Русские композиторы 17 века и их произведения. Жан Батист Люлли

ЛЕКЦИИ

ПО ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСАОПЕРНОЕ ИСКУССТВО 17 ВЕКА.

17 век играет огромную роль в развитии музыкального искусства: с одной стороны, он подитожил все предыдущие достижения, а с другой стороны, открыл пути к дальнейшему развитию музыки. Именно в 17 веке возник один из ведущих музыкальных жанров – опера.

Опера – синтетический жанр, который объединил различные виды искусства: музыку, поэзию, театр, танец. Благодаря своим универсальным качествам, опера быстро распространилась в европейских странах и заняла прочное положение среди других искусств. Во все времена опера отвечала самым передовым, прогрессивным устремлением человечества. В ее недрах были заложены многие музыкальные жанры, например, - увертюра, сюита. Опера повлияла на создание и развитие симфонии, оратории, кантаты и др.

Итальянская опера.

Родиной оперы является Италия. Итальянская опера насчитывает ряд школ: флорентийскую, римскую, венецианскую, неаполитанскую, каждая из которых внесла свой вклад в развитие оперного искусства Италии.

Флорентийская школа . Основоположниками ее явились Оттавио Ринуччини (поэт), Якопо Пери и Джулио Каччини (музыканты). Они придерживались идей, выдвинутых участниками camerata – кружка передовых деятелей искусства и науки, которые стремились к возрождению античного искусства и высшей его формы – греческой трагедии, где нашли слияние поэзия, музыка и декламация. Первые оперы флорентийцев – «Дафна» и «Эвредика» Пери, «Эвредика» Каччини. Флорентийская опера создала новый одноголосный вокальный стиль, основанный на речитативной декламации, ввела пролог, в котором кратко передавалось содержание оперы, а также хор.

Римская школа. Она была создана по инициативе семейства Барберини. Сюжеты отражали религиозные идеи, назидательность, но, несмотря на это, римская опера представляла более высокий этап развития оперного жанра по сравнению с флорентийской школой. Важными ее качествами было введение комедийных элементов и использование народной музыки.

Венецианская школа. С середины 17 века центром оперного искусства Италии стала Венеция.. Это был шумный портовый город, один из самых богатых в Европе и насчитывающий ряд академий, служивших центром общественной мысли. Если во Флоренции и Риме опера звучала во дворцах аристократов, то в Венеции были созданы городские театры, открытые для простых горожан. Наличие различных оперных театров порождало их конкуренцию, что в свою очередь приводило к созданию все более изощренных спектаклей. Сюжеты строились на любовных интригах, содержали сцены «ужаса», поединки, дуэли, шествия и т.д. В чисто музыкальном плане акцент делался на сольное пение, что приведет в последствии к перерождению оперы в блестящий «концерт в костюмах». Среди венецианских композиторов выделяются Франческо Кавалли и Марко Чести. С Венецией связано и имя выдающегося итальянского композитора Клаудио Монтеверди, оказавшего огромное влияние на композиторов последующих поколений.

Неаполитанская школа . Она пришла на смену венецианской. Неаполь был издавна центром музыкальной культуры. Здесь работали 4 консерватории, и неслучайно именно в Неаполе зародились два основных оперных жанра: «seria», т.е. серьезная и «buff”, т.е. комическая, а также сложился всемирно известный вокальный стиль bel canto, что означает «прекрасное пение». Выдающимися представителями неаполитанской оперы явились Алессандро Скарлатти и Николо Порпора.

Зародившись в Италии, опера быстро распространилась и в других европейских странах.

Французская опера.

Первые постановки итальянской оперы во Франции вызвали значительный успех и привлекли пристальное внимание к новому для французов жанру. Передовые французские музыканты и поэты решили противопоставить итальянской опере свою национальную оперу. Инициаторами явились поэт Пьер Перрен и музыкант Робер Камбер. В результате, в 1669 году появились «Королевская академия музыки» и «Grand Opera”. Но первые французские оперы еще испытывали сильное влияние итальянцев. И только выдающемуся французскому композитору Люлли удалось создать подлинно национальную оперу. Страна в то время переживала расцвет абсолютистской монархии. Во главе государства стоял Людовик XIV, во время правления которого все было подчинено прославлению королевского двора, в том числе и искусство.

Французская опера представляла собой большой пятиактный спектакль с прологом, пышный, помпезный, торжественный, который повествовал о жизни королей и их двора. Опираясь на традиции французского театра и классической трагедии, французская опера значительно отличалась от итальянской:

1) для вокального стиля была характерна трагедийная декламация;

2) речитатив стал основой, пение было неотделимо от игры актеров;

3) огромная роль отводилась балету, который часто не был связан с действием, но придавал спектаклю красочность и эффектность;

4) во французской опере появился новый тип увертюры, состоящей из 3 частей:1 часть – медленная, торжественная, 2 часть – быстрая, легкая, 3 часть – по типу первой.

Немецкая опера .

Германия 17-18 вв. была слабым, отсталым, раздробленным государством, где необычайно сильным было религиозное влияние. Искусство могло жить только при дворе или при церкви. Это накладывало на него определенный отпечаток. Отвергалось все национальное и было полное преклонение перед иностранным. В области оперного искусства это было преклонение перед французской и, особенно, итальянской оперой.

Попытки создания национальной немецкой оперы заканчивались провалом. Первым композитором, решившим создать немецкую оперу, был Генрих Шютц, написавший оперу «Дафна». Наиболее значительным немецким композитором явился Рейнгард Кейзер, имя которого связано с Гамбургом. Гамбург представлял собой богатый, развитый город, который называли Северной Венецией. Он являлся одним из культурных центров страны. Именно здесь утвердилась национальная немецкая опера. Но просуществовала она недолго. Содержание ее было различным, от древних мифов до современных бытовых сюжетов. Слабой стороной гамбургской оперы было отсутствие профессиональных певцов. Главные партии исполняли цветочницы, продавщицы, а порой и мужчины фальцетом. Наибольшую ценность представлял оркестр, отличающийся большим мастерством исполнения.

Английская опера.

В Англии наблюдалось противоречивое явление. Передовая страна с развитой экономикой, первая, выдвинувшая идеи Просвещения, в музыкальном отношении не могла противостоять другим европейским государствам. Музыка считалась недостойным развлечением и преследовалась в быту. Только в драматическом спектакле ей отводилось почетное место. Неслучайно огромное внимание музыке уделял Шекспир.

Английская опера была представлена единственным произведением - «Дидона и Эней» и единственным автором – Генри Перселлом. Со смертью этого композитора умерла и английская опера.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 17 ВЕКА.

Инструментальная музыка XVII века развивалась в нескольких направлениях: как органная, клавирная и музыка для струнных инструментов.

Органная музыка . Начиная с XVI века, орган был самым развитым и выразительным музыкальным инструментом, Его называли «королем всех инструментов». Для органной музыки была типична полифония . Полифония – это многоголосный склад, где каждая мелодическая линия имеет самостоятельное значение. Главной особенностью полифонии является имитация , т.е. «подражание», повторение одной мелодии в разных голосах с некоторым запазданием.

Полифония вначале развивалась только в вокальных формах и жанрах, затем, с развитием органной музыки, прочно вошла в инструментальные жанры.

Основные жанры развивались в двух направлениях: 1) импровизационного характера; 2) строгого характера, где принцип имитации выдерживался более последовательно. Это привело к созданию малого цикла, состоящего из двух пьес разного характера. Первая пьеса – прелюдия, фантазия, токката, вторая – фуга. Главная роль отводилась фуге – высшей и самой сложной форме в музыке полифонического склада.

Крупнейшими органистами 17 века были – итальянец Фрескобальди, немцы Пахельбель, Букстехуде, Бем, Рейнкен и др.

Клавирная музыка. В 17 в. получили широкое распространение клавишные инструменты. Их называли по-разному: чембало, вирджинал, спинет и пр. Но со временем выделились два родственных инструмента – клависин и клавикорд. Клавикорд был более певучий, на нем исполняли музыку мягкого, плавного характера. Исполнитель мог изменять силу звука. Сам звук воспроизводился при помощи удара о струну. На клависине звук достигался при помощи щипка. Поэтому звучание было отрывистым, мало певучим, сила звука оставалась неизменной.

Не смотря на многие недостатки, клависин и клавикорд завоевали огромную популярность и прочно вошли в быт. Использование этих инструментов в домашнем музицировании определило содержание исполняемой на них музыки. Она была тесно связана с народным бытом и другим музыкальным складом – гомофониией , где один голос является ведущим, остальные голоса играют роль сопровождения.

В развитых европейских государствах сформировались свои школы клависинистов, в Англии – вирджиналистов. Одной из самых известных была французская школа, выдающимися представителями которой явились Рамо и Куперен. Их произведения изобилуют различными мелизмами: мордентами, группетто, форшлагами и др. Поэтому стиль французских клависинистов получил название «рококо», что в переводе означает украшения из камней и раковин. Во французской школе сформировался жанр клавирной сюиты. Само слово «сюита» означает «последование». Это циклическое произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных танцев, объединенных общей тональностью. Основу сюиты составляют 4 танца:

1) аллеманда – немецкий 4-х дольный танец, умеренный, серьезный, для которого характерно полифоническое изложение;

2) куранта – происходит от итальянского «коренте», наибольшее распространение получил во Франции, 3-х дольный, оживленный;

3) сарабанда – испанский танец, связанный с траурными церемониями, 3-х дольный, очень медленный, скорбный, с выдержанным басом и орнаментальной мелодией;

4) жига – английский шуточный матросский танец на пятках, для него характерны мелкая трехдольность (3/8, 6/8, 12/16) и фугированное изложение.

Музыка для струнных инструментов . Большую роль в развитии этой музыки сыграли итальянские музыканты, как композиторы, так и исполнители. Кроме того, Италия славилась и своими скрипичными мастерами: Страдивари, Гварнери, Амати и др.

Итальянские музыканты стремились не только продемонстрировать виртуозное мастерство, но и выразить глубокие чувства и мысли. Одним из ведущих жанров струнной музыки был concerto grosso (большой концерт). В качестве солирующих инструментов выступали скрипка и виолончель (concertino), остальные инструменты назывались grosso. Лучшие образцы этого жанра представлены в творчестве Арканджело Корелли. Он писал и скрипичные сонаты. Другим выдающимся итальянским композитором, работающим в жанре скрипичной музыки был Антонио Вивальди, заслуга которого заключается в развитии сольного скрипичного концерта.


ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685 – 1750).

Бах – гениальный немецкий композитор, творчество которого поражает глубиной, богатством, монументальностью. Не случайно Бетховен говорил о нем: «Не ручей – океан ему имя».

По-настоящему оценить значение Баха оказалось возможным только спустя 100 лет после его смерти, но и до сих пор его творчество является предметом исследования. При жизни композитора было издано всего 5 его сочинений, остальные забыты или утеряны. В 1850 г. по инициативе Шумана было создано «Баховское общество», которое разыскивало и издавало сочинения Баха. В 1895 г. вышел последний 45 том. Однако и сейчас мы не можем сказать, что знаем целиком этого композитора.

Историческое значение Баха состоит в том, что он, с одной стороны, подытожил огромный период развития музыки – эпоху полифонизма, а с другой – подготовил искусство последующих музыкальных эпох.

Творчество Баха можно разделить на три периода: 1) Веймарский (1708 – 1717);

2) Кетенский (1717 – 1723); 3) Лейпцигский (1723 – 1750).

В Веймарский и Кетенский периоды он занимал близкие должности камерного музыканта, что требовало умения владеть различными инструментами, в первую очередь, скрипкой, клависином, органом. В Лейпциге Бах был кантором, руководителем хора. В работе кантора трудно было отделить исполнительскую часть деятельности от композиторской или педагогической, поэтому подавляющее большинство произведений этого периода написаны для хора, которым он руководил. В Веймарский период преобладали органные сочинения (токката и фуга ре минор, прелюдия и фуга ля минор и др.). В Кетенский – клавирные, например, Х.Т.К., т.1, «Бранденбургские концерты», сюиты. В Лейпцигский – вокально-хоровые. Кроме того, в Лейпцигский период Бах пишет 2 том Х.Т.К., теоретические труды – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Стиль Баха.

Самая главная особенность творчества Баха – это его рационализм. Процесс мышления, также как процесс переживания, впервые вошел в музыку с такой глубиной и последовательностью именно в музыке Баха. Неслучайно его сравнивают с выдающимися философами Кантом и Фихтом. Рационализм проявляется в мастерстве полифонического письма и, прежде всего, в использовании фуги. Фуга для Баха – центральный жанр, в котором он достиг наибольшего совершенства. Им создано около 400 фуг для разных инструментов и составов. Форма фуг самая разнообразная. Бах пишет развитые 3-х – 4-х голосные фуги, фуги с двойной эскпозицией, на несколько тем и пр.

Другой важной полифонической формой в творчестве Баха является канон, в котором темы проводятся в разных интервальных соотношениях, и который композитор использовал в различных жанрах.

Большое место занимает контрастная полифония, особенно, в концертах.

Бах проявил себя ярчайшим новатором во всех средствах музыкального языка.

Мелодия . Мелодизм Баха отличается огромным разнообразием. Встречаются вокализы, идущие от итальянцев, хоральные темы, связанные с немецким фольклором. Баховские мелодии всегда жанрово определенны, связаны с конкретными жанрами, в первую очередь, танцевальными: сицилиана, жига, менуэт, полонез и др. Композитор создал новую полифоническую тему, делящуюся на два элемента, контрастирующих между собой - ядро и общее движение. Во многих одноголосных мелодиях присутствует скрытая полифония, т.е. наличие скрытых голосов.

Гармония . Баховская гармония поражает своей смелостью. В его творчестве есть произведения гомофонного склада, где гармония играет самостоятельную роль. Но многие гармонии рождаются из полифонического сплетения голосов, и здесь возникают такие сложные созвучия, которые получат распространение только в 19 и 20 веках. Недаром Бетховен считал Баха отцом гармонии. Богатейшие сочетания дают сочетания диатоники и хроматики.

Органное творчество Баха.

История органа насчитывает две тысячи лет. Впервые орган зазвучал в Александрии Египетской во II веке до н. э.

В 17-18 веках органное искусство достигло небывалого расцвета, особенно в Германии. Этот расцвет связан с творчеством Баха и Генделя.

Орган был любимым инструментом Баха, и композитор сумел показать все его выразительные свойства. Однажды один местный органист, услышав игру Баха на органе, воскликнул: «Боже мой! Это или господин Бах, или сам дьявол!». А патриарх немецких органистов 97-милетний Рейнкен, взволнованный импровизацией Баха, произнес: « Я думал, что это искусство умерло, теперь же я вижу – оно живет еще в вас».

Игрой на органе Бах начал заниматься еще в Ордруфе, когда жил у старшего брата. Здесь он знакомится с произведениями южногерманских мастеров. Переписывая сочинения Пахельбеля, Флобергера, он впитывал чувство формы и стиль этих композиторов. В Люнебурге композитор знакомится с творчеством среднегерманского органиста Георга Бема. В этот период Бах сочиняет органные произведения, подражая своим предшественникам. Одним из основных жанров этого периода явился хорал, который он обрабатывал с удивительной изобретательностью.

В 1704 году Бах становится органистом в Арндштадте, что открывает огромные перспективы для его органного творчества. Отсюда он совершает путешествие в Любек, чтобы услышать игру Букстехуде – представителя органной школы северных мастеров.

Исполнительский стиль северогерманских органистов отличался импровизационностью в отличие от «отшлифованных», выверенных до мелочей произведений южногерманских органистов.

Бах писал для органа произведения различных жанров: хоральные прелюдии, фуги, малые циклы (прелюдия и фуга, токката и фуга), концерты, Пассакалию до минор и др.

Большая часть органных сочинений создана в Веймаре. И это понятно, Бах провел там 9 лет, посвящая все основное время любимому инструменту. Органные произведения отличаются монументальностью и размахом. Органные фуги намного масштабней и развитей клавирных.

Клавирное творчество.

В 16-17 вв. наблюдается тенденция освобождения от власти церкви. Появляется опера, светская инструментальная музыка. Заметный подъем клавирной музыки 18 в. связан с творчеством Куперена, Доминико Скарлатти, Генделя и Баха. Одним из родоначальников клавирной музыки в Германии был Кунау – предшественник Баха на посту кантора церкви св. Фомы. Он был одним из первых, кто использовал циклическую сонату («Библейские сонаты»).

Бах в области клавирной музыки проявил себя глубоким новатором. Для него клавир был лабораторией, в которой он мог экспериментировать в области мелодии, гармонии, формы. Он обогатил клавирную музыку приемами органной, вокальной, скрипичной музыки. Характерными особенностями его клавирных сочинений являются:

1) кантиленная манера игры, что наиболее ярко проявляется в инвенциях и симфониях;

2) обилие гармонических фигураций, особенно в токкатах, прелюдиях, фантазиях;

3) гибкая, детальная фразировка.

Несовершенство тогдашнего инструмента не позволяло раскрыть подлинных

достоинств клавирной музыки Баха. Это удалось сделать только с появлением фортепиано.

Бах писал для клавира произведения различных жанров от скромных маленьких пьес до монументальных композиций. Им созданы два тома Х.Т.К., английские и французские сюиты, партиты и др. Сюиты и партиты включают по шесть пьес, среди которых есть традиционные: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Французские сюиты наиболее близки по своему типу сюитам французских клависинистов, начинаются всегда с аллеманды. Английские сюиты и партиты начинаются с какой-то вступительной пьесы – прелюда, фантазии, симфонии, токкаты – и носят более виртуозный и концертный характер.

Хорошотемперированныйклавир . Чем смелее становились замыслы Баха, тем больше он наталкивался на несовершенства инструментов. Акустически точная настройка квинт и терций лишала возможности использовать тональности с 5 и большим количеством знаков, модуляции, транспозицию и пр. В течение ряда веков музыканты пытались разрешить проблему темперации. (Темперация (лат.) – правильное соотношение, соразмеренность). Это удалось сделать Веркмейстеру и Нейдхардту. Темперированный строй открыл огромные перспективы. Чтобы доказать преимущества нового строя, Бах и создал Х.Т.К. Первый том был написан в Кетене в 1722 году, второй – в Лейпциге в начале 40-х годов. Каждый том включает 24 прелюдии и фуги, которые строятся по хроматизму одноименных тональностей (До мажор – до минор, До-диез мажор – до-диез минор и т.д.) и содержат контраст, как между циклами, так и внутри его, т.е. между однотональными прелюдиями и фугами.

Вокальное творчество

Вокальное творчество Баха представляют кантаты и оратории. К этому жанру он впервые обратился в Арндштадте и Мюльгаузене («Пасхальная», «Выборная» кантаты), но наибольшее количество вокально-хоровых произведений создано им в Лейпцигский период. Сочинение кантат Бах считал своей обязанностью и приурочивал их к воскресным и праздничным службам в церквах св. Фомы и св. Николая. Есть предположение, что Бахом создано 295 произведений этого жанра, из них в Лейпциге – 260, но до нас дошло около 200.

Бах писал духовные и светские кантаты, но резкого различия между ними не было, т.к. он пользовался одними и теми же приемами. Кантаты сочинялись с расчетом на разносословный состав слушателей, и чтобы содержание было понятно, композитор использовал систему музыкальных символов. Для определенных явлений природы, состояния души существовал определенный «код» символов. Благодаря этому, слушатели были способны воспринять десятки жизненных мотивов – волны, туман, закат солнца, бег, ходьбу, смех, блаженство, тревогу и т.д. Изобразительность в вокально-хоровых произведениях Баха была очень сильна, но ее затмила более яркая изобразительность последующих поколений композиторов.

Содержание кантат и ораторий завершило целую эпоху религиозного искусства. В евангельских повествованиях Бах видел реальные события, поэтому его вокальные произведения поражают необычайной искренностью и глубиной высказывания. Среди произведений этого жанра есть монументальные с большим составом исполнителей, а есть камерные – для одного солирующего голоса и нескольких инструментов. В кантатах и ораториях господствует полифония. Названия взяты из первых слов текста. Во многих произведениях звучат мотивы скорби и страдания. Шедеврами этого жанра являются «Страсти по Матфею» и Высокая месса си минор.


ОПЕРНАЯ РЕФОРМА ГЛЮКА

К середине 18 века оперный театр пришел к упадку. Будучи раннее весьма прогрессивными, опера-buff и опера-seria к этому времени стали испытовать кризис. Так, опера-seria, давшая миру прекрасный вокальный стиль bel canto, превратилась в «концерт в костюмах». Сценическое действие было подчинено культу певца. Главным являлось не содержание, а вокальное мастерство исполнителей. Опера-buff, наиболее прогрессивная и демократическая среди оперных жанров, стала изобиловать интригами, действие запуталось, усложнилось. Назрела необходимость реформы. И вот таким реформатором, установившим новое направление в оперном искусстве, оказался Христоф Виллибальд Глюк.

Основные особенности оперной реформы Глюка заключаются в следующем:

1) главным в опере стала музыкальная драматургия , действие . Музыка была подчинена действию. В связи с этим переосмыслились основные элементы оперного спектакля;

2) ария лишилась чисто концертного значения, стала проще, без излишней виртуозности. Она также подчинялась общему содержанию и раскрывала эмоциональное состояние героев;

3) речитатив приблизился к ариозному пению, стал более выразительным и способствовал развитию действия. Резкой грани между ариями и речитативами не было, они вместе образовывали большие драматические сцены;

4) иной стала роль хора и балета . Они, как и другие номера оперы, органично вплелись в общее действие и помогали раскрытию содержания;

5) Глюк по-новому отнесся к увертюре . Он стремился приблизить увертюру к содержанию оперы. Многие из его увертюр раскрывают основную идею оперы. Сближению увертюры с оперой способствовало также то, что увертюры часто не имели полного завершения и непосредственно вливались в первое действие. А увертюра к опере «Ифигения в Авлиде» даже тематически связана с оперой;

Оперная реформа Глюка в свое время имела огромное значение, тем не менее, ей присущи некоторые условности:

1) герои опер – не живые люди с индивидуальными характерами, а обобщенные носители определенных чувств и страстей;

2) в связи с условностями оперного искусства, все оперы оканчивались счастливой развязкой;

3) наблюдается некоторое противоречие между музыкой и словами в отдельных номерах опер.


ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Венский классицизм сформировался в эпоху Просвещения, для которой характерны идеи всеобщей справедливости, мечты о светлом будущем, правдивое отображение действительности.

Вена, крупнейший музыкальный центр мира, была столицей многонационального государства, поэтому в Вене звучала музыка разных народов: венгерская, австрийская, чешская, словацкая, немецкая и др. Среди народных жанров наибольшей популярностью пользовался лендлер. С Веной связаны имена Гайдна, Моцарта и Бетховена, поэтому этих композиторов стали называть «венскими классиками».

Искусство венских классиков отличалось гуманизмом и оптимизмом, что определило ясность, простоту, цельность и гармоничность их музыкального стиля. В своих произведениях они отражали чувства и мысли целых народов, т.к. обращали свое искусство народу в доступной для него форме.

Содержание, в основном, было не программное, а обобщенное. Большие идеи требовали монументальных форм и жанров, поэтому основными жанрами стали симфония, соната, концерт, квартет, квинтет и пр. Ведущий склад музыки был гомофонно-гармонический. Если в эпоху Баха музыканты были связаны с церковью, и преобладала музыка на религиозные сюжеты, требовавшая полифонического письма, то в эпоху классицизма с ростом демократизма и распространением музыки в быту, основным стал гомофонный склад, в котором один голос является ведущим, а остальные голоса играют роль сопровождения.

Гармонический язык у классиков – простой, ясный, основанный на T, S и D. Форма – четкая, симметричная, квадратная (4-х, 8-ми, 16-ти такты).

Венские классики создали высокий тип симфонизма. В их творчестве получили законченное выражение сонатно-симфонический цикл и сонатная форма.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

- Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

- Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

- Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

- Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии "Времена года" являются визитной карточкой композитора.

- Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль (отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

- Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его "Немецкий реквием" затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

- Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

- Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус - подразумеваем вальс, мы говорим вальс - подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца - композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

- Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. "Аида" и "Отелло" Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

- Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса "Севильский цирюльник". После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

- Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для "народа", которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

- Польский князь и композитор - самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

- Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и "Сон в летнюю ночь" популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

- Немецкий композитор 19 века. Его мистически - антисемитскую идею превосходства расы "Ариев" над другими расами взяли на вооружение фашисты. Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма. Его известнейшие оперы "Кольца нибелунгов" и "Тристан и Изольда" - подтверждают революционный дух композитора.

- Французский композитор середины 19 века. Создатель "Кармен". С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

- Норвежский композитор - лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция "Пещера горного короля" очень часто используется в кино и современной эстраде.

- Американский композитор начала 20 века - автор "Рапсодии в блюзовых тонах", которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

- Русский композитор. Его опера "Борис Годунов" является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку - музыкой души. "Ночь на Лысой горе" Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является . "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Славянский марш" и "Щелкунчик", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский - гордость России. Во всём мире знают "Балалайка", "Матрёшка", "Чайковский"...

- Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу "Повесть о настоящем человеке" настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. "Война и Мир", "Золушка", "Ромео и Джульетта", очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

- Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа "Симфонические танцы" признана самым великим произведением композитора.

Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора - польки, балеты и кадрили.

И Дж. Верди - великие которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди - весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский - великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме - героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский - еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский - композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг - это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» - это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн - австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг - яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин - американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан - французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз - американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович - великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев - композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы - «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский - композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» - прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.

Музыка 17-18 веков

На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос"). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки - гомофонногармонический.

Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный" имеет более широкое значение, чем "церковный".) Основные духовные жанры XVII- XVIII вв. - кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства - опера.

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась прежде всего виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII-XVIII столетий обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьёзный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причём большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

Оратория и кантата

Как самостоятельный музыкальный жанр оратория (ит. oratorio, от позлнелат. oratorium - "молельня") начала складываться в Италии в XVI в. Истоки оратории музыковеды видят в литургической драме (см. статью "Театр средневековой Европы") - театрализованных представлениях, рассказывающих о библейских событиях.

Подобные действа разыгрывались в храмах - отсюда и название жанра. Сначала оратории писали на тексты Свяшенного Писания, и предназначались они для исполнения в церкви. В XVII столетии композиторы стали сочинять оратории на современные поэтические тексты духовного содержания. По строению оратория близка к опере. Это крупное произведение для певцовсолистов, хора и оркестра, имеюшее драматический сюжет. Однако в отличие от оперы в оратории нет сценического действия: она рассказывает о событиях, но не показывает их.

В Италии в XVII в. сложился ещё один жанр - кантата (ит. cantata, от лат. canto- "пою"). Как и ораторию, кантату обычно исполняют солисты, хор и оркестр, но по сравнению с ораторией она короче. Кантаты писались на духовные и светские тексты.

Музыка Италии

В конце XVI столетия в Италии сложился художественный стиль барокко (от um. barocco - "странный", "причудливый"). Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу (соединению) разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI-XVII вв. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись.Первоначально опера имела иное название: "драма для музыки" (ит. dramma per musica); слово "опера" (ит. opera - "сочинение") появилось только в середине XVII в. Идея "драмы для музыки" родилась во Флоренции, в художественном кружке Флорентийская камерата. Заседания кружка проходили в камерной (от ит. camera - "комната"), домашней обстановке. С 1579 до 1592 г. в доме графа Джованни Барди собирались просвещённые любители музыки, поэты, учёные. Его посещали и профессиональные музыканты - певцы и композиторы Якопо Пери (1561 - 1633) и Джулио Каччини (около 1550-1618), теоретик и композитор Винченцо Галилей (около 1520-1591), отец знаменитого учёного Галилео Галилея.

Участников Флорентийской камераты волновало развитие музыкального искусства. Его будущее они видели в соединении музыки и драмы: тексты подобных произведений (в отличие от текстов сложных хоровых полифонических песнопений XVI в.) станут понятны слушателю.

Идеал сочетания слова и музыки члены кружка находили в античном театре: стихи произносились нараспев, каждое слово, каждый слог звучали ясно. Так Флорентийская камерата пришла к идее сольного пения в сопровождении инструмента - монодии (от греч. "монос" - "один" и "оде" - "песня"). Новый стиль пения стал называться речитативным (от ит. recitare - "декламировать"): музыка следовала за текстом и пение представляло собой монотонную декламацию. Музыкальные интонации были маловыразительными - акцент делался на ясном произношении слов, а не на передаче чувств героев.

Ранние флорентийские оперы сочинялись на сюжеты из античной мифологии. Первые дошедшие до нас произведения нового жанра - две оперы под одинаковым названием "Эвридика" композиторов Пери (1600 г.) и Каччини (1602 г.). Созданы они на сюжет мифа об Орфее. Пение сопровождал инструментальный ансамбль, который состоял из чембало (предшественник фортепиано), лиры, лютни, гитары и др.

Героями первых опер правил рок, а его волю провозглашали вестницы. Действие открывалось прологом, в котором воспевались добродетели и сила искусства. Дальнейшее представление включало вокальные ансамбли (оперные номера, где одновременно поют несколько участников), хор, танцевальные эпизоды. На их чередовании строилась музыкальная композиция.

Опера стала быстро развиваться, и прежде всего как придворная музыка. Знать покровительствовала искусствам, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному: процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии - Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе - сложились свои оперные школы.

Лучшие черты разных школ - внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьёзный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) - соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди (1567-1643). Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился ещё в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах. Сочинению музыки Монтеверди обучался у известных в то время композиторов. В 1590 г. в качестве певца и музыканта его пригласили в Мантую, ко двору герцога Винченцо Гонзаги; позже он возглавил придворную капеллу. В 1612 г. Монтеверди покинул службу в Мантуе и с 1613 г. поселился в Венеции. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 г. в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Там композитор возглавил капеллу собора СанМарко. Перед смертью Клаудио Монтеверди принял духовный сан.

Изучив творчество Пери и Каччини, Монтеверди создал собственные произведения этого жанра. Уже в первых операх - "Орфей" (1607 г.) и "Ариадна" (1608 г.) - композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, создать напряжённое драматическое действие. Монтеверди - автор многих опер, но сохранились только три - "Орфей", "Возвращение Улисса на родину" (1640 г.; на сюжет древнегреческой эпической поэмы "Одиссея") и "Коронация Поппеи" (1642 г.).

В произведениях Монтеверди гармонично сочетаются музыка и текст. В основе опер - монологречитатив, в котором ясно звучит каждое слово, а музыка гибко и тонко передаёт оттенки настроения. Монологи, диалоги и хоровые эпизоды плавно перетекают друг в друга, действие развивается неспешно (в операх Монтеверди тричетыре акта), однако динамично. Важную роль композитор отводил оркестру. В "Орфее", например, он использовал почти все известные в то время инструменты. Оркестровая музыка не просто сопровождает пение, но сама рассказывает о событиях, происходящих на сцене, и переживаниях персонажей. В "Орфее" впервые появилась увертюра (фр. ouverture, or лат. apertura - "открытие","начало") - инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению. Оперы Клаудио Монтеверди оказали значительное влияние на венецианских композиторов, заложили основы венецианской оперной школы.

Монтеверди писал не только оперы, но и духовную музыку, религиозные и светские мадригалы. Он стал первым композитором, который не противопоставлял полифонический и гомофонный методы - хоровые эпизоды его опер включают в себя приёмы полифонии. В творчестве Монтеверди новое соединилось со старым - традициями эпохи Возрождения.

К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы - повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (ит. bel canto - "прекрасное пение"). Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. В высоком регистре (диапазон звучания голоса) пение отличала лёгкость и прозрачность тембра, в низком - бархатная мягкость и густота. Исполнитель должен был уметь воспроизводить множество оттенков тембра голоса, а также виртуозно передавать многочисленные, накладывающиеся на основную мелодию быстрые последовательности звуков - колоратуры (ит. coloratura - "украшение"). Особое требование составляла ровность звучания голоса - в медленных мелодиях не должно быть слышно дыхания.

В XVIII столетии опера стала основным видом музыкального искусства в Италии, чему способствовал высокий профессиональный уровень певцов, обучавшихся в консерваториях (ит. conservatorio, err лат. conserve - "охраняю") - учебных заведениях, готовивших музыкантов. К тому времени в центрах итальянского оперного искусства - Венеции и Неаполе - было создано по четыре консерватории. Популярности жанра служили и открывшиеся в разных городах страны оперные театры, доступные для всех слоев общества. Итальянские оперы ставились в театрах крупнейших европейских столиц, а композиторы Австрии, Германии и других стран писали оперы на итальянские тексты.

Значительны достижения музыки Италии XVII-XVIII вв. и в области инструментальных жанров. Для развития органного творчества много сделал композитор и органист Джироламо Фрескобальди (1583-1643). " В церковной музыке он положил начало новому стилю. его сочинения для органа - развёрнутые композиции фантазийного (свободного) склада. Фрескобальди прославился виртуозной игрой и искусством импровизации на органе и клавире. Достигло расцвета скрипичное искусство. К тому времени в Италии сложились традиции производства скрипок. Потомственные мастера семейств Амати, Гварнери, Страдивари из города Кремона разработали конструкцию скрипки, способы её изготовления, которые хранились в глубокой тайне и передавались из поколения в поколение. Инструменты, сделанные этими мастерами, обладают удивительно красивым, тёплым звуком, похожим на человеческий голос. Скрипка получила распространение как инструмент ансамблевый и сольный.

Основатель римской скрипичной школы - Арканджело Корелли (1653-1713), один из создателей жанра кончерто гроссо (um. concerto grosso - "большой концерт"). В концерте обычно принимают участие солирующий инструмент (или группа инструментов) и оркестр. "Большой концерт" строился на чередовании сольных эпизодов и звучании всего оркестра, который в XVII столетии был камерным и преимущественно струнным. У Корелли солировали большей частью скрипка и виолончель. Его концерты состояли из разных по характеру частей; их количество было произвольно.

Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки - Антонио Вивальди (1678-1741). Он прославился как блестящий скрипачвиртуоз.

Современников привлекала его драматическая, полная неожиданных контрастов манера исполнения. Продолжая традиции Корелли, композитор работал в жанре "большого концерта". Количество написанных им произведений огромно - четыреста шестьдесят пять концертов, сорок опер, кантаты и оратории.

Создавая концерты, Вивальди стремился к ярким и необычным звучаниям. Он смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы (резкие созвучия); выбирал в качестве солирующих редкие в то время инструменты - фагот, мандолину (считалась уличным инструментом). Концерты Вивальди состоят из трёх частей, причём первая и последняя исполняются в быстром темпе, а средняя - медленная. Многие концерты Вивальди имеют программу - название или даже литературное посвящение. Цикл "Времена года" (1725 г.) - один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Четыре концерта этого цикла - "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" - красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц ("Весна", первая часть), грозу ("Лето", третья часть), дождь ("Зима", вторая часть). Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа. Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.

Операсериа и операбуффа

В XVIII в. сформировались такие оперные жанры, как операсериа (ит. opera seria - "серьёзная опера") и операбуффа (ит. opera buffa - "комическая опера"). Операсериа утвердилась в творчестве Алессандро Скарлатти (1660-1725) - основателя и крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. За свою жизнь он сочинил более ста таких произведений. Для оперысериа обычно выбирали мифологический или исторический сюжет. Она открывалась увертюрой и состояла из законченных номеров - арий, речитативов и хоров. Главную роль играли большие арии; обычно они состояли из трёх частей, причём третья являлась повторением первой. В ариях герои выражали своё отношение к происходящим событиям.

Сложилось несколько типов арий: героические, патетические (страстные), жалобные и др. Для каждого использовался определённый круг выразительных средств: в героических ариях - решительные, призывные интонаиии, бодрый ритм; в жалобных - короткие, прерывистые музыкальные фразы, показывающие волнение героя, и др. Речитативы, небольшие по размерам фрагменты, служили развёртыванию драматического повествования, как бы двигали его вперёд. Герои обсуждали планы дальнейших действий, рассказывали друг другу о случившихся событиях. Речитативы подразделялись на два типа: секко (от ит. secco - "сухой") - быстрая скороговорка под скупые аккорды клавесина, и аккомпаниато (ит. ассотраniato - "с сопровождением") - выразительная декламация под звучание оркестра. Секко чаше использовали для развития действия, аккомпаниато - для передачи размышлений и чувств героя. Хоры и вокальные ансамбли комментировали происходящее, но участия в событиях не принимали.

Количество действующих лии зависело от типа сюжета и было строго определённым; то же относится и к взаимоотношениям героев. Установились типы сольных вокальных номеров и их место в сценическом действии. Каждому персонажу соответствовал свой тембр голоса: лирическим героям - сопрано и тенор, благородному отцу или злодею - баритон или бас, роковой героине - контральто.

К середине XVIII в. стали очевидны недостатки оперысериа. Исполнение нередко приурочивалось к придворным торжествам, поэтому произведение должно было заканчиваться благополучно, что иногда выглядело неправдоподобно и неестественно. Часто тексты были написаны искусственным, изысканноманерным языком. Композиторы порой пренебрегали содержанием и писали музыку, не соответствовавшую характеру сиены или ситуации; появилось много штампов, ненужных внешних эффектов. Певцы демонстрировали собственную виртуозность, не задумываясь о роли арии в произведении в целом. Оперусериа стали называть "концерт в костюмах". Публика не проявляла серьёзного интереса к самой опере, а ходила на спектакли ради "коронной" арии знаменитого певца; во время действия зрители входили и выходили из зала.

Операбуффа сформировалась также у неаполитанских мастеров. Первый классический образец такой оперы - "Служанкагоспожа" (1733 г.) композитора Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Если в опересериа на первом плане - арии, то в оперебуффа - разговорные диалоги, чередовавшиеся с вокальными ансамблями. В оперебуффа совсем иные главные действующие лица. Это, как правило, простые люди - слуги, крестьяне. В основе сюжета лежала занимательная интрига с переодеваниями, одурачиванием слугами глупого богатого хозяина и т. п. От музыки требовалась изящная лёгкость, от действия - стремительность.

Большое влияние на оперубуффа оказал итальянский драматург, создатель национальной комедии Карло Гольдони. Наиболее остроумные, живые и яркие произведения этого жанра создали неаполитанские композиторы: Никколо Пиччинни (1728-1800) - "Чеккина, или Добрая дочка" (1760 г.); Джованни Паизиелло (1740-1816) - "Севильский цирюльник" (1782 г.), "Мельничиха" (1788 г.); певец, скрипач, клавесинист и композитор Доменико Чимароза (1749-1801) - "Тайный брак" (1792 г.).

Струнные смычковые инструменты

Предшественниками современных струнных смычковых инструментов - скрипки, альта, виолончели и контрабаса - являются виолы. Они появились в конце XV - начале XVI в. и вскоре, благодаря мягкому и нежному звучанию, стали играть ведущую роль в оркестрах.

Постепенно виолы были вытеснены новыми, более совершенными струнными смычковыми инструментами. В XVI-XVII столетиях над их созданием работали целые школы мастеров. Наиболее известные из них - династии скрипичных мастеров, возникшие на севере Италии - в городах Кремона и Бреша.

Родоначальник кремонской школы - Андреа Амати (около 1520 - около 1580). Особенно прославился своим искусством Николо Амати (1596-1684), его внук. Он сделал устройство скрипки почти совершенным, усилил звучание инструмента; при этом мягкость и теплота тембра сохранились. Семейство Гварнери работало в Кремоне в XVII-XVIII вв. Основатель династии - Андреа Гварнери (1626-1698), ученик Николо Амати. Выдающийся мастер Ажузеппе Гварнери (1698-1744) разработал новую модель скрипки, отличную от инструмента Амати.

Традиции школы Амати продолжил Антонио Страдивари (1644-1737). Он учился у Николо Амати, а в 1667 г. открыл собственное дело. Страдивари больше, чем другим мастерам, удалось приблизить звучание скрипки к тембру человеческого голоса.

В Бреше работала семья Маджини; лучшие скрипки создал Джованни Маджини (1580-1630 или 1632).

Самый высокий по регистру струнный смычковый инструмент - скрипка. За ней в порядке понижения диапазона звучания следуют альт, виолончель, контрабас. Форма корпуса (или резонансного яшика) скрипки напоминает очертания человеческого тела. Корпус имеет верхнюю и нижнюю деку (нем. Decke - "крышка"), причём первая изготавливается из ели, а вторая - из клёна. Деки служат для отражения и усиления звука. На верхней расположены резонаторные отверстия (в виде латинской буквы f; не случайно их называют "эфы"). К корпусу крепится гриф; обычно его делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, над которой натянуты четыре струны. Для натяжения и настройки струн служат колки; они находятся также на грифе.

Альт, виолончель и контрабас по устройству похожи на скрипку, но больше её. Альт не очень велик, его держат у плеча. Виолончель крупнее альта, и при игре музыкант сидит на стуле, а инструмент ставит на пол, между ног. Контрабас по размерам превосходит виолончель, поэтому исполнителю приходится стоять или сидеть на высоком табурете, а инструмент располагать перед собой. Во время игры музыкант водит по струнам смычком, представляющим собой деревянную трость с натянутыми конскими волосами; струна вибрирует и издаёт певучий звук. От быстроты движения смычка и силы, с которой он давит на струну, зависит качество звучания. Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу - таким образом он добивается различной высоты звука. На инструментах этого типа звук можно извлечь также щипком или ударом деревянной части смычка по струне. Звучание струнных смычковых очень выразительно, исполнитель может придавать музыке тончайшие нюансы.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».