства, как был основан Киев, о создании славянской азбуки, путешествии (хождении) апостола Андрея по Русской земле, о взятии князем Олегом Царьграда и его смерти, о княжении Игоря и мести Ольги за его смерть, о военных походах Святослава, о крещении Владимира, о завещании Ярослава Мудрого сыновьям, а также о многих других событиях, отражающих историческую судьбу нашей Родины от V–V1 веков до начала Х11 века – начала периода феодальной раздробленности, что повлекло за собой формирование областных литератур . Практически все областные летописные своды содержат «Повесть временных лет», дополненную историей городов, где они были созданы. И хотя летописцы последующих времен стилистически перерабатывали, редактировали и интерпретировали древние тексты, произведения более позднего времени так или иначе продолжают сюжетные линии и основные темы «Повести» - патриотическую и христианско-нравоучительную темы.
Сюжеты «Повести» вдохновляли поэтов XV111–X1X вв.: Сумарокова – на создание трагедий «Синав и Трувор» и «Хорев», Княжнина (автора драмы «Вадим Новгородский»), Рылеева, размышлявшего о русский истории в поэтических «Думах», и, конечно, А.С. Пушкина, прославившего «преданьe старины глубокой» в «Песне о вещем Олеге».
В литературе Киевской Руси сформировались основные темы и жанры ДРЛ: предание, сказание, военные и нравоучительные повести, житие, хождение, а также торжественные слова, проповеди и поучения.
Уже на раннем этапе ДРЛ определяется её характер и тематической направленность, выраженная в патриотизме и христианском дидактизме - об этом свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и другие произведения X1-X11 вв.
В памятники киевской литературы XI-XII вв. присутствуют и поэтический вымысел, и поэтизация реальных исторических событий, и аллегоризм, и образная выразительность речей героев – всё это свидетельство присутствия художественного компонента уже на раннем этапе нашей литературы

На последующих этапах ДРЛ все вышеперечисленные жанры продолжали функционировать и развиваться. Их взаимовлияние, а также взаимодействие с фольклором и литературами других стран, рождало новые жанровые разновидности. Многие произведения достаточно трудно уложить в прокрустово ложе какого-либо жанра – элементы и жития, и военной, и нравоучительной повести могут присутствовать в одном и том же произведении древнерусской литературы.
Естественно, ни в одном лекционном курсе или учебнике по истории культуры, литературы, искусства не может быть обойдено вниманием «Слово о полку Игореве» – памятник киево-черниговской литературы, созданный анонимным автором между 1185-1187 гг. (т.е. в период феодальной раздробленности русского государства). Но именно по причине огромного количества информации об этом произведении, я в своих лекциях скажу только о некоторых аспектах «Слова» – художественном и историософском (которые, впрочем, неразделимы).
Автор «Слова» неизвестен, повествование ведется от лица сказителя Баяна, имя которого стало нарицательным и являет собой собирательный образ поэтов-песенников. Памятник дошел до нас в 2–х редакциях: в составе Лаврентьевской и Игнатьевской летописи. Автором последней был или непосредственный участник событий, или один из приближенных князя Игоря – человек, по–видимому, образованный и хорошо знакомый с утной народной традицией и творчеством. По мнению выдающигося историка, исследователя древнерусской культуры, Б.А.Рыбакова, «Слово» представляет собой и поэтический памятник, и историческое исследование, и политический трактат, т.е. повествование имеет сложную многоуровневую структуру. В «Слове о полку Игореве» через художественное, поэтическое выражено историософское содержание, что также обусловило сложную повествовательную структуру этого произведения.
Стиль «Слова» вобрал в себя опыт книжной культуры и фольклорные традиции своего народа – это общие черты, характерные для средневековых эпосов. В библиотеке всемирной литературы «Слово о полку Игореве» занимает почетное место в одном ряду с «Песнью о Роланде», «Песнью о нибелунгах», «Песнью о моём Сиде», «Витязем в барсовой шкуре» и другими ранними произведениями, оказавшими влияние не только на литературный процесс, но и на культуру в целом.
«Слово о полку Игореве» вдохновляло Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других русских писателей и поэтов, обращавшихся к сюжету и поэтическим образам бессмертного памятника. Композитор Х1Х века Бородин написал оперу «Князь Игорь» – шедевр мирового оперного искусства.

В Х11 – первой половине Х111 в. Киев утрачивает свои политические и культурные позиции. Выдвигаются новые культурные центры: Новгород, Смоленск, Чернигов, Галич, Владимир.
В Новгороде, в конце Х11 – нач. Х111в., создается первоеагиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского, получает распространение жанр хождений: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник», «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами).
В Смоленске работают летописцы-книжники: Ефрем, написавший «Житие Авраамия Смоленского» и Климент Смолятич, прославившейся своим посланием священнику Фоме («Послание, написано митрополитом рускым, Фоме прозвитеру»), составленное в форме вопросов и ответов по поводу толкования псалтыри, спорят собеседники и о Платоне с Аристотелем.
Широкое распространение получают также торжественное «слова» Кирилла Туровского (8 «слов»: на двунадесятые праздники и на воскресные дни первого круга недель церковного года, включенные в сборники «Златоуст» и «Торжественники»). «Слова» Кирилла Туровского четко композиционно организованы и содержат три части: вступление, изложение и заключение. Метафоричность, образные сравнения и аллегории позволяют автору органично соединять свои «слова» с церковными песнопениями и живописью, передавать чувства душевного волнения и восторга, переносить действие далекого прошлого в настоящее, отчего торжественные проповеди приобретают характер то победной песни, то лирического стихотворения. Перу Кирилла Туровского также принадлежат: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и мнишьстве», «Сказание о черноризском чине», 30 молитв и 2 канона.
Из литературных памятников южной и юго-западной Руси (Чернигов, Владимир Волынский, Галич, Переяславль Южный, Холм) до нашего времени дошла Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевской летописи), состоящая из 2–х частей: Галицкой летописи, повествующей событиях 1205-1264гг., и Волынской, охватывающая период с 1264 по1292 год.
Галицкая летопись носит более светский характер – её характеризует стиль дружинного эпоса и книжная риторика, в повествовании практически отсутствуют религиозно–моралистическая дидактика и выдержки из священного писания. В части, посвященной князьям, поэтика летописи тяготеет к жанру похвалы. Похвалы князьям Галицким – Даниилу и Роману – содержат ряд образных сравнений, придающих стилю летописи яркость, выразительность и поэтичность («Устремил бо ся бяше на поганыя, яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше, яко и крокодил, и прехожаше землю их, яко и орёл...»).
В Галицкой летописи подробно рассказывается о взятии Киева Батыем, о мужестве защитников Киева, которое восхищало даже врагов.
Волынская летопись повествует княжению Владимира Васильковича и, в отличие от Галицкой, написана в традиционным церковно-книжном стиле.
На северо-востоке Руси среди политических и культурных центров Х11-Х111вв. выдвигается столица Суздальской земли – Владимир. Выдающимися памятниками владимиро–суздальской литературы являются «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
В «Слове», адресованном Ярославу Владимировичу – князю Новгородскому, Даниил Заточник поднимает важные социальные проблемы, обращаясь к образам мудрого и справедливого князя и простого человека (хотя и дворянина, но не вельможи, боярина или правителя).
Большое внимание Даниил уделяет важнейшему социальному институту – семье. Семейное счастье, по его мнению, полностью зависит от женщины. Даниил Заточник обличает «злых жен» и в них видит источник всяческих пороков (в том числе и мужских), бед и несчастий.
Тема мудрости, как необходимого правителю качества, продолжена и усилена в «Молении», в котором панегирическое прославление князя подчеркивается цитатами из «Песни песней Соломона. В «Молении» очевидно осуждение боярства и монашества, продолжает, хотя и в меньшей степени, продолжает обличать Даниил и злых жен, сосредоточившись на старых и злонравных («злообразных»).
..... «Слово» и «Моление» наполнены философско-нравственным содержанием, что позволяет отнести их к дидактической публицистике.

Большое значение в культурной жизни Руси имел Киево-Печерский монастырь, из стен которого вышли знаменитые деятели христианского просвещения – Леонтий и Исая Ростовские, митрополит Илларион, Новгородские епископы Герман и Нифонт, Ефрем Суздальский. Эти и другие имена (всего 50) перечисляет Епископ Суздаля Симон, переписка которого с монахом Киево–Печерского монастыря Поликарпом сотавила основу Киево-Печерского патерика – памятника, который начал формироваться в первой половине Х111 века. Первая редакция патерика содержала также «Сказание о святых черноризцах печерских» Симона и одиннадцать рассказов Поликарпа о подвигах тридцати монахов. Впоследствии, к 1406 году, эти сказания и рассказы епископ тверской Арсений дополнил «Житием Феодосия Печерского» Нестора, «Скзанием о черноризцах печорских», входящим в «Повесть временных лет» от 1074г. Эта редакция патерика вошла в историю под названием Арсеньевской, а в 1460 и 1462 году под руководством игумена Кассиана были созданы более полные редакции, получившие название «Патерик Печерский».
Одна из важнейших тем ДРЛ – татаро-монгольское нашествие. Ей посвящены «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слова» Серапиона Владимирского, «Слово о погибели русской земли» и др. памятники Х111в., дошедшие до нас преимущественно в списках ХV–ХV1 вв., а также произведения московской литературы (конца Х111–ХV вв.): «Летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть о взятии от царя Тохтомыша»; создавались произведения, повествующие о битвах с монголами и в ХV1–ХV11 вв.
В московской литературе конца Х1V – нач. ХV века получает развитие риторико–панегирический стиль, что особенно очевидно в агиографической литературе этого периода. Возрождение традиций торжественных слов Кирилла Туровского прослеживаются в «Житии Петра митрополита Киприана», «Слове о житии преставлении Дмитрия Ивановича», в произведениях Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского») и Пахомия Логофета («Сказание о Михаиле Черниговском», «Житие Сергия Радонежского» – переработанное «житие» Епифания). Жития превращаются в торжественные слова – панегирики русским святым. Переживает изменения и композиция жития: становится обязательным небольшое вступление, центральная биографическая часть сводится к минимуму, приобретают характер вставных произведений «плач» по умершему святому и, особенно, «похвала» ему, которой и отводится главное место в структуре повествования.
Таким образом, в московской литературе утверждается эмоционально-экспрессивный стиль. Через агиографию он проникает и в другие жанры, в историческом повествовании и публицистике все большую роль играет художественная составляющая – аллегорическое описание чувств и художественный вымысел
С Х1V в. все большее политическое значение приобретала Москва, но крупным политическим и культурным центром Руси оставался Новгород, поднимались также Псков и Тверь, развивались литературы этих городов и соответствующих областей.
Одним из популярнейших сюжетов средневековой литературы – борьба праведника с бесом. Этот сюжет присутствовал и в более ранних памятниках ДРЛ, например, уже в первых редакциях Киево–печерского патерика, но в них доминировал мотив мученического преодоления бесовского искушения. В памятнике же новгородской литературы ХV века присутствуют элементы авантюрного повествования, народной сказки, ирония и юмор – таким образом, традиционное для церковной литературы, нравоучитильное содержание обретает черты светского литературного произведения.
Среди других памятников новгородской литературы конца Х1V в. – «Повесть о новгородском белом клобуке», в которой рассказывается о разделении церкви на католическую и православную. Событие это – историческое, объяснение жe ему – вымысел, миф, сказочная легенда, сюжетная линия которой завершаются в Новгородской земле, куда, после путешествия из Рима в Иерусалим, в конце концов попадает священный белый клобук (высокий монашеский головной убор), символизирующий Православие. «Повесть о новгородском белом клобуке» отражает важнейшую идеологическую проблему – взаимоотношения церкви и светской государственной власти, однозначно решая её в пользу «священства», а не «царства», – носит провиденциалистский характер и свидетельствует о претензиях Новгорода не только быть «вольным городом», но и на роль «третьего Рима», которым стала Москва.
Эта повесть была очень популярна и распространялась не менее чем в 250 списках ХV–X1X вв.
..... Высокоразвитая книжная культура Новгорода позволила в ХV1 в. начать Макарию Новгородскому работу над собранием и объединением всех святых книг, «которые в Русской земле обретаются» в «Великие Четьи–Минеи», которая была продолжена и завершена в Москве в 1554 г. Этому знаменательному событию предшествовал тяжелый период борьбы с татаро–монгольским игом, завершившийся в 1460 г., противостояния церковных группировок (), в результате которой утвердилась идея превосходства «священства» над «царством», что на тот момент способствовало укреплению Руси как централизованного государства. Христианская вера и единая церковь идейно объединяли народ. Центр духовный, т.е. церковь, утвердился в Москве. Это способствовало политическому утверждению Москвы, её экономическому росту и укреплению военного могущества. Что касается литературы – областные объединяются в общерусскую, идеологически закрепляющую объединение русских земель вокруг Москвы.
С историческим периодом централизованного русского государства и формирующийся русской нации (конца ХV–XV11 вв.) связана деятельность религиозных подвижников, писателей–публицистов, поэтов и философов: Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Ермолая Прегрешного, Ивана Пересветова, Андрея Курбского, Зиновия Отенского, Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и многих других.
..... Памятники литературы этого времени – «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть о Иверской царице Динаре», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, «Сказание о Магомете Салтане» и др. – свидетельствуют о ломке традиционной жанровой структуры ДРЛ, в первую очередь, об эволюции агиографической литературы и жанров исторического повествования. И хотя их тематика осталась традиционной, выражающей черты русской народности и характера – стойкость, мужество, героизм, терпение, волю к победе, ответственность за судьбу Отечества – в литературу все более проникает эмоционально-экспрессивный стиль, очевиден интерес к мирским (вплоть до бытовых) сюжетам, к миру чувств; повествование становится все более увлекательным – историческая документальность уступает место занимательности и вымыслу. Уже при Иване 111 (еще более при Иване Грозном и в Смутное время) литература, как и культура в целом, становится все более открытой для Европы, влияние которой очевидно особенно в ХV1–ХV11 вв., когда утверждается барочный стиль, а также появляются новые лиро-поэтические жанры и драматургия.

2.1 Русская письменность и литература, образование школ.

Письменность в Древней Руси возникла за долго до христианства и поэтому появление письменности не могло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом и Мефодием (около 815-885 г). Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, “глаголить” - говорить. Позднее элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку - кириллицу. Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, некоторые сохранившиеся говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Но не только книжники на Руси обладали грамотой. К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже малая доля сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Самым древним считается Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи. Составлялись различные “Изборники”, в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Особенности литературы Древней Руси было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей. Интересно “Поучение” Владимира Мономаха, обращенное к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходит к описанию собственной жизни как образца для подражания. В “Поучении” говориться, что с 13 лет Владимир трудился, бывал в походах, всего перечислено 69 походов. Главное место в “Поучении” отводится моральным качествам правителя, он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.

В результате расширения экономических и политических связей Древней Руси с Западом и Востоком в древнерусской литературе возникает жанр - описание путешествий. В древнерусской литературе существовал жанр записок путешественника, например “Житие и хождение Данила, руськыя земли игумена”. Автор описывает природу Палестины, устои и обычаи Иерусалима, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои думы о земли русской. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина XV век первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью.

После Куликовской битвы 1380 г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап - жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя - против неравенства по рождению.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотеи, переписчики формировались в школах, которые открывались при церквях, а позднее при монастырях. Cуществовали не только школы для мальчиков, но была и школа для девиц в Киеве при Андреевском монастыре, где девиц обучали письму и женским ремеслам. С древних времён школы на Руси были духовными - для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.

Христианская литература знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера.

2.2. Летописание и исторические повести.

Источником познания нашей истории является - летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись - погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков.

Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. Благодаря историкам Шахматову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.

Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести “Поучение детям” Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Иларионом, который писал его под именем Никона.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - “Повести временных лет”. Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком - отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был. В “Повести временных лет” рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.

Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь - это один из европейских народов. Используя предыдущие своды, летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре, купцы, посадники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор все это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Именно Нестору “Повести временных лет” обязана своим широким историческим кругозором. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ - не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.

Издалека ведёт свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою “Повесть” поучения, записи устных рассказов, документы, договора, притчи и жития.

Летописное повествование Нестора отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы - меняются и оценки. Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие - на борьбе с враждебными племенами, третьи - на военных походах и деяниях князей.

Но ведущей темой большинства летописей становится идея единства Руси.

В “Повести временных лет” можно выделить два типа повествования - погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.

Русь распалась на множество княжеств и у каждого появились свои летописные своды. В каждом из них отражались особенности истории своего края, и писалось только о своих князьях. “Повести временных лет” являлось частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию русского летописания. “Повести временных лет” определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русачам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. .

“Повесть временных лет”, написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения.

Умирая Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям хранить единство Русской земли. В “Повести временных лет” от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям с просьбой прекратить междоусобицы, “то ещё большее зло встанет среди нас, и начнёт брат брата убивать, и погибнет” земля Русская, и враги наши половцы, придя, захватят землю русскую.

Той же теме - обличению княжеского несогласия посвящено и “Слова о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчица. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар. .

“Слово”- это памятник литературы. Поэма не только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа, не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.

“Слово” написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году.

Игорь, Всеволод, Святослав - все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор “Слова” любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. Автор “Слова” мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит. Надо было быть очень смелым человеком, чтобы выступать так. В требовательном обращении автора к русским князьям есть что-то предвещающее властное обращения к царям Пушкина, Радищева, Лермонтова, Рылеева и других русских писателей нового времени. Русские писатели осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом.

Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней.

Но как бы ни заслуживал осуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием-затмнением солнца. Действие “Слова” разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор “Слова” находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в “словах” и “плачах” (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).

Созданное произведение “не затерялось, - по выражению Орлова, - на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово” было живым явлением русской литературы.

Мы не знаем, кто написал “Слова” но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество. Это произведение составляет славу литературы.

Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет нас читателей “Слова”. Наполняет горем наше сердце при описании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силы и смелости воинов. Вот почему значение “Слова” так возросло в наше время, вот почему оно находит отклик в сердцах всех людей.

После всего сказанного попытаюсь сделать некоторые выводы развития русской литературы XI- XIII века.

Благодаря переписке и переводов Русь узнала многие жанры, библейские и богослужебные книги. На Руси стали известны памятники византийской хронографии, естественнонаучной литературы. В первые века русская литература не только училась, но и творила новые культурные и исторические ценности. В XI - XII веке на Руси появляются свои образцы торжественных слов и церковных поучений, свои жития, хроники и летописи. “Повести временных лет” самобытна и по форме, и по характеру, и по стилю. К началу XIII века древнерусская литература стала зрелой, в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения. В активе русской литературы были такие известные сейчас как “Поучение” Владимира Мономаха, и “Слова о полку Игореве”, “Повести временных лет”.

Глава 3. Мир древнерусской литературы.

“Всякая литература создаёт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества”, - пишет академик Д.С. Лихачёв. Характеризуя литературу Древней Руси, он пишет: “Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе”.

Литература была средством познания мироустройства и средством воспитания человеческого духа. Древнерусский писатель не признавал вымысла. Даже повествуя о чудесах или далёких диковинных землях и населявших их фантастических существах, он был уверен, что пишет о действительно существовавшем. Древнерусскому писателю казалось, что он в совершенстве знает его историю. Писатель предполагал, что величайшие события уже в прошлом: в прошлом рождение, жизнь, смерть и воскресение Христа, в прошлом времена деятелей богословов.

Если поддержать эту точку зрения, то может показаться, что литература обречена на повторение. Ошибочно также думать о неграмотности литературы Древней Руси. Но это не так. Грамотность в Древней Руси было распространена гораздо шире, чем предполагали до сих пор, до находок берестяных грамот. О грамотности нам говорят и сохранившиеся древнерусские книги. До нас дошли лишь ничтожные остатки от книжного богатства Древней Руси. Большая часть книг погибла. Огромный урон был нанесён книгам во время московского пожара 1812 года. Вспомним пожар в котором сгорели собрания А.И. Мусина-Пушкина, владельца списка “Слова о полку Игореве”. И тем не менее в библиотеках и архивах хранится несколько десяток сотен рукописных книг. Уже это свидетельствует о высоком уровне книжной культуры.

Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением “Поучения” Владимира Мономаха, “Слова о полку Игореве”, за исключением “Моления Даниила Заточника”, весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.

Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает “Русский хронограф”, составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от “сотворения мира” до 1453 г. - года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна “Хронографическая Александрия” - это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их “История разрушения Трои”. Эти произведения также входили в “Русский хронограф”.

Кроме исторической литературы существовал еще и жанр - жития святых. Жития служили как бы ещё одним видом историографической литературы, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении которых, читатель убеждён, что всё описанное - происходило в действительности. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: “Житие Евстафия-Плакиды”, основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.

В заключении делаю вывод где скажу лишь о том, что: древнерусская литература была разнообразна по жанровому составу и богата памятниками, их число составляет десятки тысяч названий. Произведения отвечали самым различным запросам читателей: удовлетворяли интерес к философским и богословским вопросам, к истории далёких времён и разных народов.

Очень жаль, что нам известно слишком мало древнерусских писателей. И хотя мы произносим имена Илариона, Нестора, Кирилла Туровского, Епифания Премудрого, Ермолая Еразма, Симеона Полоцкого, Аввакума, перечень древнерусских писателей действительно очень мал. Но есть и такие произведения как: “Слова о полку Игореве”, “Сказания о Мамаевом побоище”, “Казанской истории”, где авторов мы не знаем совсем. Анонимность памятников - это традиция древнерусской литературы, с ней нужно нам смириться.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников - писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

Заключение.

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.

Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Летопись - внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды.

Древнерусская литература - это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой.

Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI - XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси - это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Правда, не всегда должным образом относимся к культуре Древней Руси. Но я думаю, что развитие русской литературы X - XIIIвв должно вестись в интересах современности. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

Литература.

Быстрова А. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие М.: ЮКЭА, 2000г. 686с.

Водорезов Н. История древней русской литературы. Учебник для студентов. М.: Просвещение, 1972г. 383с.

Гриненко Г. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998г. 669с.

Дмитриев Л., Лихачёв Д. История русской литературы Х -Х11 веков. - М.: Просвещение, 1980г. 461с.

Емохонова Л. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1994г. 448с.

Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. Учебник для вузов. М.: “Nota bene”, 1998г. 536с.

Кондалов И. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,1997г. 687с.

Мячин А. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече 2000г. 624с.

Смелкова З. Литература как вид искусства. М.: Флинте, Наука, 1997г. 280с.

Творогов О. Древнерусская литература и её роль. Ленинград, 1985г. 126с.

Шаталов С. Литература вид искусства. М.: Знание, 1981г. 160с.

Тема: «Социология девиантности и преступности».

Выполнил работу: Иргит Шенне Александровна

    Введение

    1. Причины и типы девиантного поведения

    2. Преступность: различные подходы её изучения

    3. Социология права и правоохранительных органов

    Заключение

    Список литературы

Введение

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.

Цель работы исследование социологии девиантности и преступности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть причины и типы девиантного поведения;

Рассмотреть различные подходы к изучению преступности;

Рассмотреть социологию права и правоохранительных органов.

Предметом данной контрольной работы является изучение темы социологии девиантности и преступности.

Объектом является совокупность фактов и факторов, характеризующих социологию девиантности и преступности.

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.