Константин сомов картины.

Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец Андрей Иванович Сомов – математик по образованию – долгое время был хранителем Эрмитажа. Мать – Надежда Константиновна Сомова (в девичестве Лобанова) – занималась домом и детьми, была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. В семье было трое детей. Старший брат Константина Александр служил в Министерстве финансов. Младшая сестра Анна – певица и дизайнер. Про Анну известно, что она училась живописи дома под присмотром брата Кости.

Андрей Иванович первым распознал в сыне будущего великого художника и настойчиво прививал ему любовь к живописи. Этому во многом способствовало большое количество рисунков, гравюр и картин, которые хранились в доме Сомова. Маленький Костя начал рисовать с шести лет. Как вспоминал уже после смерти Сомова Александр Бенуа, «главным своей художественной культуры Сомов был все же обязан той среде, в которой он вырос».

В 10 лет Костя Сомов поступил в гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге. Там он познакомился и с будущим художником Альбертом Бенуа, с которым будет дружить всю свою жизнь, и с будущим пианистом и композитором Вальтером Нувелем, и с будущим публицистом и литературным критиком Дмитриев Философовым. Все они впоследствии участвовали в основании художественного объединения «Мир искусства» и в создании одноименного журнала.

После гимназии в 19 лет Константин Сомов учился в петербургской Академии художеств. Затем он посещал занятия в мастерской Ильи Репина, а впоследствии, уехав в Париж, занимался в Академии Коларосси, где усвоил уроки модерна и французского рококо. Костя Сомов подростком и юношей часто бывал за границей с родителями. Он посетил Париж, Вену, Грац. Когда ему исполнился 21 год Константин путешествовал с матерью по Европе, побывав в Варшаве, Германии, Швейцарии, Италии. В 25 лет в Германию и Италию он ездил с отцом.

Февральская революция 1917 года обрадовала Константина Сомова, но октябрьскую он встретил сдержанно, не находя себе места в новом политическом устройстве. У Сомова была охранная грамота на его антикварную коллекцию, однако, впоследствии все предметы искусства были национализированы. В 1919 году в его особняке был открыт Музей мебели, а картины в 1920 году переданы в Румянцевский музей.

В 1918 году в возрасте 49 лет Константин Сомов получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

Жизнь в эмиграции

В 1923 году, когда Сомову было 54 года, он отправился в Америку для организации выставки русских художников. Больше года он работал над выставкой, где, в том числе, было представлено 38 его работ, и в Россию больше не вернулся. С 1925 года художник Константин Сомов постоянно жил во Франции – какое-то время у своего близкого друга и постоянной модели Мефодия Лукьянова в Нормандии, потом в Париже, где приобрел квартиру на бульваре Эксельманс.

Во Франции Константин Сомов не только занимается творчеством, но и активно участвует в общественной деятельности, пропагандируя русское искусство. Он вел активную общественную жизнь, посещает выставки, концерты и спектакли, и обучает молодых художников.

Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца в возрасте 69 лет. Художник похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Выставки и признание

Константин Сомов был востребованным художником и в дореволюционной России, и в эмиграции. Впервые работы Сомова появились на выставке Общества русских акварелистов в 1894 году.

Его первая персональная выставка была организована в Петербурге, когда художнику было 34 года. На ней было представлено 162 работы Константина Сомова. В этом же году 95 произведений было показано в Гамбурге и Берлине. Художник регулярно показывал свои работы на выставках «Мира искусств», его работы были представлены на берлинском и венском «Сецессионе» и на парижском Осеннем Салоне.

К 50-летнему юбилею художника в 1919 году прошла его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Работы Сомова находятся в собраниях лондонской галереи «Тейт», нью-йоркского музея «Метрополитен», хельсинкского «Атенеума», в постоянных экспозициях Третьяковской галереи в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Многие картины Сомова куплены частными коллекционерами.

Кстати, Константин Сомов стал самым востребованным художником на мировых аукционах. Его картина «Русская пастораль», которую он написал в 53 года, на аукционе «Кристис» в 2006 году продана за рекордную сумму в 2 млн 400 тыс. фунтов стерлингов. Рекорд был побит в 2007 году на аукционе «Кристис» в Лондоне все тем же Сомовым – его картина «Радуга» продана за 3 млн 716 фунтов при стартовой цене в 400 тыс. фунтов.

Творчество Константина Сомова

Манеру художника-модерниста можно определить как ретроспективизм, элегичность, изысканность. Его близкий друг Александр Бенуа, который в 1898 году написал о Сомове статью в журнал «Мир искусства», впоследствии писал, что на творчество Сомова повлияла английская и немецкая графика (Бердслей, Кондер, Гейне) и французская живопись 18 века, «малые голландцы» и русская живопись первой половины 19 века. Константин Сомов не видел ничего нового в творчестве передвижников, как и в признанных мэтрах типа Сезанна, Гогена и Матисса, и погрузился в атмосферу рококо 18 века.

Особый интерес Константина Сомова вызывал пейзаж, который он прорисовывал и на портретах, и на жанровых сценках. В его картинах гармония цвета и фактуры передает идиллический и одухотворенный образ природы.

В работах Сомова широко представлены все виды эротизма – шутовская и скоморошеская в галантных пейзажах и эротика обнаженного мужского тела в портретах. Сам художник считал, что искусство немыслимо без эротической основы.

Портреты

Константин Сомов – признанный мэтр портретного жанра. Его портреты передают не только внешность героя, но заглядывают в душу, открывая потаенные тайны и показывая всю подноготную. За свою жизнь Сомов создал огромное количество портретов. Героями его работ были родители; друзья детства; известные и малоизвестные люди. В Третьяковской галерее есть потрет художницы Евгении Мартыновой «Дама в голубом», над который художник работал три года. Это произведение по праву считается вершиной творчества художника.

Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.

Кисти и карандашу художника принадлежат портреты Вячеслава Иванова, Александра Блока, поэта Михаила Кузмина, художников Евгения Лансере и Мстислава Добужинского, композитора Сергея Рахманинова и многих других. Константин Сомов написал много автопортретов. На них мы видим его в разном возрасте – от юноши до пожилого импозантного человека.

Пейзажи

Сомовские пейзажи всегда наполнены воспоминаниями о родном крае, с которым ему пришлось расстаться в эмиграции. Он писал и с натуры, и по памяти то, что ему было дорого – радугу, осень, летние сумерки, лес и поля.

Галантные этюды

Константин Сомов показал России и всему миру стилизованные под 18 век галантные картины и этюды. Это было новое слово в искусстве – стилизация и гротеск. Его иронический мир населен любовниками и любовницами, арлекинами и целующимися парочками. Уже в названиях работ заложена та сказка и загадка, которая манила Сомова всю его жизнь, - «Арлекин и дама», «Язычок Коломбины», «Влюбленные. Вечер», «Арлекин и смерть», «Остров любви», «Волшебница», «Галантная сцена», «Волшебный сад», «Волшебство», «Синяя птица».

Книжная графика

Константин Сомов был востребованным оформителем. Он участвовал в оформлении журналов «Мир Искусства», «Парижанка» и других периодических изданий. Он создал иллюстрации к «Графу Нулину» А.С. Пушкина, повестям Николая Гоголя «Нос» и «Невский проспект», обложки к поэтическим сборникам Константина Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», Вячеслава Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги Александра Блока «Театр».

В 1929 – 1931 гг. уже в эмиграции Сомов проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою» для издательства «Трианон». Для иллюстрации «Дафниса и Хлои» он близко сошелся с молодым боксером, который на долгое время стал героем ряда его работ и постоянным компаньоном.

Любителям букинистики Сомов известен как оформитель наиболее полного издания «Книги маркизы» Франца фон Блея, вышедшей в 1918 году в Петербурге, для которой художник не только создал фривольные и эротические иллюстрации, используя типичный для 18 века черно-белый силуэт, но и участвовал в подборе текстов. Оформленная Сомовым «Книга Маркизы» по праву считается одной из вершин русской книжной графики.

«Фарфоровая болезнь»

В 1900-х годах Сомов начал сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. Константин Сомов, который коллекционировал фарфоровые скульптуры, имел с фарфором особые отношения, «фарфоровую болезнь». Композиции «Влюбленные», «На камне», «Дама с маской» - стали классикой фарфорового искусства и до сих пор имеют большой успех среди ценителей.

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями. Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.

Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один. Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году. Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:

29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.

Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника - картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.

Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912

Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)

Арлекин и дама. 1921

Арлекин и смерть. 1907

Влюбленный Арлекин. 1912

Галантная сцена (В саду). 1918

Итальянская комедия. 1914

Ищем двух вьетнамцев)

Язычок Коломбины. 1915

…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

Пьеро и дама. 1910


Маскарад. 1925

В лесу. 1914

Вечер. 1900-1902

Влюбленные. Вечер. 1910

Маскарад. 1930-е

Осмеянный поцелуй. 1908

Письмо (Таинственный посланец). 1896

Поцелуй. 1914

Праздник в окрестностях Венеции. 1930

Семейное счастье. 1898-1900

Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

Спящая молодая женщина в парке. 1922

Спящая женщина в синем платье. 1903

Спящая молодая женщина. 1909

Две дамы в парке. 1919

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

Лето. 1919

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937

Боксёр 1933

Зима. Каток. 1915

Русский балет. 1930

Фейерверк. 1922

Пейзаж с радугой. 1915

Портрет С. В. Рахманинова. 1925

Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

Автопортрет в зеркале. 1934

Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Константи́н Андре́евич Со́мов (18 ноября 1869, Санкт-Петербург - 6 мая 1939, Париж) - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Действительный член Академии художеств (1914).

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.

В 1879-1888 годах учился в гимназии К. Мая вместе с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сохранились мемуарные свидетельства о его любовных связях (camaraderie d’amour) с Философовым, Нувелем, М. Кузминым и другими деятелями «Серебряного века».

С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс - до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901-1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа.

Сомов известен как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой работал в области мелкой пластики: выполнил изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.
В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

С 1910 г. Сомов жил почти семейной жизнью со своим другом Мефодием Георгиевичем Лукьяновым (1892-1932), служившим художнику и постоянной моделью для портретов. В последнее десятилетие жизни создал много работ гомоэротического содержания. Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа. Душеприказчиком был Михаил Брайкевич.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Автопортрет (1898)

Константин Андреевич Сомов, – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки.
Родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.


Отдых на прогулке 1896 г.


Портрет Н.Ф.Обер 1896 г.


Дама у пруда 1896 г.


Две дамы на террасе 1896 г.




Прогулка зимой 1896 г.




Вечерняя прогулка верхом 1897 г.




Пейзаж с беседкой 1897 г.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.



Афиша выставки русских и финляндских художников 1897 г.


Наталья Павловна 1899 г.


В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 - 1900).


Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой 1897-1900 г.г.

Учащиеся петербургской частной школы Карла Мая - А. Бенуа, В. Нувель, Д. Философов и К. Сомов объединились для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) - К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство - прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева - Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.


Волшебство 1900-1902 г.г.



Эхо прошедшего времени 1903 г.



Дама в розовом 1903 г.




Поцелуй 1904 г.


Сугубо реальны своей интеллектуальной энергией созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Портрет А.А.Блока 1907 г.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 - 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.


Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект 1901 г.




Экслибрис А.Н.Бенуа 1902 г.


Экслибрис С.П.Зенгер 1902 г.


Обнаженный среди цветов 1903 г.



Гёте, муза и Амур 1906 г.


Дама с собачкой 1906 г.


Поцелуй (Силуэт) 1906 г.


Книга маркизы. Иллюстрация

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции.
К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d"Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.


Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде 1909 г.



Влюбленный Арлекин 1912 г.


Язычок Коломбины 1915 г.


Юноша на коленях перед дамой. 1916 г.


Синяя птица 1918 г .


Ночное свидание


Маскарад

В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

Константин Сомов, русский художник и иллюстратор , известен, прежде всего, как основатель журнала «Мир искусства» и одноименного журнала. Сомов родился в семье, где все были увлечены искусством. Его отец был искусствоведом, хранителем коллекции Эрмитажа. Мать прекрасно играла на фортепиано и с раннего детства прививала своим детям любовь к музыке, живописи и поэзии. Кроме того, будущий художник рос в окружении картин и рисунков, которые долгие годы коллекционировал его отец.

Свое образование Константин Сомов начал в Академии Художеств, где занимался в мастерской . Однако в 1897 году, не окончив курс, Сомов отправился в Париж. Художник испытал как влияние французских живописцев, преимущественно 18-го века, так и вошедшей в моду немецкой графики. Во время обучения и работы в Париже Сомов познакомился и сдружился со многими живописцами, вошедшими в «Мир искусства».

После возращения в Россию художник сосредоточился на портретном направлении, причем многие из портретов он выполнял в технике графики. Его работы отличаются превосходной техникой, лаконичной композицией, тонким чувством цвета и вместе с тем - утонченностью и элегантностью. Другим главным интересом Константина Сомова была книжная иллюстрация, вернее даже, особая оформительская концепция для книг, в которой все элементы - шрифт, обложка, иллюстрации, заставки, обрез - должны были выполняться в продуманном, едином, гармоничном стиле.

Первая персональная выставка работ К. Сомова прошла в Петербурге, в 1903 году. Художник предпочитал работать с красками на водной основе, акварелью и гуашью. На создание одного из его самых знаменитых произведений, «Дамы в голубом», он потратил три года. К 1914 году Сомов стал очень известным художником - он выставлялся не только в России, но и за рубежом. В этом же году он стал действительным членом . Как и многие его единомышленники, Сомов имел нетрадиционную ориентацию, придерживался предельно свободных взглядов на физическую близость и очень часто изображал сцены интимного, эротического характера. Самое полное собрание иллюстраций и рисунков Сомова на эротические темы было издано в 1918 году, уже при большевиках, в Петрограде. Однако больше всего известны портреты и пейзажи работы Сомова. Самой дорогой из проданных на аукционах картин Сомова является пейзаж «Радуга». Эта работа, написанная в 1927 году, уже после того, как художник навсегда покинул Россию, была продана за 7,33 млн. долларов в 2007 году.

Великий русский художник Константин Сомов картины

Автопортрет в зеркале

В детской

Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой)

Дама у пруда

Заснувшая на траве молодая женщина

Зима. Каток

Летнее утро

Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом)

Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина

Осмеянный поцелуй

Портрет А.А.Блока

Портрет А.П.Остроумовой

Портрет А.С.Пушкина

Портрет Е.Е.Лансере

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова

Портрет С.В.Рахманинова

Портрет художника А.Н.Бенуа

Синяя птица

Спящая молодая женщина в парке

Если вы любите знакомиться с новыми именами в искусстве и предпочитаете культурное времяпровождение, то вам обязательно стоит узнать о Музее искусства авангарда. Музей, директором которого является общественный деятель и меценат Вячеслав Моше Кантор , сможет познакомить вас с коллекциями современного искусства. Заходите на официальный сайт музея МАГМА, чтобы ознакомиться со всеми подробностями, выставками и контактами.