Камиль писсарро ударение. Камиль писсаро, картины с названиями и биография
Жако́б Абраа́м Ками́ль Писсарро́ (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro, 10 июля 1830, остров Сент-Томас - 12 ноября 1903, Париж) - французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма .
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье. Отец его был еврей-сефард Абрам Писсарро, мать - Рашель Мансано-Помье, уроженка Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.
В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро , Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи . Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа.
Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.
По своим политическим взглядам Писсарро был убеждённым анархистом и оказывал регулярную помощь деньгами анархистским изданиям и самим анархистам во Франции и Бельгии. Впрочем, на творчество Писсарро анархизм не оказал никакого влияния. Точно так же анархизм не повлиял и на практическую сторону жизни Писсарро: нуждаясь в деньгах, художник время от времени принимал участие в коммерческой деятельности своего отца.
Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с такими художниками, как Дега , Сезанн и Гоген . Писсарро - единственный участник всех восьми выставок импрессионистов.
Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей - Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них - Жорж и Люсьен - стали художниками.
Художник скончался 12 ноября (по другим сведениям - 13 ноября) 1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Писсарро начинал как ученик Камиля Коро . В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещённых предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают.
Работы, прославившие Писсарро, - это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писсарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.
После знакомства с Жорж-Пьером Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писсарро вернулся к своей обычной манере.
В последние годы жизни у Камиля Писсарро заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.
В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.
По своим политическим взглядам Писсарро был убеждённым анархистом, и оказывал регулярную помощь деньгами анархистским изданиям и самим анархистам во Франции и Бельгии. Впрочем, на творчество Писсарро анархизм не оказал никакого влияния. Точно так же анархизм не повлиял и на практическую сторону жизни Писсарро: нуждаясь в деньгах, художник время от времени принимал участие в коммерческой деятельности своего отца.
Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писсарро - единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.
Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей - Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них - Жорж и Люсьен - стали художниками.
Художник скончался 12 ноября (по другим сведениям - 13 ноября) 1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Творчество
Писсарро начинал как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают.
Работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.
После знакомства с Жорж-Пьером Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писарро вернулся к своей обычной манере.
В последние годы жизни у Камиля Писсарро заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
Писсарро писал также акварелью и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.
Один из первых импрессионистов, который внес огромный вклад в мировую культуру - Камиль Писсарро. Картины этого художника можно узнать по мелким грубым мазкам масла, точным деталям и солнечной атмосфере. О нем сегодня и пойдет речь.
Камиль Писсарро: картины, биография
Этот человек родился в семье торговца, и у него было мало шансов стать живописцем. Писсарро даже собирался унаследовать дело отца, пока не встретил Фрица Мельби, своего первого учителя. Уже к тому времени у юного живописца были навыки в рисовании, так как он занимался этим в свободное от работы время. Наибольшую известность принесли художнику по имени Камиль Писсарро картины с названиями:
- "Бульвар Монмартр в Париже";
- "Дорога в Роканкуре";
- "Площадь французского театра в Париже";
- "Красные крыши";
- "Баржи в Ла Рош Гийон";
- "Берег реки Уазы в Понтуазе";
- "Женщина, сжигающая сучья".
Бульвар Монмартр в Париже
Эта картина - очень свежая и яркая. На ней изображена дорога, чистое небо, пригород и несколько деревьев.
Теплая цветовая гамма подобрана очень верно, в картине нет ярких контрастов.
Синеватые, охристые, зеленоватые пятна на холсте очень гармонично смотрятся вместе. Можно сказать, что все цвета картины - пастельные. Благодаря этому создается ощущение уюта.
Многие люди привыкли, что небо голубого цвета. Однако, присмотревшись внимательнее, можно увидеть множество оттенков, как это сделал Камиль Писсарро. Картины этого импрессиониста полны рефлексов и разнообразных цветовых сочетаний. неба - ярко-бирюзовый. Чисто-белый встречается только в самых светлых частях облаков. Гораздо чаще в тучках встречаются зеленоватые и охристые оттенки, будто небо впитало цвет травы и песка на дороге. Эти оттенки художник добавил для того, чтобы объединить небо и землю. Если бы небо было только голубым, без оттенков - оно смотрелось бы отдельно, и единство композиции потерялось бы.
Передний план картины
Слева мы видим небольшую деревню, крыши её маленьких домов. Возле них - небольшая лужайка сочного В самом ближнем доме можно различить такие же зелёные ставни. Оттенок обожженного кирпича прекрасно сочетается с желтыми, охристыми, серыми и Эти дома - одновременно разные по форме, но очень близкие по цветовой гамме. Впереди - человек рядом с повозкой, в которую Мы можем понять это всего по нескольким мазкам, свету и тени. На земле собрались в кучу голуби, которые ищут, чем поживиться.
Справа от дороги перед зрителем предстает лесопосадка: несколько высоких деревьев и длинный куст. Недалеко от них стоит женщина, которая, по всей видимости, стрижет или поливает растения.
Площадь французского театра в Париже
Эта картина Писсарро - одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе - интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу "Площадь французского театра", зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.
На заднем плане - части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.
Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, - один из самых интересных художников в истории.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro) 1830-1903 г. Французский художник-импрессионист. Биография и картины
В этом, наверное, и состоит юдоль великих людей – быть предназначенными для других дел, но сломав все семейные традиции, стать на тернистый путь творчества. История мирового искусства может похвастаться огромным числом таких примеров, и среди них Камиль Писсарро – человек, который достаточно поздно начал творческий путь, но успел так много.
Поздний талант – большое начало.
Отец Камиля, булочник из Бордо, был доволен работой сына коммивояжёром, но с детства любящий рисование юноша не желал работать в отцовском магазине. Вместе с другом пейзажистом Фрицем Мельби Писсарро совершает свой первый бунт – удирает в Венесуэлу, стремясь отгородиться от «мещанских» отцовских дел.
Побег двух юношей длился недолго и по возвращению Писсарро ждал разгневанный родитель, на уговоры которого было потрачено немало сил. Всё же будущему импрессионисту удаётся убедить, что торговля булками не его стихия, и Писсарро-старшему приходиться отступить — в 1885 году Камиль уезжает в Париж учиться живописи.
Всемирная выставка, которая проходила в этом же году в Париже, навсегда перевернула эстетические представления начинающего живописца уже вполне зрелых лет. Его восхищают и художники, выставляющиеся в официальном Салоне – Коро, Энгр, Делакруа, и мастера, представленные в независимом павильоне, такие как Курбе.
Посещая уроки живописи и многочисленные мастерские признанных мэтров тех лет, Писсарро, тем не менее, нигде подолгу не задерживается. Сухой академический жанр ему чужд, а вот художники барбизонской школы приходятся по душе. Очень много лет Писсарро сотрудничал с Коро, показывая на его суд все свои работы, прислушиваясь к каждому слову живописца.
Первые работы принесли одни разочарования и прозвища, самым обидным из которых было «специалист по капусте». Восхищаясь Курбе и Коро, испытывая неудовлетворение академическим нормам, Писсарро старательно пытается нащупать свой путь. Это ему удаётся только после знакомство с Моне, Ренуаром, Сислеем и Сезаном – вот уж действительно переломный момент в судьбе!
Но впереди была ещё одна судьбоносная встреча, на этот раз с Жюли Велле. Она станет супругой Писсарро и родит семерых детей. Их совместная жизнь будет полна материальных проблем, поиском заказов на картины и покупателей, но художник будет сохранять спокойствие и гармонию в своей горячо любимой семье даже в самые критические моменты.
Писсаро много работает на пленэре, совершенствует технику, индивидуализирует стиль и выставляется в Салоне, однако, это никак не сказывается на продаваемости его картин. Его картины приобретают больше света, насыщенный колорит, лёгкую фактуру, оставляя лёгкие намёки на выверенность композиции Коро, что делает Писсарро узнаваемым и непохожим на других.
Полосы неудач и триумфов.
В 1870 году Писсарро с семьёй бежит от франко-прусской войны в Лондон. Набравшись новых художественных впечатлений, по окончании военного конфликта живописец возвращается домой и находит печальную картину – его дом уничтожен вместе с частью его работ. Впереди абсолютная беспросветность, однако, Писсарро не привык опускать руки.
Его рвение и творческая преданность, наконец, была отблагодарена судьбой – в 1872 году его картины находят покупателей, которые решают финансовые проблемы семьи Писсарро. Окрылённый этой удачей, художник работает ещё с большим вдохновением, представляя такие картины, как «Дорога в Понтуазе», «Дом буржуа в Эрмитаж», «Каштаны в Лувесьенн», «Въезд в деревню « и др.
Однако 1874 год вновь принёс разочарования – умирает его дочь Жанна, а первая выставка импрессионистов с треском проваливается, вызвав шквал критики. Гневные нападки всегда оптимистически настроенный Писсарро воспринимает очень болезненно – очевидцы вспоминают, что он даже засомневался в ценности своего искусства и правильности выбранного пути.
Однако отчаяние живописца было недолгим и снова на помощь ему пришло искусство – Писсарро осваивает фигуративную живопись. Помимо пейзажей, в его картинах появляются люди, он пишет портреты, что вызывает смену техники мастера: значительные изменения претерпевает письмо и фактура его работ. Также мастер увлекается пастелью и совершенствуется в гравюре. Так появляются его картины «Евгений Мюрер и печи», «Крестьянка чешет шерсть», «Люсьен Писсарро в интерьере» и др.
На закате жизни.
Писсарро нередко вздыхал: «Я пишу 30 лет и всё ещё нищий», хотя четвёртая выставка импрессионистов принесла ему покупателей, но давали они за картины мастера совсем не большую цену.
Ещё одно качественное изменение в творчестве Писсарро произошло после знакомства с Сёра и его дивизионизмом. Однако если его фигуративная серия была принята благосклонно, то картины написанные в технике пуантилизма, и представленные на восьмой выставке рядом с работами Синьяка и Сёра, вызвали лишь неловкие смешки, что вновь ввергло семью Писсарро в пучину долгов и нищеты.
Мучимый нехваткой денег, мастер имел поразительную способность противостоять упадническим настроениям, чему также способствовала его супруга, уважая талант Писсарро и взваливая на себя все тяготы нищеты. Тем временем художник много работал, пробуя себя в различных техниках, разъезжая из одной дешёвой гостиницы в другую в поисках новых сюжетов.
В 1900-е гг. Писсарро, наконец, добивается признания. К концу жизни художник стал свидетелем, как его картины выставляются в различных музеях Европы и США, а от покупателей нет отбоя, и оцениваются полотна очень высоко.
Последние годы жизни 73-летний художник жил и работал в Гавре. Он по-прежнему много трудился, но теперь не испытывая привычной нужды. Умер он 13 ноября 1903 года от сепсиса. Сегодня глядя на его творческое наследие, вызывающее восхищение, невольно задумаешься – как здорово, что мастер успел ощутить признание и восхищение…и пусть совсем немного этого признания было на его доле…Но всё же успел!
Камиль Писсарро (10 июля 1830, остров Сент-Томас - 12 ноября 1903, Париж) - французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.
Биография Камиля Писсарро
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.
В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.
Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи.
Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писарро - единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.
Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей - Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них - Жорж и Люсьен - стали художниками.
Художник скончался 12 ноября (по другим сведениям - 13 ноября) 1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Творчество Писсарро
Писсарро начинал как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают.
Работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.
После знакомства с Жорж-Пьером Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писарро вернулся к своей обычной манере.
В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями.
Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
Писсарро писал также акварелью и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.
- В юношеском возрасте Писсарро бросает высокооплачиваемую работу клерка, едет в Париж, бедствует, но поступает в школу искусств.
- Однажды на выставке пейзажей Эмиль Золя сказал про картину Писсарро: «Она доставила мне полчаса наслаждения и отдыха».
- Художник долгое время пытался влиться в сообщество импрессионистов, участвовал во всех выставках. Но критики находили его картины «непонятными».
- По убеждениям писатель был анархистом, спонсировал анархистские группировки во Франции и Бельгии. Но на творчестве это не сказалось.
- Свои последние картины Писсарро писал не на природе, а в номерах гостиниц. От этого на многих из них необычный ракурс.
- На творчество живописца оказал влияние Камиль Коро (он перенял от него «пейзажную манеру») и Жорж Сера (пуантилизм — отдельное наложение мазков).