Василий Иванович Суриков - биография, личная жизнь великого живописца: человек палитры.

Имя: Василий Суриков (Vasily Surikov)

Возраст: 68 лет

Деятельность: живописец, мастер масштабных исторических полотен

Семейное положение: вдовец

Василий Суриков: биография

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», « », «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.


Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.


Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.


Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.


Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.


Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.


Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.


В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка - Авдотья Васильевна Торгошина.


Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.


Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.


По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.


Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.


Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.


В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.


Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.


Дочь Ольга подарила отцу внучку . В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста и режиссера .

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.


Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году 12 (24) января в сибирском городе Красноярске. Предков Сурикова считают одними из основателей города. Они участвовали в знаменитом бунте против царского воеводы Дурново. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским. Сам художник гордился казачьим происхождением, любил рассказывать о своих смелых и вольнолюбивых предках.

Отец художника был гражданским служащим. Прасковья Федоровна Сурикова, мать художника, также происходила из старинной казачей семьи Торгошиных, именем которых называлась целая станица на Енисее, против Красноярска. Семья Суриковых жила небогато. Был у них свой небольшой деревянный дом, выстроенный в тридцатых годах. Детство оставило в душе художника неизгладимые впечатления.

В 1854 году отец Сурикова по службе был переведен из Красноярска в село Сухой Бузим, и вся семья отправилась с ним. "В Бузимовке, - вспоминал художник, - мне вольно было жить. Страна была неведомая. Степь немереная...И медведей полно. И масленичные гулянья и христославцы. У меня с тех пор прямо культ предков остался..."

В 1856 году родители решили отдать Сурикова в приготовительный класс 1-го Красноярского училища, поселив на квартире тетки, Ольги Матвеевны Дурандиной. Сначала школьная жизнь показалась мальчику невыносимой. В школе практиковались телесные наказания, учителя наводили ужас. Суриков тосковал по семье. Он решл бежать к родным. По дороге он встретил мать, которая и вернула его обратно в училище.

Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Он учился отлично, переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году блестяще окончил училище. Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования, которые преподавал Николай Васильевич Гребнев. Заслуга его в том, что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, горячо в него уверовал, много работал со своим учеником. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого совершенства.

В 1859 году умер отец Сурикова. После этого семья вернулась в свой дом, в Красноярск. Жизнь стала труднее. Сурикову пришлось поступить на службу в канцелярию. Всем хозяйством занималась мать. Кроме сестер у художника был младший брат Александр. По семейной традиции они все собирались за столом по вечерам. Суриков с детства был очень любознательным, заинтересованным жизнью. Лаконизм и точность образов присуще языку Сурикова. Эти качества ярко сказались в его живописи.

От раннего сибирского "доакадемического" периода жизни Сурикова до нас не дошло ни одной работы, за искючением нескольких рисунков, сделанных с гравюр различных картин "Благовещенье" В.Боровиковского и "Ангел с кадилом" Т.Неффора.

В 1866 г. сестра Сурикова Катя вышла замуж и поселилась с мужем в с.Тесь. В конце лета Василий Суриков ездил к ним в гости и там работал, написал с натуры 15 этюдов. Но в дальнейшем судьба этюдов неизвестна.

В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Золото-промышленник П.И.Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Там он поступил в Петебургскую Академию. Первая самостоятельная работа Сурикова, без наставников, появляется в 1870 году, изображает петербургский пейзаж, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом. "Я долго ходил, - вспоминал Суриков, - на Сенатскую площадь - наблюдал. Там фонари тогда рядом горели, и на плошади - блики". Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым.

В 1874 году, как программу на Большую золотую медаль, Суриков задумал написать "Клеопатру", но ограничился одним, правда детально проработанным, эскизом. Очевидно, уже тогда Суриков начал чувствовать холод академических тем, никак не связанных с его внутренним миром.

За год до окончания Академии художеств Суриков написал картину "Княжеский суд " (1874 год). В ней он запечатлел сцену из древнерусской народной жизни. Князь творит расправу над своими подданым. Почему художник остановился на этой теме - неизвестно, так же как неивестно, как он над ней работал. В ней он затронул огромную тему ломки старого быта. В следущем году Суриков написал программную работу, доставившую ему Большую золотую медаль: "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста " (1875 год). Большая работа, около двух метров в ширину, очень величественная работа.

В этом же году Суриков окончил Академию. Он получает заказ в строившемся в Москве храме Христа Спасителя - написать в четырех пилонах четыре первых Вселенских собора. Сурикову пришлось переехать в Москву. После этой работы Суриков стал безраздельным и полновластным хозяином своей жизни, решительно отвергая в дальнейшем заказы и служебные должности.

Около того же времени Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ. В его суровом сердце всегда жила глубокая привязанность к семье, жене, детям, матери. Эта большая любовь к близким выразилась в картине "Утро стрелецкой казни ". Художник как бы лично пережил страшную человеческую трагедию, изображенную им.

Начавшая радостная семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволяли художнику всецело отдаться творчеству. В Москве окончательно оформилось мировоззрение Сурикова, определился особенный характер и стиль его исторической живописи. На творчество художника повлияли работы русского художника Александра Иванова.

В 1883 году появляется еще одна знаменитая картина Сурикова "Меншиков в Березове ". В этом же году она была выставленна на Передвижной выставке. "Появление ее, - пишет Нестеров, - когда-то вызвало большое разногласие как среди художников, так и среди общества. Умный, благородный, справедливый, равно требовательный к себе и другим, Крамской, увидав "Меншикова ", как бы растерялся: встретив, спускаясь по лестнице, идущего на встречу Сурикова, остановил его, сказал, что "Меншикова " видел, что картина ему непонятна - или она гениальна, или он с ней еще недостаточно освоился. Она его и восхищает и оскорбляет своей безграмотностью: "Ведь если ваш Меншиков встанет, то пробьет головой потолок..."

Однако Суриков сознательно стремился достигнуть именно такого впечатления грандиозности фигуры Меньшикова. После темной гаммы "Меншикова " картина "Боярыня Морозова " поражает своим светлым, очень сложным тоном. Глубина композиционного замысла потребовала от художника пятилетней работы. Еще в детстве он слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся.

"Боярыня Морозова " тоже была на Передвижной выставке, после чего водворилась в Третьяковской галерее и заняла там, соответственно своим достоинствам, центральное место.

Летом 1887 года Суриков с семьей ездил в Красноярск, где написал портрет матери, также находящийся в Третьяковской галерее.

В начале сентября 1887 года Суриковы вернулись в Москву. Художник горел новыми замыслами, которым не скоро суждено было осуществиться. Слабая здоровьем жена Сурикова слегла в феврале 1888 года, и после двухмесячной тяжелой болезни 8 апреля ее не стало. Художник необычайно тяжело переживал эту потерю. Искусство он оставил.

Летом брат Сурикова Александр приехал в Москву. Он всячески старался вернуть художника к жизни, оторвать его от гнетущих воспоминаний и дум. В конце августа брат уехал обратно в Красноярск, и художник остался один. Он опять погрузился в тяжелые свои думы, в заботы о маленьких дочерях. Работать он не мог. Мать и брат настаивали, чтобы он переехал в Красноярск. Суриков послушался этого совета, распродал обстановку, уничтожил часть работ, сохранив лишь самые ценные. В Красноярск он приехал в мае 1889 года вместе с дочерми.

В тот период он написал лишь одну работу "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом ", ей он выражал неотступную душевную потребность. А в 1893 году Суриков нашел возможным показать картину на Передвижной выставке. Художник, посвятивший все свое творчество историческим драмам, увидел, что на свете существует и простое веселье, удаль, смех. Жизнь открылась перед ним в небывалой широте.

Особое место в творчестве Сурикова занимали портреты. Писал он их в моменты отдыха. В них он изображал простих, обыкновенных людей, ничем не знаменитых, но хорошо ему знакомых и дорогих сердцу. Портреты Сурикова, в том числе и автопортреты, положительно поражают своей обыденностью. Все они написанны будто для тесного семейного и дружеского круга.

Суриков никогда не брал заказы на портреты. Но он часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе.

Живя зимой 1889-90-х года в Красноярске, наблюдая тамошние зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать "Взятие снежного города ", изобразим излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности. Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, красиво сложенной, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятсвует не только высокая стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, старающиеся испугать коня.

Позировали для картины так же близкие и знакомые Сурикову люди. Картина появилась на свет в 1891 году. В этой картине зародилась новая тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы.

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Касноярска в Москву. Законченный "Снежный городок " он привез с собой и весной 1891 года выставил его на Передвижной выставке. Она была куплена коллекционером В.В.фон Мекком, а потом приобретена Русским музеем в Петербурге.

В Москве Суриков начал новую картину "Покорение Сибири Ермаком ". Она писалась довольно долго. Лето 1891 года художник провел в Красноярске, где собирал материал для "Ермака ". Зимой 1891-92 года картина была начата.

В 1892 году Суриков снова жил в Сибири. На этот раз он задержался в Тобольске. Потом уехал в Минусинск за поиском материала. Там было написано много этюдов татар. Вернувшись в Москву Суриков поменял маленькую съемную комнатку на просторную квартиру. В декабре 1892 года художник на короткое время прервался от "Ермака ", чтобы подготовить к выставке "Исцеление слепорожденного ". Но уже в начале 1894 года он сообщает брату: "Теперь я опять принялся за "Ермака "...Радуюсь, что много этюдов для него написал".

В 1893 году Суриков ездил на Дон к казакам. Там он писал этюды для "Ермака ". Летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где так же писал этюды.

Многие считали это лучшей работой Сурикова. Действительно, в "Ермаке " Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.

За последние два десятилетия жизни Суриков написал ряд портретов близких ему людей и сделал множество эскизов исторических композиций. Закончены же были только две исторические картины: "Переход Суворова через Альпы " (1899 год), и "Степан Разин " (1906 год). Последняя далась Сурикову труднее всего. Много раз передумывал идею, эскизы.

В 1911 году Суриков обратился мыслями к другому вождю крестьянского восстания - Емельяну Пугачеву, исполнив рисунок, изображающий Пугачева в клетке. По-видимому, этот эскиз является единственным. В наследии художника остались и многочисленные эскизы на чисто исторические темы, но ни один из них не превратился в картину.

Суриков умер в 1916 году 6 марта в Москве и погребен на Ваганьковском кладбище, рядом о своей женой.


Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Творчество

Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».

Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

На написание одного из самых известных своих полотен - «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.

К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса - все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.

Личная жизнь

Первой и единственной любовью живописца стала его супруга - Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери - Ольга и Елена.

Однако семейное счастье было недолгим - спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

Смерть

В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.


Имя: Василий Суриков (Vasiliy Surikov)

Возраст: 68 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Москва

Деятельность: русский живописец, художник

Семейное положение: был женат

Василий Суриков - биография

Люди, знавшие Василия Сурикова в последние годы жизни,утверждали, что слава ничуть не изменила его и что он, как в далекой красноярской юности, оставался пылким романтиком, сродни Дон Кихоту, с чистой душой и помыслами. В молодости он, не раздумывая, кидался в драку с сельскими парнями, посмевшими неуважительно отозваться о его даме сердца. И позднее, уже на городских окраинах, в традиционных кулачных боях стенка на стенку стяжал репутацию упорного и стойкого бойца.

Сибирь, отгороженная от Европы Уральским горным хребтом, долго сохраняла свою самобытность. В этом природном окружении, в лоне патриархальной казацкой семьи сформировался особый характер Васи Сурикова. Подвиги завоевателей Сибири и защитников казацких вольностей были для него не книжными рассказами, но живой частью семейного прошлого.

Вся атмосфера сибирской жизни второй половины XIX века мало чем отличалась от старинной московской. Потому, наверное, и дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове были близки и понятны. К тому же предки Сурикова по отцовской и материнской линии принимали участие в основании Красноярска, где 24 января 1848 года родился будущий исторический живописец.

Сотники и есаулы Суриковы брали жен из старых казачьих родов Черкасовых и Торгошиных, участвовавших в сибирских походах и завоеваниях. Один из дедов Василия, атаман Александр Степанович, с лицом темным, «как голенище», заприметив раз с горы оторвавшийся в бурю от берега тяжело груженый плот, сбежал вниз, успел поймать причальный канат и, по колена уйдя в землю, удержал-таки плот с войсковым добром...

В чисто прибранных комнатах родительского дома с резными наличниками на окнах стояли обитые железом сундуки, в которых хранились старинные сарафаны, шушуны, накидки, казацкие кафтаны. Много лет спустя, перебравшись в Петербург, Василий Иванович в каждый свой приезд в Красноярск просил мать надевать канифасовое платье, доставать из сундуков милые его сердцу вещи и показывать, как их раньше носили.

Прасковья Федоровна была женщиной большого ума, красоты и художественного вкуса. Ее отец и дядья возили чай из Китая, владели табунами лошадей и имели в своей фамильной Торгошинской станице на противоположном берегу Енисея узорчатый дом - полную чашу. Дом окружали огороды и буйные сады, на мощеном подворье стояли богатырские кони, запряженные в громадные повозки. По праздникам старики Торгошины надевали расписные китайские халаты и, обнявшись, разгуливали по станице, распевая: «Не белы-то снеги выпадали».

У них было двенадцать дочерей и внучек, которые любили водить запомнившиеся Васе хороводы и послужили ему неиссякаемым источником народных легенд и преданий. В воинственный дом Суриковых строгая в отношении традиционных обрядов и обычаев Прасковья Федоровна внесла нежное дыхание поэзии, причудливый колорит торгошинской семьи.

Отец Сурикова, Иван Васильевич, служил в красноярском земском суде и очень любил старинные казачьи песни, которые заводил по вечерам сильным низким голосом. Обликом напоминал своих предков-казаков - высокий, широкоплечий -и пошел в них крутым, независимым нравом. Василий унаследовал от отца крепость физическую и духовную, но еще - прямоту и честность.

С шести лет Суриков ездил верхом, ходил с отцом на охоту. Быстро научился стрелять настолько метко, что отец отпускал его в чащу одного. Однажды он целый день проблуждал по тайге и только к вечеру выбрался к дому. «Отец и мать стояли на плотине и кричали мне... Помню, как отец схватил меня за ноги, чтобы бить, а мать схватила за голову, чтобы защитить, -чуть меня не разорвали».

Несмотря на строгость нравов, атмосфера в доме была весьма непринужденная, а верность казачьим традициям сочеталась с интересом к современной политической и культурной жизни. Дядья Сурикова, Иван и Марк, считались, по словам художника, людьми образованными, выписывали из столицы книги и журналы, в том числе некрасовский «Современник».

Благодаря им в мальчике рано пробудилась тяга к изобразительному искусству и к отечественной истории. Дядья обсуждали в кругу семьи сооружение Исаакиевского собора в Петербурге и прибытие из Италии знаменитой картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Причем у себя в Красноярске они хранили фотографии... ассирийских памятников.

Такая необычная, на первый взгляд, широта кругозора членов патриархальной казачьей семьи объясняется тем, что деды и родители Сурикова испытали на себе влияние ссыльных декабристов. Их встречала девушкой в церкви и его мать, которая была искусной рукодельницей: вышивала гладью по собственным рисункам целые картины с гарусом и бисером, плела кружева. С ее образом всегда были слиты у Сурикова воспоминания о биографии детских лет.

Когда Васе Сурикову исполнилось пять, отца перевели по службе в село Сухой Бузим. Художник вспоминал, как ранняя зима обступала село непролазными сугробами, вокруг неделями мела злая метель, сквозь обледенелые слюдяные окошки едва можно было разглядеть соседские крыши. А весной проселок тонул в непролазной грязи. Зато с наступлением лета, писал о своей биографии Суриков, «я целыми днями пропадал с ватагою сверстников, то в поемных лугах, где паслись казачьи табуны, то в тайге в поисках ягод и грибов». Жаль, школы в Бузиме не было, и родители отправили сына учиться в Красноярск. Там в феврале 1859 года он и получил известие о смерти отца.

К тому времени Суриков уже вовсю рисовал. С учителем рисования в приходском училище ему явно повезло. Он Васю быстро заприметил и стал осторожно развивать явные способности мальчика. И все же оставаться бы ему уездным регистратором, подобно отцу, и писать на досуге акварелью и маслом, как его дядья, есаул с хорунжим, не повстречай он богатого золотопромышленника-мецената Петра Кузнецова, который снабдил новоиспеченного канцеляриста деньгами на дорогу до Петербурга и обеспечил там его проживание на весь срок обучения в Академии художеств.

В начале лютой зимы 1868 года Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту. Тяготы и лишения более чем двухмесячного пути закаленного в кулачных боях Василия не страшили. Однако на вступительном экзамене в Академию он провалился «по гипсу». Сдаваться упрямый потомок сибирских казаков не привык. Оказавшийся в ту пору в Петербурге Кузнецов помог ему поступить в рисовальную школу Общества поощрения художников. В этом учебном заведении готовили прикладников, мастеров художественного ремесла. Суриков занимался истово и успешно овладел трехлетним курсом школы за три летних месяца, после чего сдал вступительные экзамены в Академию и был зачислен вольнослушателем.

В августе 1870-го его перевели из вольнослушателей в полноправные студенты. Он был освобожден от платы за обучение, получил в течение двух лет несколько серебряных медалей и денежных премий, а затем стал стипендиатом. В 1874 году ему единодушно присудили Малую золотую медаль за картину «Милосердный самарянин», и Суриков начал готовиться к дипломнои конкурсной работе на Большую золотую медаль.

Занятия почти не оставляли молодому человеку свободного времени. Живопись, книги и музыка заменяли ему развлечения. Кроме семьи своего покровителя Кузнецова он мало кого видел. Но домой писал, что живет «довольно весело». На трудности Суриков ни тогда, ни потом не жаловался. К началу 1870-х годов это был уже сложившийся художник со своим видением мира, со своим чувством натуры и художественной правды.

Большой золотой медали за композицию на заданную евангельскую тему Суриков не удостоился. «Талантливо. Но это не история, а жанр. Это легкомысленно». Так высказались - за исключением Павла Чистякова -все члены Совета Академии. Возможно, не без благого стремления несколько остудить амбиции своего известного уже к тому времени выпускника. Чистяков же, зная крутой сибирский нрав своего ученика - если бросит кисти, то навсегда, - продолжал добиваться присуждения своему воспитаннику заслуженной главной награды. Его горячие доводы все-таки заставили членов Совета изменить свое мнение и ходатайствовать о заграничной стажировке для Сурикова, на что были вскоре получены и разрешение, и 800 червонцев лично от государя.

Неожиданно художник наотрез отказался от высочайшей милости и вместо этого попросил предоставить ему работу по росписи храма Христа Спасителя в Москве. Совет Академии согласился и даже выделил Сурикову мастерскую. Там весной 1877 года Василий Иванович выполнил картоны будущей росписи. Ему заплатили за работу целых десять тысяч рублей. Теперь он чувствовал себя надолго обеспеченным и в начале 1878 года попросил руки давно приглянувшейся ему обаятельной внучки ссыльного декабриста Свистунова, Елизаветы Августовны Шаре. Устоять перед немногословным, но таким мужественным красавцем в шелковой косоворотке, с густыми бровями вразлет и глубоким взглядом больших темных глаз было невозможно.

Молодые сняли маленькую квартирку на Зубовском бульваре и зажили тихо и счастливо. Вскоре у них родились две дочери.

В жене Суриков нашел не только любимую и любящую женщину, но и верную помощницу. Когда она приезжала с ним и дочерьми к его матери в Красноярск, то всегда помогала свекрови на кухне, сопровождала ее в церковь, сшила ей прекрасное платье, в котором Прасковью Федоровну и похоронили.

И все же бешеный сибирский темперамент Сурикова нет-нет да и давал себя знать. В гневе мог даже побить оппонента, за что потом казнил себя. Елизавета Августовна терпеливо успокаивала мужа, и тот слушался ее беспрекословно, хоть втайне ревновал к друзьям-живописцам, даже к , который сблизился с ним вовремя учебы в Академии. Страстность во всем являлась отличительной чертой суриковской натуры. И невероятная требовательность к себе, которой он отличался с первых шагов на художественном поприще. Рассказывают, что как-то ему удалось продать две свои ранние работы за хорошую цену. Опомнившись, Василий Иванович догнал покупателей, вернул им деньги, а холсты сжег...

Именно в Москве Суриков остро почувствовал, что русская историческая живопись - его настоящий путь в искусстве. И с этого пути он больше не свернул. Окрестности Кремля сделались излюбленным местом его вечерних прогулок. Ему чудились в темноте тени стрелецких жен в парчовых душегрейках и страшная непреклонная фигура царя Петра верхом на лошади... Рисунки и акварели исторических памятников, наброски старинной утвари, одежды обозначили подступы к замыслу будущей картины, целиком захватившему художника. Окончательный сюжет «Утра стрелецкой казни» явился ему, по его словам, у Лобного места на Красной площади.

Чтобы облечь этот сюжет, внутренний образ будущей картины, в плоть и кровь, потребовались длительное изучение исторических источников и музейных вещей, десятки предварительных эскизов и этюдов с натуры. Почти три года титанической работы были отданы картине, в которой Суриков явился не только наследником, но и великим новатором русской исторической живописи - от Ломоносова до Ге и Репина. Репин советовал ему заполнить виселицы. «Повесь, повесь!» - убеждал Илья Ефимович. Но Суриков не послушался, красота победила. «Кто видел казнь, тот ее не нарисует», - считал он.

В поисках типажей для образов стрельцов Суриков обшарил все московские «щели» - искал среди могильщиков, на Смоленском рынке, в трактирах. Бегая на морозе по городу в расстегнутом пальто, заболел воспалением легких. Разочаровавшись в докторах, прибег к старому казацкому способу - пустил кровь. К весне полегчало, а летом на кумысе он совсем поправился.

Одну холодную пустую комнату в суриковской квартире, с разбросанными по полу тощими тюбиками красок и двумя сломанными стульями, перегораживал огромный холст. Чтобы охватить взглядом все полотно, художник должен был искоса смотреть на него из соседней, жилой комнаты, куда постоянно забегал, натыкаясь на жену и дочерей.

Это могучее полотно, героем которого выступал народ, публика впервые увидела на открывшейся 13 марта 1881 года очередной выставке передвижников. В тот день народовольцы взорвали бомбой Александра II. На посетителей выставки картина производила большое впечатление, а в снисходительно-сдержанных похвалах критики сквозило явное непонимание ее своеобразия.

Он же тем временем, не давая себе передышки, приступил к работе над «Меншиковым в Березове». С необычайной живостью коренного сибиряка представил себе затерянный на берегу Сосьвы городок и избу, в которой доживал с семьей последние годы опальный сподвижник Петра Великого. Готовясь к воплощению поистине шекспировского замысла, Суриков пристально изучал исторические документы и бытовые реалии, изображения некогда всесильного временщика.

Тема, сюжет будущей картины прояснились, а вот композиция никак не складывалась в авторском воображении. Лето 1881 года Василий Иванович проводил с семьей в подмосковной Перерве. Стояли дождливые дни. Суриков сидел у стола перед раскольничьей божницей. Родные собрались рядом в грустном ожидании хорошей погоды. И вдруг его, словно молнией, озарило: вот оно! Меншиков в Березове. Картина представилась ему во всех деталях.

Лица младших детей героя картины он нашел на следующий день в Москве, куда срочно поехал за красками. А старшую дочь Меншикова, Марию, изобразил в облике своей любимой жены. Так родилась вторая часть суриковской живописной трилогии страдания: казнь стрельцов, ссылка Меншикова, заточение боярыни Морозовой.

Одним из первых подлинное значение Сурикова понял Павел Третьяков. Он приобрел для своей знаменитой галереи «Утро», «Меншикова» и последующие суриковские работы. Полученные деньги позволили художнику после восьми лет непрерывного труда отправиться с женой и дочерьми в длительное заграничное путешествие. Василий Иванович ехал не на отдых, а на «стажировку», от которой когда-то отказался стипендиатом Академии художеств. Его ждали сокровища европейских музейных собраний.

Слава и материальное благополучие не изменили художника. Все знавшие его отмечали редкостную скромность Сурикова, простоту уклада жизни, которую он вел в кругу своей семьи. В этой жизни было мало внешних событий, но она отличалась внутренней насыщенностью и гармонией, полностью подчиняясь неустанному подвижническому труду. Жил он с женой и дочерьми все в той же маленькой квартирке, напоминавшей вещами и обстановкой о сибирских корнях хозяина. В счастливые минуты Василий Иванович снимал со стены гитару и напевал старинные песни. При первой возможности отправлялся на родину, в Красноярск, где создал замечательные психологические портреты земляков, «Сибирскую красавицу», «Горожанку», серию акварельных зарисовок.

В разгар работы семью постигло страшное горе -весной 1888 года скончалась Елизавета Августовна. Долго еще Суриков в дождь и снег бегал на Ваганьковское кладбище к могиле жены и больше года не в силах был вернуться к работе. Только в 1895 году постаревший и поседевший художник закончил свою следующую программную картину «Покорение Сибири Ермаком».

«Степан Разин» стал последним завершенным шедевром в творческой биографии Сурикова, показанным на выставке передвижников 1906 года. А в 1907 году он вышел из утратившего к тому времени свой передовой дух Товарищества передвижных художественных выставок и примкнул к Союзу русских художников. Ему неоднократно предлагали профессуру в Академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Однако Суриков отказывался, ибо слишком дорожил творческой свободой. Его имя, его мощная личность обрастали легендами. Вспыльчивый и нетерпеливый, но прямой и искренний, он по-прежнему не любил досужих советчиков и мало кого пускал к себе в мастерскую. Зато уж тем, кого пускал, вываливал из сундука прямо на пол этюды и эскизы, усаживаясь в своей характерной манере верхом на стул.

Василий Иванович успел еще в компании мужа своей старшей дочери, талантливого художника Петра Кончаловского, совершить плодотворное путешествие в Испанию, где оба они не только наслаждались впечатлениями, но и интенсивно работали. Недаром многие суриковские акварели и рисунки испанского цикла стоят на уровне его высших достижений. Увы, Сурикову было уже под семьдесят. Времени и сил не хватало. Известие о начале Первой мировой войны глубоко потрясло его. Могучее здоровье сибиряка стало быстро сдавать.

Ему вдруг стало тесно дома. Хотелось, вероятно, заглушить поездками сердечную боль и тоску. В 1914 году он в последний раз надолго уехал в Красноярск. Летом 15-го пробовал было лечиться в Крыму, но быстро сбежал оттуда в Москву и лег в санаторий. Не выдержал и там. Вернулся в опустевшую квартиру и 19 марта 1916 года скоропостижно скончался от ишемической болезни сердца. Похоронили Василия Ивановича Сурикова, по его просьбе, рядом с могилой жены, на Ваганьковском кладбище.

Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Биография Василия Сурикова

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед - Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда - Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина - родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова.

Творчество Сурикова

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.

Работы художника

  • Боярыня Морозова
  • Взятие снежного городка
  • Переход Суворова через Альпы
  • Утро стрелецкой казни
  • Меншиков в Березове


  • Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
  • Боярышня со скрещенными на груди руками
  • Вечер в Петербурге
  • Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
  • Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора
  • Посещение царевной женского монастыря
  • Церковь в селе Дьякове
  • Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора
  • Женский портрет