Проект (подготовительная группа) на тему: Проект " Мудрые сказы П.П.Бажова". Конспект НОД по бисероплетению

Надежда Шарифьянова

роект «Сказы Бажова »

Актуальность проекта . Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором) ; полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом) . А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» , «Медной горы Хозяйка» , «Каменный цветок» и т. д.

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 5» , г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» , г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка» ;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка» ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» ;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова . Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова . Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта . Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок» , Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П . П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П . П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Творческий проект «Сказы Бажова»

Цель: прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге.

Задачи:

Познакомить с творчеством Павла Петровича Бажова.

Пробудить у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения.

Формировать потребность в постоянном чтении книги;

Расширять кругозор детей через чтение сказок Павла Петровича Бажова;

Обеспечивать развитие речи дошкольников и активно формировать речевые умения.

Продолжительность: 1 неделя.

Актуальность: В век электроники и компьютеризации потерялся интерес к чтению книги. Большую часть времени дети проводят за компьютером и телевизором. Дети с трудом называют знакомые книги, не могут объяснить, чем они ему нравятся, чем запомнились. Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен. На интуитивном уровне различают сказки, рассказ, стихи, не могут объяснить из особенностей. Дети невыразительно рассказывают сказки и рассказы, затрудняются в обсуждении книг, не проявляют интереса и инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературных произведений. При анализе вышеперечисленных проблем, вижу необходимость приобщения детей к художественной литературе через русские народные сказки и реализацию проекта «В гостях у Павла Петровича Бажова», в работу которого приобщить детей и их родителей.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Алгоритм:

Дни недели, Содержание

11.11.2015г. Беседа «В гостях у Павла Петровича Бажова» (биография), Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце», аппликация по сказке

12.11.2015 г. Чтение сказки малахитовая шкатулка, рисование «Малахитовая шкатулка»

13.11.2015г. Просмотр сказок «Серебряное копытце», Малахитовая шкатулка»

16.11.2015 г. Лепка «Малахитовые бусы»

Имя: Павел Бажов (Pavek Bazhov)

Возраст: 71 год

Деятельность: прозаик, фольклорист, журналист, публицист

Семейное положение: был женат

Павел Бажов: биография

Биографы Павла Петровича Бажова поговаривают, что у этого писателя была счастливая судьба. Великий сказатель прожил долгую и умиротворенную жизнь, насыщенную событиями. Все политические перевороты мастер пера воспринимал относительно спокойно и в те смутные времена умудрился добиться признания и славы. На протяжении многих лет Бажов занимался любимым делом - старался сделать быль сказкой.


Его произведения до сих пор пользуются популярностью у молодежи и старшего поколения. Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский мультфильм «Серебряное копытце» или не читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» и «Дорогое имячко».

Детство и юность

Павел Петрович Бажов родился 15 (27 по новому стилю) января 1879 года. Будущий писатель рос и воспитывался в среднестатистической семье. Его отец Петр Бажов (изначально фамилия писалась через букву «е»), выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области. Позже Бажовы переехали в поселок Полевской. Родитель писателя зарабатывал на хлеб тяжелым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков. Петр был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле, но начальники мужчину не жаловали, поэтому Бажов-старший сменил не одно рабочее место.


Дело в том, что глава семейства любил пригубить горячительного напитка и нередко уходил в запои. Но не эта вредная привычка становилась камнем преткновения между руководителями и подчиненным: подвыпивший Бажов не умел держать язык за зубами, поэтому критиковал рабочую верхушку в пух и прах. Позже «разговорчивого» Петра, которого по этой причине прозвали Сверлом, брали обратно, потому что такие профессионалы ценятся на вес золота. Правда, заводское начальство не сразу снисходило до прощения, Бажову приходилось вымаливать рабочее место в течение долгого времени. В моменты раздумий кормчих семейство Бажовых оставалось без средств к существованию, спасали случайные заработки главы семейства и поделки его супруги Августы Стефановны (Осинцевой).


Мать писателя происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки и создавала прочие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в темное время суток, у женщины сильно испортилось зрение. Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.


Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Бажов вспоминал, что благодаря сумел получить достойное образование. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьезно.


Позже его школьный учитель рассказывал об ученике другу-ветеринару как об одаренном ребенке из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путевку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование. Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком.


Но денег на дальнейшее образование не хватило. Петр Бажов умер от болезни печени, приходилось довольствоваться пенсией Августы Стефановны. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.


У девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех. Стоит сказать, что Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.


До 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения советской власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью. В 1918 году мастер слова вступил в коммунистическую партию Советского Союза.

Литература

Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков - каменные квартиры в несколько этажей. В культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Хозяйка медной горы"

Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко («Стаканчик») – сторож Василий Хмелинин – обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Огневушка-поскакушка"

Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Это отличие уральских сказов от сказок Хмелинин подчеркивал особенно. Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. В числе слушателей состоял и Павел Петрович, который впитывал удивительно-волшебные истории Хмелинина словно губка.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Серебряное копытце"

С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников.


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Голубая змейка"

Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Бажов знал о паспортизации, однако ее не проводил. Также мастер пера придерживался принципа: герои его произведений – выходцы из России или Урала (даже если эти предположения противоречили фактам, литератор отвергал все, что было не в пользу его родины).


Иллюстрация к книге Павла Бажова "Малахитовая шкатулка"

В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина. Но, по слухам, однажды Бажов признался, что не переписывал свои рассказы с чужих уст, а сочинял их.

Личная жизнь

Известно, что на протяжении долгого времени Павел Петрович не был вовлечен в отношения с женщинами. Писатель не был обделен вниманием милых дам, но в то же время не был и донжуаном: Бажов не окунался с головой в мимолетные страсти и романы, а вел аскетичную холостяцкую жизнь. Почему до 30 лет Бажов оставался одиноким, объяснить сложно. Литератор увлекался работой и не хотел распыляться на проходящих мимо барышень, а также верил в искреннюю любовь. Впрочем, так оно и случилось: 32-летний фольклорист предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием.


Это оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей (в семье родилось семеро, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней): Ольгу, Елену, Алексея и Ариадну. Современники вспоминают, что в доме царил уют и не происходило случаев, чтобы супругов обременяли бытовые или иные разногласия. От Бажова нельзя было услышать имени Валя или Валентина, потому что Павел Петрович называл возлюбленную ласковыми прозвищами: Валянушка или Валестеночка. Писатель не любил опаздывать, но, даже уходя на собрание в спешке, возвращался на порог, если забывал поцеловать на прощание горячо любимую жену.


Павел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. Но, как и у любого другого смертного, в жизни писателя бывали как безоблачные, так и горестные дни. Бажову пришлось пережить страшное горе – смерть ребенка. Юный Алексей погиб из-за несчастного случая на заводе. Также известно, что Павел Петрович хоть и был занятым человеком, но всегда выделял время на разговоры с детьми. Примечательно, что с отпрысками отец общался как со взрослыми людьми, давал право голоса и выслушивал их мнения.

«Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», – говорила Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери».

Смерть

Незадолго до смерти Павел Петрович перестал писать и начал читать лекции, которые укрепляли дух народа во время Великой Отечественной войны.


Великий писатель скончался зимой 1950 года. Могила творца расположена на холме (центральная аллея) в Екатеринбурге на Ивановском кладбище.

Библиография

  • 1924 - «Уральские были»
  • 1926 - «За советскую правду»;
  • 1937 - «Формирование на ходу»
  • 1939 - «Зелёная кобылка»
  • 1939 - «Малахитовая шкатулка»
  • 1942 - «Ключ-камень»
  • 1943 - «Сказы о немцах»
  • 1949 - «Дальнее – близкое»

Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова.

Задачи:

Создать условия для реализации проекта.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

Мы решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Гипотеза:

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут иметь представление о творчестве П.П.Бажова.Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи

Реализация проекта:

I этап - подготовительный :

- подобрать материала о П.П.Бажове;

- провести анкетирование родителей;

- рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

- провести экскурсию в библиотеку;

- провести беседу «Что мы знаем о П.Бажове».

- изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

- - моделирование (аппликация) малахитовой шкатулки.

- изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки»,

III этап – заключительный:

- оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

- создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

    Коммуникация

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»;

заучивание стихов о сказах П.Бажова;

экскурсия в библиотеку.

Чтение :

Сказы:«Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка»,«Синюшкин колодец».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

    Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг П.П.Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3.Художественное творчество

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Аппликация:

«Малахитовая шкатулка».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

    Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»

    Анкетирование родителей

Анализ:

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»

-в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

-произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

-выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

-отмечается рост творческой активности детей;

-отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации

-через сказы великого Бажовадети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

- дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

- дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Литература:

    З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».

    «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.

    Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

Цель: показать многоцветные грани П.П.Бажова, являющегося неиссякаемым волшебным ларцом, наполненным всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

  1. Создать творческую атмосферу для получения коллективного продукта деятельности.
  2. Способствовать поддержанию интереса и желания заниматься изучением личности П.П.Бажова и его творчеством.
  3. Воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Занятия курса “Литература Урала” призваны познакомить нас с поэтами, писателями, сказителями Уральской земли, которые помогают приоткрыть тайны нашего края, взглянуть на окружающее другими глазами, приобщиться к культуре нашего края, почувствовать его величие.

Родной Урал славен не только своей удивительной природой, богатыми кладовыми, редчайшими рудами и самоцветными камнями, но главное богатство уральской земли – это люди, прославившие родной край своим трудом, высокими результатами своей деятельности. Таким человеком, гордостью Уральской земли, является П.П.Бажов (в центре доски находится портрет П.П.Бажова с вопросом “Кто Вы, Павел Петрович Бажов?”). Для реализации литературного проекта “Кто Вы, Павел Петрович Бажов?” вами была предложена работа в творческих группах:

1 группа – “В кругу семьи”,

2 группа – “П.П. Бажов – депутат”,

3 группа – “П.П.Бажов – журналист”,

Слово предоставляется 1 творческой группе.

Мы поставили перед собой задачу рассказать о том, каким П.П.Бажов был дома, в семье. Для этого приготовили фотоэкскурсию и яркие истории из семейного архива, которые помогут взглянуть на Бажова по-иному. Итак “В кругу семьи” (см. Презентацию “В кругу семьи”, приложение 1)

1. Мать – Августа Стефановна, отец – Пётр Васильевич

2. Город Сысерть, улица Володарского дом 16. Здесь 27 января 1879 г. родился русский писатель П.П.Бажов

3. Павел Петрович с женой Валентиной Александровной вскоре после свадьбы. “Об руку смело идём мы вперёд, крепкую веру храня” Из стихотворения, подаренного жене

4. Павел Петрович с женой и детьми. Стоят дочери – Елена и Ольга, сидят – сын Алексей и младшая дочь Ариадна.

5. Дружной была семья Бажовых. Вечерами часто собирались все вместе, рассказывали о самом интересном, что произошло за день

6. Павел Петрович Бажов с внуками Аликом и Володей, 1946.

Бажов – дед

Дочери Павла Петровича (Ольга, Елена и Ариадна) не могли вспомнить случая отцовской строгости.

Я как-то спросил:

Неужели он даже не шлёпнул ни одну из вас?

Что вы, что вы! – удивлялись они в один голос.

Но это вовсе не означало, что Павел Петрович попустительствовал детям, баловал их. Они росли в режиме трудовых обязанностей, и до последних лет, уже замужние, дочери не нуждались, чтобы отец повторял свою просьбу дважды. Это был уклад коренной рабочей уральской семьи.

В начале сороковых годов у Бажовых рос и воспитывался старший внук, Вова. Его отец тогда пропал без вести на фронте. Мать Ольга Павловна – с утра до ночи работала на военном заводе. Вова был на попечении бабушки с дедушкой. Вова рос упрямым, озорным мальчиком. За ним, как говорили в семье, “нужны глаза да глазки”.

Однажды Вова – видимо в экспериментальных целях – решил испробовать, как будет вести себя кошка в трубе горящего самовара. И он опустил её туда вниз головой. Кошка с опалёнными усами и обожжённой мордой ошалело метнулась на шкаф и раздирающе душу “мяргала”, будто жалуясь Павлу Петровичу и окружающим. Казалось бы парню нужно было дать памятную трёпку…Но оного не произошло…Хотя этот поступок внука вывел Павла Петровича из равновесия настолько, что он прибегнул к самому страшному, что можно ожидать от него, - к молчанию.

Тут надо сказать, что Павел Петрович нежно любил животных. И это усилило виновность Вовы…

В доме Бажовых появилась “стенная газета”, подвешенная у потолка. Это был лист бумаги, на котором кратко крупными буквами излагался состав преступления и называлось имя виновника.

Сначала такой сверхгуманной мере воздействия не придали значения. И в частности, Вова говорил:

Подумаешь, дедушка газету вывесил…Кто её читать будет…

Но вскоре оказалось, что всякий пришедший читал эту газету. Читал и подчёркнуто громко сокращался о содеянном: “Неужто такой хороший парень до этого дошёл!” И начинались рассуждения минут на двадцать. А Вовка прятался за шкафом… Ему было очень стыдно…

Вова откровенно и чистосердечно раскаялся. Мальчик так казнил себя, что на седьмой день висения газета была снята и торжественно сожжена в трубе того же самовара.

А кошка с опаленной мордой долго ходила страшным упрёком Вове, который с тех пор стал неузнаваемо лучше.

7. Павел Петрович за поливкой сада

8. Нередко можно застать писателя и за такой работой…Любил Павел Петрович работать с землёй.

Бажов-огородник

Двор и огород в старых заводских посёлках как бы продолжают жилище коренного уральского жития. Трудно представить дом коренного рабочего без сарая с сеновалом, без помещений для домашних животных. В этом смысле двор и огород дома Павла Петровича не отличаются от всех остальных уральских дворов. У Бажовых была в прошлом своя корова. Она и не могла не быть при большой семье. Покупные яйца стоили дешевле корма для кур и ухода за ними. Но как можно жить, когда не поёт петух, когда зимой находившаяся в кухне клетка для кур пуста.

Была житейская любовь к гряде много летнего “бутуна”, живучего хрена, радость к посадке бобов, гороха, капусты, репы, редьки. Самое дорогое для Бажова время года – весна. Он радовался её приближению, как юноша, как мальчик.

Из памяти не уходит телефонный звонок в гостиницу. Павел Петрович приглашает к себе: - приходите сегодня оба на хрен. Валянушка накопала его в оттаявшей у забора первой проталинке.

“Первый хрен” - это первый весенний завтрак у Бажова. Хрена там будет с кошачьи слёзы, но он герой стола, он вестник просыпающейся земли.

Бажов был и никогда не переставал оставаться поэтом и на огородных грядках. Так очень занятой Павел Петрович писал Евгению Андреевичу Пермяку об огороде на шести убористых страницах письмо-наставление по огородным делам. В этом письме отражается одна из граней многоцветного сверкающего Павла Петровича.

Вот небольшой отрывок из этого письма: “Из огородных работ больше всего люблю копать землю. Копаю весной, копаю осенью. Иногда даже копаю в перевал, когда первый пласт окажется внизу, а второй сверху. Мне это просто доставляет удовольствие: работаешь, потеешь на солнышке, а всегда ли это надо – не задумывался….

Из своего посадочного опыта. Картошка как будто проще всего, но и тут много неясного. В литературе до сих пор не решён вопрос о густоте посадки. В последнее время стали спорить, что и окучивание не всегда нужно. Ничего я тут не знаю. Мы с женой садим картошку всегда на расстоянии трёх четвертей куст от куста и ряд от ряда, независимо от сорта. Окучиваем два раза. Садим под лопатку, но не глубоко. Подбрасываем на наш куст щепотку золы. Вот и всё”

И в конце подпись:

Ваш огородовед Павел Бажов

9. Дом –музей П.П.Бажова в городе Екатеринбурге на углу улиц Большакова и Чапаева

В этом доме проходили интересные праздники в семье Бажовых, встречи с друзьями, где Павел Петрович раскрывался как весельчак и затейник.

Бажов - весельчак и затейник

Зима 1941/42 года была холодная даже для Урала. Холодная и не то что голодная, но всё же очень сытная. Трудное было время. А ёлку справить хотелось. У Павла Петровича внук и у Евгения Пермяка две дочери. И последняя дочка Бажовых Ридочка не прочь была зажечь ёлку.

Ёлку решили соорудить в бажовском доме, там, же и встречать Новый год. Ёлочных украшений оказалось не густо. Но разных типографских бумажных обрезков, картинок можно было набрать достаточно.

Завязка торжества заключалась в доставании ёлки. Решили ёлку добывать по совету Валентины Александровны прямым и коротким способом – в лесу.

Ольга, старшая дочь Бажовых, и Евгений Пермяк отправились по старой Уктусской дороге. Холодно было так, что трудно дышать. А ёлку вырубили. Доволокли. Втащили!

Дома у Бажовых и “ура”, и рукоплескания, и визг, и поцелуи. Шквал восторгов и, как никогда зимой, - теплынь.

Павел Петрович ради Нового года истопил печь собственноручно, на “тысячу двести пятнадцать процентов”, как он рапортовал, вернувшимся с ёлкой.

Он встречал их в передней, приложив к несуществующему козырьку руку, и докладывал:

Истопник Бажов спалил недельную норму берёзовых дров и двухнедельный запас до единого соснового полена. Как жить будем, неизвестно, а теперь снимайте валенки..

Пока ёлка оттаивала, ребят выгнали в детскую. А потом началось украшение. Украшали все. Кто чем мог. Даже, кажется, старые открытки повесили. Всё-таки красочное пятно. А Павел Петрович повесил на ниточках несколько кружочков копчёной колбасы.

Теперь в полном смысле “Ёлка Митрича”, - сказал он.

Всем хотелось веселого вечера. А когда хочется веселиться, веселье приходит даже по незначительному поводу.

Главным режиссёром веселья в этот вечер была Валентина Александровна и при ней два артиста: Вова и младшая дочурка Пермяка Ксения.

Их в течение вечера, под “идейным” руководством Павла Петровича, переодевали раз пятнадцать. Эти два очаровательных артиста выходили танцующей парой то под испанцев, то под украинцев, то под…неизвестно кого в прабабушкиных кружевных панталонах и дедушкиных рубахах.

Павел Петрович хохотал до кашля, до слёз, требуя бисировать танцевальные номера. Дети, воодушевлённые успехом, теперь уже не только танцевали, но и пели невообразимое.

Павел Петрович танцевал в этот вечер “Барыню”…Танцевал он отлично. Чувство меры, чувство тональности, иронического ключа делало танец очаровательным, не умалявшим ореола – старейшего и почтеннейшего среди остальных.

Этот рассказ о новогоднем празднике говорит о том, что П.Бажов был не только писателем, общественным деятелем, но и весельчаком, затейником, любящим отцом и ласковым дедом, нежным мужем и великолепным товарищем.

Не за одну же “Малахитовую шкатулку” любили его все. Он сам был шкатулкой, неиссякаемым волшебным ларцом, наполненный всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

Вывод: Бажов семье: любящий отец, ласковый дедушка, весельчак, затейник, жизнелюбивый человек, огородовед, великолепный товарищ (тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

2 группа: “П.П. Бажов – депутат”.

Перед собой мы поставили задачу провести поисковую работу в нашем городе и районе с целью определения мест, где побывал Павел Петрович Бажов в нашем городе а также отзывы старожил о его деятельности в качестве депутата.

Для наглядного представления о проделанной работе мы оформили информационную раскладушку, куда поместили фотографии П.П.Бажова с красноуфимцами, маршрут депутатской деятельности П.П. Бажова в Красноуфимском районе (Рисунок.1.), копию депутатского билета П.П. Бажова (Рисунок.2.), фотографии зданий в городе Красноуфимске, где были организованы встречи с П.П. Бажовым и фотографии, воспоминания старожил о П.П. Бажове.

Первая встреча.

23 января 1946 года состоялась встреча избирателей нашего города с кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР П.П.Бажовым. зал средней школы №1 был переполнен. Сюда собралось более 500 человек – лучшие люди города. 7 часов вечера…Громкими аплодисментами встретили избиратели своего кандидата, прославленного уральского писателя

Здание бывшей школы №1

Здравствуй, наш дорогой гость!

Февраль 1950 год. “Скорый пассажирский поезд Свердловск-Москва доставил нас в Красноуфимск доставил нас ранним утром. Из вагона мы увидели множество людей. На перроне шеренгой стояли пионеры со знамёнами, горном и барабанами. Павел Петрович разволновался: “Да я ведь не заслужил такого почёта…” выслушав звонкую разноголосицу ребячьего приветствия, он снял шапку, со слезами на глазах поклонился собравшимся и пообещал непременно побывать у ребят в гостях. Своё обещание он выполнил”.

Из воспоминаний Фёдорова

Здесь, у вокзала станции Красноуфимск, проходила встреча депутата Бажова.

И снова встреча.

26 января 1950 г. в празднично убранном зале городского кинотеатра собрались более 700 представителей трудящихся колхозников - Красноуфимского и Ачитского районов. Зал тепло встретил народного избранника.

Здание бывшего кинотеатра “Октябрь”, где выступал П.П.Бажов

Любовь народная

“Из Красноуфимска мы должны были отправиться в Манчаж, что в 30 км от города. Собрались ехать на лошадке, в кошёвке…Утро хоть и солнечное, но достаточно морозное. Выехали со двора гостиницы, а на улице толпа народа. Оказалось, все жители Красноуфимска пришли приветствовать любимого своего депутата – с улыбкой махали руками, платками, желали здоровья, успехов… Павел Петрович раскланивался на обе стороны и то и дело тихонько произносил: “Спасибо, спасибо, дорогие!” - и долго не мог успокоиться”

(Из воспоминаний Фёдорова)

Здание бывшей гостиницы, где останавливался депутат Павел Петрович Бажов

Воспоминания старожил о Бажове и его депутатской деятельности (см. Приложение 2)

Павел Петрович не умел работать плохо. Всю свою жизнь добросовестно выполнял все порученные ему дела, а когда стал депутатом, избранником народа, когда к нему обращались тысячи людей, он, конечно, старался для каждого сделать всё, что мог. И к нему ехали из Полевского, Артинского, Сажинского, Манчажского районов, из Ревды и Бисерти, из многих городов и деревень. К депутату Бажову обращались по вопросу земельных участков, воды, электричества, по поводу больниц, школ, пенсий, квартир – всего просто не перечислить. И Павел Петрович терпеливо и настойчиво разбирался в каждом письме, в каждой жалобе.

“Знаете ведь, у меня ночной режим работы. Сижу подолгу, просыпаюсь поздно. Сегодня мне не дали доспать. Пришёл какой-то дядя и скромно заявил: “Я подожду”. И ждал сколько-то. Выхожу. Человек огромного роста, держится очень тихо, даже как будто с опаской: потревожили, дескать. Оказалось – грузчик одного завода, гвардеец, три ранения, орден, медали. История такова. Сам он из Курска. Семья эвакуировалась “куда-то”. Он воевал до последнего дня. Ранен третий раз в Берлине накануне капитуляции. Выздоровел. Поехал на Урал семью искать. Нашёл в Ревде двоюродного брата. Остановился у него. Всё-таки свой человек. Чтоб без дела не сидеть, поступил грузчиком, а через неделю узнал, что его семья в Новосибирске. Уже три месяца бьётся, чтоб либо самому освободиться, либо семью перевезти, а толку никакого.

Вот и скажите, можно ли такому человеку отказать”.

На первое место Павел Петрович ставил заботу о детях: все дела, связанные со школами, с детскими садиками, Домами пионеров, он старался устроить в первую очередь. Павел Петрович вникал в ребячьи нужды даже когда они другим казались незначительными.

Однажды Павлу Петровичу написала о своем горе девочка Рита. У нее умерла мама. На руках осталось трое малышей и старая бабушка. Обо всем этом лучше всего рассказывает письмо самой Риты:

“Родной наш Павел Петрович!

Я обращаюсь к Вам за помощью, прошу Вашего содействия - у нас папа уехал на фронт в 1941 году и был ранен в обе ноги и взят в плен. После окончания войны он не вернулся. Мы живем в городе Полев-ском. Семья нас пять человек. Мне 13 лет, Кларе 8 лет, Эдику 6 лет, Стасику 5 лет и бабушке 67 лет. Мама у нас умерла в 1946 году от туберкулеза. Я училась в пятом классе, в 46 году оставила учение, помогала бабушке ухаживать за больной мамой. Во время войны мы получали пособие, а сейчас нет. Положение у нас очень тяжелое.

Павел Петрович, помогите нам найти папу.

“Маргарита”

Бажов сделал все возможное, чтобы помочь девочке.

Вывод: Бажов депутат: депутат, уральский мудрец, чуткий и внимательный человек, честный, ответственный слуга народа, уважаемый избранник трудового народа(тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

3 группа: “П.П.Бажов-журналист”

Мы поставили перед собой задачу проследить в каких газетах работал П.П.Бажов, какие темы интересовали его как журналиста, как он относился к своей деятельности в газете, что о нём говорили корреспонденты. Свой материал оформили в виде газеты с фотографиями и информацией о П.П.Бажове как журналисте.

П.П.Бажов-журналист

После революции, в 1917 году, Павла Петровича Бажова назначают редактором газеты “Известия Камышловского Совета рабочих” . Но время неспокойное, идут постоянные бои с белогвардейцами и в 1918 году Бажов добровольно вступает в Красную армию, в полк, который прозвали “Красные орлы”. В своих дневниковых записях Бажов вспоминал потом: “Однажды снаряд угодил прямо под стену вокзального помещения, против окна комнаты, где распределяли газеты для фронта. Снаряд никого не убил и не ранил, и солдаты стали смеяться: “Ишь прилетел за газетами!” Газеты, действительно, были нужны не только красноармейцам, но даже белогвардейцам. Всем хотелось почитать газету, в которой рассказывалось о важных делах и событиях, о фронтовой жизни. И командир “Красных орлов” организовал минитипографию, в которой родилась газета “Окопная правда” , а её редактором стал Бажов П.П. Он так рассказывал об этом: “Газета выходила на фронтовой линии. Я был и редактором, и секретарём газеты, и выпускающим – всё в одном лице. Газета вместе с типографией ездила в двух вагонах. Выходила нерегулярно. Выпускали мы 50-70 номеров на Уральском фронте. Сотрудниками газеты были красноармейцы”. Павел Петрович, выпуская газету, писал очерки, рассказы, фельетоны. Перо стало для него оружием бойца.

Печать становится для Бажова образом жизни, а журналистская работа – его профессией. Работая днями и ночами, у Бажова не было ни минуты свободного времени. Он ослабел и заболел малярией, но как не боролся Павел Петрович с малярией, как не сопротивлялся, болезнь всё-таки окончательно свалила его с ног. Врачи сказали, что нужно немедленно менять климат- при такой болезни это самое верное средство. Павел Петрович, совсем слабый от малярии, заразился ещё и тифом, а потом и воспалением лёгких. Ему стало так плохо, что врачи не надеялись его вылечить. Полгода длилась тяжёлая болезнь, но нашёлся такой врач, лучший из всех врачей, который вылечил Павла Петровича. Кто же этот врач? Конечно же это родной Урал, с его лесами, озёрами, смолистым целебным воздухом. Вот уж правильно говорится в поговорке: дома и стены помогают. Целыми днями проводил Павел Петрович в лесу, слушал шум сосен, вдыхал запах смолы и земли, общался с лесом как с верным другом. И этот друг помог ему, вернул силы. Вскоре Павел Петрович окреп, выздоровел и с удовольствием согласился стать редактором камышловской газеты “Красный путь” .

Через год Павла Петровича вызвали в Екатеринбург и предложили работать в областной “Крестьянской газете”. Ему поручили заведовать отделом крестьянских писем. Работы было невпроворот. В некоторые дни приходило до 200-225 писем. Заводилой в работе с письмами был Бажов. Он распределял их по отделам, делал пометки на письмах, выписывал важные вопросы, жалобы. От внимательного взгляда газетчика не укрылись недостатки: пьянство, хулиганство, суеверие, бюрократизм, безграмотность, вредительство народу и др. Через руки Павла Петровича Бажова проходили тысячи крестьянских писем, но он помогал и сельским корреспондентам, которые писали с самых дальних уголков области. Эти сельские корреспонденты были малограмотными, писали заметки с ошибками, но они делали очень нужное и важное дело, потому что писали о всяких неполадках в деревне, о её проблемах, разоблачали вредителей народа, которые страшились раскрытия своих преступных дел, как огня боялись газеты и поэтому даже иногда зверски расправлялись с сельскими корреспондентами. Бажов помогал селькорам, учил их, поддерживал, поэтому в такое неспокойное время по целым месяцам бывал в командировках, в далёких деревнях и в сельских хозяйствах.

Вывод: Бажов журналист, редактор, газетчик, учитель селькоров, сильный, трудолюбивый и отзывчивый человек(тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

4 группа – “П.П.Бажов – собиратель бесценных уральских слов и талантливый сказитель”.

Наша школа находится в районе Красноуфимской селекционной станции, которая занимается выведением новых высокоэффективных сортов пшеницы, ячменя, гороха, клевера и т.д. Однажды П.П.Бажов побывал на селекционной станции и спустя некоторое время, в 1947 году появился сказ “Аметистовое дело”, где в интересной форме рассказывается о выведении нового сорта клевера “Красноуфимский фиолетовый”. Мы предлагаем вашему вниманию инсценирование сказа “Аметистовое дело” (см. Приложение 3).

Бажов П.П. – собиратель бесценных уральских слов

На Среднем Урале едва ли найдётся уголок, где бы не побывал, о котором бы не знал Павел Петрович Бажов, неутомимый добытчик устного речевого золота, искатель самородных сказаний, собиратель бесценных уральских слов и выражений. Он в цехах бывал на рудниках ночевал, с бывалыми людьми знался, со стариками беседовал, ребят слушал. Во всё вникал, помечал и редкие словечки записывал, а потом использовал их в своих сказах, поэтому сказы интересны и неповторимы. Так и в нашем сказе “Аметистовое дело” мы нашли словечки – самородки, содержание которых раскрыли в рисунках.

Слякиша – “не всяк день солнышко, бывает и слякиша”.

Меньшак – младший сын

Большак - старший сын

Щёточку камешков – горсточку камешков

Куколь – травянистое растение, сорняк с тёмно-розовыми цветами и ядовитыми семенами.

Гульбище – место за деревней, где хороводы водили.

Городьба – плетень, изгородь, тын

Кудряш – кудрявый парень

Прясло – приспособление из продольных жердей на столбах.

Аметист (фотография камня 15х20) – драгоценный камень фиолетового или голубовато-фиолетового цвета

Мы предлагаем вашему вниманию викторину-презентацию по сказам П.П.Бажова, с помощью которой попробуем выяснить, кто из вас лучший знаток замечательных сказов уральского писателя (см. Приложение 4) . Выявление лучшего знатока сказов Бажова, награждение памятным дипломом, остальных участников поощрили сладкими призами.

Вывод: Бажов талантливый сказитель, собиратель бесценных уральских слов (тезисы вывода приготовленные детьми заранее на цветной бумаге прикрепляются всеми членами команды на доску в качестве ответа на ключевой вопрос).

Обратите внимание, насколько многогранна личность П.П.Бажова (обращение к схеме, выстроенной в течение урока, на доске).

Выскажите своё отношение к П.П.Бажову, его творчеству. Что вы взяли для себя, работая над этим проектом? Над чем ещё хотели бы поработать.

Хочется закончить наш литературный проект песней “Земля Бажова”, слова В. Радкевича, музыка С.Сиротина. Хоровое исполнение песни всеми участниками под музыкальное сопровождение (см. рисунок 3).