Фурри лучшее. Фурри (субкультура) в России

«Антропоморфизм» фурри понимают как слияние лучших качеств, взятых от человека и от зверя и предпочитают милые и мультяшные образы . Они имеют альтер-эго волков, хищных или иных крупных животных , (преимущественно, кошачьих и псовых), демонстрируют уход от реальности и поиск могущества воображаемого покровителя через отождествление с ним .

Большая часть фурри — это белые мужчины студенческого возраста гомо- или бисексуальной ориентации . Их сообщество неоднородно , включает в себя культурные подгруппы разных направлений. Произведения сексуальной («йифф») тематики с участием персонажей альтер-эго создают субкультуре репутацию помешанных на сексе извращенцев . Однако, кроме йиффа, у фурри есть и другие аспекты , большая часть участников коллекционирует не только эротическое творчество . За пределами круга своих фурри часто высмеиваются .

История


Диснеевский лис Робин Гуд

Фурри полагают, что зарождение и популяризация фурри-жанра произошли под влиянием анимационных фильмов студии Disney. Они отмечают мультфильм «Робин Гуд», в котором зооморфные персонажи заменили собой всех людей. Идея фурри, по их мнению, образовалась при переносе мультипликационных персонажей в реальность взрослеющего зрителя .

Субкультура начиналась с тусовок в гостиничных номерах во время проведения научно-фантастических конвентов в 1980-х . Интернет позволил объединиться людям, которые предпочитали «антропоморфность» в фурри-понимании. Поскольку звери покрыты мехом, англоязычные участники использовали слово furry для обозначения персонажей и для выделения себя в особое сообщество, которое получило такое название .

Фурри в России

Субкультура была заимствована российской молодёжью от западных фурри (в частности, жителей США) и распространилась не только на традиционные места расположения субкультур в России (Москва, Санкт-Петербург и окрестности), но и в регионы . Она малоизвестна , её распространение невелико . Исследование в среде крымских старшеклассников показало, что фурри — наименее известная из молодёжных субкультур . Молодёжный опрос, осуществлённый в Иркутском государственном университете, показал, что из 413 опрошенных только 10 указали на существование субкультуры фурри .

Тем не менее, по утверждению А. А. Чубура, на 2009 год субкультура фурри набирала популярность, о чём говорила посещаемость портала FurNation.ru и возникновение Ассоциации русскоязычного фурри-искусства, с 2003 года выпускающей ежегодные тематические альманахи в печатном и электронном виде .

Фурсона



Типичный персонаж одной из категорий участников

Отождествление себя с зооморфным персонажем является одной из важнейших характеристик субкультуры фурри . Самими фурри оно называется «духовностью» или «чувством внутреннего зверя». Участники говорят об ином типе сознания, который основывается на чувстве внутреннего родства конкретной личности с каким-либо животным . Именно это приводит к увлечению художественным произведением зооморфной тематики, провоцирует творчество (фурри-арт, фанфикшен, фурсьютинг) . Практически у каждого фурри есть свой любимый персонаж из известного произведения или собственный авторский (фурсона ) . Авторский персонаж используется для выражения идентичности в обычном мире и в Интернете . Он именуется, под этим именем и от лица персонажа участник субкультуры общается на фурри-форумах в Интернете. Фурсоне посвящается большая часть творчества, оригинального или фанфикшена. Даже перестав интересоваться субкультурой по причине взросления, бывшие юные участники сохраняют симпатию к своей фурсоне. Некоторые люди продолжают заниматься зооморфным творчеством, прекратив взаимодействие с субкультурой .

Такой подход не является изобретением фурри; отождествление с антропоморфным животным сходно с тотемистическими языческими воззрениями. Появление субкультуры фурри довольно типично для XXI века с его всплеском интереса к язычеству и персонажам, являющимися в той или иной мере животными. По мнению А. В. Агасяна, фурри — «пример архаичности сознания, возвращения к „старым“ верованиям, существующий в наше время в рамках молодёжной субкультуры» . При этом многие фурри не могут точно сказать, почему связывают себя с животными .

Под «антропоморфным животным» здесь понимается вымышленное существо, соединяющее лучшие характеристики человека и животного в анатомическом и поведенческом плане. Фурри мысленно добавляют к своим человеческим чертам способности зооморфов: когти, красивую шерсть, быстрый бег, повышенную регенерацию — в физическом плане; терпимость, приоритет духовности над материальностью, восприятие гармонии природы — в духовном плане . Для своих носителей фурсоны считаются истинным выражением личности, в отличие от персоны публичного характера .

Фурри могут ассоциировать себя с одним или несколькими нечеловеческими биовидами . Для фурсон особенно используются милые и мультяшные образы животных . В целом для фурсон обычны драконы, кошачьи (кошка, лев, тигр), собачьи (волк, лисица, собака). Могут использоваться гибриды, такие как лисоволки (англ. folf) или котокролики (англ. cabbit). Исчезающе мало используются приматы, кроме собственно человека .

В опросе Гербаси на фурри-конвенте (2007) самыми распространёнными биовидами были (с учётом гибридов) лисы (20,6 %), волки (17,6 %), драконы (10 %) и тигры (6 %). В целом кошачьи и псовые заняли три четверти фурсон .

Среди русскоязычных фурри персонажи представлены в основном хищными млекопитающими (~52 % кошачьих, ~39 % псовых и ~9 % прочих хищных). Встречаются также копытные (до 6 %) и другие млекопитающие (носорог, слон, ёж, заяц, панголин, мышь и пр.), птицы и, незначительно, пресмыкающиеся и земноводные (до 20 % совокупно). Кошачьи персонажи представлены львами, реже тиграми, гепардами, леопардами, ягуарами, пантерами, котами и рысями. Собачьи персонажи — это преимущественно лисы и волки .

А. А. Чубур полагает, что преобладание хищников в фурри-арте — следствие поиска могущества через самоидентификацию с воображаемым покровителем (хищным зверем) подобно тому, как это происходило у людей эпохи палеолита .

Создание собственного персонажа основывается на нормах, установленных внутри фурри-сообщества, и, наряду с онлайн-взаимодействиями, даёт контекст взаимодействия и с самим персонажем, и с другими членами сообщества .

В опросе Гербаси (2007) на вопрос «Считаете ли вы себя человеком менее, чем на 100 %?» ответили положительно 46,3 %, а на вопрос «Если бы вы могли стать человеком на 0 %, вы бы хотели этого?» — 40,8 %. У фурри имеются разные воззрения на то, как именно осуществляется их связь с фурсоной. Чаще всего (80,9 %) опрошенные заявляли о разделении особенности нечеловеческого биовида. Кроме того, 43,1 % указали, что родились с этим, а 47,6 % заявили о мистической связи с биовидом. Менее популярными оказались ответы о «нечеловеческом биовиде, запертом в теле человека» (29,2 %), о реинкарнации (27,8 %) и о постоянном чувстве дискомфорта от человеческого тела (23,9 %) .



Типичный персонаж другой категории участников

Фурри-арт

Многие фурри являются талантливыми художниками, создающими арт и собственные фурсьюты , через которые может быть выражена их фурсона. Ей посвящена большая часть фурри-арта. Рисунки могут быть небольшими и выполненными в любительском стиле или полноценными картинами. Большая часть текстов представляет собой разновидность фанфикшена, произведения могут быть короткими рассказами объёмом меньше страницы или большими по объёму и количеству персонажей романами. Они размещаются авторами на специфических интернет-сайтах и больше практически нигде не распространяются. Фурри нередко подчёркивают, что это творчество создаётся исключительно для участников субкультуры .

Участники субкультуры заявляют, что что фурри — это «художественный и литературный жанр, который практикуют и которым наслаждаются десятки тысяч людей по всему миру» . Этот жанр описывается как искусство, создающее гибридных «антропоморфных», человеко-звериных существ. На этом основании фурри относят к нему как собственное творчество, так и другие произведения, к субкультуре отношения не имеющие (например, диснеевский мультфильм «Король Лев», цикл романов Брайена Джейкса «Рэдволл», повесть Яна Экхольма «Тутта Карлссон и Людвиг XIV», книгу «Маугли» Редьярда Киплинга и пр.) .

Мировоззрение и деятельность

Согласно опросу Гербаси (2007), в среднем американские фурри, участники конвента, осознавали себя как фурри в возрасте около 17 лет, а приходили в субкультуру в 19 лет .

Фурри подчёркивают своё отличие от других людей и одновременно — свою близость к природе. Среди качеств, которые они приписывают себе, — понимание психологии животных, любовь к природе и более сильная, чем у других, взаимосвязь с ней , а также вера в важность искусства и умение видеть красоту там, где другие её не замечают. Также фурри считают, что поступают иначе, чем принято, делают странные вещи, знают, как удивить людей, и в целом обладают ярким воображением .

По мнению Л. М. Эрреры, внешнее проявление фурри отражают такие личностные качества, как недостаток чувства реальности, задержка в развитии, самобытность и перенесение душевных травм . С другой стороны, Л. Б. Шнейдер полагает субкультурную фурри-идентификацию поведенческим нарушением, деформацией личности, которая возникает у подростка в качестве защитной реакции на неблагоприятные социальные условия . К. Гербаси в результате опроса на фурри-конвенте в 2007 году заявила о сходстве части фуррей с людьми, имеющими изменённую гендерную идентичность , хотя такая постановка вопроса спорна .

Подчёркивание своего отождествления с очеловеченным животным нередко выражается как демонстративный отказ от использования изделий из меха и натуральной кожи. Он показывает отказ от причинения вреда каким-либо животным. Это напоминает табу на поедание своего тотема или ношение одежды, сделанной из его меха, и не связано с зоозащитными организациями .

Субкультура фурри относится к интернет-субкультурам. Такие вебсайты, как FurNation и FurAffinity, позволяют фуррям выражать себя через творчество, форумные посты и написание историй. Для фуррей действует вики под названием «Викифур» (WikiFur) .

Движение против социальных норм в субкультуре фурри выражается в идентичности (человек объединяет себя со своей фурсоной), сексуальной тематике и общественном использовании фурсьютов (на конвентах) . Многие фурри считают, что только в такой форме раскрывают свою личность, потому что плохо стыкуются с основной частью общества, имея отличия вроде синдрома Аспергера или лицевого тика. Субкультура фурри же позволяет им выразить себя .

Фурри больше любят мультфильмы, чем люди в среднем, и склонны к научной фантастике .

Идеология субкультуры

Внутри субкультуры нет общепринятого определения слова «фурри» . Оно может использоваться для называния совершенно разных явлений: художественного жанра этой субкультуры или предпочитаемого фуррями; сообщества фуррей; искомых зооморфных персонажей; самих фуррей; идеи соединения человеческих и звериных черт в одном персонаже. Поэтому фурри считают, что вопрос «что такое фурри» является непростым и ответы на него значительно разнятся . Большинство фуррей соглашается, что фурри — это тот, кто принадлежит к культуре «фурри-фэндома». Под «фурри-фэндомом» понимается общность людей с ярким интересом к зооморфным персонажам; при этом почти все фурри имеют нечеловеческую идентичность .

Участники презентуют свою субкультуру как разнородное сообщество, которое включает в себя как людей технических специальностей, так и профессиональных спортивных маскотов, кукольников, аниматоров и других ремесленников, происходящих из самых разных сфер и выражающих свою культуру различными способами. Также они рассматривают фурри-жанр как часть фурри-фэндома . Специфично фуррёвой, отсутствующей в других культурах, идеей некоторые из них считают саму идею формирования идеализированных человеко-звериных персонажей .

Что типично, общие идеи фурри-субкультуры становятся базой для локальных культур подгрупп, диапазон которых широк. Внешнее давление на фуррей (из-за стереотипных представлений) только усиливает различия между частями сообщества . Находящиеся в фурри-сообществе художники и любители зооморфных персонажей не принимают серьёзности, с которой фурри относятся к своему отождествлению с фурсоной, считая это игрой .

Одни люди приходят в субкультуру ради йифф-арта (сексуальной тематики), другие — ради тусовки на конвентах. Есть также подгруппа спортивной направленности, соединяющая идеи спортивных фанатов и фурри. В неё входят такие проекты, как виртуальная баскетбольная лига FBA (Furry Basketball Association), проекты, посвящённые хоккею или гонкам NASCAR. Эта деятельность — по сути ролевая игра с использованием фурсон, основанная на случайных бросках кубика и имитирующая разные стороны реальной спортивной жизни, включая спортивные медиа. Для воплощения вымышленного мира FBA объединяются участники с разными талантами. Однако с учётом того, что фурри предпочитают милые образы для фурсон, проект FBA подрывает маскулинные идеалы спорта, создавая угрозу для нормативных взглядов на атлетизм .

Фурри разделяют свой мир и «человеческий», полагая, что в мире фуррей (конкретном ролевом мире) отсутствуют такие проблемы, как расизм. Однако одновременно подразумевается, что оба мира сосуществуют, и во внутриигровой активности проявляются события реальности, такие, например, как убийство Трейвона Мартина. Это политизирует отыгрыш персонажей в сообществе . Некоторые жёстко противопоставляют оба мира, говоря, что хуманы (все остальные люди) слишком отошли от природной естественности и ненавидят фуррей . Согласно опросу Гербаси (2007), 29 % американских фуррей, опрошенных на конвенте, скрывают от родственников свою причастность к субкультуре .

Демография фуррей

Большая часть фуррей — молодые мужчины . В опросе Гербаси (2007) доля мужского пола в субкультуре составила 86 % (при 49 % для всего населения США в 2006 году). Также Гербаси показала, что фурри мужского пола (~26 лет) в среднем старше фуррей женского (~23 года) .

Сексуальность фуррей значительно отличается от социальных норм. Опрос Гербаси (2007) показал, что фуррь мужского пола с большей вероятностью окажется гомосексуальным (31,5 %) или бисексуальным (40,5 %), чем обычный мужчина. Гомосексуальность мужчин была представлена в основном в тех случаях, когда фурри считали себя не полностью людьми и хотели бы при возможности полностью стать существами иного биовида. Гетеросексуальность, наоборот, сочеталась с признанием 100 % человечности и отсутствием желания полностью утратить эту человечность. Сексуальная ориентация фуррей женского пола, выявленная в опросе, была гетеросексуальной (58,3 %) или бисексуальной (41,7 %), но не гомосексуальной .

Подавляющее большинство русскоязычных фурри называет себя язычниками, некоторые — агностиками или атеистами или демонстрируют положительное отношение к буддизму или индуизму. Крайне редко встречаются фурри-христиане .

Атрибутика и фурсьюты


Фуррь в фурсьюте на Furry Weekend Atlanta 2015

Фурри носят одежду и ювелирные украшения с изображением фурсоны, подчёркивая этим внутреннюю связь между собой и своим персонажем. В то же время мистического значения этой символике не придаётся . Одежда большинства участников канадского фурри-конвента Furnal Equinox-2015 относилась к стилю ботаника или вдохновлённому рэйверами .

Малая часть участников субкультуры занимается фурсьютингом — изготовлением костюмов зооморфных персонажей , которые являются полноразмерным отображением фурсон и нужны для конвентов и тусовок. Наряду с созданием арта, фурсьюты дают фуррям чувство принадлежности к сообществу и идентичности со своим персонажем за пределами интернет-сообщества . Фурсьюты шьются не из меха или шкур животных, а из фабричных материалов . Они очень индивидуальны внешне и не повторяются. Многие сопровождаются аксессуарами (зонтиками, подтяжками, очками и пр.) . Поверх костюма может быть надета обычная одежда, дополняющая образ .

Во время ношения фурсьютов на конвенте многие фурри общаются только жестами, чтобы не разрушать образ своей фурсоны .

Однако полный фурсьют дорог, поэтому большая часть фуррей его не имеет. В опросе Гербаси только 26,4 % опрошенных указали, что владеют фурсьютом. Альтернативой служит частичный фурсьют (например, уши и хвост) .

Сленг

В английском языке субкультура фуррей называется furry fandom ; в русском — феррдом .

В русском языке слово фурри применяется к лицам обоих полов, иногда склоняясь (в этом случае может использоваться форма фуррь ) . Во множественном числе фуррь снова превращается в фурри (например, во фразе «сайт фуррей») . Кроме этого, представитель субкультуры может также называться пуш , пушистик , фёр , фуррик , фурфаг .

Субкультура фурри является лингворепродуцирующей. Отождествление себя с животным значительно влияет на естественный язык её представителей, которые воспроизводят звуки различных животных («гав», «мур», «мяу» и др.) . Смягчённая манера говорить усиливается такими звуками в соответствии с фурсоной. Фурри-кошачьи говорят о себе мя , мяу , мяф вместо местоимения «я». Также они трансформируют другие слова («не понимаю» → «не понимяу», «двумя» → «двумяу», «Мурманск» → «Мурр-манск» или «Москва» → «Мяусква»). Фурри-собаки адаптируют слова иначе, с применением звуков «гав», «гам», фурри-волки — с применением звука воя . Т. Г. Никитина приводит следующий сборный пример фурри-лексики (формы обращения, приветствия и оценочная лексика): «Хрю-хрю, как дела? Пуфысто! Мяфф! Муррно! МЯФФФНО! Прям мррррлыкать хочецо. Фырк, Аня, ты либо фуррь, либо не фуррь! Главное — ФФОСТ!» .

Слово хуман используется как замена слову «человек» , в том числе в качестве противопоставления фуррей хуманам (всему остальному человечеству). Эротика фуррей носит название фурротика .

Йифф

Слегка цензурированный yiff-арт лесбийской (наиболее редкой) н

Возврат к природе, постулируемый идеологией фурри, подразумевает также снятие табу с темы секса, который на сленге называется «йифф» (как считается, в подражание звукам спаривающихся животных). Поэтому секс становится закономерным компонентом субкультуры фурри . «Йиффливые» работы изображают личные фурсоны в эротических ситуациях. Они публикуются на сайтах DeviantArt, FurAffinity и FurNatoin. Наличие такого творчества наряду с личными фурсьютами ославило субкультуру как помешанных на сексе извращенцев. Как и в случае жанра слэш, отношение к подобному творчеству индивидуально и нечасто может распространяться на группу в целом . Большая часть фуррей собирает и эротический, и неэротический арт . Секс и фурри-порнография является лишь одним из аспектов их образа жизни .

Йифф-арт изображает зооморфных персонажей с человеческими гениталиями; они также участвуют в обычных половых актах. По мнению фуррей, именно человеческие, а не анатомически правильные гениталии животных, изображаются потому, что это помогает зрителям поставить себя на место нарисованных персонажей . Для непосвящённого йифф-арт выглядит как низкокачественная продукция для массового потребителя (хотя есть и мастерски выполненные работы) .

Принадлежность к фурри влияет и на сексуальное поведение: некоторые фурри используют фурсьюты или грим в своих занятиях сексом, подражают звукам, которые издают при спаривании соответствующие биовиды .

Большинство сексологов Северной Америки хочет знать, действительно ли у фурри проявляется подлинная парафилия или это лишь преувеличение СМИ . Представители российской школы Бухановского рассматривают фурри как частный случай болезни зависимого поведения, а именно расстройство сексуального предпочтения. По их данным, развитие ситуации происходит следующим образом: вначале человек рассматривает изображения людей с деталями животных (фурри-персонажей), затем появляется потребность мастурбировать именно на такие образы, формируется зависимость, исчезает нормативная сексуальность и человек дезадаптируется .

Конвенты

Субкультура фурри имеет ряд собственных специализированных конвентов, крупнейшим из которых является Anthrocon (с 1997 года), ежегодно проходящий в Питтсбурге, штат Пенсильвания (США). Есть также Confurence . В Канаде крупнейший конвент Furnal Equinox в 2015 году посетило 910 участников .

В пространстве конвентов отсутствуют публичные занятия сексом в фурсьютах; могут присутствовать маленькие дети участников. Фурсьюты также встречаются не у каждого участника; многие носят частичные костюмы (например, уши и хвост), а персонал, обсуживающий место проведения конвента, одет в обычную одежду. Центральное помещение занято «Логовом дилеров», где продаются чучела животных, фурсьютная атрибутика (уши, лапы, звериные ошейники и хвосты с имитацией естественного движения), футболки с надписями (например, fur fag), а также реалистичное оружие и ювелирные изделия. Там же расположены стенды разных художников и демонстрируются их портфолио. В рамках конвента проходит парад фурсьютов, участники которого обожают сниматься на фото и видео. В одном из залов конвента фурри играют в различные видеоигры. Конвенты открыты для не-фуррей, в то время как сами фурри заняты знакомствами и развлечениями .

Фурри и общество

Образ фурри в обществе известен по Vanity Fair (2001) и серии CSI «Fur and Loathing» (2003) , а также, более доброжелательно, отображён в книге Caudron (2006). Программа HBO в эпизоде «Entourage» (2007) содержала сексуальный сюжет о фуррях. СМИ создают фуррям репутацию людей с психологическими проблемами .

Субкультура Фурри у неподготовленного человека может вызвать неоднозначную улыбку. Все потому, что поклонники фурри интересуются… не то животными, не то людьми. Это и есть фурри – животные, которые передвигаются и одеваются как люди. Такие образы используются в литературном творчестве, анимации, изобразительном искусстве. Поклонник фурри стремится всячески воплотить себя в выбранном образе. Название субкультуры произошло от английского «furry» или «furries» - пушистые.


Итак, субкультура фурри появилась в восьмидесятых, в США. Там она разрослась до внушительных размеров – около ста тысяч человек. У нас в стране поклонников фурри не больше четырех тысяч. Но, согласно исследованиям, российские почитатели фурри более ценят внутреннее духовное сопоставление себя с животным.


Антропоморфные животные, которые разговаривают и носят одежду, часто встречаются в анимационных фильмах. Старые добрые «Мишки Гамми» и «Чип и Дейл» тоже можно отнести к культуре фурри.


Любители фурри чаще всего рисуют. При этом используются самые разные представители фауны, но большинство склонно отождествлять себя с хищниками: волками, лисами, львами. Существует немало работ на тему фурри, выполненных художниками-профессионалами. Поклонники субкультуры, которые не рисуют, отождествляют себя с животным с помощью поведения, повадок. Обычно они ведут активное общение на соответствующих сайтах, форумах, в чатах. Они ведут переписку от лица, придуманного ими персонажа. Нередко из этого выходят целые художественные произведения с сюжетом, диалогами, конфликтами.

Ярые фанаты субкультуры стараются и в повседневной жизни походить на любимый образ. Это проявляется в прическе, цвете волос. Фурри рисуют себе на лице звериные мордочки, носят накладные ушки и хвосты.


Зачастую фурри своими руками изготавливают костюмы. Образ должен был тщательно продуман! Поклонники субкультуры в костюмах проводят время с друзьями, гуляют, играют в подвижные игры. Их также можно встретить на детских праздниках в качестве аниматоров. Фурри устраивают для себя встречи: собираются в условленном месте, знакомятся. На слетах фурри могут проводится конкурсы на самый впечатляющий костюм, рисунок или песню. Да, фурри поют! Это целое направление в музыке. Песни, так или иначе, посвящены животным.

Сами фурри по-разному объясняют свое увлечение. Одни эмоционально рассказывают о любви к природе и животным. Им намного комфортнее проводить время в лесу или парке, нежели в окружении людей. Другие относятся к фурри как к увлекательной игре, развлечению. Третьим нравится проявлять свои творческие способности в рисовании и музыке.

А вот люди, далекие от субкультуры, скорее всего, примут фурри за защитников животных или представителей рекламной акции.

Городские сумасшедшие или незаурядные фантазеры? Фурри – это чаще всего дети и подростки, которым необходимо самовыражение. И субкультура «пушистиков» неплохо подходит для этого!

В мире множество различных субкультур. В них входят люди, которые отличаются по своему поведению и внешнему виду от большинства. Стремясь выделиться из общей массы, они ищут единомышленников. Так создаются подкультуры.

Примеры субкультур

  • Музыкальные - эти движения связаны с отдельными направлениями музыки. Например, хиппи были поклонниками рок-музыки и отличались длинными волосами и пацифистскими взглядами.
  • Интернет-сообщества - связаны с появлением новых технологий. Их количество постоянно увеличивается.
  • Спортивные - привлекают в свои ряды фанатов различных спортивных состязаний, например футбола.
  • Арт-субкультыры - происходят от увлечения каким-либо видом искусства помимо музыки. Ярким примером служит ролевое движение, которое тесно связано с фантастикой и фэнтези. Анимация Японии породила отаку, представители которой увлечены поп-музыкой, мангой, аниме, дорамами и прочим.

В России, как и во всем мире, в последнее время распространилось движение фурри. Кто это? Узнаем из статьи.

Сообщество фурри

В переводе с английского «фурри» означает «пушистый». Такое название связано с тем, что представители этой подкультуры увлекаются антропоморфными зверями. В основном человеческие повадки приписывают хищникам и грызунам, тело которых покрыто пушистым мехом. Например, лисы, крысы, гепарды, львы, волки. Из-за этого их и стали называть в англоязычных странах «пушистыми».

Особенностью сообщества является то, что люди стремятся воплотить образ антропоморфного зверя в себе или своем творчестве. Многие идентифицируют себя с выбранным персонажем.

Антропоморфные животные являются представителями сказочных персонажей, которые сочетают в себе яркие качества зверя и человека. Они ведут себя как люди.

Кого относят к фурри

Субкультура объединяет тех, кто идентифицирует себя с антропоморфными существами, и тех, кто создает изображения любимых персонажей. Среди них могут возникать противоречия относительно принадлежности к одной субкультуре. Иногда они и вовсе не признают друг друга. Однако стоит рассмотреть подробней, кого же объединяет рассматриваемое сообщество.

К фурри (субкультура) относятся:

  • Почитатели художественных и анимационных произведений, в которых участвуют антропоморфные животные. Например, «Черепашки ниндзя», «Король-лев», «Мишки Гамми», роман «Рэдволл» Б. Джейкса.
  • Художники, которые любят рисовать вымышленных героев. Они же и производят фурри-арт.
  • Люди, которые воспринимают себя в качестве персонажей анимационных и художественных произведений.

Представитель подкультуры может обладать одним или всеми качествами, перечисленными выше. В любом случае его можно относить к «пушистым».

История возникновения

Считается, что сообщество зародилось в США в 80-х годах ХХ века. Сегодня фурри (субкультура) существует во многих странах мира, включая Англию, Канаду, Германию, Японию, Австралию, Россию. В разных странах количество представителей «пушистых» отличается. Например, в США их более 100 тысяч человек.

Появление субкультуры связывают с увлечением анимационными фильмами, в которых герои представлены в виде антропоморфных животных. Например, диснеевский Робин Гуд создан в образе хитрого лиса.

Широкое распространение сообщество получило благодаря всемирной сети Интернет. Поклонники и единомышленники могут общаться, делится творчеством, назначать встречи, создавать тематические сайты.

Творчество фурри

Поклонники этого направления увлекаются различными видами творчества, с помощью которого они воплощают идею единения с природой и любимым персонажем. Среди них много художников, авторов сценариев, иллюстраторов, скульпторов, музыкантов, писателей.

Не все имеют одинаковый уровень мастерства, поэтому начинающие стремятся приобрести как можно больше подобной продукции. Большой популярностью пользуются фурри-комиксы, куклы, картинки.

Среди произведений этого направления встречаются и работы военной направленности. Очень популярны среди них фурри-милитаризм, которые живут в мире войн и апокалипсиса.

Свои произведения представители данной субкультуры распространяют на специальных сайтах. Очень часто они не уступают профессиональным изданиям.

Костюмы для фурри

Чтобы достичь совершенства, необходимо полностью перевоплотится в любимого антропоморфного животного. Для этого шьются специальные костюмы, которые называют фурсьюти.

Во многих странах фурри пользуются своими костюмами в обычной жизни. Они ходят в них на прогулки, катаются на мотоциклах, играют в баскетбол. Многие из них выступают на детских мероприятиях, развлекая всех присутствующих.

В разных городах проводятся собрания представителей одного сообщества, они называются фурренции. На них все веселятся, знакомятся, участвуют в конкурсах костюмов и рисунков.

Как фурри поддерживают образ без костюма

Большинство «пушистых» не стремятся выделяться из толпы в повседневной жизни. Они не носят костюм на работу или учебу. Однако и без него многие поддерживают свой образ. Для этого достаточно применить один из способов:

  • изменить прическу - при обесцвечивании кончиков волос образ станет напоминать лису;
  • грим - позволит подчеркнуть нужные детали в виде больших глаз, звериного носа, кошачьих усов;
  • детали одежды в виде хвоста, ушей, лап добавят образу реалистичности.

Для большего реализма хвост можно не просто приколоть к одежде, а продеть его сквозь небольшую дырку в штанах или юбке. Хотя чаще всего его вешают на ремень. Что использовать для того, чтобы соответствовать своему антропоморфному герою, решает отдельно каждый фурри.

Субкультура в России

В нашей стране это направление пока не очень популярно. Направление фурри (субкультура) только начинает набирать обороты в России. Тех, кто считает себя частью сообщества, всего несколько тысяч. Ну а тех из них, кто ходит в специальных костюмах, единицы.

В отличие от США, движение фурри в России зародилось от внутреннего мироощущения. Его приверженцы считают, что путь к совершенству лежит через объединение лучших качеств животного и человека. Соединение должно пройти как в душе, так и в теле.

Свои стремления они проявляют в творчестве (фурри-арт). Многие из них сочиняют стихи, поют песни, рисуют идеальных персонажей.

Встречи русскоговорящих фурри начали проводиться в России с 2001 года. Часто можно услышать, как их называют «русфурренциями».

Что представители фурри думают о себе

Все фурри по разному относятся к своему увлечению. Для одних это образ жизни, для других - игра.

Вот некоторые основные постулаты:

  • Фурри является смыслом жизни, в которой чувствуется неразрывная связь с природой. В образе зверя (реального или мифического) существует ощущение гармонии с природой.
  • Это обычная игра. Такая же, как пейнтбол. Для военных игр люди переодеваются в камуфляж, берут оружие и прячутся с ним в кустах и зданиях. Однако они не солдаты, так и фурри - не звери. Они играют во что-то необычное, чтобы узнать себя с неизвестной стороны.
  • Фурри - это состояние души, при котором срываются кандалы обыденности. Человек имеет возможность показать все свои положительные качества, дополняя их особенностями зверя. Воплощается все это в художественных произведениях и в арте.
  • Многих привлекает природа и то чувство умиротворенности, которое она дает. Лучше сидеть в одиночестве в образе любимой кошки, чем толпиться среди массы людей на дискотеке.

Кто такие Фурри? И что за субкультура может быть с таким странным названием?

В переводе с английского Furry ["fɜːrɪ] означает меховой, пушистый. Из этих простых слов уже можно представить, что члены фурри как-то связаны с животными и внешним их видом.

Основой субкультуры фурри является слияние человека и животного в единое целое. Такая антропоморфизация животного мира обусловлена симпатией человека (фурри) к ярким представителям комиксов, мультфильмов и даже фильмов с четвероногими друзьями. Но это лишь одна из причин экзистенции фурри. Есть еще масса положительных мотивов на ряду с психологическими, социальными и подневольно-коммерческими. Но о худшей стороне этого прекрасного мира мы не будем говорить, поскольку ее доля настолько мала и изолирована, что просто Пшик.......

Так все-таки, как выглядят эти фурри, и как найти их среди нас?

В повседневной суете жизни, в транспорте, в очереди к доктору, и в тому подобных социальных толкучках встретить Фурри нелегко. Внешне это такие же люди как и Мы с вами, только в разговоре можно понять их особую любовь к животным, к отдельным представителям этой обширной фауны. В их диалогах можно разобрать желание быть наделенными особыми качествами от импонирующих им зверей. Чаще, это скорость реакции, меховой покров, выносливость, клыки-когти, зоркое зрение, связь с природой, умение разговаривать с животными... Но это не все, что можно услышать, многое можно увидеть ...

Увидеть фурри можно на детских праздниках-утренниках, фестивалях посвященных тематическому кино, на митингах защиты природы, на публичных выступлениях фонда защиты диких животных, на фурри-конвентах, на спорт. событиях и еще на многих мероприятиях не отменяющих их присутствия. Вот как раз Вы и сможете заметить и даже налюбоваться их искусством перевоплощения!

Переодевшись в костюм антропоморфного существа они забавляются с публикой, чаще с детьми, иногда с настоящими животными, хотя от вторых и третьих порою достается им сильно. Фурри обожают играть между собою, по звериному заигрывать, нападать, лаять, щекотаться и обниматься. В общей своей массе это очень позитивные и приятные люди. Многие из них затрачивают уйму времени, чтобы сшить/заказать/купить костюм полюбившегося им зверя.


Костюм (фурсьют) может быть выполнен как в виде простого талисман-маскота , так и в виде сложных конструкций с механизмами движения челюстей , ушей , хвостов , объемных глаз и . . Такая аниматроника зачастую бывает еще и радиоуправляемой. К примеру, второй человек - ассистент фурри, может управлять движениями ушей, расправлять гриву, поднимать шипы и много чего еще на что у фурри не хватает рук.

Средняя стоимость костюма находится в пределах $1000 США, но она широко размазана по границам ценообразования, всё зависит от Вашей фантазии и степени подобия зверю помноженной на механизированность костюма. Стоимость "головы" часто составляет половину стоимости всего фурсьюта.

В духовном плане

Некоторые из фуррий убеждены, что человек и животное - суть неделимого природного духа. Многому нам следует научится от животных, и никогда не разрывать той священной цепочки соединяющей нас в единое разумное живое состояние на планете Земля. Большинству убежденных фуррий снятся сны (кстати, может быть они и Вам снились), где фурри полностью ощущают себя зверями, обитают в животной среде, бегут низко прижавшись к траве, плывут под толщей бирюзовой океанской воды, роют землю, летят широко расправил крылья над неизведанными просторами планеты... Такие сны для них явный признак присутствия в нас животного духа. Каждый человек похож на своего Зверя-близнеца, и об этом фурри могут рассказать многое Вам.

Фурри отождествляет себя на уровне души и тела с животным, и пытается жить по новым канонам своего неосущества. Такие люди в основном миролюбивы, не терпят насилия, берегут природу и финансово поддерживают фонды защиты животных.

Человеку ничто не чуждо

Абстрактное человеческое мышление и умение совмещать казалось бы на первый взгляд противное одно другому привели часть заинтересованной субкультуры к интимному вопросу. Что в принципе, неизбежно во всем где бы изощренный ум человека не трудился. Мохнатый киберсекс стал одной из составляющей творческой деятельности этой большой фуррплеяды. Внутри такого интересного общества часто возникают размолвки на острие интимного скользкого вопроса. Одни считают, что занимающиеся йифф-арт ом и фурркибер сексом не достойны называться фуррьями, другие требуют отделить их в отдельную касту... Третьи, кто по духу не являются фуррьями, а носят костюм из-за должностных обязанностей вообще не хотят об этом даже думать.

Ареал обитания

Как считают фурри-поклонники (фурри-фэндом) субкультура возникла еще в 1965 году, когда на экраны вышел мультсериал "Император джунглей" Осамы Тэдзуки, но Фрэд Паттен, историк аниме считает, что исходная точка субкультуры лежит ближе к нам, а точнее в координатах научно-фантастического конвента 1980 года, когда изображение одного из антропоморфного героев в книге Стива Галаччи вызвало бурную дискуссию, и тем самым сформировало группу поклонников. На протяжении 80-х они издавали фэнзины с тематикой фурри, собирали литературу и кино-материал с антропоморфными героями, создавали фэн-клубы и многое прочее.


Какое бы там не было начало фурри-фэндома, в конце 80-х годов это сообщество уже вызывало достаточный интерес, чтобы организовать свой первый фурри-конвент в Калифорнии. Теперь конвенты проходят ежегодно в Северной Америке и Европе. На таких мероприятиях часто устраиваются аукционы, собранные средства направляются в фонд защиты животных. В России такие эвенты набирают популярность уже с 2001 года.

И конечно же не стоит забывать про Интернет. Он сыграл большую роль для развития субкультуры фурри. Сейчас, на его просторах можно встретить многочисленные фэн -сайты , радио и телевидение . Даже в онлайновой ролевой игре "Second life " есть место для фуррей, не говоря уже о многочисленных MMORPG .

Представителей субкультуры фурри можно встретить почти в любом уголке земли. Россия не исключение. Даже Ваш сосед за стенкой может оказаться тайным фурр-фэном.

Иные

Есть субкультура териантропов (оборотней), для которых связь фурри и мультяшных героев является оскорбительной. Себя они никак не связывают с фурри и их происхождением. Более серьезно, можно сказать "на научном подходе" они смотрят на связь человека и животного. Териантропы считают себя зверями живущих по трагической ошибке в телах людей. Наивысшей точкой развития или правильнее сказать гармонии животного и человеческого существа в единстве они считают шейпшифтинг, это когда тело может трансформироваться в животное и обратно в человеческое тела.

Существует понятие Кигуруми , которое для японцев означает того же самого фуррия - человека переодетого в костюм мультяшного героя... Однако на просторах интернета, кигуруми пока закрепилось за персонажами с человеческими лицами и откровенными костюмами...

Вот и всё

Кому-то фурри покажутся странными, кому-то несерьезными людьми, кто-то увидит в них прекрасное, а кто-то станет еще одним членом этого многочисленного и неприметного общества. Как бы там ни было, а всё-таки радует, что фурри - это позитивные добрые люди помогающие животным и природе.

наташа федоренко

Леон с детства интересовался животными - это началось совсем в юном возрасте после мультфильмов «Король Лев», «Спирит» и «Балто». Он много рисовал их - все игрушки дома тоже были в виде зверей. Потом было аниме «Легенда о серебряном клыке Уиде» о собаках. «Я общался с людьми в интернете, рисовал фан-арт. Тогда я уже знал о фурри, но относился безразлично, пока не увидел фурсьютера в одном парке. Сначала этот фандом показался мне странным и дорогим, но как-то пошло-поехало, и вот недавно я завершил свой седьмой костюм», - рассказывает Леон.

Леон - фурри (от английского «fur», мех), то есть любит антропоморфных животных - тех, что ведут себя как люди. Говорящие животные знакомы нам со времён Эзопа, что уж говорить о «Диснее». Тем не менее появление субкультуры обычно относят к 70-м годам и первым андеграундным зинам, которые не создавали улучшенную версию Микки Мауса, а предлагали свой взгляд на человекоподобных зверей. Историки фандома Октавия Вульф и Фред Паттен связывают его появление с изданием Vootie и комиксом «Омаха, кошка-танцовщица», в котором открыто говорилось о сексе между антропоморфными животными.

Впрочем, само слово «фурри» начало набирать популярность после Мирового конвента научной фантастики в 1980 году, где обсуждали первого персонажа из будущего комикса «Albedo Anthropomorphics» - антропоморфную кошку, которая служит в инопланетных войсках. С тех пор фурри только набирали популярность: в начале 90-х уже проходили первые конвенты, а появление широкополосного интернета помогло субкультуре разрастись на весь мир. По сути, фурри мало чем отличаются от представителей других фандомов (любителей научной фантастики или аниме) - правда, чаще всего они предпочитают жанр «ориджинал», где персонажа нужно придумывать самостоятельно, а не брать готового из поп-культуры.

← Короткая документалка «Быть фурри»

Фурсьюты и фурсоны

«На сходки часто приходят люди без костюмов, и их не так уж мало. Не у всех есть деньги, а кто-то не хочет переодеваться по своим причинам», - рассказывает Леон. Чаще всего мы думаем о представителях фандома как о людях в фурсьютах, то есть костюмах животных, однако их меньшинство. Согласно результатам междисциплинарного «Международного антропоморфного исследования», костюм носят лишь 20 % людей в фандоме. Иван, фурри с двухлетним стажем, рассказывает, что заказать фурсьют в приличной российской мастерской обойдётся минимум в тысячу долларов.

Фурсона - уникальное антропоморфное животное, с которым ассоциирует себя фурри, проще говоря, альтер эго. Участники фандома продумывают все мелочи о своей фурсоне - от цвета глаз до характера

«Это сложно, это дорого. Одна голова обходится в двадцать тысяч рублей, и это ещё очень дёшево. В России зарабатывают меньше, чем на Западе, и мы привыкли к дешевизне. Хотя в США отдать за фурсьют две с половиной тысячи долларов абсолютно нормально», - рассказывает Леон. Эрнст, в фандоме уже четыре года, объясняет, что для хорошего фурсьюта даже собственного производства придётся подождать и хорошо заплатить: «Основа для костюма - минимум двенадцать тысяч рублей. Плюс надо понимать, что российский мех - это потрёпанная кошка, а американский дорогой. Одна доставка обойдётся не меньше чем в две тысячи рублей». Из-за дороговизны мастерских многие фурри делают костюмы сами, однако признаются, что это очень не просто. «Иногда мне кажется, что фурсьютмейкеры - боги. Это очень талантливые люди», - считает Эрнст.

Костюм обычно шьют, копируя «фурсону» заказчика - вымышленное пушистое альтер эго, в котором важны и внешность, и характер. Эрнст рассказывает, что разработка фурсоны - это возможность выбрать себе новую личность: «Человек не может изменить свой характер или пол, в то время как здесь ты лепишь себя словно из пластилина. Вот я ощущаю себя панк-рокером с ирокезом, зелёными глазами и чёрными волосами, но в реальности выгляжу абсолютно иначе».

Как часто использовать свою фурсону - каждый решает сам. Эрнст надевает костюм, когда он чувствует себя грустным и злым, а в обычной жизни носит только ошейник. Мила часто надевает костюм на прогулку, ходит в нём по дому - может даже уснуть в нём. «Пару раз я приходил на учёбу в фурсьюте - реагировали забавно. Но это так, на один раз побеситься. Вообще нравится ходить так на концерты, но в целом это опасно для костюма и может быть жарко. Сам так не делаю, но знаю фурри, которые в повседневной жизни носят хвост или перчатки», - говорит Леон.

Йифф и костюмы для секса

Эрнст и другие фурсьютеры рассказали нам, что почти никогда не сталкивались с агрессией на улице. Фурри любят дети - правда, иногда слишком сильно дёргают за хвост или уши, что угрожает костюму. «Моя любимая аудитория - районные алкаши, они отлично принимают мой сьют. Они самые крутые», - говорит Эрнст. Правда, это не значит, что в интернете и медиа все думают так же. С тех пор как фурри стали заметны на Западе, первые попытки исследовать их оказались как минимум неудачными.

Фурсьют - сделанный на заказ пушистый костюм, выглядит как изображение фурсоны. Бывает полный или частичный, например только лапы и хвост. Самые популярные животные для фурсьюта - волки, лисы, собаки, семейство кошачьих